Проблема изучения творческого наследия В.В. Набокова в школьном процессе остается актуальной на протяжении значительного времени. Полемика литературоведов и методистов относительно сложности восприятия современными школьниками авторского стиля и особенностей проблемно-тематического плана произведений этого писателя не завершена до настоящего времени. Однако все большее количество авторов предлагаемых и апробированных программ по литературе предлагают произведения В.В. Набокова как для обязательного, так и для самостоятельного чтения.
Учитывая, что литература как дисциплина, включающая в себя не только историю, но и теорию данного вида искусств, в курсе общеобразовательной школы для изучения предложена в двух вариантах (базовом и профильном), перед современными учителями-словесниками стоит непростая задача наполняемости литературным материалом уроков. Существующие на сегодняшний день одобренные Министерством просвещения Российской Федерации типовые программы по литературе позволяют варьировать художественный материал по выбору учителя и обучающихся. На примере анализа нескольких программ учебного предмета литература (базового и профильного уровней) рассмотрим механизм возможного изучения творчества В.В. Набокова как феноменального представителя литературного процесса, сумевшего в своем наследии объединить русскую и зарубежную литературные традиции.
Цель исследования – описание механизма изучения творчества В.В. Набокова в современной школе с учетом ее базовой или профильной направленности.
Материалы и методы исследования
Материалами исследования послужили Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) [5], предполагающий уровневое изучение литературы в старших классах и включающий в себя базовый (основной) и профильный (углублённый) уровни; типовые программы и методические разработки уроков по литературе (в частности, учебно-методический комплекс Т.Ф. Курдюмовой).
В достижении поставленной цели основными методами исследования стали теоретический, сравнительно-сопоставительный и эмпирические (методы прогнозирования, сбора и накопления данных, в частности наблюдение, анкетирование, беседа, анализ документов и опыта работы преподавателей), особое внимание уделено личностному и системному подходам к обработке результатов.
Результаты исследования и их обсуждение
Современный ФГОС в области школьного образования позволяет формировать программы различного уровня сложности, с опорой на общеобразовательные потребности и способности обучающихся. Например, изучение литературы в 10–11 классах на основании учебно-методического комплекса Т.Ф. Курдюмовой предполагает завершение изучения классической литературы и знакомство с писателями последних десятилетий и их творчеством. Программа к данному учебнику (базового уровня) рассчитана на 105 часов. Предпочтение отдается монографическим и обзорным темам. Это объясняется тем, что учитель создает систему изучения литературы на основании тех знаний, которые были получены ранее. Монографические темы позволяют погрузиться в мир автора, подробнее рассмотреть его жизнь и творчество, провести параллели между эпохой и темами, проблемами произведений. Анализируется одно или несколько произведений, которые наиболее полно отображают индивидуальность авторской манеры повествования. Обзорные темы тесно связаны с отражением эпохи в литературе, связывают ведущие литературные направления с умонастроениями того или иного периода. При изучении новых персоналий здесь необходимо акцентировать внимание на таком виде работы, чтобы у обучающихся возникло общее представление в цепи: писатель – эпоха – творчество. Такое условие позволяет формировать у учащихся общий взгляд на литературный процесс, пути развития русской литературы и взаимодействие с литературами других народов России. Однако здесь есть непредусмотренные трудные случаи гражданской идентификации. Одним из таковых и является творчество В.В. Набокова.
Предложенное авторским коллективом издание «Рабочие программы к линии УМК под редакцией Т.Ф. Курдюмовой Литература 10–11 классы» указывает в качестве предмета рассмотрения романы «Другие берега», «Защита Лужина», «Дар» В.В. Набокова, отводя на это 5 часов. При этом в «Основных видах учебной деятельности» упоминаются и монография «Гоголь», и комментарии к «Евгению Онегину».
Учебник же по литературе для 11 класса базового уровня под редакцией Т.Ф. Курдюмовой включает в себя раздел под названием «Литература русского зарубежья», где дается общий обзор представителям и трем волнам русской эмиграции. Очерк жизни и творчества В.В. Набокова следует за теоретическим материалом. Здесь и возникает необходимость объяснить школьникам целесообразность изучения произведений В.В. Набокова как писателя, чьё творчество включает в себе как русскую, так и зарубежную составляющие, что собственно и трактуется как «феномен Набокова».
Характерной особенностью углублённого уровня изучения данного предмета является историко-литературный и историко-культурный контекст, т.е. двуплановость интерпретации читателя, владение теоретико-литературными понятиями, умения апеллировать ими в процессе литературоведческого, проблемного, имманентного анализа художественных произведений. Здесь формируются умения проектной, исследовательской деятельности, дидактический материал формируется с учётом индивидуальных и творческих способностей обучающихся. Осуществление такого подхода дает возможность расширить программу за счет дополнительных часов и, следовательно, введения дополнительного литературного материала. В случае с изучением творчества В.В. Набокова в 11 классе профильный уровень предусматривает дополнительно три часа, что позволяет пронаблюдать стилевой код писателя, который несет в себе глубокий смысл. А для этого, на наш взгляд, необходимо настраивать учащихся на вдумчивое чтение с комментированием, позволяющее увидеть символику текста, его специфичность.
