Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

SOME FEATURES OF THE DEVELOPMENT OF THE BEHAVIORAL COMPONENT OF A SENSE OF PATRIOTISM AMONG RUSSIAN POLICE

Kipreev S.N. 1 Gluschenko O.P. 1 Gizatulina V.Kh. 1 Gyurdzhyan G.A. 1
1 Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia
The paper presents the most characteristic features of the formation of the behavioral component of patriotism among cadets of police educational organizations. The definition and characterization of the behavioral component of a sense of patriotism is given. This paper presents some aspects of the approbation of the questionnaire «My patriotism» and summarizes the results of experimental work on the formation of a behavioral component of a sense of patriotism among law enforcement officers. The object of the study: police cadets serving in educational organizations of the internal affairs bodies. The subject of the study is the behavioral component of the psychological and pedagogical phenomenon of a sense of patriotism. The researcher presents experimental data responsible for diagnosing the behavioral component of a sense of patriotism. The reasons for the dynamics of patriotic education in certain diagnostic groups participating in the survey procedure are analyzed. Relevant recommendations are given to the command and teaching staff, contributing to the improvement of the system of patriotic education of police cadets. The article is based on the results of modern research in the field of patriotic education, and the most relevant approaches to the formation of personal values among police officers. In the conclusions of the study, the authors describe the practical results of assessing the levels of formation of the behavioral component of the sense of patriotism of the cadets of the experimental and control groups in percentage terms.
the system of patriotic education
the behavioral component of patriotism
the formation of patriotic feelings

Введение

Сегодня педагогическая наука остро нуждается в эффективных средствах патриотического воспитания. Благодаря анализу передового опыта в сфере воспитания педагогические системы образовательных организаций повышают эффективность патриотического воспитания [1]. Поведенческий компонент позволяет реализовать проявления патриотических чувств в деятельности. Он имеет практико-ориентированный характер. Человек строит свое поведение с учетом интересов государства в целях благополучия Родины, поэтому актуальными являются активизация включения в педагогический процесс современных цифровых воспитательных средств и осуществление воспитательного воздействия во взаимодействии с ключевыми социальными институтами современного общества и лидерами общественного мнения, имеющими рычаги влияния в средствах массовой информации [2]. Под системой патриотического воспитания авторами статьи понимается совокупность субъектов патриотического воспитания, выступающая в качестве нормативно-правовой и духовно-нравственной основы для патриотической деятельности и функционирующая в комплексе мероприятий по патриотическому воспитанию [3]. Чувство патриотизма понимается как психолого-педагогический феномен, выражающийся в любви к Родине и жертвенности ради нее. При этом патриотическое воспитание будет наиболее эффективным при комплексном применении всех имеющихся в арсенале педагогической системы технологий и средств.

Цель исследования состоит в описании отдельного этапа опытно-экспериментальной работы по моделированию системы патриотического воспитания сотрудников полиции на основе использования педагогического потенциала традиционных ценностей, для оценки эффективности которого использован стандартизированный и валидизированный авторский опросник.

Материалы и методы исследования

Поведенческий компонент патриотизма описан и детально изучен авторами в рамках опытно-экспериментальной работы по патриотическому воспитанию на кафедре социально-гуманитарных дисциплин Краснодарского университета МВД России, для чего был произведен формирующий эксперимент методом опроса. На основе анализа существующих исследований патриотизма в опроснике было представлено объединение различных подходов к пониманию чувства патриотизма. В рамках предложенного респондентам диагностического материала необходимо было оценить 64 утверждения, которые расположены в опроснике в соответствии со структурой чувства патриотизма, которое состоит из восьми типов, каждый из которых имеет восемь компонентов. В инструкции опросника используется 10-балльная шкала оценок как наиболее удобная для проведения исследования чувства патриотизма в небольших по численности коллективах. При проведении пилотажного исследования применялась психометрическая шкала Лайкерта, которая также была признана приемлемой для проведения процедуры опросника. В педагогическом эксперименте применялся также комплекс дополнительных методов: информирование, индивидуальная беседа, тренинг, патриотические квесты. Работа основана на методологическом подходе А.А. Остапенко [4, с. 674]. В исследовании были задействованы следующие лица: в качестве экспериментальной группы взяты 178 курсантов 1–3-х курсов обучения факультета по подготовке специалистов для подразделений охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности и 32 командира подразделений курсантов; в качестве контрольной группы – 177 курсантов 1–3-х курсов обучения факультета по подготовке специалистов для подразделений полиции и 33 командира подразделений курсантов.

