Ключевым направлением развития среднего профессионального образования в настоящее время является совершенствование системы практической подготовки будущих специалистов среднего звена, свободно владеющих практико-ориентированными знаниями и умениями, способных к эффективному выполнению трудовых функций, готовых к самостоятельному включению в производственные процессы, эффективному решению встающих перед ними жизненных и производственных задач.
Цель исследования – анализ состояния изученности проблемы практической подготовки специалистов среднего звена в научной литературе.
Материалы и методы исследования
В работе были использованы общелогические и теоретические методы исследования – анализ справочно-энциклопедической и научной литературы по теме исследования, синтез.
Результаты исследования и их обсуждение
В нормативных документах Министерства просвещения Российской Федерации отмечается, что практическая подготовка при реализации образовательных программ СПО ориентирована на совершенствование модели практико-ориентированного обучения специалистов среднего звена, усиление роли работодателей в образовательном процессе, моделирование условий, непосредственно связанных с будущей профессиональной деятельностью; формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенций, соответствующих квалификационным требованиям работодателей [1].
В настоящее время в системе среднего профессионального образования реализуются новые образовательные стандарты по 50 наиболее востребованным и перспективным профессиям и специальностям (ТОП-50). Отличительными особенностями указанных ФГОС СПО являются: увеличение доли практической подготовки; возможность адаптации образовательных программ под конкретную профессиональную деятельность; привлечение в обязательном порядке работодателей к участию в процессе обучения студентов и оценке качества их подготовки. Эти изменения позволяют актуализировать содержание профессиональных образовательных программ с учетом требований современного производства и тем самым повысить практико-ориентированность подготовки специалистов среднего звена.
Поиск современных подходов к организации обучения студентов колледжей обусловил необходимость научного осмысления проблемы практической подготовки в контексте изучения общих тенденций развития среднего профессионального образования.
Для выявления сущности и содержания понятия «практическая подготовка» и смежных с ним понятий обратимся к справочно-энциклопедической литературе.
В Энциклопедии профессионального образования представлено следующее определение: «профессиональная практическая подготовка – часть обучения в профессиональном учебном заведении, в процессе которой учащийся получает необходимые для профессиональной деятельности навыки и умения, а также специальные практические знания. Содержание профессиональной практической подготовки определяется учебными программами, разработанными на основе квалификационной характеристики, реализуется в процессе практических занятий (производственного обучения) и производственной практики» [2].
В словаре актуальной лексики профессионального образования С.М. Вишняковой приводится еще одно определение: практическая подготовка – это «деятельность, направленная на приобретение практических навыков в процессе прохождения производственной (профессиональной) практики, выполнения лабораторных работ, практических занятий, курсовых проектов и работ» [3].
Анализ трактовок данного понятия показывает, что практическая подготовка рассматривается как деятельность, направленная на приобретение профессиональных умений в процессе прохождения производственной практики и на практических учебных занятиях.
Для раскрытия сущности понятия «практико-ориентированная профессиональная подготовка» рассмотрим его в контексте понятий «профессиональная подготовка» и «практика».
В педагогической науке встречаются различные подходы к определению понятия «профессиональная подготовка»:
– «процесс овладения знаниями, умениями и навыками, позволяющими выполнять работу в определенной области деятельности» [2];
– «ускоренное приобретение обучающимися умений и навыков, необходимых для выполнения определенной работы или группы работ, что не предполагает повышения образовательного уровня обучающегося» [3];
– «процесс и результат формирования готовности личности к определенной профессиональной деятельности, которая осуществляется посредством овладения целесообразной совокупностью профессиональных компетенций» [4].
Рассматривая практико-ориентированный характер подготовки, необходимо обратиться к еще одному термину – «практика».
В справочно-энциклопедической литературе встречаются следующие определения понятия «практика»:
– «материальная, чувственно-предметная, целеполагающая деятельность человека, имеющая своим содержанием освоение и преобразование природных и социальных объектов и составляющая всеобщую основу, движущую силу развития человеческого общества и познания» [5];
– это «деятельность людей, в которой они, воздействуя на материальный мир в процессе производства, преобразуют его; деятельность по применению чего-нибудь в жизни, опыт» [6].
Применительно к профессиональному образованию в справочно-энциклопедической литературе понятие «практика» трактуется как «составная часть учебно-воспитательного процесса, предусмотренная учебными планами и программами, организуемая в реальных производственных условиях (или близких к ним) с целью формирования у учащихся представления о конкретной профессиональной сфере, обучения практическим знаниям, навыкам и умениям, приобретения опыта самостоятельной работы по избранной профессии» [2].
Сказанное выше позволяет сделать вывод, что под практикой понимается часть образовательного процесса, направленная на приобретение какого-либо опыта, необходимого для самостоятельного выполнения определенных действий.
Анализ понятий «профессиональная подготовка» и «практика» позволяет рассматривать практико-ориентированную подготовку как процесс формирования знаний, умений, навыков в определенной профессиональной сфере, необходимых для самостоятельного выполнения будущих трудовых функций.
