Введение
Сегодня педагогическая система в России существует в условиях импортозамещения и поворота к традиционализму. Поэтому одной из главных задач, направленных на защиту основ государства и общества, является формирование патриотического мировоззрения у молодежи. В таких условиях особенно важным является купирование духовно-нравственных угроз с помощью активизации патриотического воспитания. Именно поэтому статья посвящена исследованию структуры и уровней сформированности патриотических чувств у курсантов, обучающихся в образовательных учреждениях, готовящих сотрудников правоохранительных органов.
Формирование патриотических чувств у молодых сотрудников является одной из приоритетных задач воспитательной системы в полиции, так как ценностная система личности и основы ее мировоззрения формируются именно в период начальной профессиональной подготовки. В это время курсанты учатся и получают знания, которые становятся основой их будущей профессиональной деятельности.
Патриотизм является важным компонентом культуры и общественной жизни, и его формирование может способствовать развитию ответственности по службе и преданности своей профессии и государству в целом. К.И. Бовкун и Е.Ю. Садовская пишут о том, что «патриотические мотивы формируют особую побудительную силу, которая основывается на соотнесении, отождествлении себя с идеальным, культовым образом человеческой коллективности, характеристики которой осознаны человеком и начинают выступать как его субъективные качества. Следовательно, патриотизм опирается на духовные ценности, является системным качеством личности, обеспечивающим ее готовность к социально значимым действиям» [1]. Кроме того, воспитание любви к Родине помогает молодым полицейским лучше понимать свою роль в обществе и ориентирует на проявление своей патриотической позиции в эффективном труде – реальном вкладе в защиту национальных интересов.
Ценностно-смысловая сфера личности играет важную роль в формировании чувства патриотизма. Воспитание чувства любви к Родине начинается с детства и юношества, когда через усвоение и утверждение убеждений происходит понимание ценностей истории, культуры и традиций своей страны. Авторами рассматривается формирование ценностно-смысловой сферы как базис для системы патриотического воспитания, которая согласно М.К. Гайдаю и Г.А. Кузьминой «включает в себя ценностные ориентации, через которые в том числе реализуется смысл жизни человека» [2]. Патриотические ценности способствуют единству и солидарности среди полицейских, а также укреплению их профессиональных навыков.
Традиционные духовно-нравственные ценности включают в себя такие взаимосвязанные понятия, как честь, достоинство, справедливость, милосердие, уважение к старшим, любовь к Родине, семье и друзьям. Они помогают построению своей жизни в гармонии с окружающим миром и собой, стимулируют достижение поставленных целей и преодоление трудностей. Понимание содержания и глубинной сути традиционных духовно-нравственных ценностей играет определяющую роль в процессе формирования профессионального патриотизма сотрудников силовых структур. Знание о том, что эти ценности являются основой нашей культуры и идентичности и что их сохранение является нашей общей задачей, стимулирует к самосовершенствованию на службе.
Чувство гордости за успехи своего Отечества, уважение к его истории и достижениям (и сопереживание политическим неудачам и поражениям), ответственность за его будущее – все это является основой патриотизма. Отношение к своей стране, ее ценностям и идеалам формируется в процессе воспитания, образования и общения с окружающими. М.К. Гайдай и Г.А. Кузьмина также пишут следующее: «с точки зрения индивидуально-психологических закономерностей патриотизм является одним из сильных морально-нравственных, этических и духовных ресурсов человека, его мотивирующей силой, от которой «подпитываются» такие важные для гражданина качества, как ответственность, добросовестность, мужество и самоотверженность» [2]. Подобное мнение имеет и Г.Р. Хуснетдинов, считающий что «нравственно-патриотическое воспитание личности курсанта образовательной организации МВД России является систематическим и целенаправленным процессом по формированию у него высокоморальных качеств, осознанной готовности выполнять свой служебный долг по защите прав и законных интересов граждан» [3].
