Введение
Формирование исследовательских компетенций обучающихся актуализируется в современных условиях цифровизации в связи с тем, что в качестве важнейших результатов обучения рассматривается сформированность критического мышления, умений осуществлять анализ и синтез, проектировать и реализовывать проекты, работать с информационными источниками, представлять полученные данные. Первостепенное значение в формировании исследовательских компетенций имеет проектная деятельность, и часто в педагогической науке и образовательной практике используется термин «проектно-исследовательская деятельность». Актуальной проблемой педагогических исследований является поиск технологий формирования проектно-исследовательской компетентности.
Цель исследования заключалась в теоретическом обосновании, разработке и определении эффективности использования педагогической технологии формирования проектно-исследовательской компетентности обучающихся в условиях образовательного центра «Точка роста».
Материал и методы исследования
В проведенном исследовании на его теоретическом этапе использовался сравнительный анализ литературы и нормативных документов по изучаемой проблеме.
На опытно-экспериментальном этапе критериально-диагностическое обеспечение с целью оценки уровня сформированности проектно-исследовательской компетентности обучающихся включало анкетирование для выявления мотивов осуществляемой деятельности, тестирование с целью определения метазнаний о процессе исследования. Также оценивался уровень владения исследовательскими умениями, проводился анализ эмоционально-волевой регуляции. С целью интегративной оценки уровней сформированности проектно-исследовательской компетентности изучались и анализировались образовательные продукты, подготовленные обучающимися в процессе реализации проектов.
Исследование эффективности разработанной педагогической технологии формирования проектно-исследовательской компетентности обучающихся проводилось с 2022 по 2024 годы на базе Центров естественно-научного и технологического профилей «Точка роста» Чеченской Республики и г. Краснодара. В проведении исследования приняли участие 250 обучающихся 7–9-х классов средних общеобразовательных школ, посещающих данные центры.
Результаты исследования и их обсуждение
Понятие «технологии» в общем смысле определяется как способ осуществления процессов, направленный на получение гарантированного результата. Другими словами, это совокупность методов, приемов и операций, которые должны осуществляться в строго определенной последовательности. Понятие «технологии» применимо и для педагогических процессов как определенная последовательность действий, имеющих алгоритмический характер.
Традиционное определение педагогической технологии дано в классическом варианте В.П. Беспалько, который соотносил элементы этого понятия с компонентами педагогической системы: цели образовательно-воспитательного процесса; четко структурированное содержание обучения; диагностика и мониторинг формируемых результатов; достижение гарантированно высокого уровня обучения [1, с. 6–9]. Общее понятие педагогической технологии, коррелирующее с определением с точки зрения технических систем, дается и В.М. Монаховым. Он обращал внимание на упорядоченную систему процедур и операций образовательного процесса, исполнение которых должно привести к высоким показателям результативности формируемых феноменов [2]. В связи с этим необходимо отметить, что, безусловно, результат может быть различного качества, но он будет достигнут в любом случае. Таким образом, педагогическая технология нацелена на конечный результат, который изначально проектируется в организации предстоящей учебно-воспитательной деятельности на уроках и во внеурочной деятельности. Следовательно, педагогическая технология основывается на проектировании и воспроизведении последовательности действий, направленных на достижение конечных результатов обучения и воспитания.
Теоретический анализ понятия педагогической технологии позволяет выделить следующие ее основные признаки:
− разработка в соответствии с педагогическим замыслом, который определяется на основании методологической позиции;
− последовательность действий должна приводить к проектируемому результату, определяемому как поставленная и достижимая цель обучения;
− любая технология предполагает интерактивное взаимодействие между педагогом и обучающимися при преобладании субъект-субъектных отношений в целях оптимизации педагогического процесса;
− технология гарантирует достижение результатов образования и воспитания;
− диагностируемые результаты определяются на основе использования четко сформулированных критериев, показателей и уровней, соответствующих диагностическому обеспечению.
