Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

EFFICIENCY OF THE EDUCATIONAL PROCESS IN HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS IN THE CONTEXT OF DIGITAL TRANSFORMATION OF EDUCATION: THE VIEW OF TEACHERS

Zakharova A.E. 1 Alekseeva G.G. 2 Yavlovskaya P.E. 2
1 Institute of Humanities Research and Indigenous Studies of the North
2 Churapcha State Institute of Physical Education and Sports
1176 KB
In the public consciousness, distance learning in higher education has become one of the significant consequences and results of the coronavirus pandemic. The process of digitalization of education began in the early 2000s with the introduction of information and communication technologies into the educational process. In the 2020s, the process was forced by the emergency transition to the digital format of the organization of the educational process due to the introduction of restrictive measures on COVID-19. The scale and speed of digital transformation tasks have become one of the “big challenges” for all participants of the educational process. In this article, the authors present the data of the study of attitudes towards distance education of teachers of a sports university located in rural areas of Yakutia. The teachers’ opinion on the issues of ensuring the quality of education, identification of strengths and weaknesses in the organization of the learning process, assessment of their own readiness and motivation to use digital resources, the level of teachers’ satisfaction with the working conditions created in the university, as well as suggestions for improving the organization of the educational process in universities can become important material for the next stages of digital transformation of the university.
distance education format
teachers
sports university
COVID-19 pandemic
digital transformation of education

В современных условиях развития общества и всех сфер его деятельности использование цифровых технологий становится неотъемлемой его частью. На законодательном уровне закреплены основы реализации дистанционного обучения с использованием цифровых технологий [1]. Толчок активного использования цифровых технологий пришелся на 2020 г., в связи с началом пандемии COVID-19. «Скорость цифровизации во всем мире увеличилась в геометрической прогрессии. Поскольку предприятия искали способы предоставления удаленных услуг во время карантина и реализации мер социального дистанцирования, потребность в новых операционных моделях подтолкнула многие учреждения к внедрению цифровых технологий и обеспечению различных удаленных функций» [2].

Цифровая трансформация образования, как актуальное направление развития образования, «требует пересмотра существующих подходов к образовательной деятельности, а также анализа их влияния на общество и отдельные социальные группы» [3, с. 15]. Как отмечается исследователями, во многих вузах скоростной переход на дистанционный режим обучения выявил определенные проблемы, в частности «для преподавателей, которые были вынуждены в экстренном порядке сформировать определенные компетенции для обеспечения непрерывности образовательного процесса» [4, с. 162]. Минимальными требованиями к цифровизации вуза являются: наличие бесперебойного доступа к сети Интернет, соответствующая оснащенность вуза необходимыми материально-техническими средствами, ресурсами, сервисами. Опыт полного перевода вузов на цифровой формат обучения во время COVID-19 показывает необходимость индивидуального подхода от преподавателей при организации дистанционного обучения.

М.Ф. Черныш в статье, посвященной цифровизации и неравенству, отмечает, что «именно цифровизация будет создавать и уже создает предпосылки радикальной трансформации общества, новые возможности и новые риски для общественного порядка, новые различения и новые солидарности» [5, с. 16]. Д.Е. Добринская, Т.С. Мартыненко приводят трехуровневую модель цифрового неравенства: 1) неравный доступ к цифровым технологиям, прежде всего к интернету; 2) неравное владение навыками пользования цифровыми технологиями 3) неравные возможности индивида повысить свои жизненные шансы с помощью цифровых технологий [6, c. 113]. Исследователи отмечают, что «существующие диспропорции регионов по уровню информационного неравенства оказали прямое влияние и на возможности организации образовательного процесса в условиях пандемии, и результаты его по стране весьма неоднородны» [7].

ФГБОУ ВО «Чурапчинский государственный институт физической культуры и спорта» – единственный федеральный вуз в сельской местности, реализующий программы подготовки бакалавриата и магистратуры по семи направлениям подготовки. Поскольку абсолютное большинство студентов института являются жителями сельских наслегов Республики Саха (Якутия), «при организации дистанционного обучения было необходимо учитывать их возможности и ограничения, в первую очередь связанные с доступом к интернету и разницей часовых поясов» [8].