Чувство патриотизма не только способствует укреплению национальной идентичности, но и мотивирует воспитуемых к общественно полезной деятельности во благо Отечества. Для того чтобы укрепить чувство патриотизма, необходимо создавать условия для формирования сильных и позитивных связей между взглядами граждан и прошлым и настоящим страны. Это можно осуществить через патриотическое воспитание в образовательных организациях, где у воспитуемых будут формироваться традиционные ценности (уважение к истории и культуре своей страны, осознание своей роли в ее развитии и процветании, понимание национальных интересов Отечества и др.).
Таким образом, формирование патриотических чувств является важным элементом воспитания молодых полицейских и должно быть приоритетным направлением воспитательной системы в высших образовательных учреждениях, готовящих сотрудников полиции. Т.И. Аркова указывает на то, что «в потенциале воспитания духовно-нравственных ценностей мы вправе выделить ценности-цели, ценности-средства и ценности-качества» [4]. При этом важно развивать и поддерживать ценностно-смысловую сферу личности каждого человека, выступающую в качестве социокультурного базиса, на котором зиждется формирование патриотических чувств. Цель исследования – выявить и охарактеризовать взаимосвязь патриотизма и ценностно-смысловой сферы личности у курсантов-полицейских.
Материалы и методы исследования
В качестве испытуемых выбрана самая активная часть общества – молодежь и наиболее мотивированная ее часть – курсанты силовых структур. Как и в исследовании, проведенном А.Н. Лебедевым и О.В. Гордяковой (подобном данному по структуре), «величина проявления эмоциональных впечатлений (патриотизм как чувство) при восприятии произведений отечественной культуры и искусства оказывается различной» [5]. Для диагностики чувства патриотизма авторами была использована авторская диагностическая методика «Мой патриотизм». Для диагностики ценностно-смысловой сферы использовался тест «СЖО» Д.А. Леонтьева. Для проведения сравнительной статистики результатов исследования были использованы данные опытно-экспериментальной работы, в которой участвовали курсанты двух групп: экспериментальной и контрольной. В исследовании приняли участие 102 чел., из них 53 женщины, 49 мужчин, курсантов Краснодарского университета МВД России. Возраст участников исследования: 18–26 лет. Выделено пять диагностических групп: первая – с низким уровнем развития патриотических чувств; вторая – с уровнем ниже среднего; третья – со средними показателями патриотизма; четвертая – с уровнем выше среднего; и пятая – с высокими показателями. Респондентов с низким уровнем патриотизма нами выявлено 10 чел., из них 8 женщин (40 %) и 12 мужчин (60 %). Средний возраст респондентов – 21 год. Второй кластер (уровень патриотизма «ниже среднего») включает 14 чел., из них 7 женщин (50 %), 7 мужчин (50 %). Средний возраст респондентов – 20 лет. Третий кластер (средний уровень патриотизма) включает 30 чел., из них 17 женщин (56,6 %), 13 мужчин (43,4 %). Средний возраст респондентов – 19 лет. Четвертый кластер (уровень патриотизма «выше среднего») включает 22 чел., из них 10 женщин (45,5 %), 12 мужчин (64,5 %). Средний возраст респондентов – 21 год. Пятый кластер (высокий уровень патриотизма) включает 26 чел., из них 11 женщин (42,3 %) и 15 мужчин (58,7 %). Средний возраст – 21 год. Различий по гендерному, социальному и возрастному показателям не выявлено.
Результаты исследования и их обсуждение
Приведем обобщенные результаты исследования. Анализ экспериментальных данных (взятых у обучающихся экспериментальной и контрольной групп, воспитание патриотизма которых базировалось на основе традиционных духовно-нравственных ценностей) представлен в виде единой системы показателей, которая отразила динамику уровней сформированности чувства патриотизма. Результаты кластерного анализа по перечисленным в таблице типам патриотизма позволили понять специфику ценностно-смысловой сферы курсантов-полицейских. В таблице приведены количественные данные сравнительной статистики.
