Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

DESIGNING SYMBOLS FOR SOUVENIR PRODUCTS OF THE REGION AS AN OBJECT OF PROJECT ACTIVITY OF STUDENTS OF DESIGN DIRECTIONS

Ivanova O.G. 1 Zaitseva T.A. 1 Kopeva A.V. 2
1 Vladivostok State University
2 Far-Easten Federal University
1019 KB
One of the principles of teaching students at universities is now becoming project-based learning, which involves the implementation of projects for real customers. The object of this study is the practice of teaching design activities to design students at Vladivostok State University (VVGU). The purpose of the study is to identify the features of students’ project activities that involve the implementation of projects, including for real customers, using the example of design developments. The theoretical basis of the work was research on the peculiarities of practice-oriented teaching of design activities of students of design directions, as well as research on the use of ethnic ornaments in modern graphic design. The considered practice-oriented project activity contributes to the formation of a number of professional skills such as team work experience, assessment of resources needed to complete project tasks, experience in coordinating and transferring finished products to the customer. The practical and theoretical experience gained by teachers at the university allows them to actively motivate students to implement design solutions of real objects within the framework of project activities. If in the process of executing design projects within the framework of design disciplines, students of design areas develop professional competencies such as: the ability to conduct a comprehensive pre-project analysis, form and justify a creative concept, develop a project idea, then within the framework of project activities, students have a unique opportunity to coordinate and then defend their project idea in front of a real customer. Thanks to orders from various spheres of business and public life of Primorsky Krai and the city of Vladivostok, design students of VVSU already receive a unique opportunity to implement and launch their creative design projects in the course of training.
project activity
student education
design
graphic design
Primorsky region

Одной из задач обучения студентов-дизайнеров является получение умений творчески мыслить и визуализировать собственные идеи. Проектная деятельность является способом вовлечения студентов в работу при решении практических и исследовательских задач. Проектная деятельность как процесс, сосредоточенный на применении конкретных знаний или навыков, также нацелен на повышение вовлеченности и мотивации студентов в целях развития независимого мышления, уверенности в себе и социальной ответственности [1].

Объект исследования – практика обучения проектной деятельности студентов дизайнерских направлений. Предметом исследования является возможность выполнения студентами дизайн-проектов для реальных заказчиков в графической области в период обучения на примере разработки символики сувенирной продукции Приморского края.

Цель исследования – выявление особенностей проектной деятельности студентов при выполнении реальных дизайн-проектов по заказам предприятий и организаций на примере графического дизайн-проекта по разработке символики сувенирной продукции Приморского края.

Материалы и методы исследования

Теоретической базой работы послужили исследования сувенира как особого феномена культуры и дизайна в современном обществе [1-3], исследования, посвященные особенностям практико-ориентированного обучения и обучения проектной деятельности, в том числе студентов дизайнерских направлений [4]; изучение графических культурных кодов коренных народов Приморского края [5]; изучение возможности использования этнической орнаментики в современном графическом дизайне [6-8]; данные о развитии этнографического туризма в регионах России [9; 10].

Проектная деятельность студентов в ВВГУ отличается от аналогичной деятельности в других вузах страны исключительно практико-ориентированным подходом. Этот подход был введен во Владивостокском государственном университете с 2017 года в целях активного включения вуза в программу развития экономики региона. В университете в рамках проектной деятельности студентов определен комплекс важных практико-ориентированных направлений для поиска новых решений в различных отраслях региона. Сюда входят: решения экономических и технических задач, социологические исследования, организация мероприятий различной направленности, проектирование различных объектов и другие. С первых лет введения проектной деятельности в вузе и до настоящего момента во всех подразделениях университета выполняются работы по требованиям реальных заказчиков, что накладывает на студентов невероятную ответственность за результаты, сроки и качество выполнения проектов. Преподаватель-тьютор курирует самостоятельную проектную деятельность студентов и на очных встречах с ними, определенных графиком, или в онлайн-формате оценивает прохождение этапов и результаты их деятельности. Проектная команда полностью отвечает за принятые и представленные проектные решения, так как во многих случаях за выполнением проекта следует внедрение принятых решений в реальную жизнь силами самих студентов.

