В настоящее время в условиях сложных отношений между странами Запада и Российской Федерацией особую актуальность приобретает необходимость успешной политической социализации российских граждан.
Тенденции развития демократического общества в России таковы, что без активного участия граждан невозможно принятие ряда важных для нашего государства решений, определение дальнейших путей развития и т.д. И в первую очередь политически активным должно стать молодое поколение России, как олицетворение будущего нашего общества.
При этом с середины XXI в. в мире в целом и в России в частности растет популярность радикальных и экстремистских движений среди молодежи, что не способствует демократизации российского общества и препятствует консолидации демократических сил в нашей стране.
Отчасти причинами этого являются снижение роли традиционных институтов политической социализации (учреждения системы образования, семья, религия) и замена их такими институтами и агентами социализации, как интернет-ресурсы, электронные средства массовой информации, друзья и т.д.
Процесс подготовки молодого поколения к общественно-политической жизни сейчас находится в центре внимания социологов, педагогов, политологов и других ученых.
Это связано с тем, что молодежь – наиболее активная, мобильная и перспективная часть общества. Кроме того, именно в молодости, на определенном этапе жизненного цикла, происходит формирование мировоззрений, идей, собственных политических взглядов, ценностей и моделей поведения. А от того, каких ценностей, взглядов, норм будет придерживаться наша молодежь, зависит будущее нашей страны.
С другой стороны, ряд современных исследований (В.В. Дроздов, О.В. Исакова, Е.В. Аксенова, А.А. Аносова, В.Т. Ненашев, О.Г. Мальцева) показывают все возрастающую аполитичность российской молодежи. Во многом это обусловлено происходившей в последние десятилетия в нашей стране трансформацией политической системы, приведшей к переоценке ряда ценностей и даже нарушению преемственности в передаче социально-политического опыта.
Интерес к политике, осознание гражданской идентичности, желание принимать активное участие в построении развитого демократического общества в России, успешное выполнение общественно-политических ролей и функций формируется в ходе политической социализации личности.
Политическая социализация – сложный процесс, который происходит под воздействием целого ряда факторов, действующих как целенаправленно, так и стихийно. В первом случае процесс происходит под непосредственным, специально организованным влиянием государства и общества на молодое поколение с целью формирования у него определенной социально-политической модели поведения. А в ходе стихийной (хаотичной) политической социализации такое влияние не имеет специального, целенаправленного характера.
Политическая социализация – это многофакторный процесс, включающий в себя усвоение индивидами передаваемых им старшими поколениями политических взглядов, идей, представлений и выработка собственных политических взглядов, ценностей, формирование установок и моделей политического поведения [1].
Многие ученые исследовали проблемы политической социализации личности (В.В. Титов, М.Н. Салахов, О.А. Логунова, Е.И. Казак), механизмы (Е.П. Якименко, Л.С. Киселева, И.А. Маслова), модели (В.В. Касьянов, К.А. Иванова, Д.Д. Хатамов) и факторы политической социализации (А.П. Серов, Т.Н. Ананьева, Э.Г. Иоффе), но вопрос о выборе критериев классификации этих факторов в отечественной науке остается дискуссионным.
Под фактором мы здесь понимаем причину, движущую силу какого-либо процесса, явления [2].
Классификацией мы называем группировку факторов, особого вида деление, произведенное «с точки зрения существенных характеристик» [3].
Научно обоснованный подход к выбору критериев классификации факторов позволит глубже понять процесс политической социализации, выделить принципы и закономерности его развития, определить ведущие факторы политической социализации личности, а это, в свою очередь, может стать решением проблемы аполитичности современной российской молодежи.
Проведем анализ работ, посвященных изучению факторов политической социализации, и выявим основные взгляды исследователей на их классификации.
Материалы и методы исследования
В исследованиях отечественных ученых (А.М. Ерусланова, Ю.В. Ирхин, В.Д. Зотов, Л.В. Зотова, В.Н. Александровская, Э.Ф. Смеричевский, В.А. Кречетова) были выделены такие группы факторов политической социализации, как:
1) макросфера (характер эпохи, международные отношения, государства, нации, классы, различные социальные группы, политическая культура общества);
2) микросфера (институциональные и неформальные общности, школа, семья и отдельные личности);
3) внутренние, генетически заданные факторы;
4) самовоспитание [4–6].
Также исследуют политические и неполитические группы факторов политической социализации (Э.Г. Иоффе, Н.В. Павлова, Ф.Р. Сабирзянова):
1) политические (политический режим, характер и тип государственного устройства, партии, организации, движения и т.д.);
2) неполитические (средства массовой информации, церковь, семья, сверстники и др.) [7, 8].
Однако здесь следует отметить, что все рассмотренные выше политические и неполитические факторы могут быть отнесены к одной большой группе внешних факторов социализации личности.
Не умаляя их важность, акцентируем внимание на том, что по силе влияния они будут уступать факторам внутренним, к которым отнесем мировоззренческую позицию, жизненные установки и нормы поведения.
То есть под воздействием внешних факторов, усваивая и пропуская через себя политические знания, нормы и ценности, личность вырабатывает собственные нормы, образцы поведения, формирует собственную позицию по тому или иному вопросу.
Но большинство исследователей (М.Д. Ионова, И.В. Кирдяшкина, Т.Н. Ананьева, А.А. Воробьева, А.А. Малькевич и др.) изучают лишь отдельные факторы политической социализации, оставляя открытым вопрос об их классификации.
Рассмотрим некоторые из них.