Целью данного социологического исследования было изучение отношения профессорско-преподавательского состава ЧГИФКиС к организации дистанционного образования в вузе.

Материалы и методы исследования

В конце 2019–2020 учебного года был проведен стандартизированный анкетный опрос в онлайн-формате. Инструментарий: анкета, состоящая из 17 вопросов (закрытые, полузакрытые, открытые вопросы). В анкетировании приняло участие 65,5 % преподавателей института.

Результаты исследования и их обсуждение

Респондентам было предложено оценить степень готовности к переходу на дистанционное обучение по 5-балльной шкале. Распределение ответов показало, что большинство оценило свой уровень на 3 балла (40,5 %), 4 балла (37,8 %) и максимальные 5 баллов (21,6 %). Преподаватели института оказались готовы к вынужденному переходу на дистанционное образование, вариант 1 и 2 балла не отметил ни один преподаватель.

Ответы на следующий вопрос объясняют выраженную преподавателями уверенность в своей подготовленности к дистанционному обучению – большинство ППС (63,2 %) ответили, что посещали курсы повышения квалификации, мастер-классы, вебинары, консультации по дистанционному обучению.

В целом готовность вуза к переходу на дистанционное обучение преподавателями оценивалась позитивно. При этом большинство преподавателей считали, что в дистанционном формате содержание учебных программ усваивается студентами лишь частично (76,3 %). Выбор варианта «не усваивается», составившего 13,2 % ответов, имеет уточнения о зависимости «от степени ответственности и осознанности студента», а также наличия технических возможностей («если качественный интернет»).

Распределение ответов респондентов на вопрос о подготовке выпускников к государственной итоговой аттестации (защите выпускной квалификационной работе) в условиях дистанционного обучения представлено на рис. 1 – большинство преподавателей выбрали вариант «Скорее да, чем нет» (42,1 %). Количество уверенных в возможности полноценной подготовки студентов к итоговой аттестации (13,2 %), такой же процент респондентов считает, что невозможно подготовиться к ГИА с использованием дистанционного формата обучения.

missing image file

Рис. 1. Распределение ответов на вопрос «Считаете ли Вы, что в условиях дистанционного обучения Вы сможете полноценно подготовить выпускников к ГИА и защите ВКР?»

В целом положительное и отрицательное мнения респондентов разделились почти поровну (рис. 1).

Необходимо отметить, что данное анкетирование было проведено в первой половине мая, в период интенсивной работы над ВКР выпускников ЧГИФКиС. По результатам ГИА и защит ВКР можно констатировать, что, несмотря на сложности самоизоляции в период пандемии и повышенную нагрузку ППС в связи с выполнением государственного задания по реализации федерального проекта «Спорт – норма жизни» Министерства спорта Российской Федерации, институт успешно провел итоговую аттестацию выпускников по всем направлениям подготовки, что подтверждается качеством защит ВКР. Успешной сдаче государственной итоговой аттестации, на взгляд авторов статьи, также способствовала своевременная корректировка тем исследований научными руководителями под сложившиеся обстоятельства, внесение изменений в программе ГИА, в частности отказ от государственного итогового экзамена, снижение критериев к оформлению ВКР и др.

Несмотря на успешное внедрение цифровых технологий в образовательный процесс, большинство вузов отмечают ряд недостатков, существенно влияющих на качество образования.

Угрозами перехода на дистанционное образование можно назвать: снижение качества образования, снижение контроля успеваемости, отсутствие технических возможностей, низкая кибербезопасность на данном этапе перехода, развитие проблем со здоровьем, низкий уровень социализации детей [9].

Среди перечня недостатков особое внимание приковано к качеству получаемого студентами образования. Как отметил министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков в своем докладе, «полный переход высшего образования на дистанционную форму обучения невозможен, так как это ведет к существенному снижению качества образования» [10], что подтверждено результатами масштабного исследования «Качество образования в российских университетах: что мы поняли в пандемию» [11].

