В последние годы отмечается значительное ухудшение экологической ситуации в ряде регионов нашей страны, особенно в Центральной России, где плотность населения и уровень экономического развития наиболее высоки [1, 2]. Рост числа несанкционированных свалок, увеличение доли токсичных выбросов в атмосферу, загрязнение водных объектов, рост числа и площади лесных пожаров создают всё более нарастающую угрозу природным сообществам [1, 2]. В то же время избыточное антропогенное влияние на окружающую среду не может не сказываться и на здоровье населения [1, 3].
В этих условиях одним из важнейших направлений государственной политики, реализуемых в рамках национального проекта «Экология», становится популяризация экологических знаний среди населения и привлечение социально активных граждан для решения острых экологических ситуаций [2]. Учитывая мировой опыт волонтерского движения, в нашей стране создаются добровольческие природоохранные организации, деятельность которых направлена на участие в решении экологических проблем как местного, так и регионального, и федерального уровня [2].
В настоящее время статус волонтёра закреплён в Российском законодательстве. Согласно Федеральному закону РФ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (№135-ФЗ от 11.08.1995 г.), волонтёрами (добровольцами) считаются «граждане, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного труда в интересах благополучателя, в том числе в интересах благотворительной организации» [4]. Волонтерская (добровольческая) деятельность определяется, как «безвозмездное выполнение работ и оказание услуг в целях социальной поддержки и защиты граждан» [4, 5].
Несмотря на то, что принять участие в волонтёрском движении могут люди разных возрастов, данные социологических опросов указывают на то, что потенциальных волонтёров больше среди школьников 14-16 лет [5, 6]. С точки зрения возрастной психологии и психофизиологии данный возраст также является оптимальным для начала подготовки к волонтёрской деятельности [7]. Именно в этот период, называемый также старшим подростковым возрастом или ранней юностью, происходит стабилизация личности, формирование системы ценностей. В интеллектуальной сфере начинает преобладать абстрактное, теоретическое мышление, отчётливо развивается логическая память, оттесняя в свою очередь механическую память на второй план [7]. Отличительная чертой этого возраста является, также, самоопределение, как профессиональное, так и личностное. При этом следует учитывать и гендерные особенности периода ранней юности, а именно то, что взросление девушек, как и развитие адаптационных способностей идет более высокими темпами по сравнению с юношами [7,8].
Принимая во внимание, что значительная часть молодёжи в нашей стране отдаёт предпочтение природоохранному направлению волонтёрского движения, одной из важных задач системы общего образования в России является подготовка учащихся старших классов к экологической волонтёрской деятельности. При этом важная роль в подготовке эко-волонтёров из числа старшеклассников, по-видимому, должна отводиться системе дополнительного образования.
Следует также учитывать то, что школьники в возрасте 14-16 лет изучают программу 9-х, 10-х и 11-х классов, следовательно, на уроках биологии, перешли к разделу «Общая биология», то есть, приступили к изучению основ экологии.
Таким образом, актуальность проведенного нами обзорного исследования обусловлена необходимостью подготовки старшеклассников к экологической волонтёрской деятельности в условиях всё более возрастающего негативного антропогенного воздействия на окружающую природную среду. Новизна нашего исследования заключается в анализе инновационных методов формирования экологической культуры и экологических знаний у учащихся старших классов.
Целью исследования стало обобщение отечественного педагогического опыта по подготовке эко-волонтёров из числа старшеклассников в условиях дополнительного образования.
Материал и методы исследования
Нами был проведен анализ данных литературы, посвященной особенностям подготовки волонтёров-экологов из числа старшеклассников в условиях системы дополнительного образования, а также оценке эффективности данной подготовки.
В исследовании также проанализированы результаты собственной педагогической деятельности по подготовке волонтёров из числа старшеклассников, обучающихся в объединении «Эковолонтёр» на базе областного государственного бюджетного учреждения дополнительного образования «Детский эколого-биологический центр города Рязани». В исследовании приняли участие 28 старшеклассников в возрасте от 14 до 16 лет (9-11 классы). Занятия проводились в течение одного учебного года с 15 сентября 2021 г. по 31 мая 2022 г.
При проведении данного исследования применялись следующие методы:
Теоретические – анализ, синтез, дедукция, индукция, обобщение;
Эмпирические – наблюдение, сравнение, педагогический эксперимент.
