В нормативных документах [1], регулирующих деятельность системы образования в нашей стране, его стратегической целью определено развитие личности учащегося, формирование учебной деятельности через развитие составляющих ее содержание универсальных учебных действий (УУД). Психологи подчеркивают, что интенсивное формирование учебно-познавательной деятельности происходит у детей в период обучения в начальной школе. В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования [2] и «Примерной основной образовательной программе образовательного учреждения. Начальная школа» [3] целью образовательной деятельности начальной школы определено «достижение социально желаемого уровня (результата) личностного, социального и познавательного развития обучающихся на основе усвоения УУД». С учетом этого положения А.Г. Асмоловым [4] предложен системно-деятельностный подход к обучению, обеспечивающий формирование у школьников УУД.
Качественное своеобразие предмета обучения «Физическая культура» заключается в двигательных действиях, выполняемых младшими школьниками в форме физических упражнений. Предметными результатами учебной деятельности являются знания, умения и навыки решения двигательных задач. Наряду с этим младшие школьники овладевают и познавательными действиями анализа, сравнения, обобщения разучиваемых двигательных действий, регулятивными действиями, обеспечивающими организацию своей учебной деятельности, и коммуникативными действиями, обеспечивающими сотрудничество со своими сверстниками и учителем.
В традиционной практике физического воспитания деятельность учителя преимущественно сконцентрирована на обучении детей двигательным действиям. Формирование учебной деятельности осуществляется стихийным образом, что проявляется в низком уровне сформированности учебной деятельности.
Во многом сложившаяся в педагогической практике ситуация обусловлена недостаточной научной разработанностью проблемы формирования у младших школьников «умения учиться» в процессе обучения способам выполнения двигательных действий с мячом [5–7]. В научно-методических публикациях, содержащих материалы исследований отечественных ученых, выполненных в последнее десятилетие, представлены отдельные частные аспекты проблемы совершенствования процесса обучения младших школьников физической культуре, обеспечивающие повышение эффективности решения задач формирования познавательных [9–11], регулятивных [12, 13], коммуникативных [14–16] универсальных учебных действий.
В ряде работ рассматривались педагогические условия формирования «умения учиться» у младших школьников в рамках урочной [17–19] и внеурочной учебной деятельности [20]. Определены особенности решения этой задачи через применение игровых технологий, адекватных психологическим особенностям младших школьников [21, 22].
Высоким образовательным потенциалом в формировании у младших школьников «умения учиться» обладает организация учебно-познавательной деятельности по усвоению способов выполнения физических упражнений в виде системы двигательных действий с мячом на основе системно-деятельностного подхода [4] и концептуальных положений общепедагогических технологий содержательного обобщения в обучении [7, 11, 23], проблемного [9] и коллективного обучения [24, 25].
Поэтому цель исследования заключалась в создании программы и методики обучения «Школе мяча» на основе реализации системно-деятельностного подхода и теоретических положений этих общепедагогических технологий, обеспечивающих повышение формирования УУД.
Материалы и методы исследования
В работе использовались материалы реферативного обзора современных научных публикаций отечественных и зарубежных ученых и специалистов по исследуемой проблеме, а также материалы двухлетнего педагогического эксперимента. В исследовании применялись методы анализа и обобщения научно-методической литературы, методики психодиагностики; педагогический эксперимент и методы математической статистики.
Результаты исследования и их обсуждение
«Школа мяча» включает в свое содержание знания о действиях с мячом как элементах целостной системы с выделением существующих между ними структурно-логических связей; умения и навыки их применения в конкретных игровых ситуациях соревновательно-игровой деятельности.
Авторами разработана программа «Школа мяча». Она направлена на достижение предметных (развитие двигательных способностей и обучение действиям с мячом) и метапредметных (развитие познавательных, регулятивных и коммуникативных УУД) результатов. В ее содержание включены разделы предмета «Физическая культура»: «Подвижные игры», «Подвижные игры с элементами спортивных игр».
При создании методики обучения «Школе мяча» авторами учитывались положения системно-деятельностного подхода и общепедагогических теорий содержательного обобщения в обучении, развивающего обучения и коллективного способа организации учебного процесса.