Студенты направления 54.03.01 «Дизайн» в рамках дисциплины «Проектная деятельность» выполняют проекты, касающиеся различных направлений дизайна, в том числе в области дизайна интерьеров, ландшафтного дизайна, дизайна костюма, цифрового и графического дизайна. Дисциплина начинается со второго семестра первого курса в виде теоретической части, практические работы проводятся в каждом семестре второго и третьего курса. Дисциплина в семестре рассчитана на 72 академических часа, из них 36 часов отводится на аудиторные занятия, остальные часы – на самостоятельную работу студентов. За годы реализации дисциплины «Проектная деятельность» у студентов дизайнерского направления в ВВГУ сформировалась практика выполнения проектов, отвечающая общим требованиям к ведению отчетности по проектной деятельности, а также определилась специфика выполнения дизайн-проектов в рамках этой дисциплины, свойственная исключительно для студентов творческих направлений.

Здесь также будет уместно провести параллели между методами обучения студентов- дизайнеров проектированию объектов дизайна в рамках дисциплины «Дизайн-проектирование» и выполнением проектов, связанных с дизайном, в рамках дисциплины «Проектная деятельность». При общей схожести предполагаемых результатов: выполненный «дизайн объекта» в первом случае и выполненный «проект дизайна объекта» во втором случае, возникает вопрос о необходимости введения дисциплины «Проектная деятельность» при обучении творческим специальностям. Но при более детальном рассмотрении вопроса будет выяснено, что проектная деятельность студентов имеет отличие, которое выражается в следующем: а) в более самостоятельном подходе студентов к выполнению проектных работ; б) в получении консультации руководителя (тьютора) только в случае необходимости; в) в самостоятельном расчете времени на выполнение этапов проекта до дедлайна; г) в самостоятельном распределении обязанностей в проектной команде; г) в привлечении в случае необходимости в команду студентов других направлений; д) в повышенной ответственности за результат проектной деятельности при выполнении дизайн-проекта.

В качестве примера можно привести один из многих удачно выполненных и реализованных студенческих проектов на кафедре дизайна и технологий ВВГУ в рамках дисциплины «Проектная деятельность». В течение весеннего семестра 2022 года студенты 2 курса выполнили проект «Разработка символики для сувенирной продукции Приморского края», который был приурочен к проведению Восточного экономического форума на о. Русский в сентябре 2022 г. Заказчиком проекта выступила администрация Приморского края. Планировалось выполнить сувенирную продукцию с символикой Приморского края для возможности приобретения её делегатами форума, а также гостями и жителями города Владивостока. Перед студентами были поставлены следующие задачи: а) разработка знака-символа, характерного для Приморья; б) разработка предложений по размещению знака-символа на различной сувенирной продукции; в) изготовление пилотной серии сувениров с разработанной символикой региона.

Результаты исследования и их обсуждение

Отличительной особенностью в этапе формирования концепции в дисциплине «Проектная деятельность» является необходимость согласования концепции и эскизной части с непосредственным заказчиком дизайн-проекта, а также окончательное представление и защита готового проекта перед экспертной комиссией, в состав которой входят как преподаватели вуза, так и представители профессиональных сообществ региона, а также заказчик проекта. Важным этапом оценки проектной деятельности студентов является также получение положительного отзыва заказчика на проект.

В целом этап, связанный непосредственно с дизайн-проектированием при выполнении проектов, аналогичен тому, что студенты проходят на дисциплине «Дизайн-проектирование». Студентам необходимо провести предпроектный анализ, проанализировав ряд факторов, касающихся объекта проектирования, сформировать концепцию, разработать и визуализировать концептуальное решение в доступных компьютерных программах, выполнить пилотные изделия для представления заказчику.

