В современном мире глобализации и технологического прогресса важно сохранять и изучать традиционную культуру, чтобы сохранить ее богатство и многообразие. Культура предстает в разных формах: фольклор и музыкальное наследие: традиционное искусство и ремесла; символы и ритуалы; традиционная одежда и украшения; традиционная кухня; она регулирует взаимоотношения человека со средой его обитания, отношения людей друг к другу, их поведение и деятельность, их идеи и ценности [1]. Современная педагогика уделяет значение культурным составляющим педагогического процесса, так как образование является частью культуры, педагогическая культура человека и общества входит в качестве составляющей в мировую культуру, а педагогические проблемы, в свою очередь, имеют общекультурное значение [2].
Исследованиями проблем организации обучения и воспитания на основе культурологических оснований занимаются Л.А. Беляева, Е.В. Бондаревская, А.П. Валицкая, О.С. Газман, Г.Д. Дмитриев, Н.Б. Крылова, Б.Т. Лихачев, А.И. Шутенко, Н.Е. Щуркова.
Сегодня одним из приоритетных направлений отечественного образования является его регионализация, которая предусматривает формирование образовательного пространства университета с учетом социально-культурного развития региона на основе его национальных, культурных и этнических особенностей и традиций [3, 4]. Актуальность заключается в изучении художественных традиций карельского региона, анализ и обобщение явлений и артефактов искусства и декоративно-прикладного творчеств. Результатом образовательной и воспитательной деятельности вузов является будущий учитель – транслятор ценностных установок и культурных норм на основе принципов гуманизма, который стоит у истоков формирования духовных ценностей, идеалов и нравственных установок подрастающего поколения. Опираясь на научную составляющую содержания образования, профессиональная подготовка будущего учителя должна основываться на теоретико-методологических основах и методиках этнопедагогических исследований.
Цель статьи заключается в раскрытии особенностей сохранения художественных традиций родного края в образовательном процессе университета в рамках апробации модели этнокультурного воспитания будущего учителя на основе положений культурологического подхода, который создает условия для погружения будущего учителя в традиционную культуру.
Материалы и методы исследования
Анализ литературы и результатов апробации модели, обобщение рассматриваемых проблем.
Результаты исследования и их обсуждение
Культура служит важным инструментом формирования и передачи идентичности, а также является источником понимания и взаимодействия между различными культурами. Культурные нормы, обычаи и идеи формируют общественные ценности и взаимоотношения, создавая основу для разнообразия и творческого развития человеческого общества. Подход к культуре через призму философии, социологии и педагогики открывает широкий спектр взаимосвязей между образованием, ценностями и культурным развитием общества. В рамках концепции культурно-исторической психологии Л.С. Выготский не только подчеркивал значение традиционной культуры как фактора влияния на индивидуальное психическое развитие, но и разрабатывал теоретические основы для изучения процессов социальной передачи знаний, норм и ценностей, что является важной составляющей изучения традиционной культуры [5, 6].
Педагогика выступает в качестве инструмента для передачи ценностей и знаний, в то время как философия помогает интерпретировать эти ценности и развивать осознанное понимание культурного наследия. Культура с точки зрения педагогики играет важную роль в формировании личности, укреплении ценностей и развитии толерантности. Культурное образование включает в себя исторические, социальные и этнические аспекты, что помогает студентам лучше понимать и ценить мир вокруг себя. Таким образом, культура через призму педагогики представляет собой основу для формирования гармонично развитого и культурно осознанного общества. Такой комплексный подход к культуре открывает двери для формирования гармоничного и более осознанного общества, способствуя личностному общению, интеллектуальному развитию и сохранению культурного наследия для будущих поколений.
Культурологический подход позволяет глубже понимать и анализировать историю и культуру. Значительное воздействие оказывает эмоционально-ценностный компонент на формирование системы ценностных ориентаций и личностных смыслов, определяющих результативно-содержательную сторону ее самоопределения как основы регуляции профессиональной деятельности, динамики и особенностей ее осуществления. Данный компонент содержания подготовки будущего учителя в организации этнокультурного образования объединяет мотивационно-ценностные и эмоционально-волевые взаимоотношения, определяющие оценочное отношение к культуре, этнопедагогической и этнокультурно-просветительской деятельности.
