Процесс развития общества обусловлен сегодня прорывными достижениями инженерной деятельности, приемлемости, структурной и этической совместимости создаваемой техники и технологий с системой общечеловеческих ценностей. Для современного общества с его глобальными проблемами, цифровизацией и технологическими прорывами нужен инженер не только информационный, но и познающий и, что важно, осознающий, осмысливающий результаты своей деятельности. В этом процессе важны и личностные качества будущих инженеров, такие как гибкость, умение адаптироваться к быстро меняющимся условиям, позитивное восприятие изменений в профессии, инициативность, самоорганизация и коммуникабельность. Только дуальность процесса развития профессиональных и личностных качеств будущих инженеров обеспечит эффективность обучения профессии в вузе.
Цель исследования заключается в обосновании педагогического содержания профессиональной компетенции и образовательной проектности будущих инженеров как двух взаимосвязанных и взаимообусловленных векторов развития инженерного образования. Мы понимаем, что дело, конечно, не только в терминологии, но и в реальных перспективах стратегического развития инженерного образования, определяемого данными терминами.
Материалы и методы исследования
Актуальность обращения к сущности и специфике заявленных терминов определяется, на наш взгляд, федеральным проектом «Передовые инженерные школы», который стартовал в 2022 г. по инициативе Министерства науки и высшего образования Российской Федерации. Цель проекта – обеспечить подготовку высококвалифицированных инженеров для «высокотехнологичных отраслей экономики» [1]. Названный проект Правительства РФ направлен на повышение качества жизни граждан и выполняется в рамках государственной программы «Научно-технологическое развитие Российской Федерации». Концепция проекта содержит идеи модернизации и совершенствования системы профессионального образования.
Сегодня, как и ранее, механизм государственного регулирования в профессиональном образовании направлен на разработку новых и модернизацию существующих образовательных и профессиональных стандартов, с целью развития системы подготовки инженерных кадров, что в конечном счете обеспечит стране приток квалифицированных специалистов для высокотехнологичных отраслей экономики. В основе принятых стандартов (в исследовании мы ориентируемся на профессиональный стандарт № 1460 от 21.04.22 и федеральный образовательный стандарт по направлению подготовки 08.03.01 «Строительство» № 481 от 31.05.17) остаются прежние квалификационные характеристики обобщенных трудовых функций специалиста, которые позволяют сформировать у будущих инженеров необходимые для профессиональной деятельности компетенции.
Профессиональные компетенции будущего инженера – это фиксированная в государственном образовательном стандарте система требований к образовательной подготовке инженера. Данная система требований к профессиональному облику будущего специалиста «включает группу взаимосвязанных и взаимообусловленных знаний, умений и навыков, обеспечивающих выполнение одной конкретной профессиональной задачи» [2]. Однако следует отметить, что профессиональные задачи специалистов инженерного профиля с течением времени существенно изменяются. Изменение социально-экономической реальности, появление новых инженерных профессий и другие внешние воздействия среды приводят к модернизации уже существующих и появлению новых образовательных стандартов, в которых профессиональные компетенции должны отражать новые требования к подготовке современного конкурентоспособного специалиста.
Так, в атласе новых профессий (год издания 2021) перечислены актуальные для России профессии ближайшего будущего. В этом издании отчетливо прослеживается идея о том, что «карьерная стратегия современного специалиста состоит в том, что он должен постоянно учиться, осваивать новые навыки [3]. Эксперты-аналитики в области прогнозирования потребности страны в кадрах пришли к выводу, что самые востребованные профессии на ближайшие десять лет будут связаны с технологизацией общества.
Приведем пример новой профессии в области строительства, представленной в атласе – прораб-вотчер. Профессиональная компетенция этого специалиста устанавливает требование к системе знаний, умений, навыков по управлению цифровыми проектами объектов строительства, использованию системы распознавания образов для оценки хода строительства, корректировке и управлению процессом строительства с учетом результата анализа информационных данных. Или другая новая профессия, которая стала особенно востребована при реконструкции исторических центров российских городов – специалист по перестройке/усилению старых строительных конструкций. Требования к уровню соответствия этой новой профессии устанавливают компетенции, ранее не включённые в федеральный образовательный стандарт по направлению подготовки 08.03.01 Строительство № 481 [4]. В соответствии с этим стандартом (п. 3.8) образовательная организация самостоятельно планирует результаты обучения по дисциплинам (модулям) и практикам, которые должны быть соотнесены с установленными в программе индикаторами достижения компетенций. Очевидно, что подобные перспективные профессии, востребованные в условиях высокотехнологичного производства, конечно, требуют генерации новых профессиональных компетенций.
