Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

FORMATION OF PROFESSIONAL READINESS OF MASTER’S DEGREE STUDENTS TO IMPLEMENT THE FEDERAL EDUCATIONAL PROGRAM OF PRESCHOOL EDUCATION

Mikheeva E.V. 1 Moiseeva A.N. 1 Polkina S.N. 1
1 Orenburg State Pedagogical University
1110 KB
Annotation. In modern conditions, the system of preschool education is focused on transformations aimed at improving its quality. One of the main roles in this process belongs to qualified teaching staff. In this regard, there is a need to change the approaches in the training of master’s degree students in higher education and to choose those that would provide readiness for professional activity to a greater extent. The purpose of the article is to identify ways that can help Master’s students studying the program “Methodological work in preschool education” to prepare for the application of the federal educational program of preschool education in the educational process. The authors of the article analyze the concepts of “readiness”, “professional readiness” in the interpretation of various authors, define the components, criteria and levels of readiness of master’s students to implement the federal educational program of preschool education. The authors share their experience of work with Master’s degree students on the example of studying the topic “Designing the educational process in preschool education” within the discipline “System of methodological work in preschool educational organization”. The main result of the study was that familiarizinстанg students with the ideas of the federal educational program of preschool education helped them to realize the possibilities and directions of methodological work in preschool education, to determine the further trajectory of their professional development.
readiness for professional activity
master’s degree
methodological work
preschool education
federal educational program of preschool education

В современных условиях модернизации всех звеньев системы непрерывного образования России главными ценностями становятся знания и практические умения, которые формируют методическую среду образовательных организаций. Особое значение приобретает грамотный педагог-методист, который может формировать подобную среду с учетом требований государства и общества, запросов потребителей образовательных услуг, а также потребностей и возможностей вверенного ему педагогического коллектива.

В контексте обозначенной проблемной области основные положения по общим вопросам готовности педагога к той или иной деятельности отражены в работах Д.В. Дмитриева, С.К. Бережной, Е.П. Ильиной, Л.А. Кандыбович, М.И. Дьяченко, Р.Д. Санжаевой, Н.М. Зверевой, Б.Г. Ананьева, Ф.Ш. Мухамедзяновой, О.Г. Дрохнерис, С.Л. Рубинштейна, И.Ю. Исаевой. Проблемы модернизации дошкольного образования на сегодняшний день рассматривают такие исследователи, как О.А. Белобрыкина, Л.М. Волобуева, А.Г. Гогоберидзе, С.А. Езопова, Е.И. Изотова, И.В. Каракчиева, А.В. Кисель, И.И. Комарова, С.Е. Новикова, В.А. Новицкая, М.Ю. Парамонова, А.К. Пащенко, М.А. Сизова, А.С. Тищенко, Г.Н. Толкачева.

Образование является значимым элементом экономики страны, в котором ключевую роль играют педагоги. Современная образовательная политика ориентирована на формирование педагога нового типа, который будет способен справиться со сложными педагогическими проблемами в условиях неопределенности, стимулировать образовательные инициативы, обеспечивать внедрение в образовательный процесс отдельных нововведений и развитие образовательной организации. Сегодня особенно важно, чтобы педагог был готов к профессиональной деятельности уже во время учебы в вузе, учитывая современную социально-экономическую ситуацию. Это связано с разнообразными проблемами, с которыми педагогические работники сталкиваются в ходе своего профессионального развития. Однако исследования показывают, что большинство педагогов дошкольного образования недостаточно готовы к профессиональному росту и саморазвитию в современных условиях. Поэтому вопрос проектирования процесса формирования готовности педагога дошкольного образования к профессиональной деятельности в системе высшего образования является актуальным и требует решения.

24 мая 2023 г. в Комитете Государственной Думы Российской Федерации по просвещению прошло совещание, посвященное развитию дошкольного образования. Главной целью проекта Концепции развития дошкольного образования до 2030 года, который представили на совещании, является создание благоприятных условий для доступного и качественного дошкольного образования. Основное внимание было уделено многостороннему развитию и эмоциональному благополучию детей в рамках единой образовательной системы России [1–3]. Как известно, реализации данной цели во многом способствует внедряемая с 1 сентября 2023 г. федеральная образовательная программа дошкольного образования.

Федеральная образовательная программа дошкольного образования – это «нормативно-правовой документ, который был разработан с целью реализации нескольких функций: создать единое федеральное образовательное пространство для воспитания и развития дошкольников; обеспечить детям и родителям равные и качественные условия дошкольного образования на всей территории России; создать единое ядро содержания дошкольного образования, которое будет приобщать детей к традиционным духовно-нравственным и социокультурным ценностям, а также воспитывать в них тягу и любовь к истории и культуре своей страны, малой родины и семьи; воспитывать и развивать ребенка с активной гражданской позицией, патриотическими взглядами и ценностями» [4].

