Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

FEATURES OF ORGANIZING A NOMAD KINDERGARTEN FOR CHILDREN LIVING IN THE ARCTIC

Zhozhikova L.V. 1
1 M.K. Ammosov North-Eastern Federal University
The article reveals innovative approaches to the education of children in the Arctic. The purpose of the article: to reveal the model of nomadic preschool children’s lard in the Arctic for families leading a nomadic lifestyle. The paper substantiates the relevance of the development and implementation of a model of a nomadic kindergarten in the tundra, which provides for the preparation of children for schooling, the education of children’s moral qualities in the context of interaction with parents and the assimilation of the way of life, culture and traditions of the native people. The model consists of five components: target, conceptual, substantive, normative-legal, organizational and managerial. A detailed description of each component of the model is given, the implementation of which represents an integral system of education and upbringing of a tundra child. The research materials were the results of a field expedition of undergraduates to familiarize themselves with the activities of a nomadic kindergarten in the tundra.The target component of the model reveals the purpose and objectives of organizing a nomadic kindergarten. The conceptual component is based on the principles of the Concept of ethno-cultural education of the Russian Federation, RS (Yakutia), the dialogue of cultures, the formation of civil, ethno-cultural and universal identity. The content component of the model aims to work in the following areas: “I am a representative of the Evenk people”, “I am a representative of my native republic of the Republic of Sakha (Yakutia)”, “I am a Russian”. These dominants are currently particularly relevant. Content ComponentThe model contains an implementation program in the tundra, methodological tools for educators: methodological recommendations for organizing a subject-developing environment, conducting classes, games in all educational areas, a graduate model, a program of advanced training courses for teachers.
preschool education
preschoolers
nomadic kindergarten
Arctic
preparation of children for school
dialogue of cultures
ethnocultural education

2022 год объявлен в России Годом культурного наследия народов России. Особенно актуальными являются вопросы сохранения культуры коренных малочисленных народов, язык и культура которых подвержены опасности исчезновения. В этих условиях политика образования направлена на проблемы обучения и образования детей Арктики. Особую озабоченность вызывают дети дошкольного возраста, их подготовка к школе в условиях кочевого образа жизни родителей.

На кафедре дошкольного образования Педагогического института Северо-Восточного федерального университета работает научная школа «Научно-методическое сопровождение развития системы дошкольного образования в условиях Севера», в рамках деятельности которой особое место занимают исследования по дошкольному образованию детей Арктики [1]. В данной статье дается описание модели кочевой дошкольной образовательной организации в условиях Арктики для семей, ведущих кочевой образ жизни

Цель статьи – раскрыть модель кочевого дошкольного детского сада в условиях Арктики для семей, ведущих кочевой образ жизни.

Материалы и методы исследования

Использованы материалы исследования деятельности кочевого детского сада в тундре в условиях полевой экспедиции. В исследовании принимали участие магистранты 2 курса, члены научного кружка «Студенческий научный форум», руководителем которого является автор. База полевой экспедиции: кочевой детский сад «Кэрэчээнэ» в родовой общине № 3 Оленекского эвенкийского национального района РС (Якутия).

Цель экспедиции – ознакомление с деятельностью кочевого детского сада в условиях тундры. Исследование деятельности кочевого детского сада проводилось по следующим направлениям:

1. Обеспеченность кадрами.

2. Уровень квалификации воспитателя и педагогический стаж.

3. Система повышения квалификации.

4. Охват детей кочевым дошкольным образованием.

5. Соответствие развивающей предметно-пространственной среды кочевой ДОО требованиям ФГОС ДО.

6. Соответствие плана работы ДОО с ФГОС дошкольного образования.

7. Удовлетворенность родителей организацией кочевой ДОО в их общине.

В результате сбора полевых материалов экспедиции были выявлены следующие данные.

В состав Оленекского улуса РС (Якутия) входят 4 национальных наслега: Жилиндинский, Кирбейский, Оленекский, Шологонский. Административный центр – село Оленек.

На территории района проживает 670 детей в возрасте от 0 до 7 лет. Всего дошкольным образовательным образованием охвачены 498 детей. Очередность в дошкольные образовательные организации по улусу на 01.12.2021 г.составляет 45 детей.

