С 2009 г. отечественная система образования начала переход от существующих подходов в виде усвоения знаний, умений и навыков к реализации системно-деятельностного подхода, ставящего своей целью развитие личности ученика. Изменения, внесенные в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) в 2021 г., позволили выделить максимально конкретные требования к содержанию школьных предметов и ответить на вопросы педагогов: что конкретно школьник должен знать, чем должен овладеть и что освоить [1]. Отличительной особенностью построения образовательного процесса в начальной школе с учетом требований ФГОС НОО является его направленность на самостоятельную познавательную деятельность младшего школьника, т.е. знания не должны передаваться в готовом виде, ученик пытается добывать их самостоятельно, в результате чего формируются личностные, познавательные, коммуникативные и регулятивные универсальные учебные действия (УУД).
К числу УУД, формируемых в начальной школе в рамках урока по физической культуре, А.П. Матвеев относит следующие: умение организовать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения ее цели; умение активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками для достижения общей цели; умение доносить информацию в доступной, эмоционально яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми [2]. Однако, как отмечают специалисты (М.Я. Виленский, Ю.А. Копылов и др.), в силу специфики данного предмета задача формирования универсальных учебных действий зачастую представляется проблематичной [3].
Целью образования по физической культуре в начальной школе является формирование у учащихся основ здорового образа жизни, активной творческой самостоятельности в проведении разнообразных форм занятий физическими упражнениями. Достижение данной цели обеспечивается ориентацией учебного предмета на укрепление и сохранение здоровья школьников, приобретение ими знаний и способов самостоятельной деятельности, развитие физических качеств и освоение физических упражнений оздоровительной, спортивной и прикладной направленности [4].
Для повышения познавательной самостоятельности и творческой активности учащихся необходимо использование современных педагогических технологий, использование которых позволяет грамотно выстроить урок и включить каждого обучающегося в процесс «открытия» нового знания, что будет способствовать увеличению количества учащихся, увлеченных конкретным предметом [5]. Для изучения возможностей применения современных образовательных технологий на уроках физической культуры в начальной школе нами было организовано педагогическое исследование.
Цель исследования – совершенствование технологии организации уроков по физической культуре в младших классах в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Материалы и методы исследования
Исследование проводилось поэтапно в соответствии с поставленными задачами. Применялись следующие методы: анализ научно-методической литературы, беседы с учениками и учителями, наблюдение, анкетирование, тестирование, педагогический эксперимент.
В исследовании принимали участие школьники четвертых классов Авангардской СОШ № 7 (контрольная группа) и Поповской СОШ № 19 (экспериментальная группа) Алексинского района Тульской области в количестве 30 чел. В обоих классах уроки проводились по программе физического воспитания В.И. Ляха три раза в неделю по 45 мин [4]. Отличие в содержании уроков заключалось в том, что в экспериментальном классе уроки проводились с применением активных форм обучения и современных образовательных технологий.
Методика проведения занятий, основанная на применении системно-деятельностного подхода, строилась в определенной последовательности: вначале организационно-мотивационный этап, далее актуализация знаний и опыта, после либо изучение нового материала, либо совершенствование пройденного материала, и последнее – это рефлексия.
На первом этапе (целеполагание) учитель подводил обучающихся к формулировке темы и задач урока, задавая наводящие вопросы и ведя проблемный диалог. Ученики вместе с учителем обговаривали план предстоящих занятий. При этом учитель применял информационно-коммуникационные технологии обучения. Данная деятельность способствовала формированию познавательных, регулятивных (целеполагание) и личностных (мотивация) универсальных учебных действий. На втором этапе ученики планировали способы достижения поставленной цели, работали с картой урока, а учитель выступал в роли тьютора. При этом активно применялись методы проблемного и проектного обучения. У обучающихся формировались регулятивные УУД (планирование). На этапе практической деятельности ученики осуществляли учебные действия по намеченному плану. Использовалась групповая, сменно-групповая работа, работа в малых группах и индивидуальная работа. Данные виды работ были направлены на решение двигательных задач. На четвертом этапе обучающиеся осуществляли контроль и самоконтроль в процессе выполнения двигательных заданий. Записывали результаты в дневники наблюдений. Учитель выполнял роль консультанта. Формировались регулятивные (контроль, самоконтроль), коммуникативные УУД. На этапе коррекции деятельности обучающиеся говорили о затруднениях, возникающих в процессе выполнения двигательных действий, и самостоятельно осуществляли коррекцию. Также отслеживали правильность выполнения упражнений другими учащимися, указывая на ошибки и подсказывая пути исправления этих ошибок. Работа велась в малых группах. Формировались регулятивные и коммуникативные УУД. На этапе рефлексии ученики сопоставляли то, что планировалось сделать, с тем, как и насколько получилось это сделать. Учитель задавал вопросы о том, что нового ученики узнали, что на уроке было интересного, что было трудно, чему научились, что получилось, что удивило и что нового, может быть, захотелось узнать. В этой деятельности формировались регулятивные и личностные УУД. На последнем этапе урока ученикам предлагались домашние задания, в том числе творческого характера (мини-проект, презентация, составление и разгадывание ребусов и кроссвордов и т.д.), практико-значимые задания, использование дифференцированных заданий.
