Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

PEDAGOGICAL SUPPORT FOR THE ADAPTATION OF FUTURE TEACHERS IN HIGHER SCHOOL BY MEANS OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES

Mendova N.S. 1 Voskrekasenko O.A. 1
1 Penza State University
The article substantiates the need for pedagogical support for the adaptation of students – future teachers to the educational environment of the university. Based on the analysis of literature, the concepts of “adaptation of students – future teachers” and “pedagogical support of adaptation of students – future teachers” were formulated, and indicators of adaptation of future teachers to the educational environment of the university were determined. An assumption has been made about the importance of information and communication technologies as a means of pedagogical support for the adaptation of future teachers, which is most appropriate to the characteristics of modern students and changes in the sociocultural conditions of professional training carried out in higher education. The results of an empirical study aimed at testing the hypothesis about the significant role of information and communication technologies in the implementation of pedagogical support for the adaptation of students – future teachers – are presented. The content of activities for pedagogical support of adaptation, including preparatory, main, and reflective stages, is characterized step by step. Particular attention is paid to the characteristics of the main stage associated with the direct use of information and communication technologies in the process of pedagogical support for the adaptation of students – future teachers. Based on the results of repeated diagnostics of the level of adaptation of students, a conclusion was made about the validity of the hypothetical assumption about the role of information and communication technologies in the success of activities related to pedagogical support of adaptation of students.
future teachers
first-year students
higher school
professional training
adaptation
adaptability
pedagogical support
information and communication technologies

Эффективное прохождение студентами – будущими педагогами адаптационного периода оказывает существенное влияние на успешность освоения ими в годы обучения в высшей школе педагогической профессии и формирование у них устойчивой мотивации к педагогической деятельности, а также на выстраиваемые будущими выпускниками карьерные планы. Для оптимизации адаптации студентов-первокурсников, придания ей управляемого характера и снижения риска проявлений дезадаптации необходима организация системы педагогического сопровождения адаптации будущих педагогов к образовательной среде высшей школы [1, 2].

Педагогическая наука и практика накопила большой арсенал средств обеспечения эффективной адаптации студентов первого года обучения. Однако каждое новое поколение нуждается в их корректировке с учетом особенностей современной студенческой молодежи и изменений социокультурных условий осуществляемой в высшей школе профессиональной подготовки. В качестве одного из таких средств педагогического сопровождения адаптации будущих педагогов к образовательной среде вуза в условиях современного информационного общества выступают информационно-коммуникационные технологии (ИКТ).

В этой связи цель статьи – выявить роль ИКТ в обеспечении эффективности педагогического сопровождения адаптации студентов – будущих педагогов в высшей школе.

Материалы и методы исследования

Исследование осуществлялось на основе анализа и обобщения научной литературы и результатов эмпирического исследования. Эмпирическое исследование проводилось на базе ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет» (ПГУ). В исследовании приняли участие 111 студентов первого года обучения направления подготовки «Педагогическое образование» историко-филологического факультета и факультета физико-математических и естественных наук Педагогического института ПГУ. В ходе эмпирического исследования для определения уровня адаптированности студентов – будущих педагогов использовались следующие методики: методика «Адаптированность студентов в вузе» (Т.Д. Дубовицкая и А.В. Крылова); методика определения доминирующего состояния, полный вариант ДС-8 (Л.В. Куликов); опросник «Самочувствие, активность, настроение (САН)»; авторская анкета; анализ данных ведомостей успеваемости и посещаемости студентов.

Результаты исследования и их обсуждение

Практическая значимость и традиционный характер адаптационной проблематики определили интерес к ней со стороны многих исследователей. Так, целый ряд аспектов проблемы педагогического сопровождения адаптации будущих педагогов к образовательной среде вуза средствами ИКТ нашел свое отражение в современной научной психолого-педагогической литературе, в которой рассматриваются:

− адаптация студентов-первокурсников в высшей школе (Т.Г. Волкова, Г.С. Жапарова, А.М. Королева, Е.Ю. Нарусова, Б.К. Оспанова, Н.Б. Фомина и др.) [3; 4];

− адаптация будущих педагогов (А.В. Гижко, О.Ю. Муллер, Н.А. Ротова, А.Г. Хентонен и др.) [5; 6];

− педагогическое сопровождение адаптации студентов-первокурсников (К.Р. Капиева, А.В. Качалова, Я.Б. Лев, Е.Г. Ожогова, С.В. Щербаков и др.) [1; 2];

− ИКТ в профессиональной подготовке будущих учителей (И.С. Вдовенко, М.Х. Умарова и др.) [7; 8].

