В соответствии с приоритетами государственной политики нашей страны в настоящее время принимаются всяческие меры по достижению «высокого уровня гражданственности и патриотизма среди населения, формированию новых ценностных ориентиров молодежи (включающих неприятие вредных привычек)» [1, с. 61], а также сохранению и укреплению здоровья подрастающего поколения.
В связи с высокими требованиями к воспитанию социально активной молодежи, как «наиболее прогрессивной и динамичной части общества» [2, с. 205], отличающейся физической и функциональной готовностью к предстоящей профессиональной, социальной, военной, бытовой и другой деятельности, перед системой образования и, в частности, перед специалистами физической культуры и спорта очерчиваются особые жизненно важные задачи.
Современная система образования характеризуется постоянными изменениями и новациями: «либерализация, информатизация, внедрение информационно-коммуникационных технологий, изменение спроса и степени доступности образования» [3, с. 36]. К тому же, как отмечают Ю.Г. Одегов, А.П. Гарнов (2019), к этому перечню можно прибавить и «значительные социальные изменения, связанные с новыми информационными технологиями и СМИ» [3, с. 36]. Учитывая постоянство нововведений в образовании, в том числе в реализации физического воспитания в образовательных организациях, перед педагогами ставится важная задача, заключающаяся в постоянном совершенствовании своих профессиональных компетенций. Научно-технический прогресс, согласно В.В. Качалову (2022), не стоит на месте, вследствие чего зачастую возникает потребность в «таких навыках, о которых раньше никто и не помышлял» [4, с. 319].
Необходимость повышения квалификации педагогическими работниками, в том числе и учителями, преподавателями и инструкторами по физической культуре, обусловлена тем, что «знания, полученные работниками в высших учебных заведениях, стремительно устаревают, нарастает необходимость их существенного обновления» [5, с. 79]. По мнению В.В. Качалова, «времена, когда человек, окончив университет, всю жизнь мог пожинать плоды своего обучения, давно прошли» [4, с. 319].
В этом отношении интересна точка зрения Э.М. Никитина (2009), отмечающего, что «система повышения квалификации и профессиональной переподготовки педкадров является одним из базовых ресурсов, обеспечивающих осуществление в образовании позитивных перемен» [6, с. 83].
Интерес специалистов к проблеме повышения квалификации специалистов в области физической культуры и спорта (далее – ФКиС) в последние годы заметно вырос [7, с. 4]. Вместе с тем анализ фундаментальных исследований, выполненных в форме диссертаций, дает основания утверждать о недостаточном внимании исследователей к изучению проблем в сфере дополнительного профессионального образования (далее – ДПО) по ФКиС.
Практика показывает, что научно-методическое обеспечение в системе повышения квалификации специалистов по ФКиС отстает от требований времени, диктующего необходимость опоры в современном образовании на информационные и коммуникационные технологии. Вследствие этого приходит понимание того, что система ДПО специалистов по ФКиС остро нуждается в серьезной методологической, организационной и практической коррекции.
Отмеченное позволяет определить противоречие между необходимостью повышения качества повышения квалификации и профессиональной переподготовки в сфере ФКиС и отсутствием в анализируемых диссертациях подходов, методик, форм, технологий, отвечающих требованиям сегодняшнего дня.
Данное противоречие определило цель исследования, заключающуюся в анализе научных направлений диссертаций в области дополнительного профессионального образования педагогических работников по физической культуре и спорту и выявлении новых ориентиров научных исследований с учетом требований сегодняшнего дня.
Материалы и методы исследования
Проведен анализ научных направлений диссертационных исследований по педагогическим специальностям 13.00.00, рассматривающих проблемные вопросы в сфере ДПО специалистов по ФКиС. В обзоре были задействованы тексты 28 диссертационных исследований отечественных специалистов на соискание ученой степени кандидата и доктора педагогических наук. Глубина анализа диссертаций составила период с 1998 г. – момента защиты первой диссертации в интересующем нас направлении – по 2023 г. включительно. Классификация проанализированных трудов выполнялась исходя из специфики предметной области диссертаций, а также структурных атрибутов описания авторефератов: научной гипотезы, научной новизны, практической значимости и положений, выносимых на защиту.
Результаты исследования и их обсуждение
В настоящем исследовании было проанализировано содержание диссертационных работ по трем направлениям научных педагогических специальностей:
− 13.00.01 Общая педагогика, история педагогики и образования;
− 13.00.04 Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры;
− 13.00.08 Теория и методика профессионального образования.
С учетом более чем векового опыта функционирования системы дополнительного профессионального образования (с 1921 г., «когда было предложено объединить все формы повышения квалификации в стройную систему коллективной педагогической работы» [8, с. 19), исследователями было выполнено 28 диссертационных работ по проблемам повышения квалификации и профессиональной переподготовки в сфере ФКиС по всем трем вышеуказанным научным специальностям.
