Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

PHYSICAL EDUCATION LESSONS AS A CONDITION FOR STUDENTS’ HEALTH-SAVING IN A MODERN UNIVERSITY

Bitsheva I.G. 1
1 Volga Region State University of Physical Culture
The relevance of the article is caused due to the fact that in connection with deterioration in youth health, it is necessary to develop effective mechanisms of health-saving. The purpose of the article consists in consideration of the most significant aspects of “health-saving”, influencing on student’s health condition and on future professional- pedagogical and professional-sport activity. Author formulated that there is a correlation between student’s good health and his workability, resultativeness in professional activity, stress resistance, and manifestation of more social activity. The essence of a phenomenon “health-saving” is revealed, consisting in a complex of measures realized by the teacher for maintenance and strengthening of student’s health, formation of a healthy lifestyle for extension of physical activity. It is offered that the University – sports and recreation environment, where the student spends most of his / her time, and it is necessary to realize health saving technologies at the university in order that student’s working capacity and activity throughout the day were maintained. As a practical part of the research there were presented results of “the included observation”, poll, and interviewing, illustrating that formation of health saving competence at students is significant, stage-by-stage process. The article is intended for researchers, teachers of physical education and graduate students dealing with health-saving issues.
Physical Education
health
health-saving
health-saving competency
physical activity
improving health
heathy lifestyle
University-students

В Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 г. в качестве проблемы № 1 декларируется повсеместное ухудшение здоровья, физического развития и физической подготовленности населения [1].

Центральным понятием нашего исследования является здоровье. Понятие «здоровье» многоаспектно, поэтому частые дискуссии в научных кругах ведутся по поводу понятия «здоровье». Мы опираемся на определение здоровья, данное в преамбуле Устава Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ): «здоровье – это состояние полного телесного, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и повреждений» [2, c. 1]. Можно проследить следующую корреляцию: студент с хорошим здоровьем является более работоспособным, результативным в профессиональной деятельности, стрессоустойчивым, проявляет большую социальную активность. Исходя из определения понятия «здоровья» человека, определим компоненты здоровья:

1. Соматическое (телесное) здоровье – поддержание функционирования физических функций, высокая физическая активность, которая является следствием занятий физической культурой и спортом.

2. Интеллектуальное (психическое) здоровье – способность к интенсивной умственной (интеллектуальной) деятельности, обновлению знаний, непрерывному обучению (Lifelong learning).

3. Духовное здоровье – способность устанавливать гармоничные взаимоотношения с окружающими людьми, быть верным и преданным своей профессии, уважение человека как личности.

Все компоненты здоровья являются значимыми для формирования личности студента как профессионала и детерминируют друг друга.

Мы понимаем под феноменом «здоровьесбережение» комплекс мер, реализуемых педагогом для поддержания и укрепления здоровья студента, формирования здорового образа жизни в целях продления физической активности.

Рассмотрим наиболее значимые аспекты здоровьесбережения:

1. Здоровьесбережение с позиции педагога и студента

Смысловые основания организации физкультурной деятельности педагогами физической культуры при университетах строятся таким образом, чтобы была возможность увидеть персонифицированный результат, который студент приобретает в виде увеличения уровня функциональных возможностей организма и физической подготовленности.

Действительно, выполняя комплекс упражнений, студенты оздоравливают не только физическое состояние, но и также улучшают когнитивные функции и гармонизируют психическое состояние.

Педагог физической культуры, практикующий при университете, рассматривает здоровьесбережение с позиции поддержания и укрепления здоровья студента, что обусловливает поиск и разработку педагогом эффективных механизмов и отбор релевантных технологий, направленных на укрепление соматического здоровья студента.

Педагоги физической культуры и тренеры спортивных секций, практикующие при университетах, призваны помочь студентам вузов спортивного профиля в освоении системы знаний о здоровом образе жизни, а также в совершенствовании практических физических навыков. (В современных университетах занятия физической культурой проводятся в ходе аудиторной и внеаудиторной деятельности – привлечение студентов к спортивным кроссам, олимпиадам, соревнованиям и т.д. в процессе занятий в спортивных секциях, что соответствует достижению принципа соревновательности.)

