В настоящее время информационные технологии полноценно интегрированы во многие сферы человеческой деятельности: образование, здравоохранение, государственные структуры, спорт, экономика, промышленность и другие. Постепенная автоматизация большинства производственных задач приводит к тому, что людям становится всё труднее обходиться без необходимых технологий, ведь с их помощью становится возможным обработка огромного потока данных и автоматизация большинства процессов, позволяющие облегчить жизнь многим работникам.
Внедрение информационных технологий повлияло и на системы и сферы социального обслуживания [1, 2], поскольку социальным работникам приходится ежедневно обрабатывать огромное количество обращений, заявлений, документов и прочей документации. Так, в Департаменте социальной защиты населения и подведомственных учреждениях разработана и внедрена комплексная автоматизированная информационная система «Электронный социальный регистр населения» (АИС ЭСРН), а также проведена интеграция АИС ЭСРН с Системой межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) региона для оптимизации процедуры предоставления меры социальной поддержки в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Российской Федерации [3].
АИС ЭСРН предназначена для формирования, ведения и использования единой базы данных (БД), содержащей комплексную информацию о гражданах, имеющих и реализующих права на получение мер социальной поддержки (МСП) в соответствии с действующим законодательством, на платформе SiTex-ЭСРН.
SiTex-ЭСРН – автоматизированная информационная система, которая является платформой для разработки приложений для социальной сферы, обеспечивает автоматизацию процессов предоставления населению региона полного перечня государственных, муниципальных услуг (мер социальной поддержки), а также услуг учреждений в соответствии с федеральным и региональным законодательством на единой технологической платформе [4]. На данный момент в АИС ЭСРН отсутствует функционал по предоставлению МСП «Присвоение звания “Ветеран труда”».
С учетом единых требований по переводу массовых социально значимых государственных и муниципальных услуг в электронный формат, утвержденных протоколом президиума Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности от 25.06.2021 № 19 [5] необходимо обеспечить возможность предоставления МСП «Присвоение звания “Ветеран труда”» в АИС ЭСРН на основе заявления гражданина, поданного в электронном виде посредством портала «Госуслуги» с использованием форм-концентраторов данного портала.
Целью данного исследования является разработка программного модуля, обеспечивающего возможность получения заявлений граждан в АИС ЭСРН, поданных в электронном виде посредством портала «Госуслуги» с использованием форм-концентраторов и дальнейшее предоставление МСП «Присвоение звания “Ветеран труда”». Данный модуль способствует своевременному рассмотрению заявлений на получение соответствующих МСП сотрудниками учреждений социальной защиты населения (УСЗН) и быстрому принятию решений по ним.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
− выполнить анализ предметной области исследования, включая рассмотрение способов взаимодействия ЕПГУ, СМЭВ и ЭСРН;
− выполнить обоснование и выбор стека технологий, наиболее подходящего для реализации описанного программного модуля;
− разработать архитектуру данного программного модуля;
− реализовать функционал по обработке заявлений с ЕПГУ;
− реализовать классы ЭСРН для работы с обработанными заявлениями;
− выполнить тестирование разработанного функционала.
Материалы и методы исследования
Прежде чем приступить к разработке программного модуля интеграции, необходимо выполнить анализ способов взаимодействия ЕПГУ и ЭСРН. Так, в ходе проведенного анализа было выявлено, что ЕПГУ и ЭСРН взаимодействуют между собой с помощью СМЭВ.
Система межведомственного электронного взаимодействия – это федеральная государственная информационная система, включающая в себя информационные базы данных, содержащие сведения об используемых органами и организациями программных и технических средствах, обеспечивающих возможность доступа через систему взаимодействия к их информационным системам и электронным сервисам, а также сведения об истории движения в системе взаимодействия электронных сообщений при предоставлении государственных и муниципальных услуг и исполнении государственных и муниципальных функций в электронной форме.
При организации взаимодействия ЕПГУ с ЭСРН СМЭВ выступает в качестве посредника, при этом ЕПГУ будет реализовывать роль потребителя, а ЭСРН – поставщика. Рассмотрим данный процесс взаимодействия более подробно.
