Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ADDITIONAL EDUCATION IN THE FORMATION OF READINESS FOR SOCIAL AND HOUSEHOLD ORIENTATION OF OLDER PRESCHOOL CHILDREN

Bartsaeva E.V. 1
1 Mordovian State Pedagogical University named after M.E. Evseviev
The article presents a theoretical analysis of the general problem field of the concepts of «additional education» and «organization of additional education». The main characteristics of additional education are revealed: principles, structure, as well as its significance for the formation of readiness for social and household orientation in older preschool children. The main types of organizations of additional education are presented. The main emphasis is placed on the characteristics of the Extended Day Center created at the Mordovian State Pedagogical University named after M.E. Evsevev, implementing additional educational services. It has been established that additional education has certain opportunities in the formation of readiness for SBO of older preschool children. It ensures their active involvement in social and household activities; activates the inclusion of preschoolers in the process of social interaction; provides a fairly wide range of activities involving variability in the forms of organization of the educational process, means and conditions of social and household activities; enriches children’s own life experience in social and household activities. The realization of these opportunities contributes to the formation of value orientations, motivational orientation, emotional well-being, socially significant personality qualities in older preschoolers; elementary ideas about themselves and about the world around them, about norms and rules of behavior in society, about social and household activities, elementary socio-cultural ideas; mastering general intellectual, general labor, social and every day, communicative skills. The work was carried out within the framework of a grant for research work in priority areas of scientific activity of the Mordovian State Pedagogical University named after M.E. Evseviev on the topic \"Scientific and practical aspects of the formation of readiness for social orientation of children of senior preschool age in additional education\".
additional education
formation
readiness for social and household orientation
senior preschoolers

Социальный заказ общества – это социализация личности, которая начинается с рождения ребенка, начала его взаимодействия с социумом. Успешность процесса зависит от множества характеристик, где готовность к СБО имеет особое значение. Она обеспечивает включение в окружающую среду, ее познание и овладение различными видами социально-бытовой деятельности. Результаты анализа научной литературы доказывают, что старший дошкольный возраст является благоприятным периодом для развития исследуемой характеристики. Нормативно-правовые документы в сфере образования регламентируют создание условий, которые должны обеспечивать успешность процесса социализации старших дошкольников. Анализ научных работ исследователей (А.К. Бруднов, Л.Н. Буйлова, В.П. Голованов, Е.Б. Евладова, Б.В. Куприянов, Л.Г. Логинова и др.) позволяет утверждать, что в качестве института успешной социальной адаптации может выступать дополнительное образование. Именно оно призвано обеспечить эффективную социальную адаптацию детей к жизнедеятельности в современном обществе, учитывая их интересы и склонности. Поэтому в решении проблемы формирования готовности к СБО старших дошкольников наше внимание обращено на воспитанников организаций дополнительного образования, на базе которых может быть реализован данный процесс.

Цель исследования заключается в обосновании роли дополнительного образования в формировании готовности к СБО детей. В качестве основных задач исследования выделяем: во-первых, определение понятий «дополнительное образование» и «организации дополнительного образования»; во-вторых, описание основных характеристик дополнительного образования: принципы, структура; в-третьих, раскрытие возможностей дополнительного образования и его значимости для формирования у старших дошкольников готовности к СБО.

Материалы и методы исследования

Дополнительное образование – одна из молодых сфер российского образования, началом формирования которой считается 1992 г., однако ее теоретические основы были заложены в XIX–XX вв. Различные аспекты изучения дополнительного образования представлены в трудах Л.Н. Буйловой, В.П. Голованова, Н.А. Дибцевой, Е.Б. Евладовой, З.А. Каргиной, Б.В. Куприянова и др.