Заметим, что в рамках абсолютно любой профессии компетенция – это «совокупность полномочий, которыми обладают или должны обладать определенные органы/лица согласно законам, нормативным документам, уставам, положениям» [5]. Именно компетенция характеризует и описывает будущую профессиональную роль инженера. Вместе с тем специфика инженерной деятельности требует, на наш взгляд, обратиться к образовательной проектности как совокупности профессионально-личностных качеств будущего инженера, обеспечивающих становление профессиональной компетенции и способности личности к самопроектированию, саморазвитию как «проекта самого себя».
Так, во ФГОС 3++ бакалавров по направлению подготовки 08.03.01 «Строительство» универсальная компетенция УК-6 предусматривает способность студента управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни. Действующий ФГОС магистратуры по направлению подготовки 08.04.01 «Строительство», также отражая необходимость самоорганизации и саморазвития обучающихся, включает профессиональную компетенцию по развитию способности будущего инженера осуществлять исследования объектов и процессов в области строительства и жилищно-коммунального хозяйства и, кроме этого, необходимость реализации научно-исследовательской работы при прохождении учебной и производственной практик.
Результаты исследования и их обсуждение
Обратимся к обоснованию содержательных характеристик дефиниции образовательная проектность как интеграции сложных понятий «проектность» и «образовательная», находящихся в определенном соотношении между собой, но имеющих свою специфику и логику собственного развития.
По мнению Г.Л. Ильина, проектность – это отражение и воспроизведение действительности в мышлении человека, результатом которого является новое знание о мире, о его «многопорядковой сущности» [6]. В рамках проектной деятельности будущих инженеров проектность связывается с понятием «проектное мышление», содержание которого характеризуется как особая форма психической деятельности человека, объединяющая в себе различные виды мыслительных операций, направленных на формирование проектного замысла, выработку оптимальных решений проектных творческих задач, выбор материалов и средств воображения, визуализацию, планирование творческого процесса профессиональной деятельности с учетом специфики проектной ситуации [6]. Таким образом, проектность как личностное качество включенности во все жизненные сферы, в «проектное переживание мира», в том числе и в образование, актуализирует рассмотрение понятия «образовательная проектность».
Термин «образовательный» в широком смысле понимается как предназначенный для образования, способствующий получению образования. В узком смысле мы рассматриваем это центральное педагогическое понятие исходя из его многоаспектной природы как результата, процесса, системы, культуры. Поскольку по отношению к конкретному студенту образование можно трактовать как процесс и результат его развития, воспитания, обучения, как культуру индивида, а проектность понимается нами как личностное качество, то позволим себе утверждать, что образовательная проектность, рассматриваемая в контексте когнитивного развития личности, представляет собой специфическое интегративное личностное качество. Его специфика проявляется в плоскости содержательно-смысловых трансформаций личности, обеспечивающих ее личностное и профессиональное саморазвитие, направленность когнитивных устремлений, ориентацию на развитие и реализацию креативных ресурсов, способности человека производить проектные взаимообусловленные изменения во внешнем мире и себе самом.
Образовательная проектность опосредует связь идеального и материального, их движение и неразделимость. Она выражает активность личности, причем активность новую, связанную с сознанием, процессом познания и творческими способностями человека. Сопоставляя два вектора развития инженерного образования, отметим, что образовательная проектность будущего инженера, в отличие от профессиональной компетенции, характеризует субъективные особенности отражаемой человеком картины мира, раскрывает личностный смысл профессионального мастерства.
Образовательная проектность – это особый уровень индивидуального (личностного) сознания, в то время как компетенция – это уровень соответствия внешнего заказа на совокупность знаний, умений, навыков и опыта деятельности студентов по отношению к реально существующему уровню развития техники и технологий в определенном временном промежутке эволюции.
В сравнении с профессиональной компетенцией динамизм образовательной проектности обусловлен влиянием особенностей индивидуального опыта, побуждений, системы личностных смыслов человека.
Компетенция сопряжена с требованием образовательных стандартов и квалификационных требований и максимально приближена к эталону специалиста на каждом витке развития промышленного производства.
