Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ON THE QUESTION OF THE FACTORS OF POLITICAL SOCIALIZATION

Belogorskaya L.V. 1
1 Nizhny Novgorod State Engineering and Economic University
This article is devoted to the problem of classification of factors of political socialization. Currently, the trends in the development of a democratic society in Russia are such that without the active participation of citizens, it is impossible to make a number of important decisions for our state, determine further ways of development, etc. Interest in politics, awareness of civic identity, desire to take an active part in building a developed democratic society in Russia, successful fulfillment of socio-political roles and functions are formed during the political socialization of the individual. A number of scientists have studied the problems of political socialization of the individual, ways, mechanisms, models and factors of political socialization, but the question of choosing criteria for classifying these factors in domestic science remains debatable. A scientifically-based choice of criteria for classifying factors will allow a deeper understanding of the process of political socialization, highlight the principles and patterns of its development, identify the leading factors of political socialization of the individual, and this, in turn, can be a solution to the problem of apoliticality of modern Russian youth. The purpose of this work is to analyze studies devoted to the study of factors of political socialization and to identify the main views of researchers on their classification. The novelty of the research lies in the fact that we have attempted to systematize and concretize scientific data on the main factors of political socialization and their classifications.
political socialization
political activity
factors
classification
civic identity

В настоящее время в условиях сложных отношений между странами Запада и Российской Федерацией особую актуальность приобретает необходимость успешной политической социализации российских граждан.

Тенденции развития демократического общества в России таковы, что без активного участия граждан невозможно принятие ряда важных для нашего государства решений, определение дальнейших путей развития и т.д. И в первую очередь политически активным должно стать молодое поколение России, как олицетворение будущего нашего общества.

При этом с середины XXI в. в мире в целом и в России в частности растет популярность радикальных и экстремистских движений среди молодежи, что не способствует демократизации российского общества и препятствует консолидации демократических сил в нашей стране.

Отчасти причинами этого являются снижение роли традиционных институтов политической социализации (учреждения системы образования, семья, религия) и замена их такими институтами и агентами социализации, как интернет-ресурсы, электронные средства массовой информации, друзья и т.д.

Процесс подготовки молодого поколения к общественно-политической жизни сейчас находится в центре внимания социологов, педагогов, политологов и других ученых.

Это связано с тем, что молодежь – наиболее активная, мобильная и перспективная часть общества. Кроме того, именно в молодости, на определенном этапе жизненного цикла, происходит формирование мировоззрений, идей, собственных политических взглядов, ценностей и моделей поведения. А от того, каких ценностей, взглядов, норм будет придерживаться наша молодежь, зависит будущее нашей страны.

С другой стороны, ряд современных исследований (В.В. Дроздов, О.В. Исакова, Е.В. Аксенова, А.А. Аносова, В.Т. Ненашев, О.Г. Мальцева) показывают все возрастающую аполитичность российской молодежи. Во многом это обусловлено происходившей в последние десятилетия в нашей стране трансформацией политической системы, приведшей к переоценке ряда ценностей и даже нарушению преемственности в передаче социально-политического опыта.

Интерес к политике, осознание гражданской идентичности, желание принимать активное участие в построении развитого демократического общества в России, успешное выполнение общественно-политических ролей и функций формируется в ходе политической социализации личности.

Политическая социализация – сложный процесс, который происходит под воздействием целого ряда факторов, действующих как целенаправленно, так и стихийно. В первом случае процесс происходит под непосредственным, специально организованным влиянием государства и общества на молодое поколение с целью формирования у него определенной социально-политической модели поведения. А в ходе стихийной (хаотичной) политической социализации такое влияние не имеет специального, целенаправленного характера.

Политическая социализация – это многофакторный процесс, включающий в себя усвоение индивидами передаваемых им старшими поколениями политических взглядов, идей, представлений и выработка собственных политических взглядов, ценностей, формирование установок и моделей политического поведения [1].

