Современные российские вузы на протяжении последних лет активно внедряют в практику обучения новые информационные технологии. Пандемия ускорила этот процесс, в ходе которого и преподаватели, и студенты успешно освоили дистанционные образовательные технологии и получили опыт электронного обучения. В настоящее время в каждом вузе активно применяется электронное обучение по всем изучаемым дисциплинам, которое используется в качестве вспомогательного компонента к традиционному обучению, в основном для организации самостоятельной работы обучающихся и промежуточного контроля их знаний, а также для различных видов дополнительного образования.
Цифровые технологии открывают новые возможности в получении высшего образования: студенты могут обучаться, параллельно осуществляя профессиональную деятельность, а также независимо от места своего проживания и материальной обеспеченности. В связи с этим необходимо отметить постоянно растущий интерес исследователей к применению электронного обучения в современном образовании. За период с 2012 по 2022 г. издан ряд монографий, посвященных данной тематике. В монографии А.Г. Сергеева, И.Е. Жигалова, В.В. Баландиной «Введение в электронное обучение» (2012) проанализированы технологии и стратегия e-learning, приведены классификация средств электронного обучения и критерии оценки его эффективности. В работе Б.Х. Кривицкого «Учебные электронные средства в вузе» (2013) систематизированы учебные электронные средства и рассмотрены компьютерные контролирующие программы. В научном издании «Электронное обучение и дистанционные образовательные технологии» (под ред. Я.А. Ваграменко, М.П. Карпенко (2017)) дано обоснование психолого-педагогических условий развития электронного обучения. Коллективная монография «Разработка адаптивных электронных обучающих курсов в среде LMS Moodle» (2018) посвящена технологическим аспектам реализации электронного обучения в вузе. В издании НИУ ВШЭ «Трудности и перспективы цифровой трансформации образования» (2019) систематизированы инновационные цифровые технологии обучения, позволяющие осуществить переход к персонализированной, результативной организации образовательного процесса. В коллективной монографии «Менеджмент образования в условиях информатизации» (под ред. проф. О.П. Осиповой (2021)) рассматриваются вопросы создания эффективной электронной информационно-образовательной среды вуза, а также педагогические риски при организации электронного обучения. В научном издании «Инновационные процессы в высшем и среднем профессиональном образовании и профессиональном самоопределении» (2022) представлен анализ содержательно-методических и организационно-технологических направлений совершенствования смешанного обучения.
Можно утверждать, что наступил новый этап развития образования, на котором нужно опираться не только на запросы и потребности обучающегося, но и на новые способы организации взаимодействия и общения преподавателя со студентами (и студентов между собой), применять эффективные и понятные инструменты обучения в цифровой образовательной среде [1, 2].
В задачи настоящей статьи не входит подробный анализ успешной и неуспешной вузовской практики использования электронных и дистанционных технологий. Отметим лишь, что большинство преподавателей приобрели умения и навыки разработки электронного учебного контента, предъявления его студентам, а также интерактивного общения с ними в процессе дистанционных лекций и семинарских занятий. Сегодня можно констатировать тот факт, что вузы накопили достаточно большой опыт применения электронного обучения, что позволило перейти к качественно новой ступени в данном направлении – разработке и применению электронных интерактивных курсов.
Исходя из анализа вышеперечисленных научных источников, мы можем сделать вывод: несмотря на то, что термин «электронный курс» широко известен, на сегодняшний день нет четкого определения данного понятия, вследствие чего словосочетания «электронный образовательный ресурс», «электронный управляемый курс», «онлайн-курс», часто рассматриваются как синонимичные. Кроме того, оценивая собственный опыт деятельности в сфере электронного образования, считаем важным рассмотреть возможности электронного управляемого курса как инструмента индивидуализации обучения в вузе, поскольку проблема индивидуализации обучения всегда занимала значительное место в педагогических изысканиях [3, 4, 5].
Цель исследования заключается в уточнении и разграничении базовых понятий, связанных с реализацией электронного и дистанционного обучения в вузе: «электронный образовательный ресурс», «электронный учебный курс», «учебный электронный управляемый курс», «онлайн-курс»; а также в определении возможностей индивидуализации обучения студентов вуза средствами учебного электронного управляемого курса на основе авторского опыта ее реализации.