Авторы программы углубленного уровня намеренно заостряют внимание на умении обучающихся анализировать и интерпретировать изучаемые художественные произведения. Большое внимание уделяется личностным компетенциям учащихся, включающим в себя умение персонально ориентироваться в многообразии художественной литературы и воспринимать прочитанное. Не исключением становится и рассмотрение творческого наследия В.В. Набокова.
Данный автор представляет наибольший интерес тем, что его личность и творчество достаточно противоречивы и в зеркале критики не имеют однозначного, устоявшегося отражения. Так, например, ГВ. Адамович – поэт-акмеист и литературный критик – считал, что В.В. Набоков «нерусский» писатель. Роман «Защита Лужина» – вещь западная, европейская, скорее всего французская [2, с. 56]. Противоположным было мнение А.Н. Савельева, который обозначил его так: «Защита Лужина» – «специфически русский роман» [2, с. 64]. Нет единого мнения о В.В. Набокове и в литературоведении, и в методике обучения литературе. Например, Е.О. Лимонова [3] объяснила основные трудности в изучении творчества автора и способы их преодоления с тем, каким образом можно прийти к пониманию авторского внутритекстового замысла. О.А. Дмитриенко [1] акцентировала внимание на поэтапности изучения мира В.В. Набокова и элементах художественной структуры произведений, изучаемых в 5–6–8–11 классах.
Так или иначе, но мы вынуждены констатировать, что наиболее осознанное и пристальное внимание личности В.В. Набокова уделяется в выпускных классах. Это объясняется тем, что к этому времени школьники изучили классическую литературу, Серебряный век в искусстве, поэтому способны воспринять изящество, красоту, сложность, многослойность и многомерность языка произведений В.В. Набокова.
На наш взгляд, именно учитель является проводником в мир В.В. Набокова как исключительного писателя литературы ХХ столетия. Специфика построения учебного материала такова: очерк жизни и творчества (урок-лекция), произведения, литературоведческий анализ. Но необходимо отметить, что произведения предусматривается изучать обзорно, не предусмотрено конкретного тематического аспектного планирования уроков по этим произведениям, что, на наш взгляд, является серьезным стратегическим упущением.
«Другие берега» с точки зрения жанровой принадлежности спорное произведение, и это учитывается при изучении. Особое внимание уделяется таким сюжетным элементам, как единство природы и автора, амбивалентность размышлений повествователя, соединение сил природы и мифических героев. Ярко выраженная динамика изменчивости героев не может остаться незамеченной: так, обучающиеся понимают, с какой целью автор вводит определенные художественные приемы для яркого обличения определенных черт в сюжетной канве. Обращение к языку писателя обосновано тем, что так автор показывает многообразие и переменчивость жизни, способность взглянуть на окружающую действительность под другим углом.
Роман «Дар» заявлен как последний русскоязычный роман В.В. Набокова. Дан анализ по главам, объясняется эпиграф и композиционный строй. Дается трактовка многоликому миру героев, тематике и проблематике произведения. Красота и символичность языка писателя, его сила слова очевидны на протяжении всего романа.
Мы согласны, что обучающимся могут быть предложены вопросы, связанные с биографией писателя, различными периодами его творчества. Построены вопросы исследовательского, проблемного характера по вышеуказанным произведениям, типа «Оцените роль стихотворного текста в романе “Дар”. Как объяснить, почему этот текст “замаскирован” под прозу?» [1, с. 20]. Система вопросов требует понимания того, что герои В.В. Набокова различаются в способности видеть мир. А самое главное, требует хорошего знания художественного текста, что при обзорном изучении творчества того или иного автора достигается с великим трудом.
Думается, что вышеупомянутые тексты В.В. Набокова, без всякого сомнения, имеют воспитательное значение и образовательный потенциал. Но все же, на наш взгляд, было бы целесообразнее выстроить работу с текстовым материалом за счет обзорной лекции, носящей интермедиальный характер, и текстового изучения одного из самых интересных произведений автора – романа «Приглашение на казнь» как образца антиутопической направленности, содержащего в себе синтез философских идей русской классической литературы и проекции технологий создания постмодернистских зарубежных текстов.
