В настоящее время ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что основным фактором быстрого развития экономики и социальной сферы является создание новых «прорывных» технологий; материалов и средств труда, способных обеспечить выпуск совершенно новых видов продукции; генерирование идей в образовании и социальной жизни, способных позитивно изменить жизнь людей. Но при этом закономерно встает вопрос: как подготовить достаточное количество специалистов, способных к такой инновационной деятельности? Как организовать процесс обучения в вузе таким образом, чтобы готовность к осуществлению инновационной предпринимательской деятельности (ИПД) стала неотъемлемой характеристикой современного специалиста? Анализ практического опыта подготовки инновационных специалистов позволил автору выделить ряд причин недостаточно продуктивной деятельности вузов в рассматриваемом направлении, среди которых значимым фактором является недостаточный учет значимости психологической готовности выпускников вуза к ИПД. Исходя из этого, представленная автором статья, рассматривающая обозначенные вопросы, достаточно актуальна.
Цель исследования – выявить и обосновать особенности поэтапной подготовки студентов вуза к ИПД.
Цель была достигнута через решение ряда задач: определение понятийного поля исследования; обоснование принципов подготовки студентов к ИПД в рамках образовательного процесса вуза; определение этапов развития готовности студентов вуза к ИПД; раскрытие специфики каждого из этапов подготовки студентов к ИПД.
Материал и методы исследования
Прежде чем приступить к описанию особенностей психолого-педагогического содействия подготовки студентов к ИПД, обозначим понятийное поле исследования, служащее ориентиром для научного поиска.
Проведенные ранее исследования позволили автору определить понятия:
- «инновационная предпринимательская деятельность – деятельность специалиста по продуцированию и реализации новшеств, предпринятая с целью достижения позитивных результатов, являющаяся для него мерой успеха» [1, с. 58];
- «готовность к инновационной предпринимательской деятельности как качество личности, обеспечивающее оптимальный стиль её деятельности по продуцированию и реализации новшеств, предпринятой с целью достижения позитивных результатов, являющейся для нее мерой успеха, включая в нее: установочный, когнитивный и (в качестве интегрирующего) конативный компоненты» [1, с. 58].
В процессе исследования автор использовал такие методы, как анализ и обобщение научной литературы по проблеме подготовки студентов вуза к инновационной предпринимательской деятельности.
Эффективность рассматриваемой в работе технологии подготовки предпринимателей-инноваторов была проверена экспериментально. Эксперимент проходил на базе Троицкого филиала Челябинского государственного университета с 2018 по 2024 г. В нем принимали участие студенты вуза психолого-педагогических, управленческих, экономических и математических специальностей и направлений подготовки (всего 265 человек). Эффективность подготовки студентов вуза к ИПД оценивалась по индексу инновативности [2]. Значимость отличий в контрольных и экспериментальных группах оценивалась по методике Стьюдента.
Результаты исследования и их обсуждение
Анализ ФГОС ВО по различным направлениям подготовки и специальностям в вузе (математические, экономические, психолого-педагогические и др.) позволяет говорить о необходимости подготовки студентов вуза к ИПД начиная с первого курса в рамках специально созданного курса, призванного ознакомить студентов с основами инновационной деятельности. Например, необходимую информацию можно включить в содержание курсов «Основы проектной деятельности», «Введение в профессию» и др. Начало освоения психологических основ ИПД может быть положено при изучении гуманитарных дисциплин, предусмотренных учебным планом на 1-м и 2-м курсах.
На более старших курсах подготовка к ИПД должна носить уже бо́льшую профессиональную направленность. Здесь имеет смысл использовать базовые дисциплины общепрофессионального и профессионального циклов. При этом необходимо достичь оптимального сочетания основного материала базовых дисциплин, определенного государственным стандартом, с материалом, ориентированным на развитие готовности к рассматриваемой деятельности. Но, как правило, насыщенность содержания базовых курсов приводит к необходимости разработки курсов по выбору или факультативов, в рамках которых будет происходить целенаправленное и системное развитие готовности к ИПД.
На четвертом (пятом) курсах для подготовки студентов вуза к ИПД целесообразно использовать практико-ориентированные базовые дисциплины и дисциплины по выбору обобщающего характера.