Большинством исследователей дополнительное образование рассматривается в качестве самостоятельной образовательной сферы (А.Г. Асмолов, В.В. Абраухова, Г.П. Буданова, Г.И. Гузева). Так, с одной стороны, его характеризуют как вариативное образование, основу которого составляют идеи педагогики развития, а с другой – как поисковое образование, включающее апробацию необходимых путей выхода человека из различных ситуаций и предоставляющее ему выбор своей судьбы.

А.И. Щетинская в рамках системного подхода трактует дополнительное образование в аспекте непрерывного образования, предлагающего дополнительные возможности для развития детей и удовлетворения их потребностей [1]. М.И. Чеков понимает под ним самостоятельную образовательную систему, функционирующую в условиях непрерывного образования [2].

Различные авторы понятие «дополнительное образование» рассматривают как процесс, например, добровольного выбора обучающимися определенного вида деятельности с учетом интересов и склонностей, расширяющего обязательное образование, обеспечивающего развитие способностей детей, содействующего самостоятельному развитию человека (В.А. Березина [3]); процесс удовлетворения интересов, предпочтений, склонностей, способностей личности, базирующийся на избрании ребенком знаний и основных способов деятельности (Е.Б. Евладова [4]); коммуникативный процесс, обращенный на становление мотивационной направленности личности к творческому познанию, которому присущи личностная ориентация, непрерывность и другие качества (В.П. Голованов [5]).

В.А. Горский, А.Я. Журкина считают дополнительное образование особым образовательным пространством, расширяющим границы для дальнейшего жизненного самоопределения детей и подростков [6]; Л.Г. Логинова – пространством, где ребенок сам выбирает целевой и содержательный аспекты деятельности, приобретает способность к адекватному целеполаганию, а также демонстрирует способы достижения поставленных целей в процессе реализации своего жизненного предназначения [7]. Дополнительное образование выступает образовательным пространством, направленным на решение задач социализации и индивидуализации детей, которое осуществляется в свободное от учебной деятельности время; а также специфическим образовательным пространством детского досуга, средой эффективного развития индивидуальности.

Некоторые исследователи трактуют дополнительное образование в русле деятельностного подхода. Л.Н. Буйлова определяет его как деятельность, осуществляющуюся по образовательным программам, имеющим конкретные образовательные цели и результаты [8]; О.С. Газман – как совместную деятельность ребенка и взрослого, которая реализуется вне учебно-воспитательного процесса, регламентированного госминимумом.

Анализ научных трудов позволяет констатировать, что понятие «дополнительное образование» рассматривается многоаспектно, в том числе как «явление» и «взаимодействие». А.В. Егорова подразумевает под ним социально-педагогическое явление, где реализуются такие интегрирующиеся функции, как обучающая, воспитывающая, развивающая, социально-реабилитационная и адаптационная [9]; В.А. Горский – явление социально-педагогической действительности, аккумулирующее коммуникативную, познавательную и развивающую деятельность детей, направленную на поиск путей достижения смысла жизни и мастерства [6].

Изложенное в целом свидетельствует о существовании разных точек зрения на определение ключевого понятия исследования. Приведенные выше позиции авторов, на наш взгляд, во многом имеют сходные трактовки, что позволяет рассматривать дополнительное образование через призму категорий «система», «взаимодействие», «деятельность» и определить его как систему, обеспечивающую развитие личности ребенка с учетом ее индивидуальных особенностей, мотивов, интересов, объединяющую различные аспекты взаимодействия детей друг с другом, освоения ими выбранного вида деятельности [10].

Характеризуя основные положения, регламентирующие деятельность дополнительного образования, подчеркнем, что целесообразно опираться как на общепедагогические, так и на специальные принципы. Рассмотрим их подробнее. В.А. Горским и А.Я. Журкиной обозначены следующие ключевые принципы дополнительного образования: демократия, ответственность, культуросообразность, продуктивность содержания, гуманизм, педагогическая поддержка [6]. Е.Б. Евладова выделяет принципы массовости и общедоступности занятий, добровольности объединения детей, инициативы и самостоятельности, многообразия форм организации такой работы, учитывающей индивидуальные особенности и возраст детей, а также общественно полезной направленности данной деятельности [4]. Основными принципами, определяющими деятельность дополнительного образования, выступают следующие: гуманизация образования, наличие общечеловеческих ценностей, обеспечение жизни и здоровья ребенка, гражданственность, учет национальных традиций и культурно-исторических ценностей, доступность реализуемых общеобразовательных программ, плюрализм и свобода мнений в образовании, демократия в управлении.

