Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

EXPERIENCE OF BROADCASTING THE DIGITAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF PRESCHOOL INSTITUTIONS AS PART OF AN INTERNSHIP PLATFORM

Savvina M.P. 1
1 Kindergarten “Smile”
This article presents the experience of implementing the innovative project “Digital transformation of the educational space of the DOW” in the status of the republican innovation platform. The project is implemented by a system of ongoing events, including innovative activities, the organization of methodological work of various formats with teachers, and the implementation of teaching teachers digital tools. The importance is given to the formation of competence in the field of creating educational content for preschool children by preschool teachers and practical students. The article describes the activities of a modular system for organizing digital space in a preschool institution. The dissemination of the experience of kindergartens in the form of an internship platform using digital technologies has shown the effectiveness of network interaction. The article reveals the experience of introducing digital technologies into the educational activities of network preschool institutions of Churapchinsky ulus under the project “Open Educational Space”, combining five modules of integrativity. The purpose of the internship site is devoted to the problem of organizing the pedagogical process in the context of the implementation of the Federal State Educational Standard of preschool organizations within the framework of the project “Educational cluster “Ahaas eige sitime”, which is the republican innovation platform of the Ministry of Education and Science of the Repulic of Sakha (Yakutia). It is intended for students, teachers and specialists of preschool institutions.
digital technologies
preschool teachers
pedagogical experience
internship platform

Национальный проект «Образование», федеральные проекты задают приоритетные направления развития образовательной системы страны. В век цифровых технологий проект «Цифровая образовательная среда» определяет конкретные задачи для всех уровней образовательной системы Российской Федерации. В образовательных программах дошкольного образования отсутствует системный подход к обучению воспитанников дошкольного возраста

В цифровой среде наблюдается нехватка программ, методических рекомендаций по цифровому образованию детей дошкольного возраста. И если ФГОС начального общего и основного общего образования опираются на раздел «Информатизация», где систематически оснащают материально-техническим оборудованием, а также обеспечивают кадрами по внеурочной деятельности, то в детских садах отсутствует раздел информатизации. Поэтому педагоги дошкольных учреждений, в основном молодежь, более приспособленные к взаимодействию с современными технологиями, изучая и ориентируясь на передовой педагогический опыт, совершенствуют самообразование по области создания образовательного контента.

Цель работы – формирование процесса обучения, разработанного в информационно-образовательном пространстве как взаимодействие участников образовательного пространства, нацеленного на развитие интеллектуального потенциала обучающегося [1]; освоение педагогами дошкольных учреждений цифровых компетенций исходя из запросов участников образовательного процесса, а также распространение опыта по разным направлениям, так как цифровая среда стремительно пополняется новыми инструментами и сервисами.

Детский сад «Улыбка» с. Чурапча Чурапчинского улуса Республики Саха (Якутия) реализует проект «Цифровая трансформация образовательного пространства ДОУ» в статусе республиканской инновационной площадки. Проект реализуется системой проводимых мероприятий, включающих инновационную деятельность, организацией работы с педагогами по разным направлениям цифровой компетентности. Аналитические ресурсы позволяют отслеживать доступность, количество и качество пользования инновационными продуктами, созданными педагогами для педагогической и родительской общественности региона.

Материалы и методы исследования

В ходе освоения возможностей цифровой образовательной среды мы столкнулись с рядом проблем: это, во-первых, необходимость оснащения мультимедийным оборудованием, во-вторых, низкий уровень цифровых компетенций педагогов и ограниченность ресурсов для освоения этих навыков, в-третьих, осторожное отношение как родительского, так и профессионального сообщества к внедрению цифровых технологий в образовательный процесс дошкольников.

По результатам опроса по улусу «Определение уровня цифровой компетентности педагога ДОУ», в котором участие приняли 258 педагогов дошкольных организаций, выявлен низкий уровень цифровой компетентности. Опрос состоял из трех блоков: «Общие знания ПК и интернета», «Технология сетевого взаимодействия» (для работы с коллегами и родителями), «Создание, разработка цифровых продуктов».

Подводя итоги, опираясь на новейшие средства обучения, функционирующие в информационно-образовательной среде, мы провели онлайн-обучение «Использование IT-технологий в образовательном процессе». Согласно программе обучили в онлайн-режиме педагогов республики создавать личные сайты и цифровые продукты (викторины, дидактические игры и тесты) с помощью онлайн-платформ Quizziz.com, Learning Apps, работать на видеоредакторах VideoPad, Movavi, Adobe Premier Pro, с Google-инструментами, а также основам анимации на Macromedia Flash и др. Появление новых средств, функционирующих на базе информационных и коммуникационных технологий, как аналоговой, так и цифровой формы реализации, использование которых существенно повышает мотивацию обучения. [2]. Обучение прошли более ста педагогов дошкольных учреждений со всей республики, что обеспечивает положительную динамику пополнения образовательным контентом, созданным педагогами на родном языке.