Более благоприятные условия для подготовки студентов вуза к ИПД создаются при реализации магистерских программ, в учебных планах которых для многих направлений предусмотрены курсы, ориентирующие на инновационную деятельность. Кроме того, вариативная часть магистерских программ, отличающаяся большим объемом, позволяет вводить дополнительные дисциплины интересующей автора направленности. Однако без использования возможностей первых лет вузовской подготовки, сензитивных к созданию стереотипа инновационного мышления, эффективность подготовки студентов вуза к ИПД, как показали исследования автора, снижаются на 25–30%.
Целостность педагогического содействия подготовки студентов вуза к ИПД в рамках различных дисциплин обеспечивалась реализацией принципов: формирования ценностей, важных при ИПД, повышения саморегуляции деятельности, личностной ориентации подготовки к ИПД, развития творческих способностей в совместной деятельности.
При рассмотрении первого принципа важно указать на приоритетные ценности как основы для формирования установки на ИПД. К ним автор относит такие ценности, как профессиональное самоопределение, креативность, субъектная активность, новаторство, достижение успеха, умение работать в команде. Сформированная установка на ИПД, как показывают исследования автора, чаще всего перерастает во внутреннюю мотивацию учебно-профессиональной, а затем профессиональной деятельности.
На первых курсах вуза необходимо также начать работу по формированию у будущих специалистов отношения к событиям, имеющим высокую степень неопределенности и непредсказуемости, так как такая ситуация характерна для деятельности российского инновационного предпринимателя. Для этого целесообразно использовать положения синергетического подхода, согласно которому жить по законам синергетики – значит: наблюдать и анализировать процессы развития, вписывая свои действия в цепи самоорганизации системы, так как только таким путем можно добиться успеха [3, с. 243; 4]. Таким образом, ядром подготовки к рассматриваемой деятельности должны стать осознание многовариантности, сложности и изменчивости выбранной стези и способность принимать решения и действовать в ситуации неопределенности и непредсказуемости.
В связи со сказанным выше важна опора на принцип развития саморегуляции деятельности, ориентирующий на поэтапное развитие умений управлять процессами планирования и коррекции своей деятельности. Ориентация на личность каждого студента предопределяет вариативность содержания дисциплин, опору на субъектный опыт обучающихся, активизацию их мотивационной и эмоциональной сфер. Принцип развития творческих способностей базируется на положении, что «…каждый человек в той или иной степени способен к творчеству, и данная способность в значительной мере может быть развита в образовательном процессе» [5, с. 18]. Организация совместной деятельности в творческом процессе позволяет сформировать стереотип определенных действий в ходе совместного решения нестандартных задач, характерных для иновационного процесса.
Принципы, выделенные выше, создают основу (ключевые точки) всего процесса подготовки студентов к ИПД, однако их смысловое наполнение и способы реализации по мере взросления обучающихся меняются. В связи с этим целесообразно разделить процесс подготовки на определенные этапы
Способы выделения и обоснования этапов при развитии необходимых умений и качеств у студентов вузов описаны в работе С.Д. Смирнова [6, с. 74–86], и на основании представленных положений автором данной статьи выделены следующие этапы подготовки будущих инноваторов к ИПД: ориентационно-диагностический, основной, обобщающий, и определили содержание каждого этапа.
Первый этап (ориентационно-диагностический), как было сказано ранее, начинается с первых дней обучения в вузе. Он нацелен, в первую очередь, на получение сведений об особенностях личности каждого студента: наличие или отсутствие тех характеристик, которые важны для инновационного предпринимателя и над развитием которых предполагается работать далее. На первом этапе формируется «…ценностно-смысловая позиция в области инновационной предпринимательской деятельности» [7, с. 72].
Основной этап (средние курсы вуза) ориентирован на освоение теории ИПД, технологических основ ее осуществления. На основном этапе, благодаря этому, у большинства студентов начинает возникать «…позитивная ценностно-смысловая позиция, связанная с инновационной деятельностью... Студент приходит к выводу о возможности достижения жизненного успеха и своей самореализиции посредством инициирования или активного включения в инновационную профессиональную деятельность» [7, с. 72]. При этом следует учитывать, что, согласно полученным автором результатам, только 30% обучающихся после второго этапа обладают такой устойчивой позицией, еще у 40% наличие такой позиции наблюдается, но она не устойчива.
Заключительный этап – обобщающий, охватывает последний год (или годы) обучения в вузе. В рамках квазипрофессииональной (а в ряде случаев профессиональной) деятельности, характерной для данного этапа, происходит попытка укрепить успехи второго этапа по развитию и осмыслению ценностной позиции: «…студент не только признает возможность достижения своих жизненных целей посредством инновационной предпринимательской деятельности, но и видит реальные пути достижения этих целей» [7, с. 72]. Организовать реальную ИПД было достаточно трудно, но именно она давала наилучший результат.
