Процесс глобализации в мире и сопутствующий ему рост миграционных потоков актуализировал проблему изучения механизмов интеграции человека в новый для него социум, принятие им существующей в социуме системы прав и обязанностей. Основой такой социальной интеграции и ее определяющей характеристикой следует считать совместную деятельность [1]. Именно совместная деятельность социализируемого человека и принимающего его социума в виде «интеракции лицом к лицу» позволяет создать базис для развития дальнейших взаимовыгодных отношений в рамках уже единого социального организма. Для организации совместной деятельности на начальных ступенях социальной интеграции особая роль отводится системе образования, успешной реализации образовательными организациями интеграционных функций [2].
Изменения, вызванные внутренней и внешней политикой России, повлекли за собой интеграцию новых регионов в социально-экономическое пространство Российской Федерации и пересмотр стратегии национального развития страны в пользу внутренних ресурсов [3]. Приоритет социально-экономического развития совершенно естественен, но вместе с тем без социальной интеграции такое развитие представляется затруднительным. В целях обеспечения успешной реализации интеграционной функции центрами выработки теоретических и практических решений становятся высшие учебные заведения. Обеспечение целенаправленной, взаимосвязанной, согласованной совместной деятельности участников образовательных отношений является обязательным условием успешной реализации интеграционной функции образовательной организации. Без измерения результатов реализации интеграционной функции невозможно определить как в целом достигнутый результат, так и «вклад» в него участников образовательных отношений.
Совместный проект Министерства просвещения и Министерства науки и высшего образования «Университетские профильные образовательные смены», стартовавший в 2022 г., в полной мере направлен на реализацию интеграционной функции. В рамках проекта организовываются образовательные смены на базе российских вузов для детей, в том числе из Донецкой и Луганской народных республик [4].
Реализация интеграционной функции для учащихся из новых регионов заключается в возможности познакомиться с новой для них образовательной системой изнутри, ускоряет и упрощает их интеграцию не только в образовательную среду конкретного вуза, но и в целом в систему образования Российской Федерации.
Противоречие, определяющее необходимость исследования, заключается в растущей актуальности интеграционной функции образовательной организации относительно учащихся из новых регионов РФ и недостаточной разработанностью инструментов, позволяющих измерить результаты интеграции учащихся из новых регионов РФ в отечественную систему образования. Проблема исследования – как измерить результаты интеграции учащихся из новых регионов РФ в отечественную систему образования, полученные в ходе «Университетской смены»?
Цель исследования – разработать инструмент, позволяющий измерить результаты интеграции учащихся из новых регионов РФ в отечественную систему образования, полученные в ходе «Университетской смены». Оценить с его помощью как в целом достигнутые в ходе «Университетской смены» результаты, так и «вклад» в них компонентов «Университетской смены».
Материалы и методы исследования
Глазовский государственный инженерно-педагогический университет в числе других университетов стал площадкой проведения «Университетских смен» (далее – УС). В ходе исследования проводился анализ: а) материалов отечественных и зарубежных исследований, посвященных интеграционным процессам, в том числе в системе образования; б) результатов УС – 2022 в ГГПИ; в) сопоставление итогов УС в российских вузах. Данные материалы обобщены в методическом пособии [5]. На основе анализа были сформулированы определение интеграционной функции УС и принципы ее реализации. Исходя из них, был разработан измерительный инструмент в форме анкеты – метод экспертных оценок. С помощью анкеты опрошено 98 участников УС. С целью выявления динамики интеграции участников УС было проведено двухэтапное анкетирование. Анкета предлагалась детям в начале смены и в конце, при этом вопросы оставались идентичными на обоих этапах анкетирования. В 2023 г., опираясь на опыт прошлого года, авторы составили опросник, связанный с мероприятиями, проводимыми в 10-дневный утвержденный срок работы. Вопросы анкеты были разделены на три блока:
1) личностное самоопределение;
2) профессиональное становление;
3) развитие.
Для обработки результатов измерения была разработана компьютерная программа «Моя университетская смена 2023. Итоги», позволяющая на основе математических методов классифицировать ответы для различных категорий участников. Анализ итогов измерения позволил оценить содержание компонентов УС и «вклад» каждого в достижение интеграционной функции УС.
Результаты исследования и их обсуждение
При разработке измерительного инструмента авторы исходили из следующих предположений: во-первых, УС обеспечат выполнение интегрирующей функции, если будут выполнены базовые принципы; во-вторых, выполнение базовых принципов возможно выявить через изменение отношения участников УС к объектам и процессам, связанным с базовыми принципами; в-третьих, базовые принципы объединены по следующим группам: 1) личностное самоопределение; 2) профессиональное становление; 3) развитие; в-четвертых, учитывая сравнительно небольшую продолжительность УС (10 дней), для выявления динамики отношения участников УС необходимо два измерения – в начале и в конце смены.
