Введение
Сегодня большую роль в образовании уделяют формированию и развитию функциональной грамотности, которая, согласно Федеральным государственным образовательным стандартам начального общего образования, понимается как способность «решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности), включающей овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу готовности к успешному взаимодействию с изменяющимся миром и дальнейшему успешному образованию» [1]. Как отмечается в работе О.А. Юртаевой, «функциональная грамотность в большей степени связана с уровнем навыков, необходимых отдельным лицам или группам населения для выполнения определенной задачи чтения в реальной жизни» [2].
При этом одним из важнейших компонентов функциональной грамотности является читательская грамотность, формировать которую необходимо с момента обучения чтению. Как отмечает А.В. Булеца, «базовым навыком, который ученик приобретает в школе, является чтение, именно от уровня владения этим навыком зависят не только академические достижения ученика, но и его профессиональные достижения в дальнейшей жизни» [3]. Другими словами, умение читать и правильно выбирать информацию из текста дает возможность человеку нормально жить и трудиться.
Подобную мысль высказывают Г.Ф. Галлямова и Р.И. Набиева: «В последнее время необходимость развития читательской грамотности как части образовательного процесса в наших школах становится все более очевидной. Это требование вытекает из насущной потребности современного общества, в котором способность понимать тексты в различных ситуациях и контекстах является основой успешной жизни каждого человека и процветания общества в целом» [4]. Об этом же говорится и в статье Е.С. Балашовой и И.А. Ерофеевой: «Огромное внимание сегодня уделено развитию способности применять полученную в процессе чтения информацию в разных жизненных ситуациях» [5].
Необходимо осознавать, что читательская грамотность – это не просто умение быстро составлять символы и знаки в слова и предложения, но в первую очередь это умение извлекать из текста смысл, оценивать его, сопоставлять с собственным жизненным опытом и ранее полученными знаниями. Поэтому от того, как изначально будет отработана технология обучения чтению, зависит дальнейшая возможность формирования и развития читательской грамотности.
Для формирования читательской грамотности используется так называемое смысловое чтение, которое позволяет осмысливать прочитанные тексты, а не просто пересказывать изложенную в текстах информацию. Следует также учесть, что в настоящее время происходит массовая цифровизация всех сфер деятельности общества, в том числе и сферы образования. Поэтому очень важной является разработка методик перевода традиционных методов обучения в цифровой формат. Это, с одной стороны, дает возможность усилить эмоциональное воздействие на учеников и повысить эффективность процесса обучения. С другой стороны, особую специфику в образовательный процесс «внесло дистанционное обучение, когда личный контакт с педагогом и воспитателем сведен к минимуму» [6]. Это требует от педагогов особого внимания и умения проводить эффективные уроки как при непосредственном общении с учениками, так и в онлайн-формате.
Заканчивая вводную часть, стоит отметить еще один аспект, который в данной работе играет немаловажную роль. Несмотря на то, что синергетика как методологический подход появилась более 30 лет назад, очень немногие учителя используют ее в своей практической деятельности. Синергетика «представляет человека как систему, подчиняющуюся законам самоорганизации, органично сочетающей в себе как природные, так и нравственные начала» [7]. Тогда основная задача состоит в том, чтобы запустить механизм самоорганизации, при котором новые знания и умения будут вписываться в предшествующий опыт ребенка и формировать в его сознании новые ассоциации и взаимосвязи.
Исходя из вышесказанного, была поставлена цель данного исследования – разработать технологию формирования навыков смыслового чтения как необходимого условия формирования читательской, а следовательно, и функциональной грамотности на начальных этапах обучения технике чтения с использованием синергетического подхода.
Материалы и методы исследования
Методы исследования включают в себя теоретический анализ литературы по теме исследования, наблюдение за способами организации учебной деятельности младших школьников, синергетический подход, обеспечивающий комплексное воздействие на сознание ученика. Важную роль в данной работе сыграл также герменевтический метод, который дал возможность проанализировать тексты с точки зрения их правильной интерпретации, что является одним из важнейших компонентов читательской грамотности.
Результаты исследования и их обсуждение
В настоящее время наблюдается такая тенденция, что учителя формально подходят к обучению, мыслят тактически, а не стратегически. Цель таких учителей – научить ребенка технике чтения, а все остальное уходит на задний план. Вопрос о том, как в дальнейшем это умение будет применяться в жизни ребенка, учитель не рассматривает. Однако научить ребёнка читать еще не значит сформировать у него читательскую грамотность. Главное не в том, чтобы ученик прочел представленный текст, а в том, чтобы он осмыслил прочитанное и извлек для себя полезную информацию. Обязательным условием должно быть и то, чтобы ученик мог не только дословно ее воспроизвести, но и вписать в свое сознание, в свой жизненный опыт, соотнести ее с той информацией, которая уже имеется в сознании, и установить определенные ассоциативные связи, оценить ее критически.
