В Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 г. в качестве проблемы № 1 декларируется повсеместное ухудшение здоровья, физического развития и физической подготовленности населения [1].
Центральным понятием нашего исследования является здоровье. Понятие «здоровье» многоаспектно, поэтому частые дискуссии в научных кругах ведутся по поводу понятия «здоровье». Мы опираемся на определение здоровья, данное в преамбуле Устава Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ): «здоровье – это состояние полного телесного, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и повреждений» [2, c. 1]. Можно проследить следующую корреляцию: студент с хорошим здоровьем является более работоспособным, результативным в профессиональной деятельности, стрессоустойчивым, проявляет большую социальную активность. Исходя из определения понятия «здоровья» человека, определим компоненты здоровья:
1. Соматическое (телесное) здоровье – поддержание функционирования физических функций, высокая физическая активность, которая является следствием занятий физической культурой и спортом.
2. Интеллектуальное (психическое) здоровье – способность к интенсивной умственной (интеллектуальной) деятельности, обновлению знаний, непрерывному обучению (Lifelong learning).
3. Духовное здоровье – способность устанавливать гармоничные взаимоотношения с окружающими людьми, быть верным и преданным своей профессии, уважение человека как личности.
Все компоненты здоровья являются значимыми для формирования личности студента как профессионала и детерминируют друг друга.
Мы понимаем под феноменом «здоровьесбережение» комплекс мер, реализуемых педагогом для поддержания и укрепления здоровья студента, формирования здорового образа жизни в целях продления физической активности.
Рассмотрим наиболее значимые аспекты здоровьесбережения:
1. Здоровьесбережение с позиции педагога и студента
Смысловые основания организации физкультурной деятельности педагогами физической культуры при университетах строятся таким образом, чтобы была возможность увидеть персонифицированный результат, который студент приобретает в виде увеличения уровня функциональных возможностей организма и физической подготовленности.
Действительно, выполняя комплекс упражнений, студенты оздоравливают не только физическое состояние, но и также улучшают когнитивные функции и гармонизируют психическое состояние.
Педагог физической культуры, практикующий при университете, рассматривает здоровьесбережение с позиции поддержания и укрепления здоровья студента, что обусловливает поиск и разработку педагогом эффективных механизмов и отбор релевантных технологий, направленных на укрепление соматического здоровья студента.
Педагоги физической культуры и тренеры спортивных секций, практикующие при университетах, призваны помочь студентам вузов спортивного профиля в освоении системы знаний о здоровом образе жизни, а также в совершенствовании практических физических навыков. (В современных университетах занятия физической культурой проводятся в ходе аудиторной и внеаудиторной деятельности – привлечение студентов к спортивным кроссам, олимпиадам, соревнованиям и т.д. в процессе занятий в спортивных секциях, что соответствует достижению принципа соревновательности.)
Педагогу физической культуры, практикующему при университете, важно формировать у студента осознанное отношение к своему здоровью, достижение которого возможно средствами занятия физической культурой («принцип самости»), который предполагает самооценку и саморефлексию своего физического состояния.
2. Формирование здоровьесберегающей компетентности у педагога и студента
М.А. Ермакова, Т.И. Меерзон рассматривают здоровьесберегающую компетентность в единстве системы знаний и практических навыков, ориентированных на поддержание здоровья и формирование культуры здоровья у студента, проявляющейся в поиске и реализации индивидуального образовательного маршрута относительно здоровьесбережения у отдельно взятого студента [3].
Наличие здоровьесберегающей компетентности у педагогов физической культуры, практикующих при университетах, свидетельствует о том, что они могут генерировать и транслировать знания студентам о наиболее значимых аспектах здоровьесбережения, а также владеют необходимыми (здоровьесберегающими) технологиями, позволяющими сделать занятия физической культурой более «здоровыми», полноценными и безопасными. Студенты, владеющие здоровьесберегающей компетентностью, осознанно подходят к вопросам собственного здоровья, следят за своим здоровьем и соблюдением достаточного уровня двигательной активности. Осознанность, саморегуляция и самоконтроль находятся в основе здоровьесберегающей компетентности.
3. Создание оптимальных условий для реализации здоровьесберегающих технологий
Здоровьесберегающие технологии – это любые образовательные технологии, которые отмечены «сертификатом безопасности для здоровья», т.е. они способствуют поддержанию и укреплению здоровья в физкультурно-оздоровительном пространстве университета. Цель реализации здоровьесберегающих технологий в образовании – это воспитание «культуры здоровья» у студента, т.е. формирование и развитие самосознания студента относительно основных аспектов здоровьесбережения. Необходимость применения здоровьесберегающих технологий в образовании обусловлена следующими факторами, предложенными М.В. Потаповой, Т.Н. Хаировой и др.: «высокая напряженность жизни студента, стиль жизни (студента) и нарастающая гиподинамия, наличие соматических и других заболеваний» [4, c. 459].
