В современных условиях процессу языковой подготовки обучающихся уделяется особое внимание на всех уровнях и ступенях образования. Владение одним, а на современном этапе и несколькими иностранными языками является неотъемлемым требованием к уровню образованности и культуры успешного профессионала в различных сферах, что и определяет актуальность выбранной темы. Это обусловливает тот факт, что изучение иностранных языков выступает одним из базовых компонентов подготовки профессионалов различных профилей.
В современной науке имеется достаточное количество исследований особенностей присвоения иноязычного опыта, однако имеется потребность в более пристальном изучении психологических особенностей обучения иностранным языкам посредством поиска новых концепций, основанных на представлениях о современной личности, а также ее возможностях и развитии в ходе образовательного процесса. Одним из ориентиров в системе образования на современном этапе развития представлена идея самоценности личности обучаемого, ориентация на потребности и интересы данной личности, где опорой выступают внутренние ресурсы развития и саморазвития обучающегося.
Цель исследования: выявление психологических особенностей процесса изучения иностранного языка.
Задачи данной работы:
- провести анализ теоретических и эмпирических работ ученых, посвященных психологическим факторам обучения иностранному языку;
- исследовать особенности стилей мышления обучающихся, а также стратегии изучения иностранных языков.
Материалы и методы исследования
Материалы и методы исследования: анализ, синтез, обобщение, 16-факторный личностный опросник Р. Кеттелла, методика «Тип мышления» в модификации Г. Резапкиной, тест Р. Харрисона и Р. Бремсона «Стили мышления».
Результаты исследования и их обсуждение
Современная психология имеет в своем арсенале различные теории и концепции, посвященные способам овладения иностранными языками, а также рассматривающие особенности иноязычного чтения. Большинство исследований как теоретического, так и экспериментального характера посвящены, в частности, определению основных механизмов сложной психической деятельности, указывается на необходимость психологизации процесса обучения иностранным языкам, его отрыва от влияния методики обучения и приобретения самостоятельности психологии обучения иностранным языкам [1; 2].
В рамках психолого-методической концепции рассмотрены интуитивно-чувственный и рационально-логический типы владения иностранным языком. Интуитивно-чувственный тип проявляется через практическое овладение иностранным языком и его скорость, способы использования языка, отсутствие необходимости в проведении грамматического анализа и перевода текста в иноязычной речи, мышление на изучаемом языке, погружение изучающего в смысловой контекст речи, уровень продуктивного владения языком.
Интуитивно-чувственный тип характеризуется тем, что даже при наличии затруднений в усвоении правил чтения и фонетики изучающий язык с удовольствием использует его в различных ситуациях. В ходе этого отмечаются несущественные различия в мышлении при использовании одного и другого языка. То, как работает система изучаемого языка, студентам данного типа понятно, что приводит к частому использованию слов, выражений и иноязычных фраз в обыденной речи, потому как иностранный язык выступает средством общения. Знание языка у данного типа студентов выражается на недостаточном уровне, чтобы быстро подобрать средства иностранного языка, осуществить беглый перевод с одного языка на другой.
Рационально-логическому типу свойственны противоположные особенности, которые проявляются в необходимости освоения теоретических знаний по изучаемому языку, медленном темпе изучения языка и затруднениях в его освоении, обязательном использовании грамматического разбора и перевода текстов. Студенту этого типа трудно освоить мышление на изучаемом языке ввиду того, что ему нужно вникнуть в смысл контекста. Ему трудно переключаться с одного языка на другой и усваивать иноязычную грамматику и лексику. То, как работает система изучаемого языка, данному типу студентов непонятно. Они совсем не пользуются иноязычными словами в обыденной речи и вообще используют иностранный язык только в крайней необходимости. Представителю рационально-логического типа возможно восстановить навыки в области иностранного языка при помощи имеющегося у обучающегося хорошего уровня знания грамматики.
Определены две группы психологических особенностей личности, связанные с успешностью владения иностранным языком. Первый вид содержит процессы и свойства психики человека, которые взаимосвязаны с речевыми процессами. Это его речевые особенности, а также вербальные мышление и память, которые были названы вербальными или лингвистическими компонентами психики. К ним относится и лингвистический опыт, который несет в себе речемыслительную деятельность. Второй вид включает свойства и процессы психики, которые не воздействуют напрямую на процесс присвоения иноязычного опыта, названы они невербальными и экстралингвистическими. К ним относятся жизненный опыт личности, воля и эмоции. Туда же относится и мотивация учебной деятельности, носящая вербальный и невербальный характер [3].
Процесс изучения языка напрямую связан с тем, каким образом проходило изучение языка в школе, соответственно это определяет их лингвистический опыт, который характеризуется уровнем вербального мышления и памяти, наличием мотивации, имеющихся речевых особенностей, а также способностей к обучению. Кроме того, должно учитываться наличие чувства языка, которое связано с лингвистическим опытом. К структуре лингвистического опыта причисляется «чувство языка». Все это напрямую связано со сферой деятельности и образованностью личности. Также оказывают влияние особенности профессии, сфера интересов и уровень культуры. На степень успешности овладения иностранным языком влияет его типологическая близость к родному языку обучающегося.
