Сфера образования всегда представляла собой огромный ресурс для роста и развития любого государства, так как образовательные учреждения не только участвуют в воспитании нравственности, патриотизма и гражданственности у молодого населения, но и готовят профессиональные кадры для нужд экономики. В условиях новых для государства вызовов личностные и профессиональные качества каждого человека приобретают особую значимость для выстраивания государственной политики, направленной на повышение благосостояния населения и достижения экономического роста. На первый план выходят вопросы выбора образовательных траекторий выпускниками школ с учетом их склонностей и потребностей, а также нужд рынка труда. В связи с этим крайне важно понять, что влияет на их выбор между средним профессиональным и высшим образованием.
Цель исследования – выявить факторы, влияющие на выбор молодежью образовательной траектории после окончания общеобразовательной школы в пользу среднего профессионального или высшего образования.
Материалы и методы исследования
Материалом для исследования послужили результаты проведенного авторами опроса выпускников общеобразовательных организаций, студентов профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования, экспертного интервью с преподавателями и руководителями структурных подразделений образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования, а также теоретические (научные работы отечественных и зарубежных ученых), нормативные и программные документы (законодательство Российской Федерации об образовании, документы стратегического планирования в сфере образования), информационно-аналитические материалы органов власти и образовательных организаций.
При проведении настоящего исследования использованы анализ, синтез, сравнение, изучение опыта, социологический и статистический методы научного познания.
Результаты исследования и их обсуждение
Запомнившийся всему миру как год пандемии коронавируса COVID-19, 2020 г. стал переломным для российской системы образования. Напомним, что помимо технологических перегрузок электронной информационно-образовательной среды, принудительного перехода на дистанционный формат обучения, в 2020 г. результаты сдачи Единого государственного экзамена (ЕГЭ) оказались существенно ниже предыдущих и последующих годов практически по всем предметам [1], так как пандемия негативно сказалась на качестве школьного образования [2, с. 66]. Кроме того, в 2020 г. впервые за долгое время численность лиц, поступивших на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования, превысила численность лиц, поступивших на обучение по образовательным программам высшего образования, на 20,7 тыс. чел. (таблица).
Многие исследователи связывают это событие с ростом популярности среднего профессионального образования у населения [4–5] и достижения одного из базовых направлений реализации государственной политики в сфере образования, связанного с «повышением доступности, эффективности и качества образования в соответствии с реалиями настоящего и вызовами будущего» [6]. Сложно полностью согласиться с этой позицией, учитывая, что темп прироста численности поступивших на образовательные программы высшего образования в 2021 г. составил 3,2 %, а темп прироста поступивших на образовательные программы среднего профессионального образования оказался отрицательным (-3,3 %). Для сравнения, отрицательные значения темпа прироста поступивших на образовательные программы высшего образования наблюдались в 2019 и 2020 гг. (-1,7 и -3,2 % соответственно), в то время как темп прироста поступивших на образовательные программы среднего профессионального образования был положительным (5,2 % в 2019 г., 6,8 % в 2020 г.). Представляется, что наиболее вероятной причиной повышения спроса на среднее профессиональное образованио послужили снижение качества общего образования, а также и финансовой доступности профессионального образования из-за снижения доходов населения на фоне общего экономического спада.
Для подтверждения или опровержения этой гипотезы, а также поиска иных факторов, влияющих на выбор образовательной траектории после окончания общеобразовательной школы в 2023 г. было проведено исследование, в рамках которого на первом этапе с мая по август 2023 г. был проведен опрос студентов профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования, обучающихся по программам подготовки специалистов среднего звена, а также выпускников общеобразовательных организаций, изъявивших желание получить среднее профессиональное образование в г. Екатеринбурге. В исследовании приняли участие 286 чел., из которых 89 % составили женщины, 11 % – мужчины.
Прием на обучение по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования в Российской Федерации, тыс. чел. [3]
Уровень образования, программа |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
Высшее образование |
1 147,9 |
1 129,4 |
1 093,3 |
1129,1 |
Среднее профессиональное образование (программы подготовки специалистов среднего звена) |
783 |
832,4 |
900,2 |
870,9 |
Среднее профессиональное образование (программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих) |
207,1 |
209,7 |
213,8 |
206,9 |
На вопрос о том, почему респонденты выбрали среднее профессиональное образование, большая часть ответов была связана с ЕГЭ: 32 % ответили, что не надо сдавать ЕГЭ; 9 % ответили, что результаты ЕГЭ не важны при поступлении; 12 % ответили, что им не хватило баллов по ЕГЭ для поступления на образовательные программы высшего образования. Кроме того, на выбор в пользу среднего профессионального образования также повлияло большее число бюджетных мест в сравнении с высшим образованием (19 %), а также и стоимость обучения, которая значительно ниже стоимости обучения по образовательным программам высшего образования (25 %). Некоторые респонденты заявили о том, что им просто надоело в школе и они категорически не хотели идти в 10-й класс (3 %).
