Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

THE TRANSFORMATION OF THE HIGHER EDUCATION SYSTEM AND ITS IMPACT ON THE PROFESSIONAL HEALTH OF UNIVERSITY TEACHERS

Bogdan N.N. 1 Masilova M.G. 2 Samsonova E.A. 1
1 Siberian branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration
2 Vladivostok State University
The purpose of the study is to identify risk factors in the transformation of higher education that lead to violations of professional health and well–being of teachers, as well as to identify the main directions for minimizing their negative impact. During the continuous modernization of the education system, a significant transformation of higher education is taking place: the conditions of functioning of universities, the educational process and management mechanisms are changing, which leads to fundamental changes in the professional activities of teachers. In the article, by the transformation of teaching activity, the authors understand and consider in detail the fundamental changes in the content of activity and role repertoire, forms of work and requirements for teachers of higher educational institutions in the conditions of transformation of the educational environment. The research is based on the methods of theoretical and statistical analysis, sociological surveys and psychological testing, secondary analysis. The conducted research made it possible to identify several key areas of the consequences of transformations: the uncontrolled flow of innovations to teaching, the lack of analysis of the consequences of the consistency of the requirements with the capabilities of the staff and the discrepancy between the desired results and the real demands of society. The results indicate the complication of the professional activity of a teacher of a higher educational institution, manifested in an increase in the academic load, increased requirements for competence and the system of evaluating professional activity, and a decrease in job satisfaction. The teaching staff paid special attention to changes in health indicators. Based on empirical research, conclusions are drawn about the impact of ongoing changes on the professional health and well-being of teachers, the emergence of risks of professional burnout.
transformation and modernization of higher education
higher education institutions
university teachers
educational environment
professional burnout

В последнее десятилетие система высшего образования в России постоянно претерпевает изменения, что приводит не только к модернизации, но и трансформации ее базовых оснований. Целью преобразований является достижение соответствия высшей школы современным глобальным вызовам и рынку труда.

В настоящее время одним из целеполагающих ориентиров для вузов является программа «Приоритет-2030», в рамках которой необходимо сформировать в стране более 100 прогрессивных современных университетов для обеспечения социально-экономического развития российских регионов [1]. Решение этой задачи требует повышения не только научно-образовательного потенциала вузов, перестройки образовательного процесса, но и развития способностей преподавателей к оперативному освоению нововведений. По-прежнему именно преподаватель является ключевой фигурой в реализации проектов, на него возлагается ответственность за внедрение процессов модернизации и обеспечения качества образования.

Наиболее значимые перемены связаны с активной цифровизацией учебного процесса, к которой преподавателям приходится адаптироваться в сжатые сроки. Ситуация осложняется возрастанием требований к квалификации профессорско-преподавательского состава (ППС) и недостаточной регламентированностью функциональных и должностных обязанностей. Так, от преподавателей помимо учебной работы требуется активное участие в научно-исследовательской и проектной деятельности, разработка образовательных продуктов для развития не только обучающихся вуза, но и работников различных сфер деятельности региона в целом. При этом, как правило, не учитываются затраты времени и психофизические возможности преподавателей при освоении новых форм и технологий работы, выполнении дополнительных обязанностей, разработке современных программ и методов обучения. Помимо этого, новые условия деятельности нередко вступают в противоречия с личностными установками, принципами и ценностями педагога.

Деятельность преподавателя в целом подстраивается под новые требования аккредитационных мониторингов, инклюзии, проектов профессиональных и образовательных стандартов. От преподавателей по-прежнему требуется реализация триединой образовательной цели (обучение, воспитание и развитие), однако на практике ее полноценное выполнение трудноосуществимо в условиях повсеместно внедряемых технологий бесконтактной работы, дистанционного обучения и перегрузки преподавателей. Рассмотренные факторы приводят к нарушению профессионального здоровья и самочувствия педагогов, появлению рисков профессионального выгорания, что требует принятия управленческих решений и соответствующих мер по его предупреждению и преодолению.

