Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ANALYSIS OF THE INTERRELATIONS OF PHYSICAL AND SPORTS ACTIVITY WITH THE SUCCESS OF MASTERING THE TRAINING PROGRAM AND THE DEVELOPMENT OF STUDENTS’ CREATIVE ABILITIES

Zhukov R.S. 1 Kozlov S.D. 2 Sednev A.V. 1 Sidorov E.S. 1 Somov V.S. 1 Kort G.G. 1
1 Kemerovo State University
2 Kuzbass State Technical University named after T.F. Gorbachev
Identification of the relationship between physical culture and sports activities and the educational process is relevant, since the effectiveness of the educational process largely depends on the indicators of mental performance and creative abilities of students. The study is devoted to identifying the structure of the relationship between various conditions of physical culture and sports activities with the success of mastering the training program at the university and the development of creative abilities. In the course of the work, the following research methods were used: analysis of literary sources; questioning and diagnostic methods (questionnaires, interviews, conversations); pedagogical supervision; pedagogical experiment; testing; statistical processing methods. In the process of research, the conditions of physical culture and sports activities of students were studied; the influence of physical culture and sports activities on the educational process of students and the development of creative abilities was determined; methodological recommendations for the organization of physical culture and sports activities of students have been developed, which propose a number of activities aimed at ensuring that students have the motivation not to stop playing sports after entering the university. The results obtained allow us to note that students who are actively involved in sports have higher scores on the SA scale (free associations) and a higher level of development of creative abilities. You can also make an assumption about the positive impact that sports have on the creative components of students’ personalities.
physical culture and sports activities
educational process
students
creative abilities
learning success
motivation

Высокая стоимость подготовки современных специалистов, экономическая целесообразность увеличения сроков оптимальной работоспособности опытных кадров обусловливают повышенные требования к уровню функционального состояния организма студента, включая психологические и соматические характеристики [1]. С момента зачисления в вуз к вчерашнему школьнику предъявляются новые требования, с которыми он раньше не сталкивался [2]. Адаптация к студенческой жизни часто протекает стихийно и вызывает у некоторых студентов значительные затруднения, низкий уровень адаптации может служить причиной плохой успеваемости, депрессии и даже потери здоровья [3].

Занятия физической культурой и спортом способствуют формированию здоровья, воспитывают волевые качества личности, содействуют развитию физических качеств, оптимизации показателей интеллектуальной деятельности [4]. Выявление взаимосвязей между физкультурно-спортивной деятельностью и образовательным процессом студентов вуза является актуальным, поскольку результативность образовательного процесса во многом зависит от показателей умственной работоспособности и творческих способностей студентов [5].

Цель исследования – выявление структуры взаимосвязей различных условий физкультурно-спортивной деятельности с успешностью освоения программы обучения в вузе и развитием творческих способностей студентов.

Материалы и методы исследования

В соответствии с поставленной целью решались следующие задачи исследования: исследовать условия физкультурно-спортивной деятельности студентов; определить влияние физкультурно-спортивной деятельности на образовательный процесс студентов и развитие творческих способностей; разработать методические рекомендации по созданию условий физкультурно-спортивной деятельности, влияющих на успешность обучения и творческое развитие студентов.

Гипотеза исследования: у студентов, регулярно занимавшихся физкультурно-спортивной деятельностью во время обучения в школе и продолжающих заниматься в вузе, проявление творчески-созидательной способности через свободные ассоциации более развито, такие студенты имеют более высокие показатели умственной работоспособности и успеваемости по сравнению с обучающимися, которые посещали только обязательные занятия по физической культуре.

Методы исследования: анализ и обобщение данных научно-методической литературы; опрос; педагогический эксперимент; тестирование; методы статистической обработки. В педагогическом эксперименте участвовали студенты очной формы обучения в количестве 409 человек в возрасте от 17 до 21 года. Естественный (констатирующий) педагогический эксперимент был проведен в период с сентября 2020 г. по октябрь 2021 г., в процессе которого проводилось тестирование «Свобода ассоциаций» (оценка по шкале СА) [6]. Полученные эмпирические данные были подвергнуты математико-статистической обработке, в частности вычислялись средние арифметические значения всех показателей, был проведен их корреляционный анализ.