Появление традиционной культуры как сложной системы норм, обычаев, искусства, верований и ценностей связано с множеством факторов, включая историю, социальные отношения, адаптацию к окружающей среде и межкультурное взаимодействие. Традиционная культура включает в себя множество разнообразных аспектов, которые могут быть классифицированы согласно социокультурным, религиозным, историческим и другим критериям. Они охватывают все сферы жизни общества, от религиозных обрядов и языковых традиций до кулинарных привычек и народного искусства. При этом рождаемые новым временем традиции аналогично традициям, сформировавшимся в далекой древности, также имеют определяющее значение для существования, развития культуры [7].
Социокультурный феномен художественных традиций характеризуется многоаспектностью и сложностью. В качестве ключевой особенности традиции выступает преемственность: традиции выступают в качестве сформировавшихся в процессе исторического развития, передающихся между поколениями ценностей, значимых обычаев, умений, обрядов, знаний, общественных установлений, взглядов, норм поведения, идей, образцов действий [8]. Сущность традиций, являющихся аксиологически и культурологически регламентированными, состоит в том, что они представлены в виде художественных парадигм и творческих идей. Их содержание представлено в виде художественных идеалов, норм, принципов, эстетических установок. Например, художественные традиции росписи по дереву проявляются в основных художественных элементах: цвет (вызывать эмоции и ассоциации); линия используется для создания контура объекта и помогает определить его форму; объем создается с помощью света и тени, которые могут быть использованы для создания трехмерных объектов и ритма на плоскости; орнамент несет глубокий сакральный смысл.
Народные художественные традиции имеют многовековую историю и являются важной частью культуры многих народов. Они отражают традиции, обычаи и верования людей, а также их стремление к красоте и гармонии. Каждый вид ремесла имеет свои особенности и техники, которые передаются из поколения в поколение; важно изучать народные художественные традиции, чтобы сохранить их для будущих поколений. Можно выделить особенности художественных традиций, которые придают им уникальный характер и способствуют устойчивости и значимости на протяжении многих поколений:
– непрерывность и стабильность (художественные традиции передаются из поколения в поколение, обеспечивая непрерывность культурных ценностей, что способствует сохранению уникальных аспектов культуры на протяжении длительного времени);
– сакральность и обрядность (художественные традиции несут в себе особую символику и значимость, олицетворяя важные культурные и духовные ценности);
– символика и мифология (отражают уникальные характеристики культуры и обогащают понимание мира и себя);
– взаимозависимость с окружающей средой.
В качестве примера приведем художественные традиции северной росписи (мы исследовали карельскую и мезенскую роспись по дереву) и карельских сказок. У северной росписи по дереву сформировались художественные традиции: яркие краски, растительный, геометрический, зооморфный орнамент, символы и образы, связанные с природой и народными верованиями. В ней отражены элементы культуры, быта и традиций северных народов, что делает этот вид росписи уникальным и самобытным. Традиционный орнамент данных росписей по дереву отражает гармонию с природой, землей, выражая уважение к окружающему миру и понимание взаимосвязей между человеком и духовными силами [9]. Орнамент является символом культуры, веры и традиций, который переносит в наше время мудрость предков, красоту народных узоров и глубину духовного мироощущения. Композиция в росписях по дереву играет ключевую роль, определяя структуру, распределение элементов и общее визуальное впечатление. Древо Жизни символизирует космическую связь между живыми существами и вселенной, бесконечный цикл и непрерывность жизни; рост и процветание. Изображение Древа Жизни в северных росписях по дереву является символом жизни, плодородия, гармонии и благополучия.
Художественные традиции карельских сказок проявляются в национальном колорите, традициях и культуре нашего региона. В карельской мифологии есть персонажи, сведения о которых сохранились в верованиях. К примеру, Хозяйка загадок из «иного мира», появляющаяся в особенное время, или лесное божество Хийси, обитающее в стране Хийтола. Образ Крещенской бабы сохранил архаичные черты – это всевидящее и всезнающее существо, опасная сила, стремящаяся причинить человеку зло, иногда она выступает в роли хозяйки воды и обитает в проруби. Сюндю – мифическое существо, дух и божество южных карелов, он может быть и клочком шерсти животного, и охапкой сена, способен перевоплотиться в северное сияние, появляется только зимой, не может перешагнуть через черту, проведенную по снегу или полу чем-то железным.