Результаты исследования и их обсуждение

В ходе исследования была разработана типология чувства патриотизма, согласно которой патриотизм состоит из восьми типов (каждый из которых состоит из восьми компонентов, одинаковых в каждом типе).

1. Государственный тип чувства патриотизма. Любовь к Родине проявляется в чувствах к государству как объекту этих чувств. Для людей данного типа восприятие государства (в данном случае – Российской Федерации) синонимично с образом Родины. Они не делают глубоких различий между понятиями «государство» и «Родина». Этот тип патриотизма не всегда приемлем для людей, которые родились и выросли в других странах и имеют сильную эмоционально-психологическую, культурную или иную связь с местом рождения. К данному понятию относятся рассматриваемые в различных классификациях гражданский, российский, конституционный, имперский, державный виды патриотизма. Наибольшая связь у такого типа патриотизма существует с религией, территорией, нацией и историей. А.Н. Томилин, С.Н. Томилина и Н.Е. Хекерт отмечают, что особую актуальность сегодня представляет «активное использование для формирования курсантов как патриотов-государственников авторских целевых программ, содержащих разнообразные учебные модули, предусматривающие изучение нового материала, который не входит в учебные программы, относящегося к сфере патриотизма и патриотического воспитания, а также содержащего комплекс воспитательных и культурно-досуговых мероприятий, экскурсионную и поисковую работу» [5]. Для подтверждения разработанных программ авторами статьи выбран флэшмоб как актуальная форма патриотического воспитания.

2. Национальный тип чувства патриотизма. Здесь в качестве объекта патриотических чувств выступают нация, народ, этнос. К данному понятию относятся рассматриваемые в различных классификациях русский, народный, этнический, славянский виды патриотизма. Для его формирования использовались методы тренинг и дебаты.

3. Религиозный тип чувства патриотизм. Вера как сфера проявления патриотических чувств рассмотрена в различных классификациях, где описаны такие типы патриотизма, как православный, духовный, христианский или церковный. Здесь человек ассоциирует понятие «Родина» со своей религией и ее ценностями. В.В. Жуков и Е.Н. Павлов пишут о том, что «традиционные ценности являются основой формирования патриотизма. История, культура и духовность олицетворяют ценности, которые питают чувство любви и преданности к родной стране. Сохранение и передача этих ценностей является важным аспектом образования и воспитания» [6].

4. Исторический тип чувства патриотизма. История как основа Отечества воспринимается человеком в качестве объекта чувства патриотизма. Родина не может восприниматься без временной перспективы, и ее история здесь выступает патриотическим базисом. В.А. Тишков говорит о том, что «история не только вариативна, но и неисчерпаема в своей способности поставлять материал для новых открытий и ревизий. Каждое поколение людей как бы создает свою версию истории, в большей степени соответствующую вопросам и проблемам, которые встают перед живущим поколением. История – это не просто “писать, как было”, но и писание с определенной целью» [7]. Отмечается сильнейшая связь у исторического типа чувства патриотизма с социокультурным, а также с семейно-бытовым и религиозным типами. Для его формирования использовалась технология стрит-арта.

5. Языковой тип чувства патриотизма. Язык народа выступает основой его культуры и одной из форм понимания человеком нации и Отечества. Его можно рассматривать в качестве объекта патриотических чувств. К данному понятию относятся рассматриваемые в различных классификациях языковой (или лингвистический) тип чувства патриотизма. Наибольшую связь языковой тип чувства патриотизма имеет с культурой, историей, нацией. Меньше он связан с религией, бытом. Одним из средств формирования уважения и любви к родному языку является изучение литературы. Б.О. Саидов отмечает следующее: «Поскольку молодые люди воспитываются на идеологических концепциях, важно изначально сформировать в них патриотический дух. Их национальные ценности должны быть основаны на народных традициях, на родном языке, на национальной психике» [8].

6. Территориальный тип чувства патриотизма. Восприятие места рождения как основы патриотизма. Выбор образа «родной земли» как базиса патриотического чувства происходит из-за неразвитости других, имеющих более сложную структуру, символов. К данному понятию относятся рассматриваемые в различных классификациях территориальный, региональный, областной, городской типы патриотизма. Наибольшую связь территориальный патриотизм имеет с культурой, историей, нацией. Как и языковой, меньше он связан с религией, бытом. Для его формирования использовался метод косплея.