Результаты проведённой нами работы по подготовке эко-волонтёров оценивались по трем критериям, предложенным К.А. Калустьянц и Л.А. Бобылёвой [9]: мотивационно-ценностному, когнитивному и операционно-деятельностному, а также рассматривались с позиций системного подхода [10, 11].
Результаты исследования и их обсуждение
Обучение старшеклассников экологической волонтёрской деятельности включает в себя не только приобретение экологических знаний, но и формирование определенного уровня общей и экологической культуры. Согласно определению В.А. Лось экологическая культура представляет собой «совокупность материальных и духовных ценностей, а также способов человеческой деятельности, которая обусловливает соответствие социокультурного процесса сохранению природной среды» [12]. Синонимом понятию «Экологическая культура» является понятие «Экологическое сознание». В работе Е.В. Красильниковой, С.Н. Кузнецовой экологическое сознание рассматривается, как «способность человека выстраивать гармоничные отношения с окружающим миром» [13]. Согласно К.А. Калустьянц и Л.А. Бобылёвой [9, 14], важным элементом экологического сознания является экологическая безопасность, которая базируется на экологической компетентности личности, то есть способности безопасно совершать преобразующую деятельность в окружающей среде. По мнению этих авторов формирование «экологически компетентной личности» является одной из актуальных задач современного образования [9, 14].
Учитывая то, что предмет «Экология» преподается только во внеурочной деятельности, в настоящее время всё более остро возникает необходимость экологического просвещения в сфере дополнительного естественнонаучного образования [15]. При этом, по мнению Л.О. Ларионовой, обучение основам экологии в школе должно включать организацию образовательной деятельности с учетом формирования представлений о совместной эволюции человека и природы (коэволюции), а также организацию мероприятий экологической направленности (экспедиций и экскурсии) [15]. Данные мероприятия должны способствовать непосредственному общению учащихся с окружающей природной средой [15].
Это обусловливает особые требования к дополнительному школьному экологическому образованию, прежде всего – внедрение в учебный процесс инновационных форм и методов обучения. Таким образом, дополнительное экологическое образование должно решать широкий круг задач, в том числе, формирование общей и экологической культуры учащихся. Лидирующим направлением в решении данной проблемы, по мнению ряда отечественных педагогов, является экологически ориентированная проектная деятельность [13, 14, 16]. Проектно-исследовательская работа подразумевает такую организацию учебного процесса, при котором учащийся приобретает знания, умения и навыки в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов. Имея изначально практически-ориентированный характер, проектно-исследовательская деятельность способствует формированию у учащихся чувства ответственности и бережного отношения к окружающей среде, овладению основами природоохранной деятельности [13, 16].
Содержание проектной деятельности в системе дополнительного экологического образования в зависимости от поставленных целей и задач может быть разнообразным. Наглядным примером сочетания проектной деятельности с экскурсионной работой может послужить деятельность школьного отряда «Хозяин Мещеры» (г. Рязань) по восстановлению паркового ландшафта музея П.П. Семенова-Тян-Шанского в селе Гремячка Милославского района Рязанской области. В работе Е.В. Красильниковой, С.Н. Кузнецовой на примере разработки проекта по реконструкции тверской усадьбы Сахарово начала XIX в. показана возможность объединения культурно-исторического подхода и применения современных цифровых 3D – технологий для лучшего освоения экологических знаний и формирования общей и экологической культуры обучающихся [13].
Другой важной задачей системы дополнительного экологического образования, наряду с повышением общекультурного уровня будущих волонтёров-экологов и приобретения ими экологических знаний является расширение у обучающихся представлений о взаимосвязях и закономерностях в природе. Решение данной задачи становится возможным в процессе научно-исследовательской деятельности учащихся.
По мнению Н.Ф. Рустамовой, исследовательская деятельность является одной из наиболее эффективных форм работы по изучению экологии [17]. Данный подход может быть реализован в обучении эко-волонтёрской деятельности посредством организации и проведения мониторинговых исследований природных объектов: загрязненности водоёмов и воздушной среды, определения видового разнообразия и т. д. Отмечено, что в процессе исследовательской работы происходит непосредственное общение обучающихся с природой, приобретаются навыки научного эксперимента, развивается наблюдательность, пробуждается интерес к изучению конкретных экологических вопросов [17].
