Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

THE DEVELOPMENT OF THE THEORY AND PRACTICE OF VISUAL EDUCATION IN THE WORKS OF DOMESTIC TEACHERS OF THE LATE XIX – EARLY XX CENTURIES

Garaeva E.A. 1
1 Orenburg State University
The study reflects the development of the theory and practice of visual education in the pedagogical heritage of domestic scientists of the late XIX – early XX centuries. The relevance of turning to historical and pedagogical heritage is due to the need to use the richest experience, synergy of pedagogical traditions and innovations in solving the most important tasks of pedagogical science and practice. The purpose of this article is to analyze the scientific and pedagogical approaches to the development of the didactic principle of visibility in the works of domestic scientists in the historical period under consideration. The paper used such research methods as a retrospective analysis of historical and pedagogical literature, generalization, systematization of the findings. The methodological basis of the study was the principles of systematicity, historicism, objectivity. The scientific novelty of the research consists in the fact that the scientific knowledge about the implementation of the principle of visibility in the education of Russia of the late XIX – early XX century has been supplemented from the standpoint of expediency, the role and possibilities of using visual aids and teaching methods; the principles of developing visual aids and improving the work of a teacher on their use in pedagogical practice; determining the aspects of content that need visual support education. The results of the study allow us to conclude that outstanding figures of Russian pedagogical thought of the late XIX – early XX centuries actualized the role of visual education in school practice with their work experience and numerous studies. The practical significance of the research is the possibility of including its results in didactic materials for the study of the discipline «History of Pedagogy and Education»; the materials can be useful to teachers, students, specialists in the history of pedagogy and Russian education.
the didactic principle
pedagogical heritage
visibility
visual training
the principle of visibility
means of visualization

Актуальность исследования обусловлена необходимостью обращения к педагогическому наследию ведущих ученых, раскрывающему становление и развитие теории и практики применения принципа наглядности в образовании России конца XIX – начала XX в., отражающему наиболее ценные идеи наглядного обучения, которые сегодня могут использоваться педагогами при реализации в образовательном процессе активных средств визуализации. Проведенный анализ работ по методологии историко-педагогических исследований позволяет констатировать, что обращение современных ученых к историко-педагогическому знанию способствует наиболее ясному пониманию, осознанию, переосмыслению, объяснению современной теории и практики образования, что позволяет проводить более глубокий и содержательный анализ возникающих сегодня педагогических ситуаций и проблем. Решению многих актуальных педагогических задач способствует обращение к прошлой педагогической реальности, исследование, анализ актуальных вопросов образовательной практики сквозь призму изложения идей, теорий, концепций великих педагогов прошлого [1].

Изучение научных взглядов отечественных педагогов конца XIX – начала XX в. на развитие важнейшего дидактического принципа наглядности в обучении обусловлено необходимостью использования накопленного историко-педагогического опыта для решения важнейших на сегодняшний день задач в сфере образования. В процессе обращения к историко-педагогическому знанию у исследователя формируется понимание, что актуальные сегодня педагогические идеи являются обновленным вариантом на время забытых концепций и теорий. Профессор А.Н. Джуринский отмечает: «Обращение к истории педагогики дает навыки научного исследования, знание педагогических категорий и понятий, умение работать с историко-педагогическими источниками» [2].

Знание истории образования, всесторонний анализ историко-педагогических идей обусловлены необходимостью использования в нынешней практической деятельности всего того, что было накоплено в воспитании и обучении предыдущими поколениями ученых-педагогов.

Обращение к источникам научной литературы, а также имеющийся опыт профессионально-педагогической деятельности позволяют констатировать, что проблема реализации принципа наглядности и актуализации его роли в образовательном процессе в настоящее время имеет особую значимость и активно обсуждается научно-педагогическим сообществом. Исследователями и педагогами-практиками демонстрируется опыт реализации данного принципа обучения в преподавании различных учебных дисциплин. Значительна практика эффективного использования наглядных методов и средств обучения при изучении естественнонаучных, социально-гуманитарных, физико-математических и других дисциплин. Широко рассмотрен опыт использования наглядности при изучении иностранных языков. Все это подтверждается многочисленными современными научными работами, отражающими опыт применения принципа наглядности в обучении в различных сферах и уровнях образования.

