Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

DEVELOPING THE COMPETENCE OF A YOUNG RESEARCHER: FROM A PRESCHOOLER TO A PRIMARY SCHOOL STUDENT

Stroiteleva O.Yu. 1 Slabkiy E.S. 1
1 Southern Federal University
1330 KB
The article examines the process of developing the research competencies of children of both preschool and school age. The development of the competencies of a young researcher is one of the priorities in the modern education system. The analysis of scientific research on the problem of the development of research competencies of preschoolers and schoolchildren helped to reveal that the modern Russian education system is undergoing a process of radical restructuring, which has been divided into several stages. The collapse of the Soviet Union, the “dashing 90s”, zero full of challenges, stable tenths. Once again, the country, and with it the entire society, is on the verge of global, revolutionary changes. The education system is a mirror of society and the state. The once popular trends of self-expression and individualism in education are being replaced by others, such as the formation of students’ research competencies. In the article, the authors consider the concept of research competencies as special skills that a child needs to organize appropriate activities. The research competencies themselves, which are formed in the process of acquiring new knowledge, provide the child with the most optimal and, most importantly, comfortable conditions for acquiring both cognitive and practice–oriented experience, developing the creative potential of the individual.
competence
research competencies
preschool age
schoolchildren
research activities
skills

Педагоги современной школы полагают, что компетентность – это приобретенное качество, которое характеризует личность как профессионала [1, с. 96]. Вторым преобладающим мнением в среде педагогов выступает тезис о компетентности как о требовании к личности, выступающем критерием к образовательной подготовке учащихся. Основа компетентности заключается в том, что она становится в современной образовательной среде результатом саморазвития личности ученика. Так, автор Д.Б. Эльконин полагает, что образование становится трамплином, позволяющим ребенку осознать свою значимость, раскрывая личностный потенциал, подготавливая его к будущей профессиональной деятельности [2, с. 46].

Проявление исследовательской активности каждого ребенка – это уникальная картина, которая в каждой конкретной ситуации проявляется в своем многообразии. Следует обозначить, что не каждый ребенок в раннем возрасте достигает высоких результатов и показателей даже для своей возрастной группы. Однако его исследовательский опыт будет услышан и проанализирован другими людьми

Особенность компетентностного подхода заключается в обращении к процессу создания междисциплинарных, метапредметных и постдисциплинарных связей во всех сферах образования и науки в целом. Таким образом, компетентность ребенка позволяет выдвинуть новое понятие – исследовательская компетенция. Использование межпредметных связей на всех уровнях образования способствует формированию исследовательских компетенций учеников, которые обязательно должны включать качества, умения, знания навыки и способности в своем комплексе, выраженные в опыт, который в дальнейшем создаст условия для более качественного получения новых знаний.

Один из виднейших исследователей и теоретиков компетентностного подхода А.В. Хуторской сформировал трехуровневую иерархию компетенций в целом:

− ключевые компетенции, которые могут быть сформированы на уровне обычных уроков и метапредметном содержании образования;

− межпредметные и общепредметные компетенции, которые Хуторской А.В. относит к определенной группе учебных предметов, отдельных образовательных областей, узконаправленных дисциплин;

− предметные компетенции, имеющие индивидуальный характер, связанный с особенностями конкретного учебного предмета [1, с. 19].

Сама исследовательская компетенция, которая формируется в процессе получения новых знаний, обеспечивает ребенку наиболее оптимальные и главное – комфортные условия для приобретения как познавательного, так и практико-ориентированного опыта, развития творческого потенциала личности. Исследовательская компетентность способствует развитию самостоятельности ребенка, формирует гибкость мышления, что так необходимо в современной профессиональной деятельности, способствует формированию инициативной деятельности и повышению активности в решении поставленных задач, постановке целей деятельности и избрании средств достижения результата в исследовательской деятельности.

