Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

TECHNOLOGY “TREATMENT EDUCATION OF AUTISTIC CHILDREN AND CHILDREN WITH RELATIVE HANDICAP” AS A MEANS OF CORRECTIONAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT FOR CHILDREN WITH AUTISM SPECTRUM DISORDER

Kuvshinova I.A. 1 Shunina E.A. 1 Brovina S.S. 1
1 Magnitogorsk state technical university of G.I. Nosov
The article deals with the problems of correctional work, education and upbringing of children with autism spectrum disorders (ASD) in the digital age. Emphasis is placed on the need for early identification of children at risk for ASD, early onset of correction and socialization. In the course of the study, the authors analyzed the psychological characteristics of children with ASD, presented the main clinical criteria for autism according to L. Kanner, and considered approaches to the psychological and pedagogical correction of children with ASD. The main attention is paid to the TEACCH technology, which involves work in such functional areas as cognitive activity, speech, perception, imitation, gross and fine motor skills, eye-hand coordination, social relations, and self-care of children with ASD; the stages of carrying out correctional and educational work are formulated, taking into account the specifics of the content of an individual training program within the framework of TEACCH technology, their main advantages are analyzed, as well as the requirements for each of them, the stages of implementing remote support based on TEACCH technology are described. Based on the results of the study, the authors formulated a conclusion on the expediency of using the presented program by teachers-defectologists in the process of teaching and educating the category of children with ASD.
autism spectrum disorders
correctional and pedagogical support
TEACCH technology
preschool children with ASD
remote support
individual training program

Расстройство аутистического спектра (РАС) является «болезнью цивилизации», и его ранняя диагностика и коррекция считаются наиболее актуальной проблемой нашего времени. По оценкам ВОЗ на 2021 г., один ребенок из 160 детей имеет какое-либо расстройство аутистического спектра. Это усредненная оценка, которая существенно варьируется в разных исследованиях. Стремительный рост числа детей с РАС отмечается в большинстве стран по всему миру.

В ситуациях с РАС очень важна ранняя помощь. При раннем выявлении детей группы риска по РАС и раннем начале коррекции и социализации до 60 % детей имеют возможность «выхода» в высокофункциональное состояние, которое подразумевает собой возможность полноценной жизни в социуме. При отсутствии ранней диагностики и коррекции РАС чаще всего становится инвалидизирующим расстройством на протяжении всей жизни.

Современные исследования в области работы с детьми с РАС показывают, что если имеет место раннее коррекционное вмешательство, то это может помочь детям с признаками РАС добиться значительного улучшения своих способностей. Полностью избавиться от данного нарушения невозможно, но симптомы можно скорректировать: научить ребенка общаться, учиться. В ситуациях, когда правильный диагноз поставлен до 2 лет, шансы на нормальную жизнь заметно увеличиваются (у ребенка появится возможность ходить в обычный детский сад и школу, поступить в университет, работать). А если опоздать с постановкой верного диагноза, человек будет нуждаться в специальном уходе всю жизнь.

Проблема исследования состоит в том, что развитие по TEACCH (Treatment Education of Autistic Childrenand Children with relative Handicap – программа, позволяющая обучать детей с РАС и детей с особыми потребностями) может быть крайне эффективным только при совместной, одновременной реализации и технологии TEACCH с психотерапевтической работой внутри семьи ребенка с РАС. Причем основу этой специфической работы составляют регулярные занятия с семейным психотерапевтом всех членов семьи, работы над преобразованием самой системы семьи. Тогда для ребенка открываются практически безграничные возможности, позволяющие наилучшим способом подготовить его к условиям длительного нахождения в социальных государственных заведениях. На территории Российской Федерации применяется именно эта система. В таком случае на первый план выходит технология ТЕАССН как средство коррекционно-педагогического сопровождения детей с РАС.

Наибольший вклад в исследование проблемы технологии ТЕАССН как средства коррекционно-педагогического сопровождения детей с РАС внесли такие психологи, как Е.Н. Горина [1], Н. Гальерс [2], А. Гришина [3], Т.А. Любавина [4].

Цель исследования – теоретически обосновать эффективность технологии ТЕАССН как средства коррекционно-педагогического сопровождения детей с РАС.

Материалы и методы исследования

В исследовании использованы материалы:

1) исследования психологических особенностей детей с расстройствами аутичного спектра;

2) представление технологии TEACCH как средства сопровождения детей с РАС.

Применены следующие методы: теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы; обобщение опыта специалистов-практиков; методы первичной статистической обработки результатов.

Результаты исследования и их обсуждение

Нужно отметить, что РАС – сложное нарушение развития, характерной особенностью которого является искажение протекания различных психических процессов; наиболее ярко данная особенность заметна в когнитивной и психосоциальной сферах. Помимо этого, симптомами РАС являются: избегание контактов с людьми, замкнутость, неадекватные сенсорные реакции, стереотипность. При этом нарушены реакции на слуховые и иногда на зрительные раздражители, искаженно понимается речь. Кроме того, характерны задержки в развитии речи: эхолалия, путаница местоимений, незрелость грамматических систем. Также ребенок не может использовать абстрактные термины [5]. Как правило, для детей с РАС характерно также неадекватное применение устной речи, языка жестов.