В последние годы в республике назрела необходимость создания образовательных материалов на родном языке, так как критически стоит проблема исчезновения родного якутского языка. Конкурирующие культуры входят в жизнь с помощью цифровых технологий, дети растут на российских, зарубежных контентах, происходит отторжение родного языка. А в республике детский образовательный контент единичен. Исходя из проблем, нами накоплен опыт организации и создания детского образовательного контента педагогами дошкольных учреждений.

Результаты исследования и их обсуждение

Для решения проблемы создано цифровое пространство в дошкольном учреждении, раскрывающее потенциал одаренности, для решения задач позитивной социализации и индивидуализации ребенка в совместной творческой деятельности, формирования компетенций «современного человека» в совместных цифровых проектах участников образовательного процесса, взаимодополняющих направлений по информатизации дошкольных организаций.

Цифровое пространство заполняют восемь модулей: тележурналистика, мультипликация, радиостудия, киностудия, технопарк, I-Иитээччи, медиалагерь «Патриот», По пяти модулям разработаны методики, раскрывающие организацию и создание условий для достижения образовательных, воспитательных целей.

Модуль I-воспитатель расширяет границы педагогов, внедряющих медиаресурсы в образовательную деятельность. Нацелен на повышение уровня медиа-информационной грамотности педагогов. Проводятся мастер-классы, обучи, курсы по освоению программ видеоредакторов, аудиоредакторов, графических редакторов. Систематически выпускается передача «I-воспитатель», «Тиһилик» в социальных сетях, платформах, нацеленная на раскрытие возможности, потенциала педагога дошкольного учреждения. Педагоги, владеющие цифровыми инструментами, проводят обучение, курсы как очно, так и онлайн.

Мобильное приложение «Улыбка», предназначенное для обмена информацией между участниками образовательного процесса, обеспечивает оперативность, доступность.

Приложение «Веселые ребята» представляет собой 3D-модель, ежедневно приветствующую детей на родном языке, обучающую правильному произношению, разговорному стилю, обогащению родной речи.

Музыкальный руководитель разработала платформу салон «Шалунишки», где систематически выкладывает разработки по музыкальному воспитанию, минусы и плюсы авторских произведений, созданные видеоклипы к песням и интерактивные игры, разработанные на платформе Learning Apps. Этот модуль нацелен на обогащение медиаконтентов для дошкольных учреждений.

Модуль медиалагерь «Патриот» производит набор детей, способных по технической направленности к осуществлению программ по робототехнике, тележурналистике, мультипликации, английскому языку. Модуль носит практико-ориентированный, воспитательный характер, приобщает детей к патриотическому осознанному отношению, любви к родине. Дети накапливают опыт, возможности в цифровой среде, развивают умения и навыки в мастер-классах специалистов данной области.

В модуле «Журналистика» совместно с детьми, педагогами и родителями издаем публикации в бумажном и электронном вариантах. Творческие разработки детей выкладываем в виртуальные галереи, выпускаем авторские сказки, стишки на мини-книжках, отпечатываем рисунок, фотографии поделок.

Ко всем модулям прикреплены педагоги, внедряющие, апробирующие современные технологии в медийной среде детского сада. Каждый педагог систематически пополняет личный сайт, основной инструмент для взаимодействия с родителями и коллегами.

В данном модуле приобрели графические планшеты, принтеры, документ-камеры, игровые планшеты.

Каждая группа детского сада оснащена современным оборудованием, радиорубкой, принтером, экраном. С утра начинается физкультминутка-мультфильм, дети с удовольствием разминаются и усваивают изложенный материал. Ежедневно отводится минутка по слушанию сказок по радио на родном языке, стишков и рассказов воспитанников, педагогов и родителей. В телестудии систематически приобретаем соответствующую аппаратуру, обзавелись графическими планшетами. После обеда дети с удовольствием просматривают познавательную передачу «Тиһилик», где сами выступали, снимались, и начинают анализировать свои успехи и успехи друзей.

Стимулирование педагогов, разрабатывающих авторские контенты, ресурсы на родном языке, позволяет периодически пополнять детский образовательный контент.

Проектная деятельность по данным модулям вошла в число победителей на Всероссийском конкурсе Л.С. Выготского и распространена в Летней школе им. Л.С. Выготского. Удостоены «Жемчужины» в номинации «Медийный образ ДО» на Всероссийском конкурсе «Восемь жемчужин дошкольного образования». Разработанная педагогами платформа «TREND: навигатор в мир дошкольного детства» единственный портал для ДОУ на родном якутском языке. На платформе TREND размещены всего 3 блока: для детей, родителей и педагогов [3].

Ежегодно проводится литературный конкурс «Произведения для детей» для обогащения детской современной литературы, приобщения родителей и педагогов к творчеству.

