Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

THE ATTITUDE OF MODERN STUDENTS TO SPIRITUAL AND MORAL VALUES IN RURAL SOCIETY

Belozerova I.A. 1 Davityan M.G. 1 Krikun E.V. 1
1 Belgorod State Agrarian University named after V.Ya. Gorin
The article examines the problems of spiritual and moral values in the educational process, which is becoming especially relevant now, when strategic tasks for the development of education and upbringing in the Russian Federation for the long term are being developed at the state level. The authors substantiate the influence of spiritual and moral values on the quality of the human capital of the agro-industrial complex and labor collectives in rural society, the need to increase which is indicated by the Ministry of Agriculture of the Russian Federation in the document “Strategy for the development of agricultural education in the Russian Federation for the period from 2018 to 2030”. The article analyzes the attitude of modern student youth to spiritual and moral values in rural society, fixes the contradiction between the positive attitude of young people to the spiritual component of being and the passive attitude to their spiritual self-development, which actualizes the attention of the authors to the structure and content of the educational process in an agrarian university. The paper notes the limitation of agricultural educational programs by economic criteria and the importance of their expansion of the spiritual and moral component. As practical recommendations, it is proposed to: introduce disciplines that allow you to explore the history of your native land and your family; study courses that combine knowledge of biological laws, legal foundations and moral principles; appeal to religious spirituality; the development of general professional and professional competencies of graduates of educational institutions that combine the requirements of professional standards, the labor market and the spiritual and moral development of the individual, cultivating creative potential, a sense of respect for their native land, moral duty to their Fatherland, pride in agricultural labor.
modern student youth
spiritual and moral values
agrarian education
rural society
attitude to spiritual and moral values

Министерством сельского хозяйства РФ была разработана «Стратегия развития аграрного образования в Российской Федерации на период с 2018 года по 2030 год». Данная Стратегия направлена на совершенствование образования высших и средних учебных заведений аграрного профиля в целях обеспечения кадрового прироста в отраслях АПК и стабильного улучшения состояния в сельских регионах нашей страны, что необходимо для эффективного развития аграрного сектора экономики России [1, 2]. На наш взгляд, одним из факторов успешного решения названных задач является формирование духовно-нравственных ценностей в среде студенческой молодежи аграрных вузов.

Духовно-нравственные ценности фиксируют целостное единство духовного мира человека, его устремленность в будущее и настроенность на изменение своей реальной жизни ради лучшего будущего. Они способствуют выявлению сценариев будущего и определению источников для их реализации в любом возрастном измерении.

Каждый человек является индивидуальностью. Его предпочтительное отношение к жизненным ценностям остается уникальным и неповторимым. Тем не менее, жизненные предпочтения человека можно классифицировать по следующим категориям:

- профессиональные предпочтения, которые обозначают профессиональный рост, личностное самосовершенствование, повышение профессионализма, признание в коллективе и, в целом, успех на профессиональном поприще;

- финансовые предпочтения. В данную категорию входит все, что относится к материальному благосостоянию человека: накопление и увеличение собственных денежных средств, покупка недвижимости, достойное обеспечение старости и т.д.;

- социальные предпочтения, указывающие на желание человека участвовать в общественных отношениях, в частности, в межличностных отношениях (между родственниками, друзьями, близкими, знакомыми, коллегами по работе и пр.);

- семейные предпочтения, к которым относится желание создать крепкую семью, развивать и приумножать семейные ценности, закреплять устойчивое общение с родственниками;

- интеллектуальные предпочтения, отражающие настроенность на личностный рост в интеллектуальном плане, связанный с чтением литературы, улучшением памяти и внимания, формированием познавательных способностей и т.п.;

- духовные предпочтения, проявляющиеся через стремление к духовно-нравственному совершенствованию, философскому пониманию бытия, религиозному осмыслению жизни, эстетическому осознанию мира [3].

Изучение духовно-нравственных ценностей занимает важное место в трудах педагогов, философов, психологов, писателей. Достаточно вспомнить работы таких известных личностей, как Н. Бердяев, Ф. Достоевский, В. Соловьев, Л. Толстой и др. По мнению данных авторов, духовно-нравственные ценности характеризуют качество личности, являются побудительной силой для добротворчества, сочувствия, сострадания [4].

Психологи раскрывают характер духовно-нравственных ценностей, определяют их место в структуре личности. Ученые исследуют психолого-акмеологические особенности духовно-нравственного развития личности, прослеживая психологические характеристики и основные аспекты становления нравственно зрелой личности. В рамках педагогики рассматриваются проблемы становления духовно-нравственных ценностей, изучается роль потребностей в нравственном совершенствовании человека [4].

Философское осмысление проблемы духовно-нравственных ценностей начинается еще в античности. По мнению Сократа, зло со стороны человека исходит от незнания. В своей концепции, получившей название «этический рационализм», мыслитель рассматривает взаимосвязь добродетелей храбрости, умеренности и справедливости с приобретением знаний. Аристотель говорит о различиях между разумными добродетелями, связанными с рассуждениями, и нравственными, выражающимися посредством действий и страстей.