Успешность знания иностранного языка связана с мотивационной, когнитивной, эмоциональной сферой обучающегося, с его личностными, интерактивными и психофизиологическими особенностями. Кроме того, выделяют языковую способность личности – языковую компетенцию, то есть наличие умений построения речевых контактов в рамках определенного сообщества. Эти же умения необходимы и при изучении языка. Языковую компетенцию также относят к виду психологических систем, она включает в себя накопленный в общении и деятельности речевой опыт. Каждый из компонентов этой системы зависит от другого, их изменение внутри системы и каждого по отдельности указывает на процесс ее развития [4].
Чтобы выявить успешность или неуспешность овладения языком, у изучающих выделяют три группы индивидуально устойчивых особенностей личности. К первой группе относятся коммуникативные особенности поведения личности в ходе обучения. Ко второй группе относят особенности основных характеристик познавательного процесса личности. Это качественные или количественные соотношения результатов деятельности, скорость протекания мыслительно-речевых процессов личности, тип памяти и объем восприятия обучающегося. К третьему типу относят особенности природных предпосылок личностных способностей обучающегося. А именно свойства его нервной системы, особенности его слухового и зрительного анализаторов, имеющиеся определенные характеристики межполушарной асимметрии мозга [5].
Владение иностранным языком на достаточно высоком уровне связано с выбором индивидуальной стратегии изучения языка. Подбор метода обучения необходимо осуществлять, опираясь на индивидуальную стратегию, что связано с реактивной деятельностью правого полушария мозга и коммуникативной активностью. Это характеризует коммуникативно-речевой тип овладения языком. Для студента этого типа свойственна зависимость от силы и инертности нервной системы. Данные особенности выявляются при высоких показателях по фактору «А» в ходе прохождения 16-факторного личностного опросника Р. Кеттелла.
В ходе определения когнитивно-лингвистический тип характеризуется наличием низкой речевой компетентности, даже при имеющихся у обучающихся знаний, умений и навыков по произношению, чтению и грамматике. У них наблюдается высокий уровень интеллекта, в том числе в вербальной части, вербально-логические способности, но при этом у них наблюдаются низкие показатели речевых возможностей в иностранном языке.
Наглядно у обучающихся рассматриваемых типов были определены различия по четырем факторам 16-факторного личностного опросника Р. Кеттелла – А, С, F и J. У обучающихся коммуникативно-речевого типа были получены более высокие показатели. Результаты исследования указывают на тот факт, что эмоциональная устойчивость, общительность, интерес к совместным действиям, беспечность-гибкость лежат в основе успешности овладения языком и составляют языковую речевую компетенцию. Именно выделенный фактор беспечность (гибкость) является ведущим. Его основными характеристиками, согласно опроснику, являются энергичный, восторженный, доверчивый, невнимательный, гибкий, общительный, живой характер.
Индивидуальная стратегия изучения языка включает в себя весь перечень действий обучающегося в процессе овладения иностранным языком. При этом стратегия понимается как всестороннее развитие у обучающегося языковой и социолингвистической компетенции посредством изучаемого языка [6].
Как уже было сказано ранее, выделены когнитивно-лингвистическая и коммуникативно-речевая стратегии, которые связаны с их формированием у обучающегося под воздействием психологических особенностей его личности, а также природных задатков.
В нашем исследовании было определено, что как прямые, так и косвенные стратегии овладения языком связаны со следующими уровнями владения иностранным языком: когнитивным и метакогнитивным, тезаурусным и прагматическим. Кроме того, стратегии связаны с видами речевой деятельности, которые очень важны в ходе присвоения иноязычного опыта: чтением, письмом, аудированием, говорением и речевым общением, а также такими аспектами языка, как фонетика, грамматика, лексика и теория иноязычной коммуникации.
Выбор стратегии в ходе изучения языка напрямую связан с психологическими, кроме того, и с психофизиологическими особенностями личности изучающего язык. С точки зрения психофизиологии выбор стратегии связан с особенностями нервной системы и характеристиками межполушарного взаимодействия мозга. Мышление и языковая деятельность находятся в тесной взаимосвязи. Одним из главных показателей успешного овладения иностранным языком является овладение умением мыслить на изучаемом языке. В ходе изучения иностранного языка мышление обучающегося видоизменяется, это связано с расширением его кругозора, что способствует появлению нового взгляда у него на объективную реальность. Это указывает на развитие диалектического мышления и рефлексии посредством изучения иностранного языка.
Субъектность изучения иностранного языка проявляется в личностных и деятельностных особенностях обучающегося. Личностные особенности иноязычного образования связаны с внутренней мотивацией, на основании которой обучающийся начинает изучение иностранного языка. Деятельностные особенности при получении иноязычного лингвистического опыта зависят от того, насколько важен изучаемый иностранный язык для деятельностной активности изучающего.
