Одной из задач обучения студентов-дизайнеров является получение умений творчески мыслить и визуализировать собственные идеи. Проектная деятельность является способом вовлечения студентов в работу при решении практических и исследовательских задач. Проектная деятельность как процесс, сосредоточенный на применении конкретных знаний или навыков, также нацелен на повышение вовлеченности и мотивации студентов в целях развития независимого мышления, уверенности в себе и социальной ответственности [1].
Объект исследования – практика обучения проектной деятельности студентов дизайнерских направлений. Предметом исследования является возможность выполнения студентами дизайн-проектов для реальных заказчиков в графической области в период обучения на примере разработки символики сувенирной продукции Приморского края.
Цель исследования – выявление особенностей проектной деятельности студентов при выполнении реальных дизайн-проектов по заказам предприятий и организаций на примере графического дизайн-проекта по разработке символики сувенирной продукции Приморского края.
Материалы и методы исследования
Теоретической базой работы послужили исследования сувенира как особого феномена культуры и дизайна в современном обществе [1-3], исследования, посвященные особенностям практико-ориентированного обучения и обучения проектной деятельности, в том числе студентов дизайнерских направлений [4]; изучение графических культурных кодов коренных народов Приморского края [5]; изучение возможности использования этнической орнаментики в современном графическом дизайне [6-8]; данные о развитии этнографического туризма в регионах России [9; 10].
Проектная деятельность студентов в ВВГУ отличается от аналогичной деятельности в других вузах страны исключительно практико-ориентированным подходом. Этот подход был введен во Владивостокском государственном университете с 2017 года в целях активного включения вуза в программу развития экономики региона. В университете в рамках проектной деятельности студентов определен комплекс важных практико-ориентированных направлений для поиска новых решений в различных отраслях региона. Сюда входят: решения экономических и технических задач, социологические исследования, организация мероприятий различной направленности, проектирование различных объектов и другие. С первых лет введения проектной деятельности в вузе и до настоящего момента во всех подразделениях университета выполняются работы по требованиям реальных заказчиков, что накладывает на студентов невероятную ответственность за результаты, сроки и качество выполнения проектов. Преподаватель-тьютор курирует самостоятельную проектную деятельность студентов и на очных встречах с ними, определенных графиком, или в онлайн-формате оценивает прохождение этапов и результаты их деятельности. Проектная команда полностью отвечает за принятые и представленные проектные решения, так как во многих случаях за выполнением проекта следует внедрение принятых решений в реальную жизнь силами самих студентов.
Студенты направления 54.03.01 «Дизайн» в рамках дисциплины «Проектная деятельность» выполняют проекты, касающиеся различных направлений дизайна, в том числе в области дизайна интерьеров, ландшафтного дизайна, дизайна костюма, цифрового и графического дизайна. Дисциплина начинается со второго семестра первого курса в виде теоретической части, практические работы проводятся в каждом семестре второго и третьего курса. Дисциплина в семестре рассчитана на 72 академических часа, из них 36 часов отводится на аудиторные занятия, остальные часы – на самостоятельную работу студентов. За годы реализации дисциплины «Проектная деятельность» у студентов дизайнерского направления в ВВГУ сформировалась практика выполнения проектов, отвечающая общим требованиям к ведению отчетности по проектной деятельности, а также определилась специфика выполнения дизайн-проектов в рамках этой дисциплины, свойственная исключительно для студентов творческих направлений.
Здесь также будет уместно провести параллели между методами обучения студентов- дизайнеров проектированию объектов дизайна в рамках дисциплины «Дизайн-проектирование» и выполнением проектов, связанных с дизайном, в рамках дисциплины «Проектная деятельность». При общей схожести предполагаемых результатов: выполненный «дизайн объекта» в первом случае и выполненный «проект дизайна объекта» во втором случае, возникает вопрос о необходимости введения дисциплины «Проектная деятельность» при обучении творческим специальностям. Но при более детальном рассмотрении вопроса будет выяснено, что проектная деятельность студентов имеет отличие, которое выражается в следующем: а) в более самостоятельном подходе студентов к выполнению проектных работ; б) в получении консультации руководителя (тьютора) только в случае необходимости; в) в самостоятельном расчете времени на выполнение этапов проекта до дедлайна; г) в самостоятельном распределении обязанностей в проектной команде; г) в привлечении в случае необходимости в команду студентов других направлений; д) в повышенной ответственности за результат проектной деятельности при выполнении дизайн-проекта.