В этом проекте этап предпроектного анализа потребовал больше усилий и времени, здесь также потребовалась тесная связь проектной команды и тьютора. Задача тьютора состояла в помощи команде при определении методологии предпроектного исследования. Для перехода на этап создания концепции графического дизайн-проекта символики Приморского края и его дальнейшего размещения на носителях сувенирной продукции студентам необходимо было выявить и проанализировать ряд факторов, касающихся не только дизайна, но и социального и имиджевого характера. Так как основными характеристиками сувенирной продукции являются её практическая польза, дизайн и качество, то на сувенирной продукции, связанной с символикой региона, должен быть не просто логотип бренда. Дизайнерам нужно было воплотить лаконичную идею: историю или сценарий, которые смогут превратить обычный предмет в небольшое произведение искусства (арт-объект). Сувениры в современном обществе являются особыми феноменами культуры, имиджевыми объектами, средством идентификации и формой коммуникации, трансляции культурных норм и стереотипов [2]. Студенты получили установку на то, что производство сувениров с символикой региона является важным ресурсом для повышения туристической привлекательности и формирования его имиджа [3].

В методологию исследования входили: социологический опрос населения, выбор и анализ данных, систематизация и обобщение результатов. Для проведения социологических исследований и обработки данных опросов, а также для выявления имиджевых характеристик объекта проектирования в команду, помимо дизайнеров, были включены студенты направления «Сервис и туризм». Был проведен социологический опрос населения. Командой были разработаны вопросы анкеты, которая была размещена на краевых медиаресурсах. В анкете, помимо предоставленного выбора из списка стандартной сувенирной продукции, респондентов попросили дополнительно указать, какие особые Приморские товары они, как правило, увозят в другие регионы страны в качестве сувениров и подарков. В список ответов вошли традиционные для многих регионов России сувениры, такие как магниты, открытки, кружки, шейные платки, шоперы (сумка для покупок).

При выборе и анализе данных анкетирования команда провела работу по выявлению наиболее востребованных у туристов сувениров – носителей фирменной символики. Отбор проводился по следующим критериям: функциональность, утилитарность, идентификационные показатели сувенирной продукции, которые не только привлекают потребителей, но и повышают роль и значение сувенира в жизни современного общества.

В процессе опроса было также выявлено, что из Приморского края и Владивостока туристы увозят специфические съедобные товары, например: коробки фирменных конфет и шоколада Владивостокской кондитерской фабрики, продукты для здоровья из местных лекарственных растений – эндемиков Приморского края (лимонника китайского, женьшеня обыкновенного, дальневосточного трепанга, аралии маньчжурской и других).

В процессе систематизации и обобщения результатов были выявлены объекты, которые могли бы войти в изображения фирменной символики нашего региона, характерные и отражающие в наибольшей степени различные стороны жизнедеятельности Приморского края и его столицы города Владивостока. Для этого студенты рассмотрели три группы объектов, которые, по их мнению, могли бы войти в изображения символики: природные, архитектурные и культурные, и приступили к выбору наиболее значимых объектов по этим трем направлениям. Так как узнаваемых объектов было довольно много, то выбор базировался в основном на результатах проведенного социологического опроса. Были систематизированы и выбраны самые характерные и запоминающиеся символы. В направлении «Природа» были отмечены: амурский тигр, чернохвостая чайка, обитающая на морских побережьях Приморского края, дальневосточный трепанг, дальневосточный гребешок, лиана актинидия коломикта, кустарник рододендрон остроконечный. В направлении «Архитектура» были выявлены: Ростральная колонна на въезде в город, Золотой мост через бухту Золотой Рог, Арка цесаревича на Корабельной набережной, Маяк в Токаревской кошке. В направлении «Культура» студенты рассмотрели предметы быта и искусства коренных народностей, населяющих Приморский край, которые также могли бы стать элементами символики. Вместе с кураторами по проектной деятельности проектная команда несколько раз выезжала в сёла Красный Яр и Олон, расположенные на севере края. В Красном Яре находится центральная усадьба национального парка «Бикин», на его территории и проживают коренные жители Приморского края – удегейцы. Здесь сохраняют традиционный уклад жизни и культурные традиции своего народа. Побывав на национальных праздниках, общаясь с представителями коренного народа, окунувшись с самобытную среду, студенты получили навыки натурных исследований и собрали богатый материал в виде фотографий и эскизов элементов национального орнамента. Так как в настоящее время в Приморском крае развивается этнографический туризм, то сувениры и маленькие подарки для туристов и гостей края будут напоминать им о культурных традициях населяющих регион народностей.

