На сегодняшний день инклюзивное образование на территории РФ регулируется Конституцией РФ, федеральным законом «Об образовании», федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ», а также Конвенцией о правах ребенка и Протоколом № 1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Успешная адаптация людей с ограниченными возможностями здоровья в жизни непосредственно связана с условиями их развития и воспитания. Так, для обучения детей с нарушениями зрения в Российской Федерации созданы специальные школы-интернаты. Основная задача таких школ – коррекция нарушений зрения, предоставление возможности для полноценного развития личности, получение общего среднего образования (такого же уровня, как и в обычной школе), проведение трудовой подготовки и развитие индивидуальных способностей ребенка. Доказано, что музыкальное образование во всех его проявлениях – а это уроки музыки в школе, обучение игре на каком-либо музыкальном инструменте, обучение вокалу, хоровое исполнение, театральная деятельность и т.д. – благодаря средствам художественной выразительности может способствовать не только эстетическому воспитанию, но и реабилитации инвалидов по зрению. Занятия музыкой предоставляют таким детям широкие возможности для самореализации. Однако традиционные методы обучения музыке чаще всего оказываются неэффективными и малопригодными для слабовидящих и слепых детей.
Особенности развития детей с нарушением зрения всегда были и есть центром изучения многих исследователей, в частности тифлопсихологов и тифлопедагогов. Вопросами эстетического воспитания в тифлопедагогике занимались В.З. Кантор, Л.И. Плаксина, Б.К. Тупоногов, Л.И. Солнцева. Проблеме влияния дефекта зрения на учебно-познавательную деятельность и процесс эстетического воспитания посвящены исследования М.И. Земцовой, А.Г. Литвак, В.Н. Кулакова, В.П. Ермакова, основные принципы музыкальной педагогики изложены в трудах Б.В. Асафьева, Э.Б. Абдулина, Д.Б. Кабалевского и др. Вместе с тем вопросы, касающиеся организации музыкального обучения и воспитания незрячих детей, в настоящее время являются недостаточно разработанными. Таким образом, изучение особенностей музыкального развития слабовидящих детей в условиях школы-интерната следует считать весьма актуальной проблемой.
Цель исследования заключается в выявлении возможностей музыкального развития слабовидящих детей в условиях школы-интерната. Решались следующие задачи: проанализировать содержание и формы музыкального образования в школе-интернате для слабовидящих детей; обобщить опыт педагогов по теме исследования; провести опытно-поисковую работу по развитию творческих способностей школьников на музыкальных занятиях в условиях школы-интерната для слабовидящих детей.
Материалы и методы исследования
Основой данного исследования являются научные труды, рассматривающие вопросы разработки и реализации адаптивных программ в условиях инклюзии (Н.С. Комова [1], Т.А. Соловьева [2] и др.), исследование А.А. Смирнова, посвященное проблеме реализации инклюзии с учетом специфики музыкального образования [3]. Мы опирались также на труды специалистов в области художественно-эстетического и музыкального образования и воспитания: Л.А. Баренбойма, И.Ю. Дъяченко и др. [4–6].
Результаты исследования и их обсуждение
Музыкальное искусство можно рассматривать как одно из средств реабилитации и развития слабовидящих детей. Доказано, что патология зрения способствует проявлению компенсаторных функций организма, что, по мнению Л. Выготского, приводит к созданию новых «обходных путей развития» [7, с. 81]. По наблюдениям психологов дети с нарушениями зрения выглядят менее эмоциональными, более спокойными и уравновешенными, по сравнению с детьми без дефектов зрения. Вместе с тем их речь может быть достаточно выразительной, они чутко улавливают настроение собеседника, чувствуют эмоциональное состояние по интонации голоса, а значит, могут адекватно воспринимать и музыкальные интонации.
В силу этого основная нагрузка в восприятии и оценке явлений окружающей действительности ложится на слух и осязание. Слух также принимает на себя познавательную функцию. Поэтому педагогу в процессе работы приходится опираться на методы пропевания, прослушивания и проговаривания музыкального материала. Дети с нарушением зрения обучаемы так же, как и нормально видящие, а их интеллект в некоторых случаях даже превышает норму. Однако в силу понятных причин их физический статус, в том числе и мышечный аппарат, может быть ослаблен, к тому же эти дети могут иметь ряд психологических особенностей. По сравнению со здоровыми детьми физическое утомление у них наступает быстрее, что часто приводит к ошибочности восприятия учебного материала и последующего его воспроизведения. Однако слабовидящие дети чувствуют музыку острее и быстрее ее запоминают.
Чем активнее и разнообразнее музыкальная деятельность у детей с нарушением зрения, тем эффективнее протекает процесс их музыкального развития. В этом случае на помощь педагогу придут все виды музыкально-практической деятельности: слушание, пение, музыкально-ритмические движения. Песенный материал должен быть легким и доступным для понимания младшего школьника с небольшим диапазоном и плавными мелодическими линиями.