В качестве примера можно привести один из многих удачно выполненных и реализованных студенческих проектов на кафедре дизайна и технологий ВВГУ в рамках дисциплины «Проектная деятельность». В течение весеннего семестра 2022 года студенты 2 курса выполнили проект «Разработка символики для сувенирной продукции Приморского края», который был приурочен к проведению Восточного экономического форума на о. Русский в сентябре 2022 г. Заказчиком проекта выступила администрация Приморского края. Планировалось выполнить сувенирную продукцию с символикой Приморского края для возможности приобретения её делегатами форума, а также гостями и жителями города Владивостока. Перед студентами были поставлены следующие задачи: а) разработка знака-символа, характерного для Приморья; б) разработка предложений по размещению знака-символа на различной сувенирной продукции; в) изготовление пилотной серии сувениров с разработанной символикой региона.
Результаты исследования и их обсуждение
Отличительной особенностью в этапе формирования концепции в дисциплине «Проектная деятельность» является необходимость согласования концепции и эскизной части с непосредственным заказчиком дизайн-проекта, а также окончательное представление и защита готового проекта перед экспертной комиссией, в состав которой входят как преподаватели вуза, так и представители профессиональных сообществ региона, а также заказчик проекта. Важным этапом оценки проектной деятельности студентов является также получение положительного отзыва заказчика на проект.
В целом этап, связанный непосредственно с дизайн-проектированием при выполнении проектов, аналогичен тому, что студенты проходят на дисциплине «Дизайн-проектирование». Студентам необходимо провести предпроектный анализ, проанализировав ряд факторов, касающихся объекта проектирования, сформировать концепцию, разработать и визуализировать концептуальное решение в доступных компьютерных программах, выполнить пилотные изделия для представления заказчику.
В этом проекте этап предпроектного анализа потребовал больше усилий и времени, здесь также потребовалась тесная связь проектной команды и тьютора. Задача тьютора состояла в помощи команде при определении методологии предпроектного исследования. Для перехода на этап создания концепции графического дизайн-проекта символики Приморского края и его дальнейшего размещения на носителях сувенирной продукции студентам необходимо было выявить и проанализировать ряд факторов, касающихся не только дизайна, но и социального и имиджевого характера. Так как основными характеристиками сувенирной продукции являются её практическая польза, дизайн и качество, то на сувенирной продукции, связанной с символикой региона, должен быть не просто логотип бренда. Дизайнерам нужно было воплотить лаконичную идею: историю или сценарий, которые смогут превратить обычный предмет в небольшое произведение искусства (арт-объект). Сувениры в современном обществе являются особыми феноменами культуры, имиджевыми объектами, средством идентификации и формой коммуникации, трансляции культурных норм и стереотипов [2]. Студенты получили установку на то, что производство сувениров с символикой региона является важным ресурсом для повышения туристической привлекательности и формирования его имиджа [3].
В методологию исследования входили: социологический опрос населения, выбор и анализ данных, систематизация и обобщение результатов. Для проведения социологических исследований и обработки данных опросов, а также для выявления имиджевых характеристик объекта проектирования в команду, помимо дизайнеров, были включены студенты направления «Сервис и туризм». Был проведен социологический опрос населения. Командой были разработаны вопросы анкеты, которая была размещена на краевых медиаресурсах. В анкете, помимо предоставленного выбора из списка стандартной сувенирной продукции, респондентов попросили дополнительно указать, какие особые Приморские товары они, как правило, увозят в другие регионы страны в качестве сувениров и подарков. В список ответов вошли традиционные для многих регионов России сувениры, такие как магниты, открытки, кружки, шейные платки, шоперы (сумка для покупок).
При выборе и анализе данных анкетирования команда провела работу по выявлению наиболее востребованных у туристов сувениров – носителей фирменной символики. Отбор проводился по следующим критериям: функциональность, утилитарность, идентификационные показатели сувенирной продукции, которые не только привлекают потребителей, но и повышают роль и значение сувенира в жизни современного общества.
В процессе опроса было также выявлено, что из Приморского края и Владивостока туристы увозят специфические съедобные товары, например: коробки фирменных конфет и шоколада Владивостокской кондитерской фабрики, продукты для здоровья из местных лекарственных растений – эндемиков Приморского края (лимонника китайского, женьшеня обыкновенного, дальневосточного трепанга, аралии маньчжурской и других).
