Одним из актуальных и активно обсуждаемых направлений современного образования является инклюзия, интегрирующая нормотипичных детей с детьми, имеющими инвалидность и ограниченные возможности здоровья (ОВЗ), и обеспечивающая активное включение их во все виды деятельности. Инклюзия кардинально меняет представления об организации образовательного процесса, ориентированного на создание атмосферы доверия, взаимного уважения, солидарности, готовности оказать своевременную помощь своим сверстникам. Очевидно, что высокие образовательные результаты детей с ОВЗ зависят от уровня сформированности инклюзивной культуры педагога, качества его профессиональной подготовки, готовности к профессиональной деятельности в условиях инклюзии. Инклюзивная культура становится особой философией, когда ценности инклюзии приняты и разделяются всеми участниками образовательного пространства [1].
По мнению В.В. Хитрюк, инклюзивную культуру следует рассматривать как интегративное качество, включающее систему профессиональных знаний и умений, ценностных установок, социально-личностных и профессиональных компетенций, позволяющих педагогу эффективно работать в условиях инклюзивного образования [2].
Признаком сформированности инклюзивной культуры, как считает С.В. Алёхина, является готовность педагога «включиться» в процесс взаимодействия с другими, научиться быть открытыми для общения с ними, видеть необходимость своих изменений, уметь принять особенности и отличия других людей [3].
Безусловно, организация инклюзивного образования на гуманной основе требует высокого уровня готовности педагогов к принятию детей с ОВЗ, сформированности инклюзивной культуры и профессиональной компетентности. По мнению Т.В. Емельяновой и А.А. Синявской, инклюзивную культуру следует рассматривать как первый этап формирования готовности студентов педагогических вузов к работе в инклюзивной образовательной среде [4].
Формирование готовности будущего педагога к работе в новых профессиональных обстоятельствах является одной из первоочередных задач подготовки будущего специалиста, так как в этот период закладывается фундамент профессионального мышления, компетентности и педагогической культуры [2].
В своем исследовании О.А. Правдина, А.А. Рассказова отмечают, что проблема готовности педагогов к осуществлению инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья является наиболее дискуссионной проблемой. Кроме стандартного перечня необходимых для преподавания компетенций, педагоги, работающие с детьми с ОВЗ, должны обладать еще и инклюзивной компетентностью [5].
В связи с этим особую актуальность приобретает подготовка специалистов для работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. Подготовка специалистов к работе с разными категориями детей с отклонениями в развитии предполагает овладение широким спектром не только предметных, но и психолого-педагогических знаний, что, в свою очередь, находит отражение и в содержании образовательных программ, и в организации образовательного процесса.
В образовательных организациях, ориентированных на подготовку педагогов для инклюзивного образования, используются разнообразные методы и формы организации познавательной деятельности обучающихся: организация тренингов, разработка волонтерских проектов, просмотр и обсуждение художественных и документальных фильмов, решение кейсов, встречи с людьми, имеющими инвалидность или ОВЗ, конференции и семинары, викторины, конкурсы, олимпиады, круглые столы и др.
Цель настоящего исследования – обобщение опыта проведения тематической недели, посвященной формированию инклюзивной культуры студентов педагогического колледжа. Особенностью этого мероприятия является комплексный подход, ориентированный на развитие ценностной, мировоззренческой, когнитивно-поведенческой, коммуникативной и деятельностной составляющих инклюзивной культуры студентов.
Материалы и методы исследования
Одной из форм организации деятельности обучающихся в педагогическом колледже является тематическая неделя, представляющая собой систему мероприятий, посвященных актуальной теме. Неделя как методический инструментарий позволяет «организовывать и проводить мероприятия с определенной направленностью и в некой системе, делая их более привлекательными и целесообразными» [6].
Тематическая неделя обеспечивает формирование системы знаний в области инклюзивного образования, приобретение новых навыков и умений, расширение научного кругозора, развитие мотивации и интереса к образовательному процессу в педагогическом колледже, понимание смысла педагогической работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья или инвалидность.
Тематическая неделя в педагогической литературе рассматривается как форма учебно-воспитательной работы, интегрирующая творческую и исследовательскую деятельность педагогов и обучающихся. По мнению Т.Г. Самошкиной, главной задачей недели является создание уникальной коммуникативной системы, которая позволяет всем ее участникам самовыражаться, самоутверждаться и самореализоваться [7].
Тематическая неделя, посвященная проблеме формирования у студентов инклюзивной культуры, имеет ряд особенностей, к которым авторы отнесли: 1) насыщенность образовательной среды, направленной на формирование знаний об инклюзии, инклюзивной культуре; 2) возможность погрузиться в проблему, рассмотреть различные ее аспекты; 3) включение каждого участника в активную познавательную деятельность; 4) развитие мотивации и интереса к инклюзивному образованию; 5) проявление своих творческих способностей; 6) создание условий для осознания необходимости формирования инклюзивной культуры, ее важности для работы в инклюзивной образовательной среде; 7) взаимодействие и сотрудничество, позволяющие сплотить всех участников вокруг проблемы.