М.Д. Ионова выделяет патриотический фактор политической социализации. Она говорит о важности патриотизма в процессе политической социализации молодежи и отмечает, что «искажение роли и значимости нашего государства в мировой истории чревато крахом национального самосознания» [9].
«Существенным средством» политической социализации молодого поколения называет О.В. Суворова такой фактор, как патриотизм, в том числе региональный. Она утверждает, что природные, экономические, исторические и культурные особенности региона имеют значительный воспитывающий потенциал и позволяют сформировать особую модель личности, которая, с одной стороны, соответствует традиционным особенностям российского государства, а с другой, обеспечивает его развитие по демократическому пути [10].
Культура как фактор политической социализации, по мнению И.В. Кирдяшкина, подразумевает участие данного фактора «в формировании жизненного мира личности, в создании базовых основ восприятия политической культуры, когнитивных механизмов получения и селекции политической информации индивидом». Это, в свою очередь, определяет характер его политического выбора и пути его продвижения в процессе общественных взаимодействий [11].
Е.А. Назарова считает, что информационный фактор играет ключевую роль при рассмотрении процесса политической социализации в современных условиях, в связи с чем возникает проблема необходимости «уточнения роли и значимости медиапространства как информационной среды, в которой происходят процессы взаимодействия всех агентов социализации» [12].
Е.В. Крюкова и Е.В. Кашинская связывают процесс политической социализации с процессом научения и интериоризации, выделяя при этом психологический фактор политической социализации личности [13].
А.А. Малькевич и Н.В. Горбатова рассматривают возможность применения политической мифологии в процессе политической социализации молодежи. Авторы анализируют взаимосвязь политической социализации и национально-государственной идентичности, «цивилизационным фоном для формирования которой у молодых людей является политическая мифология [14].
Выделяют и другие факторы политической социализации – средства массовой информации (Т.Н. Ананьева), политические новости (А.А. Воробьева, Л.Д. Козырева), кинематограф (В.А. Лапшин), участие в выборах (О.С. Суворова), государственная политика (Н.С. Мари), система высшего образования (И.В. Денисова) и т.д.
Обобщим данные ряда вышеизложенных исследований и представим их в виде табл. 1.
Обратим внимание на то, что, на наш взгляд, все перечисленные выше факторы политической социализации можно классифицировать по разным основаниям (критериям):
1) по отношению к политической власти (политические и неполитические);
2) по уровню воздействия (макросреда; микросреда; генетически заданные факторы; самовоспитание);
3) по используемым средствам воздействия (мифология, культура, патриотизм и др.).
Таблица 1
Основные факторы политической социализации
Автор |
Выделенные факторы (группы факторов) |
А.А. Малькевич, Н.В. Горбатова |
мифология |
Е.А. Назарова |
информационные |
И.В. Кирдяшкин |
культура |
М.Д. Ионова, О.В. Суворова |
патриотизм, региональный патриотизм |
Е.В. Крюкова, Е.В. Кашинская |
психологические |
Э.Г. Иоффе, Н.В. Павлова, Ф.Р. Сабирзянова |
политические и неполитические |
А.М. Ерусланова, Ю.В. Ирхин, В.Д. Зотов, Л.В. Зотова, В.Н. Александровская, Э.Ф. Смеричевский, В.А. Кречетова |
макросреда, микросреда, внутренние, генетические заданные факторы самовоспитание |
Таблица 2
Классификация факторов политической социализации
Основные критерии |
Факторы (группы факторов) |
По отношению к политической власти |
политические неполитические |
По уровню воздействия |
макросреда микросреда внутренние, генетически заданные факторы самовоспитание |
По используемым средствам воздействия |
патриотизм мифология культура и др. |
По направлению воздействия |
внутренние внешние |
По способу влияния |
прямые (непосредственно влияющие на процесс политической социализации) косвенные (косвенно влияющие на процесс политической социализации) |
В зависимости от периода воздействия |
постоянно действующие долгосрочные краткосрочные |
По значимости результата |
ведущие второстепенные |
По возможности управления |
управляемые неуправляемые |
По степени использования |
интенсивно используемые экстенсивно используемые неиспользуемые |
По направлению влияния |
стимулирующие сдерживающие |
Кроме того, мы считаем, что можно выделить и другие критерии классификации факторов политической социализации:
1) по направлению воздействия;
2) по способу влияния;
3) по периоду воздействия;
4) по значимости результата;
5) по возможности управления;
6) по степени использования;
7) по направлению влияния и др.
Тогда по основным критериям классификацию факторов политической социализации можно представить в виде табл. 2.
Результаты исследования и их обсуждение
Таким образом, проведя анализ ряда исследований, посвященных изучению факторов политической социализации, мы выявили, что существует объективная необходимость выработки научно обоснованных подходов к выбору критериев их классификации.
На наш взгляд, в качестве таких критериев можно выделить:
1) отношение к политической власти;
2) уровень, направление, период и используемые средства воздействия;
4) способ и направление влияния;
5) возможность управления;
6) степень использования и другие.
Заключение
Научно обоснованный подход к выбору критериев классификации факторов позволит глубже понять процесс политической социализации, выделить принципы и закономерности его развития, определить ведущие факторы политической социализации личности.
А это, в свою очередь, может стать решением проблемы аполитичности современной молодежи, залогом успешности процесса политической социализации молодого поколения нашей страны, а значит, позволит молодым людям более ответственно подходить к участию в общественно-политической жизни России и более качественно выполнять возложенные на граждан общественно-политические роли и функции.
Перспектива дальнейшей работы видится нам в продолжении и углублении исследований в области проблем классификации факторов политической социализации.