Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

MENTORING IN THE SYSTEM OF PEDAGOGICAL SUPPORT FOR ADAPTATION OF FIRST-YEAR STUDENTS IN HIGHER SCHOOL

Voskrekasenko O.A. 1 Sergeeva S.V. 2
1 Penza State University
2 Penza State Technological University
The article actualizes the search for optimal ways of pedagogical support for the adaptation of first-year students. A variant of solving the problem through mentoring is proposed. The analysis of scientific and pedagogical literature on the stated problem was carried out. Two main areas of activity of mentors to improve the level of adaptation in the conditions of higher education are identified. Among them: the formation of adaptability as a personality trait; formation in the university of an educational environment favorable for adaptation. The significance of the formation of adaptability in the system of activities for the pedagogical support of the adaptation of students is substantiated. Their preferences in the choice of adaptation strategies as the basis of adaptability are determined. The results of diagnostics of adaptation strategies, carried out on the basis of FSBEI HE “Penza State University” using the “Questionnaire for the Study of Adaptive Behavior Strategies (ASP-1)” N.N. Melnikova. Adaptation strategies are characterized and recommendations are presented to mentors on the pedagogical support of adaptation of first-year students, taking into account their preferences. The relationship between adaptation strategies, as a sustainable model of behavior in an adaptive situation, and the social and professional adaptation of future young professionals is indicated. It is concluded that it is necessary to differentiate the forms and methods of pedagogical interaction used by the mentor to ensure the successful adaptation of students of the first year of study, depending on the identified preferences of adaptation strategies.
higher school
vocational training
first-year students
educational process
adaptation
pedagogical support

Проблема обеспечения успешной адаптации студенческой молодежи относится к традиционно изучаемой в педагогической науке и решаемой в практике высшей школы. Изменения, происходящие в целевых установках, содержании и организации профессиональной подготовки, в сочетании с особенностями современного поколения молодежи, оказывающими существенное влияние на характер адаптации, актуализируют поиск оптимальных путей и способов педагогического обеспечения успешной адаптации обучающихся первого курса.

В современных педагогических исследованиях утвердился тезис о том, что процесс адаптации студентов в высшей школе продолжается дольше, чем обучение на первом курсе. Но именно на данном этапе происходит интенсивная мобилизация адаптационного потенциала личности, закладываются устойчивые модели поведения в ситуации адаптации, происходит развитие адаптационных способностей – адаптивности [1]. В этой связи именно первокурсники испытывают потребность в педагогическом обеспечении адаптации со стороны наставников.

Цель статьи – раскрыть роль наставничества в педагогическом обеспечении адаптации студентов-первокурсников в высшей школе.

Материалы и методы исследования

Для достижения цели исследования использовались такие теоретические методы, как анализ и обобщение научной литературы по проблеме наставничества в системе педагогического обеспечения адаптации студентов-первокурсников, а также результатов диагностики с использованием «Опросника для изучения стратегий адаптивного поведения (АСП-1)» Н.Н. Мельниковой. В качестве базы для проведения эмпирического исследования выступило ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет» среди обучающихся направления подготовки «Педагогическое образование» (уровень бакалавриата). В диагностике приняли участие 152 студента-первокурсника.

Результаты исследования и их обсуждение

Проведенный анализ научной психолого-педагогической литературы позволяет сделать вывод о том, что современные исследования ведутся в направлении изучения таких аспектов проблемы, как: сущность процесса адаптации и факторы, определяющие его результативность (Е.П. Албитова, А.А. Баранов, Е.В. Груздева, Ю.В. Егорова, К.Ю. Ильина, Р.М. Камалтдинова, А.Р. Кудашев, М.Н. Липинская, А.Г. Маклаков, К.С. Миклошевич, М.И. Перфилова, С.Т. Посохова, А.А. Реан, М.В. Ромм, М.А. Цветков и др.); адаптация студентов-первокурсников в условиях высшей школы (Л.В. Бакулина, М.В. Донская, Л.Н. Жирнова, Г.В. Левченко, Н.С. Мендова, Р.И. Муртазина, В.В. Пичугина, Н.В. Просвирина, Е.А. Сукова, С.Г. Суханова, И.В. Тюрина и др.); педагогическая деятельность по обеспечению процесса адаптации обучающихся первых курсов в высшей школе (М.В. Ажиев, Г.И. Александров, Е.Н. Аникина, Н.В. Варнавская, Г.С. Дулина, Н.Я. Михайлова, Н.В. Пилипчевская, С.Г. Рудкова, Е.С. Салахутдинова, О.В. Свинарева, О.Г. Сидорова, М.С. Сокова, Э.П. Томаил, Т.В. Хорошко, Р.Р. Хусаинова и др.); наставничество в высшей школе (Н.Д. Афонина, Н.Д. Базарнова, С.В. Беляева, О.А. Катушенко, Н.В. Костебелов, Н.В. Неверова, А.С. Рочева, Е.Ю. Рогачева, Ю.П. Сологубов, Д.А. Степанов, Л.Н. Шелудько и др.); значение деятельности наставника для обеспечения адаптации студентов (Е.Н. Белова, В.А. Буховец, В.А. Гончаренко, Р.В. Костицина, С.В. Лаптева, А.В. Михрютина, Н.И. Петрова, Е.В. Узденова и др.).