7. Социокультурный тип чувства «патриотизм». Культура лежит в основе патриотических чувств, бывает духовной и материальной. В содержании культуры особенно выделяется искусство (литература, скульптура, живопись и иные формы), которое является объектом чувства патриотизма. При этом стоит отметить угрозу традиционной российской культуре. И.С. Кузьменко говорит о том, что «новые информационно-компьютерные технологии – глобальная деревня, блип-культура, мозаичная культура – формируют пространство нравственных ценностей и идеалов в их специфической “интерпретации” – глобализация экономического, культурного и медиапространства, Интернет, спутниковое телевидение, культ потребительства, наживы и успеха. Это вступает в конфликт с традиционными нравственными ценностями и идеалами сотрудников правоохранительных органов» [9]. К данному типу патриотизма относятся такие подтипы, как культурный, традиционный, идеологический патриотизм. Наибольшая связь социокультурного типа патриотизма проявляется в отношении к обществу, нации, государству и своей истории.

8. Семейно-бытовой тип чувства патриотизма. Суть его состоит в рассмотрении семьи в качестве объекта патриотических чувств и понимании организации быта и воспитания детей как формы проявления патриотизма. К данному понятию относятся рассматриваемые в различных классификациях бытовой, семейный, личностный, трудовой виды патриотизма. Наибольшую связь семейно-бытовой патриотизм имеет с историей, культурой, религией. Меньше он связан с территорией, государством, языком. Кроме того, каждый человек понимает патриотизм по-своему, у каждого имеется индивидуальная структура чувства патриотизма, главным элементом в которой и определяющей, движущей силой является какой-либо из его типов. Следует упомянуть мнение К.Д. Поповой и Р.В. Еремина: «Патриотические чувства выражаются в осознанном и бережном отношении к природе, истории отечества, в осознании своего долга и ответственности перед Родиной и другими людьми, в заботе об общем благе. Благодаря патриотизму и героизму людей удавалось выходить из самых тяжелых ситуаций в самые сложные периоды нашей истории» [10].

Особенности развития поведенческого компонента чувства патриотизма у сотрудников российской полиции заключаются в их особом отношении к законности и организации патриотической деятельности, обусловленном характером профессиональной деятельности и системой взаимоотношений между полицейскими и гражданами. Каждый тип чувства патриотизма в опроснике структурно разделен на восемь компонентов, которые определяют суть и содержание представленных выше типов.

Когнитивный. Он включает в себя: использование исторических знаний для формирования патриотизма; знания о своем государстве, способствующие формированию патриотизма; осознание национальной идентичности, позволяющее сформировать патриотические чувства; знание о том, что родной язык способствует осознанию себя патриотом; знание о механизме повышения уровня патриотизма в результате изучения основ своего вероучения; знания о своей культуре (обычаях и традициях); знания о том, как нужно проявлять свой патриотизм в повседневной жизни. Когнитивный критерий подразумевает наличие у респондентов системных и глубоких знаний о структуре патриотизма; принятие духовно-нравственных ценностей в качестве личностно значимых ориентиров.

Мотивационный. Он состоит из: мотивации на деятельность во благо Отечества благодаря осознанию причастности к истории своей страны; возникновения вдохновения и чувства гордости за политические успехи и экономические достижения государства; чувства любви к родной земле, региону, вдохновляющего на деятельность во благо Отечества; мотивации на активную жизнедеятельность ввиду осознания своей национальной принадлежности; осознания мотивационного значения для патриотического воспитания родного языка; конфессиональной мотивации на труд во благо Отечества; вдохновения на труд во благо Отечества через культуру; получения мотивации от своей бытовой деятельности во благо Отечества.

Операциональный. Основан на понимании респондентами роли государства и истории Отечества в деле формирования чувства патриотизма, его территориальных и региональных особенностей для воспитания патриотизма; отношении к своей национальности, родному языку, религии и культуре; значения личной деятельности в интересах Отечества.

Поведенческий. Наличие взглядов на то, что: государство является высшим символом патриотизма; патриотизм необходимо проявлять в практических делах, родной язык нужно развивать и охранять от влияния других языков; побуждении своей веры к любви к Родине; необходимости жить сообразно традициям и обычаям русской культуры; деятельности в интересах семьи как важного проявления патриотизма.