На основе проведенного таким образом всестороннего предпроектного анализа была сформирована концепция дизайн-проекта, которая состояла в представлении на сувенирной продукции не одного, а сразу нескольких наиболее характерных объектов Приморского края и города Владивостока как символов региона. В результате были отобраны девять объектов, которые являются узнаваемыми символами Приморского края и его столицы.

На этапе разработки концептуального решения студенты выполнили стилизацию выбранных девяти объектов в компьютерных программах в виде графических знаков-символов.

missing image file

Проектные предложения студентов по размещение символики региона: а) на текстильной сувенирной продукции методом печати (платок); б) на текстильной сувенирной продукции методом вышивки (кепка); в) на кружках методом цифровой печати

На основе орнамента традиционных вышивок на национальных костюмах удегейцев была разработана орнаментальная рамка с традиционными национальными цветами для обрамления знаков-символов, которые напоминают рисунки вышивок удегейских мастериц на национальных костюмах. Студенческие эскизы с концепцией были откорректированы совместно с тьюторами и затем утверждены заказчиком проекта.

На рисунке представлены проектные предложения по размещению символики региона на различных носителях сувенирной продукции.

На этапе выполнения пилотных изделий сувенирной символики с символами региона студенты познакомились с видами печати и нанесения изображений на различные поверхности и особенностями подготовки растровых и векторных файлов к тиражированию. Они усвоили, что нанесение фирменной символики может выполняться различными методами: с помощью шелкографии, тампопечати, цифровой и литопечати, лазерной гравировки, деколи, тиснения и другими способами. На текстильные изделия нанесение возможно как с помощью печати, так и с применением техники вышивки. Для выполнения символики с помощью вышивки девять изображений знаков-символов были дополнительно выполнены с ограниченным использованием цветов.

Заключение

Преподаватели кафедры дизайна и технологий ВВГУ являются практикующими специалистами, в совершенстве владеющими теорией и практикой, которые знакомы как с особенностями проектного процесса, так и особенностями реализации объектов в натуре. Этот опыт позволяет преподавателям активно мотивировать студентов к выполнению проектных решений реальных объектов в рамках дисциплины «Проектная деятельность». Практико-ориентированная направленность обучения в рамках проектной деятельности уже в период обучения в университете дает студентам уникальную возможность приобретения опыта работы над реальным заказом, навыки коммуникации при согласовании, защите и передаче результатов проекта заказчику и получении обратной связи. Помимо развития профессиональных компетенций, дисциплина нацелена на приобретение у студентов таких навыков, как умение работать в команде, подчинение собственных интересов общекомандной работе при распределении работ, оценка времени и усилий на выполнение различных этапов работ. Графический дизайн-проект «Разработка символики для сувенирной продукции Приморского края» был студентами успешно выполнен, результаты проекта были переданы заказчику, высоко оценены и приняты к реализации. В результате на каждом этапе проектной деятельности студенты освоили новые компетенции: усвоили методологию проведения предпроектного исследования для сложного и многопланового проекта; отработали методику отбора и анализа данных для формирования концепции; научились формировать концепцию, основываясь на сведенных в единую систему данных; получили навыки выполнения сложных графических дизайн-проектов; получили знания в области дальнейшего запуска в производство изделий с собственными разработками.