Введение
В современных условиях системе дополнительного образования детей уделяется пристальное внимание со стороны государства, общества, участников образовательного процесса. Действующие законодательные и программно-целевые документы рассматривают дополнительное образование как самостоятельный вид образования, направленный на удовлетворение образовательных потребностей человека в различных сферах, и, наряду с определением стратегических ориентиров его развития, актуализируют необходимость подготовки педагогических кадров, разработки механизмов их профессионального становления и самореализации, обоснования педагогических условий развития профессиональной направленности педагогов сферы дополнительного образования.
Организации дополнительного образования детей нуждаются в компетентных педагогах, обладающих соответствующими социокультурными потребностями, интересами и склонностями личности, имеющими устойчивое, сознательное и практико-ориентированное отношение к профессиональной деятельности в избранной сфере, то есть владеющих определенным уровнем профессиональной направленности.
В ходе анализа психолого-педагогической литературы были выявлены исследования, обосновывающие необходимость развития профессиональной направленности в период вузовского обучения будущих педагогов и раскрывающие перспективы такой подготовки. В то же время ряд исследователей отмечает, что в процессе подготовки педагогических кадров вузы не в полной мере используют имеющиеся для этого возможности, недостаточно действенно реализуют потенциал методического обеспечения образовательного процесса. Также в научных работах Т.В. Дьячковой [1], Н.Н. Козинец [2], А.Н. Никульникова [3] раскрываются отдельные аспекты подготовки педагога для системы дополнительного образования, но в них не затрагивается вопрос о развитии профессиональной направленности специалистов данной сферы, что доказывает значимость определения педагогических условий данного процесса.
Цель исследования состоит в определении педагогических условий развития профессиональной направленности будущего педагога дополнительного образования.
Материалы и методы исследования
Проведение научно-педагогического исследования основано на применении комплекса теоретических методов, таких как анализ психолого-педагогической научной и методической литературы, сравнение, обобщение, систематизация результатов исследования. Материал для исследования составили нормативно-правовые и программные документы, определяющие стратегическое развитие сферы дополнительного образования, а также документы, регулирующие подготовку педагога дополнительного образования в Мордовском государственном педагогическом университете имени М.Е. Евсевьева (МГПУ).
Результаты исследования и их обсуждение
Достижение цели исследования обусловливает необходимость уточнения сущности и структуры ключевого понятия. Анализ работ А.К. Марковой [4, с. 8], Л.М. Митиной [5], С.И. Осиповой, М.Л. Коцуба [6] позволяет заключить, что развитие профессиональной направленности является основным признаком его пригодности к педагогической деятельности и составляет основу профессиональной подготовки. Исходя из различных позиций, принимаемых авторами, под профессиональной направленностью педагога дополнительного образования будем понимать интегративную личностную характеристику, отражающую способность и готовность к реализации трудовых функций педагога сферы дополнительного образования. Данная характеристика охватывает профессиональные потребности и интересы, намерения, установки и опыт, стремление к саморазвитию и росту, которые формируются в процессе овладения профессией. О сформированности профессиональной направленности педагога сферы дополнительного образования свидетельствует его успешность в профессии, умение эффективно осуществлять взаимодействие с другими участниками образовательного процесса и достигать поставленных целей. Структура данного понятия представлена мотивационно-потребностным, когнитивным и деятельностно-практическим компонентами.
Исходя из выделенных компонентов определим педагогические условия развития профессиональной направленности будущего педагога сферы дополнительного образования.
Полагаем, что в вопросе развития профессиональной направленности будущего педагога сферы дополнительного образования важным является обеспечение положительной мотивации студентов к овладению данной профессией. Как отмечают в своем исследовании Д.В. Жуина и Е.В. Рябова, отсутствие необходимого уровня мотивации и ориентации на педагогическую профессию не позволит успешно реализовать даже самые глубокие знания, полученные в период обучения вузе [7, с. 16]. При этом данный вид учебной мотивации предполагает не только положительное отношение к избранной профессии и желание реализоваться в ней, но и потребность в развитии профессиональной компетентности и профессиональном самосовершенствовании. Основой формирования интереса к профессии является устойчивое положительное эмоциональное отношение к ней, порождающее учебную активность и выступающее мотивом достижения профессионализма. В связи с этим успешность развития профессиональной направленности будущего педагога сферы дополнительного образования обусловлена планомерностью и целевой ориентацией работы на развитие мотивов профессиональной деятельности.