Из опроса родителей выяснилось, что кочевая дошкольная образовательная организация начала работу с 1 февраля 2019 г. В родовой общине № 3 воспитатель имеет среднее специальное педагогическое образование, педагогический стаж – 2 года, мама пятерых детей, из них детей дошкольного возраста двое. Посещают группу 8 детей (от 4 до 6 лет). В родовой общине № 1 работает младший воспитатель. Молодая мама, пока без образования, в будущем будет получать педагогическое образование. Группу посещают 5 разновозрастных детей от 10 месяцев до 5 лет.

По опросу-исследованию кочевых родителей выявлено, что они дают согласие на организацию кочевого детского сада с положительной оценкой. Кочевой детский сад в Оленекском районе с. Харыялах был оформлен официально, чтобы проследить все административные процедуры, которые проходит кочевой воспитатель. В летнее время численность детей достигает до 25 детей по разным стадам. В оленеводческих бригадах имеются спутниковая телефонная связь, бензиновые генераторы бесперебойного питания, рация, переносные телевизоры, солнечные батареи.

Результаты исследования и их обсуждение

Проблема организации кочевого детского сада непосредственно в кочевье является наиболее актуальной в условиях Арктики. Оленеводческое стадо МУП «Оленекское» Оленекского эвенкийского национального района РС (Якутия) характеризуется большой площадью. Стада расположены на дальних расстояниях друг от друга, дорог как таковых нет. Летом доступным транспортом является только вертолет. Доля представителей коренных малочисленных народов в Оленекском районе составляет 2168 чел. (75,65 %), из них 80 чел. (3,7 %) – кочующих, 2088 чел. (71,95 %) – не кочующих.

Дети дошкольного возраста живут вместе с родителями в кругу семьи и родственников, и им необходимо создать условия для подготовки к школе, развития навыков социально-нравственного поведения, адаптации в обществе, формирования основ универсальных умений учиться и способности к организации своей деятельности, укрепление физического и духовного здоровья. Положительным является то, что дети приобщаются с ранних лет к укладу жизни, обычаям и традициям родного народа. И самое главное, они имеют возможность общаться на родном эвенкийском языке и изучать якутский и русский языки.

Изучив особенности деятельности детского сада, мы разработали модель кочевой дошкольной образовательной организации в условиях Арктики, включающей пять основных компонентов: целевой; концептуальный; нормативно-правовой; содержательный; организационно-управленческий. Данная модель предполагает, что для эффективной организации кочевого дошкольного образования необходима реализация всех ее компонентов (таблица).

Модель кочевой дошкольной образовательной организации в условиях Арктики

Ребенок – субъект воспитательно-образовательного процесса

Целевой компонент

Цель

Задачи

Ожидаемый результат

Концептуальный компонент

Теоретически обосновать и разработать модель кочевой дошкольной образовательной организации в условиях Арктики для семей, ведущих кочевой образ жизни

− Изучение состояния и перспектив получения дошкольного образования детьми, ведущими с родителями кочевой образ жизни;

− создание благоприятных условий для полноценного комплексного развития ребенка-тундровика на уровне, соответствующем его возрастным особенностям и возможностям;

− разработка методического инструментария воспитателя кочевого детского сада;

− разработка модели выпускника кочевой ДОО;

− разработка программы курсов по дошкольному образованию для специалистов со знанием эвенкийского языка и воспитателей кочевого ДОО

− выравнивание шансов детей для получения государственных гарантий доступности, возможностей получения дошкольного образования;

− подготовка к обучению в школе и к жизни в современном социуме;

− сохранение традиционного уклада жизни кочевого населения, воспитание гражданина нового поколения на основе этнокультурных традиций народов Севера

Концептуальный компонент

Концепция этнокультурного образования РФ

Диалог культур

Формирование гражданской, этнокультурной и общечеловеческой идентичности

Содержательный компонент

Я – представитель

эвенкийского народа

Я – представитель РС (Якутия)

Я – представитель России

Нормативно-правовой компонент

Нормативно-правовые

документы РФ

Нормативно-правовые документы РС (Якутия)

Нормативные документы ДОО

Организационно-управленческий компонент

Кадровое обеспечение

Модель выпускника кочевой ДОО

Программа реализации

модели кочевого ДОО

Деятельность на основе вышеуказанных компонентов позволяет выстроить целостную систему, которая в наибольшей мере учитывает требования действующего законодательства и не ущемляет права ребенка.

