Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

OPINION OF PRESCHOOL EDUCATION SUBJECTS ON THE QUALITY OF PRESCHOOL EDUCATION IN RUSSIA

Kovdrashova E.V. 1
1 National Research Moscow State Construction University
Many studies regarding preschool education boil down to the fact that quality preschool education is the key to the successful development of the child and reduces possible problems of learning in the future. Recently, the management system in preschool educational institutions has undergone changes regarding both monitoring the quality of preschool education and the organization of management, such as the creation of territorial and educational complexes. The quality of preschool education is difficult to assess. Since there are a lot of subjects of the educational process, each of them assesses the quality in its own way. Modern works related to preschool education, the development and assessment of the quality of a preschool institution boil down to the fact that modern preschool education exists in conditions of variability, that is, the authors talk about diversity through the choice of educational relations by subjects such as educators, teachers, children, parents, and preschool education specialists. In this work, an analysis was carried out what are the main criteria for assessing the quality of preschool education by the subjects of preschool education, namely: heads of educational organizations, parents, teachers. The factors that have the greatest impact on the quality of preschool education in the opinion of the subjects of preschool education were noted.
quality of preschool education
indicators of quality of preschool education
FSE DO

После того как дошкольное образование вошло в единую образовательную сеть, можно правомерно считать его первой ступенью образования, результаты которого влияют на все последующие этапы обучения [1, 2].

Основные приоритеты, отражающие социализацию, развитие ребенка, поддержку детской инициативы, определение условий благополучного развития умственных и физических способностей ребенка, связаны с основными ориентирами, заданными Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, принятым в 2013 году (ФГОС ДО).

В основе Стандарта содержатся три группы требований: к структуре основной образовательной программы дошкольного образования, к условиям ее реализации и к результатам.

Основываясь на образовательной программе дошкольного учреждения, качество дошкольного образования можно определять как степень соответствия фактической образовательной программы и условий (в том числе психолого-педагогических) и результатов программы требованиям, которые установлены в программе. Во ФГОС ДО выделены пять направлений развития ребенка, таких как: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.

Как показывают проведенные ранее исследования, прослеживается связь между качественным дошкольным образованием и получением образования ребенком в дальнейшем: если ребенок получил качественное дошкольное образование, то это является залогом успешного обучения в будущем и сокращает проблемы обучения [1, 2]. В большой части публикаций указано, что качество дошкольного образования сложно поддается оценке и нет единого инструментария и мнений по применению единственного верного инструментария оценки [3, 4]. Авторы, рассматривая основного участника образовательного процесса – ребенка, полагают приоритетными для него интересное времяпрепровождение, занятия в увлекательной игровой форме. Последнее время актуальными становятся работы о благополучии детей, которое рассматривается как комплексный конструкт. Однако единого представления о характеристиках, по которым оценивается благополучие детей, пока нет [5].

Во многих публикациях, касающихся качества оценивания ФГОС, отражен «нестандартный» характер ФГОС ДО, в которых задаются лишь целевые ориентиры, при этом и результаты, и ребенок не могут быть объектом оценки [6, 7].

ФГОС дошкольного образования, в отличие от других образовательных стандартов, не является базой оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся. При освоении образовательных программ в дошкольной организации не проводятся промежуточные аттестации и итоговая аттестация обучающихся.

По мнению А.Г. Асмолова [6], ФГОС ДО содержит идею вариативности дошкольного образования, что является одной из основных ценностей данного Стандарта. Для данного возрастного периода (периода дошкольного детства) поддержка разнообразия, выраженная через вариативность образовательных отношений субъектов и возможности их выбора, является одним из основных положений Стандарта.

Современные работы, в которых рассмотрены дошкольное образованием, разработка и оценка качества дошкольного учреждения, содержат мнение о том, что современное дошкольное образование существует в условиях вариативности [7] (Слепцова И., 2018), то есть авторы говорят о разнообразии через осуществление выбора субъектами образовательных отношений, такими как воспитатели, педагоги, дети, родители, специалисты дошкольного образования. При этом под выбором образовательных отношений авторы понимают выбор средств воздействия и взаимодействия, педагогические методы и формы и т.д.

Последнее время возрастает число проведения мониторингов качества дошкольного образования.