Готовность педагога дошкольного образования к осуществлению своей деятельности в обновленных условиях труда определяется требованиями профессионального стандарта, где отмечается, что педагогический работник современного детского сада должен в рамках трудовых действий принимать «участие в разработке основной общеобразовательной программы образовательной организации в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования» [5].

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования устанавливает общие требования к содержанию, организации и результатам обучения детей дошкольного возраста. Он определяет основные цели, задачи и принципы дошкольного образования, а также ожидаемые результаты [6]. Федеральная образовательная программа дошкольного образования более детально разрабатывает и конкретизирует эти требования, определяя содержание, методы и формы обучения, а также условия и ресурсы, необходимые для реализации стандарта. Она является основой для планирования и проведения образовательного процесса в дошкольных учреждениях [7]. Поэтому важно, чтобы студенты, готовящиеся к работе в дошкольном образовании, изучали и осваивали федеральную образовательную программу, разработанную на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Актуальность данной работы связана с противоречиями между:

− потребностью существующей системы дошкольного образования в педагоге, умеющем проектировать наиболее эффективную траекторию построения образовательного процесса, и недостаточным уровнем готовности педагога к данной деятельности;

− переходом современного образования на новые профессиональные стандарты, в которых существенно расширен общепрофессиональный и профессиональный спектр компетенций современного педагога, и недостаточной готовностью системы высшего образования к постоянному обновлению научно-методического обеспечения и корректировке образовательных программ, методов обучения, системы взаимодействий с обучающимися;

− теоретической разработанностью психолого-педагогических достоинств (преимуществ) личностно-ориентированного (персонифицированного) образования студентов магистратуры, отвечающих современным тенденциям меняющегося образования, и отсутствием у взрослых обучающихся профессионального запроса к системе высшего образования.

Цель исследования заключается в выявлении способов, которые могут помочь студентам магистратуры, изучающим программу «Методическая работа в дошкольном образовании», подготовиться к применению в образовательном процессе федеральной образовательной программы дошкольного образования.

Материалы и методы исследования

В работе использовались различные теоретические методы, такие как анализ данных, обобщение, наблюдение и изучение документации, а также практические методы, в том числе анкетирование, тестирование, количественная и качественная обработка данных.

Результаты исследования и их обсуждение

Готовность педагога дошкольного образования к профессиональной деятельности является крайне актуальной темой, поскольку от ее уровня зависит качество образования в целом, успехи обучающихся и эффективность образовательного процесса. Современное общество требует от педагогов не только присмотра и ухода за детьми дошкольного возраста и передачи им элементарных знаний, но и развития детей как личностей, формирования у них основ ключевых компетенций и навыков, подготовки к дальнейшей ступени обучения и к жизни в целом [8; 9].

Остановимся на основополагающих понятиях исследования.

В толковом словаре термин «готовый» определяется как «сделавший все необходимые приготовления, подготовившийся к чему-либо, предрасположенный к чему-либо» [10].

Готовность также рассматривается как состояние, когда человек или организация готовы выполнить определенную задачу или реагировать на конкретную ситуацию. Это означает, что у человека есть необходимые знания, навыки, ресурсы и подготовка для успешного выполнения задачи и/или реагирования на ситуацию. Готовность также может означать открытость к изменениям или к неожиданным событиям, что позволяет принять возможные проблемы и быстро адаптироваться к ним.

Термин «готовность к деятельности» достаточно широко распространен и имеет определенное значение, однако объем и содержание данной готовности остаются пока дискуссионными. На сегодняшний день нет единой трактовки данного понятия, не сформулировано его определение. В разработках Е.Э. Воропаевой «готовность к определенному виду деятельности» рассматривается в широком смысле и трактуется как «комплекс качеств, знаний, практических умений и навыков, состояний и отношений» [11], который мотивируется конкретным видом деятельности и необходим человеку для «достижения социально значимых целей, результатов» [11].

В поиске определения понятия «готовность» и многочисленных дискуссий разработка его содержательной стороны пошла по двум линиям. Ряд исследователей считают, что для обеспечения результативности профессиональной деятельности крайне необходимо формирование психических функций человека, и рассматривают готовность в связи с ними. Также имеет место быть такая позиция, которая заключается в определении готовности как устойчивой характеристики личности. Авторы используют для ее обозначения такие термины, как подготовленность, деятельная или устойчивая готовность. Специфичными особенностями являются: постоянство, отсутствие необходимости формирования, когда появляется новая задача. Изначально единожды сформированная данная готовность обеспечивает в дальнейшем успешность деятельности.

Исследователи Л.Н. Горбунова, И.П. Цвелюх выделяют такие составляющие готовности, как самоорганизация собственного труда, самостоятельность в работе, способность определить перспективы развития [12].