Обращение автора настоящей статьи к накопленному историческому опыту, необходимость анализа идей, влияния педагогической деятельности и научных работ отечественных педагогов конца XIX – начала XX в. на развитие теории и практики наглядного обучения обусловлены необходимостью использовать накопленный опыт в современной образовательной практике.

Цель исследования – историко-педагогический анализ научных взглядов отечественных ученых конца XIX – начала XX в. на развитие теории и практики наглядного обучения.

Материалы и методы исследования

В работе использовались такие методы историко-педагогического исследования, как ретроспективный анализ историко-педагогической литературы, обобщение, систематизация полученных выводов. В результате проведения исследования изучались и анализировались педагогические труды и учебные книги российских ученых-педагогов конца XIX – начала XX в. (В.П. Вахтеров, Н.А. Корф, Н.И. Пирогов, К.Д. Ушинский). Проводился анализ работ по методологии историко-педагогических исследований (М.В. Богуславский [3], Г.Б. Корнетов, М.А. Лукацкий [1]); а также научных материалов и авторских исследований, посвященных изучению педагогического наследия педагогов рассматриваемого исторического периода (М.В. Богуславский, Т.Н. Богуславская [4], И.А. Горячева [5]; Е.Ю. Ромашина, И.И. Тетерин [6]; Ю.И. Россова [7], Ю.И. Симакова [8]). Методологическую основу исследования составили принципы системности, историзма и объективности.

Результаты исследования и их обсуждение

Идеи развития теории и практики наглядного обучения не являются новыми для педагогической науки. На современном этапе ее развития накоплено достаточное количество исследований, отражающих способы и средства решения данной проблемы в различные исторические этапы, а также особенности использования данного дидактического принципа в преподавании различных учебных дисциплин. В данной статье рассмотрены и проанализированы научные взгляды на рассматриваемую проблему отечественных ученых конца XIX – начала XX в. (В.П. Вахтеров, Н.А. Корф, Н.И. Пирогов, К.Д. Ушинский).

Отметим, что в настоящее время накоплен значительный фонд научных знаний и методических материалов, отражающих анализ различных точек зрения отечественных педагогов конца XIX – начала XX в. на решение важнейших проблем в сфере образования, в том числе:

− развития передового педагогического опыта и инновационных процессов (О.Б. Лобанова) [9];

− реализации идей развивающего обучения (А.В. Усова) [10];

− развития педагогических теорий в России (М.В. Фалей) [11].

В ходе подготовки статьи были изучены работы ученых, отражающих результаты исследования учебных книг К.Д. Ушинского (И.А. Горячева) [5], учебников и методических пособий Н.А. Корфа (Е.Ю. Ромашина, И.И. Тетерин) [6]; гуманистические идеи в педагогике В.П. Вахтерова (Ю.И. Россова [7], Ю.И. Симакова [8]).

Как показал проведенный анализ научной литературы, в настоящее время недостаточно исследований, отражающих научные взгляды отечественных ученых конца XIX – начала XX в. о роли наглядности в обучении как важнейшего стимула мыслительного процесса ребенка, как средства развития наблюдательности и эффективного усвоения учебного материала.

Огромен вклад в развитие теории и практики наглядного обучения отечественных педагогов Василия Порфирьевича Вахтерова, Николая Александровича Корфа, Николая Ивановича Пирогова, Константина Дмитриевича Ушинского. Выдающиеся деятели отечественной педагогической мысли опытом своей деятельности и многочисленными исследованиями актуализировали роль наглядного обучения в школьной практике, высокую значимость соблюдения данного принципа в процессе обучения в формировании у детей наблюдательности, логичности суждений, умения правильно выражать словами свои наблюдения и формулировать на их основе логические выводы.

В своих работах великий педагог К.Д. Ушинский отмечал, что реализация дидактического принципа наглядности обеспечивает развитие личности обучающегося. Ученый советовал педагогам уделять особое внимание наглядности, поскольку это средство, которое наиболее эффективно стимулирует мыслительный процесс ребенка.

К.Д. Ушинский писал: «дитя… мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще… Облекая первоначальное учение в формы, краски, звуки, – словом, делая его доступным возможно большему числу ощущений дитяти, мы делаем вместе с тем наше учение доступным ребенку и сами входим в мир детского мышления» [12].