На основе проведенного анализа работ А.М. Королевой, Е.Ю. Нарусовой, В.Г. Стручалина, Н.Б. Фоминой, А.В. Гижко, О.Ю. Муллер, Н.А. Ротовой, А.Г. Хентонен и др. [4–6], адаптация студентов – будущих педагогов в данном исследовании понимается как многоаспектный процесс вхождения студентов первого года обучения педагогического направления подготовки в образовательную среду вуза, сопровождающийся трансформацией мотивационно-потребностной сферы обучающихся, усвоением ими системы ценностей и норм внутривузовского взаимодействия, а также освоением учебно-профессиональной деятельности в ходе профессионально-педагогической подготовки.

В процессе адаптации к образовательной среде вуза студенты – будущие педагоги испытывают целый ряд трудностей объективного и субъективного характера как в ходе учебно-профессиональной, так и социально-психологической составляющих адаптации [5; 6]. Это определяет необходимость педагогического сопровождения адаптации будущих педагогов [1; 2]. Под педагогическим сопровождением в данном исследовании понимается специально организованная педагогическая деятельность, осуществляемая посредством взаимодействия ее субъектов, способствующая решению задачи обеспечения успешной социально-психологической и учебно-профессиональной адаптации студентов первого года обучения с учетом специфики осваиваемой педагогической профессии.

Результатом педагогического сопровождения адаптации будущих педагогов выступает адаптированность к образовательной среде высшей школы, достаточная для успешного осуществления их профессиональной подготовки. В качестве показателей адаптированности студентов – будущих педагогов в данном исследовании рассматриваются такие, определенные на основе анализа научной литературы [3; 4; 6]: академическая успеваемость и посещаемость занятий, социальный статус в группе, чувство социально-психологического комфорта, удовлетворенность результатами обучения и взаимоотношениями в коллективе, общее психоэмоциональное состояние и физическое самочувствие в период адаптации.

Анализ работ, раскрывающих роль ИКТ в профессиональной подготовке будущих педагогов, позволил предположить, что использование данных технологий в ходе педагогического сопровождения студентов-первокурсников будет способствовать их успешной адаптации [7; 8]. Данное предположение было проверено в ходе эмпирического исследования, проведенного среди обучающихся первого курса бакалавриата направления подготовки «Педагогическое образование» ПГУ (контрольная группа – 57 чел.; экспериментальная группа – 54 чел.).

Для определения исходного уровня адаптированности студентов-первокурсников, в соответствии с определенными на основе анализа научной литературы показателями, использовались: методика «Адаптированность студентов в вузе» (Т.Д. Дубовицкая и А.В. Крылова); методика определения доминирующего состояния, полный вариант ДС-8 (Л.В. Куликов); опросник «Самочувствие, активность, настроение (САН)»; авторская анкета; анализ документов. Полученные результаты представлены в табл. 1.

Таблица 1

Исходный уровень адаптированности студентов – будущих педагогов

Уровень

КГ (%)

ЭГ (%)

Высокий

21,0

16,7

Средний

43,9

44,4

Низкий

35,1

38,9

Проведенная диагностика позволила выявить у каждого третьего студента низкий уровень адаптированности к условиям образовательной среды вуза (КГ – 35,1 %; ЭГ – 38,8 %), что свидетельствует о необходимости педагогического сопровождения адаптации студентов – будущих педагогов посредством использования ИКТ.