Цифровые технологии позволяют вывести учебно-воспитательный процесс дошкольного учреждения на новый уровень по интерактивности, наглядности и объективности [4]. Умение разрабатывать и создавать цифровые образовательные продукты, контенты является главным приоритетом нового стиля педагога дошкольного учреждения.

Практическая значимость совершенствования организации деятельности инновационной площадки и сопровождения обучающихся вызвала потребность транслировать накопленный опыт в форме стажировочной площадки.

На стажировочной площадке «Открытое образовательное пространство “Аһаҕас эйгэ ситимэ”», проводимой Чурапчинским государственным институтом физической культуры и спорта, мы, как участники кластера, включились по направлению «Цифровая образовательная среда в открытом образовательном пространстве». В целом цель стажировочной площадки – организация педагогического процесса в условиях реализации ФГОС ДО в рамках проекта «Образовательный кластер “Аһаҕас эйгэ ситимэ”», который является республиканской инновационной площадкой Министерства образования и науки Республики Саха (Якутия). Предназначена студентам, участникам образовательного процесса дошкольных образовательных учреждений.

Стажировка проводилась поэтапно: подготовительный, деятельностный и заключительный этапы. На подготовительном этапе участники кластера из восьми дошкольных учреждений разработали теоретико-методологическую основу программы стажировки, были определены координаторы, сопровождающие программу стажировочной площадки в условиях дистанционного взаимодействия, создана платформа для обратной связи участников стажировки. http://sakhatrend.ru/page18008505.html.

На деятельностном этапе участники кластера продемонстрировали особенности внедрения проекта в практическую деятельность дошкольных учреждений по пяти направлениям:

1. Вариативные формы организации открытого образовательного пространства.

2. Психолого-педагогическая поддержка детей раннего возраста.

3. Совместная работа с семьями.

4. Социальное партнерство.

5. Цифровая образовательная среда в ДОУ.

Программа стажировочной площадки носит практико-ориентированный характер, в том числе в формате дистанционного обучения. Участники кластера стремились освоить практико-ориентированную деятельность успешного функционирования и развития, повысили квалификацию. Слушателям были продемонстрированы модели внедрения цифровых технологий в образовательную деятельность дошкольных учреждений, опыт использования инструментов и сервисов, требующих изучения и освоения, таких как:

1. Прикладные программные средства и инструменты для создания образовательных контентов на родном языке [5]:

− виртуальные звуковые и музыкальные синтезаторы;

− программы создания презентаций;

− ресурсы для создания графики и инфографики;

− графические редакторы для верстки;

− использование видеоредакторов.

2. Цифровые ресурсы для создания портфолио, контентов, веб-сервисов:

− Google Формы;

− FlockDraw;

− Online Test Pad.

3. Открытые ресурсы, образовательные платформы и каналы:

− Learningsapps;

− Google Classroom;

− Youtube и др.

В ходе выявили особую заинтересованность слушателей в создании обучающего образовательного контента по региональному компоненту образовательной программы учреждений.

Участниками кластера разработаны статьи по внедрению цифровых технологий в образовательную деятельность дошкольных учреждений для включения в учебно-методическое пособие «Информационная технология в открытом образовательном пространстве». Пособие предназначено студентам, обучающимся по специалитету дошкольного образовательного учреждения, методистам ДОУ, практическим работникам.

Статьи в пособии отражают опыт использования цифровых технологий по всем направлениям ФГОС в дошкольных учреждениях. Рассматриваются опыт организации цифровой среды в дошкольном учреждении; создание платформ для взаимодействия участников образовательного процесса; формирования творческих задатков ребенка дошкольного возраста через использование мультимедийных технологий; приобщения дошкольников к техническому творчеству посредством Лего-конструирования и робототехники; повышения ИКТ-компетентности педагогов; сoциально-кoммуникативного развития детей с OВЗ в условиях мультстудии «Радужные звуки». Представлен опыт использования логопедического стола «Алма» как эффективное средство в коррекционной работе; пошагово раскрыты технологии использования программ Lego Digital Designer в совместной с детьми деятельности; программы Flip-builder как наглядное пособие при работе с детьми. Отражены особенности организации детской телестудии «Ньургуһун» как средства развития творчества, инициативности и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста; организации развивающей среды для ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста, и в создании электронных игр по сюжетам якутских народных сказок и олонхо.

На заключительном этапе обучающиеся стажировочной площадки предоставили свои разработки по организации открытого образовательного пространства по пяти направлениям проекта, обменялись опытом и выразили желание продолжать сотрудничество.

Практическая значимость мероприятия заключается во взаимодействии между слушателями и участниками кластера, позволяющего сопровождение в реализации программы стажировки и обратную связь в подаче объективной оценки созданных и представленных материалов.

Заключение

Стажировочная площадка обеспечила трансляцию, обмен накопленным опытом, расширила возможности для самообразования в условиях цифровой образовательной среды в дошкольных учреждениях, способствовала открытости образования, расширила количество участников в формировании и реализации образовательной политики региона, развитию инноваций в образовании.