Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

TO THE PROBLEM OF THE ORGANIZATION OF PROFESSIONAL AND APPLIED PHYSICAL TRAINING OF CADETS OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

Tretyakov A.A. 1 Gorelov A.A. 2
1 Belgorod law Institute of MIA of Russia named after I. D. Putilin
2 Sankt-Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia
The article touches upon the problem of the organization of professional and applied physical training of cadets studying in educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Professionally applied physical training is complex in content and covers a fairly wide arsenal of motor actions performed in various conditions. Unfortunately, the formation of skills is limited to fighting techniques of wrestling, elements of athletics and athletic gymnastics. This is the contradiction that defines the existing problem, the lack of organized classes in applied physical training for cadets. The purpose of the research in the framework of this article is to identify ways to improve the professional and applied physical fitness of cadets. Despite the complexity of solving this problem, during their studies at the educational organization of the Ministry of Internal Affairs, young people should master a certain motor experience in the classroom. The readiness of cadets to perform service and combat tasks will depend on this. And also their readiness will directly depend on the variety of simulated situations in the learning process, on the amount of motor actions learned, on the formed conditions created for the implementation of official tasks in which an employee can reveal his motor potential, etc. In this regard, it can be argued that the training of cadets in educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia should not be limited to fighting techniques. To achieve this goal, theoretical analysis and generalization of data from specialized literature, and conversations with the teaching staff, cadets and students, graduates of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia were conducted. Analysis of regulatory documents revealed that the physical training of employees provides classes in swimming, skiing, athletics and overcoming obstacles. The listed types of physical culture determine the areas of training and must certainly be included in the educational process of cadets. It is also necessary to find the optimal ratio (hourly budget) for each direction in professionally applied physical training. The ways of improving the preparedness of cadets are proposed, determining the necessary directions in professionally applied physical training. Defining the educational process as a versatile professional and applied physical training of young specialists. Allowing cadets, teachers, course officers and other specialists to participate in this process. The significance of this study will be determined by including the proposed system in the educational process of cadets.
physical training
cadets
professional and applied training
health level
educational activity

В настоящее время в образовательных организациях МВД России физическая культура представлена дисциплиной «Физическая подготовка». Она сводится к разучиванию боевых приемов борьбы и выполнению нормативных требований [1, 2]. Таким образом, наиболее широкое понятие культуры замещается лишь понятием процесса. А деятельность сотрудников полиции связана с выполнением разнообразных двигательных действий в различных меняющихся условиях. И в целях формирования успешной профессиональной деятельности курсантов и слушателей необходимо организовывать занятия с использованием разнообразных средств и методов физической культуры.

Многие ученые и специалисты в области обучения курсантов сводят решение проблем физической подготовки к разработке разнообразных технологий и методик. Несмотря на это, использование авторских идей на практике не создает должного эффекта. И, как результат, у сотрудников полиции уровень физической подготовленности в лучшем случае достигает оценки «удовлетворительно» [3].

Можно предположить, что причина, из-за которой складывается существующая ситуация, состоит в реализуемом подходе. Он представляет физическую подготовку обучающихся в образовательных организациях МВД России и сотрудников ОВД в виде практических занятий, направленных на подготовку к сдаче нормативов, разучиванию двигательных действий в стандартных условиях и развитию определенной психофизической устойчивости [4, 5]. Однако сотрудник полиции должен быть готов действовать в ситуациях, связанных с нестандартными условиями, и в критических ситуациях. Конечно же, в итоге применяемые учебно-методические материалы не позволяют сформировать у обучающихся в образовательных организациях МВД России должный уровень знаний и умений в области профессионально-прикладной физической культуры. Данные занятия также не дают возможности сориентировать образ жизни сотрудников на здоровый, создать условия для профессионального совершенствования во время прохождения службы, обусловить мотивы к самостоятельным занятиям физической культурой. Все это напрямую и косвенно оказывает негативное влияние на выполнение сотрудниками служебных обязанностей и увеличивает риск получения травм.

