Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

TECHNOLOGY OF ORGANIZATION OF PHYSICAL CULTURE LESSONS IN PRIMARY SCHOOL, TAKING INTO ACCOUNT THE REQUIREMENTS OF THE FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD

Shepelenko S.A. 1 Kulikova M.V. 1
1 L.N. Tolstoy Tula State Pedagogical University
The article presents the results of a study on the use of technology for organizing physical education lessons in primary school, taking into account the requirements of the Federal State Educational Standard of Higher Education. The purpose of the study is to improve the educational process of physical culture in the lower grades based on the use of modern educational technologies. The analysis and generalization of special scientific literature, monitoring of students’ progress in physical culture, observation and questioning were used in the work. The methodology of conducting classes in the experimental group was based on the application of a system-activity approach and the use of modern pedagogical technologies. In order to study the attitude of teachers to the requirements of the Federal State Educational Standard, a survey of physical education teachers with various work experience was conducted. Pedagogical observation and questioning conducted according to the methodology of N.G. Luskanova allowed to assess the motivation of younger schoolchildren for physical education lessons. To assess the level of formation of universal educational actions, the monitoring of the progress of the students’ performance of tasks of a problem-searching nature was carried out with the entry of the results into the protocols with subsequent analysis of the data obtained. The assessment system was built in such a way that students were involved in control and evaluation activities, acquiring self-assessment skills. Also, in the process of evaluating students, the positive dynamics of the growth of individual indicators was taken into account.
FGOS NOO
physical education lesson
junior schoolchildren
modern pedagogical technologies
system-activity approach

С 2009 г. отечественная система образования начала переход от существующих подходов в виде усвоения знаний, умений и навыков к реализации системно-деятельностного подхода, ставящего своей целью развитие личности ученика. Изменения, внесенные в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) в 2021 г., позволили выделить максимально конкретные требования к содержанию школьных предметов и ответить на вопросы педагогов: что конкретно школьник должен знать, чем должен овладеть и что освоить [1]. Отличительной особенностью построения образовательного процесса в начальной школе с учетом требований ФГОС НОО является его направленность на самостоятельную познавательную деятельность младшего школьника, т.е. знания не должны передаваться в готовом виде, ученик пытается добывать их самостоятельно, в результате чего формируются личностные, познавательные, коммуникативные и регулятивные универсальные учебные действия (УУД).

К числу УУД, формируемых в начальной школе в рамках урока по физической культуре, А.П. Матвеев относит следующие: умение организовать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения ее цели; умение активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками для достижения общей цели; умение доносить информацию в доступной, эмоционально яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми [2]. Однако, как отмечают специалисты (М.Я. Виленский, Ю.А. Копылов и др.), в силу специфики данного предмета задача формирования универсальных учебных действий зачастую представляется проблематичной [3].

Целью образования по физической культуре в начальной школе является формирование у учащихся основ здорового образа жизни, активной творческой самостоятельности в проведении разнообразных форм занятий физическими упражнениями. Достижение данной цели обеспечивается ориентацией учебного предмета на укрепление и сохранение здоровья школьников, приобретение ими знаний и способов самостоятельной деятельности, развитие физических качеств и освоение физических упражнений оздоровительной, спортивной и прикладной направленности [4].

Для повышения познавательной самостоятельности и творческой активности учащихся необходимо использование современных педагогических технологий, использование которых позволяет грамотно выстроить урок и включить каждого обучающегося в процесс «открытия» нового знания, что будет способствовать увеличению количества учащихся, увлеченных конкретным предметом [5]. Для изучения возможностей применения современных образовательных технологий на уроках физической культуры в начальной школе нами было организовано педагогическое исследование.

Цель исследования – совершенствование технологии организации уроков по физической культуре в младших классах в соответствии с требованиями ФГОС НОО.

Материалы и методы исследования

Исследование проводилось поэтапно в соответствии с поставленными задачами. Применялись следующие методы: анализ научно-методической литературы, беседы с учениками и учителями, наблюдение, анкетирование, тестирование, педагогический эксперимент.

В исследовании принимали участие школьники четвертых классов Авангардской СОШ № 7 (контрольная группа) и Поповской СОШ № 19 (экспериментальная группа) Алексинского района Тульской области в количестве 30 чел. В обоих классах уроки проводились по программе физического воспитания В.И. Ляха три раза в неделю по 45 мин [4]. Отличие в содержании уроков заключалось в том, что в экспериментальном классе уроки проводились с применением активных форм обучения и современных образовательных технологий.

Методика проведения занятий, основанная на применении системно-деятельностного подхода, строилась в определенной последовательности: вначале организационно-мотивационный этап, далее актуализация знаний и опыта, после либо изучение нового материала, либо совершенствование пройденного материала, и последнее – это рефлексия.

