Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

THE USE OF AN ELECTRONIC SYSTEMIZER IN WORKING WITH PARENTS OF PRESCHOOLERS WITH MENTAL RETARDATION

Lapp E.A. 1
1 Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Azov State Pedagogical University»
2037 KB
The purpose of the work is to use the resources of an Electronic systemizer of a modern scientific database on the problems of teaching and upbringing of preschoolers with mental retardation based on an assessment of the pedagogical competence of parents. Based on the survey of family members and the analysis of the obtained research material, the features of the pedagogical competence of parents of preschoolers with mental retardation are determined. The multi-level indicators of the axiological, technological and personal components of parental readiness for the upbringing and education of children are highlighted, the variable specificity of intra-family relations as the basis for the individual development of a child with delayed development is determined. Based on the results of the survey, it is concluded that it is necessary to design the content of thematic classes with parents of preschoolers with mental retardation. The Electronic Systemizer acts as a tool for selecting modern scientific information on the problems of education and development of preschoolers. This tool is a systematic catalog of the results of dissertation research and articles on the problems of studying, teaching and educating students with mental retardation. The possibilities of the Electronic Systemizer are related to the simplicity of the presentation of the scientific content of modern scientific research. The limitations are determined by the objective fragmentation and lacunarity of scientific knowledge about preschoolers with mental retardation.
upbringing
preschoolers
mental retardation
parents
parental competence
support
Electronic systemizer

Психологический семейный климат играет очень важную роль в воспитании и развитии детей с задержкой психического развития, но, к сожалению, практически большая часть детей воспитывается недостаточно осведомленными и компетентными родителями. Значительной роли психологического климата в семье для преодоления задержки психического развития, а также обеспечения психофизического здоровья ребенка посвящено множество научных исследований (Ю.Г. Демьянов, Л.Г. Мустаева, В.В. Ткачева, С.Г. Шевченко и др.). Специфика особого родительства описана в работах А.И. Захарова, А.С. Спиваковской, М.М. Семаго, В.В. Юртайкина, О.Г. Комаровой, Т.Г. Богдановой, Н.В. Мазуровой и др. Многие родители испытывают трудности в понимании характерных особенностей и природы возникновения задержки психического развития, причем довольно часто родители и другие члены семьи оказываются неспособными адекватно оценить возможности собственных детей и трудности в обучении обосновывают как частные пробелы в работе специалистов, не осознавая роли семьи в воспитании и развитии ребенка, что не может не иметь негативного эффекта на успешность коррекционно-воспитательного процесса.

Причины недостаточного участия родителей в развитии детей с ЗПР носят субъективный характер, поскольку обусловлены особым направлением личности родителей обрести поле гармоничного взаимодействия с детьми и с другими взрослыми. Помимо этого родители часто не обладают соответствующими знаниями и навыками для организации совместной деятельности и воспитания детей в целом. Сотрудники детских учреждений комбинированного вида, которые посещают дошкольники, также часто не имеют достаточных знаний о характерных особенностях детско-родительских отношений и семейного воспитания детей с ЗПР.

Анализ теоретических и практических аспектов организации образовательной и просветительской помощи семьям, имеющим ребенка с ЗПР, выявил отсутствие либо недостаточную систематизированность процесса. В научных исследованиях в области дефектологии, а также в работах педагогов-практиков не существует конкретных трудов по проблемам семей и родителей, воспитывающих ребенка с задержкой психического развития, а только обозначается необходимость разработки специальных мероприятий по оказанию образовательно-просветительской помощи родителям и в рамках коррекционной работы предлагается организация консультирования семей специалистами различных профильных дисциплин [1–3]. Осуществляемый в настоящее время научный поиск не связан напрямую с решением проблемы психолого-педагогического сопровождения родителей детей с ЗПР и выбором актуального для каждого конкретного случая содержания работы.

Цель исследования – применение ресурсов Электронного систематизатора современной научной базы данных по проблемам обучения и воспитания дошкольников с ЗПР на основе оценки педагогической компетентности родителей.