В дошкольном возрасте дети начинают проявлять интерес к окружающему миру и задавать вопросы. Родители и воспитатели должны поддерживать этот интерес, отвечая на вопросы детей и помогая им находить ответы. Кроме того, в этом возрасте важно развивать у детей навыки наблюдения, экспериментирования и анализа.

Ряд современных исследователей выделяют целый спектр подходов к пониманию формирования исследовательских компетенций детей дошкольного возраста. Во-первых, Н.Н. Поддьяков отождествляет исследовательскую деятельность ребенка с активной деятельностью субъекта, сам процесс деятельности, который рассматривается как форма ее внешнего выражения [3, с. 116]. Сторонники данного подхода сводят исследовательские компетенции дошкольников к простым уровням проявления активности, стремления манипулировать объектами, извлекать информацию из данных действий ребенка.

Во-вторых, можно выделить в самостоятельный объект изучения сами исследовательские способности дошкольника и рассматривать их относительно способностей к анализу, поиску и способности находить неординарные пути решения поставленных проблем. Данное мнение выдвигается А.И. Савенковым, одним из ведущих специалистов в области работы с одаренными детьми и изучения особенностей их психологии и диагностирования одаренности. Ученый полагал, что, решая проблему исследования данного вида компетенций ребенка, необходимо связывать их с интеллектуальным развитием и уровнем мышления ребенка [4, с. 32]. Необходимо исследовать уровень способностей к нахождению причинно-следственных связей. А.И. Савенков также полагает, что важно учитывать такой важный параметр деятельности, как «поисковая активность» ребенка, которая характеризуется в наличии мотивации у ребенка к поиску, разрешению проблем различными путями, выдвигая, таким образом, новое понятие – конвергентное и дивергентное мышление, то есть способность анализировать и находить неординарные способы достижения целей соответственно [5, с. 84].

В-третьих, исследовательскую компетентность можно изучить как специальные умения, которые необходимы ребенку для организации соответствующей деятельности [6, с. 14]. Исследователь на собственном опыте показал, что дошкольники чувствительны и способны к проявлениям многозадачности и многофакторности поставленных задач, к ситуациям, которые требуют исследовательского поведения и инициативного экспериментирования.

В дошкольном возрасте необходимо тщательное и скрупулезное диагностирование, которое имеет ряд особенностей. Это систематическое наблюдение деятельности ребенка, создание условий для формирования исследовательской компетенции, частые диагностические игры, организация различных конкурсов исследователей [7, с. 12].

Особенности диагностирования исследовательских компетенций сформированы с использованием методических рекомендаций А.И. Савенкова, который ставит главные задачи в деятельности ребенка – умение видеть проблему, ставить проблемные вопросы, структурировать деятельность и защищать свои идеи [4, с. 38]. Своевременная диагностика исследовательских компетенций дошкольников способствует раннему выявлению проблем и поиску одаренных детей. Главная задача диагностики исследовательских компетенций у дошкольников позволяет создать наиболее благоприятные условия для дальнейшего развития данных способностей уже на следующей ступени образования – в школах. Необходимо понимать, что не только диагностика, но и активное сотрудничество дошкольных организаций и общеобразовательных школ будет способствовать эффективному формированию исследовательских компетенций детей.

Современная школа дает массу возможностей для формирования исследовательских компетенций. Сегодня данный вид компетенций является преобладающим не только в системе образования, но и в целом в жизни общества. Данные компетенции помогают учащимся школ развивать ряд навыков, таких как критическое мышление, самостоятельная постановка целей и задач, поиск путей разрешения проблемы, да и в целом способствуют более активной и самостоятельной работе школьников [8, с. 24].

В младшем школьном возрасте дети продолжают развивать свои исследовательские компетенции. Школы могут организовать совместные с более старшими школьниками конференции, в процессе подготовки к которым дети научатся работать с источниками информации, получат опыт публичных выступлений. В среднем школьном возрасте дети уже могут проводить более сложные исследования, в которых они смогут использовать более сложные методы, такие как эксперимент, опрос, интервьюирование. Также они учатся работать в команде и общаться с другими исследователями. В старшем школьном возрасте молодые люди уже имеют опыт проведения исследований и могут применять его в своей будущей профессии.

