Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

PRACTICAL TRAINING OF MID-LEVEL SPECIALISTS AS A PROBLEM OF SCIENTIFIC RESEARCH

Denisov M.V. 1
1 Penza State Technological University
The search for modern approaches to the organization of practice-oriented training of college students has necessitated a scientific understanding of the problem of practical training in the context of studying the general trends in the development of secondary vocational education in Russia. Based on the analysis of normative, reference, encyclopedic and scientific literature, the article reveals the essence and content of the concept of “practical training” and related concepts of “practice-oriented vocational training” and “practice” in modern theory and practice of vocational education. The general issues of theory and methodology of practical training of middle-level specialists as the most important component of their integral process of professional formation, didactic and methodological approaches to the content and organization of practical training in an educational organization implementing educational programs of secondary vocational education are considered. It is established that the key condition for the effective organization of practical training is the mechanisms of interaction between the college and social partners at each stage of professional training (from the development of the content of training programs to the final assessment of its quality) through the use of all available resources of the college and partner enterprises (infrastructure, logistics, information, educational, methodological, personnel, financial), which are necessary to ensure high efficiency of practical training of students.
practical training
practice
practice-oriented training

Ключевым направлением развития среднего профессионального образования в настоящее время является совершенствование системы практической подготовки будущих специалистов среднего звена, свободно владеющих практико-ориентированными знаниями и умениями, способных к эффективному выполнению трудовых функций, готовых к самостоятельному включению в производственные процессы, эффективному решению встающих перед ними жизненных и производственных задач.

Цель исследования – анализ состояния изученности проблемы практической подготовки специалистов среднего звена в научной литературе.

Материалы и методы исследования

В работе были использованы общелогические и теоретические методы исследования – анализ справочно-энциклопедической и научной литературы по теме исследования, синтез.

Результаты исследования и их обсуждение

В нормативных документах Министерства просвещения Российской Федерации отмечается, что практическая подготовка при реализации образовательных программ СПО ориентирована на совершенствование модели практико-ориентированного обучения специалистов среднего звена, усиление роли работодателей в образовательном процессе, моделирование условий, непосредственно связанных с будущей профессиональной деятельностью; формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенций, соответствующих квалификационным требованиям работодателей [1].

В настоящее время в системе среднего профессионального образования реализуются новые образовательные стандарты по 50 наиболее востребованным и перспективным профессиям и специальностям (ТОП-50). Отличительными особенностями указанных ФГОС СПО являются: увеличение доли практической подготовки; возможность адаптации образовательных программ под конкретную профессиональную деятельность; привлечение в обязательном порядке работодателей к участию в процессе обучения студентов и оценке качества их подготовки. Эти изменения позволяют актуализировать содержание профессиональных образовательных программ с учетом требований современного производства и тем самым повысить практико-ориентированность подготовки специалистов среднего звена.

Поиск современных подходов к организации обучения студентов колледжей обусловил необходимость научного осмысления проблемы практической подготовки в контексте изучения общих тенденций развития среднего профессионального образования.

Для выявления сущности и содержания понятия «практическая подготовка» и смежных с ним понятий обратимся к справочно-энциклопедической литературе.

В Энциклопедии профессионального образования представлено следующее определение: «профессиональная практическая подготовка – часть обучения в профессиональном учебном заведении, в процессе которой учащийся получает необходимые для профессиональной деятельности навыки и умения, а также специальные практические знания. Содержание профессиональной практической подготовки определяется учебными программами, разработанными на основе квалификационной характеристики, реализуется в процессе практических занятий (производственного обучения) и производственной практики» [2].

В словаре актуальной лексики профессионального образования С.М. Вишняковой приводится еще одно определение: практическая подготовка – это «деятельность, направленная на приобретение практических навыков в процессе прохождения производственной (профессиональной) практики, выполнения лабораторных работ, практических занятий, курсовых проектов и работ» [3].

Анализ трактовок данного понятия показывает, что практическая подготовка рассматривается как деятельность, направленная на приобретение профессиональных умений в процессе прохождения производственной практики и на практических учебных занятиях.

