Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

FEATURES OF MUSICAL DEVELOPMENT OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN IN A BOARDING SCHOOL FOR VISUALLY IMPAIRED CHILDREN

Tenyukova G.G. 1 Medvedeva I.A. 1
1 Chuvash State Pedagogical University
The article is devoted to the issue of musical development of visually impaired children by means of musical art in a boarding school. The main approaches to the organization of music lessons with primary school age students, taking into account the peculiarities of their health, are analyzed. The possibilities of the educational process of a boarding school for visually impaired children in the musical development of schoolchildren are revealed. The features of musical development of visually impaired children are determined. The organizational and pedagogical conditions of musical and aesthetic education of visually impaired schoolchildren are presented and the methodological principles used in this work are disclosed. Based on the analysis of the psychophysiological features of visually impaired children, the necessity of developing a set of methods and techniques aimed at correcting their personal development is substantiated. Separate diagnostic methods are given to identify the level of musical development of younger schoolchildren with deviations in the work of the visual analyzer. The content of the music lesson, including a list of specific types of musical activity, is presented, their orientation in the correctional aspect is characterized. The necessity of including music in various types of activities in a boarding school in order to correct the development of visually impaired children is substantiated. The approbation of the developed set of methods and techniques was carried out, their content was revealed, which in general is aimed at the musical development of children of this category.
music teacher
musical development
boarding school for visually impaired children
primary school students

На сегодняшний день инклюзивное образование на территории РФ регулируется Конституцией РФ, федеральным законом «Об образовании», федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ», а также Конвенцией о правах ребенка и Протоколом № 1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Успешная адаптация людей с ограниченными возможностями здоровья в жизни непосредственно связана с условиями их развития и воспитания. Так, для обучения детей с нарушениями зрения в Российской Федерации созданы специальные школы-интернаты. Основная задача таких школ – коррекция нарушений зрения, предоставление возможности для полноценного развития личности, получение общего среднего образования (такого же уровня, как и в обычной школе), проведение трудовой подготовки и развитие индивидуальных способностей ребенка. Доказано, что музыкальное образование во всех его проявлениях – а это уроки музыки в школе, обучение игре на каком-либо музыкальном инструменте, обучение вокалу, хоровое исполнение, театральная деятельность и т.д. – благодаря средствам художественной выразительности может способствовать не только эстетическому воспитанию, но и реабилитации инвалидов по зрению. Занятия музыкой предоставляют таким детям широкие возможности для самореализации. Однако традиционные методы обучения музыке чаще всего оказываются неэффективными и малопригодными для слабовидящих и слепых детей.

Особенности развития детей с нарушением зрения всегда были и есть центром изучения многих исследователей, в частности тифлопсихологов и тифлопедагогов. Вопросами эстетического воспитания в тифлопедагогике занимались В.З. Кантор, Л.И. Плаксина, Б.К. Тупоногов, Л.И. Солнцева. Проблеме влияния дефекта зрения на учебно-познавательную деятельность и процесс эстетического воспитания посвящены исследования М.И. Земцовой, А.Г. Литвак, В.Н. Кулакова, В.П. Ермакова, основные принципы музыкальной педагогики изложены в трудах Б.В. Асафьева, Э.Б. Абдулина, Д.Б. Кабалевского и др. Вместе с тем вопросы, касающиеся организации музыкального обучения и воспитания незрячих детей, в настоящее время являются недостаточно разработанными. Таким образом, изучение особенностей музыкального развития слабовидящих детей в условиях школы-интерната следует считать весьма актуальной проблемой.

Цель исследования заключается в выявлении возможностей музыкального развития слабовидящих детей в условиях школы-интерната. Решались следующие задачи: проанализировать содержание и формы музыкального образования в школе-интернате для слабовидящих детей; обобщить опыт педагогов по теме исследования; провести опытно-поисковую работу по развитию творческих способностей школьников на музыкальных занятиях в условиях школы-интерната для слабовидящих детей.

