Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

MODIFICATION OF THE PUBLIC AND PRIVATE SECTORS OF HIGHER EDUCATION IN CHINA

Stepanov V.I. 1 Stepanova N.V. 2 Sokolova I.V. 3
1 Altai Economic and Legal Institute
2 V.A. Trapeznikov Institute of Control Sciences of Russian Academy of Sciences
3 Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilin
The article provides an analysis of the transformation of the public and private sectors of higher education in the People’s Republic of China. In 2019, there were 2,956 higher education institutions in the People’s Republic of China. The number of higher professional educational institutions is 1423, which is 5 universities more than in the previous year. In 2019, there were 828 institutions offering postgraduate programs. In 2019, 917,000 students enrolled in doctoral and master’s degree programs in higher educational institutions of China, which is 59,000 more than in 2018. Among them there were 105,000 doctoral students and 814,000 undergraduates. One of the important areas of education reform in China is the creation of world-class universities. The People’s Republic of China invests a lot in higher education. The country pays great attention to the development of scientific and technical potential and socio-economic development. The leading role in this process is assigned to higher education institutions. A modern education system has been created in the country, world-class universities and research centers have been created, thanks to which it has become one of the developed countries of the world. Universities train specialists with specialized professional skills, which contributes to the development of the national economy of the country.
higher education
research potential of universities
educational reforms

Китайская Народная Республика (КНР) – государство в Восточной Азии, одна из самых густонаселенных стран мира. Численность населения Китая в конце 2019 г. составляла 1 млрд 400 млн 50 тыс. чел. Китай занимает первое место в мире по объему ВВП по ППС (паритету покупательной способности). Доля государственных расходов КНР на образование близка к 2 % ВВП.

В XXI в. КНР превратилась из полуфеодальной страны в мировую державу, став лидером во многих областях науки и экономики. Такие результаты были бы невозможны без создания передовой системы образования, в которой ведущее место отводится высшей школе. Лучшие вузы КНР – это государственные высшие учебные заведения, которые входят в авторитетные мировые рейтинги. В этих вузах работают известные профессора, имеющие значительное количество высоко цитируемых публикаций.

Цель исследования – изучение, анализ и освещение образовательных практик и ориентиров государственных и частных вузов КНР для обобщения опыта создания университетов мирового класса.

Материалы и методы исследования

Современная история китайского образования исчисляется с 1949 г. Первая реформа образования в Китае проходила в 1953–1957 гг. Новый этап реформирования системы образования начался в 1978 г. Нужны были образованные кадры.

И далее 27 мая 1985 г. были приняты «Решения по образовательным реформам». Этот документ можно считать началом образовательной реформы в системе образования Китая. Лю Цяофан в своей статье [1] отмечает: «Было принято, что частные школы могут иметь как коммерческую, так и некоммерческую основу. Однако коммерческий характер не могут иметь частные школы, которые осуществляют обязательное образование».

Одним из пунктов образовательной реформы было введение с 1985 г. государственного плана приема в вузы. В 1993 г. была проведена новая реформа образования Китая, в ее основу были положены принципы децентрализации, а также учета потребностей на рынке труда.

Закон Китайской Народной Республики о высшем образовании был принят на четвертой сессии Постоянного комитета IX Всекитайского собрания народных представителей 29 августа 1998 г. и вступил в силу с 1 января 1999 г. В статье 11 закона утверждается, что «высшие учебные заведения ориентируются на потребности общества, управляют факультетами самостоятельно и в соответствии с законом осуществляют демократическое управление».

В Законе были закреплены следующие существующие в стране разновидности высшего образования:

− курсы со специальными учебными программами (срок обучения 2–3 года);

− бакалавриат (4–5 лет);

− магистратура (2–3 года);

− докторантура (3–4 года).