Внедряя мониторинг качества дошкольного образования с целью дальнейшего планирования результатов, важно учитывать координацию интересов всех участников образовательных отношений [8].

При принятии управленческих решений на местах важными являются мониторинги, проводимые в регионах [9]. Часто мониторинги основываются на различных критериях, областях качества, что объяснимо, так как оценка качества является сложной в связи с его многокомпонентностью. Так, например, по мнению Г.В. Яковлевой [10], область качества «Взаимодействие с родителями» сегодня должна оцениваться с точки зрения требований ФГОС ДО, который актуализировал переход от взаимодействия с родителями к социальному партнерству. В качестве рисков выделена недостаточность информации для родителей в открытых источниках, а в качестве возможностей может быть определено сопровождение деятельности опорных площадок по проблемам социального партнерства с родителями.

Учитывая, что мнения субъектов дошкольного образования о качестве дошкольного образования могут различаться, по результатам исследований в области дошкольного образования важно выделить основные мнения, а также их согласованность и различия.

Материалы и методы исследования

Достаточно много говорилось о том, что долгое время детский сад рассматривался не в формате образовательной ступени, а как учреждение, предоставляющее возможность присмотра за детьми, основной целью которого являлось комфортное пребывание ребенка [4]. Согласно исследованиям, только половина родителей считают, что умственное развитие и социализация являются основными задачами дошкольного образования, в то время как большая часть (61%) родителей видят задачей дошкольного образования присмотр и уход за ребенком [11].

После того как дошкольные образовательные учреждения перешли на подушевое финансирование, можно говорить о том, что они в большей или меньшей степени стали «бороться» за своего потребителя. Родители могут выбирать между несколькими дошкольными учреждениями при поступлении ребенка [12].

Высшая школа экономики проводит мониторинги экономики образования (МЭО) начиная с 2003 года, выделяя актуальные проблемы образования, запросы общества, намечая векторы развития и необходимые направления выбора пути. Согласно мониторингам, если на лидирующих позициях выбора родителями государственного детского сада находятся близость к дому, квалификация воспитателей и выбор сада в связи с тем, что его посещали дети знакомых, родственников или старшие дети, то для родителей, отдавших своих детей в частный детский сад, основным определяющим фактором, влияющим на выбор дошкольного учреждения, является квалификация воспитателей, далее выбор определяют хороший уход за ребенком и комфортные условия [5].

Как указывает И.В. Абанкина [13], между педагогами и родителями, согласно опросам Мониторинга экономики образования, наблюдается почти полное совпадение в понимании основных задач дошкольного образования (вопросы закрытого типа с одинаковыми вариантами ответов о том, какие качества, которые можно воспитывать у детей, являются наиболее важными). Так, лидирующим вариантом ответа оказался ответ «трудолюбие», варианты ответов «хорошие манеры», «чувство ответственности» также попали в высшую строку рейтинга как у педагогов, так и у родителей, что говорит об успешности совместного диалога «родитель – педагог». Такой уровень совпадения (как по первым строкам рейтинга, так и по последним) свидетельствует практически о полном совпадении интересов родителей и педагогов в сфере дошкольного образования. Этот результат, как считает И.В. Абанкина, можно рассматривать как точку опоры для применения ФГОС в дошкольном образовании.

В настоящее время требования родителей к качеству дошкольного образования возросли, не все родители довольны качеством оказываемых услуг, также не все родители считают, что между детским садом и школой организована преемственность. Приводя данные, следует заметить, что дошкольным образованием своих детей полностью удовлетворены лишь 52,9% семей, а треть родителей (33,2%) оценивают его на среднем уровне. При этом 5,2% семей полагают, что в детском саду осуществляются только присмотр и уход за детьми [14]. Готовность ребенка к обучению в школе (в рамках одного образовательного комплекса) удовлетворяет не всех родителей. Среди семей, дети которых посещали дошкольное отделение в составе школы, 24,8% родителей не увидели взаимосвязи предшкольной и школьной подготовки.

Также для учителей важным является то, чтобы ребенок был готов к школе. Так, по данным Мониторинга ЦЭНО ИПЭИ РАНХиГС 2018 года, 47% учителей считают необходимым введение обязательной подготовки к обучению в школе, что до сих пор так и не внедрено в образовательных организациях.

