Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

MODEL OF ORGANIZATION OF SIMULATION GAME ACTIVITY IN THE DEVELOPMENT OF LEADERSHIP QUALITIES OF OLDER PRESCHOOLERS

Dubchenkova N.O. 1
1 Academy of Civil Protection of the Ministry of Emergency Situations of Russia
This article discusses the features of the organization of a simulation game. The description of the simulation game as one of the varieties of business games is given, as well as the differences from business games are described. The emphasis is placed on the fact that the simulation game is as close as possible to the real principles of organizing the activities of senior preschoolers, its individual educational processes, as well as with the conditions of organizing the subject-game environment of a preschool educational institution. The article discusses the requirements that must be met when organizing a simulation game. We have outlined the stages of the simulation game, as well as identified the advantages and disadvantages of this kind of games. Based on the theoretical knowledge obtained, the article describes a model of organization of simulation game activity in the development of leadership qualities of older preschoolers. As a result of theoretical research, the following factors are stated in the article: a methodically competently used model of organization of simulation game activity in the process of developing leadership qualities of older preschoolers will contribute to the successful achievement of educational goals; when stage-by-stage modeling of the context of future game simulation activity, it is necessary to focus special attention on the subject and social attributes of activity; serious preparatory work is carried out during the development of simulation games, which requires more time than its implementation.
simulation
simulation game
participants of a business game
requirements for the organization and conduct of a simulation game
model of organization of a simulation game
stages of implementation of a simulation game

Дошкольный возраст имеет важное значение в процессе развития ребенка, так как в этот период происходит становление личности как субъекта деятельности, и он является важным этапом становления основ индивидуальности ребёнка. Особое внимание при развитии детской индивидуальности уделяется становлению субъектов детских видов деятельности. И.А. Колосковым старший дошкольный возраст определяется как наиболее благоприятный период становления субъекта деятельности, так как, в отличие от более раннего возраста, у старших дошкольников развита способность сопоставлять «свои модели (знания, намерения, желания, эмоции и убеждения) с моделями психического других» [1].

Ведущим видом деятельности дошкольников выступает игра, способствующая успешному решению задач воспитания, она требует пристального внимания со стороны педагога (воспитателя). Игра в дошкольном возрасте является доступным видом деятельности, одним из способов модернизации полученных из окружающего мира эмоций, впечатлений, знаний и умений [2]. Для наиболее яркого проявления особенностей мышления и воображения у старших дошкольников педагогами используются симуляционные формы обучения, раскрывающие детскую эмоциональность, активность и влияющие на развитие у них потребности в общении.

При реализации симуляционных форм обучения в старшем дошкольном возрасте наибольший интерес представляет геймификация, как особая форма взаимодействия воспитанников с педагогом (воспитателем). Геймификация, или симуляционная игра, как метод обучения и способ передачи опыта получила своё развитие еще с древнейших времен, но по настоящее время является актуальной в системе современного образования [3].

Целью исследования является изучение модели организации симуляционной игровой деятельности при развитии лидерских качеств старших дошкольников.

Согласно поставленной цели в ходе нашего исследования были применены следующие методы изучения феномена симуляционной игры: аналогии, моделирования и систематизации.

Применяя метод аналогии, мы провели анализ научно-методической литературы и рассмотрели труды учёных по вопросам использования симуляции в образовательном и воспитательном процессах в старшем дошкольном возрасте и развития лидерских качеств посредством игровой симуляции [4]. Метод моделирования был реализован в процессе изучения модели организации симуляционной игровой деятельности при развитии лидерских качеств старших дошкольников, особенностей реализации образовательного и воспитательного процессов в рамках симуляционной игры, как одного из методов развития лидерских качеств старших дошкольников. Применение метода систематизации обусловлено проведением системного анализа положительных и отрицательных аспектов игровой симуляции в процессе развития лидерских качеств старших дошкольников в период цифровизации и современной трансформации общества [5].