Развитие системы образования, да и общества, создает условия для формирования исследовательских компетенций, таких как классические исследовательские проекты, различные научные эксперименты. Сегодня с развитием образовательных технологий учителя могут использовать образовательные платформы, онлайн-курсы, создавать или использовать уже готовые виртуальные лаборатории, что позволяет стимулировать исследовательскую деятельность учащихся.

Однако для того, чтобы исследовательские компетенции работали, необходимо создать условия для их применения в реальной жизни. Для школьников существует много возможностей проявить себя и принять участие в научных конкурсах, тематических конференциях, форумах, реализовать свой потенциал исследователя, представив свои исследования и получив обратную связь от экспертов различных областей науки и культуры [9, с. 25].

Важно понимать, что исследовательские компетенции современных школьников имеют свои особенности, связанные с развитием информационных технологий и изменением характера научной деятельности. Одной из особенностей является то, что современные школьники часто имеют доступ к большим объемам информации, чем их предшественники, но при этом могут испытывать трудности с анализом и оценкой этой информации. Главная особенность в том, что многие школьники участвуют в научных исследованиях и проектах, которые требуют использования современных методов и технологий. Это может включать в себя работу с большими данными, использование искусственного интеллекта и других технологий [10, с. 36].

Также следует отметить, что исследовательские компетенции школьников могут быть связаны с их интересами и склонностями. Некоторые школьники могут проявлять интерес к естественным наукам, другие – к социальным наукам или к искусству. Это может влиять на выбор методов взаимодействия, которые использует образовательное учреждение.

Изучение формирования исследовательских компетенций дошкольников имеет огромное значение для педагогической науки и деятельности педагогов. Во многих исследованиях прослеживается общая цель – это повышение активности ребенка во всех сферах деятельности, приобретение структурного опыта и развитие способностей исследовать мир. Таким образом, целью исследования являлось изучение образовательной среды, способствующей развитию исследовательских компетенций учеников и дошкольников.

Материалы и методы исследования

В качестве методов исследования авторами были использованы: анализ научных источников по рассматриваемой проблеме, проектирование образовательной среды и педагогической работы по данному направлению.

В последние годы происходит резкая смена парадигм в отечественном образовании. Под понятием «компетентность», «компетенция» понимают систему актуальных умений и навыков, которые способствуют успешной деятельности, способности решать поставленные цели. Поэтому школьники вынуждены постоянно использовать исследовательскую компетентность в повседневной жизни, чтобы стать компетентным работником, рационально развитым субъектом общественных отношений. Таким образом, эффективно сформированная в процессе образовательной деятельности компетентность позволит ученикам в будущем самостоятельно ставить цели своей деятельности, выдвигать гипотезы и работать с различными уровнями знаний, предлагая актуальные пути решения поставленных проблем.

Наиболее эффективным способом формирования и развития исследовательской компетенции современного школьника является работа в рамках научных сообществ различного уровня, от школьного до регионального. Создание школьного научного сообщества сопряжено с множеством сложностей, это и подготовительный этап, и дальнейшая работа по привлечению участников и развитию активностей школьников. Однако сегодня исследовательские компетенции являются предметом дискуссий не узконаправленных специалистов, а каждого члена общественной и профессиональной жизни.

Для решения этой сложной задачи выдвигается концепция создания общеобразовательных программ на основе ключевых научных направлений каждого субъекта РФ. Деятельность школ регламентируется Федеральным законом «Об образовании», ст. 77 которого предусматривает возможность организации исследовательской и проектной деятельности в рамках взаимодействия образовательных организаций разных уровней [11, с. 67].