Исторически сложилось так, что государство рассматривалось как основной заказчик образовательных услуг, однако, так как именно родители несут основную ответственность за своих детей согласно законодательству РФ, то можно говорить о том, что в последние годы произошел разворот в сторону основных заказчиков образовательных услуг – родителей. В связи с этим проводится много исследований ожиданий родителей относительно результатов образовательных услуг, удовлетворенности услугами детского сада, критериев выбора и др. [3, 10, 11]. Как показывают полученные данные, разные группы родителей имеют разное отношение к дошкольному образованию, в том числе ставят перед ним разные задачи [10]. В связи с этим родители ориентируются на разные факторы среды, а значит, и оценивают качество представляемых услуг и качество дошкольного образования по-разному. Родители воспитанников дают оценку детского сада как основные заказчики образовательной услуги [3].

Для потребителей образовательной услуги диплом или аттестат не являются важными документами и не отражают формально результат образовательной деятельности. С одной стороны, нет необходимости подтверждать некий набор знаний, умений и иного по окончании дошкольного образовательного учреждения; казалось бы, все должно быть направлено на сам процесс образования и на оценку процесса, а не результата. С другой стороны, статистика мониторингов МЭО ВШЭ и РАНХиГС [5] говорит о том, что большой процент родителей пользуются услугами дополнительного образования, которое организовано не в самом детском саду, что свидетельствует о том, что дошкольное образование само по себе не является достаточным в глазах родителей. В качестве примера можно привести тот факт, что, несмотря на то, что детские сады реализуют такую услугу, как подготовка к школе, многие родители предпочитают, чтобы ребенок посещал аналогичные занятия вне стен сада, что можно расценивать как недостаточный уровень доверия по отношению к образовательным услугам, оказываемым в детском саду. Также можно говорить о том, что родители продолжают рассматривать детский сад в большей степени как место, где в основном осуществляются уход и присмотр за детьми.

На первом месте среди характеристик, присущих, по мнению родителей, идеальному детскому саду, в 2007 году [14] (Селиверстова И.В., 2009) находилась высокая квалификация педагогов – это отметили более 88% опрошенных, в то время как по данным МЭО Высшей школы экономики на первое место вышло качество присмотра и ухода за ребенком, в то время как ранее эта характеристика занимала лишь второе место. В связи с этим, возможно, современное дошкольное образование требует более высокого уровня квалификации со стороны педагогов, что замечают и родители. Таким образом, при оценивании такой характеристики, как качество, важными являются и сама квалификация педагога, и оценка педагога со стороны родителей, которые являются заказчиками и косвенными потребителями предоставляемой дошкольным образовательным учреждением услуги.

Отмечено, что между родителями и педагогами существует согласованность представлений о дошкольном образовании [12, 13]. Однако родители не всегда могут объективно оценивать дошкольное образование, так как их оценка является субъективной, а не профессиональной. Сложность в данном случае представляет разработка методики родительской оценки дошкольного образования, дошкольной образовательной организации. С одной стороны, родители не являются профессиональными экспертами в области дошкольного образования и находятся вне детского сада, с другой – именно они являются непосредственными потребителями и получателями готового продукта на выходе. Какие характеристики в данном случае могут рассматриваться со стороны оценивания родителей и стать измерителями качества дошкольного образования?

В качественных исследованиях О.Б. Савинской [3] указано, что, несмотря на то, что днем родители находятся вне детского сада, они имеют косвенные факторы и источники информации, которые могут оценить. В целом система критериев, предложенная для составления шкалы, представляет собой систему, заложенную в стандарт ФГОС ДО, однако при более детальном рассмотрении родители понимают ценность образования шире, чем она заложена во ФГОС. Например, для родителей важны не только обучение, но и эмоциональный комфорт ребенка в группе, обучение рутинным практикам ухода за собой, умению решать конфликты и находить компромисс. О.Б. Савинская обращает внимание на то, что возможен возврат к дискуссиям о роли присмотра и ухода в воспитательном процессе. Как было сказано выше, согласно исследованиям МЭО ВШЭ, эта позиция является лидирующей среди самых важных характеристик детского сада.

Для родителей детский сад, который непосредственно влияет на формирование ребенка, является не только институтом дошкольного образования детей, но и «через свою важную функцию снижения разрыва в распределении выполнения обязанностей по уходу за детьми формирует условия для выравнивания гендерных ролей родителей/супругов» [3]. Родители заинтересованы в предоставлении их детям дошкольного образования, и развитие системы ухода за маленькими детьми является важным элементом семейной политики [15].