При выборе образовательной организации чаще всего обращают внимание на местоположение (37 %), количество бюджетных мест (25 %), наличие общежития (19 %), хорошие отзывы в интернете (12 %), наличие известных выпускников (7 %).
При выборе профессии/специальности полагаются на собственное мнение (54 %), мнение родителей, родственников или знакомых (27 %), СМИ и рекламу (15 %).
За консультацией к специалисту по профессиональной ориентации обращаются лишь единицы (2 %). При этом каждый третий респондент самостоятельно проходил тестирование по выбору профессии/специальности, размещенное в интернете в открытом доступе.
Почти половина респондентов (47 %) принимала участие в различных профориентационных мероприятиях. Чаще всего это был день открытых дверей в колледже или вузе. И лишь в каждом восьмом случае – внутришкольное профориентационное мероприятие.
На втором этапе исследования (сентябрь – октябрь 2023 г.) было проведено экспертное интервью с преподавателями и руководителями структурных подразделений образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования, расположенных в г. Екатеринбурге (N = 9).
По мнению интервьюируемых, одним из решающих факторов при выборе между средним профессиональным и высшим образованием является ЕГЭ. Об этом свидетельствуют и результаты опроса. Действительно, многие выпускники 11-х классов в 2020 г. не смогли поступить в вузы на образовательные программы высшего образования из-за нехватки баллов по результатам сдачи ЕГЭ и выбрали среднее профессиональное образование. Многие выпускники 9-х классов в условиях неопределенности относительно длительности дистанционного обучения из-за пандемии и сложностей в освоении учебного материала при дистанционном формате обучения решили не идти в школу для продолжения обучения в 10-м классе и в качестве альтернативы выбрали среднее профессиональное образование. Бывали случаи отчисления учащихся из школ по собственному желанию. Так, например, несколько интервьюируемых заявили о том, что в их колледжах за последние пару лет появились студенты, которые ушли из 10-го или 11-го класса (до начала ЕГЭ). По мнению респондентов, сегодня обучение в средней общеобразовательной школе продолжают лишь те, кто показывал отличные и хорошие результаты обучения в основной общеобразовательной школе и может подготовиться к ЕГЭ самостоятельно, а также те, кто учился средне, но может позволить себе оплату услуг репетиторов для подготовки к сдаче ЕГЭ. Следует согласиться с интервьюируемыми в том, что одной из причин для подобной образовательной траектории является снижение уровня знаний у учеников школ в период пандемии.
Повышение качества общего образования должно обеспечиваться не за счет усиления контрольных мероприятий и увеличения проверочных работ в масштабе всей страны, а за счет унификации образовательных программ, снижения документарной работы учителей, улучшения технических характеристик используемых в школах программных продуктов, которые бы не «подвисали» и не обязывали выполнять несколько команд для заполнения какой-либо одной ячейки электронного документа. Кроме того, целесообразно было бы несколько изменить подход к определению нагрузки учителей. В частности, уменьшив число часов на проведение занятий и за счет этого увеличив число часов на проведение консультаций для тех обучающихся, которые что-то не могут освоить или хотят повысить свой уровень овладения предметом.
Вместе с тем стоит учесть и еще один фактор – психологическую напряженность. Об ухудшении психического здоровья школьников во время пандемии COVID-19 заявляют как зарубежные [7], так и отечественные ученые [8]. Причины для тревожности у школьников могут быть самые разные. С одной стороны, это могут быть переживания из-за результатов обучения и страх сдачи ЕГЭ. С другой стороны, это могут быть последствия каких-либо внутришкольных конфликтов как между учащимися, так и между школьниками и педагогическими работниками.
Для обеспечения психологического благополучия обучающихся следует развивать систему школьной психологической службы, на «уроках о важном» стараться уделять больше внимания вопросам уважения прав человека, повышения правовой культуры молодых граждан. При этом школьным психологам не следует ограничиваться проведением время от времени тестов, нужно выстраивать доверительные отношения с учениками, используя и иные средства психологической диагностики.