Результаты исследования и их обсуждение

В результате проведения исследования были получены данные о занятиях студентов физкультурно-спортивной деятельностью во время обучения в школе, которые свидетельствуют о том, что только 53% студентов регулярно занимались спортом. Сравнение опыта физкультурно-спортивных занятий между юношами и девушками показало, что девушек, регулярно не занимавшихся спортом, оказалось 37%, юношей – 30% (рис. 1).

На рисунке 2 (А) показана взаимосвязь между стажем занятий спортом и средними значениями полученных на экзаменах оценок, при этом проведенный корреляционный анализ отражает наличие средней степени корреляционной взаимосвязи (r=0,37). На рисунке 2 (Б) показана взаимосвязь между занятиями физкультурно-спортивной деятельностью и средним значением баллов по шкале СА (свобода ассоциаций).

missing image file

Рис. 1. Данные об опыте занятий физкультурно-спортивной деятельностью студентов (%)

missing image file

Рис. 2. Взаимосвязь между физкультурно-спортивной деятельностью и средним экзаменационным баллом (А), средним значением баллов по шкале СА (свобода ассоциаций) (Б) (баллы)

Можно отметить, что студенты, которые регулярно занимались спортом, имеют более высокие баллы по шкале СА (свободные ассоциации), однако значения коэффициента корреляции (r) показывают среднюю степень взаимосвязи (r=0,56), что не позволяет сделать обоснованный вывод о том, что регулярные занятия спортом положительно сказываются на развитии творческих способностей. Однако тенденция подобной взаимосвязи наметилась, и можно предположить, что студенты, регулярно занимающиеся спортом, лучше адаптируются к условиям образовательного процесса в вузе, так как у них выше работоспособность – умственная и физическая.

Для детального исследования этого вопроса мы разделили анкеты студентов на три группы: в первую группу вошли студенты, не занимавшиеся физкультурно-спортивной деятельностью в старшем школьном возрасте, а во время обучения в вузе посещают только академические занятия по физической культуре; во вторую группу вошли студенты, которые регулярно занимались физкультурно-спортивной деятельностью в старшем школьном возрасте, но прекратили занятия после поступления в вуз; в третью группу вошли студенты, которые регулярно занимались физкультурно-спортивной деятельностью в старшем школьном возрасте и продолжают заниматься на спортивном отделении. Как показали полученные результаты, большинство студентов (71%) не занимались спортом в старшем школьном возрасте, хотя имели опыт занятий спортом в младшем и среднем школьном возрасте. Данный феномен можно объяснить смещением акцентов с занятий спортом на дополнительную подготовку к основным экзаменам и Единому государственному экзамену, занятия с репетиторами и др.

Данные, представленные на рисунке 3 (А), показывают средние значения полученных на экзаменах оценок для каждой группы. Из полученных данных видно, что студенты, регулярно занимавшиеся спортом в старшем школьном возрасте и не переставшие заниматься спортом во время обучения в вузе, имеют более высокие оценки на экзаменах, причем корреляционный анализ показывает наличие сильной степени корреляционной взаимосвязи (r=0,78). Следовательно, можно сделать вывод о том, что более высокий уровень адаптации к образовательному процессу в вузе отмечается у студентов, которые регулярно занимались физкультурно-спортивной деятельностью в старшем школьном возрасте и не прекратили занятий в вузе, по сравнению со студентами, которые перестали заниматься после поступления в вуз или не занимались совсем.

missing image file

Рис. 3. Взаимосвязь между занятиями физкультурно-спортивной деятельностью в старшем школьном возрасте и средним экзаменационным баллом (А), средним значением баллов по шкале СА (свобода ассоциаций) (Б) (баллы)

