Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ABOUT THE QUALITY OF EDUCATION AT THE UNIVERSITY: THE STUDENT’S VIEW

Demidko E.V. 1
1 Pacific National University
The problems of the quality of education are very multidimensional and it is influenced by a wide range of different factors and conditions. Therefore, it is important to find an approach to the organization of the educational process as a whole, which will help to neutralize their negative impact. In this regard, it is interesting to study the view on the quality of education of the students themselves, since they are one of the most important participants in the educational process. The main research methods were the following methods: open-ended survey, literature analysis and document analysis. The purpose of this article is to analyze the problems of the quality of education from the point of view of 1st-year undergraduates who have completed a bachelor’s degree in various fields of study at various universities and identify possible approaches to eliminating these problems. This should contribute to improving the efficiency and effectiveness of the system of training and retraining of qualified scientific and engineering personnel to increase the competitiveness of the national economy, which is a necessary condition for improving the quality of work and the quality of life of the population. The approach proposed by the author to eliminate the problems of education quality includes: the organization of a digital educational platform based on an interdisciplinary knowledge structure and using an intelligent testing system; the formation of a monitoring center at faculties and institutes; the development of an electronic cyclogram of university management.
quality of education
educational process
organization of the educational process

Сегодня, как никогда ранее, актуально существенное повышение качества образования на основе использования новых подходов к организации всей системы обучения. Это обусловлено тем, что качество образования – это подготовка работников для различных сфер народного хозяйства, способных к эффективной профессиональной деятельности, к быстрой адаптации в современных условиях, владеющих технологиями и умением использовать полученные ими знания при решении профессиональных задач [1].

Это позволяет создать эффективную и результативную систему подготовки и переподготовки квалифицированных научных и инженерно-технических кадров для повышения конкурентоспособности национальной экономики в современных условиях. А для этого необходимо учитывать все проблемные аспекты качества образования. Одним из подходов здесь может являться исследование мнений заинтересованных сторон.

Материалы и методы исследования

Основными методами исследования явились: метод опроса с открытым вопросом, на который необходимо было дать ответ в виде эссе, анализ литературы и анализ документов.

Магистрантам первого курса, которые окончили бакалавриат по различным направлениям подготовки в различных вузах, был задан открытый вопрос: «Какие проблемы, на Ваш взгляд, препятствуют повышению качества образования в вузе?» Было получено 63 развернутых ответа, из которых 45 ответов имели содержательную информацию, 18 ответов не представили никакого интереса.

Результаты исследования и их обсуждение

Проблема качества образования, если речь идет, в частности, о высшем образовании, является системной проблемой, в решении которой должны быть задействованы многие направления функционирования вуза. В этом вопросе не должно быть слабых звеньев, и, следовательно, только комплексный подход может привести к позитивным результатам и к достижению цели по обеспечению высокого качества предоставляемого образования. В современных условиях жесточайшей конкуренции между вузами эффективным может быть только тот, который занимается вопросами планирования и управления качеством [2].

Качество образования Г.А. Есенбаева и К.С. Какенова [3] считают интегральной характеристикой совокупности процессов образовательной деятельности, соответствие ее внешним требованиям, однако единой концепции качества, по их мнению, не существует.

Автор данной статьи предлагает следующее определение: «Качество образования – степень соответствия совокупности профессиональных знаний, умений и навыков в конкретной области профессиональной деятельности, которые установлены и являются неотъемлемыми требованиями заинтересованных сторон». Заинтересованные стороны – это непосредственно сами обучающиеся и их родители или законные представители (требования к профессиональному и карьерному будущему); организации и предприятия различных форм собственности и видов деятельности (требования к знаниям, умениям и навыкам выпускников); государственные и региональные органы власти (государственные образовательные стандарты и кадровые потребности народнохозяйственного комплекса региона).

Что касается самих обучающихся, то исследование Н.А. Винокуровой, И.С. Гудович, К.М. Гайдара [4] показало, что, выстраивая картину своего будущего, часть современных студентов ориентируются в основном на состояние рынка труда: в настоящее время возможность работать по выбранной специальности для большинства молодых людей является весьма проблематичной. Исходя из этого, у значительного числа студентов преобладает мотивация в получении диплома, а не приобретении профессиональных знаний, умений и навыков. Однако для автора статьи интерес представляет тот слой студентов, который заинтересован в получении профессиональных знаний, умений и навыков. Для чего и был проведен опрос.