Для раскрытия сущности понятия «практико-ориентированная профессиональная подготовка» рассмотрим его в контексте понятий «профессиональная подготовка» и «практика».

В педагогической науке встречаются различные подходы к определению понятия «профессиональная подготовка»:

– «процесс овладения знаниями, умениями и навыками, позволяющими выполнять работу в определенной области деятельности» [2];

– «ускоренное приобретение обучающимися умений и навыков, необходимых для выполнения определенной работы или группы работ, что не предполагает повышения образовательного уровня обучающегося» [3];

– «процесс и результат формирования готовности личности к определенной профессиональной деятельности, которая осуществляется посредством овладения целесообразной совокупностью профессиональных компетенций» [4].

Рассматривая практико-ориентированный характер подготовки, необходимо обратиться к еще одному термину – «практика».

В справочно-энциклопедической литературе встречаются следующие определения понятия «практика»:

– «материальная, чувственно-предметная, целеполагающая деятельность человека, имеющая своим содержанием освоение и преобразование природных и социальных объектов и составляющая всеобщую основу, движущую силу развития человеческого общества и познания» [5];

– это «деятельность людей, в которой они, воздействуя на материальный мир в процессе производства, преобразуют его; деятельность по применению чего-нибудь в жизни, опыт» [6].

Применительно к профессиональному образованию в справочно-энциклопедической литературе понятие «практика» трактуется как «составная часть учебно-воспитательного процесса, предусмотренная учебными планами и программами, организуемая в реальных производственных условиях (или близких к ним) с целью формирования у учащихся представления о конкретной профессиональной сфере, обучения практическим знаниям, навыкам и умениям, приобретения опыта самостоятельной работы по избранной профессии» [2].

Сказанное выше позволяет сделать вывод, что под практикой понимается часть образовательного процесса, направленная на приобретение какого-либо опыта, необходимого для самостоятельного выполнения определенных действий.

Анализ понятий «профессиональная подготовка» и «практика» позволяет рассматривать практико-ориентированную подготовку как процесс формирования знаний, умений, навыков в определенной профессиональной сфере, необходимых для самостоятельного выполнения будущих трудовых функций.

Следовательно, понятия «практическая подготовка» и «практико-ориентированная подготовка» можно рассматривать как синонимичные. Анализ содержания данных понятий в научной литературе подтверждает, что они являются близкими по смыслу и рассматриваются в целом как процесс формирования умений и навыков, приобретения практического опыта, связанных с будущей профессиональной деятельностью.

Общие вопросы теории и методики практической подготовки студентов как важнейшей составной части целостного процесса формирования личности будущего специалиста, дидактические и методические подходы к ее содержанию и организации рассматривали в своих работах такие ученые, как С.Я. Батышев, А.М. Новиков, B.C. Скакун, Е.В. Ткаченко, С.А. Шапоринский, Ю.А. Якуба и др.

Понятие «практико-ориентированная профессиональная подготовка» в научной литературе впервые появляется в начале 2000-х гг.. Различные аспекты практико-ориентированной профессиональной подготовки отражены в целом ряде диссертационных работ. Среди них докторские (Е.Н. Мажар, В.Г. Северов) и кандидатские (С.С. Алферьев, В.В. Ворожецова, Е.Н. Егорова, Н.П. Канина, Д.Н. Корнеев, А.А. Костюнина, М.В. Максимова, А.Н. Морозов, С.В. Реттих, А.Ю. Трояк и др.) диссертации.

В исследовании В.Г. Северова [7] концептуально обоснована и спроектирована система практико-ориентированной профессиональной подготовки.

Ведущая идея концепции ученого заключается в том, что практико-ориентированная профессиональная подготовка рассматривается им как многоуровневая образовательная система, в рамках которой взаимодействующие между собой субъекты профессионального образования и образовательной среды образуют структурное и функциональное единство, определяющее целостность обучения, воспитания и развития студентов. Важно отметить, что каждый уровень педагогической системы включает в себя взаимосвязанные процессы, методы и средства, обеспечивающие целенаправленную подготовку обучающегося к профессиональной самореализации.