Представление «Школы мяча» как системы действий с мячом с раскрытием структурно-логических связей позволяет осуществить обучение действиям мяча в направлении от общего к частному. Обучение двигательным действиям, относящимся к одному уровню обобщения, начинается с изучения базового действия, содержание которого включает большинство элементов, являющихся общими для остальных действий этого уровня обобщения.
В соответствии с системно-деятельностным подходом реализация методики осуществляется через организацию учебной деятельности на основе выполнения системы заданий, обеспечивающих формирование познавательных, регулятивных, коммуникативных УУД и учебной деятельности в целом. С учетом концепции содержательного обобщения в обучении учебная деятельность младших школьников включает следующие последовательные действия: принятие учебной задачи; определение общего отношения; создание его символической модели; создание и решение частных задач на основе видения общего отношения и использования адекватного ему общего способа решения. Учебная деятельность школьников организуется в рамках коллективного обучения с доминирующей ролью работы в парах сменного состава.
Эффективность разработанной авторами Программы «Школа мяча» и методики ее реализации была апробирована в условиях двухлетнего педагогического эксперимента с участием экспериментальной группы (ЭГ) и контрольной группы (КГ) по 25 чел. в каждой. На момент начала эксперимента дети обучались в третьем классе начальной школы. До и после педагогического эксперимента у всех школьников определялись показатели развития физических качеств, владения способами выполнения действий с мячом и УУД. На момент начала эксперимента эти показатели у учащихся обеих групп существенно не различались.
Предметные результаты. После завершения педагогического эксперимента наблюдалось существенное преимущество испытуемых ЭГ в уровне развития скоростных (бег 15 м), координационных (челночный бег и бег зигзагом) и скоростно-силовых (тройной прыжок с места) способностей.
Благодаря усвоению «Школы мяча» школьники из ЭГ показали после педагогического эксперимента лучшие результаты в тестовых упражнениях, характеризующих качество овладения основными соревновательными действиями с мячом, входящими в содержание спортивных игр. Это преимущество обусловлено формированием обобщенной ориентировочной основы действий с мячом, обучением этим действиям в направлении от общего к частному и интенсификацией учебной деятельности в рамках коллективного способа организации учебного процесса.
Метапредметные результаты. У испытуемых ЭГ после эксперимента наблюдались более высокие в сравнении с испытуемыми из КГ показатели познавательных УУД, диагностируемых с применением методики Э.Ф. Замбацявичене (91,55 против 83,63 балла у школьников КГ при Р = 0,01).
Они имели достоверно лучшие показатели развития регулятивных УУД, диагностируемых с применением психодиагностических методик «Логические задачи» (19,16 против 16,88 балла при Р = 0,01) и методики «Выкладывание маршрута по образцу». Около двух третей школьников ЭГ (64 %) отличались высоким уровнем развития, среди школьников КГ высокий уровень развития регулятивных УУД наблюдался только у 20 % школьников.
Для определения уровня развития коммуникативных УУД авторами применялась методика «Дорога к дому». Результаты сравнительного анализа экспериментальных данных показали, что 56 % школьников из ЭГ характеризуются высоким уровнем развития способностей, с одной стороны, воспринять, понять и применить сообщаемую партнером информацию об ориентировочной основе действия (в данном случае о маршруте передвижения в пространстве), с другой – передать аналогичную информацию своим партнерам по общению. Остальные школьники ЭГ отличались средним уровнем развития коммуникативных УУД. Наряду с этим каждый четвертый (24 %) из школьников КГ показал низкие результаты в выполнении задания принять и передать товарищам информацию о «дороге к дому», у 36 % наблюдались средние результаты и только 40 % справились с этим заданием на высоком уровне. Наблюдаемые авторами различия в уровне развития коммуникативных УУД между школьниками экспериментальной и контрольной группы статистически достоверны (χ2 = 8,04 при Р < 0,05).
Содержанием учебной деятельности школьников на уроках физической культуры выступали двигательные действия с мячом. Поскольку формирование УУД осуществлялось в процессе обучения двигательным действиям с мячом, авторы сочли необходимым изучить уровень их сформированности после завершения педагогического эксперимента на основе измерения показателей их проявления в трех тестовых заданиях, разработанных на изучаемом ими материале «Школы мяча».
