Современная жизнь человека подвержена быстрому развитию технологий, в том числе и информационно-технологических. Сейчас уже невозможно представить себе жизнь без гаджетов, мессенджеров и социальных сетей. Не обошла стороной цифровизация и такую сферу человека, как образование, которое сейчас уже не обходится без использования компьютера и телекоммуникаций. Применение информационно-технологических средств позволило вывести образовательный процесс на новый уровень развития. Обучение сегодня отличается эффективностью образовательного процесса, принятием во внимание интересов обучающихся и построением обучения исходя из их способностей, построением индивидуальных образовательных линий. Построить такой образовательно-воспитательный процесс можно на сегодня посредством электронных образовательных платформ.
За последние два года образовательный процесс претерпел большие изменения. Ещё пять-семь лет назад электронные образовательные платформы не были сильно востребованы и редко рассматривались в образовании, но в пандемию коронавирусной инфекции резко все изменилось, и мы по-новому на них взглянули. Такие ресурсы позволяют осуществлять коммуникацию посредством сети Интернет. При этом изменилась форма организации занятий, объединившая в себе традиционные и новые информационные технологии обучения, формирующиеся по принципу самостоятельного получения знаний и рассчитанные на то, что учебный материал будет предоставляться обучающимся посредствам телекоммуникаций, так же как и осуществление взаимодействия между обучающимися, между обучающимися и педагогом, и оценивание их результатов деятельности. В настоящее время процесс обучения представляет собой интерактивный процесс взаимодействия участников образовательно-воспитательного процесса [1].
Цель исследования: провести анализ имеющегося опыта организации электронного обучения, выделить три типа образовательных ресурсов: информационные, электронные и цифровые, дать характеристику понятия «образовательная платформа» и выявить возможности образовательных платформ для организации процесса обучения.
Материалы и методы исследования
Приказом Министерства Просвещения РФ от 17 марта 2020 года № 104 при реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ отмечено, что образовательные организации должны создать условия для применения информационных технологий, обеспечивающих взаимодействие обучающихся и педагога в случае отсутствия возможности непосредственного контакта, т.е. посредством электронного обучения и дистанционных образовательных средств [2].
Кроме того, в Законе «Об образовании в РФ» в ст. 16 отмечено, что «каждая образовательная организация создает условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, обеспечивает идентификацию личности обучающегося, осуществляет контроль соблюдения условий проведения оценочных мероприятий» [3].
Результаты исследования и их обсуждение
Одним из важнейших компонентов современных образовательных систем всех ступеней являются информационные и коммуникационные средства. В связи с внедрением данных технологий образовательный процесс получил много новых возможностей: уменьшение времени поиска информации, разнообразие информации, возможность нововведений в содержании обучения, возможность построения индивидуальных траекторий обучения, личностная ориентация.
На сегодняшний день информационно-коммуникационные технологии в образовании применяются, как правило, в следующих направлениях:
− при планировании и проведении занятий;
− для создания дидактических материалов с применением технических средств;
− для организации работы в группах;
− для выполнения индивидуальных заданий;
− для организации эффективного образовательно-воспитательного процесса.
Несмотря на активное развитие информационных технологий и внедрение его в обучение, такой процесс будет давать положительные результаты только в случае, если педагог облает высоким уровнем информационной культуры. Данная проблема является не менее значимой, чем изучение информатики.
Выделяется шесть ступеней применения компьютера в деятельности педагога в рамках информатизации обучения в образовательном учреждении:
− использование компьютера только для набора необходимой информации;
− обучение педагога работе с разными офисными программами, изучение их потенциала;
− обучение приемам и методам поиска необходимой информации в сети Интернет;
− использование информационных технологий при решении задач на традиционном занятии;
− появление необходимости систематизации и модернизации накопленного педагогического опыта в профессиональной деятельности до применения информационных средств;
− создание авторских цифровых образовательных ресурсов.
