Эффективное прохождение студентами – будущими педагогами адаптационного периода оказывает существенное влияние на успешность освоения ими в годы обучения в высшей школе педагогической профессии и формирование у них устойчивой мотивации к педагогической деятельности, а также на выстраиваемые будущими выпускниками карьерные планы. Для оптимизации адаптации студентов-первокурсников, придания ей управляемого характера и снижения риска проявлений дезадаптации необходима организация системы педагогического сопровождения адаптации будущих педагогов к образовательной среде высшей школы [1, 2].
Педагогическая наука и практика накопила большой арсенал средств обеспечения эффективной адаптации студентов первого года обучения. Однако каждое новое поколение нуждается в их корректировке с учетом особенностей современной студенческой молодежи и изменений социокультурных условий осуществляемой в высшей школе профессиональной подготовки. В качестве одного из таких средств педагогического сопровождения адаптации будущих педагогов к образовательной среде вуза в условиях современного информационного общества выступают информационно-коммуникационные технологии (ИКТ).
В этой связи цель статьи – выявить роль ИКТ в обеспечении эффективности педагогического сопровождения адаптации студентов – будущих педагогов в высшей школе.
Материалы и методы исследования
Исследование осуществлялось на основе анализа и обобщения научной литературы и результатов эмпирического исследования. Эмпирическое исследование проводилось на базе ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет» (ПГУ). В исследовании приняли участие 111 студентов первого года обучения направления подготовки «Педагогическое образование» историко-филологического факультета и факультета физико-математических и естественных наук Педагогического института ПГУ. В ходе эмпирического исследования для определения уровня адаптированности студентов – будущих педагогов использовались следующие методики: методика «Адаптированность студентов в вузе» (Т.Д. Дубовицкая и А.В. Крылова); методика определения доминирующего состояния, полный вариант ДС-8 (Л.В. Куликов); опросник «Самочувствие, активность, настроение (САН)»; авторская анкета; анализ данных ведомостей успеваемости и посещаемости студентов.
Результаты исследования и их обсуждение
Практическая значимость и традиционный характер адаптационной проблематики определили интерес к ней со стороны многих исследователей. Так, целый ряд аспектов проблемы педагогического сопровождения адаптации будущих педагогов к образовательной среде вуза средствами ИКТ нашел свое отражение в современной научной психолого-педагогической литературе, в которой рассматриваются:
− адаптация студентов-первокурсников в высшей школе (Т.Г. Волкова, Г.С. Жапарова, А.М. Королева, Е.Ю. Нарусова, Б.К. Оспанова, Н.Б. Фомина и др.) [3; 4];
− адаптация будущих педагогов (А.В. Гижко, О.Ю. Муллер, Н.А. Ротова, А.Г. Хентонен и др.) [5; 6];
− педагогическое сопровождение адаптации студентов-первокурсников (К.Р. Капиева, А.В. Качалова, Я.Б. Лев, Е.Г. Ожогова, С.В. Щербаков и др.) [1; 2];
− ИКТ в профессиональной подготовке будущих учителей (И.С. Вдовенко, М.Х. Умарова и др.) [7; 8].
На основе проведенного анализа работ А.М. Королевой, Е.Ю. Нарусовой, В.Г. Стручалина, Н.Б. Фоминой, А.В. Гижко, О.Ю. Муллер, Н.А. Ротовой, А.Г. Хентонен и др. [4–6], адаптация студентов – будущих педагогов в данном исследовании понимается как многоаспектный процесс вхождения студентов первого года обучения педагогического направления подготовки в образовательную среду вуза, сопровождающийся трансформацией мотивационно-потребностной сферы обучающихся, усвоением ими системы ценностей и норм внутривузовского взаимодействия, а также освоением учебно-профессиональной деятельности в ходе профессионально-педагогической подготовки.
В процессе адаптации к образовательной среде вуза студенты – будущие педагоги испытывают целый ряд трудностей объективного и субъективного характера как в ходе учебно-профессиональной, так и социально-психологической составляющих адаптации [5; 6]. Это определяет необходимость педагогического сопровождения адаптации будущих педагогов [1; 2]. Под педагогическим сопровождением в данном исследовании понимается специально организованная педагогическая деятельность, осуществляемая посредством взаимодействия ее субъектов, способствующая решению задачи обеспечения успешной социально-психологической и учебно-профессиональной адаптации студентов первого года обучения с учетом специфики осваиваемой педагогической профессии.
Результатом педагогического сопровождения адаптации будущих педагогов выступает адаптированность к образовательной среде высшей школы, достаточная для успешного осуществления их профессиональной подготовки. В качестве показателей адаптированности студентов – будущих педагогов в данном исследовании рассматриваются такие, определенные на основе анализа научной литературы [3; 4; 6]: академическая успеваемость и посещаемость занятий, социальный статус в группе, чувство социально-психологического комфорта, удовлетворенность результатами обучения и взаимоотношениями в коллективе, общее психоэмоциональное состояние и физическое самочувствие в период адаптации.