Анализ научной литературы свидетельствует, что в современной системе российского образования важная роль принадлежит организациям дополнительного образования. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» основную задачу таких организаций определяет как создание необходимых условий, благодаря которым дети в зависимости от своих интересов, желаний и способностей активно развиваются, стремятся изучать окружающую среду, узнавать новое, а также пробовать свои силы в различных видах деятельности [11]. Н.Г. Тихомирова отмечает, что данные организации способствуют развитию мотивационной составляющей личности к познанию чего-либо и творчеству, они реализуют дополнительные образовательные услуги в интересах личности, социума и государства [12]. Следует подчеркнуть, что дополнительное образование обеспечивает ребенку разнообразные стартовые возможности, быстро реагирует на изменения в потребностях родителей и детей. Отметим, что в сложившейся современной ситуации российского образования оно способно наиболее адекватно реагировать на происходящие изменения в экономической и социальной обстановке нашей страны, активно оказывать воздействие на окружающее детей общество.

В российском образовании по формам собственности различаются государственные и негосударственные организации дополнительного образования. К числу государственных образовательных организаций дополнительного образования относят такие, как центр, дворец, станция, детская школа искусств и др. На сегодняшний день дополнительное образование осуществляется в организациях дополнительного образования, дошкольных, общеобразовательных, профессиональных образовательных организациях, организациях высшего образования, затрагивая различные сферы деятельности и интересы людей, такие как образование, культура, искусство, спорт и др.

Анализ нормативно-правовых документов показал, что наиболее распространенными видами организаций дополнительного образования являются центры. Они представляют многопрофильные и многоуровневые организации, которые работают по своим программам (разные направления деятельности, сроки обучения, уровень сложности). Данные организации обладают гибкой образовательной структурой, в основе которой лежат социальный заказ, запросы детей и родителей. Такие центры могут иметь следующие названия: центры развития детского творчества, центры творческого развития и гуманитарного образования, центры технического творчества, центры туризма и экскурсий, центры дополнительного образования детей, центры внешкольной деятельности. Некоторые центры объединяют детей по возрастным группам или интересам, например центр эстетического воспитания детей, центр экологического воспитания, морской детский центр и др. Отметим, что центры детского творчества включают несколько направлений деятельности: научно-техническое, эстетическое, прикладное творчество, организационно-массовое, спортивно-оздоровительное и др.

Модернизация, затронувшая все ступени системы образования, приводит к созданию центров дополнительного образования на базе различных образовательных организаций. В последние годы инновационные процессы активно реализуются в Мордовском государственном педагогическом университете имени М.Е. Евсевьева. В 2010 г. при вузе был создан Центр продленного дня, осуществляющий полноценную подготовку детей дошкольного возраста к обучению в общеобразовательной организации. По утверждению директора центра Н.В. Винокуровой, он является экспериментальной площадкой, где преподавателями совместно со студентами проектируются, организуются и осуществляются инновационные проекты в сфере обучения и воспитания дошкольников и младших школьников. Приоритетным направлением деятельности центра служит реализация дополнительных образовательных услуг с учетом потребностей семьи ребенка [13]. Основные направления деятельности Центра продленного дня: оказание квалифицированной помощи родителям в вопросах развития и воспитания детей (3–7 лет); проведение диагностической работы, связанной с выявлением уровня развития ребенка; осуществление консультативной работы с родителями; проектирование индивидуальной траектории развития ребенка и ее реализация; организация комплексного психолого-педагогического сопровождения. В Центре продленного дня функционируют группы двух типов: кратковременного пребывания и комплексного развития детей.