Материалы и методы исследования

Основой данного исследования являются научные труды, рассматривающие вопросы разработки и реализации адаптивных программ в условиях инклюзии (Н.С. Комова [1], Т.А. Соловьева [2] и др.), исследование А.А. Смирнова, посвященное проблеме реализации инклюзии с учетом специфики музыкального образования [3]. Мы опирались также на труды специалистов в области художественно-эстетического и музыкального образования и воспитания: Л.А. Баренбойма, И.Ю. Дъяченко и др. [4–6].

Результаты исследования и их обсуждение

Музыкальное искусство можно рассматривать как одно из средств реабилитации и развития слабовидящих детей. Доказано, что патология зрения способствует проявлению компенсаторных функций организма, что, по мнению Л. Выготского, приводит к созданию новых «обходных путей развития» [7, с. 81]. По наблюдениям психологов дети с нарушениями зрения выглядят менее эмоциональными, более спокойными и уравновешенными, по сравнению с детьми без дефектов зрения. Вместе с тем их речь может быть достаточно выразительной, они чутко улавливают настроение собеседника, чувствуют эмоциональное состояние по интонации голоса, а значит, могут адекватно воспринимать и музыкальные интонации.

В силу этого основная нагрузка в восприятии и оценке явлений окружающей действительности ложится на слух и осязание. Слух также принимает на себя познавательную функцию. Поэтому педагогу в процессе работы приходится опираться на методы пропевания, прослушивания и проговаривания музыкального материала. Дети с нарушением зрения обучаемы так же, как и нормально видящие, а их интеллект в некоторых случаях даже превышает норму. Однако в силу понятных причин их физический статус, в том числе и мышечный аппарат, может быть ослаблен, к тому же эти дети могут иметь ряд психологических особенностей. По сравнению со здоровыми детьми физическое утомление у них наступает быстрее, что часто приводит к ошибочности восприятия учебного материала и последующего его воспроизведения. Однако слабовидящие дети чувствуют музыку острее и быстрее ее запоминают.

Чем активнее и разнообразнее музыкальная деятельность у детей с нарушением зрения, тем эффективнее протекает процесс их музыкального развития. В этом случае на помощь педагогу придут все виды музыкально-практической деятельности: слушание, пение, музыкально-ритмические движения. Песенный материал должен быть легким и доступным для понимания младшего школьника с небольшим диапазоном и плавными мелодическими линиями.

При проведении любых музыкальных занятий с детьми, имеющими нарушения зрения, педагогу следует учитывать следующие организационные условия:

− тесно связывать тематику образовательного процесса с коррекционными целями занятия;

− соблюдать на уроке офтальмоэргономические рекомендации;

− учитывать функциональные дефекты органа зрения учащихся и вторичные психофизические отклонения в их развитии.

Содержание музыкальных занятий направлено на развитие музыкального восприятия, эмоциональной отзывчивости и музыкально-слуховых представлений обучающихся. В основе музыкального развития детей в школе-интернате должны лежать следующие методические принципы [8]:

1) взаимодействие средств, активизирующих интеллектуальное и эмоциональное развитие слабовидящих детей;

2) первичность накопления музыкальных впечатлений, которые затем станут основой их музыкальной деятельности;

3) принцип «от частного к общему»;

4) концентрический характер обучения (постоянное возвращение к пройденному на новом этапе), отсюда вытекает обязательное повторение материала, его усложнение.

Благодаря этим принципам музыкальное развитие ребенка с нарушением зрения идет по нарастающей, преемственность в обучении дает возможность обеспечить последовательное развитие каждого ученика.

Педагогами специальных школ накоплен значительный опыт по музыкальному воспитанию и обучению детей данной категории. Одним из таких примеров может служить работа учителя музыки коррекционной школы г. Чебоксары Н.В. Арсентьевой, направленная на минимизацию у обучающихся отклонений в познавательной, эмоциональной и моторной сферах путем вовлечения в различные виды музыкальной деятельности (восприятие, пение, движение под музыку, игра на детских музыкальных инструментах). Одной из важнейших коррекционных задач в работе со слепыми и слабовидящими детьми является создание ситуации востребованности интересов, знаний и умений учащихся. Этому способствует организация музыкально-творческой деятельности.