Разработка анкеты включала следующие этапы: 0. Формирование рабочей группы (РГ). 1. Определение общего объема анкеты. 2. Определение измерительных шкал. 3. Группировка принципов. 4. Разработка вопросов и заданий для каждой группы принципов. 5. Апробация анкеты в ходе пилотажного исследования. 6. Корректировка анкеты. 7. Конкретизация условий анкетирования и обработки результатов. 8. Подготовка членов РГ, непосредственно участвующих в анкетировании.
В первом блоке вопросы были направлены на оценку участниками своих представлений о ценностях и традициях России, личностное самоопределение в новой для них среде; во втором блоке детям предлагалось оценить свои представления о педагогической профессии, выразить своё отношение к ней, а также попробовать предположить свое профессиональное будущее; в третьем блоке предлагались вопросы широкого спектра для оценки общего развития участников УС на протяжении смены.
В первых трех блоках предлагаемые ответы были приведены к единой системе, состоящей из четырех вариантов: нет; скорее нет, чем да; скорее да, чем нет; да. Дополнительно предлагались вопросы, в которых ответы вносились словами (3-5 слов) и рисунком. Для достижения искренности в ответах анкета проводилась анонимно: участники УС записывали свой ник (один и тот же в начале и в конце смены), свой возраст и пол. Таким образом, авторы смогли проследить динамику интеграции для каждого отдельного участника смен, не зная, какой конкретно ребенок заполнял анкету. Не все дети готовы были заполнять анкету на предложенных условиях. В графе «Возраст» (в «УС 2023» участие принимали дети 14-17 лет) некоторые указывали 8 или 9 лет. В графе «Пол» писали «средний» или «ламинат». Трое детей не смогли участвовать в итоговом этапе по причине болезни. Однако основная часть анкет (93) заполнилась корректно и на предварительном, и на итоговом этапе опроса, что дало нам необходимую выборку для исследования.
Динамика по первому блоку «Личностное самоопределение» представлена на рис. 1.
Анализ данного блока показывает в целом положительную динамику на протяжении смены: 76 детей (81,7%) стали позитивнее оценивать собственный личностный рост благодаря мероприятиям УС; 7 человек (7,5%) негативнее стали оценивать свое развитие в рамках мероприятий УС; 10 человек (10,8%) не продемонстрировали изменений, их показатели по этому блоку идентичны на обоих этапах анкетирования.
На рис. 2 отражены показатели по второму блоку анкетирования «Профессиональное становление».
Данные по второму блоку «Профессиональное становление» показывают следующую динамику: 56 детей (60,2%) стали позитивнее оценивать свои знания об образовательной системе Российской Федерации и нашего вуза, как представителя этой системы; 18 человек (19,3%) продемонстрировали негативную динамику по итогу проведенных в рамках УС мероприятий; показатели 19 человек (20,5%) остались идентичными в обоих этапах анкетирования.
На рис. 3 отражены показатели по третьему блоку анкетирования «Развитие».
Третий блок «Развитие», вопросы в котором были посвящены комплексному развитию участников (как в рамках мероприятий УС, так и за их пределами), продемонстрировало следующую динамику: 59 детей (63,4%) позитивнее оценили своё состояние в итоговом анкетировании; 23 человека (24,7%) негативно стали воспринимать своё развитие и будущность; 11 детей (11,9%) не показали изменений.
Рис. 1. Личностное самоопределение, по мнению анкетируемых
Рис. 2. Профессиональное становление, по мнению анкетируемых
Рис. 3. Развитие, по мнению анкетируемых
Помимо стандартизированных вопросов, участникам анкетирования предлагалось написать 3-5 слов, характеризующих, на их взгляд, систему образования Российской Федерации. Анализ результатов первого этапа опроса показал, что абсолютное большинство участников УС очень позитивно относятся к российской системе образования и характеризуют его как познавательное, интересное, эффективное, информативное, качественное, прекрасное, классное, современное, доступное, свободное, патриотическое, молодежное и т.п. Так ответили 80 участников (86%). При этом 11 человек (11,8%) из них указали, что система достаточно сложная, требовательная, но в то же время интересная, включающая большое количество полезной информации. Есть и восторженные отзывы: «очень хорошая система образования на фоне других стран», «уникальная, своеобразная, неповторимая», «новые возможности, современные технологии», «увлекательная наука, заинтересованность». Интересное высказывание, на взгляд авторов: «судя по университету, все супер».
Нейтрально отнеслись к системе образования России 8 человек (8,6%), либо вопрос вызвал у них затруднение. Приведем их слова: «в школах плохо, а в университетских сменах лучше», «трудно, непонятно, по-новому», «ничего», «затрудняюсь ответить, тяжело», «тяжело, раньше было легче, но все возможно, если захотеть», «оцениваю скорее да, чем нет», «нечего сказать», «запутано, неопределенно, но возможно интересно», «все учились, и я буду».