Деятельность по педагогическому сопровождению включала в себя три этапа: подготовительный, основной и рефлексивный. Содержание подготовительного этапа составили:

− создание организационно-методических условий (разработка сайта «Помощь в адаптации», актуализация содержания значимых для успешной учебно-профессиональной адаптации разделов ЭИОС вуза, оцифровка анкет для онлайн-тестирования и др.);

− установление продуктивного взаимодействия между субъектами, участвующими в педагогическом сопровождении студентов первого курса педагогического направления подготовки, и их мотивирование к использованию средств ИКТ;

− установление офлайн-контакта с будущими педагогами посредством кураторских часов адаптационной проблематики, индивидуального и микрогруппового консультирования, тренинговых занятий и др.

На основном этапе педагогического сопровождения осуществлялась непосредственная работа со студентами по обеспечению их успешной адаптации с привлечением средств ИКТ. Так, на данном этапе в качестве эффективного инструмента педагогического сопровождения адаптации студентов – будущих педагогов использовались возможности социальной сети «ВКонтакте». Студенты посредством данной сети: осуществляли ежедневное взаимодействие со своими однокурсниками, позволяющее оперативно решать организационные вопросы; получали необходимую информацию о жизни вуза и своего факультета; вели «летопись» группы, делились новостями и своим мнением о происходящих в вузе (институте/факультете/группе) событиях, размещали фотоматериалы и др.

Эффекту ежедневного присутствия куратора студенческой группы способствовало онлайн-взаимодействие посредством организации им общего с курируемой группой чата (как правило, в общедоступных мессенджерах). Это создавало возможности для мобильного реагирования на возникающие ситуации, своевременного оказания организационно-методической и психолого-педагогической помощи и поддержки студентам-первокурсникам, снимая чувство тревоги от ситуации неопределенности.

Наличие личных страниц в социальных сетях как у самих студентов, так и у преподавателей создавало условия для успешной социально-психологической адаптации будущих педагогов, способствуя укреплению социальных связей, узнавания друг друга и в дальнейшем образованию микрогрупп по интересам, установлению дружеских связей, а также сплочению учебной группы в коллектив. Более того, знакомство с личными страницами профессорско-преподавательского состава может опосредованно способствовать учебно-профессиональной адаптации студентов, формированию мотивации к будущей профессионально-педагогической деятельности.

В качестве эффективного средства учебно-профессиональной адаптации в ходе педагогического сопровождения использовались возможности ЭИОС вуза. С этой целью с первокурсниками проводились специальные обучающие занятия для его освоения, знакомящие будущих педагогов со структурой и содержанием ЭИОС, а также его возможностями для успешной самоорганизации учебно-профессиональной деятельности.

Одновременно решению задачи успешной учебно-профессиональной адаптации также способствовали: знакомство студентов-первокурсников с приложениями, позволяющими им структурировать свое учебное время (таймеры, счетчики экранного времени, блокировщики окон и др.); использование возможностей платформ видеоконференций («Zoom», «Звонки ВКонтакте», «Толк» и др.) для организации преподавателями индивидуальных и групповых консультаций, подключения к научно-практическим конференциям и др.; применение YouTube-каналов, блогов, подкастов педагогической проблематики, знакомивших будущих педагогов с опытом учителей-практиков и педагогическими взглядами и современными научно-педагогическими концепциями ученых-исследователей и др.

Ключевое место в системе педагогического сопровождения адаптации будущих педагогов было отведено специально созданному для этой цели сайту «Помощь в адаптации» (http://assistance-in-adapting.tilda.ws) (автор-разработчик – Н.С. Мендова). Главное назначение сайта – способствовать успешной адаптации студентов первого года обучения педагогического направления подготовки. Данный сайт одновременно являлся как педагогическим инструментом для профессиональной деятельности куратора студенческих групп и преподавателей, работающих с первокурсниками, так и средством для студентов – будущих педагогов по самоорганизации их учебно-профессиональной деятельности и саморегуляции психоэмоционального состояния.