В процессе педагогического сотрудничества представители образовательной организации могут предложить семье несколько вариантов педагогической помощи. Основными составляющими такой помощи могут быть: образовательная помощь, заключающаяся в помощи в воспитании и обучении; психологическая помощь, представляющая психологическую поддержку и, в случае необходимости, коррекцию; посредническая помощь, заключающаяся в организации и информировании в вопросах воспитания [16].

Родители должны быть хорошо информированы о методах дошкольного воспитания, а также его формах. Это могло бы способствовать более плодотворному сотрудничеству родителей и педагогов, а также позволило бы родителям быть более объективными в своей оценке услуг и качества дошкольного образования. Для этого нужно не только привлекать родителей для создания, обновления развивающей среды детского сада, но также и повышать их педагогический потенциал, проводить для родителей обучающие семинары, приводить и распространять успешный опыт семейного воспитания и т.д.

Повышение педагогического потенциала родителей необходимо: если рассматривать родителей в качестве экспертов, которые оценивают качество дошкольного образования, то их уровень должен если не соответствовать экспертному уровню, то хотя бы быть связан с пониманием основных форм, методик и результатов оценивания. Специальные образовательные программы для родителей становятся все более востребованными, что обусловлено изменениями потребностей современных родителей и международными тенденциями [5].

После объединения школ и детских садов в единые комплексы проблема преемственности между начальной школой и дошкольной ступенью [17, 18] и соответственно между качеством результатов дошкольной ступени для руководителей стоит наиболее остро, так как руководители стремятся к сохранению контингента образовательного учреждения.

Так, например, по сравнению с 2021 годом в некоторых регионах снизилось количество педагогов дошкольных образовательных учреждений узкоспециализированной направленности – инструкторов по физической культуре, учителей-логопедов, педагогов дополнительного образования. Тенденция присоединения к школам детских садов в селах регионов с небольшим количеством детей (реорганизация в филиал) привела к сокращению отдельных специалистов [9].

После объединения школ и садов в территориальные образовательные комплексы все средства стали концентрироваться в руках директора, который, в свою очередь, решает первоочередные задачи, и деньги распределяются по всем организациями, в том числе на дошкольные образовательные организации. Поскольку директорами территориальных образовательных комплексов являются в основном бывшие директора школ, ранее не знакомые со спецификой дошкольного образования, возникает вопрос о наличии необходимых ориентиров по выстраиванию образовательной политики организации, которыми руководствуются директора комплексов.

Согласно проведенному ранее качественному исследованию [19], удалось выделить основные факторы, влияющие на качество дошкольного образования, по мнению директоров школ г. Москвы. По результатам проведенного интервью были выделены три основные группы представлений директоров о качестве дошкольного образования.

Не все директора считают, что понятие «качество дошкольного образования» существует. Директора определяют свою позицию по этому вопросу следующим образом: ФГОС не определяет показателей для измерения качества, следовательно, не представляется возможным говорить о качестве дошкольного образования, но можно говорить о развитии ребенка, динамике развития, однако измерить его или определить, соответствует ли оно неким стандартам, сложно. При этом все директора отмечают, что можно говорить о качестве школьного образования, и насколько хорошим было дошкольное образование, может показать школа, где возможно применение «измерителей» качества.

Все директора отмечают, что оценка качества, различные индикаторы, опросы и иное проводятся ими на школьной ступени. Однако лишь единицы респондентов пытаются использовать показатели измерения качества, полученные в школе, и соотнести их с влиянием дошкольного образования, для того чтобы выстраивать некоторую управленческую стратегию для детского сада, получив результаты оценки школьников – бывших воспитанников их дошкольных организаций.

У директоров нет сформированного представления о понятии «качество дошкольного образования». По мнению директоров, один из наиболее значимых факторов, оказывающих влияние на качество дошкольного образования и качество работы дошкольной организации, – работа педагога-воспитателя.

Учитывая, что директора в основном не знакомы со спецификой работы дошкольной организации, возможна организация программ повышения квалификации для управленцев (директоров), «вынужденных» руководить дошкольными организациями.