Кроме поэтапности процесса развития психологической готовности студентов к ИПД, значимым фактором стало использование в образовательном процессе личностно развивающих технологий. Использование обозначенных выше технологий позволило осуществить развитие у обучающихся осознанной саморегуляции деятельности (в том числе в мотивационной и эмоционально-волевой сферах).
Применительно к теме исследования автор выделяет следующие положения, которые важны при реализации личностно развивающих технологий:
- создание информационно богатой среды, содействующей активизации инновационного поведения каждого обучающегося;
- системность и последовательность подготовки к ИПД;
- создание операционной основы готовности студентов вуза к ИПД посредством: освоения приемов саморегуляции своей деятельности в мотивационной и эмоциональной и волевой областях; получения опыта решений нестандартных задач и др.;
- активизация субъектного опыта студентов в области готовности к ИПД и последовательного его обогащения, что обеспечивает разработку и реализацию для каждого обучающегося личностной траектории профессионального становления, ориентированного на ИПД.
Отдавая дань новым тенденциям в образовании, в качестве третьего компонента педагогического содействия становлению у студентов готовности к ИПД автор предлагает использовать Smart-технологии.
Новизна этой технологии приводит к неоднозначному пониманию ее сути. Часть авторов просто связывают ее с использованием в образовательном процессе электронного оборудования, некоторые идут намного дальше и говорят о создании всемирной виртуальной образовательной среды. В аспекте темы исследования важно, что многие ученые, разрабатывающие Smart-технологии, задумываются и о психолого-педагогических проблемах введения данных технологий. При этом автор определяет Smart-технологии как «…технологии, построенные в насыщенном интерактивном информационном пространстве, позволяющие студенту реализовать индивидуальную траекторию своего профессионального становления на основе высокой мотивации и осознанной саморегуляции учебно-профессиональной деятельности» [8].
Наибольшую продуктивность Smart-технологий при подготовке студентов автор зафиксировал при использовании метода проектов. Ведь именно этот метод позволяет студенту, еще учась в вузе, приобретать опыт ИПД.
Применительно к рассматриваемой проблеме особенно важны работы Е.С. Полат, которые существенно расширили современное представление ученых и практиков о методе проектов. В аспекте интеграции рассматриваемого метода со Smart-технологиями значимым является мнение Е.С. Полат о возможности эффективного развития рефлексии в ходе выполнения проектов как важной составляющей подготовки предпринимателей-инноваторов: «…вечный поиск фактов, их анализ, размышления над их достоверностью, логическое выстраивание фактов для познания нового, для нахождения выхода из сомнения, формирования уверенности, основанной на аргументированном рассуждении» [9].
На основании вышесказанного автор приходит к выводу о целесообразности соединения метода проектов со Smart-технологией при подготовке предпринимателей-инноваторов в вузе. При этом наиболее высокий результат может быть получен при соблюдении определенных положений: «…создание насыщенной, интерактивной информационной среды; обеспечение высокого уровня включенности студента в интерактивную информационную среду посредством создания мотивационной и инструментальной основы работы в информационном поле; личная значимость темы проекта для студентов; инновативность темы исследования – ярко выраженная творческая составляющая проекта; возможность практической реализации проекта; фасилитация проектной деятельности на основе поэтапного делегирования управляющих функций студентам; обеспечение различного вида интеграции: познавательной, творческой и практической деятельности; знаний и умений, полученных в процессе обучения и жизненного опыта; предоставление возможности выполнения проекта в группах и парах» [10].
Заключение
Таким образом, выявленные принципы (формирования ценностей, важных при ИПД, повышения саморегуляции деятельности, личностной ориентации подготовки к ИПД, развития творческих способностей в совместной деятельности) и обоснованные особенности поэтапной подготовки студентов вуза к ИПД (включая и социальную предпринимательскую деятельность) позволили автору создать эффективную технологию подготовки предпринимателей-инноваторов в образовательном пространстве вуза. При этом несомненными достоинствами рассматриваемой технологии являются ее гармоничная «встроенность» в образовательный процесс вуза с учетом различных специальностей и направлений подготовки и ее интеграция с дисциплинами учебного плана. Значимые отличия в готовности студентов вуза к ИПД на 15–21% (сравнивались контрольные и экспериментальные группы разных специальностей и направлений подготовки) позволяют говорить об эффективности предлагаемой технологии.