Поиск нового подхода или путей, дающих возможность существенно расширить существующие представления, позволит решить имеющиеся проблемы и убрать существующие противоречия. Можно сказать, что цель данной статьи заключается в определении путей повышения профессионально-прикладной физической подготовленности курсантов. Возможно, в данном случае нужно формировать у обучающихся в образовательных организациях МВД России профессионально-прикладную физическую культуру, а не только решать задачи подготовки.

Профессионально-прикладная физическая культура позволит объединить достижение цели физической подготовки, создать условия для профессионального совершенствования во время прохождения службы, сориентировать образ жизни сотрудников на здоровый, сформировать мотивацию к самостоятельным занятиям физической культурой, а также развивать необходимые психофизиологические качества. Как следствие синтеза перечисленных направлений, возможно будет оказать положительное влияние на профессиональную деятельность сотрудников полиции.

Затрагивая вопросы воспитания и образования обучающихся в образовательных организациях МВД России и сотрудников ОВД, с уверенностью можно представить новый подход в виде педагогической системы по формированию профессионально-прикладной физической культуры. Данная система должна учитывать особенности профессиональной деятельности сотрудников полиции и требования современного общества. Педагогическая система позволит охватить различные компоненты физической подготовки, что разнообразит содержание практических занятий. Компоненты системы будут взаимосвязаны и взаимообусловлены. Это позволит оказать положительное влияние на конечный результат обучения в образовательной организации МВД России, определив пути повышения профессионально-прикладной физической подготовленности курсантов.

Материалы и методы исследования

В рамках определенной проблемы исследования были проведены теоретический анализ и обобщение данных специальной литературы и нормативно-правовой документации (ведомственных приказов, образовательных стандартов, учебных программ).

Для поиска эффективных путей повышения профессионально-прикладной физической подготовленности курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России проводились беседы с профессорско-преподавательским составом, курсантами и слушателями, выпускниками Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина. В общей сложности в опросе приняли участие более 200 респондентов. Беседа была направлена на выявление возможных недостатков существующей системы физической подготовки в образовательных организациях МВД России и определение допустимых путей совершенствования данной системы.

Результаты исследования и их обсуждение

В нормативно-правовых документах [1, 2, 6], определяющих организацию физической подготовки в органах внутренних дел (ОВД), выделяется общая и специальная физическая подготовка. К сожалению, задачи, на которые должны быть направлены занятия в рамках данных видов физической подготовки, не раскрываются. Однако указываются общие задачи физической подготовки сотрудников, которые дублируются содержанием ранее описанной цели. Как следствие, упускается профессионально-прикладная направленность подготовки.

Неясным также остается, в каких целях включаются в содержание занятий по физической подготовке упражнения прикладной гимнастики, легкой атлетики и ускоренного передвижения, лыжной подготовки, плавания. К сожалению, нормативно-правовыми документами подробно описывается формирование умений применять боевые приемы борьбы (специальная физическая подготовка), а развитие общей физической подготовки сотрудников полиции описывается скудно. В содержании общей физической подготовки отсутствуют профессионально важные умения и навыки.

Также в процессе обучения курсантов в образовательных организациях МВД уделяется чрезмерное внимание обучению боевым приемам борьбы [7]. Однако известно, что для овладения координационно сложными двигательными умениями и их совершенствования необходимо обладать определенным уровнем физической подготовленности [8]. На данный момент современные исследования [9] указывают на низкую подготовленность абитуриентов и обучающихся младших курсов. Из данных положений определяется противоречие, которое важно решить для достижения целей обучения молодых людей в образовательных организациях МВД России.

Во многих научных работах, затрагивающих вопросы физической подготовки сотрудников ОВД, подчеркиваются непредсказуемость и экстремальность профессиональной деятельности. Исходя из данных положений, можно сравнить профессиональную деятельность сотрудников полиции со спортивной деятельностью. А образовательные организации МВД России в данном случае выполняют функцию по их подготовке.