Материалы и методы исследования

Исследование проводилось в 2023 г. в рамках совместной научно-исследовательской деятельности педагогического университета и детских садов № 123, 326, 345 г. Волгограда, на базе которых функционируют группы компенсирующей направленности. В эксперименте участвовали 52 семьи (77 родителей). Изучение педагогической компетентности родителей проводилось с применением анкеты, разработанной Н.В. Микляевой и Ю.В. Микляевой анкеты и «Опросника родительских отношений» Я.А. Варга и В.В. Столина (1988). Использованный инструментарий позволил изучить и оценить представления родителей о специфике развития своего ребенка, системе корректирующих домашних влияний, осведомленности о способах повышения эффективности воспитательных воздействий в семье. Составление социального паспорта семьи как задача в исследовании не ставилось, но использовалось для объяснения полученных исследовательских данных. Для обработки данных применялись инструменты анализа Microsoft Excel, Word. Полученный материал рассматривался как основа для проектирования содержания работы с родителями на следующих этапах исследования.

Результаты исследования и их обсуждение

Специфика педагогической грамотности родителей – участников эксперимента рассматривалась в трех аспектах (аксиологическом, технологическом и личностном) и определена как представленная на низком и высоком уровне проявленности.

Аксиологический аспект. Принятие своего особого ребенка и педагогических ценностей как основы для взаимодействия с ним выявлено у 24,7 % родителей дошкольников с ЗПР. У этих родителей, как показало изучение социального паспорта детской группы, высшее образование, они вовлечены в образовательный процесс, готовы сами учиться и активно сотрудничать с педагогами. 28,8 % родителей не считают себя ответственными за воспитание и развитие своего ребенка, ориентированы на приоритет обучения и интеллектуальное развитие ребенка на специальных курсах или в кружках. Большая часть родителей детей с ЗПР (46,8 %) считают главным физическое развитие ребенка и трудовое воспитание. Это мамы, в одиночку воспитывающие детей, много времени проводящие на работе и ориентированные лишь на удовлетворение базовых потребностей ребенка.

Технологический компонент. Незначительное количество родителей дошкольников с ЗПР (13 %) готовы решать самостоятельно ежедневные педагогические задачи. В этих семьях соблюдается единый стиль воспитания и единство требований к ребенку, взрослые допускают самостоятельность ребенка в доступных ему видах деятельности. 50,6 % родителей не понимают, зачем нужно создавать для развития ребенка дома особые условия, если развитие – приоритет детского сада. Взрослые часто наказывают детей за непослушание и чрезмерную двигательную активность, не могут договориться в семье о единстве требований к малышу, что приводит к задержкам индивидуального развития [4]. Особо это отмечается родителями, проживающими в стесненных бытовых условиях. Формально родители поддерживают сотрудничество с педагогами, но не готовы реально на активные действия. 50,6 % родителей не считают возможным семейное воспитание для реализации корректирующего воздействия на ребенка и не выполняют рекомендаций по развитию детей, которые получают от сотрудников детских образовательных учреждений компенсирующего или комбинированного видов. Родители не осознают и не стремятся понять гиперактивное поведение детей, причины непослушания и сложности в выполнении родительских указаний, не усматривая в этом специфику психологического статуса дошкольника.

Личностный компонент. Степень готовности родителей к изменениям их воспитывающих умений представлена разноуровневыми показателями. Высокий уровень освоения педагогических знаний и умений по организации воспитания с ребенком показали 20,7 % родителей. Эти семьи отличает активное внимание к ребенку, направленное на улучшение его состояния; вовлеченность в совместную деятельность всех поколений семьи, наличие семейных традиций. 31,2 % родителей имеют разнонаправленные мнения по поводу воспитания особого ребенка; хотят, но не могут на практике проявлять требования, обусловленные спецификой его развития. Родители отмечают недостаточность достоверной информации об особенностях воспитания дошкольника с ЗПР и готовы осваивать ее в онлайн-режиме. Низкий уровень личностного компонента педагогической грамотности выявлен у 48,1 % родителей. В семьях нет сплоченности, каждый член семьи существует автономно, у родителей нет потребности и желания организации совместного проведения досуга.