Материал и методы исследования
Для решения поставленных вопросов проводился анализ научных и научно-методических работ по проблеме реализации технологий электронного обучения, а также авторского опыта применения электронного управляемого курса в образовательной среде вуза.
Результаты исследования и их обсуждение
В соответствии с национальными стандартами РФ в сфере информационно-коммуникационных технологий понятие «электронный образовательный ресурс» (ЭОР) трактуется как «образовательный ресурс, представленный в электронно-цифровой форме и включающий в себя структуру, предметное содержание и метаданные о них» [6, статья 12, подраздел 3.2].
«Структура ЭОР может быть представлена в виде блоков учебного материала, представляющих собой совместно используемые объекты содержания (фрагменты текста, графические иллюстрации, элементы гипермедиа, программы)» [7, п. 4.1.6].
В отличие от ЭОР, определение понятия «электронный курс» в законодательстве РФ не закреплено, вузы вправе самостоятельно трактовать его и включать в локальную нормативную базу.
В самом общем виде электронный учебный курс (ЭУК) можно определить как структурированную совокупность электронных образовательных ресурсов (обучающих, контролирующих, справочно-информационных и др.), разработанных в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины, с целью организации и сопровождения учебного процесса средствами информационно-коммуникационных технологий.
В практике вузовского обучения наиболее распространены следующие виды электронных образовательных ресурсов:
1) электронный учебно-методический комплекс (ЭУМК);
2) электронный учебник;
3) электронное методическое пособие;
4) электронный практикум (в том числе лабораторный практикум);
5) электронный задачник, и др.
Электронный учебно-методический комплекс – структурированная совокупность электронной учебно-методической документации, электронных образовательных средств обучения и контроля знаний, содержащих взаимосвязанный контент и предназначенных для совместного применения в целях эффективного изучения учебных предметов, курсов, дисциплин и их компонентов, – является основой электронного учебного курса.
Основное назначение ЭУК – служить дополнительным средством обучения для частичной замены контактной работы преподавателя со студентами. Именно поэтому ЭУК содержит в основном текстовую информацию, которую обучающийся может изучить дома, чтобы вникнуть в лекционный материал (или тот, который не рассматривался на лекции), подготовиться к семинарскому/практическому занятию, проверить свои знания с помощью контрольных вопросов или тестовых заданий и сориентироваться, какие разделы или темы данной дисциплины освоены им недостаточно.
Онлайн-курсы – новое явление в образовательной практике, их разработка и реализация более сложны по сравнению с ЭУК. Онлайн-курс определяется как «реализуемая с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий структурированная совокупность видов, форм и средств образовательной деятельности, обеспечивающая достижение и объективную оценку определенных результатов обучения на основе комплекса электронных образовательных ресурсов, размещенных в электронной информационно-образовательной среде, к которой предоставляется доступ через информационно-телекоммуникационную сеть Интернет» [8].
Широкое распространение в последние годы получила такая разновидность онлайн-курсов, как массовый открытый онлайн-курс (МООК). В отличие от электронного учебного курса, предназначенного для студентов определенного вуза, факультета, профиля подготовки, с помощью МООК могут обучаться до нескольких сотен тысяч людей одновременно независимо от уровня подготовки, доступ к нему открыт для всех желающих, обучение осуществляется дистанционно, традиционные учебные занятия и консультации с преподавателями не предусмотрены. Массовый открытый онлайн-курс предъявляет более высокие требования и к разработчикам, и к обучающимся:
1) авторам-разработчикам требуются специальные знания и умения из других профессиональных сфер, например видеомонтаж, режиссура, информационные технологии и др.;
2) от обучающихся, при отсутствии контактных занятий с преподавателем, требуются высокий уровень мотивации, самоорганизации, а также развитые навыки структурирования и систематизации большого объема информации.
Учебный электронный управляемый курс (электронно-управляемый курс) – сравнительно новое понятие в сфере электронного обучения, требующее определенного уточнения. Его можно определить как разновидность электронного учебного курса, в котором реализованы все интерактивные возможности онлайн-курса, но в то же время онлайн-курсом не являющийся, поскольку используется в качестве дополнения к традиционному обучению, направлен на изучение дисциплин в соответствии с учебным планом и имеет средства оценки результатов обучения в соответствии с перечнем компетенций ФГОС ВО. Фактически, это электронная обучающая программа, некая переходная ступень от обычного электронного курса к онлайн-курсу. Электронный управляемый курс с развитием информационных технологий получил широкое распространение в образовательной среде вуза.