Опираясь на квалификационные требования, а также на требования к выполнению служебно-боевых задач, можно уверенно утверждать, что процесс физической подготовки сотрудников не должен ограничиваться овладением и совершенствованием боевых приемов борьбы. Процесс профессионально-прикладной физической подготовки курсантов можно представить в виде схемы (рис. 1).

Процесс подготовки отражен в различных направлениях и объединяется интегральной подготовкой, в рамках которой сотрудник в критической ситуации должен скоординировать и реализовать все составляющие профессионально-прикладной физической подготовленности.

Важным вопросом в процессе подготовки курсантов остается соотношение общей и специальной физической подготовки. К сожалению, анализ литературных источников не позволил обнаружить исследования, которые могли бы ответить на поставленный вопрос.

ПРОЦЕСС ПОДГОТОВКИ

                   

Физическая

Техническая

Тактическая

Психологическая

Теоретическая

                   

Общая и специальная подготовка

                   

ИНТЕГРАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА

Рис. 1. Процесс профессионально-прикладной физической подготовки обучающихся образовательных организаций МВД России

Физическая подготовка как дисциплина в образовательных организациях МВД России преподается на протяжении всего периода обучения. В связи с этим актуальными являются исследования в области определения содержания общей и специальной физической подготовки в образовательном процессе курсантов на каждом году обучения. В документах планирования и организации учебного процесса на дисциплину «Физическая подготовка» отводится 612 часов, из них 500 часов составляют аудиторные занятия, 94 часа отводится на самостоятельную работу и 18 часов – на контроль. Возможность распределения данного объема часов предоставляется сотрудникам кафедры физической подготовки. При этом определенных рекомендаций по распределению часов по семестрам и по тематике нет.

Анализируя рабочие программы по дисциплине «Физическая подготовка», можно выделить тематический план, в котором выделяются 3 раздела:

– теория физической подготовки (лекционный курс, включающий 16 часов);

– боевые приемы борьбы (практический курс, 358 часов);

– физические качества (практический курс, 110 часов).

Раздел «Физические качества» определяет содержание общей физической подготовки. К сожалению, данный раздел не включает в себя ни плавание, ни легкую атлетику и ускоренное передвижение или преодоление препятствий, ни лыжную подготовку. Однако анализ методических разработок указывает, что в содержание некоторых занятий включаются элементы легкой атлетики: это преодоление полосы препятствий и бег на различные дистанции.

В приказе об утверждении наставления по физической подготовке в ОВД РФ сжато описываются важные для выполнения служебно-боевых задач профессионально-прикладные умения. Раздел «Легкая атлетика» ограничивается рекомендациями по подготовке к преодолению дистанций различной длины. Данный раздел не определяет цели и задачи, на которые должны быть направлены занятия с элементами легкой атлетики, не дает указаний по проведению занятий, а также не учитывает профессиональную и прикладную особенности, необходимые в занятиях сотрудников полиции. Ведь выполнение служебно-боевых задач не ограничивается бегом по стадиону в спортивной форме. Опираясь на данное положение, можно предложить следующие направления в подготовке курсантов в легкой атлетике и ускоренном передвижении (рис. 2).

Сотрудник полиции обязательно должен быть знаком с различными видами легкой атлетики, но не терять при этом прикладную направленность занятий. Необходимо сказать, что занятия легкой атлетикой могут решать задачи как общей физической подготовки, так и специальной.

Достаточно важным навыком, которым должен обладать сотрудник полиции, является навык плавания. Помимо того что сотрудник полиции должен оказать помощь в любых условиях, он также несет службу рядом с водоемами или непосредственно на них. В связи с этим возникает потребность в обучении курсантов основам прикладного плавания. Необходимости в обучении спортивному плаванию курсантов нет, так как профессиональные задачи не связаны со скоростным плаванием. На данный момент ни одна из образовательных организаций МВД России не проводит занятия по обучению курсантов основам прикладного плавания. В большой степени это обусловлено материальной базой. Спортивные сооружения для проведения таких занятий отсутствуют либо устарели и не пригодны для эксплуатации. Конечно, для обучения плаванию необходимы квалифицированные кадры. Ведь вопросы, касающиеся прикладного плавания, связаны со здоровьем и жизнью людей. Анализируя программы подготовки сотрудников спасательных служб и военнослужащих, у которых данный раздел обязателен, можно предложить следующее содержание раздела основы прикладного плавания (рис. 3).

ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА И УСКОРЕННОЕ ПЕРЕДВИЖЕНИЕ

                       

Короткие дистанции

Средние и длинные дистанции

Кросс

Ускоренное передвижение (марш-бросок)

Прыжки

Метания

             

Бег по различным поверхностям (ровным холмистым, мокрым, мягким, скользким и т.д.)

Преодоление естественных и искусственных препятствий

Спуски и подъемы

 

Рис. 2. Содержание раздела «Легкая атлетика и ускоренное передвижение»

ОСНОВЫ ПРИКЛАДНОГО ПЛАВАНИЯ

                       

Прикладные способы плавания

Преодоление водных преград

Плавание в различных условиях

Прыжки в воду

Ныряние и передвижение под водой

Оказание помощи и спасение тонущих

Рис. 3. Содержание раздела «Основы прикладного плавания»

ЛЫЖНАЯ ПОДГОТОВКА

               

Строевые приемы с лыжами и на них

Способы передвижения

Преодоление подъемов и спусков, повороты

Преодоление препятствий

Рис. 4. Содержание раздела «Лыжная подготовка»

Одно из немаловажных мест в профессионально-прикладной физической подготовке курсантов должна занимать лыжная подготовка. В большом количестве регионов, в которых проходят службу сотрудники полиции, отмечаются достаточно снежные зимы. Также сотрудников ОВД привлекают к выполнению служебно-боевых задач в снежных регионах России.

Большое число исследований подтверждает пользу занятий лыжной подготовкой. При этом, используя прикладную направленность, на занятиях можно решать широкий спектр профессионально-прикладных задач. И, несомненно, занятия лыжной подготовкой оказали бы положительное влияние на физическое и психическое состояние молодых людей. К сожалению, во многих образовательных организациях МВД России имеются проблемы с материально-техническим оснащением, отсутствуют квалифицированные кадры.

Процесс лыжной подготовки курсантов должен быть разносторонним и иметь прикладную направленность. Анализируя специальную литературу, можно предложить следующее содержание раздела «Лыжная подготовка» (рис. 4).

Учитывая, что к сотрудникам ОВД в настоящее время предъявляются повышенные требования, целесообразно проводить комплексную профессионально-прикладную физическую подготовку. Данная подготовка не должна ограничиваться совершенствованием боевых приемов борьбы в различных условиях на всем протяжении обучения в образовательных организациях МВД России. Речь идет о формировании у молодых людей профессионально-прикладной физической подготовленности за счет разнообразных комплексных занятий и мероприятий в рамках профессионально-прикладной физической подготовки. Выстраивание педагогической системы в подготовке курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России, на наш взгляд, позволит разрешить существующие противоречия и достичь цели образовательной деятельности.

Заключение

Проведенный анализ и обобщение данных специальной литературы и нормативно-правовой документации, а также беседы с профессорско-преподавательским составом, курсантами и слушателями, выпускниками образовательных организаций МВД России позволили сделать вывод о том, что в настоящее время существует потребность в комплексной подготовке сотрудников ОВД. Процесс подготовки курсантов и слушателей ограничивается совершенствованием боевых приемов борьбы. А основные нормативно-правовые документы сужают подготовку сотрудников ОВД, не охватывая и не раскрывая основные направления профессионально-прикладной физической подготовки. С учетом этого были предложены примерные пути повышения уровня профессионально-прикладной физической подготовленности за счет создания педагогической системы, компоненты и направления подготовки которой взаимосвязаны и взаимообусловлены.