Организация и проведение тематической недели осуществляются поэтапно. Первый этап включает выбор актуальной для обучающихся темы, определение и формулировку цели в соответствии с проблемой, осознание ее важности для профессиональной деятельности будущих педагогов инклюзивного образования. Включение студентов в обсуждение и выбор темы позволяет учесть их интересы и потребности в участии в тематической неделе, связанные, в том числе, и с будущими профессиональными запросами, развить мотивацию и привлечь к проведению недели.
На втором этапе осуществляется планирование мероприятий, реализующих его цели и содержание. На этом этапе студенты активно включаются в подготовку необходимых материалов, разработку заданий, развитие идей. Создание атмосферы сотрудничества способствует развитию самостоятельности, творческой активности, коллективной вовлеченности, формированию умений работать в команде, взаимодействовать друг с другом.
Реализация плана мероприятий предполагает использование интерактивных и активных методов, таких как: дискуссии, мастер-классы, тренинги, творческие конкурсы, проекты и иные, взаимосвязь которых не только придает образовательному процессы увлекательность, но и способствует достижению поставленных целей. На третьем этапе подводятся итоги тематической недели, анализируются результаты тестирования и анкетирования студентов, проводится рефлексия.
Безусловно, тематическая неделя – довольно интересный методический инструментарий, имеющий целый ряд преимуществ перед традиционными формами обучения и воспитания. Во-первых, в рамках ее проведения появляется возможность сплотить студентов вокруг актуальной проблемы, объединить их общей целью, интересами, деятельностью, создать атмосферу сотрудничества и сотворчества. Во-вторых, в течение недели студенты погружаются в проблемы инклюзивного образования, осмысление его ценностей, понимание важности инклюзивной культуры. В-третьих, тематическая неделя позволяет развить креативность обучающихся, вовлечь их в обсуждение особенностей инклюзивного образования, поиск оптимальных решений проблем инклюзии. В-четвертых, тематическая неделя способствует привлечению новых участников, заинтересованных в данной проблеме. Для достижения поставленной цели авторами использовались теоретические (анализ научной литературы по теме исследования, обобщение) и эмпирические (анкетирование, наблюдение, метод интерпретации результатов опроса) методы.
Результаты исследования и их обсуждение
Проведение ежегодной недели инклюзивного образования, участниками которой являются студенты и педагоги, стало традиционным для педагогического колледжа. Востребованность такой формы организации процесса формирования инклюзивной культуры объясняется востребованностью педагогов, готовых к работе в инклюзивном образовании, с одной стороны, и высокими требованиями к уровню их педагогической подготовки – с другой.
Цель организации тематической недели заключается в формировании у будущих учителей начальной школы и воспитателей дошкольных образовательных организаций инклюзивных ценностей, персональных компетенций: личностной направленности на реализацию инклюзивных идей и практик, коммуникабельности, толерантности, уважения разнообразия, сотрудничества, развития инклюзивной культуры.
Достижение цели осуществлялось путем решения следующих задач:
1) расширить знания студентов об особенностях общения с людьми, имеющими инвалидность и ограниченные возможности здоровья (ОВЗ);
2) содействовать усвоению основных этических требований и норм поведения;
3) формировать навыки толерантного отношения к людям с ОВЗ;
4) реализовать социокультурные практики, направленные на развитие инклюзивной культуры, с привлечением всех субъектов образовательного процесса.
План мероприятий для проведения тематической недели инклюзивного образования «Давайте понимать друг друга»
№ |
Название мероприятий |
Форма проведения |
1. |
«Повяжи белую ленточку» |
Акция |
2. |
«Мы разные, но мы вместе» «Легко ли быть не таким, как другие…» |
Конкурс творческих работ – эссе |
3. |
«Мир безграничных возможностей» |
Онлайн-викторина |
4. |
«Они добились успеха» |
Встречи с людьми с инвалидностью: победителями различных конкурсов, спортсменами, представителями разных профессий, победителями конкурса профессионального мастерства «Абилимпикс» |
5. |
«Кино без барьеров» |
Групповой (коллективный) просмотр студентами колледжей художественных фильмов, которые не только рассказывают о жизни людей с инвалидностью, а наглядно демонстрируют их потенциальные возможности и разнообразие интересов |
6. |
«Волшебная мультипликация» «Мир чудес» |
Мастер-класс для людей с инвалидностью и ОВЗ |
7. |
«Доступная среда» |
Общероссийская акция (тотальный тест) |
8. |
«Смотри на меня как на равного» |
Тренинг для студентов по формированию толерантности |
9. |
«Готов ли я к инновационной деятельности?» |
Анкетирование студентов |
Планирование тематической недели основывалось на предварительной диагностике студентов, направленной на определение тех мероприятий, которые вызывали у них интерес и мотивировали к активному участию на всех этапах подготовки и организации тематической недели (таблица).