Структурно сайт состоит из разделов, направленных на решение определенной группы задач обеспечения учебно-профессиональной и социально-психологической адаптации. Так, «Главная страница» знакомит с общей структурой сайта, его назначением и целевой аудиторией, для которой разрабатывался сайт. Информация с данной страницы сайта мотивирует студентов – будущих педагогов к его использованию в образовательном процессе для преодоления трудностей адаптационного периода, самопознания и приобретения важных практических навыков. Страница «Учебный процесс» главным образом нацелена на облегчение учебно-профессиональной адаптации. Студенты знакомятся с лекционно-семинарской системой, отличной от классно-урочной, осваивая правила продуктивной работы на лекциях, алгоритм подготовки к семинарским занятиям, а также психолого-педагогические рекомендации для подготовки и успешной сдачи сессии. В свою очередь, подружиться со временем и научиться продуктивно работать студентам – будущим педагогам помогают советы со страницы сайта «Тайм-менеджмент», способствующие не только достижению академической успеваемости, но и формированию навыков саморегуляции и управления своей жизнедеятельностью, закладывая предпосылки для профессионального развития и карьерного роста. Одновременно успешной учебно-профессиональной адаптации, а также профессиональному становлению будущих педагогов способствует знакомство со страничкой сайта «Профессиональное саморазвитие». На данной странице представлены интернет-ресурсы, которые могут быть полезны студентам как в ходе подготовки к практическим занятиям по дисциплинам психолого-педагогического цикла, так и личностно-профессионального развития, формирования педагогического мировоззрения и становления профессиональной идентичности. На странице сайта «Эмоциональное состояние» содержится комплекс психотехник, способствующих снятию чувства страха, тревоги («Я подумаю об этом завтра», дыхательная гимнастика, медитация, «пять чувств» и др.). Освоение этих техник способствует нормализации эмоционального состояния студентов в ситуации адаптации, а также формирует навыки саморегуляции психоэмоционального состояния, что важно для их будущей профессионально-педагогической деятельности. Эффективным инструментом для кураторов студенческой группы в оказании адресной психолого-педагогической помощи и поддержки студентов в процессе адаптации выступает страница сайта «Диагностика», содержащая автоматизированные материалы для анкетирования и психологического тестирования студентов первого года обучения.

На рефлексивном этапе исследования была осуществлена повторная диагностика уровня адаптированности студентов – будущих педагогов (табл. 2).

Полученные в ходе повторной диагностики данные позволили констатировать положительные изменения в уровне адаптированности студентов – будущих педагогов к образовательной среде вуза. Так, в ЭК произошло увеличение доли студентов с высоким уровнем адаптированности с 16,7 %, выявленных в ходе первичной диагностики, до 57,4 %, определенных в процессе повторной диагностики (в КГ – с 21,0 % до 31,6 %).

Таблица 2

Результаты повторной диагностики уровня адаптированности студентов – будущих педагогов

Уровни

Первичная диагностика

Повторная диагностика

КГ (%)

ЭГ (%)

КГ (%)

ЭГ (%)

Высокий

21,0

16,7

31,6

57,4

Средний

43,9

44,4

49,1

37,0

Низкий

35,1

38,9

19,3

5,6

Одновременно в ЭГ наблюдается значимое уменьшение количества студентов с низким уровнем адаптированности, составившем 5,6 %, в отличие от 38,9 %, диагностированном в ходе первичной диагностики (в КГ выявлено снижение с 35,1 % до 19,3 %). Существенные различия в изменениях уровня адаптированности студентов в КГ и ЭГ подтвердили предположение о роли ИКТ как эффективного средства осуществления педагогического сопровождения адаптации будущих педагогов.

Заключение

Таким образом, традиционная для теории и практики проблема обеспечения успешной адаптации студентов (включая обучающихся педагогического направления подготовки) в условиях современного информационного общества актуализирует необходимость поиска эффективных средств ее решения, адекватных происходящим социокультурным изменениям и особенностям современного поколения студенческой молодежи. Как показали результаты эмпирического исследования, в качестве одного из таких средств могут выступать информационно-коммуникационные технологии, способствующие повышению уровня адаптированности студентов – будущих педагогов к образовательной среде вуза как условия эффективности осуществляемой профессиональной подготовки в высшей школе.