Готовность педагога к профессиональной деятельности включает в себя не только знания и умения, но и готовность к постоянному обучению и саморазвитию. В современном быстро меняющемся мире педагог должен быть готов к постоянным изменениям, новым требованиям и технологиям, чтобы эффективно работать с обучающимися и оказывать содействие их успешному развитию.

Актуальность готовности педагога к профессиональной деятельности также обусловлена необходимостью адаптации к разнообразию контингента обучающихся. Современный детский коллектив в образовательной организации часто представляет собой многонациональные и многокультурные среды, где присутствуют дети с разными уровнями подготовки и особенностями развития. Педагогу необходимо быть готовым к работе с самыми разными детьми и уметь адаптировать свои подходы и методы обучения под индивидуальные потребности каждого ребенка.

Интересен подход Г.В. Ахметжановой к проблеме готовности педагога к профессиональной деятельности через призму трехкомпонентной модели: «мотивационный компонент включает в себя активное положительное отношение к выбранной деятельности, формирование внутренней готовности к осуществлению этой деятельности; теоретический компонент отражает определенную сумму профессиональных знаний; практический компонент предусматривает освоение ряда профессиональных умений на основе теоретических знаний» [13].

Из анализа психолого-педагогической литературы становится ясно, что понятие «готовность» характеризуется различными аспектами и рассматривается как психическое состояние человека, его настроение на деятельность, синтез характеристик личности и т.п. Исходя из этого, можно сделать вывод, что готовность студентов магистратуры к применению федеральной образовательной программы для дошкольного образования, рассматриваемая в данном исследовании, можно определить как совокупность мотивационно-ценностных, познавательных и практических компонентов [14].

Наполнение мотивационно-ценностного компонента готовности студента магистратуры к реализации федеральной образовательной программы дошкольного образования выражается в наличии внутренней мотивации и проявлении интереса к модернизации дошкольного образования в целом и собственной профессиональной деятельности в частности. Наполнение когнитивного компонента характеризуется владением концептуальными и теоретическими основами проектировочной деятельности, ориентации на современные подходы к решению педагогических проблем в дошкольном образовании. Деятельностно-практический компонент характеризуется наличием у педагога умений строить педагогический процесс в соответствии с современными требованиями и запросами потребителей. Здесь проявляется способность самостоятельно оценивать формы и методы организации образовательного процесса, направленного на максимальное удовлетворение потребностей детей и их родителей и применения на практике наиболее эффективных из них.

Для проведения исследования была организована экспериментальная работа в Институте непрерывного образования Оренбургского государственного педагогического университета на кафедре, занимающейся вопросами дошкольного, коррекционного и дополнительного образования. В эксперименте участвовали 38 чел., обучающихся по программе магистратуры «Методическая работа в дошкольном образовании» на заочной форме обучения [15].

Экспериментальную группу составили педагоги разного возраста, с различным стажем работы и квалификационными категориями.

Эксперимент проходил поэтапно.

На констатирующем этапе осуществлялось проведение проблемно-ориентированного анализа сформированности готовности студентов магистратуры к реализации федеральной образовательной программы дошкольного образования.

На формирующем этапе реализовывалась разработанная нами модель формирования профессиональной готовности студентов к реализации федеральной образовательной программы дошкольного образования как фактора достижения их конкурентоспособности и успешности в профессиональной деятельности.

На контрольном этапе оценивалась эффективность реализуемой модели по динамике показателей сформированности рассматриваемой готовности.

Для решения задач констатирующего эксперимента первоначально были определены компоненты, критерии и уровни готовности студентов магистратуры к реализации федеральной образовательной программы дошкольного образования на основе проведенного теоретического анализа исследуемой дефиниции.

1. Мотивационно-ценностный компонент: мотивация к освоению и внедрению инноваций, характер профессиональной направленности педагога и изменения в ценностных ориентирах.

2. Познавательный компонент: интерес педагога к обучению и готовность к непрерывному развитию, а также степень участия в познавательной деятельности.

3. Деятельностный компонент: применение педагогом новшеств в профессиональной деятельности или, другими словами, его способность внедрять инновации.

В процессе определения уровней профессиональной готовности педагога были выделены следующие категории:

− на первом уровне, нормативно-прагматическом, педагог соответствует устанавливаемым нормам и функциональным требованиям;

− на втором уровне, инновационно-проективном, учитель участвует в разработке и внедрении новых методов в работе учебного заведения;

− на третьем уровне, инновационно-творческом, педагог активно ищет инновации, демонстрирует творческий подход и мотивированное отношение к решению профессиональных задач, а также обладает способностью к рефлексии.