Исследование показало недостаточную готовность родителей к оказанию помощи своим детям. Незначительно сформирован аксиологический компонент, что говорит о декларировании ценностей развития ребенка, при этом умения демонстрировать на практике способы реальной поддержки ребенка не развиты в полной мере даже у мотивированных родителей.

Методика «Опросник родительских отношений» Я.А. Варга и В.В. Столина позволяет описать характерные особенности воспитания в семье, а также отношения родителей к ребенку. Результаты проведения опросов показали, что в отношениях родителей к ребенку превалирует авторитарная гиперсоциализация и инфантилизация ребенка. Треть родителей (32,5 %) уверены в личной и социальной несостоятельности своих детей, причем родители в своем представлении о ребенке считают его младше, чем есть на самом деле, и не оказывают ему доверия. Родители эмоционально отстраняют ребенка либо авторитарно контролируют его действия и социальные достижения, требуют успешности, считают «маленьким неудачником». Отношение к ребенку по типу «Авторитарная гиперсоциализация» выявлено у 36,4 % родителей, которые требуют от ребенка послушания и дисциплины, стараются навязать ребенку во всем свою волю, наказывая за любую свободную активность и самостоятельность. Родители внимательно следят за достижениями ребенка и требуют социального успеха. Родительское отношение по типу «симбиоза» отмечается у 14,3 % родителей. Родитель данного типа ощущает себя с ребенком единым целым, стремится удовлетворить все его потребности, оградить от трудностей и неприятностей жизни. Взрослый постоянно ощущает тревогу за ребенка, маленького и беззащитного. Показатель в 16,8 % респондентов – это отражение интегрального эмоционального отношения к ребенку, причем родители уважают индивидуальность ребенка, проводят много времени с ним, но тем не менее воспринимают своего ребенка неприспособленным, а потому нуждающимся в дополнительном обучении и развитии.

Обобщение результатов позволяет утверждать, что значительная часть родителей принимают ценность особого ребенка как данность, но не усматривают важность в освоении особых умений по взаимодействию и развитию дошкольника. Также отмечается, что родители уверены в социальной и личной несостоятельности собственных детей. Это приводит к неспособности создавать особые условия семейного воспитания для достижения положительных результатов и требует специальных мероприятий обучающего или воспитывающего характера в разных форматах в зависимости от культурного и образовательного уровня семьи.

Автором усматривается в этом важность проведения активной и целенаправленной образовательно-просветительской работы среди родителей детей с ЗПР в форме постоянно действующего семинара-практикума. Отбор содержания программы учитывал:

1) информационный запрос родителей, участвовавших в анкетировании;

2) современный уровень развития научной мысли о проблемах воспитания и развития дошкольников с ЗПР, в том числе в семье.

Основными запросами родителей по итогам анкетирования выступили темы: причинность задержки психического развития как основа индивидуально-психологических особенностей ребенка; зависимость поведения ребенка с ЗПР от воспитания в семье и биологических причин; роль семьи в развитии ребенка, подготовка к школе. Предложения воспитателей групп дополнили содержание: роль семьи в коррекционно-развивающей работе с детьми, влияние позиции родителей в отношениях с детьми на психическое здоровье ребенка.

В основу программы семинара-практикума для родителей были положены разработки A.B. Закрепиной [5], а также принципы взаимодействия с родителями, спроектированные В.В. Ткачевой [6] и получившие развитие в трудах современных исследователей [7–9]. Инструментом отбора содержания в соответствии с актуальным научным знанием о детях с ЗПР стал Электронный систематизатор (pro-zpr.ru) (рис. 1).