Педагогу физической культуры, практикующему при университете, важно формировать у студента осознанное отношение к своему здоровью, достижение которого возможно средствами занятия физической культурой («принцип самости»), который предполагает самооценку и саморефлексию своего физического состояния.

2. Формирование здоровьесберегающей компетентности у педагога и студента

М.А. Ермакова, Т.И. Меерзон рассматривают здоровьесберегающую компетентность в единстве системы знаний и практических навыков, ориентированных на поддержание здоровья и формирование культуры здоровья у студента, проявляющейся в поиске и реализации индивидуального образовательного маршрута относительно здоровьесбережения у отдельно взятого студента [3].

Наличие здоровьесберегающей компетентности у педагогов физической культуры, практикующих при университетах, свидетельствует о том, что они могут генерировать и транслировать знания студентам о наиболее значимых аспектах здоровьесбережения, а также владеют необходимыми (здоровьесберегающими) технологиями, позволяющими сделать занятия физической культурой более «здоровыми», полноценными и безопасными. Студенты, владеющие здоровьесберегающей компетентностью, осознанно подходят к вопросам собственного здоровья, следят за своим здоровьем и соблюдением достаточного уровня двигательной активности. Осознанность, саморегуляция и самоконтроль находятся в основе здоровьесберегающей компетентности.

3. Создание оптимальных условий для реализации здоровьесберегающих технологий

Здоровьесберегающие технологии – это любые образовательные технологии, которые отмечены «сертификатом безопасности для здоровья», т.е. они способствуют поддержанию и укреплению здоровья в физкультурно-оздоровительном пространстве университета. Цель реализации здоровьесберегающих технологий в образовании – это воспитание «культуры здоровья» у студента, т.е. формирование и развитие самосознания студента относительно основных аспектов здоровьесбережения. Необходимость применения здоровьесберегающих технологий в образовании обусловлена следующими факторами, предложенными М.В. Потаповой, Т.Н. Хаировой и др.: «высокая напряженность жизни студента, стиль жизни (студента) и нарастающая гиподинамия, наличие соматических и других заболеваний» [4, c. 459].

4. Университет как физкультурно-оздоровительное пространство

Современный студент много времени уделяет социальным сетям, он увлечен виртуальной реальностью. В то же время он проводит большую часть дня в университете. Вследствие этого может возникнуть гиподинамия, могут обостриться соматические заболевания. Для того, чтобы этого избежать, современный университет следует рассматривать как физкультурно-оздоровительное пространство, в котором созданы все условия для сохранения и поддержания здоровья, а также хорошее состояние здоровья является условием для совершенствования в будущей профессиональной деятельности.

Соответственно, первостепенно важная задача для руководителей современных университетов – это создать такое физкультурно-оздоровительное пространство при университете, которое не только бы поддерживало здоровье студентов на достаточном уровне, но и способствовало бы раскрытию профессионального/творческого потенциала студента.

Следующим этапом будет всестороннее исследование здоровьесбережения, что предполагает изучение видов физической активности, реализуемых на занятиях физической культурой; формирования компонентов здоровьесбережения, а также развиваемых профессиональных компетенций у студентов.

Цель исследования – рассмотреть наиболее значимые аспекты «здоровьесбережения»: здоровьесбережение с позиции педагога и студента; формирование здоровьесберегающей компетентности у педагога; создание оптимальных условий для реализации здоровьесберегающих технологий; университет как физкультурно-оздоровительное пространство.

Материалы и методы исследования

Материалами исследования являются нормативно-правовые документы, в частности Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 г., Устав Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). За основу опроса был взят опрос о здоровье россиян, проводимый Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ).

К теоретическим методам исследования относятся: анализ психологической, психолого-педагогической и методической литературы, нормативно-правовых документов; анализ и синтез.