В школе она достаточно многообразна и представлена различными вариантами, выполняя наряду с воспитательными, образовательными и коррекционные задачи:

− преодоление изолированности и замкнутости, связанной с нарушением зрительных функций, предоставление слабовидящим детям возможности самовыражения;

− обеспечение эффективной социализации школьников с ограниченными возможностями здоровья средствами музыкального искусства;

− формирование мотивации к самореализации через музыкальное творчество, развитие музыкальных способностей.

Перечисленные задачи могут быть решены на основе комплексного планирования учебной и внеучебной деятельности, включающей элементы музыкального воспитания, где коллективное творчество реализуется на уроках музыки, а индивидуальное обучение осуществляется во внеурочное время. Музыкальные занятия включают в себя разнообразные виды музыкальной деятельности. К ним относятся пение, слушание музыки, игра на детских музыкальных инструментах, музыкально-ритмические движения с танцевальными элементами.

Помимо налаживания координации слуха и голоса пение помогает формированию у детей с нарушением функций зрения чувства ритма, ясной дикции и ощущения темпа речи. На основе взаимодействия слуховых и мышечных ощущений осуществляется развитие точной певческой интонации, формируются музыкальные способности в целом. В свою очередь, слушание музыки имеет большое значение для развития у школьников ассоциативно-образного мышления на основе получаемых в реальной жизни тактильных ощущений и дополнительных сведений из обсуждения с учителем конкретного музыкального образа. Как показывает опыт, наиболее результативным в такой форме работы является слушание программной музыки, в которой уже само название наталкивает слушателя на определенные ассоциации. Игра на детских музыкальных инструментах способствует развитию у школьников мелкой моторики, чувства ритма, музыкального слуха и внимания. Этот вид деятельности часто используется на занятиях по коррекционной ритмике. В продолжение коррекционной ритмики можно использовать танцевальные элементы и пантомиму. В процессе занятий школьники не только осваивают отдельные танцевальные движения, но и их значение при включении в определенные действия. Пантомима способствует развитию мимики слабовидящих детей, учит их выражать мимикой различные настроения (радость, огорчение, обиду и др.), которые они не могут наблюдать при общении с другими людьми. Использование подвижных игр на музыкальных занятиях направлено на развитие ориентации в пространстве. Для этого включаются разнообразные виды движений (ходьба, бег, подскоки, прыжки). Одновременное звучание музыкального сопровождения усиливает корригирующее воздействие, создает определенное эмоциональное настроение и вызывает пластическую реакцию. Музыка также способствует регуляции нервных процессов и мышечных усилий школьника, так как в подвижных музыкальных играх требуется быстрая реакция на изменения в музыке и координация движений.

Подтверждением этому служит опыт работы Специальной (коррекционной) школы-интерната № 33 г. Братска Иркутской области, где считается важным использовать в процессе музыкального воспитания игровые движения, так как они имеют большое значение в развитии музыкального слуха, памяти, чувства ритма, улучшают двигательные навыки детей. По мнению педагогов, прислушиваясь к музыке и выполняя движения под музыку, ребенок на подсознательном уровне усваивает элементы музыкальной речи. При этом замечено, что чем раньше начинается приобщение детей к музыке, тем успешнее будет протекать их общее развитие. Музыкально-двигательные игровые упражнения помогают незрячим детям избавиться от общей скованности и зажатости. Если на это вовремя не обратить внимание, то впоследствии данные недостатки окажут отрицательное воздействие на развитие личности в целом.

На современном этапе одним из эффективных средств и перспективных направлений музыкального воспитания слабовидящих детей считается использование музыкально-компьютерных технологий. Однако для этого необходимо научить незрячих учащихся соотносить реальный образ, сформированный на основе получения определенных знаний, с тем, что возникает в воображении каждого обучающегося с учетом их индивидуальных особенностей. Необходимо учитывать специфику ограниченных возможностей зрительного анализатора, когда визуализация воспринимаемого образа сначала происходит на тактильном уровне и лишь после этого дополняется зрительными элементами. Так, предлагая детям представить определенную ситуацию, связанную с состоянием природы, временем года, сказочным или реальным образом («Весенние голоса», «Зимняя дорога», «Баба-Яга» и т.д.), следует обсудить, какими средствами музыкальной выразительности можно их передать (музыкальные инструменты, тембр голоса, пластические движения и др.). Такой метод работы способствует развитию образных и музыкально-слуховых представлений, воображения и фантазии слабовидящих детей. Постепенно учащиеся привыкают мыслить цельными художественными образами, которые создают в процессе беседы с учителем и своими товарищами.