Данный инструмент представляет собой систематизированную базу результатов научных исследований по проблеме изучения, обучения и воспитания детей рассматриваемой категории (рис. 2).

missing image file

Рис. 1. Титульная страница Электронного систематизатора

missing image file

Рис. 2. Основная структура Электронного систематизатора

missing image file

Рис. 3. Подструктура Электронного систематизатора

missing image file

Рис. 4. Страница Электронного систематизатора

Автор посчитал возможным использовать данный инструмент для отбора материала для проведения занятий с родителями с целью расширения арсенала экспертного мнения по разным вопросам сопровождения детей [10, 11]. При проектировании тематики занятий с родителями использовался систематизированный каталог диссертационных исследований из разделов «ЗПР как вариант дизонтогенеза» и «Специальные образовательные условия» (рис. 3).

Отбор содержания для занятий с родителями с использованием Электронного систематизатора (рис. 4) позволил определить ключевые темы.

Программа занятий с родителями включала шесть основных тем.

1. Дети с задержкой психического развития: причины возникновения задержки психического развития и как можно их избежать, классификация ЗПР, определение понятия и границы постановки диагноза (Д.А. Емелина) и др.; психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР (Т.А. Стрекалова и др.).

2. Психолого-педагогические основы семейного воспитания: специфические функции семьи; значение родителей в формировании личности ребенка; структура детско-родительских отношений в семье ребенка с ЗПР (Е.В. Соколова и др.); особенности социально-психологического климата семьи ребенка с ЗПР (И.Э. Ермашенков и др.).

3. Воспитание ребенка с ЗПР в семье: семья как фактор воспитания; принципы воспитания в семье; отношение детей с ЗПР к родителям (Н.А. Крушная и др.); выбор родительских позиций, оказывающих влияние на формирование у старших дошкольников с задержкой психического развития позитивного отношения к миру (Т.А. Егорова и др.).

4. Основы компенсирующего воспитания в семье детей с ЗПР: методы компенсирующего воспитания и их особенности при воспитании детей с ЗПР; влияние родителей на развитие эмпатии у детей старшего дошкольного возраста с задержанным развитием (С.Н. Сорокоумова, С.В. Мурафа, Беатрис Диас Гонсалес и др.).

5. Причины появления неправильного поведения у детей с ЗПР; особенности материнского отношения, детерминирующие состояние беспомощности у старших дошкольников (А.А. Завертяева и др.); коррекция проявлений гиперактивности дошкольников с ЗПР в детском саду и дома (О.А. Ларионова и др.); особенности отношения к добру и злу у дошкольников с ЗПР; формирование нравственного поведения через родительский пример (Е.А. Антонова и др.).

6. Психолого-педагогическая готовность к школьному обучению детей с ЗПР: проблема психологической готовности к обучению в школе (И.Э. Ермашенков и др.); интеллектуально-эмоциональная готовность детей с ЗПР к обучению в школе (Г.В. Фадина и др.); особенности саморегуляции дошкольников с ЗПР (В.В. Кисова и др.); умственное и речевое развитие детей с ЗПР (О.В. Шичанина, Т.А. Матросова и др.).

Заключение

Актуальный уровень детско-родительских отношений и позиций взрослых по отношению к ребенку с ЗПР является разноуровневым, зависит от личности родителя, уровня его образования, меры вовлеченности в жизнь семьи, арсенале используемых средств воспитания и развития своего ребенка.

Экспертное мнение по разным вопросам воспитания и развития дошкольника имеет особое значение для родителей детей с ЗПР и определяет необходимость поиска инструментов презентации родительскому сообществу такого мнения. Одним из механизмов отбора современной научной информации по различным вопросам сопровождения ребенка с ЗПР выступает Электронный систематизатор.

Возможности систематизатора определяются простотой презентации научного содержания современных научных исследований по вопросам обучения, воспитания и развития детей с ЗПР. Ограничения Электронного систематизатора связаны с объективной лакунарностью научного знания о дошкольниках с задержкой психического развития.