В современной литературе проводятся мониторинговые исследования духовно-нравственных качеств личности, поднимаются вопросы безнравственности и бездуховности современного мира [5, 6].

На государственном уровне выдвигаются задачи по духовно-нравственному воспитанию человека. Так, распоряжением Правительства Российской Федерации была утверждена «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», где воспитание высоконравственной личности рассматривается как общегосударственный стратегический приоритет [7].

В настоящее время моральное затмение демонстрирует как молодое, так и взрослое поколение. Еще сравнительно недавно при виде лежащего на земле человека, драки или скандала прохожие не могли пройти мимо, не оказав существенную помощь или не остановив происшествие. Сегодня же большинство проявляет равнодушие к происходящему. Кроме того, очевидец может снять видеоролик и поместить его в Интернет. Опасным становится тот факт, что данная тенденция все более оказывается привычным делом.

Потребности в духовно-нравственном совершенствовании человека затмеваются стремлениями к материальному благополучию и дешевой популярности. Данное обстоятельство способствует застою личности, ее деморализации, десоциализации, и далее – распаду. Это, в свою очередь, приводит к дестабилизации и деформации общества и общественных отношений.

В сельском социуме возникают проблемы сохранения традиционного уклада жизни [5], трудности общения и адаптации молодых специалистов [6], что в будущем приводит к снижению качества человеческого капитала и трудовых коллективов.

Духовно-нравственные ценности развиваются по своей особой логике. Специалисты разрабатывают определенный инструментарий для выявления ценностной стороны бытия человека. Одним из эффективных способов в этом плане является характеристика отношения человека к ценностям в том социуме, с которым он связывает свою жизнь [8-10].

Цель исследования состоит в диагностике отношения современной студенческой молодежи к духовно-нравственным ценностям в сельском социуме.

Материалы и методы исследования

При рассмотрении проблем данного исследования привлекались материалы Государственных документов: «Стратегия развития аграрного образования в Российской Федерации до 2030 года», «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»; труды выдающихся педагогов, психологов, философов, культурологов, социологов.

Методологической базой исследования послужили: анализ и синтез, социологический опрос, наблюдение, обобщение, сравнительный анализ.

Эмпирической основой исследования явились результаты собственных анкетных вопросов, которые не носили характер стандартизированного опроса. Период исследования: 2020-2022 годы. Респондентами выступали студенты очной и заочной форм обучения ФГБОУ ВО Белгородского государственного аграрного университета имени В.Я. Горина, проживающие на территории сельской местности и связывающие свою работу с аграрным сектором. Для обработки материала, полученного в ходе социологических опросов, применялись методы математической статистики (n = 450).

Результаты исследования и их обсуждение

Результаты исследования показали, что в XXI веке уровень духовности в жизни современного общества снижается, об этом заявляют 78% опрошенных. Данное обстоятельство беспокоит наших респондентов, однако только 37% из них сами выражают заботу о своем духовном развитии. Уровень духовности в России выше, чем в странах Запада. Так считают 96% обучающихся. Росту духовности в обществе может способствовать, по мнению студентов, прежде всего: сохранение традиционной российской культуры и семейных ценностей, возрождение православных традиций.

Для респондентов важно как материальное благополучие, так и духовное развитие: материальное – 24%, духовное – 23%, и то и другое – 53%. Однако первостепенную роль для своего будущего обучающиеся отводят материальному благополучию (72%).

Среди духовных ценностей наиболее важными респонденты отмечают: семейные традиции, справедливость, дружба, взаимопомощь, коллективизм, сплоченность. Для успешного развития производства необходимыми чертами характера человека студенты называют: трудолюбие, ответственность, дисциплинированность, аккуратность, исполнительность. Перечисленные качества они отдают рядовому труженику коллектива. Однако при подборе руководящего звена респонденты обращают внимание на наличие других характеристик: инициативность, креативность мышления, ответственность, целеустремлённость, самостоятельность. Говоря о чертах характера, которые мешают эффективной работе коллектива, обучающиеся почти единодушно называют: лживость, безответственность, конфликтность.

Положительное влияние сплоченности коллектива на результаты труда никем не ставится под сомнение. Однако наше исследование показало, что только 56% респондентов отмечают свой коллектив как «дружный, сплоченный», 44% сомневаются в такой характеристике. Данное обстоятельство говорит о необходимости повсеместной работы по формированию сплоченности общества в целом, сельского социума, в частности.

Атмосфера в подобных коллективах также требует корректировки, т.к. 46% опрошенных заявили о безразличии членов коллектива друг к другу («каждый сам по себе»). Благоприятной обстановкой в коллективе довольны 42% опрошенных, 12% респондентов называют климат в коллективе совсем неблагополучным. Между тем, члены коллектива поддерживают общение друг с другом вне рабочего времени (87%). Однако это общение является, как правило, личностным (через систему Интернет) и связанным с трудовыми обязанностями.