Еще одним фактором, влияющим на выбор в пользу среднего профессионального образования, является его финансовая доступность (в сравнении с высшим образованием). Об этом свидетельствуют как результаты опроса, так и результаты интервью. Так, например, в образовательных организациях, расположенных в г. Екатеринбурге, стоимость очного обучения по юридическим специальностям среднего профессионального образования в два раза ниже стоимости очного обучения на юридическом бакалавриате. По словам интервьюируемых, для многих «колледж – это всего лишь транзит в вуз». Студенты выбирают среднее профессиональное образование из-за относительно небольшой стоимости и возможности получения затем заочного высшего образования в сокращенные сроки (стоимость которого чуть ниже или примерно равна стоимости очного обучения в колледже). В то же время в научном сообществе это убеждение подвергают сомнению [9]. Необходимо заметить, что по образовательным программам среднего профессионального образования действительно может быть больше бюджетных мест, нежели по образовательным программам высшего образования. Так, например, сравнивая контрольные цифры приема в образовательные организации, расположенные в г. Екатеринбурге, можно заметить, что на 2023/2024 учебный год по медицинским специальностям среднего профессионального образования выделено 2 тыс. бюджетных мест [10], а по медицинским направлениям подготовки и специальностям высшего образования – около 1 тыс. мест [11]. В связи с этим понятно, почему абитуриенты обращают внимание не только на местоположение и репутацию образовательной организации, но и количество бюджетных мест и мест в общежитиях.
Финансовая доступность высшего образования связана с возможностью получить его бесплатно (на конкурсной основе) или за посильную для абитуриента и его семьи плату. В связи с этим следовало бы предусмотреть дополнительные стипендиальные программы для студентов, обучающихся на договорной основе. Сегодня есть инструменты, позволяющие обучающимся взять кредиты под низкие проценты именно для оплаты обучения. Однако зачастую абитуриентам даже не на что доехать до выбранного ими учебного заведения. В связи с этим следовало бы развивать кредитные продукты еще и в этом направлении. Подобная практика давно уже есть в ряде зарубежных государств. В дополнение, в условиях «кадрового голода», который испытывает в настоящее время страна, следовало бы улучшать информирование граждан о том, как, когда и куда им можно обратиться для получения целевого места.
Некоторые интервьюируемые высказали беспокойство относительно того, что многие студенты вряд ли пойдут работать после окончания образовательного учреждения по той специальности (квалификации), которую получили. Возможную причину этого они видят в ненадлежащим образом выстроенной системе профессиональной ориентации потенциальных абитуриентов. Отчасти на это указали и результаты опроса, так как специалисты по профориентации у школьников не пользуются популярностью, а внутришкольные профориентационные мероприятия проводятся довольно редко. Следует отметить, что несколько месяцев назад был принят Порядок осуществления мероприятий по профессиональной ориентации обучающихся по образовательным программам основного общего и среднего общего образования (далее – Порядок) [12]. Согласно пункту 4 Порядка, школы «вправе взаимодействовать с организациями, обладающими ресурсами, необходимыми для осуществления мероприятий по профессиональной ориентации, индивидуальными предпринимателями». Слово «вправе» означает «могут», что совсем не эквивалентно слову «обязаны». Следовательно, у школ появляется возможность выполнять деятельность по профориентации чисто формально, не прибегая к помощи профессиональных образовательных организаций, образовательных организаций высшего образования, служб занятости населения, центров по профессиональному консультированию и т.д. Кроме того, в данном акте не раскрываются перечень и виды мероприятий по профессиональной ориентации. Согласно пункту 3, их разработка возложена на школы. Как следствие, профессиональная ориентация будет осуществляться по-разному в разных общеобразовательных организациях, что, безусловно, негативно скажется на ее качестве. Отсутствие унифицированного подхода к построению единой системы профориентации школьников приводит к тому, что они не имеют четкого представления о востребованности выбранного ими образования работодателями, что только усугубляет дисбаланс спроса и предложения на рынке труда.
Создание единой и эффективно функционирующей системы профессиональной ориентации будущих студентов должно иметь под собой надежное нормативное основание. Следует внести изменения в Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [13], дополнив статьей «Профессиональная ориентация», где бы закреплялась обязанность школ привлекать работодателей и иных социальных партнеров для проведения профориентационных мероприятий, а также был бы закреплен открытый перечень профориентационных мероприятий, чтобы у школ был единый ориентир. Только так удастся решить проблему трудоустройства выпускников не по полученной ими квалификации.
Заключение
Таким образом, основными факторами выбора образовательной траектории в пользу среднего профессионального или высшего образования являются: ЕГЭ; психологический климат в школе и психологическое здоровье школьников; финансовые возможности абитуриента и его семьи; качество профессиональной ориентации. Проведенное исследование позволило выявить недостаточную готовность выпускников школ к профессиональному самоопределению в части выбора уровня профессионального образования. Существует объективная необходимость в системной профориентационной работе с учащимися школ, которая не может быть организована эффективно без надлежащего правового и методического обеспечения. В связи с этим перспективным направлением для дальнейшего изучения рассматриваемой проблемы является вопрос создания организационно-педагогических условий, способствующих осознанному выбору школьниками образовательной траектории.