Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ АДАПТАЦИИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ СРЕДСТВАМИ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Мендова Н.С. 1 Воскрекасенко О.А. 1
1 ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет»
В статье актуализирована необходимость поиска современных средств педагогического сопровождения адаптации студентов – будущих педагогов к образовательной среде вуза. На основе анализа литературы сформулированы понятия «адаптация студентов – будущих педагогов» и «педагогическое сопровождение адаптации студентов – будущих педагогов», а также определены показатели адаптированности будущих педагогов к образовательной среде вуза. Высказано предположение о значимости информационно-коммуникационных технологий как средства педагогического сопровождения адаптации будущих педагогов, наиболее соответствующего особенностям современной студенческой молодежи и изменениям социокультурных условий осуществляемой в высшей школе профессиональной подготовки. Представлены результаты эмпирического исследования, направленного на проверку гипотезы о значимой роли информационно-коммуникационных технологий в осуществлении педагогического сопровождения адаптации студентов – будущих педагогов. Поэтапно охарактеризовано содержание деятельности по педагогическому сопровождению адаптации, включающей подготовительный, основной, рефлексивный этапы. Особое внимание уделено характеристике основного этапа, связанного с непосредственным использованием информационно-коммуникационных технологий в процессе педагогического сопровождения адаптации студентов – будущих педагогов. На основе данных повторной диагностики сделан вывод об обоснованности гипотетического предположения о роли информационно-коммуникационных технологий в успешности деятельности по педагогическому сопровождению адаптации студентов.
будущие педагоги
студенты-первокурсники
высшая школа
адаптированность
адаптация
информационно-коммуникационные технологии
профессиональная подготовка
педагогическое сопровождение
1. Капиева К.Р., Качалова А.В., Костенко А.А. Проблема организации психолого-педагогического сопровождения адаптации студентов-первокурсников в образовательном пространстве вуза // Национальное здоровье. 2022. № 2. С. 32–36.
2. Щербаков С.В., Лев Я.Б., Ожогова Е.Г. Сопровождение адаптации студентов первого курса к обучению в вузе // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2018. № 3 (20). С. 167–170.
3. Волкова Т.Г., Оспанова Б.К., Жапарова Г.С. Проблема адаптации студентов первого курса в системе обучения вуза // Вестник психологии и педагогики Алтайского государственного университета. 2020. № 1. С. 10–16.
4. Нарусова Е.Ю., Королева А.М., Фомина Н.Б., Стручалин В.Г. Педагогическое сопровождение процесса адаптации студентов первого курса к обучению в вузе // Вестник НЦБЖД. 2022. № 2 (52). С. 48–57.
5. Гижко А.В., Хентонен А.Г. Адаптация будущих педагогов первого курса в процессе учебной и внеучебной деятельности // Юность. Наука. Перспектива: материалы Всероссийской студенческой научно-практической конференции (Краснодар, 28 мая 2021 г.). М., 2021. С. 31–37.
6. Муллер О.Ю., Ротова Н.А. Социально-психологическая адаптация студентов к обучению в педагогическом вузе // Российский психологический журнал. 2020. Т. 17, № 3. С. 18–29.
7. Вдовенко И.С. Роль информационно-коммуникационных технологий в процессе профессиональной подготовки будущих учителей высшей школы // Новый взгляд. Международный научный вестник. 2013. № 2. С. 155–162.
8. Умарова М.Х. Возможности информационно-коммуникационных технологий в процессе подготовки будущих учителей в высших учебных образовательных учреждениях // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2018. № 11. С. 106–109.

Эффективное прохождение студентами – будущими педагогами адаптационного периода оказывает существенное влияние на успешность освоения ими в годы обучения в высшей школе педагогической профессии и формирование у них устойчивой мотивации к педагогической деятельности, а также на выстраиваемые будущими выпускниками карьерные планы. Для оптимизации адаптации студентов-первокурсников, придания ей управляемого характера и снижения риска проявлений дезадаптации необходима организация системы педагогического сопровождения адаптации будущих педагогов к образовательной среде высшей школы [1, 2].

Педагогическая наука и практика накопила большой арсенал средств обеспечения эффективной адаптации студентов первого года обучения. Однако каждое новое поколение нуждается в их корректировке с учетом особенностей современной студенческой молодежи и изменений социокультурных условий осуществляемой в высшей школе профессиональной подготовки. В качестве одного из таких средств педагогического сопровождения адаптации будущих педагогов к образовательной среде вуза в условиях современного информационного общества выступают информационно-коммуникационные технологии (ИКТ).

В этой связи цель статьи – выявить роль ИКТ в обеспечении эффективности педагогического сопровождения адаптации студентов – будущих педагогов в высшей школе.