Приведенные выше пять ступеней применения компьютера сами по себе логичны и понятны, но шестая ступень, в рамках нашего исследования, требует дополнительного разъяснения. Рассмотрим, что такое «ресурс», «образовательный ресурс», «информационный ресурс», «электронный образовательный ресурс» и «цифровой образовательный ресурс», какое они оказывают влияние на обучение и каковы их возможности.
Одной из составляющих информационной образовательной среды образовательного учреждения в контексте ФГОС является информационный образовательный ресурс. В контексте нашего исследования под ресурсом понимается средство, к которому обращаются в случае необходимости [4].
Под образовательными ресурсами будем понимать запас, источник, средство, возможность для осуществления образовательного процесса [5]. Образовательные ресурсы классифицируют тремя типами: информационные, электронные и цифровые. В свою очередь информационные ресурсы подразделяются на электронные и цифровые. В них входят:
− напечатанные издания;
− напечатанные картографические объекты;
− электронные образовательные ресурсы;
− цифровые образовательные ресурсы;
− ресурсы сети Интернет [6].
В контексте данного исследования под электронными образовательными ресурсами будем понимать оцифрованные фотографии, видеофрагменты, статистические и подвижные модели, объекты виртуальной реальности и интерактивного моделирования, картографические объекты в электронном виде, звукозаписи, символьные объекты и деловую графику, текстовые документы и другие учебные материалы, необходимые для проведения занятий [7].
В свою очередь цифровые образовательные ресурсы включаются в электронные образовательные ресурсы. Под цифровыми образовательными ресурсами будем понимать средство, являющееся законченным интерактивным мультимедийным продуктом, который позволяет достичь поставленных целей или найти решение конкретных образовательных задач [8].
Рассмотрев выше два понятия, хотелось бы сказать, что между ними существует разница, которая заключается в их интерактивном характере. В отличие от электронного образовательного ресурса, цифровой образовательный ресурс позволяет обучающимся активно принимать участие в процессе применения ресурса.
Введение в образовательный процесс цифровых образовательных ресурсов неизбежно привело к появлению и применению новых методов обучения и, конечно же, к повышению компьютерной грамотности педагога. Данные ресурсы позволяют педагогу применять активно-деятельностные подходы в обучении, разрабатывать и применять новые методики, методы и технологии, выстраивать индивидуальное обучение, заинтересовывать предметом и отойти уже от репродуктивного обучения, которое не вписывается в рамки требований современного образования.
Выделяют простые и сложные цифровые образовательные ресурсы.
Простой цифровой образовательный ресурс – целый элемент без деления, который можно применять. В качестве примера такого ресурса можно назвать картинки в формате JPEG, выбранные для презентации, аудио- и видеозаписи, которые используются как частный элемент курса.
Сложный цифровой образовательный ресурс, наоборот, может состоять из нескольких элементов, которые можно применять как по отдельности, так и вместе. К таким ресурсам можно отнести электронный учебный курс по конкретной дисциплине, систему тестирования и др. [9].
Для создания любых цифровых образовательных ресурсов необходимы программные средства, включая и онлайн-ресурсы. В данном исследовании под онлайн-ресурсами будем понимать образовательные платформы и интернет-сервисы, используя которые, можно создавать авторские цифровые образовательные материалы.
Далее нам необходимо рассмотреть понятие «образовательная платформа» для того, чтобы выделить ее возможности. Данное понятие чаще всего встречается в сфере информатизации образования и интегрирует в себе огромные возможности. К задачам образовательных платформ относят:
− организацию занятий посредством информационно-коммуникационных технологий;
− организацию диалогового общения между обучающимися, педагогом и образовательной системой;
− организацию электронного документооборота [10].
Существующие образовательные платформы сокращают время на создание педагогом авторских учебных материалов, заданий к тестам, а также позволяют использовать уже созданные материалы. Разработанные материалы находятся на сервере данной платформы и являются доступными для обучающихся и педагога вне зависимости от их местонахождения. Интерфейс сервисов, которые позволяют разрабатывать авторские материалы, обычно понятен на интуитивном уровне [11].