При изучении романа «Приглашение на казнь» на первый план целесообразно выносить понятия «реминисценция» и «аллюзии», которые не просто создают канву произведения, но и необходимы как понимание идеи автора о том, что все книги уже написаны. Какой вид работы ценен и на базовом, и на профильном уровне? И если на базовом уровне изучения будет интересен анализ построения произведения, то профильный уровень позволит сделать серьезные обобщения в плане теории создания текста, его технологии и стратегии. Для выявления идейного центра романа предлагаем использовать «Игру в “нетки”». Учащимся необходимо объяснить символику зеркал в тексте и «многомирие» романа. Предполагается работа над теорией истинности и зеркальности мира романа, а именно то, в каком мире Цинциннат, вымышленном или реальном. В этом случае смысловым центром построения урока являются четыре группы критических точек зрения, которые по-своему объясняют открытость данного вопроса. Учащимся необходимо обосновать свою позицию и трактовать примерами из текста. Сформулируем примерные вопросы и задания для многопланового изучения данного романа на профильном уровне:
Концепция модернизма предполагает неразрывность автора и героя. Пронаблюдайте эту особенность в романе как креативный читатель; определите магистральную тему романа «Приглашение на казнь» и проведите параллели с биографией автора; проиллюстрируйте особенности натуры Цинцинната.
Составьте цитатную характеристику; исследуйте вопрос о принадлежности героя к определенному типу. Распознайте черты романтического героя и экзистенциального; систематизируйте пространственно-временную организацию романа. Какие особенности вы выявили в различии мира «там» и «тут»?; оцените уместность включения в художественный текст «потока сознания»; соотнесите эпизоды, в которых автор знакомит читателей с палачом. Почему это происходит дважды?; составьте типологию образов произведения. Оцените отношение главного героя к библиотекарю.
Такой уровень работы может быть востребован на обоих уровнях изучения данной школьной дисциплины. В старших классах целесообразно проводить уроки с формированием проблемных вопросов и ситуаций, привлечением анализа отдельных фрагментов художественных произведений с технологиями критического мышления. При углубленном изучении литературы, например, поиски прообразов ряда героев «Приглашения на казнь» позволят не только выявить традиции, но и обнаружить их трансформацию. В данном случае речь идет о Пьере (Пьер Безухов из романа Л.Н. Толстого «Война и мир»), Родион (Родион Раскольников – Ф.М. Достоевский, «Преступление и наказание»), Марфинька (Марфинька – И.А. Гончаров, «Обрыв). И если концепции литературных характеров данных героев заимствованы В.В. Набоковым по принципу «неизмененный литературный характер помещен в другие обстоятельства», то прообраз Эммы вычленяется не так просто. Несомненно, здесь и увлеченность писателя историей зарубежной литературы, о чем красноречиво свидетельствуют его «Лекции по зарубежной литературе», и другой прием создания героини. Эммочка лишь отдаленно напоминает героинь романов Д. Остин «Эмма» и Г. Флобера «Госпожа Бовари». Здесь нет прямого заимствования. Более того, В.В. Набоков убеждает читателя в том, что «русская» Эммочка более сильный, свободолюбивый и умный человек, чем ее литературные предшественницы.
Особое внимание при анализе «Приглашения на казнь» стоит обратить и на иронию писателя относительно «теории двойничества». Так, например, к «двойникам-антагонистам» причисляют Мурра и Крейслера из романа Э.Т.А. Гофмана «Житейские воззрения кота Мурра», Онегина и Ленского из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» и др. «Карнавальными парами» ученые называют Дон Кихота и Санчо Пансу из романа «Дон Кихот» М. де Сервантеса, пару Петруша Гринев – Савельич из «Капитанской дочки» Пушкина и др. К «близнецам» исследователи относят образы дяди Митяя и дяди Миняя из «Мертвых душ» Н.В. Гоголя, братьев Красовых из повести «Деревня» И.А. Бунина и др. Как видим, это разработанная тема относительно и русской, и зарубежной литературной традиции. Внимание же В.В. Набокова сосредоточено на версификации Ф.М. Достоевского, и у «заимствованного героя» Родиона появляется ожившее альтер-эго Родриг Иванович, а затем и тройник – Родька. Такой ракурс рассмотрения изучаемого романа вполне может стать основой ряда исследовательских проектов обучающихся и привести учеников к неожиданным для них оригинальным выводам.
Заключение
Творческая деятельность В.В. Набокова оставила значимый след в русской литературе. Его произведения необходимо изучать в школе более подробно для того, чтобы понять сущность авторского замысла и языковой игры. Проанализировав подходы к изучению творчества В.В. Набокова, предложенные в одной из типовых программ по литературе, мы пришли к выводам: на базовом уровне произведения и личность изучаются более линейно, фрагментарно. А профильный уровень требует от учителя глубоких знаний и нестандартных решений.
Исследование выполнено в рамках проведения научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям научной деятельности вузов-партнеров (ФГБОУ ВО «Южно-Уральский гуманитарно-педагогический университет» и ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет им. М.Е. Евсевьева»).