Результаты исследования и их обсуждение
Необходимость перестраивать образовательный процесс в соответствии с требованиями ФГОС НОО предполагает расширение профессиональных компетенций у педагогов и коррекцию, ставших уже традиционными средств и методов, применяемых на уроках физической культуры.
С целью изучения отношения учителей к требованиям ФГОС НОО было проведено анкетирование учителей физической культуры с различным стажем работы. 100 % опрошенных педагогов хорошо знакомы с содержанием образовательного стандарта. 40 % учителей считают, что обучение, построенное на системно-деятельностном подходе, дает свои положительные результаты в процессе обучения. 40 % педагогов отметили сложности в построении урока в соответствии с требованиями ФГОС НОО в связи со спецификой физической культуры как предмета. 20 % опрошенных педагогов не применяют активные методы обучения и информационно-коммуникационные технологии в процессе урока, указывая на их ненужность.
Среди факторов, мешающих эффективной организации уроков по физической культуре, большинство учителей (80 %) отмечают отсутствие инвентаря или его плохое состояние, загруженность спортивного зала одновременно двумя классами, уменьшение или замещение часов, отводимых на изучение физической культуры. 100 % опрошенных педагогов отмечают отношение к физкультуре как к необязательному и неважному предмету, причем как среди учащихся, так и среди родителей и других учителей-предметников. По мнению опрошенных учителей, для улучшения эффективности проводимых уроков необходимо: увеличение мероприятий по пропаганде здорового образа жизни и просвещения учащихся о необходимости занятий физической культурой; улучшение материальной базы; наличие свободного времени с целью более качественной подготовки к занятиям, а также своего профессионального развития.
В результате анализа научно-методической и психолого-педагогической литературы была выявлена взаимосвязь между процессом формирования универсальных учебных действий и учебной мотивацией младших школьников [6–8]. Педагогическое наблюдение и анкетирование, проводимое по методике Н.Г. Лускановой, позволило оценить мотивацию младших школьников к урокам физической культуры. Результаты, полученные на констатирующем этапе педагогического эксперимента, представлены на рис. 1.
Среди опрошенных школьников 13,3 % учащихся продемонстрировали высокий уровень учебной мотивации. У таких школьников преобладают познавательные мотивы, они стремятся выполнять все требования педагога. Учащиеся дисциплинированны и ответственны, и, если у них что-то не получается, они сильно переживают. 26,6 % школьников обладают хорошей учебной мотивацией. Они успешно справляются с учебной деятельностью, но в меньшей степени стремятся выполнять все школьные требования. 40 % учащихся отличает положительное отношение к школе, но школа привлекает их больше внеучебной деятельностью. Познавательные мотивы у таких учащихся сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает. Больше привлекает внешняя сторона образовательного процесса – красивый портфель, новые тетради и т.д. У 20 % учащихся выявлен низкий уровень учебной мотивации. Они неохотно посещают школу и испытывают трудности в учебной деятельности.
При повторном исследовании школьной мотивации мы выявили положительную динамику у учащихся экспериментальной группы в ходе педагогического эксперимента. Анализ результатов показал увеличение числа учеников с высокой школьной мотивацией (23,1 %). Количество учеников с хорошей мотивацией также увеличилось по сравнению с исходными данными и составило 39,6 % школьников. Число детей с положительной мотивацией снизилось до 26,4 % за счет увеличения числа учащихся с высокой и хорошей мотивацией.