Одним из мероприятий Недели является организация анкетирования студентов с целью изучения их отношения к проблеме инклюзивного образования, а именно: готовы ли студенты принять его ценности; насколько они толерантны и уважительны к людям с ограниченными возможностями здоровья; есть ли у них потребность в развитии инклюзивной культуры как важной составляющей педагогической культуры и педагогической деятельности.
В анкетировании принимали участие 262 студента 1–4-х курсов. Содержание вопросов анкеты позволило определить степень осведомленности студентов педагогического колледжа в области инклюзивного образования, выявить их отношение к инклюзии.
Подавляющее большинство студентов (72,0%) отмечают, что в своей повседневной жизни редко сталкиваются с людьми, имеющими ограниченные возможности здоровья или инвалидность, при этом 24,0% респондентов стараются избегать общения с ними. Более 65,0% опрошенных не знают или частично знают, что такое инклюзия, из них 45,0% студентов считают проблему инклюзивного образования актуальной. Более 70,0% респондентов согласны с утверждением, что все обучающиеся должны иметь равные права, в том числе на обучение в образовательной организации среднего профессионального образования (колледже). Однако 33,0% из них считают, что студенты с инвалидностью или ограниченными возможностями все-таки должны обучаться отдельно от других студентов в специальных классах или группах.
Одним из важных факторов реализации инклюзивного образования в образовательных организациях общего среднего и дошкольного образования является профессиональная готовность, которая предполагает формирование у будущих педагогов необходимых компетенций. Проведенное авторами анкетирование установило, что только 37,0% респондентов готовы в будущем работать с детьми, имеющими нарушения в физическом и (или) психическом развитии, при этом отмечая, что им необходимо получить определенный уровень профессиональных знаний и навыков, хотя психологически в момент прохождения анкетирования они еще не ощущают своей уверенности в желании в дальнейшем работать с такими детьми.
Около 26,0% опрошенных студентов уверены, что не готовы ни психологически, ни профессионально обучать детей с ОВЗ и инвалидностью. При этом 32,0% считают, что инклюзивное образование полезно условно здоровым студентам, так как развивает толерантность к людям с ограниченными возможностями, пробуждает в них чувство эмпатии, формирует духовно-нравственные качества. В то же время более 6,0% опрошенных с данным утверждением не согласны.
При ответе на вопрос: «Что вы понимаете под инклюзивной культурой педагога?» – только 44,0% студентов раскрыли сущность и содержание данного понятия, остальные затруднялись дать исчерпывающий ответ. На вопрос: «Должен ли педагог обладать высоким уровнем инклюзивной культуры?» – утвердительно ответили только 51,0% опрошенных.
Таким образом, результаты анкетирования позволяют сделать вывод о недостаточной готовности будущих педагогов к деятельности в условиях инклюзивного обучения, убеждают в актуальности проблемы инклюзивного образования и необходимости разработки программы, ориентированной на целенаправленное формирование инклюзивной культуры, которая дает студентам возможность овладеть знаниями об инклюзивной культуре; приобрести навыки, необходимые для реализации инклюзивного образования лиц с инвалидностью и ОВЗ в будущей профессиональной деятельности; принять ценности инклюзии, находясь непосредственно в педагогической деятельности; применить знания и практические навыки в процессе обучения детей с инвалидностью и ОВЗ, а также оказать им поддержку и помощь.
Заключение
Таким образом, проблема формирования инклюзивной культуры студентов педагогического колледжа является приоритетным направлением реализации среднего профессионального образования. Одной из форм формирования инклюзивной культуры может быть организация тематической недели, которая позволила бы привлечь внимание обучающихся к проблеме инклюзии, задуматься о своем отношении и готовности к инклюзивной деятельности, приобрести знания, развить самостоятельность и креативность.
Благодаря организации тематической недели студенты колледжа смогли больше узнать об инклюзивной культуре, о людях разных профессий, имеющих ограничения возможностей здоровья, раскрыть свой потенциал в данном аспекте деятельности. Проведенное мероприятие, включающее участие студентов колледжа, имеющих ограничения возможностей здоровья, способствовало воспитанию толерантного отношения, созданию атмосферы уважения, взаимопонимания и поддержки. Тематическая неделя может стать отличной возможностью для повышения мотивации и интереса к профессиональной подготовке в качестве педагога инклюзивного образования, а также для развития дополнительных навыков и знаний.