Многие ученые исследовали проблемы политической социализации личности (В.В. Титов, М.Н. Салахов, О.А. Логунова, Е.И. Казак), механизмы (Е.П. Якименко, Л.С. Киселева, И.А. Маслова), модели (В.В. Касьянов, К.А. Иванова, Д.Д. Хатамов) и факторы политической социализации (А.П. Серов, Т.Н. Ананьева, Э.Г. Иоффе), но вопрос о выборе критериев классификации этих факторов в отечественной науке остается дискуссионным.

Под фактором мы здесь понимаем причину, движущую силу какого-либо процесса, явления [2].

Классификацией мы называем группировку факторов, особого вида деление, произведенное «с точки зрения существенных характеристик» [3].

Научно обоснованный подход к выбору критериев классификации факторов позволит глубже понять процесс политической социализации, выделить принципы и закономерности его развития, определить ведущие факторы политической социализации личности, а это, в свою очередь, может стать решением проблемы аполитичности современной российской молодежи.

Проведем анализ работ, посвященных изучению факторов политической социализации, и выявим основные взгляды исследователей на их классификации.

Материалы и методы исследования

В исследованиях отечественных ученых (А.М. Ерусланова, Ю.В. Ирхин, В.Д. Зотов, Л.В. Зотова, В.Н. Александровская, Э.Ф. Смеричевский, В.А. Кречетова) были выделены такие группы факторов политической социализации, как:

1) макросфера (характер эпохи, международные отношения, государства, нации, классы, различные социальные группы, политическая культура общества);

2) микросфера (институциональные и неформальные общности, школа, семья и отдельные личности);

3) внутренние, генетически заданные факторы;

4) самовоспитание [4–6].

Также исследуют политические и неполитические группы факторов политической социализации (Э.Г. Иоффе, Н.В. Павлова, Ф.Р. Сабирзянова):

1) политические (политический режим, характер и тип государственного устройства, партии, организации, движения и т.д.);

2) неполитические (средства массовой информации, церковь, семья, сверстники и др.) [7, 8].

Однако здесь следует отметить, что все рассмотренные выше политические и неполитические факторы могут быть отнесены к одной большой группе внешних факторов социализации личности.

Не умаляя их важность, акцентируем внимание на том, что по силе влияния они будут уступать факторам внутренним, к которым отнесем мировоззренческую позицию, жизненные установки и нормы поведения.

То есть под воздействием внешних факторов, усваивая и пропуская через себя политические знания, нормы и ценности, личность вырабатывает собственные нормы, образцы поведения, формирует собственную позицию по тому или иному вопросу.

Но большинство исследователей (М.Д. Ионова, И.В. Кирдяшкина, Т.Н. Ананьева, А.А. Воробьева, А.А. Малькевич и др.) изучают лишь отдельные факторы политической социализации, оставляя открытым вопрос об их классификации.

Рассмотрим некоторые из них.

М.Д. Ионова выделяет патриотический фактор политической социализации. Она говорит о важности патриотизма в процессе политической социализации молодежи и отмечает, что «искажение роли и значимости нашего государства в мировой истории чревато крахом национального самосознания» [9].

«Существенным средством» политической социализации молодого поколения называет О.В. Суворова такой фактор, как патриотизм, в том числе региональный. Она утверждает, что природные, экономические, исторические и культурные особенности региона имеют значительный воспитывающий потенциал и позволяют сформировать особую модель личности, которая, с одной стороны, соответствует традиционным особенностям российского государства, а с другой, обеспечивает его развитие по демократическому пути [10].

Культура как фактор политической социализации, по мнению И.В. Кирдяшкина, подразумевает участие данного фактора «в формировании жизненного мира личности, в создании базовых основ восприятия политической культуры, когнитивных механизмов получения и селекции политической информации индивидом». Это, в свою очередь, определяет характер его политического выбора и пути его продвижения в процессе общественных взаимодействий [11].

Е.А. Назарова считает, что информационный фактор играет ключевую роль при рассмотрении процесса политической социализации в современных условиях, в связи с чем возникает проблема необходимости «уточнения роли и значимости медиапространства как информационной среды, в которой происходят процессы взаимодействия всех агентов социализации» [12].

Е.В. Крюкова и Е.В. Кашинская связывают процесс политической социализации с процессом научения и интериоризации, выделяя при этом психологический фактор политической социализации личности [13].