Традиционно в вузах разрабатываются и с большей или меньшей степенью успешности реализуются программы воспитательной работы, направленные на адаптацию студентов-первокурсников [2; 3]. И традиционно, несмотря на осуществляемый комплекс мероприятий, у целого ряда студентов проявляются признаки дезадаптированности [4]. Качество реализуемой наставниками деятельности во многом определяется пониманием ими сущности процесса адаптации.

Адаптация представляет собой процесс взаимодействия систем (в нашем случае студента и образовательной среды вуза) в условиях дисбаланса, рассогласованности, направленного на достижение этого баланса, в процессе этого взаимодействия происходит изменение в системах [5]. Поэтому результативность процесса адаптации студентов-первокурсников (уровень адаптированности) определяется как особенностями индивида (адаптивностью), так и особенностями образовательной среды вуза. В связи с этим можно выделить два основных направления деятельности наставников в высшей школе: формирование адаптивности как свойства личности; формирование в вузе благоприятной для адаптации студентов-первокурсников образовательной среды (рисунок).

Создание максимально комфортной для студентов-первокурсников образовательной среды, обеспечивая их скорейшую адаптацию в вузе в актуальных условиях, препятствует развитию адаптивности как фактора, определяющего успешность их будущей социально-профессиональной адаптации, так как развитие любых способностей (включая способность к адаптации) происходит в процессе включения в соответствующий вид деятельности. Принимая во внимание сензитивный характер юношеского возраста для развития адаптивности, а также ее роль в структуре востребованных у работодателей Soft skills выпускников, наставникам принципиально важно в ходе педагогического обеспечения адаптации студентов-первокурсников способствовать развитию их адаптивности [1].

missing image file

Адаптация студентов-первокурсников в высшей школе

В представленном исследовании адаптивность определяется как «интегративная характеристика личности, выступающая внутренним условием ее успешной социализации и отражающая способность к выбору стратегий адаптации, отвечающих потребностям личности и оптимизирующих ее взаимодействие с социальной средой» [1, с. 50].

В этой связи деятельность наставников по педагогическому обеспечению адаптации первокурсников должна осуществляться с учетом их предпочтений в выборе адаптационных стратегий.

С целью определения предпочтений студентов в выборе стратегий адаптации на базе Пензенского государственного университета была проведена диагностика с использованием «Опросника для изучения стратегий адаптивного поведения (АСП-1)» Н.Н. Мельниковой. В исследовании приняли участие 152 обучающихся бакалавриата направления подготовки «Педагогическое образование».

Как показали результаты диагностики, на первом месте (12,72 балла) по предпочтениям у обучающихся первого курса – стратегия активного изменения себя. Суть данной стратегии адаптации заключается в самоизменении в соответствии с нормами образовательной среды вуза, интериоризацией ее ценностей и правил взаимодействия. Преобладание среди студентов-первокурсников стратегии активного изменения себя свидетельствует об их предрасположенности к работе над собой, личностно-профессиональному самосовершенствованию и саморазвитию. Это способствует благоприятному протеканию адаптации у обучающихся первого курса, а также создает предпосылки для их последующей социально-профессиональной адаптации. Вместе с тем данная группа обучающихся предрасположена к самоизменению «под среду» или партнеров по взаимодействию, что актуализирует особое внимание наставника к формированию студенческого коллектива как среды адаптации студентов-первокурсников с социально одобряемой системой ценностей и устойчивым общественным мнением. Помимо того, для работы со студентами-первокурсниками, отдающими предпочтение стратегии активного изменения себя, очень важна личность наставника, его профессионализм, устойчивая система социальных ценностей и убеждений.

Работая на перспективу, наставник должен хорошо осознавать, что если студент, предрасположенный к выбору стратегии активного изменения себя, попадет по окончании вуза в высокопрофессиональную среду с благоприятным психологическим микроклиматом, то подобная среда будет способствовать раскрытию его личностно-профессионального потенциала. Профессиональная среда с нездоровым микроклиматом может стать для будущих выпускников, отдающих предпочтение стратегии активного самоизменения, причиной профессиональной деформации личности. В этой связи наставнику очень важно уже на этапе педагогического обеспечения адаптации студентов-первокурсников формировать у обучающихся, отдающих предпочтение стратегии самоизменения, установку на поисковую активность в адаптационной ситуации, критическую оценку среды и оказание противодействия препятствующим личностно-профессиональной самореализации жизненным обстоятельствам.