Трудности в социальных взаимоотношениях больше всего проявляются в раннем возрасте – от 2,5 до 5 лет. Дети не хотят участвовать в играх на детской площадке, не понимают, как правильно взаимодействовать со сверстниками. Участие в групповых мероприятиях, например утреннике в детском саду, спортивных играх, вызывает приступ агрессии из-за сенсорных проблем.

Примечательно, что РАС никогда не развивается у детей старше 5 лет, поэтому со старшего дошкольного возраста нужно думать о появлении у ребенка с отклонениями в поведении прочих психических отклонений, например шизофрении.

По последним данным около 1 % взрослого населения имеет диагноз РАС. Большее внимание по-прежнему сосредоточено на детском варианте РАС, в основном у младенцев и детей дошкольного возраста.

Обратимся к истории, когда еще в 1943 г. Л. Каннер определил пять главных клинических критериев детского аутизма (рисунок) [6].

В последующие годы эти критерии претерпели значительное развитие и уточнение. Так, впоследствии добавилось утверждение о том, что у аутичного ребенка низкий интеллектуальный уровень, также присутствуют расстройства речи, проявление которых у ребенка желательно диагностировать не позднее 30 месяцев.

missing image file

Клинические критерии синдрома детского аутизма по Л. Каннеру

Психолого-педагогическая коррекция заболевания РАС у детей отличается многообразием подходов. Так, в Норвегии, Южной Корее, Японии, Германии, а также некоторых арабских странах при коррекции расстройств аутистического спектра преобладающим ориентиром становится оперантное обучение и (или) технология TEACCH [7].

Так называемая поведенческая терапия, оперантное обучение, основывается на создании внешних условий, нацеленных на формирование необходимого поведения ребенка в различных ситуациях и аспектах – игровом, социально-бытовом, речевом и др. ТЕАССН-технология изначально была создана Э. Шоплером, Р. Райхлером, Г. Месибовым. Ее целью было создать ребенку возможность адаптации к реальной жизни в заранее подготовленных условиях с опорой на визуализацию и посредством решения задач развития невербальной коммуникации. Что касается психологической работы, то она должна проходить в тесной взаимосвязи с родителями: родителям предоставляются детальные рекомендации по организации осмысленного взаимодействия с ребенком, они постоянно меняются и усложняются в зависимости от уровня развития эмоциональной сферы, динамики [7].

С целью активизации развития коммуникативных способностей детей с нарушениями аутистического спектра в содержание индивидуальной обучающей программы в рамках технологии TEACCH включены разнообразные мероприятия педагогической направленности и методы поведенческой терапии. Настоящая технология исходит из бихевиоральной идеи эффективности четко организованных педагогических программ для обучения и коррекции поведения аутичных детей [2].

Технология ТЕАССН предполагает работу по девяти функциональным сферам: это и имитация, работа, направленная на развитие моторики – как мелкой, так и крупной, координация работы глаз и рук, речевая, познавательная деятельность, восприятие и, конечно же, самообслуживание и социальные отношения.

В данной технологии присутствует определенный ритуализм и упорядоченность действий, что обеспечивается путем создания для ребенка комфортной окружающей среды за счет исключения опасных и раздражающих ребенка предметов, а также строгой последовательности его действий, создания так называемой «упорядоченной окружающей среды».

Некоторые действия ребенок усваивает до автоматизма с помощью многочисленного повторения, при этом в работе возможно применение карточек-подсказок [8].

При реализации технологии TEACCH жизнь ребенка с РАС становится намного беднее, из нее «исчезают краски»: это необходимо для создания комфортной среды. Например, если ребенок не одобряет тот или иной цвет – в месте, где он проживает, не будет объектов данного цвета. Если ребенок считает, что один из родителей должен носить только какие-либо определенные вещи, иметь определенную прическу – родитель будет обязан поддерживать неизменчивость этого мира, вне зависимости от своих личных предпочтений.

Если у ребенка сложные сочетанные заболевания и патологии и родители планируют передачу ребенка для постоянного нахождения в социальное учреждение, то использование технологии TEACCH в этом случае будет способствовать лучшей адаптации ребенка к новым условиям, значительно облегчит его нахождение в подобных государственных учреждениях. Н. Гальерс отмечает, что ребенок станет более послушным, исполнительным и предсказуемым в поступках [2].

При психотерапевтической работе с семьей развитие по TEACCH будет также эффективным. Здесь возможна организация дистанционной работы. Дистанционное сопровождение имеет много положительных сторон. Так, технология TEACCH позволяет добиться результата даже при работе в онлайн-формате. Осуществление дистанционного сопровождения ребенка с РАС и его семьи на основе технологии ТЕАССН включает следующие этапы.