Реализация педагогической технологии основана на следующих принципах:
− принцип соответствия обучения индивидуально-типологическим особенностям обучающихся для максимальной реализации способностей;
− принцип продуктивности – скорость освоения содержания обучения определяется на основе показателей деятельности;
− принцип интерактивности – эффективность усвоения новых способов деятельности возрастает при использовании диалоговых форм, методов и приемов обучения, предполагающих наличие постоянной обратной связи в процессе обучения;
− принцип индивидуализации – реализуется на основе педагогического воздействия, сообразного уровню развития обучающихся;
− принцип оптимального сочетания – выражается в использовании комплекса методов и средств обучения, разнообразных видов деятельности, форм организации образовательно-воспитательного процесса;
− принцип саморазвития педагога – результаты обучения напрямую коррелируют с уровнем личностного и профессионального саморазвития, которое осуществляется непрерывно, невозможно обучить чему-либо, если педагог не знает этого сам;
− принцип учета когнитивных особенностей – познавательный процесс должен осуществляться в соответствии с психологическими закономерностями и особенностями мышления обучающихся, их индивидуальными различиями;
− принцип оригинальности – результативность обучения повышается при освоении новых способов деятельности, что инициирует развитие эмоционально-волевой сферы обучающихся.
Анализ психолого-педагогической литературы позволяет сформулировать ряд важных обобщающих выводов относительно использования понятия «педагогическая технология».
1. Технологизация образовательной сферы предполагает двойственное значение:
− как применение педагогических технологий в образовательной деятельности, что обусловливает формирование собственного практического опыта педагогов;
− использование технических средств обучения, современных информационно-коммуникационных технологий в условиях цифровизации образовательной сферы.
2. Технологический подход, основываясь на системном мышлении, предусматривает инструментальное управление образовательно-воспитательным процессом, ориентированным на получение конкретных и гарантированных результатов обучения.
3. Педагогическая технология понимается и как педагогический процесс, и как определенный вид деятельности, а также как совокупность средств достижения целей обучения [3].
4. Педагогической технологией может выступать способ обучения из личного опыта профессиональной деятельности педагога, при этом важны следующие компоненты такого «отработанного» опыта: цель обучения, соотнесенная с предполагаемыми результатами; совокупность используемых инструментальных средств и методики обучения [4].
5. Наряду с понятием «педагогическая технология» используются термины «технология обучения», «технология воспитания», «технологизация обучения», что говорит о неоднозначности понятий и их различных трактовках, их взаимозависимости.
Здесь важно отметить, что в данные понятия вкладываются и педагогические системы, и совокупность форм, средств, приемов обучения, и методика обучения, ориентированная на получение запланированных результатов.
Современные социально-образовательные условия детерминируют изменение приоритетов обучения, что во многом определяется цифровизацией всех сфер экономики, общества, в частности образования.
На первый план выступает приоритетная задача формирования проектно-исследовательской компетентности обучающихся, что обусловливает поиск актуальных педагогических технологий. Примером использования таких технологий является выполнение исследовательских проектов, имеющих межпредметный интегрированный характер и основанных на использовании цифровых средств. Опыт реализации таких проектов описан в исследовании Н.И. Рыжовой, Н.Ю. Королевой [5].
Современное обучение в целом и выполнение исследовательских проектов в частности практически невозможны без использования информационно-коммуникативных технологий, что предполагает свободное владение способами поиска информации, ее анализа, сопоставления, синтеза. Также важно обучение методам эффективной презентации результатов исследовательских проектов. Данная проблема исследована Е.Н. Козленковой, А.Н. Волковой применительно к использованию цифровых технологий обучения в проектно-исследовательской деятельности обучающихся [6]. Таким образом, в современной педагогической науке и практической образовательной деятельности для формирования проектно-исследовательской компетентности обучающихся широко применяются цифровые технологии, а опыт их использования и перспективы развития представлены в современных исследованиях [7].