Самая ранняя работа была выполнена в 1998 г. Н.И. Николаевой на тему «Формирование преподавательского состава вуза физической культуры, его структура и повышение квалификации», основной ее идеей было «выявление специфики формирования кадрового состава и изучение особенностей структуры педагогических кадров физкультурных вузов, что должно было отразиться на подборе тех или иных форм организации повышения квалификации, а также на содержании профессиональных образовательных программ повышения квалификации» [9, с. 8].
Если обратить внимание на плотность выполненных за конкретный временной период диссертационных работ, то больше всего было защищено диссертаций в 2007 г. – это пять кандидатских диссертаций, подготовленных А.И. Акимовым, В.А. Лещинским, Т.А. Панкратович, Л.М. Певициной и Н.А. Тишкиной.
Интересно и то, что если с 1998 г. практически каждый год выполнялись от одной до пяти диссертаций по интересующей нас проблеме, то за последние пять лет (с 2018 по 2023 г.) была защищена лишь одна работа – докторская диссертация, подготовленная Н.В. Масягиной (2021) на тему «Педагогическая система профессиональной переподготовки и повышения квалификации кадров физкультурно-спортивной отрасли».
Стоит обратить внимание на то, что из всех диссертаций по вопросам повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов в области ФКиС, помимо диссертации Н.В. Масягиной (2021), были подготовлены еще две диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук:
− Б.Е. Лосиным (2001) на тему «Педагогическая эффективность повышения квалификации специалистов по физической культуре и спорту». В диссертации рассматривается эффективность разработанных с учетом специфики педагогических работников «новых технологий подготовки специалистов в области физической культуры и спорта, а также методик оценки и критериев эффективности процесса повышения квалификации» [10, с. 11];
− Т.В. Левченковой (2018) на тему «Структурно-содержательная модель повышения профессиональной компетентности специалистов в детском фитнесе». Данная работа представляет интерес тем, что в ней не только обосновывается необходимость «углубления и расширения знаний и опыта для самоактуализации, саморазвития и самосовершенствования личности» [11, с. 8], но и предлагаются конкретные пути решения проблемы подготовки высококвалифицированных специалистов: расширена матрица профессиональных компетенций педагогов, а также предложена авторская программа ДПО, эффективность которой доказана не только для «специалистов по детскому фитнесу, но и для учителей физической культуры, инструкторов по физическому воспитанию детей, педагогов дополнительного образования» [11, с. 10].
Анализ предметной области, а также структурных атрибутов описания авторефератов диссертаций по проблемам ДПО специалистов по ФКиС позволил очертить ряд основных научных направлений.
Для лучшего представления всего спектра научных направлений проанализированных авторами статьи исследований предлагается схематическое изображение классификации диссертаций, выполненных по проблемам повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов в сфере ФКиС (рисунок).
Учитывая сферу научных интересов проанализированных диссертаций, сосредоточивших свое внимание на проблемах подготовки специалистов ФКиС в условиях ДПО, все исследования условно можно классифицировать по контингенту специалистов, задействованных в исследованиях, а также по предметному полю исследования.
Классификация диссертационных исследований по проблемам подготовки специалистов ФКиС в условиях ДПО
Учитывая задействованный в исследованиях контингент педагогических работников, все работы можно условно разделить на шесть групп:
− основная масса исследований была выполнена на учителях общеобразовательных школ – 12 работ (В.Ф. Горбатов, 2001; О.Ф. Жуков, 2003; А.М. Халилов, 2004; В.К. Герберт, 2006; Т.М. Панкратович, 2007; Л.М. Певицина, 2007; Н.А. Тишкина, 2007; А.А. Гордеев, 2009; А.М. Гурьянов, 2009; С.Г. Напреев, 2013; Т.А. Удалова, 2016; Т.С. Эмануэль, 2016);
− преподаватели физической культуры вузов были задействованы в работах Н.И. Николаевой, 1998; В.А. Лещинским, 2007; С.Л. Агеевым, 2012; А.И. Рублевым, 2012; Г.Ф. Жован, 2017;
− опыт педагогов сферы дополнительного образования был взят за основу в диссертациях В.В. Логинова, 2006; А.И. Акимова, 2007; И.В. Никитина, 2010;
− инструкторы фитнес-индустрии были задействованы в диссертациях Д.Г. Калашникова, 2005; Т.В. Левченковой, 2018;
− специалисты адаптивной физической культуры стали объектом исследования лишь в одной работе – в диссертации М.В. Томиловой, 2014;
− широкий спектр специалистов по физической культуре и спорту в своих работах задействовали Б.Е. Лосин, 2001; Н.Н. Никитушкина,2001; Н.А. Карасёва, 2003; В.А. Черкасова, 2004; Н.В. Масягина, 2021.