В условиях цифровизации нового общества симуляция становится современной технологией воспитательного процесса старших дошкольников. Симуляция способна не только эмоционально вовлечь дошкольников в любого рода деятельность, но и сформировать у них умения и личностные качества, необходимые для будущего школьного обучения. Симуляция представляет некоторую часть окружающей действительности, что способствует изучению тех аспектов действительности, которые невозможно изучить другим способом из-за соображений о технике безопасности, этики использования, высокой стоимости средств деятельности, недостатка технических средств, а также из-за масштаба изучаемого явления. Также отмечается, что симуляция способствует наглядному представлению абстрактных понятий, обеспечивая возможность манипуляции с его параметрами, что помогает детям понять суть изучаемого явления [6]. При рассмотрении понятия «симуляция», с учетом старшего дошкольного возраста, нами было выделено следующее определение. Симуляция – это погружение дошкольников в «имитирующие реальность» ситуации с целью обучения и воспитания, а также получения оценки о результатах деятельности. В процессе симуляционных игр старшие дошкольники приобретают умения и практические навыки, связанные с выполнением повседневных бытовых задач, которые в дальнейшем приводят к накапливанию личного опыта в лидерстве среди сверстников.

Актуальность представленной темы заключается в том, что симуляционные игры, по своей сути, максимально приближены к реальным жизненным условиям в рамках предметно-пространственной среды ДОО. В ходе игры старшие дошкольники получают необходимый практический опыт, у них активнее протекает процесс формирования общих и профессиональных компетенций, которые представлены в Федеральном государственном образовательном стандарте ДО, и необходимых для развития лидерских качеств, способствующих решению проблемных ситуаций [7]. Симуляционные игры способствуют развитию профессиональной памяти и внимания, устойчивости мыслительного процесса, активности и целеустремленности, самостоятельности и инициативности ребенка-лидера. Когда в ходе игровой деятельности старшие дошкольники начинают проявлять активность и самостоятельность при выборе способов разрешения проблемных ситуаций, в случае недостаточности имеющихся теоретических знаний, можно говорить высоком уровне развития лидерских качеств.

Симуляционная игра в дошкольном возрасте, по своей сути, является разновидностью деловой игры. К проведению симуляционной игры предъявляется ряд требований, соблюдение которых является обязательным.

Первая группа требований относится к методическим:

- в игре должна чётко прослеживаться логическая связь с темой воспитательного занятия;

- игра должна быть включена в рабочую программу и в календарный учебный план;

- игра должна содержать заранее подготовленную учебно-методическую документацию, в которой чётко прописаны задачи, условия, временные границы каждого этапа игры, правила проведения и порядок оценивания результатов игры [8].

Вторая группа требований предъявляется к модератору игры. В нашем случае модератором выступает педагог (воспитатель):

- должен быть точно и грамотно подобран материал для игры, который в свою очередь отображает суть проблемной ситуации;

- тематика игры должна быть своевременной и актуальной, приближена к современным образовательным запросам общества;

- представленные материалы игры должны быть максимально доступными для понимания старших дошкольников и способны вызвать у них интерес;

- педагог отвечает за активную вовлеченность старших дошкольников в игровой процесс [9].

При тесном и регулярном контакте со старшими дошкольниками у преподавателя появляются следующие возможности:

- проводить четкий учет состава группы, уровень сплочённости коллектива и предпосылки к конфликтности в нём;

- выявление индивидуальных особенностей старших дошкольников, их желание и стремление к участию в симуляционных играх.

Эффективность симуляционной игры проявляется при сочетании различных форм работы с дошкольниками, как индивидуальной, так и групповой. Педагог-модератор, с целью повышения эффективности симуляционной игры, должен стремиться чередовать обе формы работы [10].

Также отмечается третья группа требований, предъявляемая к участникам игры (в нашем случае к старшим дошкольникам):

- при проведении симуляционной игры для воспитанников создаются условия, позволяющие направить детей на самостоятельную работу, а именно проработку этапов игры;

- дошкольники должны проявлять активность и инициативность при поиске информации, в рамках самостоятельной работы [11].