По мнению студентов, для формирования слаженного высоконравственного коллектива необходимо, прежде всего, совместное проведение культурно-досуговых мероприятий. Это могут быть мероприятия, направленные на сохранение традиционной культуры, закрепление семейных ценностей.

Семья выступает наиболее стабильным социальным образованием, хотя многие исследователи и говорят о кризисе семьи в последнее время. Семья выполняет различные социальные функции, начиная от экономической функции и заканчивая регуляцией сексуальных отношений.

Как социальный институт, влияющий не только на возможность решения социально-демографической проблемы в стране, но и на профессиональную деятельность человека; как гарант, обеспечивающий сохранение духовно-нравственных ценностей в России, семья требует особого к себе внимания.

На вопрос: «Нужна ли семья современному человеку?» абсолютное большинство респондентов ответили положительно (97%). Формированию крепкой семьи, по их мнению, способствуют: материальное благополучие, взаимопонимание, совместный досуг (84%).

В современной России, в отличие от Европы (например, Испании), идет рост нуклеарной семьи, представленной только двумя поколениями: родителями и их детьми. Уважение и любовь к старшему поколению семьи не мешает молодежи планировать свое отдельное проживание от родителей, об этом заявили 89% респондентов. Тем не менее, взрослое поколение продолжает участвовать в общении с внуками и правнуками, передавая им традиции, сохраняющие духовно-нравственные ценности [11].

Возрастание ценности семейных отношений проявляется в расширении интереса к истории своей семьи и родного края. Сегодня происходит углубление семейной исторической памяти. О важности данной тенденции говорят сами респонденты, вспоминая многотысячные шествия «Бессмертного полка» на праздновании 9 Мая, когда дети, внуки и правнуки несли портреты тех членов своей семьи, кто боролся за независимость нашей Родины. Между тем, исследование показало, что историю своей семьи до третьего поколения (прадедушек и прабабушек) знают 58% респондентов, до четвертого и более – всего лишь 12%.

Заключение

Проблематика духовно-нравственных ценностей всегда занимала важное место в образовательном процессе. Она становится особенно актуальной сейчас, когда на государственном уровне разрабатываются стратегические задачи развития образования и воспитания в Российской Федерации на отдаленную перспективу.

Сегодня государство отводит большую роль совершенствованию образования высших и средних учебных заведений аграрного профиля в целях обеспечения кадрового прироста в отраслях АПК и стабильного улучшения состояния в сельских регионах нашей страны, что соотносится с необходимостью формирования духовно-нравственных ценностей в среде студенческой молодежи аграрных вузов. Данное обстоятельство делает актуальным выявление ценностной стороны бытия современного студенчества, определение его ценностного отношения к жизни в сельском социуме.

Анализ отношения современной студенческой молодежи к духовно-нравственным ценностям в сельском социуме показал позитивный настрой. Студенчество обеспокоено снижением уровня духовности в жизни современного общества. Оно характеризуется наличием таких ориентиров, как семья, дружба, взаимопомощь, коллективизм, сплоченность, ответственность.

В то же время сами студенты мало заботятся о своем духовном саморазвитии. Их отношение к духовно-нравственным ценностям остается пассивным, поэтому функцию духовно-нравственного воспитания студенческой молодежи призван выполнять, прежде всего, образовательный процесс в учебных заведениях.

Однако современные образовательные программы аграрного профиля ограничиваются экономическими критериями, объединяющим началом которых является основополагающая идея рыночных отношений как базового механизма общественных отношений. В результате, упускается из вида неэкономическая сущность общественных благ, представляющая собой не менее важную ценность, как в формировании разносторонней личности, так и в развитии производственной деятельности.

При разработке учебных планов и рабочих программ дисциплин мы предлагаем делать акцент на гуманизации и этизации учебного процесса, что позволит преодолевать стереотипность, технократичность и автоматизированность мышления студентов, с одной стороны, и распространять духовно-нравственные ориентиры, с другой. Для этого необходимо:

- внедрение дисциплин, позволяющих исследовать историю родного края и своей семьи, формирующих чувство любви к своему Отечеству и «малой Родине», сохраняющих социокультурные традиции и семейные ценности («Краеведение», «Регионоведение», «Региональная история», «Социальная антропология» и т.п.);

- изучение курсов, совмещающих знания биологических законов, правовых основ и нравственных принципов («Экологическая культура», «Экологическая этика», «Биоэтика», «Экологическое право» и т.п.);

- обращение к религиозной духовности, культивирующей идеалы гуманности, солидарности, сплоченности, через взаимодействие учебных заведений и церкви;

- развитие общепрофессиональных и профессиональных компетенций выпускников образовательных учреждений, соответствующих требованиям не только профессиональных стандартов и рынка труда, но и духовно-нравственного развития личности, формирующих созидательный потенциал, чувство бережного отношения к родной земле, гордости за сельскохозяйственный труд, нравственного долга перед своим Отечеством.

Данные рекомендации могут быть применимы для высших и средних учебных заведений.