Наряду с центрами существуют иные организационные формы объединения детей в дополнительном образовании, например театральные, хоровые, художественные детские студии, музеи детского творчества, картинные галереи, парки, оздоровительные лагеря. Особое значение имеют такие детские объединения, как кружки (группы), клубы, студии, ансамбли, театры, лаборатории, секции научного общества учащихся, советы. Отметим, что возможно сочетание форм обучения и форм получения дополнительного образования. В организациях активно используются различные формы обучения: индивидуальные и групповые занятия, работа всем объединением; в основе проведения занятий лежат дополнительные общеобразовательные программы различной направленности.

Анализ опыта деятельности организаций дополнительного образования Республики Мордовия свидетельствует, что в настоящее время реализуются шесть направлений данного вида образования: естественнонаучное, техническое, туристско-краеведческое, художественное, социально-педагогическое, физкультурно-спортивное. Региональная система дополнительного образования удовлетворяет запросы и потребности детей и родителей: функционируют разнообразные виды детских творческих объединений по направлениям дополнительного образования; достаточно широк возрастной диапазон образовательных программ и услуг, спектр дополнительных программ с правом выбора индивидуального маршрута (программы для детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, для одаренных детей). В Республике Мордовия сформирована и действует сеть организаций дополнительного образования детей, состоящая из 45 организаций (1 государственная, 44 муниципальных), из них 26 многопрофильных. В системе дополнительного образования региона реализуются 1497 дополнительных общеобразовательных программ, из них модифицированных – 78,4 %; авторских – 8,5 %; типовых – 13,1 %. Большинство программ являются краткосрочными (рассчитаны на 1–2 года). На основе сетевого взаимодействия организаций общего, дополнительного и профессионального образования реализуются 3,8 % профессионально ориентированных программ. В Мордовии функционирует большое количество детских развивающих центров, а именно: центры раннего развития «Смышленок», «Затейники», «Академия знаний», «Колокольчик», центры интеллектуального развития «Seven Kids», «Колибри», студия детского развития «Почемучка», детские клубы «Ромашково», «Уми Сити», семейный клуб «Букваренок», детская студия «Солнечный дом», учебный семейный центр «Академия чудес», учебно-развивающий центр «Детская парковка», инновационный центр семьи и детства «Наша детвора» и др.

Наше исследование ориентируется на выявление возможностей организаций дополнительного образования, позволяющих целенаправленно формировать готовность к СБО старших дошкольников. С точки зрения А.В. Егоровой, дополнительное образование направлено на развитие социально-нравственных качеств личности, оказание помощи в самореализации [9]. По мнению Л.Н. Буйловой, дополнительное образование обладает следующими возможностями для развития ребенка: свободный выбор той или иной образовательной программы; самостоятельное определение направления и вида деятельности; выбор педагога с учетом возможностей и интересов детей; удовлетворение потребностей общества, родителей и детей и др. [8]. Специфическими условиями деятельности организаций дополнительного образования являются: добровольность участия, широкий охват; дифференциация детей видам деятельности; возможность корректировки программ с учетом интереса, индивидуальных особенностей ребенка, его способностей, а также уровня подготовленности; общедоступный, самодеятельный, общественно полезный характер деятельности детей; разнообразие сферы их общения; творческая, комфортная атмосфера и доброжелательная обстановка.

Следует отметить, что, раскрывая педагогический потенциал дополнительного образования, исследователи определяют его в качестве мощного средства формирования мотивационной составляющей личности; особое значение придают расширению культурного пространства, связанного с ее успешной самореализацией; целенаправленному процессу формирования гуманистических ценностных ориентаций; решению проблемы занятости детей. Анализ работ ученых позволяет выделить следующие возможности дополнительного образования: опору на интересы детей и их индивидуальные особенности; стимулирование творческой деятельности и самодеятельности; сотрудничество детей и педагогов в познании и преобразовании окружающего мира; формирование разновозрастных групп детей; учет потребностей и возможностей детей и педагогов; ориентацию на личностное развитие детей и на создание образа жизни; обеспечение широкого охвата социальных контактов.