Четвертая группа требований относится к организационно-техническим условиям реализации симуляционной игры:

- правильно организованная предметно-игровая среда;

- техническая оснащенность помещения (наличие мультимедийного проектора и ПК, необходимого для демонстрации хода и результатов игры, доступ к сети Интернет);

- раздаточный и демонстрационный материал должен соответствовать тематике игры;

- педагогом заранее должны быть подготовлены бланки для оценивания хода игры, ее участников и работы групп в целом;

- должны быть определены временные границы, отведенные на выполнение каждого из этапов игры;

- должны быть чётко распределены роли детей в игре (либо самостоятельно, либо при помощи учителя) [12].

При разработке педагогической модели организации симуляционной игровой деятельности при развитии лидерских качеств старших дошкольников мной применялись следующие подходы: системно‐деятельностный, программно‐проектировочный, личностно ориентированный и компетентностный.

Разработанная модель состоит из шесть блоков:

- диагностико-аналитический блок, заключающийся в предварительной диагностике дошкольников, и интерпретация полученных результатов и, соответственно, установление достоверных уровней развития лидерских качеств;

- концептуально-целевой блок, заключающийся в определении основных противоречий игры и формулировке концептуальных основ развития лидерских качеств старших дошкольников;

- программно-проектировочный блок, отвечающий за разработку и утверждение целевой программы по развитию лидерских качеств у старших дошкольников;

- блок этапов, который описывает основные этапы проведения симуляционной игры и этапы развития лидерских качеств:

а) входной этап (установление исходного уровня развития лидерских качеств);

б) этап реализации симуляционной игры;

в) итоговый этап, или этап обратной связи (мониторинг уровней развития лидерских качеств и их последующий анализ);

- воспитательно-технологический блок, отвечающий за разработку воспитательных средств и методов, за реализацию программы симуляционной игры, определение показателей эффективности процесса развития лидерских качеств, а также механизмов корректировки программы игры;

- оценочно-результативный блок, в рамках которого определяются результаты игры и устанавливается итоговый уровень развития лидерских качеств у старших дошкольников.

Основными этапами организации симуляционной игры в процессе разработанной модели являются: знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка.

Для построения симуляционной игры при реализации педагогической модели организации симуляционной игровой деятельности при развитии лидерских качеств старших дошкольников были сформулированы следующие педагогические цели:

• дидактическая;

• консолидация системы знаний в области лидерства и лидерских качеств;

• обмен опытом в коллективе;

• повышение навыков принятия коллективных решений;

• развитие коммуникативных навыков у старших дошкольников в различных видах деятельности.

Сценарий симуляционной игры является основополагающим элементом игровой деятельности, в котором отражаются принципы решения проблем, описывается в словесной или графической форме предметное содержание игры, выражающееся в характере и последовательности действий игроков, а также педагогов, которые ведут игру [13]. Сценарий симуляционной игры разработан с целью описания общего течения игры, которое разделяется на основные фазы, операции и шаги, и зачастую должен быть представлен в виде блок-схемы.

В соответствии с моделью сценарий симуляционной игры в старшем дошкольном возрасте имеет 5 фаз, с учётом возрастных особенностей:

1. Фаза создания оптимальной среды и времени.

2. Фаза создания образов игровых персонажей.

3. Фаза взаимодействия (сотрудничества) между персонажами.

4. Фаза придания достоверности событий.

5. Фаза введения неожиданных событий и ситуаций.

При построении сценария симуляционной игры в соответствии с педагогической моделью организации симуляционной игровой деятельности при развитии лидерских качеств старших дошкольников педагогу (воспитателю) необходимо придерживаться конкретного плана его подготовки, ниже представлены определенные нами шаги:

1 шаг: определение цели и задач игры.

2 шаг: определение временных рамок проведения игры.

3 шаг: организация игрового пространства (требования и условия к организации игрового пространства).

4 шаг: подготовка специального оборудования для каждого игрового этапа.

5 шаг: утверждение и озвучивание общих правил игры для участников игрового процесса.

6 шаг: реализация игровых действий (ход игры).

7 шаг: введение неожиданных событий (ситуаций).