Как известно, в музыкальной педагогике используются следующие критерии музыкального развития школьников:

− проявление интереса к музыке, степень эмоционального отклика на нее;

− умение высказать свое мнение и впечатление о прослушанном или исполненном произведении, используя при этом ключевые знания;

− совершенствование исполнительских умений и навыков, которые следует оценивать в сравнении с исходным уровнем учащегося.

Опыт работы преподавателей школ для слабовидящих детей показал эффективность использования ряда методик для диагностики музыкального развития данной категории школьников. Одна из них – это методика Г.А. Урунтаевой «Диагностика музыкальной деятельности». Целью данной методики является выявление музыкальности школьников, уровня развития музыкальных способностей. Автор предлагает осуществлять диагностику в ходе наблюдения за детьми во время слушания, восприятия музыкальных произведений и дальнейшего обсуждения услышанного. При этом педагог имеет возможность наблюдать:

− за общей реакцией учащихся на звучание музыки (увлеченность, заинтересованность, равнодушие, отрицание, неприятие и др.);

− эмоциональная отзывчивость на музыкальное произведение, музыкальный образ (выражение эмоций в соответствии с характером музыки с помощью изменения мимики, движений корпуса, рук и ног – притопывания, хлопки, покачивания и др.);

− проникновение в содержание произведения и умение рассказать об услышанном, определить характер, настроение, назвать некоторые из средств выразительности (динамика, темп, ритм и др.) [9].

Кроме того, можно предложить еще один параметр оценки музыкального развития слабовидящих школьников – это навык пластического интонирования музыки, который достаточно широко используется в традиционной диагностике музыкальных способностей. На это направлена «Диагностика уровня музыкального и психомоторного развития ребенка младшего школьного возраста», разработанная А.И. Бурениной. Данная методика предполагает выполнение школьниками серии специально подобранных ритмических заданий, составленных на основе движения под музыку [10].

Также следует обратить внимание на программу ведущих специалистов в области музыкального движения Т.В. Нестеренко, К.В. Тарасовой «Гармония», содержащую раздел «Музыкальное движение» [11]. На наш взгляд, одним из интересных упражнений-этюдов является «Вальс с волшебными колокольчиками», в процессе выполнения которого учащиеся должны передать в движениях выразительный взволнованный характер музыки вальса, выразить различные интонации (просьба, восторг при проявлении волшебных колокольчиков и легкую грусть при их исчезновении). Выполнение подобных упражнений способствует развитию у обучающихся не только чувства ритма, но и координации движения, выразительной пластики, ориентации в пространстве, а также воображения, эмоциональности, образного мышления и других личностных качеств. Рассмотренный комплекс методик является необходимым инструментом для педагогов специализированных школ-интернатов, обучающих детей с нарушениями функций зрения, с целью выявления, контроля и выстраивания перспективы их музыкального развития.

Заключение

Музыкальное искусство, являясь средством коррекции и развития слепых и слабовидящих детей, широко используется в педагогической практике. Представленный опыт деятельности школ-интернатов позволяет сделать следующие выводы. Музыкальное развитие школьников данной категории должно строиться на основе определенных принципов и организационных условий. Также следует отметить, что музыкальное воспитание слабовидящих детей должно осуществляться комплексно, как во время уроков музыки, так и во внеурочной деятельности. Вовлечение школьников в музыкально-образовательную среду должно носить систематический характер и быть разнообразным по содержанию видов музыкальной деятельности. Рекомендованные выше методы, приемы и диагностика позволят эффективно решать проблему музыкального развития незрячих и слабовидящих детей в условиях школы-интерната.