Необходимым условием решения серьезных экономических проблем является развитие всех уровней системы образования страны – от дошкольного до высшего. В последние годы в КНР, наряду с незначительным увеличением количества государственных высших учебных заведений, наблюдается значительный рост частных вузов, в которых легче комплексно решать вопросы организации управления и совершенствования подготовки специалистов. Преимуществом также является возможность получить дополнительное образование и подготовка по редким востребованным специальностям. Частные вузы могут быстрее перестраиваться под условия рынка труда.

Следует отметить, что частный сектор высшего образования развивается в мире неравномерно – в одних государствах частных высших учебных заведений гораздо больше, чем в других, и соотношение между их численностью также очень разное.

Государство поощряет все слои общества, включая предприятия, учреждения, общественные организации или группы, а также отдельных граждан, руководить высшими учебными заведениями в соответствии с законом и участвовать в реформе и развитии высшего образования и поддерживать его. Государство также поддерживает высшее образование, осуществляемое по радио, телевидению, заочно и другими дистанционными средствами.

Разработаны и введены в практику программы послевузовского образования.

В Китайской Народной Республике, как и в Японии, Республике Корея, понимание высшего образования является близким к Международной стандартной классификации образования (МСКО 2011) ЮНЕСКО.

Выпускники старших классов средних школ и лица с одинаковым уровнем образования, сдавшие вступительные экзамены, зачисляются в высшие учебные заведения и приобретают статус студентов специальных курсов или бакалавров.

Студенты специальных курсов или бакалавры, сдавшие вступительные экзамены, принимаются на обучение высшими учебными заведениями по программам магистратуры. Научно-исследовательские институты, получившие разрешение на участие в программе магистратуры, также могут принимать на обучение лиц, сдавших вступительные экзамены, по программе магистратуры. Лица, окончившие магистратуру, приобретают статус кандидатов, обучающихся на соискание ученой степени доктора наук.

При освоении дисциплины используются активные и интерактивные формы проведения занятий. При этом студент является заинтересованным и активным участником занятия. Это обучение проводится посредством обмена информацией, обсуждения, поиска и открытия, развития творческого потенциала личности.

Выполнение тренировочных упражнений переносится на самостоятельную работу студентов, что создает возможность в решении прикладных задач продвигаться с той оптимальной индивидуальной скоростью, которая наиболее комфортна для каждого конкретного студента, дает ему свободу творчества и самовыражения и тем самым повышает эффективность обучения и всей системы в целом [2, 3].

Обзор реформ в высшем образовании КНР приведен в статье [4] Т.Л. Гурулевой и Бин Вана. В КНР функционируют вузы центрального и местного подчинения. Высшие учебные заведения центрального подчинения в основном входят в национальные образовательные проекты. Если говорить о вузах, подчиненных Министерству образования, то они играют ведущую роль в повышении качества обучения и проведении научных исследований [4]. Местные высшие учебные заведения проводят подготовку кадров в регионах, автономных районах. Функционируют также вузы, в которых управление осуществляется и провинцией, и министерством. Отраслевые высшие учебные заведения «подчиняются центральным министерствам, комитетам (или другим структурам Госсовета) либо совместно управляются центральными министерствами, комитетами и местными правительствами. По форме собственности вузы делятся на государственные и частные. Государственные высшие учебные заведения созданы и финансируются центральным и местным правительством, они обычно являются некоммерческими организациями» [4].

Принятие Закона КНР о высшем образовании закрепляет права и обязанности профессорско-преподавательского состава вузов. Так, в ст. 47 закона указано, что «среди преподавателей высших учебных заведений устанавливается система профессиональных званий. Количество таких званий в высших учебных заведениях определяется исходя из необходимости выполнения учебных, научно-исследовательских и других задач, которые возлагаются на учреждения. Профессиональные звания преподавателей включают ассистента преподавателя, лектора, доцента и профессора».