Цель предпринятого исследования – выявить факторы риска в трансформации высшего образования, приводящие к нарушениям профессионального здоровья и самочувствия преподавателей, и определить основные направления минимизации их негативного влияния. В рамках решения поставленных задач происходящие изменения рассматриваются на уровне внешней среды функционирования высшей школы, образовательной среды вуза, а также на уровне преподавательской деятельности и личности педагога.

Материалы и методы исследования

В ходе исследования помимо теоретического анализа научных публикаций применялись традиционные социологические и психологические методы. С целью выявления тенденций в развитии высшей школы анализировались статистические данные, отражающие динамику показателей кадрового состава вузов; состояние регламентации образовательного процесса изучалось путем анализа законодательных и нормативно-правовых актов, регулирующих различные стороны функционирования вузов.

В рамках эмпирического исследования применялся метод «электронного респондента», позволивший путем анкетирования и тестирования выявить мнения респондентов из числа разных категорий ППС о происходящих изменениях в преподавательской деятельности, оценить возможные риски для преподавателей и вузов в целом, а также определить наличие и степень выраженности профессионального выгорания у различных категорий ППС.

Эмпирической базой послужили результаты конкретного социологического исследования, проведенного преимущественно на базе Сибирского института управления – филиала РАНХиГС и некоторых вузов г. Новосибирска, а также данные вторичного социологического анализа материалов других исследователей. Всего в опросах участвовали в общей сложности 984 респондента. Таким образом, можно говорить о репрезентативности выборочной совокупности.

Результаты исследования и их обсуждение

Изучение публикаций, посвященных данной проблематике, позволило выделить ключевые противоречия между требованиями, предъявляемыми государством и обществом к деятельности вузов, и реальными условиями, в которых они функционируют [2, с.10–20; 3, с. 499–505; 4, с.129–131]. Содержательный анализ и обобщение исследований показывают, что эти противоречия носят общесистемный характер и проявляются на разных уровнях системы высшего образования.

К значимым общесистемным противоречиям, на наш взгляд, следует отнести несоответствие между:

– необходимостью обеспечения качества образования и его общедоступностью, что приводит к размыванию ценности высшего образования;

– необходимостью оперативного внедрения и применения новых образовательных стандартов, форм и технологии обучения и недостаточной готовностью образовательных организаций к материально-техническому обеспечению образовательного процесса;

– расширением круга обязанностей профессорско-преподавательского состава и недостаточным уровнем оплаты труда;

– модернизацией систем управления в вузах, усилением управляющей и контролирующей функций руководителей факультетов, кафедр и стремлением преподавателей к творческой деятельности в соответствии с принципом академической свободы; практика показывает, что имеет место быстрый рост числа работников, занимающихся менеджерской деятельностью в вузах, на фоне сокращения числа научно-педагогических работников;

– возрастанием количественных и качественных показателей научной деятельности и отсутствием коммуникаций с профессиональным сообществом, возможности участия в проектах с коллегами других вузов;

– низким социальным статусом преподавателя и высокой общественной значимостью труда.

Данные противоречия приводят к изменениям в количественных и качественных характеристиках профессорско-преподавательского состава и проблемам в кадровом обеспечении вузов. Так, по сведениям Росстата, численность штатного профессорско-преподавательского состава государственных и негосударственных вузов России за последние 5 лет сократилась на 30 тыс. преподавателей (12,2 %), причем преимущественно за счет молодых преподавателей, имеющих ученую степень [5, с. 95–96]. Среди причин оттока можно выделить снижение учебной нагрузки из-за перехода на бакалавриат, уменьшение контингента, закрытие отдельных направлений подготовки, падение престижа профессии, усложнение преподавательского труда, несоответствие заработной платы объему и сложности работы, увеличение численности студентов в расчете на одного преподавателя и общей нагрузки до 900 ч так называемой «первой половины дня».

На наш взгляд, следствием данных причин является в том числе ухудшение состояния профессионального здоровья преподавателей, обусловленное усложнением профессиональной деятельности. Одной из ключевых характеристик преподавателя, значимо влияющей на его профессиональную деятельность, является квалификация. Требования к квалификации, как показывает проведенный анализ, за последние пять лет подверглись принципиальным изменениям.