Для оценки уровня сформированности исследуемой готовности у студентов была разработана анкета «Готовность педагога дошкольного образования к реализации федеральной государственной образовательной программы дошкольного образования». Анкета включала в себя 30 вопросов, направленных на выявление уровня сформированности каждого компонента готовности, что позволило не только определить общий коэффициент, но и вывести коэффициенты по шкале всех трех компонентов. Вопросы анкеты с 1 по 10 были направлены на выявление мотивационно-ценностного компонента, с 11 по 20 – познавательного компонента, с 21 по 30 – деятельностного.

Полученные в результате анкетирования данные на этапе констатирующего эксперимента позволили сделать вывод о недостаточном уровне готовности педагогов, обучающихся в магистратуре, к реализации федеральной образовательной программы дошкольного образования. Среднее арифметическое вышеперечисленных компонентов показало значительное количество педагогов (32,2 %), имеющих нормативно-прагматический уровень готовности, 48,6 % в среднем имеют инновационно-проективный уровень и лишь 19,2 % педагогов находятся на инновационно-творческом уровне. Данные результаты обусловили работу в этом направлении.

Для повышения уровня профессиональной готовности студентов магистратуры заочной формы обучения, обучающихся по программе «Методическая работа в дошкольном образовании» к реализации федеральной образовательной программы дошкольного образования, были предприняты следующие шаги.

При разработке рабочей программы дисциплины «Система методической работы в дошкольной образовательной организации» была определена тема «Федеральная образовательная программа дошкольного образования как новый ориентир развития дошкольного образования». Для изучения студентам были предложены следующие вопросы:

− разделы образовательной программы дошкольного образования: разработка в соответствии с требованиями федерального образца, отличия от Примерной программы;

− описание направлений, задач и содержания коррекционно-развивающей работы;

− рабочая программа воспитания как структурный элемент образовательной программы;

− описание ресурсного обеспечения образовательной программы дошкольного образования в соответствии с федеральным образцом;

− конструирование образовательной программы дошкольного образования в части, формируемой участниками образовательных отношений.

В рамках изучения темы студенты выполняли компетентностно-ориентированные задания. Представим возможные варианты подобных заданий.

Задание 1. Составьте перечень нормативно-правовых документов, регламентирующих проектирование образовательной программы дошкольного образования, в том числе адаптированной.

Задание 2.

Изучите документацию вашего детского сада, в том числе образовательную программу, и опишите, какие корректировки нужно в нее внести, чтобы она соответствовала федеральным документам.

Задание 3. Разработайте какой-либо раздел образовательной программы дошкольного образования (на выбор обучающегося).

Задание 4. Разработайте календарный план воспитательной работы.

Задание 5. Составьте список критериев для оценки соответствия основной образовательной программы дошкольного учреждения обязательному минимуму содержания, установленному в Федеральной программе. Включите в список следующие пункты: структура, цели и задачи, планируемые результаты, содержание образовательной работы в образовательных областях и направлениях воспитания, направленность на коррекционно-развивающую работу с указанием целевых групп, соответствие обязательному минимуму содержания, установленному в Федеральном образце. Разработайте чек-лист для оценки программы по выделенным критериям.

Проведенные со студентами занятия позволили им улучшить профессиональные навыки: разобраться в том, каковы должны быть цели и задачи дошкольного образования и каким образом проводить образовательную работу с детьми, учитывая их развитие, потребности и интересы. Они изучили методы и подходы, соответствующие стандарту, и способы их применения в работе. Изучение Федеральной программы помогло педагогам понять, как обеспечить соответствие своей образовательной практики требованиям стандарта и предоставлять качественное образование детям. Обучающиеся научились согласовывать свои разработки с федеральной образовательной программой, утвержденной на основе стандарта. Они смогли понять, какие знания, умения и навыки должны приобрести дети в процессе обучения, и структурировать свою работу таким образом, чтобы достичь результатов, предусмотренных стандартом. Изучение Федеральной программы помогло студентам осознать современные требования и тенденции в области дошкольного образования. Они смогут принимать активное участие в профессиональных обсуждениях и обмене опытом, получать актуальные знания и инструменты для своей работы и тем самым развиваться профессионально.

Заключение

Федеральная образовательная программа дошкольного образования описывает ориентиры современной образовательной политики в дошкольном образовании. Обучающиеся в магистратуре должны усвоить основные компоненты программы, такие как цели и задачи дошкольного образования, принципы формирования учебного плана, содержание основных образовательных областей и ожидаемые результаты обучения. Особое внимание уделяется индивидуализации образования, формированию ключевых компетенций и развитию критического мышления дошкольников. В процессе обучения акцентируется внимание на важности взаимодействия педагогов, родителей и детей в процессе дошкольного образования, а также на использовании инновационных методов обучения, таких как игровые и проектные. В этом заключается необходимость постоянного обновления и совершенствования программы обучения студентов, чтобы она отвечала требованиям современного образования и обеспечивала успешное профессиональное развитие и подготовку педагогических кадров к профессионально-педагогической деятельности.