При этом В.Г. Северов отмечает, что система практико-ориентированной профессиональной подготовки не является каким-то новым и в определенной мере обособленным направлением в развитии образовательных систем. Рассматриваемая система содержит в себе новые смыслы и цели образовательного процесса. Ученый полагает, что реализация предлагаемой технологии позволяет перенести акцент с деятельности преподавателя и содержания учебных дисциплин на ожидаемые результаты образования. Трудно не согласиться с автором, что организация процесса практико-ориентированной подготовки предполагает переосмысление целевых, содержательных и технологических характеристик образовательных программ, а также механизмов достижения образовательных результатов.

В диссертации Е.Н. Мажар [8] концептуально обоснован практико-ориентированный подход, который позволяет с системных позиций осуществить оптимальный выбор необходимых научно-методических и инструментальных средств в процессе профессиональной подготовки.

Для нашего исследования особый интерес представляют выявленные автором организационно-педагогические условия, способствующие эффективной реализации практико-ориентированного подхода в процессе профессиональной подготовки будущих специалистов:

– создание специальной профессиональной платформы, позволяющей локализовать систему связей и отношений между потенциальными работодателями, экспертным и педагогическим сообществами;

– переход на образовательные технологии на основе продуктивных действий;

– своевременное обновление содержания профессиональной подготовки с учетом развития отрасли.

Исследованию процесса интеграции личностных и профессиональных качеств обучающихся, формированию готовности осуществлять практическую профессиональную деятельность в процессе практико-ориентированной подготовки посвящена диссертация Е.Н. Егоровой. Для повышения эффективности практико-ориентированной подготовки, по мнению ученого, необходимо использование традиционных и инновационных технологий в образовательном процессе, а также формирование профессионально-ориентированной мотивации у студентов в процессе прохождения всех видов практики [9].

Аналогичной позиции понимания сущности практико-ориентированной подготовки придерживается в своем диссертационном исследовании А.А. Костюнина. Ученый рассматривает практико-ориентированную подготовку через использование комплекса профессионально направленных технологий, форм и методов обучения на каждом этапе познания фундаментальных предметных знаний [10].

Анализ работ А.А. Костюниной и Е.Н. Егоровой показывает, что практическую подготовку исследователи связывают с реализацией практико-ориентированных технологий в учебном процессе. Важным для нашего исследования представляется взгляд А.А. Костюниной на необходимость привлечения представителей работодателей на всех этапах практико-ориентированной подготовки студентов (от разработки содержания образовательных программ до совместной оценки качества их реализации).

С.Н. Нагаева [11] и А.Ю. Трояк [12] в своих диссертационных исследованиях проблемы формирования практико-ориентированных умений для успешного решения профессиональных задач придерживаются схожей точки зрения в том, что практико-ориентированные умения следует рассматривать как определенную совокупность последовательно воспроизводимых практических действий, основанием которой являются теоретические знания в той или иной профессиональной сфере.

Интерес для нашего исследования представляют разработанные и обоснованные указанными учеными педагогические условия формирования практико-ориентированных умений. Так, С.Н. Нагаева отмечает, что для успешного формирования практико-ориентированных умений необходимо обеспечить профессиональную направленность всех видов учебных занятий, методов, форм и средств обучения. К числу таких условий относятся также ресурсное и методическое обеспечение образовательного процесса, создание с участием социальных партнеров соответствующей образовательной среды. В своем исследовании А.Ю. Трояк конкретизирует педагогические условия, способствующие формированию практико-ориентированных умений. Особое внимание ученый уделяет включению в содержание учебных программ положений профессиональных стандартов, решению ситуационных задач, овладению обучающимися различными видами производственно-технологической деятельности в процессе прохождения практик. Очевидно, что в этом случае эффективность формирования практико-ориентированных умений напрямую зависит от степени участия в практической подготовке обучающихся представителей работодателей. Одним из вариантов решения этой проблемы является построение практико-ориентированной образовательной среды.

Согласимся с М.В. Максимовой [13] в том, что практико-ориентированную среду колледжа нужно рассматривать с системных позиций в единстве образовательных ресурсов и организационно-педагогических условий, обеспечивающих результативность практической подготовки обучающихся через выполнение различных видов учебно-профессиональной деятельности в рамках изучаемых дисциплин. Данный подход предполагает актуализацию как содержания практико-ориентированной подготовки, так и педагогических технологий в учебном процессе, а также расширение единого образовательного пространства колледжа с включением в него потенциальных работодателей для решения комплексной проблемы качества подготовки обучающихся и их последующего трудоустройства.