При проведении любых музыкальных занятий с детьми, имеющими нарушения зрения, педагогу следует учитывать следующие организационные условия:
− тесно связывать тематику образовательного процесса с коррекционными целями занятия;
− соблюдать на уроке офтальмоэргономические рекомендации;
− учитывать функциональные дефекты органа зрения учащихся и вторичные психофизические отклонения в их развитии.
Содержание музыкальных занятий направлено на развитие музыкального восприятия, эмоциональной отзывчивости и музыкально-слуховых представлений обучающихся. В основе музыкального развития детей в школе-интернате должны лежать следующие методические принципы [8]:
1) взаимодействие средств, активизирующих интеллектуальное и эмоциональное развитие слабовидящих детей;
2) первичность накопления музыкальных впечатлений, которые затем станут основой их музыкальной деятельности;
3) принцип «от частного к общему»;
4) концентрический характер обучения (постоянное возвращение к пройденному на новом этапе), отсюда вытекает обязательное повторение материала, его усложнение.
Благодаря этим принципам музыкальное развитие ребенка с нарушением зрения идет по нарастающей, преемственность в обучении дает возможность обеспечить последовательное развитие каждого ученика.
Педагогами специальных школ накоплен значительный опыт по музыкальному воспитанию и обучению детей данной категории. Одним из таких примеров может служить работа учителя музыки коррекционной школы г. Чебоксары Н.В. Арсентьевой, направленная на минимизацию у обучающихся отклонений в познавательной, эмоциональной и моторной сферах путем вовлечения в различные виды музыкальной деятельности (восприятие, пение, движение под музыку, игра на детских музыкальных инструментах). Одной из важнейших коррекционных задач в работе со слепыми и слабовидящими детьми является создание ситуации востребованности интересов, знаний и умений учащихся. Этому способствует организация музыкально-творческой деятельности.
В школе она достаточно многообразна и представлена различными вариантами, выполняя наряду с воспитательными, образовательными и коррекционные задачи:
− преодоление изолированности и замкнутости, связанной с нарушением зрительных функций, предоставление слабовидящим детям возможности самовыражения;
− обеспечение эффективной социализации школьников с ограниченными возможностями здоровья средствами музыкального искусства;
− формирование мотивации к самореализации через музыкальное творчество, развитие музыкальных способностей.
Перечисленные задачи могут быть решены на основе комплексного планирования учебной и внеучебной деятельности, включающей элементы музыкального воспитания, где коллективное творчество реализуется на уроках музыки, а индивидуальное обучение осуществляется во внеурочное время. Музыкальные занятия включают в себя разнообразные виды музыкальной деятельности. К ним относятся пение, слушание музыки, игра на детских музыкальных инструментах, музыкально-ритмические движения с танцевальными элементами.
Помимо налаживания координации слуха и голоса пение помогает формированию у детей с нарушением функций зрения чувства ритма, ясной дикции и ощущения темпа речи. На основе взаимодействия слуховых и мышечных ощущений осуществляется развитие точной певческой интонации, формируются музыкальные способности в целом. В свою очередь, слушание музыки имеет большое значение для развития у школьников ассоциативно-образного мышления на основе получаемых в реальной жизни тактильных ощущений и дополнительных сведений из обсуждения с учителем конкретного музыкального образа. Как показывает опыт, наиболее результативным в такой форме работы является слушание программной музыки, в которой уже само название наталкивает слушателя на определенные ассоциации. Игра на детских музыкальных инструментах способствует развитию у школьников мелкой моторики, чувства ритма, музыкального слуха и внимания. Этот вид деятельности часто используется на занятиях по коррекционной ритмике. В продолжение коррекционной ритмики можно использовать танцевальные элементы и пантомиму. В процессе занятий школьники не только осваивают отдельные танцевальные движения, но и их значение при включении в определенные действия. Пантомима способствует развитию мимики слабовидящих детей, учит их выражать мимикой различные настроения (радость, огорчение, обиду и др.), которые они не могут наблюдать при общении с другими людьми. Использование подвижных игр на музыкальных занятиях направлено на развитие ориентации в пространстве. Для этого включаются разнообразные виды движений (ходьба, бег, подскоки, прыжки). Одновременное звучание музыкального сопровождения усиливает корригирующее воздействие, создает определенное эмоциональное настроение и вызывает пластическую реакцию. Музыка также способствует регуляции нервных процессов и мышечных усилий школьника, так как в подвижных музыкальных играх требуется быстрая реакция на изменения в музыке и координация движений.
Подтверждением этому служит опыт работы Специальной (коррекционной) школы-интерната № 33 г. Братска Иркутской области, где считается важным использовать в процессе музыкального воспитания игровые движения, так как они имеют большое значение в развитии музыкального слуха, памяти, чувства ритма, улучшают двигательные навыки детей. По мнению педагогов, прислушиваясь к музыке и выполняя движения под музыку, ребенок на подсознательном уровне усваивает элементы музыкальной речи. При этом замечено, что чем раньше начинается приобщение детей к музыке, тем успешнее будет протекать их общее развитие. Музыкально-двигательные игровые упражнения помогают незрячим детям избавиться от общей скованности и зажатости. Если на это вовремя не обратить внимание, то впоследствии данные недостатки окажут отрицательное воздействие на развитие личности в целом.