Влияние резкого перехода на полный дистанционный формат обучения прослеживается и в образовательном процессе ЧГИФКиС. Анализ динамики качества образования за последние три года показывает некоторое снижение уровня успеваемости студентов.

Новый формат обучения требует от профессорско-преподавательского состава вузов внесения существенных изменений в рабочие программы, фонды оценочных средств и в методики, технологии преподавания дисциплин. Отсутствие непосредственного контакта общения преподавателей и студентов может повлиять на снижение мотивации обучающихся, а также оценивание знаний, умений, навыков [12].

Ответы респондентов на вопрос «Возможно ли объективное оценивание и контроль результатов в условиях дистанционного обучения?» распределились следующим образом: полностью согласны с данным утверждением 21,1 % преподавателей; большинство (42,1 %) выбрали вариант «Скорее да, чем нет»; 26,3 % ответили «Скорее нет, чем да»; не согласились 10,5 % респондентов.

missing image file

Рис. 2. Распределение ответов на вопрос «Какие технические сложности Вы могли бы отметить при организации дистанционного обучения?»

Как уже отмечалось, особенностью вуза является то, что более 90 % студентов ЧГИФКиС являются сельскими жителями, в том числе из северных районов. И если в самом институте интернет-связь является стабильной, то у большинства студентов, в особенности из отдаленных районов и наслегов Якутии, существует значительная проблема с подключением к интернету.

Согласно данным социологического исследования «Республика Саха (Якутия) и большие вызовы: социальное самочувствие, мобильность и стратегии адаптации» (n = 1320, 2021 г.) около половины респондентов (41,5 %) выразили неудовлетворенность качеством интернет-связи в месте проживания, в сельской местности данный процент составил 38,9 %. Одним из результатов исследования стал вывод о значительной территориально-поселенческой дифференциации по доступности и по качеству услуг интернет-связи, что, исходя из особенностей расселения, фактически приводит к цифровому разрыву, росту образовательного неравенства между сельскими и городскими жителями.

К основным техническим сложностям респонденты относят работу со смартфонов (60,5 %), отсутствие стабильного интернет-соединения (57,9 %), также отсутствие специальных оборудованных рабочих мест для проведения онлайн-занятий (52,6 %), отсутствие точек Wi-Fi у студентов (50 %). Также к техническим сложностям относят отсутствие интерактивных досок онлайн (34,2 %), неподготовленность в онлайн-менеджменте отметили 18,4 %. От ответа на данный вопрос один респондент воздержался (рис. 2).

Спецификой физкультурного вуза является тренировочный процесс и ведение практических занятий в виде тренировок. Поэтому ответы на данный вопрос являются весьма важными. Ответы респондентов разделились почти на три равные части. Преподаватели вуза считают, что после окончания карантина необходимо будет увеличение объема тренировок (39,5 %), некоторые считают, что нет в этом необходимости (31,6 %), остальные 28,9 % затруднились ответить. Возможно, из-за того, что увеличение объема тренировок может отрицательно сказаться на здоровье студентов.

Далее был задан открытый вопрос о формах проведения во время пандемии коронавируса практических занятий по элективным курсам физической культуры и по спортивным дисциплинам. Ответы респондентов можно разделить на три группы:

1. Самостоятельное выполнение заданий преподавателя студентами.

2. В режиме реального времени посредством интернета.

3. Не проводят такого рода занятия.

Преподаватели ответили, что ведутся онлайн-тренировки в основном по общей физической подготовке, физические упражнения. Самостоятельное выполнение заданий студенты снимают на видео или фото и отправляют преподавателю.

Ответы на вопрос «Какие преимущества дистанционного обучения Вы могли бы отметить?»

Какие преимущества дистанционного обучения Вы могли бы отметить?

Варианты ответов

Количество ответов

%

Быстрая передача информации

23

60,5 %

Технические возможности применения презентации

12

31,6 %

Расширение образовательного пространства

18

47,4 %

Новые навыки для ППС, связанные с освоением новых технологий

31

81,6 %

Оперативное оценивание работ студентов

11

28,9 %

Прозрачность всего учебного процесса

16

42,1 %

Больше самостоятельности студента

30

78,9 %

Учет индивидуальных качеств студента

11

28,9 %

Также даются задания на выполнение определенного объема нагрузок, что компенсирует занятия в специализированных спортивных залах, манежах. Преподаватели также дают письменные задания или практические задания, после выполнения которых студенты должны выполнить тесты.