Есть и такие ребята, которые негативно охарактеризовали российскую систему образования, их 5 человек (5,38%). Это выразилось в следующих словах: «сложно, большая нагрузка, жестоко», «неинтересно, учебников много, а ЕГЭ одно», «нагрузка большая, при этом дополнительные не лучшие предметы». Есть и достаточно категоричные высказывания: «его нужно срочно менять», «думаю, что она отстает от зарубежных образовательных систем качеством».
Итоговое анкетирование показало, что те ребята, которые положительно отзывались о системе образования в России, остались при своем же мнении, в некоторых случаях их положительное отношение еще усилилось.
Среди нейтрально высказавшихся изменили ответы те 3 человека, кто ничего не мог сказать о системе образования. Их ответы выглядели следующим образом: было – «скорее да, чем нет», а стало «достаточно неплохое», «затрудняюсь ответить, тяжело» – «я понял одно, что программа образования в России для меня трудная», «ничего» – «хорошо, сложно, но возможно». Изменения в ответах ребят, скорее всего, произошли благодаря насыщенной и очень содержательной программе УС. Проведенные мероприятия способствовали формированию представления у них о российской системе образования.
Но стоит отметить, что негативные отзывы не изменились, кто был категоричен в своих высказываниях, так и остались при своем мнении. Безусловно, мы понимаем, что за столь короткий срок смены, а именно 10 дней, очень сложно изменить отношение ребят, которое, возможно, формировалось годами.
Еще одним не ранжированным заданием было пожелание России в 3-5 словах. Предварительный опрос показал, что большинство ребят желают только хорошего России: процветания, мира, добра, благополучия, успеха, удачи и всего самого хорошего и т.п. Есть замечательные высказывания: «твори, создавай, удивляй, побеждай», «процветания, надежд, разных возможностей», «победы, побольше счастливых детей, принимать любых людей», «расширения, победы, мира, развития», «оставаться непобедимой и великой всегда», «продолжай в том же духе». Стоит отметить, что пожелания ребят часто повторяются, среди них такие, как пожелания мира, добра – 33 человека (35,5%), победы, расширения границ – это 19 человек (20,4%), единства народов, многонациональности – 14 человек (15,05%).
Результаты итогового опроса практически не изменились: кто желал России добра, тот и в итоговом анкетировании остался при своем мнении: «все, что желают детям на день рождения», «не сдаваться и идти до конца», «процветания, мира, избавления от зла», «удачи успеха победы», «единения, сплоченности». Те ребята, которые не очень положительно высказывались о российской системе образования, кто сомневался в ее эффективности и качестве, не изменили своего мнения.
Резюмируя информацию, полученную в ходе обработки данных анкетирования, можно заключить, что для более чем 50% опрошенных детей мероприятия УС предоставили возможность для успешного личностного развития, помогли лучше сориентироваться в вопросах профессионального становления в рамках новой для них системы российского образования и поспособствовали их развитию в широком смысле в русле социокультурной интеграции. Вместе с тем относительно высокая доля участников, показавших за время УС негативную динамику (особенно в блоках «Профессиональное становление» (19,1%) и «Развитие» (25,6%)), открывает возможности для изменения содержания мероприятий УС, для достижения лучших результатов в будущем.
Анализируя ответы детей об их взгляде на систему образования Российской Федерации, авторы пришли к выводу, что абсолютное большинство детей положительно относятся к российской системе образования, доброжелательно настроены к России и желают ей победы, единства народов и сплоченности, новых достижений. Что касается половозрастной динамики, заметим, что особых закономерностей в ответах детей в зависимости от пола или возраста не выявилось.
Стоит отметить, что сегодня существует ряд публикаций, посвященных анализу опыта проведения «Университетских смен». Особое место занимает профориентационная работа. Например, проанализирован инновационный подход проведения профориентационных интерактивных мероприятий через погружение участников федерального проекта «Университетские смены 2022» в образовательный процесс Российского государственного профессионально-педагогического университета [6]. Интересен подход коллектива авторов, рассматривающих формат университетских профильных образовательных смен, с одной стороны, как инструмент реализации профориентационной повестки, с другой – как инструмент реализации социальной политики в регионе [7].
Безусловно, много внимания уделяется психолого-педагогическому сопровождению участников университетских смен. Результаты исследовательского опыта психолого-педагогической работы с подростками из Луганской Народной Республики представлены в труде [8]. Оценке психоэмоционального состояния детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, и разработке направлений работы с такими детьми посвящено исследование [9].
Выводы
По итогам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
1. Разработанный инструмент позволяет измерить результаты интеграции учащихся из новых регионов Российской Федерации в отечественную систему образования, полученные в ходе университетской смены.
2. Проведенное эмпирическое исследование показало, что измерение показателей возможно и на его основе можно оценить достигнутые в ходе УС результаты, а также «вклад» в них компонентов УС.
3. Содержание анкеты можно и нужно корректировать, равно как и мероприятия УС должны меняться в зависимости от реальных потребностей участников, что позволит достигать более высоких положительных результатов и лучшим образом реализовывать интеграционную функцию.