За второй вариант классификации проанализированных авторами статьи диссертаций можно взять предметное поле исследований. Во всех работах, при условии дифференцирования их на исследования, изучающие курсы повышения квалификации, и на исследования, рассматривающие профессиональную переподготовку специалистов, хорошо просматривается следующая группа проблемных точек:
− формирование культуры (личностных качеств) педагога (5 работ). Научный интерес в данном направлении проявлен следующими специалистами: В.К. Герберт, 2006; В.В. Логинов, 2006; А.И. Акимов, 2007; А.М. Гурьянов, 2009; И.В. Никитин, 2010;
− условия, побуждающие к получению дополнительного образования (3 работы), изучали в своих трудах О.Ф. Жуков, 2003; В.А. Черкасова, 2004; А.М. Халилов, 2004;
− профессиональная переподготовка учителей-предметников стала предметом исследования в двух диссертациях – в работах В.Ф. Горбатова, 2001, и Н.А. Тишкиной, 2007;
− условия, методы и средства формирования профессиональных компетенций (8 работ) рассматриваются в диссертациях В.А. Лещинского, 2007; Т.М. Панкратович, 2007; Л.М. Певициной, 2007; С.Л. Агеева, 2012; А.И. Рублёва, 2012; С.Г. Напреева, 2013; Т.А. Удаловой, 2016; Т.В. Левченковой, 2018;
− разработка методов и технологий улучшения качества системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки. Данное направление было выбрано в качестве ведущей идеи в диссертациях Н.И. Николаевой, 1998; Б.Е. Лосиным, 2001; Н.Н. Никитушкиным, 2001; Н.А. Карасевой, 2003; Д.Г. Калашниковым, 2005; А.А. Гордеевым, 2009; М.В. Томиловой, 2014; Т.С. Эмануэль, 2016; Г.Ф. Жован, 2017, Н.В. Масягиной, 2021.
Анализ содержания диссертаций с учетом предлагаемой схемы их распределения по тем или иным проблемам ДПО в сфере ФКиС дает основания говорить о том, что на данный момент фундаментальными исследованиями остаются не охвачены следующие области:
− дополнительное профессиональное образование специалистов ФКиС в системе среднего профессионального образования, а также специалистов по физической культуре в системе образования дошкольников;
− повышение квалификации специалистов ФКиС по проблемам адаптивной физической культуры и формированию готовности к осуществлению профессиональной деятельности с обучающимися с ОВЗ, а также в инклюзивных условиях;
− профессиональная переподготовка специалистов к профессиональной деятельности в сфере фитнеса;
− совершенствование педагогического мастерства преподавателей ФКиС вузов;
− инновационные методы, средства, формы; цифровые и информационные технологии в системе ДПО специалистов ФКиС (разработка компьютерных обучающих, контролирующих или мониторинговых программ; в том числе создание собственных мультимедийных дидактических материалов и пр.);
− междисциплинарные (межпредметные) программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов, позволяющих не только освоить компетенции в иных профессиональных областях, но и расширить профессиональные возможности путем обогащения компетенциями из смежных специальностей (психология, медицина, экология, туризм, безопасность жизнедеятельности, гигиена, физиология и пр.).
Таким образом, беря во внимание не охваченные фундаментальными исследованиями области в сфере ДПО специалистов по ФКиС, будет довольно легко сориентироваться в области возможных и актуальных проблем, требующих поиска научных решений.
Заключение
Анализ научных направлений диссертаций по проблемам ДПО в сфере ФКиС позволил заключить следующее:
− очевидна недостаточная научная активность исследователей, что подтверждается количеством защищенных диссертаций – за четверть века с момента первой диссертации (Н.И. Николаева, 1998) по проблеме исследования было выполнено 28 работ;
− все диссертации по проблеме исследования удобно классифицировать по контингенту специалистов, задействованных в исследованиях, а также по предметному полю исследования. Такая классификация позволила выявить основные научные направления фундаментальных исследований: основной ведущей идеей одной трети диссертационных исследований являлось повышение качества системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки, другой трети – изучению условий, методов и средств формирования профессиональных компетенций. Почти в половине защищенных диссертаций в исследованиях задействованы учителя общеобразовательных школ;
− предложенная классификация позволила выявить неохваченные области научных интересов: отсутствуют работы, выполненные на базе СПО и дошкольного образования; не охвачена сфера адаптивной физической культуры и инклюзивного образования; слабое внимание повышению профессионального мастерства преподавателей ФКиС вузов; недостаточное внимание изучению роли и места цифровых и информационных технологий в системе ДПО. Учет этих областей поможет заинтересованным специалистам сориентироваться в поиске научных направлений для последующих исследований.