В процессе систематизации и обобщения результатов были выявлены объекты, которые могли бы войти в изображения фирменной символики нашего региона, характерные и отражающие в наибольшей степени различные стороны жизнедеятельности Приморского края и его столицы города Владивостока. Для этого студенты рассмотрели три группы объектов, которые, по их мнению, могли бы войти в изображения символики: природные, архитектурные и культурные, и приступили к выбору наиболее значимых объектов по этим трем направлениям. Так как узнаваемых объектов было довольно много, то выбор базировался в основном на результатах проведенного социологического опроса. Были систематизированы и выбраны самые характерные и запоминающиеся символы. В направлении «Природа» были отмечены: амурский тигр, чернохвостая чайка, обитающая на морских побережьях Приморского края, дальневосточный трепанг, дальневосточный гребешок, лиана актинидия коломикта, кустарник рододендрон остроконечный. В направлении «Архитектура» были выявлены: Ростральная колонна на въезде в город, Золотой мост через бухту Золотой Рог, Арка цесаревича на Корабельной набережной, Маяк в Токаревской кошке. В направлении «Культура» студенты рассмотрели предметы быта и искусства коренных народностей, населяющих Приморский край, которые также могли бы стать элементами символики. Вместе с кураторами по проектной деятельности проектная команда несколько раз выезжала в сёла Красный Яр и Олон, расположенные на севере края. В Красном Яре находится центральная усадьба национального парка «Бикин», на его территории и проживают коренные жители Приморского края – удегейцы. Здесь сохраняют традиционный уклад жизни и культурные традиции своего народа. Побывав на национальных праздниках, общаясь с представителями коренного народа, окунувшись с самобытную среду, студенты получили навыки натурных исследований и собрали богатый материал в виде фотографий и эскизов элементов национального орнамента. Так как в настоящее время в Приморском крае развивается этнографический туризм, то сувениры и маленькие подарки для туристов и гостей края будут напоминать им о культурных традициях населяющих регион народностей.
На основе проведенного таким образом всестороннего предпроектного анализа была сформирована концепция дизайн-проекта, которая состояла в представлении на сувенирной продукции не одного, а сразу нескольких наиболее характерных объектов Приморского края и города Владивостока как символов региона. В результате были отобраны девять объектов, которые являются узнаваемыми символами Приморского края и его столицы.
На этапе разработки концептуального решения студенты выполнили стилизацию выбранных девяти объектов в компьютерных программах в виде графических знаков-символов.
Проектные предложения студентов по размещение символики региона: а) на текстильной сувенирной продукции методом печати (платок); б) на текстильной сувенирной продукции методом вышивки (кепка); в) на кружках методом цифровой печати
На основе орнамента традиционных вышивок на национальных костюмах удегейцев была разработана орнаментальная рамка с традиционными национальными цветами для обрамления знаков-символов, которые напоминают рисунки вышивок удегейских мастериц на национальных костюмах. Студенческие эскизы с концепцией были откорректированы совместно с тьюторами и затем утверждены заказчиком проекта.
На рисунке представлены проектные предложения по размещению символики региона на различных носителях сувенирной продукции.
На этапе выполнения пилотных изделий сувенирной символики с символами региона студенты познакомились с видами печати и нанесения изображений на различные поверхности и особенностями подготовки растровых и векторных файлов к тиражированию. Они усвоили, что нанесение фирменной символики может выполняться различными методами: с помощью шелкографии, тампопечати, цифровой и литопечати, лазерной гравировки, деколи, тиснения и другими способами. На текстильные изделия нанесение возможно как с помощью печати, так и с применением техники вышивки. Для выполнения символики с помощью вышивки девять изображений знаков-символов были дополнительно выполнены с ограниченным использованием цветов.
Заключение
Преподаватели кафедры дизайна и технологий ВВГУ являются практикующими специалистами, в совершенстве владеющими теорией и практикой, которые знакомы как с особенностями проектного процесса, так и особенностями реализации объектов в натуре. Этот опыт позволяет преподавателям активно мотивировать студентов к выполнению проектных решений реальных объектов в рамках дисциплины «Проектная деятельность». Практико-ориентированная направленность обучения в рамках проектной деятельности уже в период обучения в университете дает студентам уникальную возможность приобретения опыта работы над реальным заказом, навыки коммуникации при согласовании, защите и передаче результатов проекта заказчику и получении обратной связи. Помимо развития профессиональных компетенций, дисциплина нацелена на приобретение у студентов таких навыков, как умение работать в команде, подчинение собственных интересов общекомандной работе при распределении работ, оценка времени и усилий на выполнение различных этапов работ. Графический дизайн-проект «Разработка символики для сувенирной продукции Приморского края» был студентами успешно выполнен, результаты проекта были переданы заказчику, высоко оценены и приняты к реализации. В результате на каждом этапе проектной деятельности студенты освоили новые компетенции: усвоили методологию проведения предпроектного исследования для сложного и многопланового проекта; отработали методику отбора и анализа данных для формирования концепции; научились формировать концепцию, основываясь на сведенных в единую систему данных; получили навыки выполнения сложных графических дизайн-проектов; получили знания в области дальнейшего запуска в производство изделий с собственными разработками.