Вместе с тем, если обратиться к классикам педагогики, можно найти огромное количество высказываний о том, что на первом месте должно стоять обучение способности к самовоспитанию и саморазвитию, какое бы конкретное умение при этом ни формировалось. Так, К.Д. Ушинский писал, что воспитательная деятельность педагога должна быть «направлена исключительно на развитие сознания в человеке» [8, c. 7]. Н.А. Добролюбов подчеркивал: «…нужно заботиться о том, чтобы возбудить в воспитаннике стремление к дальнейшему самообразованию и дать средство к нему, познакомивши с источниками и пособиями и с теми научными приемами, при помощи которых можно с успехом самостоятельно разрабатывать науку» [9, c. 349]. В.Г. Белинский особое внимание уделял детским книгам: «Книги, которые пишутся собственно для детей, должны входить в план воспитания как одна из важнейших его сторон» [10, c. 45]. А это можно сделать только через мысли и чувства.
Об этом же говорят и современные авторы. Так, в работе Б.Б. Чимеевой подчеркивается: «Самовоспитание и саморазвитие личности являются формами саморегуляции и элементами управляемого самоизменения личности. Они непосредственно связаны с самосознанием – пониманием личностью собственного “я”, своего значения в обществе, своих потребностей и эмоций, а также с умением оценивать собственные сильные и слабые стороны. Осознавая себя, личность способна регулировать процессы изменения внутренних составляющих, формирования новых качеств и свойств, самовоспитываться и саморазвиваться» [11]. Д.Н. Сюкиев отмечает: «Основным приоритетом педагогической деятельности становится целенаправленное и систематическое руководство становлением творческой личности, способной к саморазвитию и самореализации» [12]. И.Э. Вильданов особое внимание уделяет личностному развитию, которое «достигается за счет применения практико- и личностно-ориентированных, контекстных проблемных технологий обучения» [13]. Естественно, что все эти аспекты просто обязаны найти отражение в работе каждого педагога на конкретных уроках, при формировании любого качества школьника, в том числе при формировании функциональной грамотности, а следовательно, и одного из ее компонентов – читательской грамотности, в которую необходимым условием входит и смысловое чтение.
Тем не менее часто возникает такая ситуация, когда ученик вместо пересказа текста пытается воспроизвести его наизусть, поскольку не осмысливает содержание прочитанного и не может выразить смысл того текста, который только что прочитал. У ребенка в сознании не формируются какие-либо ассоциации и представления, в результате чего текст превращается в набор символов¸ которые просто необходимо запомнить. В будущем это препятствует старшеклассникам осмысливать условия задач, а затем и в повседневности они ищут готовое решение на любые жизненные ситуации, то есть сформированность их функциональной грамотности стремится к нулю.
Чтобы избежать подобной ситуации, необходимо с самого раннего возраста учить ребенка осмысливать прочитанное, для чего можно использовать следующую технологию.
Первый и самый важный этап заключается в том, чтобы уже на этапе отработки техники чтения давать ребенку задания, способствующие умению осмысленно излагать свои мысли и при этом окрашивать их эмоционально. Это можно делать практически на каждом уроке, давая детям следующее задание: расскажите, что вы делали сразу после того, как проснулись; чем вы сегодня завтракали; как вы собирались в школу; как вы шли в школу, что видели по дороге и т.д. Сначала это может быть только один из вышеназванных вопросов, потом несколько, наконец ученик уже сможет составить полный рассказ о том, что он делал от пробуждения до прихода в школу. Причем, если ребенок будет заранее знать, что ему необходимо будет пересказать свои действия, он будет акцентировать на этом внимание и заранее в голове составлять текст своего рассказа. При этом в роли «первичного текста» будет выступать последовательность его действий. И он научится «переводить» эту последовательность в устный рассказ. Это можно делать в течение всего времени, пока отрабатывается техника чтения на соответствующих уроках в начальной школе.
Задача этого этапа – научить ребенка формировать в своем сознании модель собственных действий, которую потом можно будет перевести в устный рассказ. Естественно, что при таком подходе будут присутствовать эмоции – ведь человек рассказывает о себе. Можно усилить этот аспект, попросив рассказать о том, что ученику больше всего понравилось, запомнилось, произвело впечатление и т.д.
Следующий шаг – научить ребенка пересказывать текст, но не просто воспроизводя слова, а по тому же принципу, что он делал и раньше, переводя свои действия в устный рассказ. Для этого будет необходимо научиться осуществлять обратный процесс: переводить прочитанный текст в последовательность действий (уже не своих, тех, которые описаны в тексте), а потом эти действия перевести в устный рассказ.
Для ребенка второй перевод уже не составит труда, если использовались вышеприведенные задания. Для того же, чтобы первый перевод оказался более эффективным, можно провести следующую дополнительную работу.
За некоторое время до того, как давать задание пересказать прочитанное, необходимо дать возможность перевода информации не из прочитанного текста, а из фильма (фрагмента фильма). При этом фильм также должен вызывать эмоции и переживания.