8 шаг: подведение итогов игры (рефлексия и интерпретация результатов).

9 шаг: оценка результативности проведённой игры.

На сегодняшний день проблема развития лидерских качеств у детей старшего дошкольного возраста является важной задачей, которая ставится не только перед родителями, но и перед педагогами дошкольных образовательных организаций. Как показывает анализ литературы, требования к лидеру постоянно меняются, расширяется спектр лидерских качеств. Становление лидера, развитие лидерских качеств и развитие всей группы дошкольников – это один непрерывный и неразделимый процесс. «Ведь лидер сам по себе – это просто статус одного человека в группе, но статус можно изменить» [14].

Как выше отмечено, дети дошкольного возраста постоянно находятся в предметно-игровой среде, которую для них создают и делают наиболее оптимальной педагоги (воспитатели), поэтому со временем у дошкольников появляется желание, и они проявляют инициативу в организации самостоятельных игр. При правильно организованной предметно-игровой среде игра может выступать в качестве средства воспитания культуры поведения дошкольников, это связано с тем, что именно в игре дошкольник может проявить себя таким, какой он есть на самом деле, проявляя реальные эмоции и присущие ему качества.

В процессе разработки модели симуляционной игры нами были определены требования, необходимые для проведения игры, к ним относятся: правила и порядок проведения игры; средства контроля, как со стороны педагога (воспитателя), так и взаимоконтроль участников игры. Соблюдение данных требований при разработке модели симуляционной игры способствовало развитию умения подчинять личное коллективу, быть дисциплинированным, но и в то же время дети чувствуют себя раскованными, свободно общаются, принимают активное участие в жизни целого коллектива [15].

Проведенное нами теоретическое исследование позволило сделать вывод, заключающийся в том, что модель организации симуляционной игровой деятельности при развитии лидерских качеств старших дошкольников будет иметь значительный развивающий потенциал, если игра останется самостоятельной деятельностью детей – одно из главных условий организации предметно-игровой среды в ДОО. Симуляционная игровая деятельность должна основываться на партнёрстве, которое в свою очередь должно быть основано на уважении (глубоком и искреннем) к сверстникам, членам коллектива. Симуляционная игра, по своей сути, выступает «школой воспитания» чувств детей, так как лидерские качества, формируемые в игре, оказывают активное влияние на поведение ребенка в последующей жизни, а умения и навыки, приобретаемые в ходе повседневного общения детей со сверстниками и со взрослыми, получают дальнейшее развитие в симуляционной игре. Симуляционная игра в значительной мере позволяет подготовить ребенка к будущему. При помощи симуляционной игры решаются важнейшие психологические задачи, поэтому её нельзя загонять в узкие рамки дидактических целей. Таким образом, развитию лидерских качеств старших дошкольников отводится важная роль при создании модели симуляционной игровой деятельности, ведь именно в игре «формируются положительные лидерские качества ребенка, а также развивается интерес и готовность к следующей ступени развития» [15].

Подводя итог, хотелось выделить преимущества использования симуляционной игры при развитии лидерских качеств старших дошкольников:

1 преимущество заключается в том, что симуляционная игра позволяет старшим дошкольникам проводить самоанализ и самооценку собственных действий, обобщать, делать выводы при выявлении пробелов в уже имеющихся умениях и навыках.

2 преимущество отмечается в том, что при увлеченности старших дошкольников симуляционной игрой у них приобретаются и закрепляются практические умения и навыки, позволяющие старшим дошкольникам проявлять себя с творческой стороны.

3 преимущество складывается из собственного опыта, показывающего, насколько старший дошкольник демонстрирует более высокую мотивацию к лидерству и развитию у себя лидерских качеств при правильно организованной модели симуляционной игровой деятельности.

4 преимущество определяется достижением гарантированного успеха при развитии лидерских качеств старших дошкольников, если педагог (воспитатель) будет осуществлять технологически грамотный подход к внедрению в воспитательный процесс симуляционных игр, а также владеть конкретными умениями и навыками инструментального управления игровыми технологиями в дошкольной образовательной организации.