Большинство платформ обладают функционалом, который позволяет создавать тесты и диалоги и организовывать уроки. К одним из таких сервисов можно отнести Online Test Pad. Многофункциональный конструктор позволяет создавать опросы, кроссворды, тесты, диалоги, создавать комплексные задания, красочные и яркие, с применением видеозаписей уроки, а также организовать систему дистанционного обучения.
Для организации педагогу тестов, опросов, создания анкет можно использовать:
− платформу CORE, которая позволяет создавать тестовые материалы с различными типами заданий: тест, открытый вопрос, классификация, вопрос с автопроверкой, заполни пропуски, диалоговый тренажер, а также конструировать образовательные материалы;
− образовательный онлайн-сервис Quizizz, позволяющий провести тестирование или опрос, а также организовать игру или викторину; благодаря его функционалу учащиеся легко могут запоминать любую информацию, поскольку ее можно представить в виде учебных карточек;
− сервис Picuko, предоставляющий возможность создавать интересные и веселые тесты, квизы;
− сервис Madtest, позволяющий создавать тесты-викторины и личностные тесты, квизы с ветвлением вопросов;
− удобный и бесплатный сервис «Яндекс.Формы», который упрощает процесс создания онлайн-опросов, голосований, анкет, регистрации на мероприятиях и пр.;
− образовательная платформа «ВИКВИЗ» – для создания интеллектуальных игр, викторин с большим перечнем образовательных вопросов на разные темы;
− веб-сервис «Анкетолог» – для создания опросов, анкет с помощью конструктора, сбора ответов и их дальнейшего использования.
Представленный перечень сервисов можно еще дополнять. Также в сети Интернет есть платформы, позволяющие оценивать письменные работы: «Яндекс.Документы», Wizer.me, Интерактивная доска Miro и др.; создавать интерактивную визуализацию учебного материала: Glogster EDU, Flippity, Wordwall.net, Padlet; организовывать совместную деятельность педагога и обучающихся: Discord, Учи.ру, Sferum.ru и др.
В связи с эпидемиологической обстановкой последних нескольких лет большинство образовательных организаций уже применяют данные платформы, которые являются общедоступными и бесплатными как для обучающихся, так и для педагогов. Кроме того, Министерство просвещения РФ составило список доступных федеральных и других онлайн-платформ, а также продолжает вести переговоры для расширения бесплатного образовательного контента [12].
Использовать образовательные платформы в обучении стали благодаря тому, что они содержат значительное число инструментов, вследствие чего можно организовывать продуктивное обучение. Образовательная платформа представляет собой некоторый ресурс, имеющий банк учебных материалов и позволяющий ими пользоваться на некоторых соглашениях. Данные платформы предназначены для повышения качества обучения с применением цифровых технологий и актуальны для обучающихся любого класса, поскольку обладают высокой визуализацией, способствующей лучшему усвоению [13].
Поскольку учебные материалы предоставляются в цифровом виде, происходит комплексное влияние на обучающихся, изменяется отношение к обучению, расширяются знания, повышается качество обучения, упрощается реализация обратной связи между обучающимися и педагогом. Применение цифровых образовательных ресурсов на занятиях предоставляет больше возможностей для организации эффективного процесса обучения.
Созданные цифровые учебные материалы позволяют использовать их любому педагогу на нужном этапе занятия и добиваться поставленных целей. Электронные материалы можно использовать на каждом этапе обучения, например: на этапе актуализации знаний – тесты в электронном виде, онлайн-конструкторы; на этапе объяснения нового материала – электронные учебники, энциклопедии, справочники, мультимедиапрезентации, учебные видеофильмы; на этапе закрепления – тесты в электронном виде, онлайн-тренажёры, обучающие среды, мультимедиапрезентации; на этапе контроля и оценивания – онлайн-тесты, кроссворды.