Задания при просмотре фильма должны идти по возрастанию сложности. Вначале можно дать общий вопрос: о чем этот фрагмент. Потом несколько вопросов, конкретизирующих отдельные действия героев фильма. И, наконец, пересказ сюжетной линии. При этом фрагмент фильма можно демонстрировать несколько раз, каждый раз задавая предварительно новые вопросы. Следующим шагом на этом этапе должно быть увеличение времени фрагмента и количества действий, совершаемых героями. В идеале эти действия должны быть взаимосвязанными, тогда у ребенка будет возможность формировать в сознании причинно-следственные связи.
Вместо фильма можно использовать набор картинок, последовательность которых раскрывает определенную сюжетную линию. Здесь также можно действовать последовательно. Сначала дать задание описать, что изображено на каждой отдельной картинке, потом описать последовательность ситуаций, изображенных на каждой из них, и затем выстроить сюжетную линию.
При этом ученик делает почти то же самое, что и в первом случае, но в роли «первичного текста» выступает последовательность не его действий, а тех персонажей, которые показаны в фильме или изображены на картинках. Это более сложное задание, но очень похожее на предыдущее, только информацию ребенок получает не из своей жизни¸ а из фрагмента фильма или набора картинок. Главным результатом такой технологии является то, что ученик учится переводить полученную информацию в устный рассказ. А поскольку первичная информация дается не в текстовой форме, ученик в обязательном порядке должен ее как-то осмыслить, а потом воспроизвести своими словами.
Для усиления такого умения следующим шагом будет одновременная демонстрация фильма (и/или набора картинок) и текста об одном и том же. Тогда ребенок видит, как одна и та же информация переводится из одной формы в другую, причем еще одна из таких форм формируется в его сознании, а потом, еще в одной форме, воспроизводится им в устной речи. И так несколько раз, усиливая сложность: сначала отдельные эпизоды, затем последовательность действий и, наконец, сюжетная линия. Когда же данное умение будет достаточно глубоко отработано, можно ученику дать только текст, но тогда он будет воспринимать его не как набор слов, а как «первичную информацию», которая уже автоматически будет осмысливаться, поскольку данный навык был отработан и освоен учеником. Для ученика просто изменится форма подачи «первичной информации», а суть останется той же, что и при описании своих действий или же при описании действий героев фильма. Само собой разумеется, что при этом необходимо использовать самые различные цифровые форматы и современные информационно-коммуникационные технологии.
Все вышеописанные приемы работы с младшими школьниками достаточно хорошо отработаны, суть описанной выше технологии заключается в том, чтобы применять их в определенной связи и последовательности, что неизбежно приведет к синергетическому эффекту и повысит качество обучения школьников. Причем описанная выше технология может использоваться как при очной, так и дистанционной формах обучения.
И что очень важно, в этом случае не только чтение, но и письмо для ученика будут представлять собой не просто чтение или написание букв, а будут выступать еще одним каналом передачи информации. Тогда и потребность в этом умении будет гораздо более мотивирована. Если раньше ребенок запоминал свои действия, теперь он может их записать, чтобы оставить для будущего прочтения. При этом будет не только отработана техника чтения и письма, но и осмыслена их функциональность, возможности применения в жизни, что соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, согласно которым необходимо обеспечить «системное и гармоничное развитие личности обучающегося, освоение им знаний, компетенций, необходимых как для жизни в современном обществе» [1]. То есть на самых ранних этапах обучения будут сформированы основы функциональной грамотности. Если же ребенку без вышеописанной предварительной подготовки просто дать текст и попросить его пересказать, ребенок будет воспринимать его как набор символов, который необходимо воспроизвести, причем за этими символами ничего не будет ассоциироваться в сознании ребенка. А о формировании какой-либо функциональности вообще не может быть и речи.
Заключение
Автор осознает, что описанная выше технология формирования читательской грамотности на начальных этапах обучения на основе формирования навыков смыслового чтения при чтении текста может рассматриваться лишь как теоретическая модель, требующая дополнительной экспериментальной проверки. Тем не менее она может рассматриваться в качестве методических рекомендаций для учителей начальных классов. Имеются все предпосылки для того, что при ее использовании ребенок будет не просто запоминать слова, в его сознании будет формироваться сюжетная линия рассказа, которую он потом сможет воспроизвести по тому же принципу, что и на первых двух этапах. Поскольку именно этот навык на первом этапе будет вырабатываться «в чистом виде», он и станет доминирующим, что позволит уже на начальных этапах обучения чтению выработать навыки смыслового чтения. Функция чтения состоит в том, чтобы выявить определенную информацию – именно это будет понятно ребенку. А это и есть фундамент функциональной грамотности. Для учителя это означает, что научить ребенка читать не самоцель, а главное средство для саморазвития ученика. При таком подходе эффективность обучения не только в начальной школе, но и в дальнейшем будет гораздо выше.