Ещё одним важным направлением экологического образования и воспитания подростков является общественная работа, одной из наиболее актуальных форм которой является проведение экологических акций [18]. Под акцией в экологическом образовании и просвещении понимают мероприятие в рамках образовательного процесса, проводимое с участием детей, молодежи и направленное на их привлечение к практической деятельности по сохранению природы или решение экологических проблем различного масштаба [18]. В исследовании А.П. Радостевой, О.В. Романовой [18] выделены следующие функции экологической (природоохранной) акции:
• информационная (оповещение, привлечение внимания населения);
• инструктивная, или обучающая (обучение способам решения экологических проблем);
• воспитательная (повышение экологической культуры населения);
• социализирующая (формирование активной жизненной позиции и повышение социальной активности школьников);
• практическая (снижение уровня напряженности экологической обстановки).
По своему содержательному наполнению экологическая акция в рамках образовательного и воспитательного процесса представлена разнообразием форм и методов: листовки, выступление агитбригад, изготовление биокормушек для птиц, очистка от мусора берегов рек, озёр, освещение событий и фактов средствах массовой информации и социальных сетях и др. [18]. В исследовании А.П. Радостевой, О.В. Романовой, проведенном на базе Центра дополнительного образования детей им. В. Волошиной г. Кемерово показано важное значение экологических акций для расширения кругозора, накопления позитивного жизненного опыта, начального профессионального и социального самоопределения подростков [18].
В проведенном нами на базе ОГБДУ ДО «Детский эколого-биологический центр» г. Рязани исследовании также была показана важная роль проектно-исследовательской, научной и общественной деятельности учащихся старших классов в их подготовке к экологической волонтёрской деятельности.
Примером проектной деятельности учащихся объединения «Эковолонтёр» стала разработанная школьниками под нашим руководством работа «Создание и популяризация буккроссинга в г. Рязани». В ходе реализации проекта на базе библиотек города были организованы площадки для обмена экологической литературой. Проведенная учащимися работа способствовала экологическому просвещению жителей города.
Результатом научной деятельности учащихся, реализованной, в основном, в форме экологических мониторинговых исследований природных объектов стало привлечение внимания общественности к экологическим проблемам города и области. Ряд конкурсных работ участников объединения «Эковолонтёр» получил высокую оценку на региональных и Всероссийских конкурсах: Юный исследователь окружающей среды (ЮИОС), Водный конкурс, Большие вызовы и Малая Тимирязевка.
Наиболее масштабным общественным мероприятием для волонтерского отряда стала акция по утилизации вторичного сырья. Отрядом было утилизировано сто килограммов текстиля и около полтонны макулатуры. В ходе проведения акции, обучающие смогли лично убедиться в том, что вторичная переработка сырья – это будущее без ресурсного дефицита. Важным аспектом общественной деятельности учащихся объединения «Эковолонтёр» стало проведение экологических акций, в частности, изготовление биокормушек для зимующих птиц из плодов бахчевой культуры, а также, очистка от мусора набережной реки Оки и побережья озера Орехового в Лесопарке города Рязани.
В процессе практических и теоретических занятий как в полевых, так и в лабораторных условиях учащиеся приобретали основы экологических знаний, а также осваивали методы мониторинговых исследований, такие, как мониторинг состояния водного объекта по методике С.Г. Николаева, определение степени загрязнения воздуха по лишайникам и др.
Занятия по программе «Эковолонтер» включали также экскурсионные, занятия-акции, альтернативное кафе, деловые игры. Освещение деятельности объединения «Эковолонтёр» в социальных сетях и СМИ способствовало привлечению внимания общественности к экологическим проблемам города и оказанию помощи учащимся в проведении экологических акций, а также, вступлению в волонтёрский отряд новых участников.
Важным аспектом проведенной нами педагогической работы стала оценка эффективности подготовки учащихся к экологической волонтёрской деятельности в рамках объединения «Эковолонтёр», которая осуществлялась нами на основе авторской модели, предложенной К.А. Калустьянц, Л.А. Бобылёвой [9]. Данная модель включает в себя три критерия оценки: мотивационно-ценностный, когнитивный и операционально-деятельностный [9]. Каждому критерию соответствуют три уровня их сформированности – высокий, низкий и средний [9].