Рис. 1. Динамика учебной мотивации у учащихся четвертого класса в ходе педагогического эксперимента
Рис. 2. Результаты оценки сформированности познавательных УУД у школьников четвертого класса по окончанию эксперимента
Полученные результаты мы объясняем тем, что в младшем школьном возрасте отношение к учебе и межличностные отношения обусловлены особенностями педагогического мастерства учителя и его личностными особенностями, а также тем, насколько интересно построен учебный процесс. Таким образом, благодаря внедрению в учебный процесс современных педагогических технологий появились изменения в поведении и организации деятельности школьников в лучшую сторону. Они стали более дружными, общительными, увеличилось количество детей с высоким уровнем школьной мотивации. Уменьшилось число детей, которые испытывали затруднения в учебной деятельности.
Вопрос диагностики универсальных учебных действий на уроках физической культуры на сегодняшний день очень важен [9, 10]. Для оценки уровня сформированности универсальных учебных действий нами проводилось наблюдение за ходом выполнения школьниками заданий проблемно-поискового характера. Как видно из рис. 2, по окончанию педагогического эксперимента увеличился процент школьников с высоким уровнем познавательных умений (16,5 %) и снизился процент учащихся с низким уровнем развития познавательных УУД (6,6 %). Только у двоих учащихся из экспериментальной группы возникли сложности с анализом, обобщением материала, выявлением логических закономерностей.
Результаты оценки уровня сформированности у учащихся коммуникативных универсальных учебных действий представлены на рис. 3.
Как видно из рис. 3, коммуникация школьников из экспериментальной группы на уроках и во внеурочное время улучшилась. Высокий уровень коммуникативных учебных действий выявлен у трех школьников из контрольной и семи учащихся из экспериментальной группы. Также следует отметить высокий процент учеников из контрольной группы с низким уровнем коммуникации – 19,8 %.
Следует отметить, что учащиеся стали более самостоятельными (рис. 4). Низкий уровень самостоятельности выявлен только у одного школьника из экспериментальной группы и двух учащихся из контрольной группы. Преобладающее большинство школьников из экспериментальной группы проявляют устойчивую самостоятельность в различных видах деятельности. Таким образом, мы можем утверждать, что экспериментальная деятельность оказала существенное влияние на формирование самостоятельности у младших школьников.
Рис. 3. Результаты оценки сформированности коммуникативных УУД у школьников четвертого класса по окончанию эксперимента
Рис. 4. Результаты оценки самостоятельности у школьников четвертого класса по окончанию эксперимента
Результаты оценки физической подготовленности учащихся четвертого класса по окончанию эксперимента
Контрольное упражнение |
Э.Г. X ± m |
К.Г. X ± m |
t |
P |
Бег 30 м (с) |
5,60+0,15 |
5,84+0,15 |
0,94 |
> 0,0 5 |
Челночный бег 3х10 м (с) |
8,85+0,10 |
9,05+0,12 |
1,15 |
> 0,05 |
Прыжок в длину с места (см) |
140,0+2,72 |
136,0+5,54 |
1,78 |
> 0,05 |
Наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамейке (см) |
5,50+0,71 |
4,20+0,54 |
1,46 |
> 0,05 |
Поднимание туловища из положения лежа на спине (кол-во раз) |
31,70+1,79 |
36,60+1,59 |
0,47 |
> 0,05 |
Система оценивания на уроках физической культуры выстраивалась таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки самооценки. Также в процессе оценивания учащихся учитывалась положительная динамика роста индивидуальных показателей.
С целью определения влияния нетрадиционных подходов к организации и проведению урока на уровень физической подготовленности, проводилась оценка выполнения учащимися контрольных нормативов. Анализ показателей физической подготовленности учащихся по окончании педагогического эксперимента представлен в таблице.
Анализируя данные таблицы, следует отметить повышение уровня физической подготовленности в обеих группах, однако результаты оказались недостоверны. Тем не менее положительная динамика результатов больше прослеживается в экспериментальной группе.
Таким образом, проведенное исследование позволяет сделать выводы об эффективности построения занятий на основе системно-деятельностного подхода с применением активных форм обучения, что отразилось на повышении успеваемости учащихся и формировании не только предметных результатов, но и личностных и метапредметных, что, в свою очередь, объясняется повышением познавательной и коммуникативной активности школьников.