Для определения уровня развития познавательных УУД школьникам предлагалось проанализировать содержание двух двигательных действий с мячом, относящихся к различным видам спорта – удар прямым подъемом по неподвижному мячу в футболе и метание малого теннисного мяча из раздела «метания» в легкой атлетике. Суть задания заключалась в выделении общих признаков, которые являются существенными для их правильного и качественного выполнения (разбег, стопорящий шаг, замах, хлест). Учитывалось количество выделенных школьниками общих признаков. Сравнительный анализ результатов выполнения данного тестового задания говорит о существенном преимуществе школьников экспериментальной группы (χ2 = 50,21 при Р < 0,05).
Для определения уровня развития регулятивных УУД (действие контроля и самоконтроля, которое интенсивно формируется в младшем школьном возрасте) авторы использовали следующее тестовое задание. Школьникам предлагалось найти в демонстрируемом в видеозаписи ошибочном варианте двигательного действия с мячом двигательные ошибки. В качестве двигательных действий демонстрировались «Ведение мяча рукой» из баскетбола и «Удар внутренней стороной стопы» из футбола. Качество выполнения задания определялось по количеству выявленных школьником двигательных ошибок.
Сравнительный анализ уровня развития регулятивных УУД, оцениваемого по количеству выявленных двигательных ошибок, показал, что доля испытуемых со средним уровнем развития у школьников обеих групп была одинаковой и составляла 48 %. Высокий уровень развития действий контроля и самоконтроля наблюдался у 44 % школьников ЭГ и только у 8 % школьников КГ. Выявленные авторами различия статистически достоверны (χ2 = 47,86 при Р < 0,01).
Для определения уровня развития коммуникативных УУД школьникам предлагалось выполнить следующее тестовое задание. Школьникам предлагалось раскрыть в виде устного рассказа ориентировочную основу двух двигательных действий с мячом: «Остановки мяча с подошвой» в футболе и «Прием-передача мяча двумя руками от груди» в баскетболе. Учитывалось количество выделенных школьником существенных условий правильности выполнения этих действий. Эти условия в процессе разучивания двигательных действий преподносились школьникам ЭГ как «основные опорные точки», на выполнении которых следует акцентировать внимание в процессе решения двигательной задачи.
Сравнительный анализ уровня развития коммуникативных УУД, наблюдаемых после завершения педагогического эксперимента, показал, что среди школьников ЭГ была больше доля лиц с высоким уровнем их развития – 48 % против 12 % у школьников КГ. Различия статистически достоверны (χ2 38,84 при Р < 0,01).
Заключение
Обучение действиям с мячом на уроках физической культуры в начальной школе необходимо организовывать таким образом, чтобы дети наряду с достижением предметных результатов (освоение знаний, умений и навыков их выполнения), овладевали «умением учиться» (метапредметные результаты). Качественное своеобразие содержания обучения предмету «Физическая культура», включающего действия с мячом, обусловливает модернизацию учебной программы и методики ее реализации в процессе физического воспитания детей.
Авторами сформулировано понятие «Школа мяча» как совокупности знаний, умений и навыков владения действиями с мячом. В содержании действий с мячом, являющихся соревновательными упражнениями командно-спортивных игр, выделены общие и частные элементы. Это позволило осуществить их систематизацию по уровням обобщения с выделением существующих вертикальных и горизонтальных структурно-логических связей.
Обучение младших школьников действиям с мячом, входящим в разделы «Подвижные игры», «Подвижные игры с элементами спортивных игр» предмета «Физическая культура» на основе разработанной авторами программы «Школа мяча» обеспечивает достижение предметных (развитие двигательных способностей и обучение действиям с мячом) и метапредметных (развитие познавательных, регулятивных и коммуникативных УУД) результатов.
Представление «Школы мяча» с выделением общего и частного в ее содержании делает возможным осуществить обучение действиям мяча в направлении от общего к частному.
Экспериментально установлено, что обучение младших школьников на уроках физической культуры действиям с мячом, организуемое на основе авторской программы «Школа мяча» и авторской методики ее реализации, приводит к достижению более высоких предметных и метапредметных результатов.