Национальный проект «Образование», федеральные проекты задают приоритетные направления развития образовательной системы страны. В век цифровых технологий проект «Цифровая образовательная среда» определяет конкретные задачи для всех уровней образовательной системы Российской Федерации. В образовательных программах дошкольного образования отсутствует системный подход к обучению воспитанников дошкольного возраста
В цифровой среде наблюдается нехватка программ, методических рекомендаций по цифровому образованию детей дошкольного возраста. И если ФГОС начального общего и основного общего образования опираются на раздел «Информатизация», где систематически оснащают материально-техническим оборудованием, а также обеспечивают кадрами по внеурочной деятельности, то в детских садах отсутствует раздел информатизации. Поэтому педагоги дошкольных учреждений, в основном молодежь, более приспособленные к взаимодействию с современными технологиями, изучая и ориентируясь на передовой педагогический опыт, совершенствуют самообразование по области создания образовательного контента.
Цель работы – формирование процесса обучения, разработанного в информационно-образовательном пространстве как взаимодействие участников образовательного пространства, нацеленного на развитие интеллектуального потенциала обучающегося [1]; освоение педагогами дошкольных учреждений цифровых компетенций исходя из запросов участников образовательного процесса, а также распространение опыта по разным направлениям, так как цифровая среда стремительно пополняется новыми инструментами и сервисами.
Детский сад «Улыбка» с. Чурапча Чурапчинского улуса Республики Саха (Якутия) реализует проект «Цифровая трансформация образовательного пространства ДОУ» в статусе республиканской инновационной площадки. Проект реализуется системой проводимых мероприятий, включающих инновационную деятельность, организацией работы с педагогами по разным направлениям цифровой компетентности. Аналитические ресурсы позволяют отслеживать доступность, количество и качество пользования инновационными продуктами, созданными педагогами для педагогической и родительской общественности региона.
Материалы и методы исследования
В ходе освоения возможностей цифровой образовательной среды мы столкнулись с рядом проблем: это, во-первых, необходимость оснащения мультимедийным оборудованием, во-вторых, низкий уровень цифровых компетенций педагогов и ограниченность ресурсов для освоения этих навыков, в-третьих, осторожное отношение как родительского, так и профессионального сообщества к внедрению цифровых технологий в образовательный процесс дошкольников.
По результатам опроса по улусу «Определение уровня цифровой компетентности педагога ДОУ», в котором участие приняли 258 педагогов дошкольных организаций, выявлен низкий уровень цифровой компетентности. Опрос состоял из трех блоков: «Общие знания ПК и интернета», «Технология сетевого взаимодействия» (для работы с коллегами и родителями), «Создание, разработка цифровых продуктов».
Подводя итоги, опираясь на новейшие средства обучения, функционирующие в информационно-образовательной среде, мы провели онлайн-обучение «Использование IT-технологий в образовательном процессе». Согласно программе обучили в онлайн-режиме педагогов республики создавать личные сайты и цифровые продукты (викторины, дидактические игры и тесты) с помощью онлайн-платформ Quizziz.com, Learning Apps, работать на видеоредакторах VideoPad, Movavi, Adobe Premier Pro, с Google-инструментами, а также основам анимации на Macromedia Flash и др. Появление новых средств, функционирующих на базе информационных и коммуникационных технологий, как аналоговой, так и цифровой формы реализации, использование которых существенно повышает мотивацию обучения. [2]. Обучение прошли более ста педагогов дошкольных учреждений со всей республики, что обеспечивает положительную динамику пополнения образовательным контентом, созданным педагогами на родном языке.
В последние годы в республике назрела необходимость создания образовательных материалов на родном языке, так как критически стоит проблема исчезновения родного якутского языка. Конкурирующие культуры входят в жизнь с помощью цифровых технологий, дети растут на российских, зарубежных контентах, происходит отторжение родного языка. А в республике детский образовательный контент единичен. Исходя из проблем, нами накоплен опыт организации и создания детского образовательного контента педагогами дошкольных учреждений.
Результаты исследования и их обсуждение
Для решения проблемы создано цифровое пространство в дошкольном учреждении, раскрывающее потенциал одаренности, для решения задач позитивной социализации и индивидуализации ребенка в совместной творческой деятельности, формирования компетенций «современного человека» в совместных цифровых проектах участников образовательного процесса, взаимодополняющих направлений по информатизации дошкольных организаций.