Материалы и методы исследования

Исследование осуществлялось на основе анализа и обобщения научной литературы и результатов эмпирического исследования. Эмпирическое исследование проводилось на базе ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет» (ПГУ). В исследовании приняли участие 111 студентов первого года обучения направления подготовки «Педагогическое образование» историко-филологического факультета и факультета физико-математических и естественных наук Педагогического института ПГУ. В ходе эмпирического исследования для определения уровня адаптированности студентов – будущих педагогов использовались следующие методики: методика «Адаптированность студентов в вузе» (Т.Д. Дубовицкая и А.В. Крылова); методика определения доминирующего состояния, полный вариант ДС-8 (Л.В. Куликов); опросник «Самочувствие, активность, настроение (САН)»; авторская анкета; анализ данных ведомостей успеваемости и посещаемости студентов.

Результаты исследования и их обсуждение

Практическая значимость и традиционный характер адаптационной проблематики определили интерес к ней со стороны многих исследователей. Так, целый ряд аспектов проблемы педагогического сопровождения адаптации будущих педагогов к образовательной среде вуза средствами ИКТ нашел свое отражение в современной научной психолого-педагогической литературе, в которой рассматриваются:

− адаптация студентов-первокурсников в высшей школе (Т.Г. Волкова, Г.С. Жапарова, А.М. Королева, Е.Ю. Нарусова, Б.К. Оспанова, Н.Б. Фомина и др.) [3; 4];

− адаптация будущих педагогов (А.В. Гижко, О.Ю. Муллер, Н.А. Ротова, А.Г. Хентонен и др.) [5; 6];

− педагогическое сопровождение адаптации студентов-первокурсников (К.Р. Капиева, А.В. Качалова, Я.Б. Лев, Е.Г. Ожогова, С.В. Щербаков и др.) [1; 2];

− ИКТ в профессиональной подготовке будущих учителей (И.С. Вдовенко, М.Х. Умарова и др.) [7; 8].

На основе проведенного анализа работ А.М. Королевой, Е.Ю. Нарусовой, В.Г. Стручалина, Н.Б. Фоминой, А.В. Гижко, О.Ю. Муллер, Н.А. Ротовой, А.Г. Хентонен и др. [4–6], адаптация студентов – будущих педагогов в данном исследовании понимается как многоаспектный процесс вхождения студентов первого года обучения педагогического направления подготовки в образовательную среду вуза, сопровождающийся трансформацией мотивационно-потребностной сферы обучающихся, усвоением ими системы ценностей и норм внутривузовского взаимодействия, а также освоением учебно-профессиональной деятельности в ходе профессионально-педагогической подготовки.

В процессе адаптации к образовательной среде вуза студенты – будущие педагоги испытывают целый ряд трудностей объективного и субъективного характера как в ходе учебно-профессиональной, так и социально-психологической составляющих адаптации [5; 6]. Это определяет необходимость педагогического сопровождения адаптации будущих педагогов [1; 2]. Под педагогическим сопровождением в данном исследовании понимается специально организованная педагогическая деятельность, осуществляемая посредством взаимодействия ее субъектов, способствующая решению задачи обеспечения успешной социально-психологической и учебно-профессиональной адаптации студентов первого года обучения с учетом специфики осваиваемой педагогической профессии.

Результатом педагогического сопровождения адаптации будущих педагогов выступает адаптированность к образовательной среде высшей школы, достаточная для успешного осуществления их профессиональной подготовки. В качестве показателей адаптированности студентов – будущих педагогов в данном исследовании рассматриваются такие, определенные на основе анализа научной литературы [3; 4; 6]: академическая успеваемость и посещаемость занятий, социальный статус в группе, чувство социально-психологического комфорта, удовлетворенность результатами обучения и взаимоотношениями в коллективе, общее психоэмоциональное состояние и физическое самочувствие в период адаптации.

Анализ работ, раскрывающих роль ИКТ в профессиональной подготовке будущих педагогов, позволил предположить, что использование данных технологий в ходе педагогического сопровождения студентов-первокурсников будет способствовать их успешной адаптации [7; 8]. Данное предположение было проверено в ходе эмпирического исследования, проведенного среди обучающихся первого курса бакалавриата направления подготовки «Педагогическое образование» ПГУ (контрольная группа – 57 чел.; экспериментальная группа – 54 чел.).

Для определения исходного уровня адаптированности студентов-первокурсников, в соответствии с определенными на основе анализа научной литературы показателями, использовались: методика «Адаптированность студентов в вузе» (Т.Д. Дубовицкая и А.В. Крылова); методика определения доминирующего состояния, полный вариант ДС-8 (Л.В. Куликов); опросник «Самочувствие, активность, настроение (САН)»; авторская анкета; анализ документов. Полученные результаты представлены в табл. 1.