4. Университет как физкультурно-оздоровительное пространство
Современный студент много времени уделяет социальным сетям, он увлечен виртуальной реальностью. В то же время он проводит большую часть дня в университете. Вследствие этого может возникнуть гиподинамия, могут обостриться соматические заболевания. Для того, чтобы этого избежать, современный университет следует рассматривать как физкультурно-оздоровительное пространство, в котором созданы все условия для сохранения и поддержания здоровья, а также хорошее состояние здоровья является условием для совершенствования в будущей профессиональной деятельности.
Соответственно, первостепенно важная задача для руководителей современных университетов – это создать такое физкультурно-оздоровительное пространство при университете, которое не только бы поддерживало здоровье студентов на достаточном уровне, но и способствовало бы раскрытию профессионального/творческого потенциала студента.
Следующим этапом будет всестороннее исследование здоровьесбережения, что предполагает изучение видов физической активности, реализуемых на занятиях физической культурой; формирования компонентов здоровьесбережения, а также развиваемых профессиональных компетенций у студентов.
Цель исследования – рассмотреть наиболее значимые аспекты «здоровьесбережения»: здоровьесбережение с позиции педагога и студента; формирование здоровьесберегающей компетентности у педагога; создание оптимальных условий для реализации здоровьесберегающих технологий; университет как физкультурно-оздоровительное пространство.
Материалы и методы исследования
Материалами исследования являются нормативно-правовые документы, в частности Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 г., Устав Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). За основу опроса был взят опрос о здоровье россиян, проводимый Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ).
К теоретическим методам исследования относятся: анализ психологической, психолого-педагогической и методической литературы, нормативно-правовых документов; анализ и синтез.
К эмпирическим методам относятся: включенное наблюдение, опрос, интервьюирование.
Результаты исследования и их обсуждение
Мы использовали метод «включенного наблюдения» за студентами начальных курсов Поволжского государственного университета физической культуры, спорта и туризма во время аудиторных и внеаудиторных занятий. В ходе проведенных бесед со студентами начальных курсов (целью которых было определение соблюдения студентами режима труда и отдыха) мы установили, что, несмотря на повышенные интеллектуальные нагрузки, наличие перегрузок, сидячий образ жизни, следствием чего является гиподинамия, студенты стараются следить за своим здоровьем. У 65 % респондентов имеется четко структурированный режим труда и отдыха, которого они стараются придерживаться. 35 % респондентов стараются придерживаться здорового питания. Педагоги физической культуры, практикующие при университете, мотивируют студентов на физическую активность, проводят профилактические занятия на тему здоровьесбережения, чтобы сформировать у студентов здоровьесберегающую компетентность.
Мы привели небольшой фрагмент опроса студентов начальных курсов Поволжского государственного университета физической культуры, спорта и туризма. В пилотном опросе участвовали 39 респондентов, 73 % – юноши, 27 % – девушки.
1. Как Вы понимаете, что такое здоровье?
2. Что нужно сделать, чтобы сохранить здоровье?
3. Какие компоненты здорового образа жизни вы знаете?
4. Во время какой дисциплины педагог беседует с Вами о здоровом образе жизни?
При ответе на первый вопрос 30 % респондентов сказали, что здоровье – это физическая активность и спорт как ее проявление; 25 % респондентов считают, что здоровье – это возможность вести полноценный образ жизни, быть физически и интеллектуально активным; 45 % считают, что здоровье – это отсутствие хронических болезней, поддержание организма в тонусе.
При ответе на второй вопрос 62 % респондентов считают необходимыми занятиями физической культурой и спортом, поскольку они укрепляют здоровье и приводят мышцы в тонус; 38 % респондентов приводят аргументы в пользу здорового образа жизни: отсутствие вредных привычек, соблюдение режима труда и отдыха, прогулки пешком 10000 шагов.
При ответе на третий вопрос 65 % респондентов указали на занятия спортом и закаливание как основной компонент здорового образа жизни; 20 % – на соблюдение диеты и режим дня как профилактику здорового образа жизни; 10 % признали отсутствие вредных привычек основой поддержания здоровья; 5 % респондентов затруднились ответить на вопрос о компонентах здорового образа жизни.
При ответе на четвертый вопрос 50 % респондентов обозначили занятия физической культурой как источник информации о здоровом образе жизни; 30 % респондентов узнали о поддержании здоровья на биологии; 20 % респондентов услышали информацию на занятиях по основам безопасности жизнедеятельности.
Проведенный опрос позволяет идентифицировать отношение студентов-юношей и студентов-девушек к здоровью и здоровому образу жизни. В результате опроса было установлено, что современные студенты озабочены некоторыми аспектами здоровьесбережения: в частности, поддержание физической активности в течение дня и регулярное (правильное) питание (физические нагрузки в вузе спортивного профиля являются нормой, а регулярное (правильное) питание позволяет поддерживать себя в тонусе перед интенсивными тренировками).