В нашем учебном заведении создана и уже используется много лет электронная информационно-образовательная среда. На данной платформе наши педагоги создают анкеты, опросы, тесты, предоставляют обучающимся учебные материалы в разных форматах: текстовые, табличные, видео- и звукозаписи и др., которые также можно прикрепить либо в виде документа, либо в виде гиперссылки. Данная платформа предоставляет возможность проверять посещаемость обучающихся, организовать форум с ними или чат. Образовательные ресурсы, созданные в цифровом виде, облегчают передачу учебного материала, выдавая ее небольшими порциями, являясь при этом источником и мерой, стимулируя когнитивные процессы, облегчая процесс контроля и самоконтроля итогов обучения. Данная электронная информационно-образовательная среда нашими педагогами используется как при традиционном обучении, так и при дистанционном.
Можно рассматривать возможности использования цифровых образовательных ресурсов с разных точек. Во-первых, с точки зрения организации учебного процесса и средств оценивания учебных достижений. Чаще всего существующие образовательные платформы проверяют знания обучающихся, используя диалоговые упражнения и тестовые задания. В зависимости от возможностей платформы тестовые задания могут отличаться разными типами вопросов, вариантами представления правильных ответов, настройками оценивания, выдачей сертификатов и свидетельств о выполнении упражнений. Особое внимание привлекают платформы, которые осуществляют статистику работы обучающихся в электронном виде, оценивают и прогнозируют его деятельность выполнения разноуровневых заданий.
Во-вторых, огромный потенциал разработанных цифровых образовательных материалов, таких как письменные задания, задания на интерактивных рабочих листах, применение онлайн-досок.
В-третьих, применение материалов, созданных в цифровом виде, в качестве средств визуализации, организации занятий и оценивания учебных достижений.
В-четвертых, как средство взаимодействия педагога и обучающихся при организации их совместной деятельности [14].
В-пятых, как интерактивное взаимодействие. Использование оборудования, находящегося в распоряжении учебного заведения, само по себе не приводит к повышению качества обучения, при этом необходимо изменить сам подход обучения, адаптировать новые методы, приемы и средства для стимулирования познавательной деятельности обучающихся. Интерактивность при взаимодействии участников обучения в Сети является ключевым компонентом и должна учитываться при проектировании занятия, обучающиеся должны постоянно быть в режиме интерактивного диалога. В данном исследовании под интерактивным диалогом будем понимать взаимодействие между пользователем и программой при возможности использовать программное обеспечение для осуществления диалога и предоставление возможности выбора альтернативного содержания учебного материала и режима работы с программой. Интерактивный режим работы с компьютером предполагает ответный отзыв программы на каждый запрос пользователя [15].
Заключение
На сегодняшний день существует более десятка бесплатных образовательных платформ, которые имеются в арсенале образования и обладают широкими возможностями организации обучения. В зависимости от уровня компьютерной компетенции педагога в его распоряжении находятся конструкторы сайтов, HTML-редакторы, системы управления контентом, которые они могут использовать при организации обучения посредством образовательных платформ. Средства, реализуемые онлайн-платформами, позволяют организовывать разветвленную систему обратной связи, применять разнообразные инструменты для проверки знаний обучающихся, вести статистику и предвидеть результаты обучения как отдельного обучающего, так и всех, отслеживать динамику работы с материалами, видеть пробелы и успехи. Благодаря образовательным платформам педагог имеет больше возможностей для повышения качества обучения: своевременно корректировать предоставленные материалы для обучающихся; предоставлять учебную информацию в разных форматах (документах, картинках, презентациях, видео- и звукозаписях); применять удобные инструменты для проверки результатов обучения и др.
В заключение хотелось бы отметить продуктивность применения образовательных платформ при организации обучения и целесообразность использования данных технологий для обеспечения активной работы независимо от времени и места работы. Рассмотрев сущность некоторых понятий, общие требования и задачи цифровых образовательных ресурсов, мы попытались раскрыть дидактические возможности современных интернет-сервисов и цифровых образовательных ресурсов.
Исследование выполнено при финансовой поддержке научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям деятельности вузов партнеров ЮУрГГПУ и ШГПУ в 2022 году по теме «Дистанционные платформы как средство организации цифрового образовательного контента» (№ 16-447 от 23.06.2022).