Таблица 1

Исходный уровень адаптированности студентов – будущих педагогов

Уровень

КГ (%)

ЭГ (%)

Высокий

21,0

16,7

Средний

43,9

44,4

Низкий

35,1

38,9

Проведенная диагностика позволила выявить у каждого третьего студента низкий уровень адаптированности к условиям образовательной среды вуза (КГ – 35,1 %; ЭГ – 38,8 %), что свидетельствует о необходимости педагогического сопровождения адаптации студентов – будущих педагогов посредством использования ИКТ.

Деятельность по педагогическому сопровождению включала в себя три этапа: подготовительный, основной и рефлексивный. Содержание подготовительного этапа составили:

− создание организационно-методических условий (разработка сайта «Помощь в адаптации», актуализация содержания значимых для успешной учебно-профессиональной адаптации разделов ЭИОС вуза, оцифровка анкет для онлайн-тестирования и др.);

− установление продуктивного взаимодействия между субъектами, участвующими в педагогическом сопровождении студентов первого курса педагогического направления подготовки, и их мотивирование к использованию средств ИКТ;

− установление офлайн-контакта с будущими педагогами посредством кураторских часов адаптационной проблематики, индивидуального и микрогруппового консультирования, тренинговых занятий и др.

На основном этапе педагогического сопровождения осуществлялась непосредственная работа со студентами по обеспечению их успешной адаптации с привлечением средств ИКТ. Так, на данном этапе в качестве эффективного инструмента педагогического сопровождения адаптации студентов – будущих педагогов использовались возможности социальной сети «ВКонтакте». Студенты посредством данной сети: осуществляли ежедневное взаимодействие со своими однокурсниками, позволяющее оперативно решать организационные вопросы; получали необходимую информацию о жизни вуза и своего факультета; вели «летопись» группы, делились новостями и своим мнением о происходящих в вузе (институте/факультете/группе) событиях, размещали фотоматериалы и др.

Эффекту ежедневного присутствия куратора студенческой группы способствовало онлайн-взаимодействие посредством организации им общего с курируемой группой чата (как правило, в общедоступных мессенджерах). Это создавало возможности для мобильного реагирования на возникающие ситуации, своевременного оказания организационно-методической и психолого-педагогической помощи и поддержки студентам-первокурсникам, снимая чувство тревоги от ситуации неопределенности.

Наличие личных страниц в социальных сетях как у самих студентов, так и у преподавателей создавало условия для успешной социально-психологической адаптации будущих педагогов, способствуя укреплению социальных связей, узнавания друг друга и в дальнейшем образованию микрогрупп по интересам, установлению дружеских связей, а также сплочению учебной группы в коллектив. Более того, знакомство с личными страницами профессорско-преподавательского состава может опосредованно способствовать учебно-профессиональной адаптации студентов, формированию мотивации к будущей профессионально-педагогической деятельности.

В качестве эффективного средства учебно-профессиональной адаптации в ходе педагогического сопровождения использовались возможности ЭИОС вуза. С этой целью с первокурсниками проводились специальные обучающие занятия для его освоения, знакомящие будущих педагогов со структурой и содержанием ЭИОС, а также его возможностями для успешной самоорганизации учебно-профессиональной деятельности.

Одновременно решению задачи успешной учебно-профессиональной адаптации также способствовали: знакомство студентов-первокурсников с приложениями, позволяющими им структурировать свое учебное время (таймеры, счетчики экранного времени, блокировщики окон и др.); использование возможностей платформ видеоконференций («Zoom», «Звонки ВКонтакте», «Толк» и др.) для организации преподавателями индивидуальных и групповых консультаций, подключения к научно-практическим конференциям и др.; применение YouTube-каналов, блогов, подкастов педагогической проблематики, знакомивших будущих педагогов с опытом учителей-практиков и педагогическими взглядами и современными научно-педагогическими концепциями ученых-исследователей и др.

Ключевое место в системе педагогического сопровождения адаптации будущих педагогов было отведено специально созданному для этой цели сайту «Помощь в адаптации» (http://assistance-in-adapting.tilda.ws) (автор-разработчик – Н.С. Мендова). Главное назначение сайта – способствовать успешной адаптации студентов первого года обучения педагогического направления подготовки. Данный сайт одновременно являлся как педагогическим инструментом для профессиональной деятельности куратора студенческих групп и преподавателей, работающих с первокурсниками, так и средством для студентов – будущих педагогов по самоорганизации их учебно-профессиональной деятельности и саморегуляции психоэмоционального состояния.

