Введение
Современная молодежь проводит много времени в интернете, поэтому эффективным способом формирования чувства патриотизма, применяемым в воспитательной практике, может быть использование видеоподкастов. Видеоподкасты являются актуальным педагогическим средством и предоставляют возможность педагогу передавать информацию в увлекательной и доступной форме, что делает их привлекательными для широкой аудитории.
Н.Г. Гарбажий дает определение термину «подкаст», это «аудио- или видеофайл, созданный любым человеком и доступный для прослушивания или просмотра во Всемирной сети. Пользователь, зайдя на сервер подкастов, может использовать его как в Интернете, так и на персональном компьютере, предварительно скачав. Продолжительность подкастов может варьироваться от нескольких минут до нескольких часов» [1, с. 129].
Видеоподкаст характеризуется сочетанием аудио- и видеоконтента, который имеет эпизодический характер. Видеоподкасты могут быть записанными или вестись в онлайн-режиме, статичными или профессионально снятыми с ведущим и гостями. Они повышают вовлеченность аудитории посредством использования визуальных элементов, таких как невербальные жесты, мимика, видеографика и т.д. Это позволяет аудитории чувствовать эффект присутствия во время записи или разговора.
В научном сообществе сегодня существует значительное количество различных подходов к классификации видеоподкастов. Выделяются следующие типы видеоподкастов: соло-подкаст, интервью в студии, удаленное интервью, разговоры, анимированное видео, статическое изображение, подкаст «B-Roll Footage» (аудиозапись, наложенная на короткие клипы), образовательные и комедийные подкасты. Однако исследований в этой сфере пока недостаточно. Примерами успешных подкастов, нашедших отклик у современной молодежной аудитории, можно назвать следующие медиапродукты, созданные такими авторами-новаторами, как А. Хрусталев («Кто настоящий патриот России»); Н. Буканев («Кто такой патриот России»); В. Брилев («Многое о патриотизме», «Что такое единство народа»); А. Афанасьев («Патриотическое воспитание детей»); А. Васильев («Патриотическое воспитание молодежи»); Е. Вагапова («Патриотизм – неотъемлемое качество личности»); Н. Ильина («Расскажи о России: герои нашего времени»).
При этом Н.С. Агеева, А.Г. Истомина и Р.С. Сулейманов отмечают, что видеоподкасты создают путем использования специальных сервисов, например HeyGen, который «позволяет генерировать видео по запросу пользователя на основе текстового сценария с использованием виртуальных аватаров в качестве ведущих, которые способны говорить на более чем 40 языках. Сервис активно используется для создания подкастов, видеоуроков, инструкций, презентаций, отчетов» [2, с. 10].
Цель исследования – определить педагогический потенциал и значимость отдельных форм видеоподкаста для патриотического воспитания курсантов-полицейских.
Материалы и методы исследования
Для оценки педагогической значимости видеоподкастов для патриотического воспитания молодежи авторами проведен анонимный опрос, в котором приняли участие педагоги образовательных организаций правоохранительных органов различного уровня. Опрошенных было 114 чел., из которых 55 женщин (в возрасте 20–25 лет), 69 мужчин (в возрасте 21–27 лет), осуществляющих педагогическую деятельность в высших учебных заведениях системы МВД России. Опрошенные самостоятельно осуществляли просмотр и критический анализ видеоматериалов по теме исследования, оценивали применимость медиапродуктов для педагогического процесса в высшем учебном заведении. Анализ педагогического потенциала видеоподкастов производился путем подсчета среднеарифметических показателей выставленных оценок по десятибалльной шкале в каждом виде медиаконтента. Респондентам предлагалось оценить по десятибалльной шкале значимость 15 типов видеоподкастов, сгруппированных в 3 вида (монолог, диалог, разговор нескольких людей).
Результаты исследования и их обсуждение
Авторами отмечается, что при обработке результатов исследования гендерные, этнические и возрастные особенности оценивания медиаконтента испытуемыми были незначительными. Особенности видеоподкаста «Монолог» заключаются в том, что автор видео говорит на темы, которые имеют социальную значимость и интересуют его слушателей. Классический пример подкаста «Диалог» – видеоинтервью, в котором ведущий задает вопросы знаменитому политику, ветерану, писателю или какому-либо другому собеседнику с целью достижения образовательных результатов. «Разговор нескольких людей» характеризуется содержательной направленностью, сегментацией, методикой обучения, ориентацией на учебный процесс.