Анализируя научные работы Ю.А. Зубковой, А.И. Хомченко, посвященные проблеме практической подготовки, можно отметить, что названные авторы рассматривают ее как составляющую профессиональной подготовки, ориентированную на формирование практических знаний и умений.

По мнению Ю.А. Зубковой, основное предназначение практической подготовки заключается в формировании у будущего специалиста среднего звена профессиональных компетенций, предусмотренных ФГОС СПО, на лабораторно-практических занятиях, в процессе прохождения учебной и производственной практик в колледже и организациях-партнерах, при выполнении выпускной квалификационной работы. При этом именно практика является ключевым элементом практической подготовки, так как позволяет в реальных производственных условиях проследить динамику формирования готовности будущего специалиста к выполнению основных видов профессиональной деятельности [14].

В диссертационном исследовании А.И. Хомченко практическая подготовка рассматривается с позиций деятельностного подхода как организованная в рамках образовательного процесса деятельность по решению учебно-профессиональных задач. При этом уровень сложности, а также условия решения этих задач должны соответствовать той профессиональной роли, которую осваивает обучающийся. Особое внимание в процессе практической подготовки исследователь уделяет формированию практического опыта. Как и Ю.А. Зубкова, ученый отводит ключевую роль в этом процессе производственной практике. Вместе с тем для нашего исследования важной представляется мысль исследователя о том, что в состав практической подготовки входят не только собственно практические занятия и производственная практика, очень важно, чтобы лекции и другие формы теоретического обучения также имели практическую направленность [15].

В целом анализ диссертационных работ, обращенных к проблеме практической подготовки специалистов среднего звена, позволяет выделить несколько направлений такого рода исследований: изучение особенностей практической подготовки как целостной системы; построение модели практико-ориентированной образовательной среды колледжа; установление взаимосвязи между теоретическим и практическим обучением; определение сущности профессиональной направленности учебных занятий теоретического и практического обучения как фактора формирования у обучающихся практико-ориентированных знаний и умений; выявление потенциала современных образовательных технологий в процессе практического обучения; определение роли производственной практики в профессиональном становлении будущего специалиста среднего звена и др.

Резюмируя вышесказанное, отметим, что практическая подготовка рассматривается как часть образовательной программы СПО, направленная на приобретение обучающимися реального опыта профессиональной деятельности в процессе теоретического и практического обучения через применение широкого спектра профессионально-ориентированных технологий, форм, методов и средств обучения. Достижение высоких результатов такой подготовки возможно только посредством тесного взаимодействия образования и производства, основанного на объединении их ресурсов. Это взаимодействие должно быть ориентировано не только на совместную подготовку кадров, но и на определение требований к уровню профессиональной подготовки выпускников, а также совместную с работодателями оценку качества подготовки.

Выводы

Таким образом, проведенный анализ позволяет сформулировать следующие выводы:

1. Практическую подготовку специалистов среднего звена мы рассматриваем как процесс реализации практико-ориентированных образовательных программ СПО, направленных на овладение профессиональными компетенциями, включая базисные знания и умения, практический опыт, через актуализацию содержания профессиональной подготовки в колледже, применение современных образовательных технологий, а также деятельностное участие наиболее компетентных специалистов организаций – потенциальных работодателей в процессе подготовки специалистов среднего звена и совместной оценке качества этой подготовки.

2. Важнейшим условием разработки и эффективной реализации практико-ориентированных образовательных программ СПО является совершенствование системы взаимодействия колледжа и социальных партнеров на каждом этапе подготовки специалистов среднего звена (от разработки содержания программ обучения в колледже и до итоговой оценки качества их освоения) посредством использования всех имеющихся в наличии ресурсов колледжа и предприятий-партнеров (инфраструктурных, материально-технических, информационных, учебно-методических, кадровых, финансовых), которые необходимы для обеспечения высокой результативности практической подготовки студентов.