Данные сравнительной статистики результатов исследования
Тип патриотизма |
Общий уровень патриотизма в группах (в % от максимума) |
Динамика сформированности патриотизма |
||||
до эксперимента |
после эксперимента |
|||||
Экспериментальная |
Контрольная |
Экспериментальная |
Контрольная |
Экспериментальная |
Контрольная |
|
Семейно-бытовой |
52,2 |
54,3 |
64,1 |
81,5 |
11,9 |
27,2 |
Государственный |
43,1 |
42,8 |
66,2 |
73,2 |
23,1 |
30,4 |
Исторический |
50,5 |
50,1 |
62,4 |
82,3 |
11,9 |
32,2 |
Социокультурный |
51,2 |
50,8 |
62,3 |
71,6 |
11,1 |
20,8 |
Национальный |
45,4 |
48,1 |
64,9 |
80,3 |
19,5 |
32,2 |
Религиозный |
49,6 |
50,7 |
63,7 |
71,6 |
14,1 |
20,9 |
Территориальный |
46,2 |
53,8 |
67,1 |
75,9 |
20,9 |
22,1 |
Языковой |
44,8 |
55,1 |
61,7 |
77,8 |
16,9 |
22,7 |
Общий групповой уровень |
47,8 |
50,7 |
64,05 |
76,77 |
16,17 |
26,06 |
Структура ценностно-смысловой сферы участников эксперимента представляет самостоятельный интерес. Курсантов, имеющих «низкий» и «ниже среднего» уровень патриотизма, было немного. По итогам проведенной работы можно сделать следующие выводы: разработанная структура чувства патриотизма (типы которого показаны в таблице) дополняет ранее проведенные исследования в области патриотического воспитания, конкретизирует место патриотизма в системе личности человека, уточняет определение этого психолого-педагогического явления, способствует более успешному процессу дальнейшего изучения данной тематики. Установлено, что эффективность решения задач патриотического воспитания курсантов значительно повышается благодаря использованию системы методов обновления содержания образовательных дисциплин (блочного, внутридисциплинарного, дополняющего, элементного и комплексного), обеспечивающих разнообразие применяемых технологий формирования патриотизма в учебной и внеаудиторной деятельности при соблюдении совокупности организационно-педагогических, информационно-методических, психолого-педагогических условий.
Разработанный С.Н. Кипреевым диагностический опросник оценки уровня патриотизма в результате практического применения показал себя важным инструментом патриотического воспитания курсантов. Он выступил в качестве способа оценки эффективности воспитательного воздействия на сотрудников полиции, обучающихся в ведомственной образовательной организации [6]. Для сотрудников силовых структур (особенно тех, кто работает в регионах, где национально-религиозное единство имеет большое значение) было важным понимание того, что традиционные духовно-нравственные ценности являются основой их национальной идентичности и культуры. При этом отмечалось, что традиционализм также помогал сотрудникам чувствовать себя частью своей страны и служебного коллектива, способствовал проявлению уважения к другим людям и их культуре, а также сохранению мира и стабильности в обществе в целом.
Обращает на себя внимание, что при уровне патриотизма выше среднего взаимосвязь его показателей с различными параметрами ценностных ориентаций также более интегрирована, чем в группе курсантов с низким патриотизмом. Кроме того, «меняется структура ценностно-смысловых характеристик в группах с разным уровнем общего патриотизма. Испытуемые, имевшие высокий уровень сформированности чувства патриотизма, более обоснованно выбирают ценности и смыслы, их мотивация связана с углубленным пониманием содержания ценностно-смысловой сферы. В то же время курсанты имели неустойчивую систему ценностей и смыслов» [7]. Выявлено, что у курсантов со средним уровнем показатели сформированности основных духовно-нравственных ценностей также были на среднем уровне. Современной молодежи нужно измениться, взять за образец лучшие эталоны российской цивилизации, совершить правильный нравственно-идеологический выбор в пользу патриотических смыслов и целей. А.А. Василевский и Н.А. Гончарова говорят о том, что «реализация на практике установок военно-политического руководства страны по воспитанию граждан-патриотов будет зависеть от наличия или сформированности тех или иных качеств личности, связанных с типом темперамента курсанта или с набором черт его характера» [8]. При этом наиболее актуальным направлением патриотической работы является совершенствование методов патриотического воспитания на основе использования педагогического потенциала духовно-нравственных ценностей.