Преподавательскую деятельность сегодня регламентируют квалификационные характеристики ЕКС, которые существенно устарели и не соответствуют реалиям. Профессиональный стандарт «Педагог высшего образования», отчасти учитывающий изменения в профессиональной деятельности преподавателя, с 2019 г. отменен и, как следствие, в настоящее время нет нормативного акта, регулирующего трудовые функции преподавателя, что приводит к произвольному их определению на местах, расширению перечня профессиональных задач и увеличению нормативов работы [6].

Усиление ориентации высшего образования на прикладной характер получаемых знаний и умений находит свое отражение не только в требовании наличия у преподавателей профильного образования и опыта практической деятельности по преподаваемым дисциплинам, но и изменении содержания профессиональной деятельности, функций и роли преподавателя.

Рассмотренные противоречия свидетельствуют о рассогласовании между различными аспектами функционирования вузов, условиями профессиональной деятельности преподавателя и образовательной среды, в которых она осуществляется, что не может не отражаться негативно на профессиональном самочувствии преподавателя.

Анализ результатов опроса преподавателей о характере изменений в развитии высшей школы позволил установить, что, по мнению респондентов, нововведения в системе высшего образования являются высоко динамичными, существенными и принципиальными, так считают от 89 до 92 % респондентов. При этом как негативные последствия отмечаются:

– усложнение профессиональной деятельности (82 %),

– снижение качества образования (81 %),

– ужесточение квалификационных требований и их несоответствие реальным кадровым характеристикам вузов (67 %).

Больше половины опрошенных (68 %) считают, что вводимые нововведения и требования не соответствуют реальным потребностям развития и экономическим возможностям общества.

Оценка изменений в содержании труда, а именно в перечне функций и обязанностей, показала, что их число увеличилось, так считают 47,6 % опрошенных. Увеличение интенсивности и объема работы отмечают 52,3 % респондентов. Часть респондентов (42,9 %) видят положительную динамику в изменении условий труда (материально-технических, бытовых). Методическая обеспеченность также оценивается как достаточная (57,1 %), но треть опрошенных (33 %) недовольна тем, что многие пособия уже устарели и стали неактуальными.

В целом анализ результатов опроса по отдельным характеристикам профессиональной деятельности показал:

– учебная нагрузка значительно возросла (49,6 %), вне зависимости от специфики кафедр;

– существенно пересмотрена система оценивания деятельности преподавателя в сторону ужесточения (77,6 %);

– требования к профессиональной компетентности по оценкам 48,6 % респондентов повысились;

– изменения в системе оплаты труда и размерах заработной платы в целом оцениваются положительно 52,4 %, но они не соответствуют возросшим требованиям к преподавателям.

Удовлетворенность профессиональной деятельностью испытывают только 28,5 % опрошенных преподавателей, 55,4 % не удовлетворены условиями труда из-за постоянных нововведений. При этом преподаватели отмечают, что все больше разочаровываются в работе. Практически во всех анкетах в качестве свободных ответов фиксируются следующие высказывания: «пропал интерес», «заставляю себя идти на работу», «многие изменения демотивируют», «надоела никому не нужная писанина», «тяжело работать в дистанционном формате», «в эпоху интернета появилось ощущение собственной ненужности как преподавателя» и др.

При оценивании влияния информационных технологий на профессиональную деятельность респонденты отметили:

– это привело к увеличению нагрузки преподавателя (52,4 %);

– оказало положительное воздействие, так как способствует развитию личности преподавателя, росту его компетенций (38,6 %);

– отрицательно влияет на общее состояние здоровья преподавателя (44,3 % опрошенных).

Таким образом, мнение опрошенных преподавателей в отношении использования цифровых технологий в образовательном процессе неоднозначно. В качестве негативных аспектов отмечается широкое использование ДОТ и, как следствие, длительная напряженная работа за компьютером. По степени выраженности последствий применения информационных технологий респонденты выделяют: профессиональное выгорание (63 %), ущерб состоянию здоровья (53 %), негативное воздействие на профессиональную деятельность (31 %).