1. Диагностика, необходимая для определения типа обучения, актуальных потребностей развития сильных сторон. Чтобы выявить у ребенка имеющиеся навыки и недостатки, требуется изучить различные функциональные области. Именно поэтому опорой психолого-педагогического обследования должно являться разнообразие современных методов [3].

На первом этапе особое значение занимает сбор полной информации, это и данные из медицинского анамнеза, особенности внутриутробного периода, родов и раннего развития, сведения о ранее проводимой коррекционно-педагогической работе с ребенком, его поведении дома и на улице, реакциях на незнакомые ситуации, описание его навыков самообслуживания.

Далее проводится анализ полученной информации по следующим направлениям:

1) доминирующий тип регуляции поведения дома;

2) степень психической активности и общий фон настроения;

3) специфика самостоятельной игры;

4) коммуникативные способности и возможности;

5) уровень сформированности основных бытовых навыков;

6) наличие или отсутствие поведенческих проблем.

Проведение диагностики ребенка с РАС определено спецификой нарушения, поэтому оно проводится длительное время, поэтапно и комплексно с применением материалов, которые смогут поддерживать интерес ребенка к диагностическим занятиям.

2. Определение индивидуальной обучающей программы в рамках технологии TEACCH. Основу данной программы обучения составляет стратегия развития, из которой вытекают краткосрочные и долгосрочные цели обучения. Индивидуальная обучающая программа в рамках технологии TEACCH включает в себя тренировочные задания, дидактические игры и упражнения, которые ориентированы на систематическую отработку отдельных элементов социально-бытовых навыков, академических знаний. При этом будет уместно установить у ребенка с РАС ассоциативные связи между собственными действиями и их последствиями, результатами. Подбор упражнений и заданий обусловлен необходимостью коррекции той или иной функциональной сферы ребенка с РАС.

3. Реализация индивидуальной обучающей программы в рамках технологии TEACCH требует соблюдения определенных правил. В первую очередь это наличие визуальных расписаний, которые помогут ребенку понять четкую последовательность действий и событий. Для младших школьников с РАС допустимо использовать три вида визуального расписания: предметное (если ребенок не хочет поддерживать вербальный контакт или не желает, не умеет говорить) на основе ассоциаций предметов и выполнения определенных действий; визуальное; письменное, сопровождаемое картинками, если ребенок умеет читать. Все задания и упражнения также должны сопровождаться визуальным сопровождением, пояснением. Для этого разрабатывается система так называемой презентации задания, включающая в себя визуальную инструкцию и организацию.

В начале непосредственной работы дефектолога (тьютора) с ребенком в дистанционном режиме осуществляется отработка элементарных социально-коммуникативных навыков: совместное внимание, установление зрительного контакта, навыки простейшей имитации, выполнение предложенных дефектологом действий, несложных инструкций.

Для детей с более высоким уровнем развития и менее выраженными расстройствами аутистического спектра объем развиваемых способностей значительно шире. При дистанционном сопровождении проводится работа по формированию: обширной группы коммуникативных, диалоговых навыков, способностей к общей онлайн-игре, понимания эмоций, когнитивных навыков.

Принципиальным является обеспечение своевременного перехода от индивидуальной работы в формате «педагог – ребенок» к работе в мини-группе в дистанционном режиме [2].

4. Консультирование родителей по всем аспектам индивидуальной обучающей программы в рамках технологии TEACCH с целью ее качественной реализации дома. Родители должны принимать активное участие в процессе реализации индивидуальной обучающей программы ребенка с РАС и отслеживать динамику его развития. Главными задачами данного этапа становятся обучение родителей правильным стратегиям развития ребенка дома и объяснение содержания, целей индивидуальной обучающей программы в рамках технологии TEACCH.

Родители принимают активное участие в дистанционном сопровождении, поэтому представляются перед ребенком в новой роли, как «учителя», из-за чего у них возникает необходимость в приобретении новых знаний о выстраивании взаимоотношений с ребенком, способах преодоления конфликтного поведения, создания учебного поведения в домашних условиях, а также способах мотивации ребенка к учебной деятельности.

5. Постоянное отслеживание результатов, модернизация индивидуальной обучающей программы. Диагностика должна быть плановой: ее следует проводить каждые 6 месяцев. Благодаря количественному и качественному анализу изучается степень освоения индивидуальной обучающей программы в рамках технологии TEACCH.

Заключение

Таким образом, информационно-коммуникационные технологии при всей их необходимости и значимости, не должны вытеснять прямое, живое общение с ребенком с РАС, иначе это спровоцирует еще больший уход ребенка «в себя». Поэтому дистанционное сопровождение семьи и ребенка с РАС на основе технологии ТЕАССН может выступать одним из элементов коррекционно-образовательного маршрута и не должно исключать ребенка из детского коллектива, в котором он приобретает и осваивает социально-положительные стереотипы поведения, развивает и тренирует социально-ориентированные навыки поведения и общения.