В современных электронных учебных курсах заложены потенциальные возможности перевода их в электронные управляемые курсы – применение гиперссылок для доступа к ресурсам Интернета, организация различных форм взаимосвязи как между студентами и преподавателем, так и между самими студентами, применение мультимедиатехнологий и многие другие. Особое значение уделяется организации цифровых форм контроля знаний [9].
Одним из несомненных достоинств электронного управляемого курса является возможность индивидуализации траекторий обучения, реализации в этом процессе индивидуальных потребностей студентов. Возможность выбора обучающимся форм организации и содержания учебной деятельности представляется трендом современного образования.
«Управляемые электронные курсы <…> отличаются тем, что при выборе того или иного курса студенты <…> точно знают, какие именно знания, умения и навыки им нужны. Управляемые электронные курсы привлекают также тем, что они <…> обеспечивают повышение эффективности самостоятельных занятий благодаря новым информационным технологиям, которые используются при создании курсов» [10, с. 12].
Конечно, речь не идет о том, что студент по своему желанию лишь частично осваивает запланированные ФГОС компетенции, основная идея индивидуализации обучения – наличие выбора образовательного маршрута и возможность его осуществления.
Информационно-коммуникационные технологии, используемые в электронных управляемых курсах, обеспечивают широкие возможности для вариативности и нелинейной организации образовательного процесса за счет индивидуализации темпа освоения учебного материала, дозировки его объема, интерактивного текущего контроля знаний, оперативной обратной связи при взаимодействии с контентом, вариативности содержания и заданий с учетом уровня подготовки, обучаемости, способностей, сформированности познавательных процессов, учебных умений и навыков, мотивации, индивидуального стиля обучения студента и др. [11].
Покажем возможности индивидуализации обучения с помощью электронного управляемого курса по дисциплине «Педагогическая психология», которые мы реализовывали со студентами 2-го курса направления подготовки 37.03.01 Психология. Необходимо отметить, что опыт обучения в период пандемии дал много ценного материала в плане отбора эффективных форм подачи учебного контента, способов текущего и итогового контроля, вариативности заданий для студентов разного уровня учебных достижений и обучаемости. Этот опыт был взят за основу в процессе переработки традиционного электронного курса на платформе Moodle, которая в настоящее время является самой популярной системой электронного и дистанционного обучения в мире, в полностью интерактивный учебный электронный управляемый курс.
Изначально электронный курс «Педагогическая психология» представлял собой текстовый контент, разбитый на темы; каждая тема сопровождалась презентацией, иллюстративными видеофрагментами, заданиями для самостоятельной работы, контрольными вопросами и заданиями, заданиями для промежуточного и итогового контроля в тестовой форме. Студенты изучали материал, выполняли задания и присылали их на проверку преподавателю. При такой форме организации обучения было трудно отследить, насколько глубоко студент освоил учебный контент, сколько времени ему на это потребовалось, а главное – каков уровень самостоятельности при выполнении проверочных заданий.
Переработка электронного курса в полностью интерактивный электронный управляемый курс была нацелена на стимулирование учебной деятельности обучающихся, формирование ее основных компонентов (мотивация, учебная задача, учебные действия, контроль, оценка), а также на повышение уровня самоорганизации.
Текстовая информация по каждой теме была разбита на более короткие подтемы, каждая из которых была связана с заданиями для самостоятельной работы и проверочными заданиями, по технологии гиперссылок. Настройки курса позволили установить сроки прохождения каждой темы и подтемы, доступ к которым закрывался по окончании установленного времени. Таким образом, студенту необходимо было соблюдать учебный график и сдавать задания в срок. Фамилии студентов, уже приславших задания на проверку, а также их оценки отображались на странице электронного курса и форуме, что являлось дополнительным стимулирующим фактором для отстающих. Кроме того, постоянное обсуждение результатов, вопросов в онлайн-режиме создавало эффект взаимодействия, совместной деятельности, близкий к тому, что возникает на очных семинарских занятиях. В электронный управляемый курс были включены задания для самостоятельного текущего контроля, с автопроверкой и гиперссылками на ту часть контента, усвоение которой проверялось, то есть студенты могли увидеть свои ошибки и еще раз отработать материал. Настройки для итогового контроля по теме были выставлены таким образом, чтобы переход к нему был возможен только после прохождения всех предусмотренных по этой теме учебных элементов.