С точки зрения В.П. Голованова, дополнительное образование обладает рядом преимуществ перед основным образованием: это направленность на развитие личности с учетом ее интересов; разнообразие содержания; наличие ориентационной функции через содержание учебного материала; профильность и практико-ориентированность; мобильность и разноуровневость; индивидуальная направленность; наличие различных организационных форм и методов обучения [5]. Автор акцентирует внимание на следующих основных особенностях: добровольности его получения, индивидуализированности и вариативности, осуществлении его в сфере свободного времени [5].

А.Б. Фомина, рассматривая сущность дополнительного образования в аспекте категории «социальная среда», характеризует его как доступное и открытое для различных категорий детей [14]. По мнению автора, в дополнительном образовании происходит не только воспитание личности, но и формирование социальных норм и правил поведения, овладение социальными ролями [14]. А.В. Мудрик отмечает, что исследуемая категория может, во-первых, создать необходимые условия для усвоения накопленного социального опыта, который соответствует образу жизни определенной социальной группы, реализующей социокультурную функцию посредством осуществления социальной деятельности; во-вторых, оказать педагогическую помощь (индивидуальную) в преодолении возникающих перед человеком трудностей; в-третьих, помочь ориентироваться в социокультурных ценностях общества и др. [15]. К особенностям организаций дополнительного образования можно отнести: самостоятельность выбора ребенком интересующей его области знания, добровольность участия детей в деятельности таких организаций, творческое начало и тесное сотрудничество взрослых и детей, создание доброжелательной атмосферы.

Таким образом, анализ вышеизложенного материала свидетельствует, что дополнительное образование призвано значительно расширить пространство всестороннего развития детей, компенсировать, корректировать содержание базового образования. В организациях дополнительного образования дети имеют возможность реализовать такие личностные качества, которые не всегда востребованы в условиях основного образования. В данных организациях педагогами реализуются дополнительные общеобразовательные программы различной направленности, обеспечивающие триаду воспитание ↔ обучение ↔ развитие личности, ориентированные на современные потребности детей и их родителей, предоставляющие свободный выбор одного или нескольких видов деятельности, дающие возможность отбирать как содержание занятий, так и организационные формы обучения. Это обеспечивает создание психологически комфортной среды, положительно влияющей на личностное развитие дошкольников и процесс их социализации. В настоящее время дополнительное образование играет значимую роль в системе образования в целом. Оно способствует личностному и социальному развитию детей начиная с раннего возраста, учитывает их интересы, индивидуальные психофизиологические особенности, потребности и имеющийся потенциал.

Результаты исследования и их обсуждение

Организации дополнительного образования обладают возможностями для решения проблем социализации детей, в том числе через формирование такого ее механизма, как готовность к СБО. В старшем дошкольном возрасте ребенок осваивает ролевое поведение, у него расширяется опыт социальных контактов, познания окружающей действительности, активно развивается способность к коммуникации, происходит накопление социально-нравственных представлений, усвоение норм и ценностей современного общества, обогащение эмоционально-волевой сферы и др. Дополнительное образование активизирует мотивацию, стремление познать что-то новое, обеспечивает исследование окружающего мира, освоение социально-бытовой деятельности, овладение социальной ролью и ролевым поведением как в бытовой, так и социальной сфере. Все это позволяет видеть глубокий потенциал таких организаций, сущность которого заключается в подготовке старших дошкольников к дальнейшей жизнедеятельности в социуме, где приоритетным является умение выполнять социально-бытовую деятельность, что неосуществимо без наличия СБО [16].