К эмпирическим методам относятся: включенное наблюдение, опрос, интервьюирование.

Результаты исследования и их обсуждение

Мы использовали метод «включенного наблюдения» за студентами начальных курсов Поволжского государственного университета физической культуры, спорта и туризма во время аудиторных и внеаудиторных занятий. В ходе проведенных бесед со студентами начальных курсов (целью которых было определение соблюдения студентами режима труда и отдыха) мы установили, что, несмотря на повышенные интеллектуальные нагрузки, наличие перегрузок, сидячий образ жизни, следствием чего является гиподинамия, студенты стараются следить за своим здоровьем. У 65 % респондентов имеется четко структурированный режим труда и отдыха, которого они стараются придерживаться. 35 % респондентов стараются придерживаться здорового питания. Педагоги физической культуры, практикующие при университете, мотивируют студентов на физическую активность, проводят профилактические занятия на тему здоровьесбережения, чтобы сформировать у студентов здоровьесберегающую компетентность.

Мы привели небольшой фрагмент опроса студентов начальных курсов Поволжского государственного университета физической культуры, спорта и туризма. В пилотном опросе участвовали 39 респондентов, 73 % – юноши, 27 % – девушки.

1. Как Вы понимаете, что такое здоровье?

2. Что нужно сделать, чтобы сохранить здоровье?

3. Какие компоненты здорового образа жизни вы знаете?

4. Во время какой дисциплины педагог беседует с Вами о здоровом образе жизни?

При ответе на первый вопрос 30 % респондентов сказали, что здоровье – это физическая активность и спорт как ее проявление; 25 % респондентов считают, что здоровье – это возможность вести полноценный образ жизни, быть физически и интеллектуально активным; 45 % считают, что здоровье – это отсутствие хронических болезней, поддержание организма в тонусе.

При ответе на второй вопрос 62 % респондентов считают необходимыми занятиями физической культурой и спортом, поскольку они укрепляют здоровье и приводят мышцы в тонус; 38 % респондентов приводят аргументы в пользу здорового образа жизни: отсутствие вредных привычек, соблюдение режима труда и отдыха, прогулки пешком 10000 шагов.

При ответе на третий вопрос 65 % респондентов указали на занятия спортом и закаливание как основной компонент здорового образа жизни; 20 % – на соблюдение диеты и режим дня как профилактику здорового образа жизни; 10 % признали отсутствие вредных привычек основой поддержания здоровья; 5 % респондентов затруднились ответить на вопрос о компонентах здорового образа жизни.

При ответе на четвертый вопрос 50 % респондентов обозначили занятия физической культурой как источник информации о здоровом образе жизни; 30 % респондентов узнали о поддержании здоровья на биологии; 20 % респондентов услышали информацию на занятиях по основам безопасности жизнедеятельности.

Проведенный опрос позволяет идентифицировать отношение студентов-юношей и студентов-девушек к здоровью и здоровому образу жизни. В результате опроса было установлено, что современные студенты озабочены некоторыми аспектами здоровьесбережения: в частности, поддержание физической активности в течение дня и регулярное (правильное) питание (физические нагрузки в вузе спортивного профиля являются нормой, а регулярное (правильное) питание позволяет поддерживать себя в тонусе перед интенсивными тренировками).

В наш опрос входили также фрагменты, посвященные здоровому питанию и отказу от вредных привычек как основополагающим компонентам здоровьесбережения.

В ходе группового интервьюирования мы задали студентам начальных курсов Поволжского государственного университета физической культуры, спорта и туризма три вопроса для размышления:

1. Как Вы думаете, для чего необходимо создавать физкультурно-оздоровительное пространство в университете?

2. Важны ли для Вас знание и практические навыки о здоровьесбережении (Ваша здоровьесберегающая компетентность)?

3. Как Вы думаете, как поддержание и укрепление здоровья связано с осуществлением Вашей профессиональной деятельности?