Согласно ст. 54 студенты высших учебных заведений платят за обучение в соответствии с постановлениями государства. Студенты из малообеспеченных семей могут подать заявление на уменьшение или освобождение от таких плат. Нужно обратить внимание, что законодательно закрепляется спонсирование высших учебных заведений, то есть государство поощряет финансирование предпринимательскими организациями, общественными коллективами и гражданами высших учебных заведений и разрешает получение спонсорской помощи.

Принятие Закона Китайской Народной Республики о высшем образовании создало дополнительные возможности для молодежи страны получить качественное высшее образование, способствовало развитию вузовской науки, повысило научно-технический и инновационный потенциал государства.

Результаты исследования и их обсуждение

В 1995 г. был запущен Проект 211. Основной целью этого проекта стало развитие примерно ста вузов и отраслей стратегического значения к концу XX в. Средства на это выделяли и национальное правительство, и региональные и местные вузы, и сами вузы. Проект 211 оказался очень успешным, поэтому центральное правительство обозначило новые цели в сфере высшего образования, в результате чего родился Проект 985. Результаты проектов 211 и 985 превзошли все ожидания. Всего за два десятилетия они способствовали стремительному развитию ряда китайских вузов и научных дисциплин.

В период с 1995 по 2005 г. в стране существенно увеличилось число преподавателей и студентов, и даже вузы, расположенные в удаленных и отстающих регионах страны, стали более востребованными. В 2003 г. ректоры девяти вузов, участвовавших в Проекте 985, собрались вместе во время первого ежегодного семинара по созданию университетов мирового класса и объявили о создании Лиги С9. Министерство образования и Министерство финансов выделили огромные средства на то, чтобы превратить вузы Лиги С9 в университеты мирового класса путем реформы внутренней системы управления вузов, укрепления их научного потенциала и развития международных обменов и сотрудничества. Университеты Лиги С9 получили примерно половину совокупного финансирования, выделенного на поддержку Проекта 985. После завершения Проекта 985 в 2013 г. и трехлетнего переходного периода, пришедшегося на 2014–2016 гг., в 2017 г. Китай опубликовал новую стратегию – План по созданию университетов и академических дисциплин мирового класса (DFP) в стране и повышению качества высшего образования к 2050 г. В настоящий момент в эту программу включено 42 вуза и 95 академических дисциплин.

Законодательно установлено, что целью создания вуза должно быть служение государственным и общественным интересам, а не извлечение прибыли. Нужно обратить внимание, что законодательно закрепляется спонсирование высших учебных заведений.

Ведущие китайские университеты достигли такого уровня финансирования, который делает их конкурентоспособными на международном рынке. Серьезные финансовые вложения способствовали наращиванию исследовательского потенциала университетов мирового класса и созданию их исследовательской инфраструктуры. По мнению Саймона Марджинсона [5], в связи с распространением интернета, начавшемся в 1990 г., мировая наука стала развиваться беспрецедентно высокими темпами. Данные ОЭСР за 1995–2018 гг. показывают, что почти все страны стали больше тратить на науку. В США расходы выросли в реальном выражении более чем вдвое, в Германии и Великобритании – почти вдвое, в Южной Корее – в 5,6 раза, а в Китае – в 16,5 раза. В 2000–2015 гг. количество присуждавшихся степеней PhD росло в США на 2,9 % в год, в Индии – 4,7 % в год, а в Китае – на 10,9 % в год. Китай сейчас – страна номер один в математике и вычислительных технологиях. Университет Цинкуя, наряду с Массачусетским технологическим институтом, стал одним из двух ведущих вузов мира в области естественных, технических, инженерных наук и математики.

В феврале 2018 г. на базе Чжэцзянского (Вестлейкского) института перспективных исследований был создан Вестлейкский университет с одобрения Министерства образования КНР. Вестлейкский университет – это частное некоммерческое высшее учебное заведение, которое стремится стать исследовательским университетом мирового класса. Университет является одним из ведущих высших учебных заведений в проводимой в Китае реформе образования. Вестлейкский университет как инновационный образовательный «стартап» выдержал проверку временем. Этот вуз вносит важный вклад в развитие образования и науки Китая.

