Проблема профессиональной идентичности активно изучается в современных психолого-педагогических исследованиях в связи с осмыслением процессов профессионального самоопределения, профессионализации, профессионального становления личности во время профессиональной подготовки. Предметом научного обсуждения становятся разные аспекты профессиональной идентичности: ее природа, сущность и структура, факторы формирования [1], связанные с ней профессионально-личностные характеристики специалиста [2]; влияние ценностных ориентаций субъекта, его мотивации, установок на становление профессиональной идентичности [3; 4]. Профессиональная идентичность изучается как критерий профессионального развития личности, показатель качества профессиональной подготовки, ведущая характеристика субъекта труда [5].
В нашем исследовании понятие профессионально-коммуникативной идентичности рассматривается как разновидность профессиональной идентичности и связана с осознанием личностью своей принадлежности к профессии ветеринара посредством коммуникации. С одной стороны, профессионально-коммуникативная идентичность это восприятие себя как профессионала с соответствующими коммуникативными характеристиками, способами коммуникативного поведения и взаимодействия с клиентами, коллегами и персоналом. С другой стороны, это осознание своей принадлежности к ветеринарному сообществу через принятие системы ценностей, норм и поведения в общении, свойственных данной профессиональной среде. В ряде исследований рассмотрены вопросы взаимосвязи развития коммуникативной компетенции студентов и становления их профессиональной идентичности [6], обозначена ведущая роль коммуникативной компетенции в формировании профессиональной компетентности специалиста XXI века в области ветеринарной медицины [7; 8]. В федеральных государственных образовательных стандартах третьего поколения (ФГОС ВО 3++) определен перечень компетенций выпускника по специальности «Ветеринария», в который входит коммуникация (УК-4). Можно констатировать, что в настоящее время накоплен достаточный исследовательский опыт в области изучения профессиональной идентичности и отдельных ее видов, однако мало изученной областью остается категория профессионально-коммуникативной идентичности личности профессионала, в том числе в контексте ветеринарной подготовки. Исследование вопросов, связанных с выявлением факторов, влияющих на формирование профессионально-коммуникативной идентичности ветеринарного врача, является актуальным направлением и в теоретическом и прикладном аспектах.
Цель исследования – выявить факторы формирования профессионально-коммуникативной идентичности будущих ветеринаров в процессе профессионального обучения в вузе. Для достижения цели необходимо было решить следующие задачи: 1) конкретизировать понятие профессионально-коммуникативной идентичности ветеринарного врача; 2) определить этапы формирования профессионально-коммуникативной идентичности будущих ветеринаров в процессе профессиональной подготовки; 3) выяснить, какие факторы оказывают влияние на формирование профессионально-коммуникативной идентичности обучающихся, на основе анкетирования и анализа научной литературы.
Материалы и методы исследования
Исследование выполнено на основе личностно-деятельного подхода. Основными методами исследования являются анализ научной литературы, анкетирование обучающихся. Материалами исследования стали ответы студентов, полученные в ходе анкетирования. В анкетировании приняли участие 56 студентов 5 курса, обучающихся по программе специалитета «Ветеринария» Омского государственного аграрного университета.
Результаты исследования и их обсуждение
Изучение факторов формирования профессионально-коммуникативной идентичности будущих ветеринаров предполагает уточнение исходного понятия. На основе анализа современных концепций [1; 5; 9] мы пришли к выводу, что профессионально-коммуникативная идентичность профессионала – это целостное динамическое личностное образование, имеющее собственную структуру, представленную совокупностью когнитивного, мотивационно-ценностного и поведенческого компонентов. Именно они лежат в основе и определяют содержание данного понятия. В контексте профессии ветеринарного врача профессионально-коммуникативная идентичность включает систему знаний профессионального языка и норм делового общения, коммуникативное поведение, свойственное работникам ветеринарной профессии, взаимосвязь коммуникативных личностных качеств, мотивов и ценностных ориентаций, присущих ветеринарному сообществу, на основе которых будущий ветеринар отождествляет себя с представителями профессиональной среды. Владение профессионально-коммуникативной идентичностью обеспечивает построение отношений с клиентами, коллегами и другими представителями профессии в области ветеринарии на основе взаимопонимания, сотрудничества, уважения друг к другу.