А.А. Малькевич и Н.В. Горбатова рассматривают возможность применения политической мифологии в процессе политической социализации молодежи. Авторы анализируют взаимосвязь политической социализации и национально-государственной идентичности, «цивилизационным фоном для формирования которой у молодых людей является политическая мифология [14].

Выделяют и другие факторы политической социализации – средства массовой информации (Т.Н. Ананьева), политические новости (А.А. Воробьева, Л.Д. Козырева), кинематограф (В.А. Лапшин), участие в выборах (О.С. Суворова), государственная политика (Н.С. Мари), система высшего образования (И.В. Денисова) и т.д.

Обобщим данные ряда вышеизложенных исследований и представим их в виде табл. 1.

Обратим внимание на то, что, на наш взгляд, все перечисленные выше факторы политической социализации можно классифицировать по разным основаниям (критериям):

1) по отношению к политической власти (политические и неполитические);

2) по уровню воздействия (макросреда; микросреда; генетически заданные факторы; самовоспитание);

3) по используемым средствам воздействия (мифология, культура, патриотизм и др.).

Таблица 1

Основные факторы политической социализации

Автор

Выделенные факторы (группы факторов)

А.А. Малькевич, Н.В. Горбатова

мифология

Е.А. Назарова

информационные

И.В. Кирдяшкин

культура

М.Д. Ионова, О.В. Суворова

патриотизм, региональный патриотизм

Е.В. Крюкова, Е.В. Кашинская

психологические

Э.Г. Иоффе, Н.В. Павлова, Ф.Р. Сабирзянова

политические и неполитические

А.М. Ерусланова, Ю.В. Ирхин, В.Д. Зотов, Л.В. Зотова, В.Н. Александровская, Э.Ф. Смеричевский, В.А. Кречетова

макросреда,

микросреда,

внутренние, генетические заданные факторы

самовоспитание

Таблица 2

Классификация факторов политической социализации

Основные критерии

Факторы (группы факторов)

По отношению к политической власти

политические

неполитические

По уровню воздействия

макросреда

микросреда

внутренние, генетически заданные факторы самовоспитание

По используемым средствам воздействия

патриотизм

мифология

культура и др.

По направлению воздействия

внутренние

внешние

По способу влияния

прямые (непосредственно влияющие на процесс политической социализации)

косвенные (косвенно влияющие на процесс политической социализации)

В зависимости от периода воздействия

постоянно действующие

долгосрочные

краткосрочные

По значимости результата

ведущие

второстепенные

По возможности управления

управляемые

неуправляемые

По степени использования

интенсивно используемые

экстенсивно используемые

неиспользуемые

По направлению влияния

стимулирующие

сдерживающие

Кроме того, мы считаем, что можно выделить и другие критерии классификации факторов политической социализации:

1) по направлению воздействия;

2) по способу влияния;

3) по периоду воздействия;

4) по значимости результата;

5) по возможности управления;

6) по степени использования;

7) по направлению влияния и др.

Тогда по основным критериям классификацию факторов политической социализации можно представить в виде табл. 2.

Результаты исследования и их обсуждение

Таким образом, проведя анализ ряда исследований, посвященных изучению факторов политической социализации, мы выявили, что существует объективная необходимость выработки научно обоснованных подходов к выбору критериев их классификации.

На наш взгляд, в качестве таких критериев можно выделить:

1) отношение к политической власти;

2) уровень, направление, период и используемые средства воздействия;

4) способ и направление влияния;

5) возможность управления;

6) степень использования и другие.

Заключение

Научно обоснованный подход к выбору критериев классификации факторов позволит глубже понять процесс политической социализации, выделить принципы и закономерности его развития, определить ведущие факторы политической социализации личности.

А это, в свою очередь, может стать решением проблемы аполитичности современной молодежи, залогом успешности процесса политической социализации молодого поколения нашей страны, а значит, позволит молодым людям более ответственно подходить к участию в общественно-политической жизни России и более качественно выполнять возложенные на граждан общественно-политические роли и функции.

Перспектива дальнейшей работы видится нам в продолжении и углублении исследований в области проблем классификации факторов политической социализации.