Примеры типов патриотических подкастов, использованных нами в ходе воспитания курсантов образовательных организаций МВД России:
1. «Патриоты России» – подкасты, которые рассказывают о жизни и истории России, знаменитых личностях, внесших заметный вклад в умножение могущества нашего Отечества.
2. «Моя Родина» – подкасты о патриотизме и различных проявлениях любви к своей стране гражданами нашей страны.
3. «Россия в сердце» – подкасты об истории России и ее культуре, значимости государства для жизни и миропонимания конкретных людей.
4. «Герои России» – подкасты о людях, которые совершили военный или гражданский подвиг для своей̆ страны: военных, полицейских, врачах, учителях и пр.
5. «Слава России» – подкасты о том, как важно быть патриотом, какие действия необходимо совершать, чтобы вносить вклад в рост благосостояния России.
Обобщенные результаты исследования на диаграмме (рисунок) представлены нами в форме анализа значимости видеоподкастов различного смыслового типа
Анализ полученных данных показал, что значимость различных видов и типов видеоподкастов испытуемыми оценивается следующим образом. Диалог был оценен в 6,9 (сумму средних баллов за 5 типов). Монолог получил балльную оценку в 5,6. Разговор нескольких людей, который можно условно назвать полилогом, набрал среднюю оценку в 7,7. При этом авторами отмечается, что видеоподкасты, посвященные героям нашего Отечества (более всего полюбившиеся участникам опроса), получали более высокие оценки, когда выполнялись в стиле полилога и были менее значимы в стиле изложения одним диктором.
К.С. Итинсон пишет о том, что «видеоподкасты оказывают положительное влияние на чувства и эмоции студентов. Многие ученые отмечают, что видеоподкасты являются мотивирующими для студентов, так как видеоматериал является интересным, доступным и позволяет просматривать учебный материал несколько раз. Более того, просмотр видеоподкастов снижает беспокойство студентов, создает комфортную психологическую атмосферу» [3, с. 132].
Патриотические подкасты являются важным инструментом для воспитания молодежи и формирования у них любви к своей стране. Можно использовать подкасты для обсуждения актуальных тем, косвенно связанных с патриотизмом. Например, целесообразно обсудить вопросы национальной безопасности, защиты прав и свобод граждан, а также роли государства в жизни общества. О.В. Халтурина выделяет такие критерии отбора подкастов, как социокультурная направленность и насыщенность, тематичность, информативность, доступность и посильность, ситуативная вариативность [4, с. 206]. Актуально создание подкастов о выдающихся людях, которые внесли свой вклад в развитие страны.
Видеоподкасты позволили молодым людям ответить на такие вопросы, как «Что ты чувствуешь в это непростое время?»; «Что такое единство народа?»; «Что самое важное в патриотизме?»; «Что значит быть патриотом в наше время?»; «Как формируется патриотизм?»; «Как зарождается патриотизм?»; «Как проявляется любовь к родине?»; «Как патриотизм проявляется в жизни?»; «Какая песня отражает всю глубину патриотизма?»; «Можно ли научить патриотизму?»; «Патриотизм в душе или голове?»; «Почему российский патриотизм так тесно связан с войной?»; «Чем отличается патриотизм от национализма?».
К.С. Итинсон указывает на то, что «подкаст является многоцелевым медиасредством, которое продолжает использоваться различными способами в образовании в качестве образовательного средства для распространения научных и социальных знаний в школах и университетах, а также способствует развитию критического мышления и рефлексивного отношения. Как открытый образовательный ресурс подкаст применяется на всех этапах обучения, дистанционно или же в процессе «контактного» обучения, в контексте формального, неформального и информального образования» [5, с. 28].
Оценка респондентами значимости видеоподкастов различного смыслового типа
Среди современных подкастов, размещенных в интернете, выделяются такие видео, как «Поручик Киже» – подкаст об истории России с человеческой точки зрения; «Тоже Россия» – подкаст о неочевидном русском наследии и уникальных традициях, которые сохраняются в русской провинции; «Политическая Россия» – подкаст, где обсуждаются актуальные события мировой и внутренней политики, разоблачается антироссийская пропаганда. Актуальна деятельность специальных групп неравнодушных граждан по производству патриотически ориентированного контента (например, центра «Мир и Лад»).