На современном этапе одним из эффективных средств и перспективных направлений музыкального воспитания слабовидящих детей считается использование музыкально-компьютерных технологий. Однако для этого необходимо научить незрячих учащихся соотносить реальный образ, сформированный на основе получения определенных знаний, с тем, что возникает в воображении каждого обучающегося с учетом их индивидуальных особенностей. Необходимо учитывать специфику ограниченных возможностей зрительного анализатора, когда визуализация воспринимаемого образа сначала происходит на тактильном уровне и лишь после этого дополняется зрительными элементами. Так, предлагая детям представить определенную ситуацию, связанную с состоянием природы, временем года, сказочным или реальным образом («Весенние голоса», «Зимняя дорога», «Баба-Яга» и т.д.), следует обсудить, какими средствами музыкальной выразительности можно их передать (музыкальные инструменты, тембр голоса, пластические движения и др.). Такой метод работы способствует развитию образных и музыкально-слуховых представлений, воображения и фантазии слабовидящих детей. Постепенно учащиеся привыкают мыслить цельными художественными образами, которые создают в процессе беседы с учителем и своими товарищами.
Как известно, в музыкальной педагогике используются следующие критерии музыкального развития школьников:
− проявление интереса к музыке, степень эмоционального отклика на нее;
− умение высказать свое мнение и впечатление о прослушанном или исполненном произведении, используя при этом ключевые знания;
− совершенствование исполнительских умений и навыков, которые следует оценивать в сравнении с исходным уровнем учащегося.
Опыт работы преподавателей школ для слабовидящих детей показал эффективность использования ряда методик для диагностики музыкального развития данной категории школьников. Одна из них – это методика Г.А. Урунтаевой «Диагностика музыкальной деятельности». Целью данной методики является выявление музыкальности школьников, уровня развития музыкальных способностей. Автор предлагает осуществлять диагностику в ходе наблюдения за детьми во время слушания, восприятия музыкальных произведений и дальнейшего обсуждения услышанного. При этом педагог имеет возможность наблюдать:
− за общей реакцией учащихся на звучание музыки (увлеченность, заинтересованность, равнодушие, отрицание, неприятие и др.);
− эмоциональная отзывчивость на музыкальное произведение, музыкальный образ (выражение эмоций в соответствии с характером музыки с помощью изменения мимики, движений корпуса, рук и ног – притопывания, хлопки, покачивания и др.);
− проникновение в содержание произведения и умение рассказать об услышанном, определить характер, настроение, назвать некоторые из средств выразительности (динамика, темп, ритм и др.) [9].
Кроме того, можно предложить еще один параметр оценки музыкального развития слабовидящих школьников – это навык пластического интонирования музыки, который достаточно широко используется в традиционной диагностике музыкальных способностей. На это направлена «Диагностика уровня музыкального и психомоторного развития ребенка младшего школьного возраста», разработанная А.И. Бурениной. Данная методика предполагает выполнение школьниками серии специально подобранных ритмических заданий, составленных на основе движения под музыку [10].
Также следует обратить внимание на программу ведущих специалистов в области музыкального движения Т.В. Нестеренко, К.В. Тарасовой «Гармония», содержащую раздел «Музыкальное движение» [11]. На наш взгляд, одним из интересных упражнений-этюдов является «Вальс с волшебными колокольчиками», в процессе выполнения которого учащиеся должны передать в движениях выразительный взволнованный характер музыки вальса, выразить различные интонации (просьба, восторг при проявлении волшебных колокольчиков и легкую грусть при их исчезновении). Выполнение подобных упражнений способствует развитию у обучающихся не только чувства ритма, но и координации движения, выразительной пластики, ориентации в пространстве, а также воображения, эмоциональности, образного мышления и других личностных качеств. Рассмотренный комплекс методик является необходимым инструментом для педагогов специализированных школ-интернатов, обучающих детей с нарушениями функций зрения, с целью выявления, контроля и выстраивания перспективы их музыкального развития.
Заключение
Музыкальное искусство, являясь средством коррекции и развития слепых и слабовидящих детей, широко используется в педагогической практике. Представленный опыт деятельности школ-интернатов позволяет сделать следующие выводы. Музыкальное развитие школьников данной категории должно строиться на основе определенных принципов и организационных условий. Также следует отметить, что музыкальное воспитание слабовидящих детей должно осуществляться комплексно, как во время уроков музыки, так и во внеурочной деятельности. Вовлечение школьников в музыкально-образовательную среду должно носить систематический характер и быть разнообразным по содержанию видов музыкальной деятельности. Рекомендованные выше методы, приемы и диагностика позволят эффективно решать проблему музыкального развития незрячих и слабовидящих детей в условиях школы-интерната.