Текстовый учебный контент был дополнен презентациями и видеолекциями, которые студент мог посмотреть в любое удобное для него время, воспроизвести несколько раз, чтобы лучше разобраться в некоторых вопросах. Поскольку лекции в текстовом и видеоформатах были открыты для изучения до момента вебинара по данной теме, у студентов была возможность заранее ознакомиться с учебным материалом, чтобы задать вопросы преподавателю, прояснить непонятное. Выбор способа изучения контента – в виде текста или видео, а также его анализ – способствовали формированию у обучающихся самооценки и самоконтроля учебных достижений. Для студентов, желающих изучить дополнительный материал по каждой подтеме, были предусмотрены гиперссылки на соответствующий контент или рекомендуемую литературу, что способствовало повышению мотивации и реализации индивидуальных образовательных потребностей. Настройки электронного управляемого курса позволяли увидеть, посмотрел ли обучающийся видеолекцию и сколько времени это заняло.
В каждой теме, помимо лекций, были размещены практические задания разного уровня сложности: репродуктивного, частично-поискового (в том числе в виде квестов), проблемного (исследовательского) характера – с целью проверки теоретических знаний и умения применять их на практике. Студент имел возможность по желанию выбрать уровень заданий и в зависимости от своих учебных достижений и уровня притязаний попробовать выполнить задания более сложного уровня, что формировало мотивацию и более четкое, осознанное понимание учебной задачи. Настройки курса позволяли преподавателю видеть, каким образом студенты выполняли дифференцированные задания, и самые сложные разбирались на семинарском занятии путем коллективного обсуждения. Таким способом достигалось лучшее понимание и усвоение учебного материала и осуществлялась оперативная обратная связь.
Электронный управляемый курс содержал также модуль «Семинар», похожий на модуль «Задание», но более функциональный с точки зрения системы оценивания. В отличие от модуля «Задание», в нем заложено многокритериальное оценивание, включая самооценивание и взаимооценивание. Студент имел возможность сравнить самооценку выполненного им задания с оценкой его одногруппниками и преподавателем, что повышало осознанность учебной деятельности.
После тщательного, детального изучения всех тем студент мог приступить к итоговому тестированию, к которому он подходил уже достаточно подготовленным. Практика нашей работы с электронным управляемым курсом показала, что уровень выполнения контрольного теста (довольно сложного и осуществляемого с ограничением времени, в видеоформате), как правило, значительно выше, чем при обычной очной итоговой проверке знаний, что очень важно не только в учебном, но и в воспитательном плане: у слабоуспевающих студентов не формируется синдром «обученной беспомощности», наоборот, ситуация успеха повышает веру в свои возможности, формирует мотивацию и активизирует учебную деятельность. Помимо этого, пошаговый внешний контроль процесса обучения, заложенный в технологии электронного управляемого курса, способствовал формированию у обучающихся (особенно слабоуспевающих) внутреннего самоконтроля и самоорганизации учения. На итоговом семинарском занятии студенты, давая обратную связь, отмечали, что работа с электронным управляемым курсом вызвала интерес к данной дисциплине, научила тщательнее планировать свое время, систематически работать в течение семестра, глубже освоить и понять учебный материал и, что немаловажно, повысить успеваемость.
Заключение
Мы раскрыли некоторые возможности индивидуализации обучения в вузе с помощью электронного управляемого курса, но очевидно, что в процессе развития информационных технологий открываются новые пути, средства и методы формирования обучающегося как субъекта своего образования. Их результативность пока неоднозначна и требует дополнительных исследований. Кроме того, с расширением области применения электронного обучения необходимы дальнейшее уточнение и разграничение соответствующих понятий и терминов. Открытым остается также вопрос адекватного оценивания результатов освоения электронного управляемого курса.
Накопленный опыт работы с электронным управляемым курсом позволяет сделать вывод: данная технология имеет потенциал развития и совершенствования за счет включения новых форм взаимодействия, новых видов учебного контента и новых конфигураций учебного процесса, с учетом различного уровня подготовки и индивидуальных личностных особенностей обучающихся.