Компетенция отражает две стороны деятельности будущего специалиста: функциональную и предметную [7]. Функциональная сторона деятельности будущего инженера связана с соответствием умений и развитости профессиональных навыков. Предметная (содержательная) сторона деятельности будущего инженера связана со степенью использования полученных в вузе теоретических знаний на уровень «живого» знания в проектной деятельности. Однако, как показывает современная практика вхождения молодого специалиста в производство, недостаточно иметь определенный багаж знаний для «продвижения современной науки и техники на передовые рубежи» [7]. Существующая социальная и техническая реальность требует сегодня работников компетентных как в своей профессиональной сфере, так и «в сфере, которая, казалось бы, и не связана явно с его профессиональным бытием» [8].
Профессионально значимые качества будущих инженеров во многом обуславливают успешность становления в профессии. Однако данное утверждение обнаруживает двустороннюю связь: не только личность влияет на профессию, но и профессия оказывает влияние на человека. Профессия выступает в качестве фактора личностного саморазвития, побуждая или, наоборот, разрушая личность. Любая жизненная или профессиональная ситуация – это урок, например поиск решений возникающих проблем, встречающихся на жизненном пути, или общение с людьми с последующим построением положительных/отрицательных отношений с ними, приобщение не только к родной культуре, но и познание иных. «Открытие для себя смысла» явлений выступает системообразующим фактором в становлении ценностного отношения к процессу познания [9].
Образовательная проектность будущего инженера, в свою очередь, связана с качественно возрастающими личностными потребностями в созидательной обращенности к субъективному креативному источнику инноваций проектного знания, к перспективам собственного образовательного интеллектуального развития [10].
В этой связи развитие образовательной проектности сопряжено с осмыслением новых личностных ориентиров, с самоорганизацией в процессе практической реализации профессиональных знаний и личностных качеств, обеспечивающих жизнедеятельность. Для успешного становления в современном изменяющемся мире он призван жизненными обстоятельствами, личными и профессиональными запросами быть способным самостоятельно мыслить, анализировать, обобщать, добывать и творчески применять знания.
Процесс развития образовательной проектности рассмотрен нами как процесс самоорганизации будущих инженеров средствами своих внутренних ресурсов, требующих определенной внешней инициации. В качестве внутренних ресурсов развития образовательной проектности мы выделяем: личностные смыслы получаемых знаний; восхождение к личностным и профессиональным ценностям; поиск вариантов реализации смыслопорождения собственной проектной деятельности будущего инженера. В то время как компетенция – это внешний предприниматель (заказчик) предстоящей профессиональной деятельности.
В этой связи процесс развития образовательной проектности будущих инженеров не заканчивается в вузе, а обнаруживается на протяжении жизни (Lifelong learning), в котором познавательная активность, целеустремленность, профессиональная самостоятельность и ответственность являются самомотивированными качествами инженеров [11].
Заключение
В качестве обобщающего вывода обозначим следующие позиции по теме исследования. Целесообразность обращения к понятию образовательная проектность будущих инженеров определяется в большей степени тем, что профессиональное образование в современных условиях должно быть ориентировано не столько на передачу готовых знаний и обучению конкретным технологиям профессиональной деятельности под конкретные профессиональные формализованные ситуации, сколько развитию способности создавать новые инженерные проекты в условиях появления новых знаний и технологий. Следуя этой логике, одна из ведущих задач современного профессионального образования может быть определена как развитие способности будущего инженера чувствовать образ меняющегося мира и себя как части этого мира, готовности создавать продуктивные ответы на зачастую непредсказуемые проектные ситуации. Это влечет за собой развитие личностных качеств будущих инженеров, умения находить знания за пределами норм и стандартов, сковывающих мышление, готовности к встрече с неожиданностями и умения ответить на новые встречи инновационной проектной деятельностью. Педагогическое содержание понятия «образовательная проектность будущих инженеров» определяет направленность когнитивных устремлений личности на самопроектирование профессиональной жизнедеятельности и перспективность развития профессионально значимых качеств; обеспечивает конкурентное преимущество в освоении профессиональных компетенций; проявляется в профессиональном развитии и саморазвитии, в активно-преобразующем отношении к научным исследованиям. По нашему мнению, образовательная проектность будущего инженера связана с идеей опережающего «впередброскового» вектора развития личности в опыте проектной деятельности.
Мы убеждены, что реальные перспективы стратегического развития инженерного образования обуславливает взаимосвязь и дуальность векторов развития: профессиональной компетенции и образовательной проектности будущих инженеров. Вектор осознания личной проектной цели стать конкурентоспособным инженером, по нашему мнению, задает направление и определяет успешность вектора освоения профессиональных компетенций в пространстве университетского образования.