Следовательно, понятия «практическая подготовка» и «практико-ориентированная подготовка» можно рассматривать как синонимичные. Анализ содержания данных понятий в научной литературе подтверждает, что они являются близкими по смыслу и рассматриваются в целом как процесс формирования умений и навыков, приобретения практического опыта, связанных с будущей профессиональной деятельностью.
Общие вопросы теории и методики практической подготовки студентов как важнейшей составной части целостного процесса формирования личности будущего специалиста, дидактические и методические подходы к ее содержанию и организации рассматривали в своих работах такие ученые, как С.Я. Батышев, А.М. Новиков, B.C. Скакун, Е.В. Ткаченко, С.А. Шапоринский, Ю.А. Якуба и др.
Понятие «практико-ориентированная профессиональная подготовка» в научной литературе впервые появляется в начале 2000-х гг.. Различные аспекты практико-ориентированной профессиональной подготовки отражены в целом ряде диссертационных работ. Среди них докторские (Е.Н. Мажар, В.Г. Северов) и кандидатские (С.С. Алферьев, В.В. Ворожецова, Е.Н. Егорова, Н.П. Канина, Д.Н. Корнеев, А.А. Костюнина, М.В. Максимова, А.Н. Морозов, С.В. Реттих, А.Ю. Трояк и др.) диссертации.
В исследовании В.Г. Северова [7] концептуально обоснована и спроектирована система практико-ориентированной профессиональной подготовки.
Ведущая идея концепции ученого заключается в том, что практико-ориентированная профессиональная подготовка рассматривается им как многоуровневая образовательная система, в рамках которой взаимодействующие между собой субъекты профессионального образования и образовательной среды образуют структурное и функциональное единство, определяющее целостность обучения, воспитания и развития студентов. Важно отметить, что каждый уровень педагогической системы включает в себя взаимосвязанные процессы, методы и средства, обеспечивающие целенаправленную подготовку обучающегося к профессиональной самореализации.
При этом В.Г. Северов отмечает, что система практико-ориентированной профессиональной подготовки не является каким-то новым и в определенной мере обособленным направлением в развитии образовательных систем. Рассматриваемая система содержит в себе новые смыслы и цели образовательного процесса. Ученый полагает, что реализация предлагаемой технологии позволяет перенести акцент с деятельности преподавателя и содержания учебных дисциплин на ожидаемые результаты образования. Трудно не согласиться с автором, что организация процесса практико-ориентированной подготовки предполагает переосмысление целевых, содержательных и технологических характеристик образовательных программ, а также механизмов достижения образовательных результатов.
В диссертации Е.Н. Мажар [8] концептуально обоснован практико-ориентированный подход, который позволяет с системных позиций осуществить оптимальный выбор необходимых научно-методических и инструментальных средств в процессе профессиональной подготовки.
Для нашего исследования особый интерес представляют выявленные автором организационно-педагогические условия, способствующие эффективной реализации практико-ориентированного подхода в процессе профессиональной подготовки будущих специалистов:
– создание специальной профессиональной платформы, позволяющей локализовать систему связей и отношений между потенциальными работодателями, экспертным и педагогическим сообществами;
– переход на образовательные технологии на основе продуктивных действий;
– своевременное обновление содержания профессиональной подготовки с учетом развития отрасли.
Исследованию процесса интеграции личностных и профессиональных качеств обучающихся, формированию готовности осуществлять практическую профессиональную деятельность в процессе практико-ориентированной подготовки посвящена диссертация Е.Н. Егоровой. Для повышения эффективности практико-ориентированной подготовки, по мнению ученого, необходимо использование традиционных и инновационных технологий в образовательном процессе, а также формирование профессионально-ориентированной мотивации у студентов в процессе прохождения всех видов практики [9].
Аналогичной позиции понимания сущности практико-ориентированной подготовки придерживается в своем диссертационном исследовании А.А. Костюнина. Ученый рассматривает практико-ориентированную подготовку через использование комплекса профессионально направленных технологий, форм и методов обучения на каждом этапе познания фундаментальных предметных знаний [10].
Анализ работ А.А. Костюниной и Е.Н. Егоровой показывает, что практическую подготовку исследователи связывают с реализацией практико-ориентированных технологий в учебном процессе. Важным для нашего исследования представляется взгляд А.А. Костюниной на необходимость привлечения представителей работодателей на всех этапах практико-ориентированной подготовки студентов (от разработки содержания образовательных программ до совместной оценки качества их реализации).
С.Н. Нагаева [11] и А.Ю. Трояк [12] в своих диссертационных исследованиях проблемы формирования практико-ориентированных умений для успешного решения профессиональных задач придерживаются схожей точки зрения в том, что практико-ориентированные умения следует рассматривать как определенную совокупность последовательно воспроизводимых практических действий, основанием которой являются теоретические знания в той или иной профессиональной сфере.