Вышеописанная стратегия позволяет достигать наибольших результатов в сочетании со стратегией активного изменения среды или партнера, занимающей по результатам диагностики второе место (7,57 балла) среди предпочтений студентов. Названная стратегия характеризуется активной позицией студентов-первокурсников по отношению к образовательной среде вуза и (или) субъектам взаимодействия (однокурсникам, преподавателям, куратору студенческой группы и др.). Такие студенты отличаются ярко выраженной личностной позицией, стремлением к позитивному преобразованию образовательной среды и субъектов взаимодействия сообразно своим взглядам и убеждениям, однако не всегда учитывают сложившиеся в образовательной организации традиции, а также потребности других людей. Формирование наставником у данной группы обучающихся уважительного отношения к традициям, понимания значимости института трансляции опыта от поколения к поколению, а также учета взглядов и позиций, отличных от их собственных, будут способствовать как бесконфликтной социально-психологической адаптации первокурсников к образовательному процессу вуза, так и социально-профессиональной адаптации его будущих выпускников.

На третьем месте в ряду предпочитаемых студентами-первокурсниками стратегий адаптации – стратегия пассивного выжидания внешних (внутренних) изменений (7,42 баллов). Сущность этой стратегии заключается в занимаемой обучающимися выжидательной позиции по отношению к новой образовательной среде с отличными от школьных требованиями к студентам, к новым субъектам взаимодействия (однокурсникам, преподавателям и др.). Студент-первокурсник, предпочитающий в ситуации адаптации использовать стратегию пассивного выжидания перемен, долго изучает традиции вузовской среды в целом и академической группы в частности, не предпринимая каких-либо активных действий. С одной стороны, эта стратегия оберегает от импульсивных действий и возможных ошибок. С другой стороны, являясь устойчивой формой поведения, стратегия пассивного выжидания может стать тормозом личностно-профессионального развития и творческой самореализации, а впоследствии – построения профессиональной карьеры. Работа наставника по обеспечению адаптации первокурсников, отдающих предпочтение стратегии пассивного выжидания перемен, включает в себя привлечение данных студентов к активной деятельности в формах, стимулирующих формирование субъектной личностно-профессиональной позиции, а также уверенности в себе (тренинги, творческие микрогруппы, дискуссионные группы и др.).

На четвертом месте диагностирована стратегия активного ухода от контакта со средой и погружение в свой внутренний мир (4,89 балла). Данная стратегия характеризуется избеганием студентом-первокурсником объекта, вызывающего чувство дискомфорта (например, студент, испытывающий проблемы в общении с однокурсниками, будет под разными предлогами уходить от участия в различной совместной внеаудиторной деятельности). Избегание может выражаться: в отрицании проблемы как таковой («у меня все хорошо»); замене реального мира виртуальной реальностью (компьютерные игры, интернет-общение); полном погружении в учебную деятельность или хобби; принятии алкоголя, наркотиков и др. Использование студентами-первокурсниками данной стратегии представляет собой проявление действия защитных механизмов, позволяющих снять остроту ощущения ситуации, но не решить проблемы, возникающие в процессе социально-психологической и (или) учебно-профессиональной адаптации. Выбор данной стратегии как доминирующей формы поведения в адаптационной ситуации делает проблематичной не только успешную адаптацию студента-первокурсника, но и может стать тормозом его личностно-профессионального роста и развития в дальнейшей профессиональной деятельности. В работе наставника со студентами, предпочитающими эту стратегию, особое место отводится психологическому консультированию в технологии коучинга, психолого-педагогическому просвещению, стимулирующему процессы самопознания и формирования позиции субъекта собственной жизни, а также созданию ситуации успеха.