Художественные традиции карельских сказок передаются не только с помощью текста, но и при помощи изображений. Иллюстрированием сказок занимались Тамара Юфа и Николай Брюханов. Привлечь внимание к карельским сказкам можно через создание художественных образов персонажей. Благодаря им люди познают мир, проживают те эмоции и впечатления, которые не могут испытать в реальности. Создание персонажей неразрывно связано с творческой деятельностью. Связь героя со сказкой дает конкретную задачу и одновременно простор для воображения.
У Н. Брюханова иллюстрации выполнены в изящной, декоративной, самобытной манере. В них есть множество полутонов, отражающих лишенную яркости, но не красоты северную природу: через изображения ощущаются и холод зимней проруби, и уют старой деревянной избушки. Художник уделил большое внимание детализации орнамента вышивок, узоров в нарядах героев, чтобы сделать свои произведения этнически убедительными. Образы персонажей обладают своеобразной яркостью, даже при использовании холодной палитры. Герои представлены в выразительных позах, через которые передаются кротость, заинтересованность, усталость или же воинственность. Тамара Юфа в образе героев также использует орнаменты, различные украшения, детали которых тщательно прорабатывает. Лица персонажей особенно выразительны с помощью увеличенных глаз, ресниц и выделенных носов.
В исследовании автор обращается к проблеме сохранения художественных традиций родного края в образовательном процессе Петрозаводского государственного университета по следующим направлениям: «Сохранение художественных традиций северных росписей по дереву», «Художественные традиции карельских сказок: разработка художественного образа персонажей и иллюстраций». Методы, технологии, формы, которые были использованы в опытно-экспериментальной работе, представлены на рисунке, они являются наполнением технологического блока модели [4].
Студентами кафедры под руководством автора были проведены исследования по обозначенным выше направлениям.
Технологический блок модели этнокультурного воспитания
Опытно-экспериментальная работа включала в себя проведение: анкетирования студентов, круглого стола «Традиции родного края в профессиональной подготовке будущего учителя», выставки студенческих работ – традиционных изделий родного края; разработку и проведение занятий «Карельская роспись по дереву», «Мезенская роспись по дереву», «Персонажи карельских сказок», «Женские украшения Олонецкой губернии» на младших курсах, мастер-классов в общеобразовательных школах Петрозаводска: «Лицей № 13» и «Лицей № 40»; разработку методических пособий и технологических карт.
Проведенная работа позволяет говорить об эффективности разработанной модели этнокультурного воспитания, утверждать, что сохранение традиционной культуры в вузе является важной задачей, поскольку вузы являются центрами образования, где происходит становление ценностных ориентаций молодых профессионалов [4]. Таким образом, важно внедрять специализированные курсы и образовательные программы, посвященные изучению традиционной культуры; проводить тематические мероприятия и фестивали, создавать центры и лаборатории, где студенты и преподаватели могут заниматься исследованиями по изучению и сохранению традиционной культуры; устанавливать связи с музеями, архивами, школами для участия в совместных проектах и исследованиях.
Изучение бесценного наследия культуры народов, сохранение идентичности и самоидентификации общества в контексте исторически сложившихся национальных культурных ценностей и традиций входит в диапазон исследований различных гуманитарных дисциплин. Исследуются фольклор, народные художественные промыслы, взаимопроникновение христианских и языческих представлений о мире, их отражение в памятниках письменности, литературы, архитектуры, живописи. Приобщаясь к этнопедагогическим идеям, будущие учителя должны осознавать, что национальная культура и искусство, устное народное творчество содержат в себе большой воспитательный потенциал.
Заключение
Изучение и сохранение художественных традиций родного края играют ключевую роль в понимании культурных традиций, в поддержании культурного наследия, формировании идентичности студентов. Культурологический подход создает условия для погружения студентов в традиционную культуру, обеспечивает понимание и анализ культурных явлений. Рассматривая культуру через педагогическую призму, мы видим, что она служит фундаментом для формирования ценностей и традиций, общественной ответственности и уважению к различиям, обогащению культурного наследия. Это помогает укреплять идентичность, формировать единство и способствовать взаимопониманию и уважению между различными культурами.