Когда гражданин заполняет заявление на портале, ЕПГУ посылает запрос в СМЭВ. В свою очередь СМЭВ ставит полученное заявление в очередь и отправляет ответ порталу. В это время ЭСРН периодически отправляет запрос, чтобы узнать, есть ли для него заявления. СМЭВ в ответ отправляет ему заявление в xml формате только в том случае, если оно имеется. В свою очередь ЭСРН отправляет СМЭВ подтверждение о получении файла. Затем по мере изменения статуса заявления или добавления сотрудником комментариев для отправителя заявления ЭСРН отправляет запросы с внесенными изменениями и получает ответ об их постановке в очередь. Обмен информацией продолжается до того момента, когда заявление будет полностью обработано сотрудником и оказана услуга гражданину, либо пока ему не будет отказано в услуге.
Для реализации поставленных задач были использованы следующие инструменты:
1) инструментальная система разработки распределенных приложений SiTex – это объектно-ориентированное средство, предназначенное для пользователей, поддерживающих и разрабатывающих трехуровневые приложения. Средства системы объединяют объектно-ориентированную и реляционную концепции, позволяя описывать бизнес-объекты и правила их взаимодействия на языке метаописания системы;
2) IntelliJ IDEA – интегрированная среда разработки, применяемая для создания программного обеспечения на различных языках программирования, в частности Java;
3) Java – это объектно-ориентированный язык программирования общего назначения, с помощью которого реализован основной функционал модуля;
4) HTML – это язык гипертекстовой разметки страницы, который использовался в данной работе для создания формы заявлений.
Данный выбор инструментов обусловлен особенностью архитектуры системы, в которой происходит разработка. После выбора используемого стека технологий авторами была разработана архитектура программного модуля интеграции, включающая его концептуальную и логическую модели.
Концептуальная модель позволяет описать участников, основные сценарии и варианты (прецеденты) работы системы. Необходимость использования концептуальной модели обусловлена тем, что все функциональные требования к разрабатываемому модулю должны быть подробно зафиксированы в описаниях вариантов использования.
В рамках проведенного исследования было выявлено шесть функциональных требований, которые использовались при описании вариантов использования, представленных в таблице. В качестве главного действующего актера в данном проекте выступает Сотрудник учреждения, для которого и будет доступен весь функционал, представленный на рис. 1.
На следующем этапе исследования была разработана логическая модель модуля, содержащая диаграмму классов (рис. 2) и диаграмму базы данных (ER-диаграмму) (рис. 3, 4). Из рис. 2 можно видеть, что при проектировании функционала модуля было использовано два класса: класс Builder для формирования печатной формы заявления в html-формате и класс InputImplProcess для перевода данных из полученного файла в базу данных ЭСРН и обратно.
Рис. 1. Диаграмма вариантов использования
Реестр вариантов использования
Код |
Основной актер |
Наименование |
Формулировка |
П.1 |
Сотрудник учреждения |
Печать заявления с ЕПГУ |
Данный вариант позволяет произвести печать заявления в формате html для удобного просмотра полученного заявления с ЕПГУ сотрудником |
П.2 |
Сотрудник учреждения |
Формирование обращения из заявления с ЕПГУ |
Сотрудник может создать обращение в системе ЕСРН с данными из полученного заявления с ЕПГУ |
П.3 |
Сотрудник учреждения |
Личный прием заявления |
Данный вариант использования позволяет создать заявления самостоятельно сотрудником учреждения в системе ЭСРН |
П.4 |
Сотрудник учреждения |
Запросы сведений на личные дела граждан |
Сотрудник учреждения может создать запросы необходимой информации о гражданах в ведомствах |
П.5 |
Сотрудник учреждения |
Принятие решений по заявлению |
Пользователь имеет возможность изменить статус заявления в зависимости от входных данных |
П.6 |
Сотрудник учреждения |
Формирование печатных форм заявления ЭСРН |
Сотруднику учреждения предоставлена возможность распечатать заявление ЭСРН в текстовом формате |
Рис. 2. Диаграмма классов
При составлении ER-диаграммы для разрабатываемого модуля были использованы 15 таблиц, которые были созданы в реляционной базе данных. Основной таблицей является таблица «Заявление ЕПГУ», с которой взаимодействуют другие таблицы. Остальные таблицы, представленные на рис. 3, предназначены для хранения информации о получателе меры (его документы, льготная категория и др.), об информации для ЕПГУ (статусы заявлений, история сообщений) и информации для ЭСРН (тип услуги, вариант ее оказания, сформированное обращение из заявления ЕПГУ и др.).