В рамках данного направления работы при непосредственном участии куратора академической группы был организован и проведен круглый стол на тему «Профессия и призвание педагога сферы дополнительного образования» для студентов соответствующего профиля. В ходе обсуждения были подняты вопросы о роли дополнительного образования в современном мире и его значении в развитии личности, раскрыты основные аспекты деятельности педагога дополнительного образования, обозначены преимущества данной профессии. Состоялось совместное обсуждение миссии педагога сферы дополнительного образования: «Сотворение личности, создание условий для саморазвития каждого ребенка, прохождение с ним индивидуального пути познания и образования».
Также для студентов была проведена ознакомительная экскурсия в Центр детского творчества № 2 г. о. Саранск. Директор центра презентовала студентам эту организацию дополнительного образования, рассказав о традициях и достижениях коллектива. Специалисты центра познакомили будущих педагогов сферы дополнительного образования с условиями реализации учебно-воспитательного процесса в нем. На экскурсии студенты познакомились с организацией жизни центра, спектром реализуемых дополнительных образовательных программ, посетили творческие мастерские. Также была предоставлена возможность наблюдения фрагментов учебных занятий, знакомства с дидактическим материалом педагогов сферы дополнительного образования, представленным в учебных кабинетах. Студенты стали активными участниками мастер-класса «Инструменты успеха педагога», в ходе которого узнали об основных правилах публичного выступления, приветствия аудитории и удержания внимания слушателей. Внимание будущих педагогов сферы дополнительного образования было акцентировано на таком важном элементе публичного выступления, как невербальное проявление эмоций. Итогом мероприятия данной формы работы стало совместно выработанное заключение о том, что основными принципами работы со слушателями являются открытость и доброжелательность, так как эти эмоции всегда считываются и располагают к выступающему. Также студенты посетили открытое занятие музыкального кружка «Ритмы музыки», стали участниками тренинга по взаимодействию в коллективе, проведенному педагогом-психологом, выступили слушателями «открытого микрофона», в рамках которого молодые педагоги и педагоги со стажем поделились своим опытом работы. По нашему мнению, участие в подобных мероприятиях наряду с решением задачи формирования профессиональных компетенций способствует развитию положительной мотивации студентов к овладению профессией педагога сферы дополнительного образования.
Еще одним педагогическим условием развития профессиональной направленности будущего педагога сферы дополнительного образования является вовлечение студентов в различные формы учебного сотрудничества в процессе профессиональной подготовки. Анализ документов, регламентирующих подготовку педагога дополнительного образования в МГПУ, в том числе основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) соответствующего профиля, показал, что основными формами учебной работы по дисциплинам учебного плана являются занятия лекционного типа, практические занятия и самостоятельная работа. В рабочих программах дисциплин представлено описание дидактических единиц лекционного курса, вопросы для обсуждения на практических занятиях, вопросы для самостоятельного изучения и задания для самостоятельной работы. Преобладающим типом заданий для самостоятельной работы являются задания, имеющие преимущественно репродуктивный характер и предназначенные для индивидуального выполнения. В то же время одной из целей подготовки будущего специалиста является обучение и воспитание профессионала, способного к нестандартному решению задач, владеющего развитым абстрактным и креативным мышлением, обладающего системным кругозором, умеющего организовать социальное взаимодействие и работать в команде [8; 9]. Полагаем, что достижению данной цели будет способствовать вовлечение будущих педагогов сферы дополнительного образования в различные формы учебного сотрудничества.
Рассмотрим реализацию данного педагогического условия на примере одной из дисциплин учебного плана ОПОП профиля Педагогика дополнительного образования. Согласно учебному плану на первом курсе в первом семестре реализуется дисциплина «Ведение в деятельность педагога дополнительного образования», включающая разделы, направленные на знакомство обучающихся с общей характеристикой педагогической профессии, а также со спецификой подготовки, профессиональным личностным становлением и развитием педагога сферы дополнительного образования. Предлагаем дополнить аспект, связанный с организацией практических занятий и самостоятельной работы по данной учебной дисциплине заданиями, предполагающими применение различных форм учебного сотрудничества, например подготовить групповой исследовательский проект по предлагаемой тематике («Профессия педагога дополнительного образования», «Траектории развития профессии педагога сферы дополнительного образования», «Точки соприкосновения профессий педагога дополнительного образования и учителя», «Есть ли будущее у моей профессии?»); конструирование в группе и педагогическая импровизация ситуаций, раскрывающих различные аспекты профессиональной деятельности педагога дополнительного образования (трудоустройство на работу, опоздание работу по уважительной причине, различные типы конфликтных ситуаций, опоздание ребенка на занятие, ребенок пришел на занятие неподготовленным и др.); подготовиться к участию в дискуссии на тему «Новые направления деятельности педагога сферы дополнительного образования» с целью обсуждения с партнерами вопросов проблемного характера (Что изменилось в работе педагогов сферы дополнительного образования в последнее десятилетие? Какие еще изменения могут произойти? Каковы причины этих изменений? Какого педагога ждут организации дополнительного образования?). Применение подобных заданий позволит не только сформировать представление о профессии педагога дополнительного образования, но и позволит студентам построить пути профессионального саморазвития.