С разницей в 0,1 балла на пятом месте диагностирована стратегия пассивного подчинения условиям среды (4,88 балла). Она представляет собой собственно конформистскую форму поведения в ситуации адаптации. Выбирая эту стратегию, студенты-первокурсники осознанно подстраиваются под новую среду, но все изменения носят поверхностный характер и не отражают истинные взгляды, ценности и убеждения личности. Данная категория первокурсников боится принимать самостоятельные решения, проявлять инициативу и принимать на себя ответственность за результаты деятельности. Как правило, они предпочитают не выделяться среди однокурсников и «быть как все», проявляя зависимость от мнения большинства. С одной стороны, данная группа студентов быстро адаптируется по внешним критериям, с другой – по прошествии времени начинает испытывать чувство психологического дискомфорта и неудовлетворенности. Длительное использование стратегии пассивного подчинения среде становится причиной внутриличностного конфликта у студентов-первокурсников, неудовлетворенности профессиональной деятельностью и преждевременного выгорания – у будущих молодых специалистов. В работе со студентами-первокурсниками, отдающими предпочтение стратегии пассивного подчинения условиям среды, со стороны наставников наиболее целесообразно включение таких обучающихся в организационные формы, способствующие формированию их личной позиции и убеждений, а также умения отстаивать их в процессе взаимодействия с однокурсниками и преподавателями (дискуссионные клубы, творческие микрогруппы, стажировочные площадки и др.).

По результатам диагностики шестое место среди стратегий адаптации заняла стратегия активного ухода из среды и поиска новой (2,83 балла), представляющая собой разновидность избегающего поведения в адаптационной ситуации. При столкновении с трудностями студент-первокурсник даже не пытается изменить ситуацию, вызывающую диссонанс, или изменить себя. Он, как правило, принимает решение о смене академической группы, профиля подготовки, факультета или вуза в целом. Такой подход дает положительные результаты в ограниченном количестве случаев (например, ошибочности профессионального выбора). Использование при столкновении с первыми трудностями стратегии активного ухода от среды и поиска новой, став устойчивой формой поведения, делает проблематичной не только адаптацию студента-первокурсника, но и будущего молодого специалиста. Такие студенты нуждаются в педагогической помощи и поддержке в уточнении правильности осуществленного обучающимися выбора будущей профессиональной деятельности, в формировании понимания ее многовариантности, а также возможности личностно-профессионального и карьерного роста.

Наименьшее (-1,58 балла) количество баллов по результатам диагностики получила стратегия пассивной репрезентации себя. Реализация данной стратегии предполагает следование своим принципам и личностным убеждениям без какого-либо их навязывания окружающим, без попыток изменить среду или партнеров по общению (например, однокурсников). Отказываясь от компромиссных вариантов взаимодействия, студент-первокурсник, с одной стороны, сохраняет свое «Я» от внутригруппового давления, с другой – выступает причиной отчуждения в коллективе однокурсников. Подобного рода высокая личностная ригидность затрудняет построение эффективного межличностного взаимодействия, тормозит личностно-профессиональное саморазвитие и самосовершенствование. Высокая ригидность студентов-первокурсников, предпочитающих стратегию пассивной репрезентации себя, существенно затрудняет работу наставника по педагогическому обеспечению успешной адаптации обучающихся данной группы. Определенный результат может дать их привлечение к работе в творческой группе, осуществляющей поиск решения личностно значимой для студентов учебно-профессиональной задачи или разработки проекта. Успех может быть закреплен, например, такими формами, как коучинг и тренинговые занятия.

Заключение

Таким образом, значимое место в педагогическом обеспечении эффективной адаптации студентов-первокурсников занимает наставничество. Одним из условий успешности реализуемой деятельности выступает дифференциация задач педагогического взаимодействия с первокурсниками в зависимости от выявленных предпочтений в выборе стратегий адаптации. Во взаимодействии со студентами, выбирающими стратегию активного изменения себя, особое внимание отводится формированию студенческого коллектива с социально одобряемой системой ценностей и общественным мнением. С предпочитающими стратегию активного изменения среды или партнера важно развивать понимание значимости института трансляции опыта от поколения к поколению, учета взглядов и позиций, отличных от их собственных. Привлечение студентов к активной деятельности в формах, стимулирующих формирование их субъектной личностно-профессиональной позиции, выступает в качестве задачи наставника во взаимодействии с первокурсниками, предпочитающими стратегии пассивного выжидания перемен и подчинения условиям среды. При работе со студентами, выбирающими уход от контакта со средой и погружение в свой внутренний мир, особое место занимают психологическое консультирование в технологии коучинга и психолого-педагогическое просвещение. Студенты, предпочитающие стратегию активного ухода из среды и поиска новой, нуждаются в педагогической помощи и поддержке со стороны наставника в уточнении правильности осуществленного ими выбора профессиональной деятельности, а предпочитающие стратегию пассивной репрезентации себя – в привлечении к работе в творческих группах, осуществляющих поиск решения личностно значимой учебно-профессиональной задачи или разработке проекта. Учет предпочтений студентов-первокурсников в выборе стратегий адаптации позволит не только обеспечить их успешную адаптацию к образовательному процессу вуза, но и создаст предпосылки для социально-профессиональной адаптации будущих молодых специалистов.