Шанхайский университет Цзянь Цяо (SJQU), основанный 28 апреля 2000 г., является частным некоммерческим университетом. Вуз финансируется Shanghai Jian Qiao Group. Университет имеет право присуждать ученую степень бакалавра и ассоциированную степень бакалавра с одобрения Министерства образования Китая. SJQU – многопрофильный частный университет, который состоит из десяти колледжей: бизнес-школы, колледжа машиностроения и электронной техники, колледжа журналистики и коммуникаций, колледжа художественного дизайна, колледжа иностранных языков, колледжа информационных технологий, колледжа ювелирных изделий и др. Это высшее учебное заведение окончили 45000 студентов. SJQU осуществляет тесное сотрудничество и обмен со многими зарубежными колледжами и университетами США, Великобритании, Германии, Дании, Австралии, Японии, Кореи и Индонезии.

Китайская Народная Республика уделяет большое внимание созданию и развитию высших учебных заведений мирового уровня. Эта деятельность способствует научно-техническому прогрессу и социально-экономическому развитию страны. КНР демонстрирует значительные результаты в развитии системы образования, которые отражаются в мировых рейтингах.

Разрешение на создание или изменение статуса вузов дают административные органы Государственного совета провинций, автономных регионов и муниципалитетов. Создание других организаций высшего образования рассматривается и утверждается соответствующими департаментами, уполномоченными Государственным советом или народными правительствами провинций, автономных областей и муниципалитетов, находящихся в непосредственном подчинении Центрального правительства.

Одним из ведущих университетов КНР является университет Цинхуа. Он был основан в 1911 г. и состоит из 20 институтов и 57 факультетов, охватывающих широкий круг предметов, включая естественные науки, инженерное дело, искусство и литературу, социальные науки, медицину. Среди выпускников университета много выдающихся ученых, деятелей искусства и политиков, в их числе Председатель Китайской Народной Республики Си Цзиньпин.

В рейтинге QS World University Rankings 2021 в число пятисот лучших высших учебных заведений вошли 32 китайских университета, среди них Гонконгский политехнический университет (75 место). Гонконгский университет – старейшее высшее учебное заведение Гонконга с более чем столетней историей. 111 профессоров Университета Гонконга были включены в рейтинг 1 % ведущих ученых мира по основным научным показателям.

Пекинский университет, основанный в 1898 г., является первым национальным университетом в Китае. В настоящее время в нем проводится обучение по 128 программам бакалавриата, 285 программам магистратуры и 262 программам докторантуры. Сохраняя ведущие преимущества в преподавании традиционных базовых дисциплин, Пекинский университет добился значительных успехов в прикладных дисциплинах и во многих междисциплинарных областях. Университет известен своими передовыми исследованиями, выдающимися учеными и публикациями в высокорейтинговых журналах.

В китайских вузах могут обучаться иностранцы (при условии соответствия предъявляемым требованиям), а также вести научную или преподавательскую работу. При этом их законные права и интересы охраняются государством.

Заключение

По статистике Министерства образования учебу в КНР завершают более 99 % поступивших студентов.

Профессор Цунбинь Го отмечает, что «доля затрат на образование в государственных расходах за последние годы существенно увеличилась. Это феноменальное достижение, если учитывать, что всего 70 лет назад 80 % населения Китая было безграмотно и жило в нищете» [6].

Следует отметить, что практически по всем количественным и качественным показателям в КНР занимают первые места государственные высшие учебные заведения. Однако негосударственные вузы расширяют возможности граждан Китая получить высшее образование и стать конкурентоспособными на рынке труда. Они своевременно реагируют на потребности современных предприятий, готовят молодых специалистов, обладающих специализированными профессиональными навыками, ориентируются на образование, позволяющее построить хорошую карьеру, и способствуют развитию национальной экономики страны.