Результативному развитию профессиональной направленности будущего педагога сферы дополнительного образования будет способствовать реализация технологии наставничества при включении студентов в профессионально направленную деятельность. Данная технология обладает значительным потенциалом в профессиональном становлении специалиста и направленности на развитие профессиональных знаний, умений и практических навыков. Наставничество рассматривается как перспективная кадровая технология, обеспечивающая непрерывное развитие специалистов на любом этапе профессиональной карьеры.
В самом начале обучения, на первом курсе, в качестве наставника будущих педагогов сферы дополнительного образования выступает куратор академической группы. Он содействует адаптации первокурсников к условиям вузовского обучения, вовлекает студентов во внеучебные виды деятельности на факультете и в целом ориентирует студентов на овладение профессией.
В качестве наставников обучающихся выступают и педагоги организаций дополнительного образования, участвующие в реализации ОПОП в части дисциплин, входящих в предметно-методический модуль. В течение многих лет взаимодействия с представителями работодателей сложилась практика проведения практических занятий ими непосредственно на площадках организаций дополнительного образования. Такой формат проведения учебных занятий позволяет студентам закрепить знания, полученные в университете, и приобрести практические умения и навыки в процессе вовлечения в предметно-пространственную образовательную среду организации дополнительного образования. Наблюдая за учебными занятиями опытных педагогов-наставников, участвуя в анализе и обсуждении их деятельности, первокурсники осознают свою сопричастность будущей профессии. Здесь же студенты имеют возможность первых профессиональных проб при проведении фрагментов учебных занятий, что способствует овладению основами профессиональной деятельности. Раннее включение студентов в выполнение трудовых функций под руководством опытного педагога-наставника позволит снять профессиональные страхи, часто возникающие даже у начинающих педагогов, и обеспечит безбарьерное прохождение производственной педагогической практики на старших курсах в организациях дополнительного образования.
Наставническая деятельность в отношении будущих педагогов сферы дополнительного образования осуществляется и со стороны преподавателей кафедры педагогики, координирующей реализацию данной программы и являющейся выпускающей кафедрой по этому профилю. С первого курса за каждым студентом закрепляется преподаватель-наставник, сопровождающий его до окончания обучения. При этом наставник одновременно взаимодействует не более чем с тремя студентами курса. Под руководством наставника студенты включаются в различные формы учебно- и научно-исследовательской, а также профессионально-ориентированной деятельности – принимают участие в работе научно-практических семинаров и конференций, готовят к публикации научные статьи; выступают участниками исследовательских коллективов при выполнении грантов и реализации научных проектов; работают в рамках студенческих научных обществ и в составе научно-исследовательских групп; участвуют в конкурсах творческих, проектных, научно-исследовательских и методических работ и профессиональных конкурсах различного уровня; выполняют курсовые и выпускные квалификационные работы.
Реализация вышеназванных форм наставничества способствует не только успешной адаптации студентов к условиям обучения в вузе, но и предоставляет возможность для развития самостоятельности, активности обучающихся в освоении будущей профессии, приобретения опыта, отражающего профессиональное самоопределение субъекта в деятельности.
Заключение
Изложенное выше позволяет заключить, что развитие профессиональной направленности будущего педагога дополнительного образования будет происходить более результативно в случае выполнения соответствующих педагогических условий, способствующих возникновению интересов, склонностей, мотивов, профессиональных намерений в отношении педагогической деятельности в сфере дополнительного образования, а именно: обеспечение положительной мотивации студентов к овладению профессией педагога дополнительного образования; вовлечение студентов в различные формы учебного сотрудничества в процессе профессиональной подготовки; реализация технологии наставничества при включении студентов в профессионально направленную деятельность.