Продуктивный. Сформированность понятий о том, что: развитие нашей страны невозможно без изучения ее истории; государство способствует развитию патриотических чувств; развитие региона способствует формированию у людей чувства патриотизма; национальное самосознание способствует любви к родине; в ходе развития родного языка растет уровень патриотизма в нашей стране; развитие религиозных институтов ведет к росту патриотизма; соблюдение культурных традиций и обычаев способствует развитию патриотизма; каждый человек должен любить свою семью и заботиться об окружающих, чтобы росло благосостояние Отечества.

Регуляторный. Понимание процессов: что история моей страны влияет на формирование патриотических чувств; государственная власть должна организовывать патриотическое воспитание граждан; от территориальных особенностей страны зависит уровень патриотизма ее жителей; национальная идея определяет развитие патриотических чувств; язык регулирует процессы формирования чувства патриотизма; отношение к родине определяют конфессиональная принадлежность, культура, работа.

Ценностный. Возникновение следующих интересов и осознание важности: истории нашей страны для осознания себя патриотом; способности к совершению героических поступков, подвигов ради благополучия родины; обладания родной землей высшим патриотическим смыслом; признание высшей ценностью национальности и ее определяющего влияния на Родину; понимание как важнейшей ценности родного языка; признание принадлежности к религии ценностью, равной патриотизму; понимание в качестве главнейших ценностей культуры, детей и семьи, их равенство с понятием Родины.

missing image file

Уровни сформированности поведенческого компонента чувства патриотизма курсантов экспериментальной и контрольной групп (в %)

Эмоционально-волевой. Наличие чувств: чувства гордости за политические и исторические победы своего отечества; чувства возмущения и желания покарать тех, кто оскорбляет честь страны; чувства любви к родной земле; радости при получении информации об успехах своих соотечественников; испытания удовольствия от разговора на родном языке и желания вносить вклад в его поддержку; чувства глубокой любви и уважения в отношении своей веры; чувства радости от своей причастности к родной культуре; удовлетворения от труда ради пользы своих близких [11].

Количественные данные о сформированности поведенческого компонента чувства патриотизма у курсантов экспериментальной и контрольной групп по результатам формирующего эксперимента показаны на рисунке.

Подавляющее большинство участников исследования достигли высокого уровня сформированности патриотических чувств, что было подтверждено наблюдениями и индивидуальными беседами с респондентами. Число курсантов, имеющих уровень патриотизма «низкий» и «ниже среднего», были невелико. Респонденты, у которых выявлен «высокий» уровень развития патриотизма в целом и различных его типов и компонентов в частности, также оказались способными осознать необходимость и важность использования духовно-нравственных ценностей в деле воспитания патриотизма. А.В. Поповкин и М.Е. Буланенко указывают на то, что «…патриотизм может стать новой российской идеологией, но для того, чтобы она была принята и усвоена обществом, в ее основу должны быть положены ценности, отражающие духовное своеобразие России, выражающие духовный характер ее народа» [12]. Проведенное авторами исследование согласуется с данными работ, в которых для патриотического воспитания применялись передовые (новаторские) педагогические технологии и методы: тренинги, флэшмоб (2-й и 3-й курс), специальные квесты, интеллектуальные игры (1–2-й курс), косплей, дебаты, розыгрыш, метод кейсов (3-й курс), стрит-арт, и другие, где основной упор был сделан на роли личности в деле патриотического воспитания [13].

Заключение

Благодаря деятельности воспитательных структур образовательной организации у основной массы курсантов обеих диагностических групп чувство патриотизма было сформировано, при этом участники экспериментальной группы смогли лучше проявить патриотические эмоции и чувства, выражая их в деятельности во благо своего Отечества. При этом воспитательная практика показала, что особую актуальность имело привлечение к участию в лекциях и семинарах героев специальной военной операции в нынешних педагогических условиях, это способствовало повышению эффективности патриотических мероприятий.

Формирующий эксперимент, осуществлявшийся в схожих условиях для экспериментальной и контрольной групп, показал эффективность использования для патриотического воспитания современных педагогических технологий и новаторских подходов к патриотическому воспитанию, а разработанный опросник выступил в качестве средства, способного объективно диагностировать уровень сформированности патриотических чувств у испытуемых.