Важно также привлечение самих обучающихся к участию в изготовлении видеоподкастов, что способствует совершенствованию их профессиональных умений. Так, О.Н. Брега и Г.В. Круглякова обращают внимание на то, что, создавая подкаст, «учащиеся самостоятельно пишут его сценарий, выбирают и комбинируют необходимый материал, оформляют его и записывают видео, а учитель только регулирует или корректирует образовательный процесс» [6, с. 469]. Особенно важно это для сотрудников факультетов информационно-коммуникативных технологий, служебная деятельность которых предусматривает наличие способностей производить медиаконтент, который целесообразно использовать для контрвоздействия на сторонников экстремистского, террористического, сектантского и шовинистического мировоззрения, а также ксено- и кириофобии.
При этом Г.Н. Белова предлагает «задавать на дом в качестве творческого домашнего задания» [7, с. 181] и указывает на целесообразность групповой работы над подкастами. Также актуальным становится создание целых серий подкастов, к примеру подобных циклу подкастов «Счастье в треугольных письмах», которые в рамках спецпроекта «Живые герои. 75-летие Великой Победы» запустил журнал «ФедералПресс».
О.М. Крутоусова, Т.Н. Грачева и О.П. Косолапова отмечают, что, «учитывая возрастные особенности молодежной среды, важно отметить, что действенным формирование общероссийского гражданского патриотического самосознания будет только при условии грамотного синтеза усилий всех субъектов патриотического воспитания, включая родителей, чей мировоззренческий багаж, жизненный опыт, моральные устои могут стать базовыми для молодежи» [8, с. 90]. Поэтому видеоподкаст как средство патриотического воспитания следует использовать в комплексе методов патриотического воспитания как один из основных, но не исчерпывающих способов воздействия на личность воспитуемых.
Авторы статьи разделяют мнение Е.В. Рублевой, которая отмечает, что «методическая целесообразность использования видеоподкастов подтверждается тем, что они наглядно демонстрируют ситуации общения в вербальном и невербальном планах выражения, насыщены живой разговорной речью, знакомят обучающихся с историей, культурой, современной жизнью, традициями, обычаями и нравами» [9, с. 1678]. Факторами, позволяющими считать подкаст педагогически востребованным, являются аутентичность, автономность, гибкость информационного материала.
Особенно важным является создание видео лидерами общественного мнения, признанными специалистами в педагогической сфере и ведущими учеными. Так, к примеру, кандидат исторических наук О.Ю. Лютых создал «подкаст про патриотическое воспитание»; заслуженная артистка России А.В. Осипова (Юта) создала проект «Напиши мне»; в рамках проекта #ЗвукПобеды беседы с творческими людьми о наследии Великой Отечественной войны создают А. Фёдорова и М. Макарычев.
Некоторые поэтапные результаты данного исследования в концентрированном виде приводятся авторами статьи в тексте отдельной монографии [10, с. 83]. При этом авторы исследования пришли к выводу, что обогащение педагогического процесса таким методом представления учебной информации, как видеоподкаст, повышает эффективность воспитательной работы, дает возможность воспитуемым лучше оценивать подаваемую педагогами информацию. Большой значимостью здесь обладает педагогический талант диктора, его речь, внешность, стиль подачи информационного материала, чувство юмора, умение понять и передать суть рассматриваемой проблемы, дать эмоциональную оценку излагаемой теме.
Заключение
Видеоподкасты могут быть использованы для рассказа о важных событиях и личностях в истории России, о народной культуре, традициях и обычаях, подвигах героев специальной военной операции. Кроме того, патриотические подкасты могут помочь молодым людям развивать свои навыки критического мышления и анализа информации. Они могут задавать вопросы, обсуждать различные точки зрения и формировать свое собственное мнение на основе полученных знаний. Видеоподкасты можно размещать на различных медиаплатформах (хостингах) и таким образом воздействовать на широкую аудиторию неравнодушных и сочувствующих идее видео подписчиков.
Главным успехом того или иного подкаста для патриотического воспитания является тщательная подготовка авторов медиаконтента к его изготовлению, стремление к инновационному характеру видеоматериалов. Информация, доносимая до зрителя, должна обладать несомненной актуальностью, текст бесед и выступлений должен быть выверен, обладать научной ценностью, нести положительный смысловой заряд, подвигать слушателя к достижению государство ориентированных целей. При этом наиболее выдающиеся подкасты целесообразно объединять в серии видео, снимать регулярно, подключая к их производству широкую аудиторию.
Педагогический потенциал видеоподкаста заключается в том, что он позволяет не только донести до аудитории факты и события, но и вызвать эмоциональный отклик. Чувство патриотизма важно для формирования гражданской идентичности и укрепления единства нации, поэтому подача широкой аудитории информации в концентрированном видеоформате обладает значительным потенциалом медиавоздействия.