Анализ содержательной информации, представленной в эссе, позволил выделить пять основных системных компонентов учебного процесса, качество которых, по мнению обучающихся, препятствует повышению качества образования (табл. 1).

Рассмотрим характеристики этих компонентов так, как их описывают обучающиеся.

1. Качество учебных программ.

Существует мнение, что обучающиеся не обладают достаточной для оценки качества учебных программ компетентностью. В случае со студентами первого и второго курсов это так, но для старших курсов бакалавриата и магистрантов это мнение не вполне верно по следующим причинам: во-первых, обучающиеся проходят практику на профильных предприятиях и могут судить о соответствии содержания обучения реальной профессиональной деятельности; во-вторых, многие старшекурсники и особенно магистранты трудоустроены и также имеют представление о требуемых на производстве знаниях, умениях и навыках. Все это обусловливает необходимость учитывать мнение обучающихся как к структуре и содержанию учебных программ, так и непосредственно к процессу обучения.

Таблица 1

Проблемные компоненты качества вузовского образования (взгляд обучающихся)

Компонент учебного процесса

Характеристики

Учебные программы

Структура, содержание, соответствие требованиям работодателей

Обучающиеся

Мотивация, самоорганизация, планирование времени

Преподавательский состав

Компетентность, ответственность

Материально-техническое обеспечение

Обеспеченность учебного процесса, условия эксплуатации

Организация учебного процесса

Система объективного контроля результатов обучения, планирование расписания занятий

Здесь обучающиеся выделили: рассинхронизацию получаемых теоретических знаний с требуемыми работодателем знаниями, умениями и навыками; отсутствие внятного механизма участия потенциального работодателя в формировании образовательных программ, а также его участия в образовательном процессе, в том числе при организации производственной практики: «В учебной программе отсутствовали предметы по изучению современных программных комплексов, которые используются в реальном производстве. Предмет, связанный с 3D моделированием и визуализацией, начался только на третьем курсе и длился всего один семестр, однако хорошие навыки в 3D – одно из основных требований при трудоустройстве. Все это приводит к отставанию системы образования от потребностей рынка труда» (фрагмент из эссе).

Автор данной статьи приводит и другие оценки, прямо или косвенно связанные с качеством учебных программ: «Многие работодатели считают бакалавриат неполным высшим образованием, по их мнению, бакалавры уступают в плане профессиональной подготовки специалистам». «Почти все задания по лабораторным работам или практикам одинаковы каждый год, что приводит к списыванию у предыдущих курсов и отсутствию понимания решения заданий». «Качество обучения не соответствует его стоимости. Ежегодно стоимость обучения растет, но его качество остается неизменным» (фрагменты из эссе).

Во многих ответах отмечается, что учебная программа содержит в себе помимо профильных предметов достаточно большой перечень общих предметов, которые по сути своей не нужны, а от того и неинтересны студентам: они не понимают, зачем им так глубоко вникать в материал, который им мало пригодится в будущей профессии. Преподаватели же этих предметов требуют большого объема самостоятельной работы, не разъясняя при этом взаимосвязь с профильными дисциплинами. Особенно ярко это проявляется на первом и втором курсах.

2. Низкий уровень мотивации, навыков самоорганизации и планирования времени обучающимися.

Эссе обучающихся показали и объективность их самооценки: «Резкий переход от школьной системы обучения, неспособность грамотно распределить время на выполнение заданий». «Зачастую мотивация студентов сводится к тому, чтобы получить хорошую оценку или не потерять стипендию, также студенты учатся І− контроль результатов обучения проводится несистематически, что ведет к несвоевременному выявлению пробелов в знаниях;

− наличие балльной системы при оценивании успеваемости снижает мотивацию к обучению: при такой системе студентам достаточно набрать определенное количество баллов, которое устанавливается преподавателем за каждое занятие (в некоторых случаях и за простое посещение лекций), для получения оценки. Студент заранее знает, на что может рассчитывать и сколько сил нужно для этого приложить. Соответственно, результат направлен на получение баллов, а не знаний;

− проблемы с распределением учебных занятий: в один день у группы может быть пять пар, и все они объемные с полным погружением в материал, а в другой день – две лекции по теме, которую изучали в школе. Необходимо планировать расписание с учетом предела интенсивности внимания – не стоит ставить несколько практических занятий подряд;

− слишком большие перерывы между занятиями – «окна» мешают концентрации внимания на учебном процессе.