Анализ работ, раскрывающих роль ИКТ в профессиональной подготовке будущих педагогов, позволил предположить, что использование данных технологий в ходе педагогического сопровождения студентов-первокурсников будет способствовать их успешной адаптации [7; 8]. Данное предположение было проверено в ходе эмпирического исследования, проведенного среди обучающихся первого курса бакалавриата направления подготовки «Педагогическое образование» ПГУ (контрольная группа – 57 чел.; экспериментальная группа – 54 чел.).
Для определения исходного уровня адаптированности студентов-первокурсников, в соответствии с определенными на основе анализа научной литературы показателями, использовались: методика «Адаптированность студентов в вузе» (Т.Д. Дубовицкая и А.В. Крылова); методика определения доминирующего состояния, полный вариант ДС-8 (Л.В. Куликов); опросник «Самочувствие, активность, настроение (САН)»; авторская анкета; анализ документов. Полученные результаты представлены в табл. 1.
Таблица 1
Исходный уровень адаптированности студентов – будущих педагогов
Уровень |
КГ (%) |
ЭГ (%) |
Высокий |
21,0 |
16,7 |
Средний |
43,9 |
44,4 |
Низкий |
35,1 |
38,9 |
Проведенная диагностика позволила выявить у каждого третьего студента низкий уровень адаптированности к условиям образовательной среды вуза (КГ – 35,1 %; ЭГ – 38,8 %), что свидетельствует о необходимости педагогического сопровождения адаптации студентов – будущих педагогов посредством использования ИКТ.
Деятельность по педагогическому сопровождению включала в себя три этапа: подготовительный, основной и рефлексивный. Содержание подготовительного этапа составили:
− создание организационно-методических условий (разработка сайта «Помощь в адаптации», актуализация содержания значимых для успешной учебно-профессиональной адаптации разделов ЭИОС вуза, оцифровка анкет для онлайн-тестирования и др.);
− установление продуктивного взаимодействия между субъектами, участвующими в педагогическом сопровождении студентов первого курса педагогического направления подготовки, и их мотивирование к использованию средств ИКТ;
− установление офлайн-контакта с будущими педагогами посредством кураторских часов адаптационной проблематики, индивидуального и микрогруппового консультирования, тренинговых занятий и др.
На основном этапе педагогического сопровождения осуществлялась непосредственная работа со студентами по обеспечению их успешной адаптации с привлечением средств ИКТ. Так, на данном этапе в качестве эффективного инструмента педагогического сопровождения адаптации студентов – будущих педагогов использовались возможности социальной сети «ВКонтакте». Студенты посредством данной сети: осуществляли ежедневное взаимодействие со своими однокурсниками, позволяющее оперативно решать организационные вопросы; получали необходимую информацию о жизни вуза и своего факультета; вели «летопись» группы, делились новостями и своим мнением о происходящих в вузе (институте/факультете/группе) событиях, размещали фотоматериалы и др.
Эффекту ежедневного присутствия куратора студенческой группы способствовало онлайн-взаимодействие посредством организации им общего с курируемой группой чата (как правило, в общедоступных мессенджерах). Это создавало возможности для мобильного реагирования на возникающие ситуации, своевременного оказания организационно-методической и психолого-педагогической помощи и поддержки студентам-первокурсникам, снимая чувство тревоги от ситуации неопределенности.
Наличие личных страниц в социальных сетях как у самих студентов, так и у преподавателей создавало условия для успешной социально-психологической адаптации будущих педагогов, способствуя укреплению социальных связей, узнавания друг друга и в дальнейшем образованию микрогрупп по интересам, установлению дружеских связей, а также сплочению учебной группы в коллектив. Более того, знакомство с личными страницами профессорско-преподавательского состава может опосредованно способствовать учебно-профессиональной адаптации студентов, формированию мотивации к будущей профессионально-педагогической деятельности.
В качестве эффективного средства учебно-профессиональной адаптации в ходе педагогического сопровождения использовались возможности ЭИОС вуза. С этой целью с первокурсниками проводились специальные обучающие занятия для его освоения, знакомящие будущих педагогов со структурой и содержанием ЭИОС, а также его возможностями для успешной самоорганизации учебно-профессиональной деятельности.
Одновременно решению задачи успешной учебно-профессиональной адаптации также способствовали: знакомство студентов-первокурсников с приложениями, позволяющими им структурировать свое учебное время (таймеры, счетчики экранного времени, блокировщики окон и др.); использование возможностей платформ видеоконференций («Zoom», «Звонки ВКонтакте», «Толк» и др.) для организации преподавателями индивидуальных и групповых консультаций, подключения к научно-практическим конференциям и др.; применение YouTube-каналов, блогов, подкастов педагогической проблематики, знакомивших будущих педагогов с опытом учителей-практиков и педагогическими взглядами и современными научно-педагогическими концепциями ученых-исследователей и др.
