Введение
Сегодня педагогическая наука остро нуждается в эффективных средствах патриотического воспитания. Благодаря анализу передового опыта в сфере воспитания педагогические системы образовательных организаций повышают эффективность патриотического воспитания [1]. Поведенческий компонент позволяет реализовать проявления патриотических чувств в деятельности. Он имеет практико-ориентированный характер. Человек строит свое поведение с учетом интересов государства в целях благополучия Родины, поэтому актуальными являются активизация включения в педагогический процесс современных цифровых воспитательных средств и осуществление воспитательного воздействия во взаимодействии с ключевыми социальными институтами современного общества и лидерами общественного мнения, имеющими рычаги влияния в средствах массовой информации [2]. Под системой патриотического воспитания авторами статьи понимается совокупность субъектов патриотического воспитания, выступающая в качестве нормативно-правовой и духовно-нравственной основы для патриотической деятельности и функционирующая в комплексе мероприятий по патриотическому воспитанию [3]. Чувство патриотизма понимается как психолого-педагогический феномен, выражающийся в любви к Родине и жертвенности ради нее. При этом патриотическое воспитание будет наиболее эффективным при комплексном применении всех имеющихся в арсенале педагогической системы технологий и средств.
Цель исследования состоит в описании отдельного этапа опытно-экспериментальной работы по моделированию системы патриотического воспитания сотрудников полиции на основе использования педагогического потенциала традиционных ценностей, для оценки эффективности которого использован стандартизированный и валидизированный авторский опросник.
Материалы и методы исследования
Поведенческий компонент патриотизма описан и детально изучен авторами в рамках опытно-экспериментальной работы по патриотическому воспитанию на кафедре социально-гуманитарных дисциплин Краснодарского университета МВД России, для чего был произведен формирующий эксперимент методом опроса. На основе анализа существующих исследований патриотизма в опроснике было представлено объединение различных подходов к пониманию чувства патриотизма. В рамках предложенного респондентам диагностического материала необходимо было оценить 64 утверждения, которые расположены в опроснике в соответствии со структурой чувства патриотизма, которое состоит из восьми типов, каждый из которых имеет восемь компонентов. В инструкции опросника используется 10-балльная шкала оценок как наиболее удобная для проведения исследования чувства патриотизма в небольших по численности коллективах. При проведении пилотажного исследования применялась психометрическая шкала Лайкерта, которая также была признана приемлемой для проведения процедуры опросника. В педагогическом эксперименте применялся также комплекс дополнительных методов: информирование, индивидуальная беседа, тренинг, патриотические квесты. Работа основана на методологическом подходе А.А. Остапенко [4, с. 674]. В исследовании были задействованы следующие лица: в качестве экспериментальной группы взяты 178 курсантов 1–3-х курсов обучения факультета по подготовке специалистов для подразделений охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности и 32 командира подразделений курсантов; в качестве контрольной группы – 177 курсантов 1–3-х курсов обучения факультета по подготовке специалистов для подразделений полиции и 33 командира подразделений курсантов.
Результаты исследования и их обсуждение
В ходе исследования была разработана типология чувства патриотизма, согласно которой патриотизм состоит из восьми типов (каждый из которых состоит из восьми компонентов, одинаковых в каждом типе).
1. Государственный тип чувства патриотизма. Любовь к Родине проявляется в чувствах к государству как объекту этих чувств. Для людей данного типа восприятие государства (в данном случае – Российской Федерации) синонимично с образом Родины. Они не делают глубоких различий между понятиями «государство» и «Родина». Этот тип патриотизма не всегда приемлем для людей, которые родились и выросли в других странах и имеют сильную эмоционально-психологическую, культурную или иную связь с местом рождения. К данному понятию относятся рассматриваемые в различных классификациях гражданский, российский, конституционный, имперский, державный виды патриотизма. Наибольшая связь у такого типа патриотизма существует с религией, территорией, нацией и историей. А.Н. Томилин, С.Н. Томилина и Н.Е. Хекерт отмечают, что особую актуальность сегодня представляет «активное использование для формирования курсантов как патриотов-государственников авторских целевых программ, содержащих разнообразные учебные модули, предусматривающие изучение нового материала, который не входит в учебные программы, относящегося к сфере патриотизма и патриотического воспитания, а также содержащего комплекс воспитательных и культурно-досуговых мероприятий, экскурсионную и поисковую работу» [5]. Для подтверждения разработанных программ авторами статьи выбран флэшмоб как актуальная форма патриотического воспитания.