Цифровое пространство заполняют восемь модулей: тележурналистика, мультипликация, радиостудия, киностудия, технопарк, I-Иитээччи, медиалагерь «Патриот», По пяти модулям разработаны методики, раскрывающие организацию и создание условий для достижения образовательных, воспитательных целей.
Модуль I-воспитатель расширяет границы педагогов, внедряющих медиаресурсы в образовательную деятельность. Нацелен на повышение уровня медиа-информационной грамотности педагогов. Проводятся мастер-классы, обучи, курсы по освоению программ видеоредакторов, аудиоредакторов, графических редакторов. Систематически выпускается передача «I-воспитатель», «Тиһилик» в социальных сетях, платформах, нацеленная на раскрытие возможности, потенциала педагога дошкольного учреждения. Педагоги, владеющие цифровыми инструментами, проводят обучение, курсы как очно, так и онлайн.
Мобильное приложение «Улыбка», предназначенное для обмена информацией между участниками образовательного процесса, обеспечивает оперативность, доступность.
Приложение «Веселые ребята» представляет собой 3D-модель, ежедневно приветствующую детей на родном языке, обучающую правильному произношению, разговорному стилю, обогащению родной речи.
Музыкальный руководитель разработала платформу салон «Шалунишки», где систематически выкладывает разработки по музыкальному воспитанию, минусы и плюсы авторских произведений, созданные видеоклипы к песням и интерактивные игры, разработанные на платформе Learning Apps. Этот модуль нацелен на обогащение медиаконтентов для дошкольных учреждений.
Модуль медиалагерь «Патриот» производит набор детей, способных по технической направленности к осуществлению программ по робототехнике, тележурналистике, мультипликации, английскому языку. Модуль носит практико-ориентированный, воспитательный характер, приобщает детей к патриотическому осознанному отношению, любви к родине. Дети накапливают опыт, возможности в цифровой среде, развивают умения и навыки в мастер-классах специалистов данной области.
В модуле «Журналистика» совместно с детьми, педагогами и родителями издаем публикации в бумажном и электронном вариантах. Творческие разработки детей выкладываем в виртуальные галереи, выпускаем авторские сказки, стишки на мини-книжках, отпечатываем рисунок, фотографии поделок.
Ко всем модулям прикреплены педагоги, внедряющие, апробирующие современные технологии в медийной среде детского сада. Каждый педагог систематически пополняет личный сайт, основной инструмент для взаимодействия с родителями и коллегами.
В данном модуле приобрели графические планшеты, принтеры, документ-камеры, игровые планшеты.
Каждая группа детского сада оснащена современным оборудованием, радиорубкой, принтером, экраном. С утра начинается физкультминутка-мультфильм, дети с удовольствием разминаются и усваивают изложенный материал. Ежедневно отводится минутка по слушанию сказок по радио на родном языке, стишков и рассказов воспитанников, педагогов и родителей. В телестудии систематически приобретаем соответствующую аппаратуру, обзавелись графическими планшетами. После обеда дети с удовольствием просматривают познавательную передачу «Тиһилик», где сами выступали, снимались, и начинают анализировать свои успехи и успехи друзей.
Стимулирование педагогов, разрабатывающих авторские контенты, ресурсы на родном языке, позволяет периодически пополнять детский образовательный контент.
Проектная деятельность по данным модулям вошла в число победителей на Всероссийском конкурсе Л.С. Выготского и распространена в Летней школе им. Л.С. Выготского. Удостоены «Жемчужины» в номинации «Медийный образ ДО» на Всероссийском конкурсе «Восемь жемчужин дошкольного образования». Разработанная педагогами платформа «TREND: навигатор в мир дошкольного детства» единственный портал для ДОУ на родном якутском языке. На платформе TREND размещены всего 3 блока: для детей, родителей и педагогов [3].
Ежегодно проводится литературный конкурс «Произведения для детей» для обогащения детской современной литературы, приобщения родителей и педагогов к творчеству.
Цифровые технологии позволяют вывести учебно-воспитательный процесс дошкольного учреждения на новый уровень по интерактивности, наглядности и объективности [4]. Умение разрабатывать и создавать цифровые образовательные продукты, контенты является главным приоритетом нового стиля педагога дошкольного учреждения.
Практическая значимость совершенствования организации деятельности инновационной площадки и сопровождения обучающихся вызвала потребность транслировать накопленный опыт в форме стажировочной площадки.