В центре данной модели кочевой дошкольной образовательной организации находится ребенок. Кочевой детский сад приспосабливается к детям из числа коренных малочисленных народов Севера, ведущих кочевой образ жизни, а не наоборот.

Целевой компонент

Цель проекта – теоретически обосновать и разработать модель кочевого дошкольного образования в условиях Арктики для семей, ведущих кочевой образ жизни.

Задачи проекта:

1. Изучение состояния и перспектив получения дошкольного образования детьми, ведущими с родителями кочевой образ жизни.

2. Создание благоприятных условий для полноценного комплексного развития ребенка-тундровика на уровне, соответствующем его возрастным особенностям и возможностям.

3. Разработка методического инструментария воспитателя кочевого детского сада.

4. Разработка модели выпускника кочевой ДОО.

Концептуальный компонент основан на принципах Концепции этнокультурного образования РФ (Т.Я. Шпикалова, Т.И. Бакланова, Л.В. Ершова), РС (Якутии) (У.А. Винокурова, С.С. Семенова, А.В. Николаева), диалога культур (А.Б. Панькин), формирования гражданской, этнокультурной и общечеловеческой идентичности (С.А. Боргояков).

С процессами урбанизации и глобализации появляется опасность исчезновения многих языков малочисленных народов. Мы считаем важным обучение родному языку с раннего и дошкольного возраста, так как первым языком ребенка от рождения является «материнский» язык» – родной язык матери. Ребенок с детства должен впитывать звуки родного языка, культуру родного народа и войти в мир достойным представителем своего народа, знающим родной язык и культуру, государственный язык своей республики, страны, уважающим культуры других стран. В этом состоит гармоничное воспитание и образование личности [2]. Эти доминанты являются в настоящее время особенно актуальными.

В Концепции этнокультурного образования РФ отмечается, что «этнокультурное образование – это целенаправленный непрерывный педагогический процесс приобщения учащихся к этнической культуре (или культурам) в учреждениях дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования, на основе взаимодействия с семьей, учреждениями культуры и средствами массовой информации» [3, с. 6].

Особенностью нашей модели является образование, направленное на организацию образовательного процесса на основе этнокультурных традиций, родного языка, якутского и русского языков, как государственных в РС (Якутия) (У.А. Винокурова, С.С. Семенова, А.В. Николаева). Для воспитания и приобщения детей к культуре родной многонациональной республики важно имеет обучение в контексте диалога культур [4].

По мнению С.А. Боргоякова, гражданская идентичность направлена на формирование гражданина своей страны, воспитание гражданского патриотизма и любви к Родине; на любовь к «малой родине» – селу, тундре, республике, направленных на приобщение к национальной культуре, на знание истории родного края и т.п.: национальный язык как родной язык, краеведение, национальная история, национальная литература и т.д. [5].

Содержательный компонент модели нацеливает на работу в следующих направлениях:

«Я – представитель эвенкийского народа». В данном направлении дети изучают родной эвенкийский язык, обычаи, традиции, игры, песни, загадки, сказки родного народа.

«Я – представитель родной республики РС (Якутия)». В данном направлении дети изучают якутский язык как государственный язык своей республики. Этнопедагогика, этнодидактика, педагогика Олонхо являются концептуальными основами духовно-нравственного воспитания детей на этнических традициях эвенкийского и якутского народов.

«Я – россиянин». Русский язык является государственным языком народов России и Якутии. В этом направлении проводится работа по ознакомлению детей с русским языком и русской культурой, формирование российской идентичности посредством приобщения к базовым национальным ценностям патриотического воспитания юных граждан России.

Нормативно-правовой компонент опирается на нормативные документы РФ, РС (Я) и ДОО, такие как Закон «Об образовании в Российской Федерации», Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, Федеральный закон «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации», Закон РС (Якутия) «О языках в Республике Саха (Якутия)», «О кочевых школах Республики Саха (Якутия)», Закон Республики Саха (Якутия) «О статусе языков коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия)», Указ Президента РС (Якутия) «О Концепции государственной национальной политики Республики Саха (Якутия»), Закон РС (Якутия) «О кочевых школах Республики Саха (Якутия)», Закон Республики Саха (Якутия) «О родовой, родоплеменной кочевой общине коренных малочисленных народов Севера» и др.