Важно, по мысли ученого, в процессе обучения использовать наглядные методы и приемы. Например, при работе с текстом он рекомендовал пользоваться символическими схемами («древами»), которые обладают возможностями ассоциативно связывать понятия в сознании обучающихся. При использовании наглядных форм работы актуализируется образное мышление ученика, обеспечивается наибольшая эффективность процесса перевода усвоенных понятий из кратковременной памяти в долговременную.

Известный деятель земской школы, автор большого количества учебных и методических пособий Николай Александрович Корф внес значительный вклад в развитие теоретических положений наглядного обучения, а именно в практику применения принципа наглядности в первоначальном обучении детей грамоте.

Ученый определял наглядность как одновременное участие большого количества внешних чувств – зрение, обоняние, осязание, вкус, ощущения. При этом считал зрение главным из чувств.

Н.А. Корф доказывал, что использование методов наглядного обучения позволяет более эффективно обучать детей родному языку, осуществлять их знакомство с предметами видимого мира, учить наблюдать, мыслить логически; говорил о важности использования принципа наглядного обучения; убеждал педагогическое сообщество в необходимости реализации наглядности, особенно в преподавании языка; призывал педагогов ценить и использовать в работе учебные книги с картинками (в особенности приводя в пример учебную литературу К.Д. Ушинского). Отмечал, что уроки наглядного обучения – это основа, на которой строится освоение норм правильной русской речи.

Особая заслуга Н.А. Корфа состоит в том, что он разработал и рекомендовал педагогам использовать алгоритм проведения урока наглядного обучения, в котором выделены такие этапы, как подготовительная (предварительная) беседа; чтение названий предметов по книге; указание предметов на картинах; краткое описание предметов и их частей; сравнение предметов между собой; повторение пройденного материала по вопросам педагога.

Николай Александрович ратовал за широкое и массовое использование наглядности в любой начальной школе – для того, чтобы «обучать детей родному языку, знакомить их с предметами видимого мира, научить детей наблюдать и мыслить» [13].

Педагог, ученый, деятель народного образования Василий Порфирьевич Вахтеров считал основной целью образования умение ребенка устанавливать закономерные логичные взаимосвязи между приобретаемыми сведениями (получаемыми знаниями о предметах, явлениях, процессах). Наиболее эффективной для этого, по мысли В.П. Вахтерова, является самостоятельная познавательная деятельность. При этом основная роль отводится предметной наглядности. Следует отметить, что ученый не рассматривал наглядность как самостоятельный предмет преподавания, а определял ее как метод, используемый на начальном этапе обучения, в основе которого – наблюдение и эксперимент.

Василий Порфирьевич придавал большое значение и рекомендовал педагогам начальной школы использовать рисование, лепку, моделирование, чтение по ролям. Это позволяет судить о том, что в представлениях ученого идеи наглядного обучения находились в тесном взаимодействии с идеями практико-ориентированного обучения [14].

Важно отметить, что преимущество использования наглядного обучения в педагогической работе было доказано В.П. Вахтеровым путем эксперимента, в результате которого был сделан важный вывод, что в процессе обучения необходимо добиваться взаимосвязи слов, ясных понятий и представлений, складывающихся из ощущений. Педагог разработал методическое пособие «Русский букварь для обучения письму и чтению, русскому и церковнославянскому», составленное аналитико-синтетическим способом «чтение – письмо». В пособие включены иллюстрации изображенных предметов, начинающихся на изучаемую букву, а также сюжетные картинки к текстам.

Педагогические идеи выдающегося деятеля в области народного образования Николая Ивановича Пирогова и сегодня являются источниками педагогического творчества и практической деятельности. В рамках данного исследования педагогическое наследие Н.И. Пирогова имеет большую значимость, поскольку в своих работах ученый отмечал, что сущность новейшей педагогики должна быть сосредоточена на ключевых идеях наглядности обучения, связи с законами развития личности и соблюдения принципа уважения человеческого достоинства.

По мнению ученого, наглядность – это важнейшее условие образования, без обеспечения которого возможно достижение только «механического» усвоения содержания предмета, которое не способствует дальнейшему развитию учеников.

Реализации принципа наглядности в процессе преподавания Николай Иванович придавал особое значение. Ученый считал, что необходимо использовать этот принцип обучения в начальной школе и в гимназиях, что «наравне с грамотой должно быть одним из главных предметов элементарного учения». Его замечания относительно нового проекта «Положения о начальных народных училищах» были связаны с тем, что в нем не упоминалось о наглядности обучения, в то время как грамота только в единстве с наглядностью способствовала развитию детей.