В нашем исследовании социально-бытовая деятельность выступает разновидностью деятельности человека в социально-бытовой сфере. Старшие дошкольники в указанном виде деятельности демонстрируют доверительные взаимоотношения друг с другом, со взрослыми; способность управлять своим поведением, контролировать его (знать особенности выполнения той или иной роли); сформированность представлений о социально значимых для человека видах деятельности и об окружающей социально-бытовой действительности; способность к овладению устройством быта и разнообразных повседневных бытовых дел; понимание назначения окружающих социально-бытовых предметов и вещей; знание технологических процессов, основополагающих в различных видах исследуемой деятельности.

Деятельность организаций дополнительного образования базируется на интересе ребенка (на это ориентируются содержание, принципы, методы и технологии обучения, подготовка и повышение квалификации кадров). В нашем исследовании организации дополнительного образования рассматриваются с точки зрения возможностей формирования готовности к СБО. Нами разработано и апробировано новое содержание программы для организации кружковых занятий на базе исследования, которой послужил Центр продленного дня, созданный в Мордовском государственном педагогическом университете имени М.Е. Евсевьева. Центр ориентирован на подготовку детей, в том числе старшего дошкольного возраста, к самостоятельной жизни. Проводится активная работа по вовлечению детей в социально-бытовую деятельность; включению их в процесс социального взаимодействия.

Дополнительное образование способствует становлению ценностного отношения к социокультурной действительности, к самому себе, к познаваемому; обогащению представлений о людях, их нравственных качествах, правилах взаимоотношений взрослых и детей; формированию у ребенка представлений об окружающей социально-бытовой действительности; созданию благоприятного психологического микроклимата и эмоционального фона; проявлению дружелюбия ко всем участникам коллектива, взаимоуважения, сплоченности; формированию интереса к различным видам деятельности; становлению и развитию бытовых отношений, возникающих между детьми; повышению уровня познавательной активности детей; проявлению инициативности, самостоятельности, решительности, ответственности, устремленности к участию в разнообразных видах деятельности. Организации дополнительного образования не только обеспечивают общее развитие детей, но и способствуют формированию определенной жизненной позиции, социально-бытового опыта, овладению социально-бытовой деятельностью, что становится фундаментом успешной социальной адаптации и социализации [16].

Заключение

Таким образом, с ориентацией на нормативно-правовые документы можно сказать, что дополнительное образование представляет собой некое образовательное пространство, успешно функционирующее в современном обществе; определенную систему, компонентами которой выступают обучение, воспитание и развитие личности; оно поддерживается со стороны общества и государства, является социально востребованным. Организации дополнительного образования представляют интерес для старших дошкольников, так как в данный период закладывается база дальнейшей жизненной стратегии человека. Такие организации обеспечивают психолого-педагогические и организационные условия для развития личности, творческого потенциала детей, интересов и склонностей, для укрепления здоровья, повышают общий культурный уровень воспитанников, наполняют соответствующим содержанием досуговые мероприятия, а также помогают детям социально адаптироваться в обществе. Характеризуя особенности организаций дополнительного образования, отметим его содержательное наполнение, определяемое социальным заказом детей, родителей, иных социальных институтов; оно обеспечивает свободу выбора вида деятельности, педагога, обучающей программы, способствует овладению практическими навыками; образовательный процесс функционирует в триаде воспитание ↔ обучение ↔ развитие, где происходит интеграция разных областей наук и сфер деятельности. В рамках нашего исследования значимым является то, что дополнительное образование предоставляет ряд возможностей, обеспечивающих подготовку детей к самостоятельной жизнедеятельности в социуме: оно обеспечивает их активное вовлечение в социально-бытовую деятельность; активизирует включение дошкольников в процесс социального взаимодействия; предоставляет достаточно широкий спектр занятий; обогащает собственный жизненный опыт детей в социально-бытовой деятельности.