2. Национальный тип чувства патриотизма. Здесь в качестве объекта патриотических чувств выступают нация, народ, этнос. К данному понятию относятся рассматриваемые в различных классификациях русский, народный, этнический, славянский виды патриотизма. Для его формирования использовались методы тренинг и дебаты.
3. Религиозный тип чувства патриотизм. Вера как сфера проявления патриотических чувств рассмотрена в различных классификациях, где описаны такие типы патриотизма, как православный, духовный, христианский или церковный. Здесь человек ассоциирует понятие «Родина» со своей религией и ее ценностями. В.В. Жуков и Е.Н. Павлов пишут о том, что «традиционные ценности являются основой формирования патриотизма. История, культура и духовность олицетворяют ценности, которые питают чувство любви и преданности к родной стране. Сохранение и передача этих ценностей является важным аспектом образования и воспитания» [6].
4. Исторический тип чувства патриотизма. История как основа Отечества воспринимается человеком в качестве объекта чувства патриотизма. Родина не может восприниматься без временной перспективы, и ее история здесь выступает патриотическим базисом. В.А. Тишков говорит о том, что «история не только вариативна, но и неисчерпаема в своей способности поставлять материал для новых открытий и ревизий. Каждое поколение людей как бы создает свою версию истории, в большей степени соответствующую вопросам и проблемам, которые встают перед живущим поколением. История – это не просто “писать, как было”, но и писание с определенной целью» [7]. Отмечается сильнейшая связь у исторического типа чувства патриотизма с социокультурным, а также с семейно-бытовым и религиозным типами. Для его формирования использовалась технология стрит-арта.
5. Языковой тип чувства патриотизма. Язык народа выступает основой его культуры и одной из форм понимания человеком нации и Отечества. Его можно рассматривать в качестве объекта патриотических чувств. К данному понятию относятся рассматриваемые в различных классификациях языковой (или лингвистический) тип чувства патриотизма. Наибольшую связь языковой тип чувства патриотизма имеет с культурой, историей, нацией. Меньше он связан с религией, бытом. Одним из средств формирования уважения и любви к родному языку является изучение литературы. Б.О. Саидов отмечает следующее: «Поскольку молодые люди воспитываются на идеологических концепциях, важно изначально сформировать в них патриотический дух. Их национальные ценности должны быть основаны на народных традициях, на родном языке, на национальной психике» [8].
6. Территориальный тип чувства патриотизма. Восприятие места рождения как основы патриотизма. Выбор образа «родной земли» как базиса патриотического чувства происходит из-за неразвитости других, имеющих более сложную структуру, символов. К данному понятию относятся рассматриваемые в различных классификациях территориальный, региональный, областной, городской типы патриотизма. Наибольшую связь территориальный патриотизм имеет с культурой, историей, нацией. Как и языковой, меньше он связан с религией, бытом. Для его формирования использовался метод косплея.
7. Социокультурный тип чувства «патриотизм». Культура лежит в основе патриотических чувств, бывает духовной и материальной. В содержании культуры особенно выделяется искусство (литература, скульптура, живопись и иные формы), которое является объектом чувства патриотизма. При этом стоит отметить угрозу традиционной российской культуре. И.С. Кузьменко говорит о том, что «новые информационно-компьютерные технологии – глобальная деревня, блип-культура, мозаичная культура – формируют пространство нравственных ценностей и идеалов в их специфической “интерпретации” – глобализация экономического, культурного и медиапространства, Интернет, спутниковое телевидение, культ потребительства, наживы и успеха. Это вступает в конфликт с традиционными нравственными ценностями и идеалами сотрудников правоохранительных органов» [9]. К данному типу патриотизма относятся такие подтипы, как культурный, традиционный, идеологический патриотизм. Наибольшая связь социокультурного типа патриотизма проявляется в отношении к обществу, нации, государству и своей истории.