Вместе с этим Н.И. Пирогов постоянно подчеркивал необходимость сочетания в практике обучения наглядности и слова, воздействия не только на «внешние чувства», но и на мышление, как «самую существенную способность человека». Особый акцент делался на рассмотрении преподавания таких наук, как история, география, естественные науки, изучение которых, по мнению ученого, должно обязательно сопровождаться использованием наглядных средств и методов обучения.

Следует отметить, что мысли Н.И. Пирогова о важности единения в процессе обучения слова и наглядности созвучны с идеями К.Д. Ушинского. Ученые едины во мнении, что обучение целесообразно начинать с изучения наиболее простых форм и предметов, окружающих детей, впоследствии переходя из области «материального созерцания» в область «отвлеченного созерцания».

Ученый отмечал важность в процессе профессиональной подготовки будущих учителей овладения ими наглядным методом обучения, позволяющим наиболее эффективно решать задачи по развитию у детей, особенно младшего школьного возраста, мышления и «соображения», наблюдательных способностей.

Н.И. Пирогов писал: «…Кто от души желает научить и воспитать будущее поколение, тот должен и наглядное учение принять к сердцу, ознакомиться с ним посредством размышления и опыта и положить его основой преподавания» [15].

В своих работах Н.И. Пирогов призывал педагогов заниматься самообразованием, совершенствовать используемые на уроках методы обучения, стремиться к более живому и наглядному способу изложения учебного материала, способствующему эффективному развитию смысла у учащихся и стимулирующему к дальнейшему постижению истины.

Проведенное исследование позволяет сформулировать ряд важных выводов. В результате осуществленного историко-педагогического анализа научных взглядов В.П. Вахтерова, Н.А. Корфа, Н.И. Пирогова, К.Д. Ушинского было уточнено, что наглядность, как ведущий дидактический принцип обучения, рассматривался учеными в качестве важного средства, обеспечивающего формирование у обучающихся соответствующих качеств личности (наблюдательности, самостоятельности, логичности и понятийности мышления), а также умений: «всматриваться в то, что перед глазами»; думать, созерцать, мыслить; логично выражать свои мысли и суждения; сравнивать изучаемые предметы и выводить на основе таких сравнений общие понятия; обобщать, классифицировать и распознавать изучаемые предметы. Наглядное обучение определялось учеными как необходимая форма организации учебной работы, использование которой способствует совершенствованию восприятия, улучшению понимания материала и запоминанию информации.

Изучение и анализ педагогических работ ученых конца XIX – начала XX в. позволяет констатировать, что в своих исследованиях они актуализировали значимость проведения уроков с использованием методов и средств наглядного обучения, в особенности, как отмечал Николай Александрович Корф, в начальной школе при обучении детей родному языку.

В исследовании представлено научно-педагогическое осмысление дидактического принципа наглядности в трудах русских педагогов, ученых как необходимого и закономерного средства организации образовательного процесса любого уровня сложности, а также как ведущего принципа, которым должен руководствоваться каждый педагог.

Заключение

В результате проведенного историко-педагогического анализа взглядов В.П. Вахтерова, Н.А. Корфа, Н.И. Пирогова, К.Д. Ушинского мы отмечаем, что выдающиеся деятели отечественной научной мысли опытом своей педагогической работы и многочисленными исследованиями актуализировали роль наглядного обучения в школьной практике, доказали высокую значимость соблюдения данного принципа в педагогической практике с целью наиболее эффективного формирования у детей самостоятельности, логичности суждений, умения правильно выражать словами свои наблюдения и формулировать на их основе логические выводы.

Представленные точки зрения отечественных педагогов конца XIX – начала XX в. позволяют сделать вывод, что в рассматриваемый период практика реализации наглядного обучения постоянно совершенствовалась и была нацелена не только на решение практических вопросов, связанных с использованием средств, обеспечивающих визуальное представление учебного материала, разработкой пособий и методических материалов, но и на глубокий всесторонний анализ условий, способов и факторов, обеспечивающих дальнейшее развитие наглядности как средства познания объектов и образов посредством наблюдения, формирования компонентов мыследеятельности, активизации и стимулирования познавательной деятельности, обеспечения точности и правильности понимания детьми учебного материала.