Педагогическая технология формирования проектно-исследовательской компетентности обучающихся в условиях центра образования естественно-научного и технологического профилей основана на этапной последовательности действий, операций и процедур, что обеспечивает гарантированный результат и возможность его воспроизведения. Технология – системная категория, ее структурными составляющими являются: цель; содержание проектно-исследовательской деятельности; этапы формирования; организация педагогического взаимодействия; методы и формы осуществления проектно-исследовательской деятельности; управление этим процессом и результат. Таким образом, технология выступает инструментом реализации проектно-исследовательской деятельности в совокупности используемых средств и методов.
Основная идея педагогической технологии заключается в том, чтобы сделать педагогический процесс управляемым, что обеспечивает достижение планируемых результатов. Разработанная педагогическая технология соответствует следующим критериям технологичности: диагностичность, результативность, целостность, управляемость, корректируемость. В совокупности данные критерии технологичности обеспечивают повышение эффективности образовательно-воспитательного процесса.
Этапы формирования проектно-исследовательской компетентности в процессе использования педагогической технологии
№ |
Название этапов |
Содержание деятельности |
1. |
Организационно-мотивационный этап |
Подготовка к выполнению проекта: − формулировка темы проекта, определение его цели, задач и основных направлений; − формирование команды проекта и определение функционала; − разработка рекомендаций для участников проекта (требования по выполнению, ключевые сроки, график выполнения, время и место проведения консультаций); − разработка рабочего плана проекта; − определение возможных источников требуемой информации по теме проекта; − разработка способов презентации результатов проекта и его продуктов; − определение критериев оценки качества выполнения проекта |
2. |
Поисково-исследовательский этап |
Осуществление практико-преобразующей деятельности: − проведение исследования в соответствии с рабочим планом проекта; − содержательная проработка теоретической части проекта; − самостоятельная работа в группах в соответствии с установленной ролью; − поиск и обсуждение альтернативных способов решения исследуемой проблемы в команде проекта; − консультирование со стороны педагога, оказание необходимой помощи и направление участников проектной команды |
3. |
Презентационно-обобщающий этап |
Обобщение и представление результатов проектной деятельности обучающихся: − определение ролей участников проекта на этапе презентации; − оценка результативности проекта, его продуктов; − доклад о результатах выполнения проекта; − представление продуктов проекта и определение возможностей их практического использования |
4. |
Рефлексивно-аналитический этап |
Анализ и рефлексия результатов проектной деятельности: − сравнение запланированных и полученных результатов; − обобщение и формулировка выводов; − оценка работы команды проекта в целом и индивидуальные оценки; − анализ основных достижений и недочетов в работе; − корректировка ошибок и постановка новых цели и задач исследования |
Этапная последовательность формирования проектно-исследовательской компетентности в обобщенном виде представлена в таблице.
На констатирующем этапе эксперимента проанализированы статистические результаты опроса, который был проведен среди более 5 тысяч педагогов Центров. Более 45% респондентов считают необходимым использование педагогической технологии формирования проектно-исследовательской компетентности, а также нуждаются в оказании методической помощи по разработке и внедрению программно-методического обеспечения деятельности центров «Точка роста».
Результаты проведенного исследования показали положительную динамику уровней сформированности проектно-исследовательской компетентности обучающихся:
− школьники показали высокий уровень владения методами учебного исследования (75%); решения проблемных задач (более 67%); моделирования и проектирования (80%);
− у более чем 85% обучающихся сформировались компетенции использования методов работы с информацией, оценки возможностей применения цифровых технологий в учебных исследованиях.
Интегративная оценка показала, что высокий уровень сформированности проектно-исследовательской компетентности увеличился с 48% на констатирующем этапе до 76% на формирующем этапе эксперимента, при этом низкий уровень анализируемого феномена понизился с 26% до 6%.
Заключение
Полученные результаты опытно-экспериментального исследования позволяют сделать вывод об эффективности реализации разработанной педагогической технологии формирования проектно-исследовательской компетентности обучающихся, реализуемой в условиях центра образования естественно-научного и технологического профилей. Перспективы исследования заключаются в совершенствовании программно-методического обеспечения, позволяющего осуществлять проектно-исследовательскую деятельность обучающихся.