Мы обобщили их ответы на вопросы и пришли к следующим выводам:

1. Физкультурно-оздоровительное пространство университета – это триада «наставник – студенты – физкультурно-образовательная среда», которая реализуется в ходе педагогического взаимодействия и влияет на формирование положительного мировоззрения студента о физической культуре и своем физическом оздоровлении. Физкультурно-оздоровительная среда задает вектор для развития знаний и практических навыков о здоровьесбережении. Физкультурно-оздоровительное пространство университета способствует формированию осознанного отношения к собственному здоровью, собственным физическим возможностям и их сохранению и укреплению.

2. Большинству студентов важно иметь знания и практические навыки о здоровьесбережении, поскольку от этого зависят их возможности дальнейшей реализации профессионально-педагогической и профессионально-спортивной деятельности. Студенты также заинтересованы в сформированной здоровьесберегающей компетентности, чтобы осознанно подходить к своему состоянию здоровья, поддерживать двигательную активность.

3. Здоровый специалист более продуктивен, результативен, успешен в профессиональной деятельности, что делает его более экономически выгодным для работодателя. Гибкость и адаптивность обеспечивает ресурсы для борьбы со стрессом и неблагоприятными факторами (здоровый человек более стрессоустойчив, а значит, может успешно справляться даже с самыми трудными заданиями по профессиональной деятельности).

Отечественные авторы (Агаев Н.Ф. оглы, Е.А. Челнокова, Н.Е. Житникова; Р.Р. Аббаясов, Т.М. Трегубова) [5; 6] полагают, что здоровьесберегающие технологии призваны способствовать поддержанию и укреплению физического здоровья, продлению активности, работоспособности и интенсивности труда. Можно проследить корреляцию между наличием потребности к обретению самостоятельности в отборе знаний и выборе физкультурно-оздоровительных технологий с позиции педагогов физической культуры и сформированностью физкультурно-оздоровительного пространства вуза.

Зарубежные ученые-исследователи (A. Tannoubi, N. Guelmami, T. Bonsaksen; J.D.D. Fang, P.-Ch. Teng, F.J. Wang) [7; 8] считают, что педагоги должны приобщать студентов к физической активности, совершенствовать их физкультурные навыки и иллюстрировать значимость здорового образа жизни. Мы полагаем, что физическая активность, хорошее состояние здоровья являются показателями благополучия и стабильности любого общества. Чем больше мы вкладываем в здоровьесбережение студентов, тем больше мы получаем здоровых, компетентных специалистов, способных справиться с любой трудностью.

Соответственно, Н.А. Серебрянникова, профессор О.А. Калимуллина рассматривают формирование профессионально значимых качеств у студентов вузов спортивного профиля, и отмечают недостаточную сформированность волевых качеств у студентов вузов спортивного профиля (будущих педагогов, практикующих при университетах, и спортсменов) [9].

Профессор Т.М. Трегубова полагает, что для совершенствования механизмов и технологий здоровьесбережения необходимо изучение международного опыта [10]. Мы полностью согласны с профессором Т.М. Трегубовой в том, что изучение международного опыта является основой модернизации системы высшего образования с привнесением элементов здоровьесбережения. Изучение адаптационно-образовательного потенциала, заключенного в международном опыте здоровьесбережения, обогащает российскую систему высшего образования.

Заключение

В современных условиях наблюдается рост заинтересованности в проблеме формирования «здорового образа жизни» и ее популяризации. Значимая роль отводится университету, который призван формировать не только компетентного, работоспособного специалиста, но и делать акцент на формировании гармонично развитой личности, отличающейся хорошим физическим здоровьем и двигательной активностью.

С одной стороны, повышенные нагрузки в университете не способствуют поддержанию здоровья, а с другой стороны, педагоги физической культуры создают условия для физического развития студента и восприятия студентами здоровья как неотъемлемой ценности.

В нашей статье мы стремились проследить корреляцию между «здоровым образом жизни» и профессиональной успешностью, поскольку здоровый человек многократно лучше справляется с трудными ситуациями в профессиональной деятельности, он более стрессоустойчив и более результативен.