8. Семейно-бытовой тип чувства патриотизма. Суть его состоит в рассмотрении семьи в качестве объекта патриотических чувств и понимании организации быта и воспитания детей как формы проявления патриотизма. К данному понятию относятся рассматриваемые в различных классификациях бытовой, семейный, личностный, трудовой виды патриотизма. Наибольшую связь семейно-бытовой патриотизм имеет с историей, культурой, религией. Меньше он связан с территорией, государством, языком. Кроме того, каждый человек понимает патриотизм по-своему, у каждого имеется индивидуальная структура чувства патриотизма, главным элементом в которой и определяющей, движущей силой является какой-либо из его типов. Следует упомянуть мнение К.Д. Поповой и Р.В. Еремина: «Патриотические чувства выражаются в осознанном и бережном отношении к природе, истории отечества, в осознании своего долга и ответственности перед Родиной и другими людьми, в заботе об общем благе. Благодаря патриотизму и героизму людей удавалось выходить из самых тяжелых ситуаций в самые сложные периоды нашей истории» [10].
Особенности развития поведенческого компонента чувства патриотизма у сотрудников российской полиции заключаются в их особом отношении к законности и организации патриотической деятельности, обусловленном характером профессиональной деятельности и системой взаимоотношений между полицейскими и гражданами. Каждый тип чувства патриотизма в опроснике структурно разделен на восемь компонентов, которые определяют суть и содержание представленных выше типов.
Когнитивный. Он включает в себя: использование исторических знаний для формирования патриотизма; знания о своем государстве, способствующие формированию патриотизма; осознание национальной идентичности, позволяющее сформировать патриотические чувства; знание о том, что родной язык способствует осознанию себя патриотом; знание о механизме повышения уровня патриотизма в результате изучения основ своего вероучения; знания о своей культуре (обычаях и традициях); знания о том, как нужно проявлять свой патриотизм в повседневной жизни. Когнитивный критерий подразумевает наличие у респондентов системных и глубоких знаний о структуре патриотизма; принятие духовно-нравственных ценностей в качестве личностно значимых ориентиров.
Мотивационный. Он состоит из: мотивации на деятельность во благо Отечества благодаря осознанию причастности к истории своей страны; возникновения вдохновения и чувства гордости за политические успехи и экономические достижения государства; чувства любви к родной земле, региону, вдохновляющего на деятельность во благо Отечества; мотивации на активную жизнедеятельность ввиду осознания своей национальной принадлежности; осознания мотивационного значения для патриотического воспитания родного языка; конфессиональной мотивации на труд во благо Отечества; вдохновения на труд во благо Отечества через культуру; получения мотивации от своей бытовой деятельности во благо Отечества.
Операциональный. Основан на понимании респондентами роли государства и истории Отечества в деле формирования чувства патриотизма, его территориальных и региональных особенностей для воспитания патриотизма; отношении к своей национальности, родному языку, религии и культуре; значения личной деятельности в интересах Отечества.
Поведенческий. Наличие взглядов на то, что: государство является высшим символом патриотизма; патриотизм необходимо проявлять в практических делах, родной язык нужно развивать и охранять от влияния других языков; побуждении своей веры к любви к Родине; необходимости жить сообразно традициям и обычаям русской культуры; деятельности в интересах семьи как важного проявления патриотизма.