Что является причиной проблем, указанных обучающимися? По нашему мнению, это связано с организацией и планированием учебного процесса. Например, если выпускающая кафедра определяет содержание дисциплин исходя из своего понимания общепрофессиональных и профессиональных компетенций, не привлекая при этом работодателей, то:

1. Качество содержания дисциплин с большой долей вероятности будет отличаться от требуемого на рынке труда.

2. Содержание дисциплин будет рассинхронизировано: отдельные темы будут повторяться, в то же время другие будут упущены.

3. При разных уровнях квалификации преподавателей подготовка по различным аспектам специальности также будет различаться по качеству, что приведет к пробелам в знаниях и навыках обучающихся, к отсутствию в них системности. А ведь системность и есть характеристика настоящего знания.

Указанные причины в своей совокупности делают трудноосуществимым процесс объективного контроля знаний, умений и навыков обучающихся. Он становится во многом несистемным и фрагментарным, и к тому же субъективным.

Дополнительно, из-за того, что структура и содержание учебных программ дисциплин разнятся с требованиями к потенциальным специалистам на рынке труда, предполагаемые потребности в материально-техническом обеспечении процесса обучения также не будут адекватными реальной практике деятельности предприятий и организаций. Это ограничит возможности для обучающихся в получении навыков работы с современным производственным оборудованием и технологическими системами.

Автор полагает, что комплексный подход, который может устранить указанные проблемы и существенно повысить качество образования, должен включать три основных направления:

1. Организация определенным образом цифровой образовательной платформы, включающей иерархизированную базу знаний, структуры и алгоритмы интеллектуальной системы тестирования [5]. Это позволит как максимально исключить субъективность, так и нивелировать проблему разницы в профессиональном уровне преподавателей, также это обеспечит системность знаний.

2. Формирование при факультетах и институтах вузов центров мониторинга, основная задача которых – выявление всего спектра факторов и элементов учебного процесса, необходимых для подготовки специалистов, востребованных предприятиями, организациями, учреждениями региона, на основе формирования и реализации их требований в структуре и содержании подготовки выпускников (табл. 2 и рисунок).

3. Разработка электронной циклограммы управления вузом, которая полностью охватывает все подразделения вуза, а также формы и сроки всех документов, даты контроля их исполнения и т.д. Концепция такой циклограммы, ее структура и алгоритм функционирования будут представлены в последующих статьях.

Таблица 2

Характеристики возможных типов центра мониторинга

Характеристика

Тип центра мониторинга

Вузовский

Межвузовский

Отраслевой

Инициатор создания

Отдельный вуз

Группа вузов

Министерства промышленности и образования

Направления деятельности

Специальности вуза

Смежные специальности вузов

Определяются исходя из программы развития региона

Основные участники

Вуз

Группа вузов

Группа вузов и предприятия отраслей

Организационный принцип

На основе выпускающих кафедр вуза

На основе смежных выпускающих кафедр вузов

Группы вузов и предприятий отраслей

missing image file

Концепция центра мониторинга

Заключение

Учебный процесс во многом базируется на субъективных профессиональных и личностных качествах руководящего и профессорско-преподавательского состава вуза. Как следствие, халатное отношение к должностным обязанностям и отсутствие контроля исполнительской дисциплины приводит к очень большому влиянию различных субъективных факторов, в том числе и отрицательных.

Реализация мероприятий в рамках предложенных направлений позволит: нивелировать влияние указанных отрицательных факторов; повысить качество образования; снизить уровень критического восприятия обучающимися процесса образования в вузе, что, в свою очередь, будет содействовать увеличению их мотивации к обучению.