Результаты исследования и их обсуждение
Финальным этапом исследования является тестирование работоспособности разработанного модуля интеграции. Все действия выполнялись в тестовой среде в специальном конфигураторе для реализованного функционала, который был настроен на эмуляцию работы СМЭВ для проведения тестирования и содержал в настройках тестовое заявление в формате xml. При этом было выполнено тестирование следующих операций: вывод списка заявлений в статусе «Принято от заявителя», открытие заявления на центральном и районном сегментах, отправка заявления с центрального сегмента на районный, отображение всех данных заявления, формирование и загрузка печатной формы заявления в формате .html, открытие формы формирования обращения.
При выполнении тестирования первоначально был выполнен вход на центральную базу региона через консоль ЭСРН.
Рис. 3. Диаграмма базы данных
Рис. 4. Отображение на центральной базе заявлений, пришедших с ЕПГУ
Заявления из ЕПГУ находятся на пути ЭСРН/ЕПГУ/Заявления. Необходимые заявления можно искать через расширенный поиск по ключевым атрибутам, таким как «Номер заявления», «Глобальный идентификатор», «Вид заявления», «ФИО заявителя», «Вид сведений», «Район» и «Доставка до района подтверждена» (рис. 4). После выполнения тестовых запросов по перечисленным атрибутам было открыто тестовое заявление. При его открытии через кнопку «Редактировать», которая расположена напротив каждого заявления, открывается внешний вид заявления, которое пришло с ЕПГУ. Здесь расположены следующие данные: Направление взаимодействия, Статус, Вид сведений, Район, Операция вида сведений, Основные сведения заявления (расположены на вкладке «Заявление»), Форма заявления, Сообщения. Затем из XML-файла, который был получен с ЕПГУ, формируется печатная версия заявления на вкладке «Форма заявления» через Java-класс Builder.
После того, как заявление будет отправлено на районный сегмент (базу), появится соответствующий запрос в заявлении на центральной базе и, как только заявление придет на районную базу, статус запроса изменится на «Доставлено». После отправки заявления на районную базу, тестовое заявление можно найти на соответствующей базе по пути ЭСРН/Электронная приемная/Заявления/Принято от заявителя/Год/Месяц/День/Присвоение звания «Ветеран труда». Данное заявление также можно редактировать, используя соответствующую кнопку. В заявлении можно выполнить два действия: сформировать обращение и распечатать заявление ЕПГУ. За реализацию данных действий отвечают соответствующие утилиты, находящиеся в верхнем левом углу формы. При нажатии на кнопку «Распечатать заявление ЕПГУ» произойдет скачивание заявление в формате .html. При нажатии на кнопку «Сформировать обращение» будет представлена форма, где будет произведен поиск личного дела в самой системе ЭСРН по ФИО и дате рождения заявителя. В результате будет создано обращение в АИС ЭСРН, с которым в дальнейшем работает УСЗН.
Заключение
В результате исследования был разработан программный модуль, предназначенный для интеграции АИС ЭСРН с порталом «Госуслуги» в части получения сведений для предоставления услуги «Присвоение звания “Ветеран труда”», позволяющий получать заявления из ЕПГУ, отображать данные в АИС ЭСРН, формировать обращения, печатать заявления и формировать ответы для ЕПГУ. На основе результатов тестирования можно сделать вывод, что реализация данного программного модуля выполнена успешно.
Реализованный функционал является гибким и может при необходимости быть развернут в системах других регионов, являющихся пользователями АИС ЭСРН. Также он легко масштабируем и расширяем, в него можно добавлять новые возможности и функции.