Продуктивный. Сформированность понятий о том, что: развитие нашей страны невозможно без изучения ее истории; государство способствует развитию патриотических чувств; развитие региона способствует формированию у людей чувства патриотизма; национальное самосознание способствует любви к родине; в ходе развития родного языка растет уровень патриотизма в нашей стране; развитие религиозных институтов ведет к росту патриотизма; соблюдение культурных традиций и обычаев способствует развитию патриотизма; каждый человек должен любить свою семью и заботиться об окружающих, чтобы росло благосостояние Отечества.
Регуляторный. Понимание процессов: что история моей страны влияет на формирование патриотических чувств; государственная власть должна организовывать патриотическое воспитание граждан; от территориальных особенностей страны зависит уровень патриотизма ее жителей; национальная идея определяет развитие патриотических чувств; язык регулирует процессы формирования чувства патриотизма; отношение к родине определяют конфессиональная принадлежность, культура, работа.
Ценностный. Возникновение следующих интересов и осознание важности: истории нашей страны для осознания себя патриотом; способности к совершению героических поступков, подвигов ради благополучия родины; обладания родной землей высшим патриотическим смыслом; признание высшей ценностью национальности и ее определяющего влияния на Родину; понимание как важнейшей ценности родного языка; признание принадлежности к религии ценностью, равной патриотизму; понимание в качестве главнейших ценностей культуры, детей и семьи, их равенство с понятием Родины.
Уровни сформированности поведенческого компонента чувства патриотизма курсантов экспериментальной и контрольной групп (в %)
Эмоционально-волевой. Наличие чувств: чувства гордости за политические и исторические победы своего отечества; чувства возмущения и желания покарать тех, кто оскорбляет честь страны; чувства любви к родной земле; радости при получении информации об успехах своих соотечественников; испытания удовольствия от разговора на родном языке и желания вносить вклад в его поддержку; чувства глубокой любви и уважения в отношении своей веры; чувства радости от своей причастности к родной культуре; удовлетворения от труда ради пользы своих близких [11].
Количественные данные о сформированности поведенческого компонента чувства патриотизма у курсантов экспериментальной и контрольной групп по результатам формирующего эксперимента показаны на рисунке.
Подавляющее большинство участников исследования достигли высокого уровня сформированности патриотических чувств, что было подтверждено наблюдениями и индивидуальными беседами с респондентами. Число курсантов, имеющих уровень патриотизма «низкий» и «ниже среднего», были невелико. Респонденты, у которых выявлен «высокий» уровень развития патриотизма в целом и различных его типов и компонентов в частности, также оказались способными осознать необходимость и важность использования духовно-нравственных ценностей в деле воспитания патриотизма. А.В. Поповкин и М.Е. Буланенко указывают на то, что «…патриотизм может стать новой российской идеологией, но для того, чтобы она была принята и усвоена обществом, в ее основу должны быть положены ценности, отражающие духовное своеобразие России, выражающие духовный характер ее народа» [12]. Проведенное авторами исследование согласуется с данными работ, в которых для патриотического воспитания применялись передовые (новаторские) педагогические технологии и методы: тренинги, флэшмоб (2-й и 3-й курс), специальные квесты, интеллектуальные игры (1–2-й курс), косплей, дебаты, розыгрыш, метод кейсов (3-й курс), стрит-арт, и другие, где основной упор был сделан на роли личности в деле патриотического воспитания [13].
Заключение
Благодаря деятельности воспитательных структур образовательной организации у основной массы курсантов обеих диагностических групп чувство патриотизма было сформировано, при этом участники экспериментальной группы смогли лучше проявить патриотические эмоции и чувства, выражая их в деятельности во благо своего Отечества. При этом воспитательная практика показала, что особую актуальность имело привлечение к участию в лекциях и семинарах героев специальной военной операции в нынешних педагогических условиях, это способствовало повышению эффективности патриотических мероприятий.
Формирующий эксперимент, осуществлявшийся в схожих условиях для экспериментальной и контрольной групп, показал эффективность использования для патриотического воспитания современных педагогических технологий и новаторских подходов к патриотическому воспитанию, а разработанный опросник выступил в качестве средства, способного объективно диагностировать уровень сформированности патриотических чувств у испытуемых.