На первом этапе (целеполагание) учитель подводил обучающихся к формулировке темы и задач урока, задавая наводящие вопросы и ведя проблемный диалог. Ученики вместе с учителем обговаривали план предстоящих занятий. При этом учитель применял информационно-коммуникационные технологии обучения. Данная деятельность способствовала формированию познавательных, регулятивных (целеполагание) и личностных (мотивация) универсальных учебных действий. На втором этапе ученики планировали способы достижения поставленной цели, работали с картой урока, а учитель выступал в роли тьютора. При этом активно применялись методы проблемного и проектного обучения. У обучающихся формировались регулятивные УУД (планирование). На этапе практической деятельности ученики осуществляли учебные действия по намеченному плану. Использовалась групповая, сменно-групповая работа, работа в малых группах и индивидуальная работа. Данные виды работ были направлены на решение двигательных задач. На четвертом этапе обучающиеся осуществляли контроль и самоконтроль в процессе выполнения двигательных заданий. Записывали результаты в дневники наблюдений. Учитель выполнял роль консультанта. Формировались регулятивные (контроль, самоконтроль), коммуникативные УУД. На этапе коррекции деятельности обучающиеся говорили о затруднениях, возникающих в процессе выполнения двигательных действий, и самостоятельно осуществляли коррекцию. Также отслеживали правильность выполнения упражнений другими учащимися, указывая на ошибки и подсказывая пути исправления этих ошибок. Работа велась в малых группах. Формировались регулятивные и коммуникативные УУД. На этапе рефлексии ученики сопоставляли то, что планировалось сделать, с тем, как и насколько получилось это сделать. Учитель задавал вопросы о том, что нового ученики узнали, что на уроке было интересного, что было трудно, чему научились, что получилось, что удивило и что нового, может быть, захотелось узнать. В этой деятельности формировались регулятивные и личностные УУД. На последнем этапе урока ученикам предлагались домашние задания, в том числе творческого характера (мини-проект, презентация, составление и разгадывание ребусов и кроссвордов и т.д.), практико-значимые задания, использование дифференцированных заданий.

Результаты исследования и их обсуждение

Необходимость перестраивать образовательный процесс в соответствии с требованиями ФГОС НОО предполагает расширение профессиональных компетенций у педагогов и коррекцию, ставших уже традиционными средств и методов, применяемых на уроках физической культуры.

С целью изучения отношения учителей к требованиям ФГОС НОО было проведено анкетирование учителей физической культуры с различным стажем работы. 100 % опрошенных педагогов хорошо знакомы с содержанием образовательного стандарта. 40 % учителей считают, что обучение, построенное на системно-деятельностном подходе, дает свои положительные результаты в процессе обучения. 40 % педагогов отметили сложности в построении урока в соответствии с требованиями ФГОС НОО в связи со спецификой физической культуры как предмета. 20 % опрошенных педагогов не применяют активные методы обучения и информационно-коммуникационные технологии в процессе урока, указывая на их ненужность.

Среди факторов, мешающих эффективной организации уроков по физической культуре, большинство учителей (80 %) отмечают отсутствие инвентаря или его плохое состояние, загруженность спортивного зала одновременно двумя классами, уменьшение или замещение часов, отводимых на изучение физической культуры. 100 % опрошенных педагогов отмечают отношение к физкультуре как к необязательному и неважному предмету, причем как среди учащихся, так и среди родителей и других учителей-предметников. По мнению опрошенных учителей, для улучшения эффективности проводимых уроков необходимо: увеличение мероприятий по пропаганде здорового образа жизни и просвещения учащихся о необходимости занятий физической культурой; улучшение материальной базы; наличие свободного времени с целью более качественной подготовки к занятиям, а также своего профессионального развития.

В результате анализа научно-методической и психолого-педагогической литературы была выявлена взаимосвязь между процессом формирования универсальных учебных действий и учебной мотивацией младших школьников [6–8]. Педагогическое наблюдение и анкетирование, проводимое по методике Н.Г. Лускановой, позволило оценить мотивацию младших школьников к урокам физической культуры. Результаты, полученные на констатирующем этапе педагогического эксперимента, представлены на рис. 1.

Среди опрошенных школьников 13,3 % учащихся продемонстрировали высокий уровень учебной мотивации. У таких школьников преобладают познавательные мотивы, они стремятся выполнять все требования педагога. Учащиеся дисциплинированны и ответственны, и, если у них что-то не получается, они сильно переживают. 26,6 % школьников обладают хорошей учебной мотивацией. Они успешно справляются с учебной деятельностью, но в меньшей степени стремятся выполнять все школьные требования. 40 % учащихся отличает положительное отношение к школе, но школа привлекает их больше внеучебной деятельностью. Познавательные мотивы у таких учащихся сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает. Больше привлекает внешняя сторона образовательного процесса – красивый портфель, новые тетради и т.д. У 20 % учащихся выявлен низкий уровень учебной мотивации. Они неохотно посещают школу и испытывают трудности в учебной деятельности.