На рисунке 3 (Б) показана взаимосвязь между занятиями спортом в старшем школьном возрасте и средним значением баллов по шкале СА (свобода ассоциаций). Студенты, регулярно занимавшиеся спортом в старшем школьном возрасте и не переставшие заниматься во время обучения в вузе, имеют более высокие баллы по шкале СА (свободные ассоциации), коэффициент корреляции отражает наличие сильной взаимосвязи (r=0,94). Из этого можно сделать о более высоком уровне развития творческих способностей, проявляемых через свободные ассоциации.

Занятия физкультурно-спортивной деятельностью могут существенно различаться по форме и содержанию. Поэтому мы ввели качественный критерий – наличие спортивного разряда. Наличие спортивной квалификации говорит о серьезности занятий выбранным видом физкультурно-спортивной деятельности.

Данные, представленные на рисунке 4 (А), показывают взаимосвязь между средним баллом и наличием спортивного разряда. Из более детального анализа полученных данных также видно, что девушки-студентки, регулярно занимавшиеся спортом и получившие спортивный разряд, имеют более высокие показатели успеваемости, однако вывод о лучшей адаптации к образовательному процессу вуза по сравнению со студентками, которые не получили спортивного разряда либо регулярно не занимались спортом, делать преждевременно ввиду отсутствия значимых корреляционных взаимосвязей (r=0,28). Самое низкое значение среднего балла имеют студенты, которые регулярно занимались физкультурно-спортивной деятельностью, но не получили спортивного разряда. У юношей средний балл оказался выше у студентов, не занимавшихся спортом, а у девушек средний балл выше у тех, кто получил спортивный разряд.

На рисунке 4 (Б) показана взаимосвязь между средним значением по шкале СА (свобода ассоциаций) и наличием спортивного разряда. Полученные результаты позволяют отметить, что студенты, регулярно занимавшиеся спортом и получившие спортивные разряды, имеют более высокие баллы по шкале СА (свободные ассоциации), причем наблюдается сильная степень корреляционной взаимосвязи (r=0,86). Из этого можно сделать вывод о более высоком уровне развития творческих способностей, проявляемых через свободные ассоциации. Также можно судить о влиянии, оказываемом регулярными занятиями физкультурно-спортивной деятельности на творческие составляющие личности студентов.

missing image file

Рис. 4. Взаимосвязь между наличием спортивного разряда и средним экзаменационным баллом (А), средним значением по шкале СА (свобода ассоциаций) (Б) (баллы)

Заключение

В результате проведенного исследования более высокий средний балл на экзаменах и самые высокие баллы теста СА (свободные ассоциации) показали студенты, занимавшиеся физкультурно-спортивной деятельностью в старшем школьном возрасте и продолжающие заниматься в вузе, по сравнению со студентами, посещавшими только обязательные занятия по физической культуре, кроме того, проявление творчески-созидательных способностей через свободные ассоциации у таких студентов более развито.

Таким образом, результаты исследования подтверждают гипотезу, предполагающую, что у студентов, регулярно занимавшихся физкультурно-спортивной деятельностью во время обучения в школе и продолжающих заниматься в вузе, проявление творчески-созидательной способности через свободные ассоциации более развито, такие студенты имеют более высокие показатели умственной работоспособности и успеваемости по сравнению с обучающимися, которые посещали только обязательные занятия по физической культуре. Полученные результаты показывают актуальность мероприятий, направленных на то, чтобы у студентов была мотивация не прекращать занятия спортом после поступления в вуз. В частности, для совершенствования межличностных отношений студентов между собой и преподавателями вузов предлагается более активно участвовать в различных спартакиадах и физкультурно-спортивных фестивалях, популяризировать студенческий спорт, уделять большее внимание освещению студенческих соревнований и возможностям реализации студентами своих физкультурно-спортивных потребностей.