На стажировочной площадке «Открытое образовательное пространство “Аһаҕас эйгэ ситимэ”», проводимой Чурапчинским государственным институтом физической культуры и спорта, мы, как участники кластера, включились по направлению «Цифровая образовательная среда в открытом образовательном пространстве». В целом цель стажировочной площадки – организация педагогического процесса в условиях реализации ФГОС ДО в рамках проекта «Образовательный кластер “Аһаҕас эйгэ ситимэ”», который является республиканской инновационной площадкой Министерства образования и науки Республики Саха (Якутия). Предназначена студентам, участникам образовательного процесса дошкольных образовательных учреждений.
Стажировка проводилась поэтапно: подготовительный, деятельностный и заключительный этапы. На подготовительном этапе участники кластера из восьми дошкольных учреждений разработали теоретико-методологическую основу программы стажировки, были определены координаторы, сопровождающие программу стажировочной площадки в условиях дистанционного взаимодействия, создана платформа для обратной связи участников стажировки. http://sakhatrend.ru/page18008505.html.
На деятельностном этапе участники кластера продемонстрировали особенности внедрения проекта в практическую деятельность дошкольных учреждений по пяти направлениям:
1. Вариативные формы организации открытого образовательного пространства.
2. Психолого-педагогическая поддержка детей раннего возраста.
3. Совместная работа с семьями.
4. Социальное партнерство.
5. Цифровая образовательная среда в ДОУ.
Программа стажировочной площадки носит практико-ориентированный характер, в том числе в формате дистанционного обучения. Участники кластера стремились освоить практико-ориентированную деятельность успешного функционирования и развития, повысили квалификацию. Слушателям были продемонстрированы модели внедрения цифровых технологий в образовательную деятельность дошкольных учреждений, опыт использования инструментов и сервисов, требующих изучения и освоения, таких как:
1. Прикладные программные средства и инструменты для создания образовательных контентов на родном языке [5]:
− виртуальные звуковые и музыкальные синтезаторы;
− программы создания презентаций;
− ресурсы для создания графики и инфографики;
− графические редакторы для верстки;
− использование видеоредакторов.
2. Цифровые ресурсы для создания портфолио, контентов, веб-сервисов:
− Google Формы;
− FlockDraw;
− Online Test Pad.
3. Открытые ресурсы, образовательные платформы и каналы:
− Learningsapps;
− Google Classroom;
− Youtube и др.
В ходе выявили особую заинтересованность слушателей в создании обучающего образовательного контента по региональному компоненту образовательной программы учреждений.
Участниками кластера разработаны статьи по внедрению цифровых технологий в образовательную деятельность дошкольных учреждений для включения в учебно-методическое пособие «Информационная технология в открытом образовательном пространстве». Пособие предназначено студентам, обучающимся по специалитету дошкольного образовательного учреждения, методистам ДОУ, практическим работникам.
Статьи в пособии отражают опыт использования цифровых технологий по всем направлениям ФГОС в дошкольных учреждениях. Рассматриваются опыт организации цифровой среды в дошкольном учреждении; создание платформ для взаимодействия участников образовательного процесса; формирования творческих задатков ребенка дошкольного возраста через использование мультимедийных технологий; приобщения дошкольников к техническому творчеству посредством Лего-конструирования и робототехники; повышения ИКТ-компетентности педагогов; сoциально-кoммуникативного развития детей с OВЗ в условиях мультстудии «Радужные звуки». Представлен опыт использования логопедического стола «Алма» как эффективное средство в коррекционной работе; пошагово раскрыты технологии использования программ Lego Digital Designer в совместной с детьми деятельности; программы Flip-builder как наглядное пособие при работе с детьми. Отражены особенности организации детской телестудии «Ньургуһун» как средства развития творчества, инициативности и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста; организации развивающей среды для ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста, и в создании электронных игр по сюжетам якутских народных сказок и олонхо.
На заключительном этапе обучающиеся стажировочной площадки предоставили свои разработки по организации открытого образовательного пространства по пяти направлениям проекта, обменялись опытом и выразили желание продолжать сотрудничество.
Практическая значимость мероприятия заключается во взаимодействии между слушателями и участниками кластера, позволяющего сопровождение в реализации программы стажировки и обратную связь в подаче объективной оценки созданных и представленных материалов.
Заключение
Стажировочная площадка обеспечила трансляцию, обмен накопленным опытом, расширила возможности для самообразования в условиях цифровой образовательной среды в дошкольных учреждениях, способствовала открытости образования, расширила количество участников в формировании и реализации образовательной политики региона, развитию инноваций в образовании.