Поэтому важно всячески поддерживать патриотические начинания сотрудников, делать достоянием всего личного состава результаты их службы. Благодаря скоординированному взаимодействию органов воспитательной работы преподавательского состава и патриотического актива в подразделениях силовых структур удается нормализировать общеколлективную точку зрения курсантов и успешно формировать у них патриотические чувства. О.Л. Кудрявцева указывает на то, что для педагогов важно использовать в ходе образовательной деятельности «воспитательный потенциал своего предмета, при выборе методического инструментария, содержания учебного материала, оказывающего максимальное воспитательное воздействие, могут рассматривать наставничество как технологию формирования духовно-нравственных ценностей, используя потенциал рефлексии, задавая открытые вопросы, используя инструменты эффективной обратной связи при формировании ценностных установок» [9].
Сотрудникам силовых структур необходимо понимать, что сохранение традиционных духовно-нравственных ценностей является не только их прямой обязанностью, но и моральным долгом перед обществом и страной. Они должны быть готовы защищать эти ценности, бороться с теми, кто пытается их разрушить (как в гражданском обществе, так и внутри самой силовой структуры), и таким образом поддерживать порядок и безопасность в своей стране. С.Н. Кипреев так характеризовал изменения личности курсантов в ходе педагогического процесса: «основная масса курсантов обеих диагностических групп улучшила показатели сформированности чувства патриотизма благодаря деятельности воспитательных структур образовательной организации, однако участники экспериментальной группы смогли лучше проявить патриотические эмоции и чувства в деятельности во благо своего Отечества» [10].
Заключение
В работе проведен анализ теоретических и эмпирических связей между патриотическими чувствами и ценностно-смысловой сферой курсантов. В результате исследования было выявлено, что у курсантов обеих групп существуют различия в уровне сформированности патриотических чувств. Так, курсанты экспериментальной группы показали более высокий уровень сформированности патриотических чувств, чем курсанты контрольной группы. Это связано с тем, что курсанты экспериментальной группы проходили специальную программу воспитания патриотизма, которая включала в себя не только теоретические занятия, но и практические мероприятия. Также было установлено, что между уровнем сформированности патриотических чувств и уровнем развития ценностно-смысловой сферы существует прямая связь. Чем выше уровень сформированности патриотизма у курсанта, тем выше его уровень развития ценностно-смысловой сферы.
Таким образом, результаты проведенного исследования позволяют сделать вывод о том, что патриотическое воспитание играет важную роль в формировании личности курсантов правоохранительных органов и способствует развитию их ценностно-смысловой сферы. Кроме того, важным аспектом исследования явилось понимание важности создания для курсантов специальных педагогических условий, позволяющих активно участвовать в жизни коллектива, принимать участие в патриотических мероприятиях (как вживую, так и в цифровом формате), содействовать развитию педагогических технологий. Это позволит воспитуемым чувствовать себя частью общего дела, сформирует гордость за свои достижения в патриотическом движении и результаты своего труда. Укрепление чувства патриотизма является ключевым фактором для создания единого и сильного общества, способного преодолевать ключевые социально-политические вызовы современности и решать проблемы, стоящие перед современной Россией. Патриотические чувства должны выражаться не через участие в праздничных или символических мероприятиях, но проявляться в действенном принципе поведения каждого курсанта через осознанный профессиональный труд. Важно, чтобы люди не только говорили о своей любви к Родине, но действовали во благо всего общества, стремились к практическому развитию и улучшению своей страны. Именно патриотизм помогает людям ощутить себя частью большой идеи и направить их труд на достижение общих целей и национальных интересов. При этом необходимо поддерживать и развивать ценностно-смысловую сферу личности (как основной базис зарождения патриотических чувств), чтобы участие в патриотической деятельности стало неотъемлемой частью жизни каждого полицейского.