Самооценка респондентами общего состояния здоровья показала, что лишь 9,5 % считают себя здоровыми, 43 % оценили уровень здоровья как в целом удовлетворительный, 36,7 % опрошенных не удовлетворены своим здоровьем. Ухудшение состояния здоровья отмечают больше половины преподавателей, при этом связывают это с изменениями в системе высшего образования (66,7 %), переутомлением на работе (62,9 %), нехваткой времени на оздоровление; существенно меньшая часть – с образом жизни (27,6 %) и возрастными изменениями (22,9 %).

Таким образом, полученные данные подтверждают выводы о тенденциях и характере изменений в высшей школе, их отражении на профессиональном самочувствии преподавателей.

Лонгитюдное исследование в отношении профессионального выгорания и оценке его проявлений проводилось с интервалом в 4 года (в 2019 и 2023 гг.). Сравнение результатов участников опроса показало нарастание актуальности проблемы (табл. 1).

При этом подверженность профессиональному выгоранию, по мнению респондентов, свойственна всем преподавателям вузов вне зависимости от занимаемой должности и стажа (72,8 % ответов), но более подверженными опрошенные назвали преподавателей средней (33,1 %) и старшей (44,1 %) возрастных групп. Данные результаты можно объяснить необходимостью быстрой адаптации к изменяющимся требованиям и условиям труда.

Таблица 1

Сравнительный анализ результатов опроса по проблеме профессионального выгорания (% ответов)

Критерии

2019

2023

Актуальность проблемы исследования выгорания

79,4

81,9

Проявления выгорания у себя

47,1

49,8

Проявления выгорания у коллег

64,7

69,8

Влияние на личностные качества

75,6

82,4

Влияние на характеристики профессиональной деятельности

77,2

95,2

Таблица 2

Результаты опроса о причинах профессионального выгорания респондентов (% ответов)

Причины

%

Ранг

Постоянно вводимые новые требования к преподавателям и их работе

63,4

1

Высокая рабочая нагрузка

56,3

2

Чрезмерно большая работа с документами, как в бумажном,

так и электронном виде

45

3

Низкая оплата труда

43,5

4

Высокий уровень ответственности

29,6

5

Неблагоприятный психологический климат в коллективе

23,3

6

Отсутствие четких обязанностей и справедливого распределения ответственности

21,9

7

Неудовлетворенность от результатов профессиональной деятельности

21,5

8

Неблагоприятные условия труда

16,3

9

Неудобный график работы

12,4

10

Отсутствие признания

8,1

11

Отсутствие видимых результатов

7,6

12

Полученные результаты подтверждаются ответами студентов: по их мнению, выгорание в большей степени проявляется у преподавателей среднего возраста (36,4 %), на втором месте – преподаватели старшей возрастной группы (38,8 %).

Основными причинами респонденты назвали постоянно вводимые новые требования к условиям работы, должностным обязанностям и профессиональным характеристикам (63,4 %), а также высокую рабочую нагрузку (56,3 %) при большой работе с документами (42,3 %) и низкой оплате труда (табл. 2).

Результаты сравнительного анализа ответов респондентов о причинах профессионального выгорания по возрастным группам показали, что ведущей причиной его возникновения представители всех возрастных групп считают постоянно вводимые новые требования к профессиональной деятельности преподавателя. Полученные данные подтверждаются результатами ряда других исследований [7, с. 58–67; 8, с. 63–65; 9, с. 204–207].

Заключение

Обобщение полученных результатов позволяет сделать вывод, что основные факторы нарушений профессионального здоровья и самочувствия у преподавателей связаны с рисками, формирующимися в образовательной среде вуза под влиянием трансформационных изменений. Множественные противоречия между внешней средой функционирования вузов и личностными характеристиками преподавателей, прежде всего психофизическими и адаптационными способностями, приводят к появлению симптомов профессионального выгорания.

Таким образом, в современных условиях трансформация высшего образования приводит к нарушениям профессионального здоровья преподавателей вузов и появлению риска профессионального выгорания, приводящего к целому ряду негативных последствий. Очевидно, что необходимо принимать меры по предупреждению и преодолению данного феномена, при этом данная деятельность должна быть направлена на личностные и организационные факторы и включать меры воздействия с целью совершенствования образовательной среды на всех уровнях управления. Способы предупреждения и преодоления нарушений профессионального здоровья должны носить комплексный характер и способствовать минимизации негативных факторов и рисков.