Ключевое место в системе педагогического сопровождения адаптации будущих педагогов было отведено специально созданному для этой цели сайту «Помощь в адаптации» (http://assistance-in-adapting.tilda.ws) (автор-разработчик – Н.С. Мендова). Главное назначение сайта – способствовать успешной адаптации студентов первого года обучения педагогического направления подготовки. Данный сайт одновременно являлся как педагогическим инструментом для профессиональной деятельности куратора студенческих групп и преподавателей, работающих с первокурсниками, так и средством для студентов – будущих педагогов по самоорганизации их учебно-профессиональной деятельности и саморегуляции психоэмоционального состояния.
Структурно сайт состоит из разделов, направленных на решение определенной группы задач обеспечения учебно-профессиональной и социально-психологической адаптации. Так, «Главная страница» знакомит с общей структурой сайта, его назначением и целевой аудиторией, для которой разрабатывался сайт. Информация с данной страницы сайта мотивирует студентов – будущих педагогов к его использованию в образовательном процессе для преодоления трудностей адаптационного периода, самопознания и приобретения важных практических навыков. Страница «Учебный процесс» главным образом нацелена на облегчение учебно-профессиональной адаптации. Студенты знакомятся с лекционно-семинарской системой, отличной от классно-урочной, осваивая правила продуктивной работы на лекциях, алгоритм подготовки к семинарским занятиям, а также психолого-педагогические рекомендации для подготовки и успешной сдачи сессии. В свою очередь, подружиться со временем и научиться продуктивно работать студентам – будущим педагогам помогают советы со страницы сайта «Тайм-менеджмент», способствующие не только достижению академической успеваемости, но и формированию навыков саморегуляции и управления своей жизнедеятельностью, закладывая предпосылки для профессионального развития и карьерного роста. Одновременно успешной учебно-профессиональной адаптации, а также профессиональному становлению будущих педагогов способствует знакомство со страничкой сайта «Профессиональное саморазвитие». На данной странице представлены интернет-ресурсы, которые могут быть полезны студентам как в ходе подготовки к практическим занятиям по дисциплинам психолого-педагогического цикла, так и личностно-профессионального развития, формирования педагогического мировоззрения и становления профессиональной идентичности. На странице сайта «Эмоциональное состояние» содержится комплекс психотехник, способствующих снятию чувства страха, тревоги («Я подумаю об этом завтра», дыхательная гимнастика, медитация, «пять чувств» и др.). Освоение этих техник способствует нормализации эмоционального состояния студентов в ситуации адаптации, а также формирует навыки саморегуляции психоэмоционального состояния, что важно для их будущей профессионально-педагогической деятельности. Эффективным инструментом для кураторов студенческой группы в оказании адресной психолого-педагогической помощи и поддержки студентов в процессе адаптации выступает страница сайта «Диагностика», содержащая автоматизированные материалы для анкетирования и психологического тестирования студентов первого года обучения.
На рефлексивном этапе исследования была осуществлена повторная диагностика уровня адаптированности студентов – будущих педагогов (табл. 2).
Полученные в ходе повторной диагностики данные позволили констатировать положительные изменения в уровне адаптированности студентов – будущих педагогов к образовательной среде вуза. Так, в ЭК произошло увеличение доли студентов с высоким уровнем адаптированности с 16,7 %, выявленных в ходе первичной диагностики, до 57,4 %, определенных в процессе повторной диагностики (в КГ – с 21,0 % до 31,6 %).
Таблица 2
Результаты повторной диагностики уровня адаптированности студентов – будущих педагогов
Уровни |
Первичная диагностика |
Повторная диагностика |
||
КГ (%) |
ЭГ (%) |
КГ (%) |
ЭГ (%) |
|
Высокий |
21,0 |
16,7 |
31,6 |
57,4 |
Средний |
43,9 |
44,4 |
49,1 |
37,0 |
Низкий |
35,1 |
38,9 |
19,3 |
5,6 |
Одновременно в ЭГ наблюдается значимое уменьшение количества студентов с низким уровнем адаптированности, составившем 5,6 %, в отличие от 38,9 %, диагностированном в ходе первичной диагностики (в КГ выявлено снижение с 35,1 % до 19,3 %). Существенные различия в изменениях уровня адаптированности студентов в КГ и ЭГ подтвердили предположение о роли ИКТ как эффективного средства осуществления педагогического сопровождения адаптации будущих педагогов.
Заключение
Таким образом, традиционная для теории и практики проблема обеспечения успешной адаптации студентов (включая обучающихся педагогического направления подготовки) в условиях современного информационного общества актуализирует необходимость поиска эффективных средств ее решения, адекватных происходящим социокультурным изменениям и особенностям современного поколения студенческой молодежи. Как показали результаты эмпирического исследования, в качестве одного из таких средств могут выступать информационно-коммуникационные технологии, способствующие повышению уровня адаптированности студентов – будущих педагогов к образовательной среде вуза как условия эффективности осуществляемой профессиональной подготовки в высшей школе.