В начале учебного года у обучающихся объединения «Эковолонтёр» показатели эффективности подготовки к волонтёрской деятельности по мотивационно-ценностному критерию соответствовали среднему уровню, по когнитивному и операционально-деятельностному критериям – низкому уровню. В конце учебного года уровень подготовки учащихся к экологической волонтёрской деятельности был высоким по всем трём критериям: мотивационно-ценностному, когнитивному и операционально-деятельностному.
Выявленная нами динамика показателей эффективности подготовки эко-волонтёров может быть объяснена с позиции системного подхода, разработанного академиком П.К. Анохиным [10, 11]. Согласно представлениям П.К. Анохина, функциональные системы представляют собой самоорганизующиеся, динамически складывающиеся комплексы центральных и периферических структур и механизмов, объединённые на основе взаимосодействия с целью достижения полезного приспособительного результата [10, 11]. В зависимости от вида полезного приспособительного результата функциональные системы могут быть гомеостатического уровня, направленные на поддержание постоянства внутренней среды организма, и поведенческого уровня – направленные на удовлетворение социально значимых потребностей [10, 11].
Таким образом, с позиций системного подхода педагогический процесс может быть рассмотрен, как функциональная система поведенческого уровня, где в качестве полезного приспособительного результата как для учащихся, так и для педагогов будет выступать определенный уровень экологических знаний, умений и навыков.
В нашем исследовании было показано, что изначально более высокий уровень мотивации у учащихся по сравнению с имеющимся у них объемом знаний и умений, по-видимому, стал определяющим фактором высокого уровня их теоретической и практической подготовки в конце учебного года. В то же время, и мотивационная составляющая также значительно увеличилась в течение учебного года, что, по нашему мнению, можно объяснить как применением инновационных педагогических технологий в процессе обучения, так и возросшим интересом самих учащихся к волонтёрской работе. По-видимому, эффективность подготовки учащихся старших классов к эко-волонтёрской деятельности определяется не только многообразием форм и методов внеурочной педагогической работы, но и интересами и склонностями самих обучающихся, в особенности, уровнем их мотивации.
Данные проведенного нами на завершающем этапе исследования опроса обучающихся объединения «Эковолонтёр» показали готовность значительной части школьников связать свою дальнейшую профессию с природоохранной деятельностью. Эти данные указывают на важное профориентационное значение подготовки старшеклассников к эко-волонтёрской деятельности в условиях дополнительного образования.
Выводы
1. Дополнительное экологическое образование значительно расширяет возможности по внедрению инновационных форм и методов педагогической работы в процессе подготовки старшеклассников к эко-волонтёрской деятельности. Внеурочная работа позволяет гармонично, без лишней нагрузки дать обучающимся необходимый объём знаний, умений и навыков в процессе экологического образования и воспитания.
2. Проведенный нами анализ литературы позволил выделить следующие основные формы и методы педагогической работы по подготовке эко-волонтёров: метод проектов, научно-исследовательская работа, общественная работа.
3. Применение культурно-исторического подхода в проектно-исследовательской деятельности в комплексе с использованием современных цифровых технологий, способствует формированию общей и экологической культуры учащихся, раскрытию их творческих способностей.
4. Проведение эко-мониторинга природных объектов, как одно из направлений научно-исследовательской работы старшеклассников, является эффективным методом формирования у них экологических знаний, умений, навыков и мировоззрения в процессе практической деятельности. Данное направление педагогической работы также позволяет выявить интересы и склонности обучающихся.
5. Общественная деятельность эко-волонтёров, в особенности, проведение экологических акций, играет важную роль в экологическом просвещении населения. Освещение результатов волонтёрской работы в СМИ и социальных сетях позволяет привлечь новых участников в молодёжные волонтёрские организации.
6. Согласно литературным данным, уровень сформированности экологической культуры и знаний у учащихся можно определить на основе ряда оценочных критериев. Результаты подготовки учащихся к эко-волонтёрской деятельности можно также рассматривать с позиций системного подхода. Применение системного подхода в проведенном нами исследовании позволило выявить определяющую роль мотивации в эффективности освоения старшеклассниками экологических знаний, умений и навыков.
7. Подготовка старшеклассников к эко-волонтёрской деятельности, по-видимому, играет важную профориентационную роль, в значительной степени определяя дальнейший выбор ими экологического профиля высшего образования.