Директора не используют регулярно какие-либо индикаторы оценки качества дошкольного образования, и чаще всего применение индикаторов оценки вызвано появлением какой-либо проблемы, что связано с незнанием наличия таких индикаторов, а также тем, что использование каких-либо инструментов оценивания никак не регламентировано. Учитывая это, необходимо создание понятных, полноценных индикаторов оценки качества (с учетом ФГОС, а возможно, с изменением ФГОС), которые могут регулярно применяться для оценивания «состояния» дошкольного образования в организации.

С точки зрения директоров, одной из ключевых фигур в дошкольном образовании является педагог-воспитатель. Именно он взаимодействует с детьми и родителями, создает благоприятную эмоциональную обстановку, которой родители уделяют большое внимание [3]. Именно педагог-воспитатель отвечает за безопасность и направляет развитие ребенка, учитывая его индивидуальные особенности и потребности.

Профессиональные кадры, по мнению респондентов, являются фундаментом хорошего дошкольного образования, поэтому все опрошенные директора отмечали среди наиболее значимых факторов, оказывающих влияние на качество дошкольного образования, качество работы дошкольной организации, педагога-воспитателя. Однако часть респондентов считают, что педагог должен обладать определенными уже сформировавшимися личными качествами и «быть на своем месте»; часть же директоров отмечают, что для педагогов важно дополнительное обучение, причем для профессиональных кадров необходимо не только успешное обучение, но и организация процесса таким образом, чтобы у сотрудников была возможность взаимодействовать в команде.

Говоря о важных чертах педагога-воспитателя, респонденты отмечали: общий культурный уровень, способность к изменениям, умение работать с родителями, желание работать с детьми, владение основами психологии. Среди наиболее важных характеристик следует отметить: умение работать в команде, профессионально взаимодействовать и умение трансформировать способы работы.

Несколько директоров уточнили, что работа в территориальном образовательном комплексе предполагает работу в одной команде, без конкуренции, поэтому следует уделять большое внимание командному взаимодействию, тесному сотрудничеству и работать ради единой цели. Данная позиция способствует выработке стратегии обучения сотрудников с использованием корпоративных методов и командного взаимодействия, что позволит повысить профессиональное взаимодействие и развить умение работать в команде.

Влияние родителей на дошкольное образование многими директорами либо не учитывается, либо рассматривается в негативном ключе. Родитель, с точки зрения респондентов, является скорее противником изменений, благоприятствующих саду, чем помощником в образовательном процессе. Тем не менее, семья (влияние родителей) является косвенным фактором, воздействующим на качество дошкольного образования, что, например, отражено во внутренней оценке качества дошкольного образования зарубежных исследователей [5].

Одним из важных факторов, влияющих на качество дошкольного образования, по мнению директоров, является преемственность между школой и детским садом. Однако часть директоров видят эту преемственность более во внешних проявлениях, таких как возможность выбора родителями учителя начальных классов, курсы подготовки к школе в территориальном образовательном комплексе в удобном для родителей месте с возможностью выбора времени, и делают акцент лишь на подготовительных группах детского сада. Лишь часть директоров говорят о преемственности, которая учитывает связь образовательных программ, связь людей, обеспечивающих образовательный процесс как в стенах садах, так и в стенах школы; для этих директоров преемственность между детским садом и школой начинается не с подготовительной группы, а с момента попадания ребенка в дошкольное образовательное учреждение.

Заключение

В результате анализа многочисленных публикаций и исследований выявлено, что в настоящий момент не существует как единого определения понятия «качество дошкольного образования», так и единого подхода к оценке качества дошкольного образования.

Между родителями и педагогами имеется согласованность представлений о дошкольном образовании. Отмечается, что профессионализм воспитателя видится в умении создать позитивный эмоциональный климат, атмосферу открытости, комфортную как для индивидуализации ребенка, так и для общения воспитателей и родителей. Таким образом, можно отметить, что профессионализм воспитателя является важным фактором в представлении не только директоров школ, но и в представлении родителей.

Именно педагог-воспитатель является ключевой фигурой в дошкольном образовании, взаимодействует с детьми и родителями, создает благоприятную эмоциональную обстановку, которой родители придают большое значение, отвечает за безопасность и направляет развитие ребенка, учитывая его индивидуальные особенности и потребности.