В наш опрос входили также фрагменты, посвященные здоровому питанию и отказу от вредных привычек как основополагающим компонентам здоровьесбережения.
В ходе группового интервьюирования мы задали студентам начальных курсов Поволжского государственного университета физической культуры, спорта и туризма три вопроса для размышления:
1. Как Вы думаете, для чего необходимо создавать физкультурно-оздоровительное пространство в университете?
2. Важны ли для Вас знание и практические навыки о здоровьесбережении (Ваша здоровьесберегающая компетентность)?
3. Как Вы думаете, как поддержание и укрепление здоровья связано с осуществлением Вашей профессиональной деятельности?
Мы обобщили их ответы на вопросы и пришли к следующим выводам:
1. Физкультурно-оздоровительное пространство университета – это триада «наставник – студенты – физкультурно-образовательная среда», которая реализуется в ходе педагогического взаимодействия и влияет на формирование положительного мировоззрения студента о физической культуре и своем физическом оздоровлении. Физкультурно-оздоровительная среда задает вектор для развития знаний и практических навыков о здоровьесбережении. Физкультурно-оздоровительное пространство университета способствует формированию осознанного отношения к собственному здоровью, собственным физическим возможностям и их сохранению и укреплению.
2. Большинству студентов важно иметь знания и практические навыки о здоровьесбережении, поскольку от этого зависят их возможности дальнейшей реализации профессионально-педагогической и профессионально-спортивной деятельности. Студенты также заинтересованы в сформированной здоровьесберегающей компетентности, чтобы осознанно подходить к своему состоянию здоровья, поддерживать двигательную активность.
3. Здоровый специалист более продуктивен, результативен, успешен в профессиональной деятельности, что делает его более экономически выгодным для работодателя. Гибкость и адаптивность обеспечивает ресурсы для борьбы со стрессом и неблагоприятными факторами (здоровый человек более стрессоустойчив, а значит, может успешно справляться даже с самыми трудными заданиями по профессиональной деятельности).
Отечественные авторы (Агаев Н.Ф. оглы, Е.А. Челнокова, Н.Е. Житникова; Р.Р. Аббаясов, Т.М. Трегубова) [5; 6] полагают, что здоровьесберегающие технологии призваны способствовать поддержанию и укреплению физического здоровья, продлению активности, работоспособности и интенсивности труда. Можно проследить корреляцию между наличием потребности к обретению самостоятельности в отборе знаний и выборе физкультурно-оздоровительных технологий с позиции педагогов физической культуры и сформированностью физкультурно-оздоровительного пространства вуза.
Зарубежные ученые-исследователи (A. Tannoubi, N. Guelmami, T. Bonsaksen; J.D.D. Fang, P.-Ch. Teng, F.J. Wang) [7; 8] считают, что педагоги должны приобщать студентов к физической активности, совершенствовать их физкультурные навыки и иллюстрировать значимость здорового образа жизни. Мы полагаем, что физическая активность, хорошее состояние здоровья являются показателями благополучия и стабильности любого общества. Чем больше мы вкладываем в здоровьесбережение студентов, тем больше мы получаем здоровых, компетентных специалистов, способных справиться с любой трудностью.
Соответственно, Н.А. Серебрянникова, профессор О.А. Калимуллина рассматривают формирование профессионально значимых качеств у студентов вузов спортивного профиля, и отмечают недостаточную сформированность волевых качеств у студентов вузов спортивного профиля (будущих педагогов, практикующих при университетах, и спортсменов) [9].
Профессор Т.М. Трегубова полагает, что для совершенствования механизмов и технологий здоровьесбережения необходимо изучение международного опыта [10]. Мы полностью согласны с профессором Т.М. Трегубовой в том, что изучение международного опыта является основой модернизации системы высшего образования с привнесением элементов здоровьесбережения. Изучение адаптационно-образовательного потенциала, заключенного в международном опыте здоровьесбережения, обогащает российскую систему высшего образования.
Заключение
В современных условиях наблюдается рост заинтересованности в проблеме формирования «здорового образа жизни» и ее популяризации. Значимая роль отводится университету, который призван формировать не только компетентного, работоспособного специалиста, но и делать акцент на формировании гармонично развитой личности, отличающейся хорошим физическим здоровьем и двигательной активностью.
С одной стороны, повышенные нагрузки в университете не способствуют поддержанию здоровья, а с другой стороны, педагоги физической культуры создают условия для физического развития студента и восприятия студентами здоровья как неотъемлемой ценности.
В нашей статье мы стремились проследить корреляцию между «здоровым образом жизни» и профессиональной успешностью, поскольку здоровый человек многократно лучше справляется с трудными ситуациями в профессиональной деятельности, он более стрессоустойчив и более результативен.