Объектность в овладении обучающимся иностранным языком осуществляется через совокупность всех фактов и проявлений языковой действительности, которые отражаются в психической реальности. Компонентом, несущим основной смысл иноязычного образования, для обучающегося выступает когнитивная сложность изучаемого языка, которая относится к экстрапсихологическим факторам формирования языковой компетентности субъекта обучения.
В ходе практического исследования были использованы материалы анкет и опросников отечественных и зарубежных ученых. Исследование проводилось с обучающимися неязыковых направлений подготовки факультета цифровых технологий МГУТУ. Возрастная категория испытуемых от 18 до 21 года. В ходе определения стратегии были выявлены группы учащихся с когнитивно-лингвистической и коммуникативно-речевой стратегиями изучения иностранного языка, анализ был проведен с помощью 16-факторного личностного опросника Р. Кеттелла.
Кроме того, было проведено исследование типа мышления обучающихся с помощью методики «Тип мышления» в модификации Г. Резапкиной. В ходе диагностики был выявлен высокий уровень словесно-логического типа мышления у 29% обучающихся, средний уровень словесно-логического мышления у 54% обучающихся и низкий уровень развития словесно-логического мышления у 17% обучающихся. Это означает, что 17% обучающихся имеют трудности в формулировании своих мыслей на иностранном языке, что приводит к снижению успешности овладения иностранным языком. Потому как низкий уровень развития словесно-логического и наглядно-образного типов мышления ведет к неуспешности овладения языком.
Также было проведено исследование стиля мышления обучающихся с помощью теста Р. Харрисона и Р. Бремсона «Стили мышления». Авторы определяют пять типов мышления: идеалистический, прагматический, реалистический, синтетический и аналитический. Согласно результатам исследования, было определено, что 9 обучающихся – аналитики, 7 обучающихся – реалисты, 6 испытуемых – идеалисты, 5 обучающихся – прагматики и 3 испытуемых – синтетики. Кроме перечисленных методик, испытуемые заполняли опросник, в котором им было предложено указать, какие виды деятельности в процессе изучения языка им даются с легкостью: аудирование, чтение, письмо или фонетика. Кроме того, в опроснике уточнялось, связывают ли респонденты стиль мышления, стратегию изучения и успешность овладения иностранным языком. В ходе анализа результатов было выявлено, что все обучающиеся связывают стиль своего мышления, стратегию изучения и успешность присвоения иноязычного опыта через выполнение перечисленных видов деятельности.
При обработке данных тестирования и опросника было выявлено, что у обучающихся с аналитическим стилем мышления проблемными являются аудирование и фонетика, они плохо воспринимают иноязычную речь, им трудно говорить на изучаемом языке. Им необходимо продумывать свои шаги, поэтому спонтанная речь вызывает у них затруднения. Обучающимся с синтетическим стилем мышления удаются все виды деятельности. У обучающихся с прагматичным стилем выявлено желание быстрее получить результат, не зацикливаясь на деталях, любые имеющиеся затруднения в любом виде деятельности могут привести к отказу изучения иностранного языка. Обучающимся с реалистичным стилем мышления свойственно проявлять неприязнь к изучению иностранного языка, поскольку им необходимо погружение в любую деятельность, которой они занимаются, для изучения языка необходима полная языковая среда. Обучающиеся с идеалистическим стилем мышления в качестве успешных отметили все виды деятельности, что связано с их умением доводить все начатое до конца. Среди стратегий у большинства испытуемых с высоким уровнем словесно-логического мышления преобладающими были выявлены коммуникативно-речевые стратегии. Результаты эмпирического исследования позволили выявить закономерность между стратегиями изучения иностранного языка и мышлением.
Заключение
Таким образом, анализ теоретических источников позволил сделать следующие выводы: иноязычное образование является сложной психической деятельностью, также его относят к числу многофакторных и многокомпонентных образований. Мышление и языковая деятельность находятся в тесной взаимосвязи. Выбор стратегии в ходе изучения языка напрямую связан с психологическими, кроме того, и с психофизиологическими особенностями личности изучающего язык. Успешность в изучении иностранного языка связана с мотивационной, когнитивной, эмоциональной сферой обучающегося, а также с его личностными, интерактивными и психофизиологическими особенностями.
Выявленные психологические факторы, влияющие на процесс овладения иностранным языком, а также учет типов и стилей мышления обучающихся помогли определить преобладание коммуникативно-речевых индивидуальных стратегий изучения иностранного языка при обучении бакалавров неязыковых направлений подготовки. Данные стратегии связаны с когнитивным, метакогнитивным, тезаурусным и прагматическим уровнями владения языком. Кроме того, они связаны с видами речевой деятельности: чтением, письмом, аудированием, говорением и речевым общением, а также фонетикой, грамматикой, лексикой.
Опытно-экспериментальная работа в течение 2021-2022 учебного года показала положительные результаты ввиду того, что после организации учебного процесса с учетом данных, полученных в первом полугодии, где были учтены стили мышления и индивидуальные стратегии изучения, успешность освоения иностранного языка повысилась на 4,5%.