При повторном исследовании школьной мотивации мы выявили положительную динамику у учащихся экспериментальной группы в ходе педагогического эксперимента. Анализ результатов показал увеличение числа учеников с высокой школьной мотивацией (23,1 %). Количество учеников с хорошей мотивацией также увеличилось по сравнению с исходными данными и составило 39,6 % школьников. Число детей с положительной мотивацией снизилось до 26,4 % за счет увеличения числа учащихся с высокой и хорошей мотивацией.

missing image file

Рис. 1. Динамика учебной мотивации у учащихся четвертого класса в ходе педагогического эксперимента

missing image file

Рис. 2. Результаты оценки сформированности познавательных УУД у школьников четвертого класса по окончанию эксперимента

Полученные результаты мы объясняем тем, что в младшем школьном возрасте отношение к учебе и межличностные отношения обусловлены особенностями педагогического мастерства учителя и его личностными особенностями, а также тем, насколько интересно построен учебный процесс. Таким образом, благодаря внедрению в учебный процесс современных педагогических технологий появились изменения в поведении и организации деятельности школьников в лучшую сторону. Они стали более дружными, общительными, увеличилось количество детей с высоким уровнем школьной мотивации. Уменьшилось число детей, которые испытывали затруднения в учебной деятельности.

Вопрос диагностики универсальных учебных действий на уроках физической культуры на сегодняшний день очень важен [9, 10]. Для оценки уровня сформированности универсальных учебных действий нами проводилось наблюдение за ходом выполнения школьниками заданий проблемно-поискового характера. Как видно из рис. 2, по окончанию педагогического эксперимента увеличился процент школьников с высоким уровнем познавательных умений (16,5 %) и снизился процент учащихся с низким уровнем развития познавательных УУД (6,6 %). Только у двоих учащихся из экспериментальной группы возникли сложности с анализом, обобщением материала, выявлением логических закономерностей.

Результаты оценки уровня сформированности у учащихся коммуникативных универсальных учебных действий представлены на рис. 3.

Как видно из рис. 3, коммуникация школьников из экспериментальной группы на уроках и во внеурочное время улучшилась. Высокий уровень коммуникативных учебных действий выявлен у трех школьников из контрольной и семи учащихся из экспериментальной группы. Также следует отметить высокий процент учеников из контрольной группы с низким уровнем коммуникации – 19,8 %.

Следует отметить, что учащиеся стали более самостоятельными (рис. 4). Низкий уровень самостоятельности выявлен только у одного школьника из экспериментальной группы и двух учащихся из контрольной группы. Преобладающее большинство школьников из экспериментальной группы проявляют устойчивую самостоятельность в различных видах деятельности. Таким образом, мы можем утверждать, что экспериментальная деятельность оказала существенное влияние на формирование самостоятельности у младших школьников.

missing image file

Рис. 3. Результаты оценки сформированности коммуникативных УУД у школьников четвертого класса по окончанию эксперимента

missing image fileРис. 4. Результаты оценки самостоятельности у школьников четвертого класса по окончанию эксперимента

Результаты оценки физической подготовленности учащихся четвертого класса по окончанию эксперимента

Контрольное упражнение

Э.Г.

X ± m

К.Г.

X ± m

t

P

Бег 30 м (с)

5,60+0,15

5,84+0,15

0,94

> 0,0 5

Челночный бег 3х10 м (с)

8,85+0,10

9,05+0,12

1,15

> 0,05

Прыжок в длину с места (см)

140,0+2,72

136,0+5,54

1,78

> 0,05

Наклон вперед из положения стоя

на гимнастической скамейке (см)

5,50+0,71

4,20+0,54

1,46

> 0,05

Поднимание туловища из положения

лежа на спине (кол-во раз)

31,70+1,79

36,60+1,59

0,47

> 0,05

Система оценивания на уроках физической культуры выстраивалась таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки самооценки. Также в процессе оценивания учащихся учитывалась положительная динамика роста индивидуальных показателей.

С целью определения влияния нетрадиционных подходов к организации и проведению урока на уровень физической подготовленности, проводилась оценка выполнения учащимися контрольных нормативов. Анализ показателей физической подготовленности учащихся по окончании педагогического эксперимента представлен в таблице.

Анализируя данные таблицы, следует отметить повышение уровня физической подготовленности в обеих группах, однако результаты оказались недостоверны. Тем не менее положительная динамика результатов больше прослеживается в экспериментальной группе.

Таким образом, проведенное исследование позволяет сделать выводы об эффективности построения занятий на основе системно-деятельностного подхода с применением активных форм обучения, что отразилось на повышении успеваемости учащихся и формировании не только предметных результатов, но и личностных и метапредметных, что, в свою очередь, объясняется повышением познавательной и коммуникативной активности школьников.