В ходе опроса наибольшее количество преподавателей отметили такие преимущества дистанционного обучения, как приобретение новых навыков для ППС (81,6 %) и больше самостоятельности студента (78,9 %). Также преподаватели отмечают быструю передачу информации (60,5 %). Примерно половина опрошенных считают, что дистанционное обучение расширяет образовательное пространство (47,4 %) и обеспечивает прозрачность всего учебного процесса (42,1 %). Распределение ответов представлено на таблице.

Помимо вышеназванных достоинств дистанционное обучение обладает и рядом недостатков. Инструментарий опроса включал вопросы с просьбой отметить имеющиеся минусы дистанционного обучения в методическом плане. Наибольшее количество опрошенных отметили, что такая форма обучения дает сильную перегрузку как студентам, так и самим преподавателям (88,9 %). Более половины преподавателей (58,3 %) считают, что недостатком дистанционного обучения является отсутствие возможностей для проведения практических занятий. Также к минусам отнесли «неподготовленность преподавателей к работе с использованием онлайн-технологий» – 50 %, «недостаточное методическое сопровождение» – 41,7 %, «психологические проблемы в условиях самоизоляции» – 30,6 %, «недостаточность возможностей для контроля» – 25 %. Дальнейшее использование элементов дистанционного обучения в учебном процессе считают возможным 55,3 % опрошенных преподавателей и частично согласны 44,7 %.

Удовлетворенность организацией дистанционного обучения в вузе преподаватели оценивали по 10-балльной шкале. Наибольшее количество выбранных ответов находится на уровне 7 (26,3 %) и 8 баллов (23,7 %). Наименьший поставленный балл – 3 и 4 балла (по 5,3 %). Наивысший балл поставили 10,5 % опрошенных.

Заключение

Таким образом, результаты проведенного опроса показывают относительно высокую степень готовности профессорско-преподавательского состава института к ведению образовательного процесса в дистанционном формате. Этому способствовало, исходя из ответов респондентов, обучение на различных семинарах, курсах повышения квалификации и вебинарах. Наряду с этим большинство преподавателей считают, что при дистанционной форме обучения содержание учебных программ усваивается лишь частично и что могут быть затруднения с объективным оцениванием и контролем результатов обучения.

В качестве предложений по улучшению качества дистанционного обучения в вузе преподаватели отметили: повышение навыков преподавателей по применению технологий дистанционного обучения, путем проведения курсов повышения квалификации, семинаров, консультаций; улучшение технических возможностей, а именно организация доступного интернета за счет работодателя, увеличение объема сервера, повышение скорости интернета, ее устойчивости и создания рабочих мест, оборудованных для дистанционного обучения. Также с целью мотивирования и повышения гражданской ответственности, взаимопомощи участников образовательного процесса, были организованы различные акции, проекты, мероприятия и др. Преподаватели, студенты активно оказывали помощь пожилым, маломобильным гражданам, в рамках всероссийской акции «Мы Вместе» не только по доставке продуктов, медикаментов, оплате коммунальных услуг, выносу мусора, выгулу домашних животных, но и оказывали помощь по заготовке льда для питьевой воды, дров для топки печи, очищали снег со двора, готовили ледники к лету, шили и распространяли многоразовые маски, проводили онлайн-семинары, уроки добра для детей, молодежи, работников образовательных учреждений, активных жителей сел. На основе данного опыта был разработан и реализован конкурс грантов ректора по поддержке волонтерских проектов совместных команд студентов, магистрантов, преподавателей Чурапчинского института. География проектов охватывала всю Республику Саха (Якутия), основное направление проектов – социальное волонтерство. Инициативные проекты мотивируют самих волонтеров на развитие добровольчества в населенных пунктах республики. Такие мероприятия помогли уменьшить отрицательные стороны режима самоизоляции, а также адаптироваться к дистанционному формату обучения.