Интерес для нашего исследования представляют разработанные и обоснованные указанными учеными педагогические условия формирования практико-ориентированных умений. Так, С.Н. Нагаева отмечает, что для успешного формирования практико-ориентированных умений необходимо обеспечить профессиональную направленность всех видов учебных занятий, методов, форм и средств обучения. К числу таких условий относятся также ресурсное и методическое обеспечение образовательного процесса, создание с участием социальных партнеров соответствующей образовательной среды. В своем исследовании А.Ю. Трояк конкретизирует педагогические условия, способствующие формированию практико-ориентированных умений. Особое внимание ученый уделяет включению в содержание учебных программ положений профессиональных стандартов, решению ситуационных задач, овладению обучающимися различными видами производственно-технологической деятельности в процессе прохождения практик. Очевидно, что в этом случае эффективность формирования практико-ориентированных умений напрямую зависит от степени участия в практической подготовке обучающихся представителей работодателей. Одним из вариантов решения этой проблемы является построение практико-ориентированной образовательной среды.
Согласимся с М.В. Максимовой [13] в том, что практико-ориентированную среду колледжа нужно рассматривать с системных позиций в единстве образовательных ресурсов и организационно-педагогических условий, обеспечивающих результативность практической подготовки обучающихся через выполнение различных видов учебно-профессиональной деятельности в рамках изучаемых дисциплин. Данный подход предполагает актуализацию как содержания практико-ориентированной подготовки, так и педагогических технологий в учебном процессе, а также расширение единого образовательного пространства колледжа с включением в него потенциальных работодателей для решения комплексной проблемы качества подготовки обучающихся и их последующего трудоустройства.
Анализируя научные работы Ю.А. Зубковой, А.И. Хомченко, посвященные проблеме практической подготовки, можно отметить, что названные авторы рассматривают ее как составляющую профессиональной подготовки, ориентированную на формирование практических знаний и умений.
По мнению Ю.А. Зубковой, основное предназначение практической подготовки заключается в формировании у будущего специалиста среднего звена профессиональных компетенций, предусмотренных ФГОС СПО, на лабораторно-практических занятиях, в процессе прохождения учебной и производственной практик в колледже и организациях-партнерах, при выполнении выпускной квалификационной работы. При этом именно практика является ключевым элементом практической подготовки, так как позволяет в реальных производственных условиях проследить динамику формирования готовности будущего специалиста к выполнению основных видов профессиональной деятельности [14].
В диссертационном исследовании А.И. Хомченко практическая подготовка рассматривается с позиций деятельностного подхода как организованная в рамках образовательного процесса деятельность по решению учебно-профессиональных задач. При этом уровень сложности, а также условия решения этих задач должны соответствовать той профессиональной роли, которую осваивает обучающийся. Особое внимание в процессе практической подготовки исследователь уделяет формированию практического опыта. Как и Ю.А. Зубкова, ученый отводит ключевую роль в этом процессе производственной практике. Вместе с тем для нашего исследования важной представляется мысль исследователя о том, что в состав практической подготовки входят не только собственно практические занятия и производственная практика, очень важно, чтобы лекции и другие формы теоретического обучения также имели практическую направленность [15].
В целом анализ диссертационных работ, обращенных к проблеме практической подготовки специалистов среднего звена, позволяет выделить несколько направлений такого рода исследований: изучение особенностей практической подготовки как целостной системы; построение модели практико-ориентированной образовательной среды колледжа; установление взаимосвязи между теоретическим и практическим обучением; определение сущности профессиональной направленности учебных занятий теоретического и практического обучения как фактора формирования у обучающихся практико-ориентированных знаний и умений; выявление потенциала современных образовательных технологий в процессе практического обучения; определение роли производственной практики в профессиональном становлении будущего специалиста среднего звена и др.
Резюмируя вышесказанное, отметим, что практическая подготовка рассматривается как часть образовательной программы СПО, направленная на приобретение обучающимися реального опыта профессиональной деятельности в процессе теоретического и практического обучения через применение широкого спектра профессионально-ориентированных технологий, форм, методов и средств обучения. Достижение высоких результатов такой подготовки возможно только посредством тесного взаимодействия образования и производства, основанного на объединении их ресурсов. Это взаимодействие должно быть ориентировано не только на совместную подготовку кадров, но и на определение требований к уровню профессиональной подготовки выпускников, а также совместную с работодателями оценку качества подготовки.
Выводы
Таким образом, проведенный анализ позволяет сформулировать следующие выводы:
1. Практическую подготовку специалистов среднего звена мы рассматриваем как процесс реализации практико-ориентированных образовательных программ СПО, направленных на овладение профессиональными компетенциями, включая базисные знания и умения, практический опыт, через актуализацию содержания профессиональной подготовки в колледже, применение современных образовательных технологий, а также деятельностное участие наиболее компетентных специалистов организаций – потенциальных работодателей в процессе подготовки специалистов среднего звена и совместной оценке качества этой подготовки.
2. Важнейшим условием разработки и эффективной реализации практико-ориентированных образовательных программ СПО является совершенствование системы взаимодействия колледжа и социальных партнеров на каждом этапе подготовки специалистов среднего звена (от разработки содержания программ обучения в колледже и до итоговой оценки качества их освоения) посредством использования всех имеющихся в наличии ресурсов колледжа и предприятий-партнеров (инфраструктурных, материально-технических, информационных, учебно-методических, кадровых, финансовых), которые необходимы для обеспечения высокой результативности практической подготовки студентов.