Результаты исследования и их обсуждение

Современные тенденции развития отечественного образования способствуют поиску новых подходов к подготовке высококвалифицированного выпускника школы. Актуальной проблемой школы является развитие исследовательских компетенций школьников. Так же важна проблема разработки единых путей формирования компетенций современных школьников. Педагоги опираются на работы Л.В. Елисеевой, Г.Л. Котова и А.В. Хуторского, по мнению которых структура исследовательских компетенций имеет три ключевых элемента:

− совокупность знаний, которые позволят решить поставленную исследовательскую задачу;

− мотивационный элемент личности, который включает смысловую нагрузку на личность конкретного человека;

− возможность транслировать свой опыт [1, с. 12].

Подход к формированию исследовательских компетенций у школьников должен быть комплексным и включать в себя как работу с учащимися, так и с учителями. Важно создать условия для развития у детей интереса к науке и исследованиям, а также помочь им овладеть необходимыми навыками и умениями. В рамках этого подхода можно использовать различные методы и подходы, такие как проектная работа, научные кружки, ученические конференции, проблемное обучение, кейс-стади, дебаты, дискуссии, сотрудничество между учащимися, учителями и экспертами, поощрение самостоятельности и инициативности, развитие навыков работы с информацией, анализ данных и презентация результатов исследований [12, с. 22].

Использование технологии кейс-стади в современном образовательном процессе способствует активному формированию исследовательских компетенций независимо от предмета, области науки. Сама методика кейсов не нова, но ее расцвет приходится на современную школу, когда развитие технологий способствует появлению новых более эффективных методов изучения материала и формированию ключевых компетенций.

Кейс-стади – это метод обучения, при котором учащиеся анализируют реальные ситуации или проблемы, а затем предлагают решения. Этот метод помогает учащимся развить навыки критического мышления и решения проблем. Кейс-стади – это конкретная ситуация с комплексом неразрешенных проблем, которая ставится учителем в образовательном процессе. Подобные кейсы способствуют формированию целого комплекса навыков: от коммуникации и культуры общения до практики выступления и работы в группе.

Использовать кейсы, связанные с анализом текстов произведений русской литературы, обсуждением проблем, поднятых в этих произведениях, – эффективный метод работы на уроках русского языка и литературы. Также можно использовать кейсы, связанные с изучением правил русского языка и применением их на практике. Данная технология позволяет учащимся применять знания и принимать решения на основе анализа реальных ситуаций.

Технология кейс-стади может стать основой для формирования единого подхода для формирования исследовательских компетенций школьников. Она способствует повышению интереса к предмету, создавая на уроке условия, в которых ученики смогут проявить свои личностные качества.

Такой подход может быть реализован только в тесном взаимодействии дошкольных образовательных организаций и общеобразовательных школ. Это может включать в себя проведение совместных проектов, научных кружков, ученических конференций и других форм исследовательской деятельности. Также важно создать условия для развития исследовательских навыков у детей с раннего возраста, например через использование игровых методов обучения и поддержку самостоятельности и инициативности детей. Формирование исследовательских компетенций школьников должно быть организовано как единый процесс взаимодействия школ и дошкольных учреждений, которые будут учитывать возрастные и социально-психологические особенности детей разных возрастов, обеспечивая тем самым постепенное развитие исследовательских навыков [13, с. 6; 14, с. 43].

Заключение

Таким образом, авторами сформирована единая модель формирования исследовательских компетенций, которая должна включать несколько вариантных элементов:

− вовлечение обучающихся в исследовательскую деятельность с раннего возраста через различные формы исследовательской работы;

− использование разнообразных методов и подходов к обучению, которые стимулируют критическое мышление и исследовательские навыки учащихся;

− создание благоприятной среды для развития исследовательских навыков, где ученики чувствуют поддержку и мотивацию со стороны учителей и администрации школы;

− организация сотрудничества между учениками, учителями и внешними экспертами для обмена опытом и знаниями в области исследования;

− поощрение самостоятельности и инициативности учащихся в процессе исследовательской работы.

Развитие исследовательских компетенций обучающихся является важной частью современной системы образования. Формирование этих компетенций должно быть организовано как единый процесс, начиная с дошкольного возраста и заканчивая основной общеобразовательной школой.