Структурно сайт состоит из разделов, направленных на решение определенной группы задач обеспечения учебно-профессиональной и социально-психологической адаптации. Так, «Главная страница» знакомит с общей структурой сайта, его назначением и целевой аудиторией, для которой разрабатывался сайт. Информация с данной страницы сайта мотивирует студентов – будущих педагогов к его использованию в образовательном процессе для преодоления трудностей адаптационного периода, самопознания и приобретения важных практических навыков. Страница «Учебный процесс» главным образом нацелена на облегчение учебно-профессиональной адаптации. Студенты знакомятся с лекционно-семинарской системой, отличной от классно-урочной, осваивая правила продуктивной работы на лекциях, алгоритм подготовки к семинарским занятиям, а также психолого-педагогические рекомендации для подготовки и успешной сдачи сессии. В свою очередь, подружиться со временем и научиться продуктивно работать студентам – будущим педагогам помогают советы со страницы сайта «Тайм-менеджмент», способствующие не только достижению академической успеваемости, но и формированию навыков саморегуляции и управления своей жизнедеятельностью, закладывая предпосылки для профессионального развития и карьерного роста. Одновременно успешной учебно-профессиональной адаптации, а также профессиональному становлению будущих педагогов способствует знакомство со страничкой сайта «Профессиональное саморазвитие». На данной странице представлены интернет-ресурсы, которые могут быть полезны студентам как в ходе подготовки к практическим занятиям по дисциплинам психолого-педагогического цикла, так и личностно-профессионального развития, формирования педагогического мировоззрения и становления профессиональной идентичности. На странице сайта «Эмоциональное состояние» содержится комплекс психотехник, способствующих снятию чувства страха, тревоги («Я подумаю об этом завтра», дыхательная гимнастика, медитация, «пять чувств» и др.). Освоение этих техник способствует нормализации эмоционального состояния студентов в ситуации адаптации, а также формирует навыки саморегуляции психоэмоционального состояния, что важно для их будущей профессионально-педагогической деятельности. Эффективным инструментом для кураторов студенческой группы в оказании адресной психолого-педагогической помощи и поддержки студентов в процессе адаптации выступает страница сайта «Диагностика», содержащая автоматизированные материалы для анкетирования и психологического тестирования студентов первого года обучения.

На рефлексивном этапе исследования была осуществлена повторная диагностика уровня адаптированности студентов – будущих педагогов (табл. 2).

Полученные в ходе повторной диагностики данные позволили констатировать положительные изменения в уровне адаптированности студентов – будущих педагогов к образовательной среде вуза. Так, в ЭК произошло увеличение доли студентов с высоким уровнем адаптированности с 16,7 %, выявленных в ходе первичной диагностики, до 57,4 %, определенных в процессе повторной диагностики (в КГ – с 21,0 % до 31,6 %).

Таблица 2

Результаты повторной диагностики уровня адаптированности студентов – будущих педагогов

Уровни

Первичная диагностика

Повторная диагностика

КГ (%)

ЭГ (%)

КГ (%)

ЭГ (%)

Высокий

21,0

16,7

31,6

57,4

Средний

43,9

44,4

49,1

37,0

Низкий

35,1

38,9

19,3

5,6

Одновременно в ЭГ наблюдается значимое уменьшение количества студентов с низким уровнем адаптированности, составившем 5,6 %, в отличие от 38,9 %, диагностированном в ходе первичной диагностики (в КГ выявлено снижение с 35,1 % до 19,3 %). Существенные различия в изменениях уровня адаптированности студентов в КГ и ЭГ подтвердили предположение о роли ИКТ как эффективного средства осуществления педагогического сопровождения адаптации будущих педагогов.

Заключение

Таким образом, традиционная для теории и практики проблема обеспечения успешной адаптации студентов (включая обучающихся педагогического направления подготовки) в условиях современного информационного общества актуализирует необходимость поиска эффективных средств ее решения, адекватных происходящим социокультурным изменениям и особенностям современного поколения студенческой молодежи. Как показали результаты эмпирического исследования, в качестве одного из таких средств могут выступать информационно-коммуникационные технологии, способствующие повышению уровня адаптированности студентов – будущих педагогов к образовательной среде вуза как условия эффективности осуществляемой профессиональной подготовки в высшей школе.


Библиографическая ссылка

Мендова Н.С., Воскрекасенко О.А. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ АДАПТАЦИИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ СРЕДСТВАМИ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ // Современные наукоемкие технологии. – 2023. – № 9. – С. 156-160;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=39777 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674