Организационно-управленческий компонент включает кадровое обеспечение, модель выпускника, программу реализации модели кочевой ДОО.

Большое значение имеет кадровый вопрос. Для работы в кочевой дошкольной образовательной организации необходимо подобрать специалиста со знанием эвенкийского языка. Воспитателями кочевого детского сада могут быть мамы, члены кочевых семейных групп, имеющие педагогическое образование и детей до 7 лет. В данной ДОО, где проводилось исследование, воспитателем работала мама, имеющая среднее профессиональное педагогическое образование. Воспитателями могут быть также педагоги, не являющиеся членами семьи кочевой группы, но имеющие опыт проживания в чуме, поскольку занятия с детьми проводятся в общем чуме.

Профессиональные компетенции воспитателя кочевой ДОО дополняются специальными социальными компетенциями, необходимыми в условиях кочевой жизни и деятельности в условиях тундры. К ним относятся:

− умение входить в ритм кочевой жизни (перекочевка, перегон стада в новые места пастбищ) и умение выстраивать график занятий и расписания в зависимости от касланий (кочевки) и стоянок, помощь по хозяйству в чуме;

− отсутствие мобильной связи, холод, отсутствие электричества;

− знание традиций, обычаев эвенкийской культуры, элементарное знание эвенкийского языка;

− умение ездить на нартах и умение находить общий язык с родителями.

Таким образом, воспитатель кочевого детского сада должен быть компетентным по трем основным направлениям: воспитательно-образовательная деятельность, учебно-методическая деятельность, социально-бытовая компетентность.

В помощь воспитателям кочевых школ разработана специальная «Программа реализации модели кочевого ДОО», включающая в себя методические рекомендации по созданию предметно-развивающей среды по требованиям ФГОС, тематический план работы с детьми, методические рекомендации по проведению занятий, игр по всем образовательным областям на эвенкийском, якутском и русском языках, привлечение бабушек и дедушек к занятиям по культуре и традициям предков, описание критериальных основ для педагогической диагностики и др. Программа реализации модели включает также курсы повышения квалификации по программе «Воспитатель кочевой дошкольной организации». Занятия с детьми проводятся в чуме, где организована предметно-развивающая среда по всем образовательным областям ДО: физическое, социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое развитие. Летом занятия проводятся на природе.

Ожидаемый результат оформляется в модели выпускника кочевой ДОО. Под «моделью выпускника ДОО» понимается предполагаемый результат совместной деятельности детского сада и кочевой семьи, характеризующий представления о наиболее важных качествах личности ребенка, которыми должен обладать выпускник кочевой дошкольной образовательной организации перед поступлением в школу. Модель выпускника основана на принципах и критериях федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования с учетом региональных условий и особенностями жизни в тундре и включает в себя такие интегративные качества: имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе; осознающий себя представителем родного эвенкийского народа, родной республики, России; физически развитый; любознательный, активный, эмоционально отзывчивый; владеющий средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками; способный решать интеллектуальные и личностные задачи (в соответствии с возрастом); владеющий универсальными предпосылками учебной деятельности, необходимыми умениями и навыками.

Заключение

Таким образом, в статье раскрыта модель кочевого детского сада для детей, проживающих в Арктике. Теоретически обоснованы все компоненты модели: целевой; концептуальный; нормативно-правовой; содержательный; организационно-управленческий. Практическая значимость исследования заключается в разработке модели кочевой ДОО в условиях Арктики; выявлены и обоснованы особенности организации образовательного процесса в условиях кочевья на основе полевой экспедиции в кочевой детский сад в тундровой общине Оленекского улуса; определены профессиональные и социальные компетенции воспитателя кочевой ДОО, необходимые в условиях кочевья; предложена модель выпускника кочевого детского сада как критериальная основа предполагаемого результата проекта. Для реализации модели разработаны методические рекомендации по проведению занятий, игр, организации предметно-развивающей среды, программа повышения квалификации для педагогов кочевой ДОО, составляющие методический инструментарий к модели.

Модель рекомендована для работы в кочевых ДОО Оленекского улуса РС (Якутия). Может использоваться в любой ДОО, где имеются кочевые семьи с детьми дошкольного возраста. Модель открыта для дальнейшего развития и пополнения фонда материалами других культур коренных малочисленных народов РС (Якутия).