Для полного понимания специфики профессионально-коммуникативной идентичности ветеринарного врача мы проанализировали ответы студентов на вопросы анкетирования: «Какое значение в работе ветеринара имеют коммуникативные способности?», «Какие личностно и профессионально важные коммуникативные характеристики составляют профессионально-коммуникативную идентичность ветеринарного врача?».
В ответах студентов подчеркнута значимость коммуникативной компетенции в будущей профессиональной деятельности: «…необходима способность точно и правильно выражать свои мысли, чтобы владельцы животных могли меня понять и стали помогать в моей работе, правильно объяснять проблемы с животным и выполнять мои рекомендации»; «ветеринарному врачу надо правильно преподносить информацию владельцу об их животном на доступном языке»; «ветеринарный врач должен быть готов к общению с нервными владельцами животных»; «уметь обращаться с животными и находить подход к их владельцам»; «важен коммуникативный навык для работы в коллективе». Студенты осознают, что коммуникативная компетенция является необходимой характеристикой ветеринарного врача, определяющей его способность вести профессиональную деятельность на основе коммуникации. Студентами выделены такие коммуникативных качества и умения, как языковые и речевые, умения работать с информацией, умения социального взаимодействия, толерантное отношение к владельцам животных, умения работать в команде.
Далее на основе ответов студентов мы смогли установить ключевые характеристики профессионально-коммуникативной идентичности ветеринара. Среди важных коммуникативных качеств чаще всего были указаны следующие: любовь к животным, эмпатия, сочувствие, сострадание, коммуникабельность, эмоциональная устойчивость и выдержка, вежливость, умение слушать, договариваться и находить компромиссы, доходчивость, внимательность и наблюдательность.
На основе анализа научной литературы мы пришли к выводу, что исследователи выделяют два плана формирования профессиональной идентичности: личностный и социальный [10; 11]. В личностном плане происходит развитие коммуникативных характеристик субъекта; в социальном плане через процессы профессиональной социализации субъект осваивает нормы профессиональной коммуникации, формы взаимодействия, профессиональные роли, свойственные определенной профессиональной группе. На этом основании можно выделить этапы формирования профессионально-коммуникативной идентичности: этап личностной коммуникативной идентичности, этап учебно-профессиональной коммуникативной идентичности студентов и этап становления профессионально-коммуникативной идентичности ветеринара. Профессиональная социализации выступает механизмом формирования профессионально-коммуникативной идентичности. Под профессиональной социализацией мы понимаем процесс усвоения студентами существующих в профессии коммуникативных норм, ценностей и форм коммуникативного поведения.
Реализация следующей исследовательской задачи была связана с установлением факторов, способствующих поэтапному формированию профессионально-коммуникативной идентичности ветеринарного врача на основе изучения мнения студентов. В педагогике под фактором понимается существенное обстоятельство или условие, влияющее на процессы воспитания и развития личности. Анализ ответов студентов на вопросы анкетирования позволил нам определить ключевые факторы формирования профессионально-коммуникативной идентичности. На становление личностной коммуникативной идентичности большое влияние оказывает семья и социальное окружение (друзья, одноклассники, сверстники, школьные учителя): «Больше всего на меня повлияло воспитание родителей, мои друзья, учителя школы и преподаватели вуза». Другим воздействующим обстоятельством оказывается учеба в школе и внешкольные занятия: «Скорее всего, большее влияние обеспечило то, что меня отдавали во многие кружки, где нужно было общаться с другими детьми, преподавателями. Также меня часто ставили во главе разных групп»; «…необходимость участия в школьных мероприятиях»; «многочисленные внешкольные кружки, где приходилось общаться со сверстниками, участие в спортивных соревнованиях». Кроме того, студенты многократно отмечали значимость чтения книг в плане развития умения общаться. Обращает на себя внимание ответ студентки, в котором проявляется ценностное отношение к общению: «На развитие моих способностей повлияло то, что я видела в собеседниках ошибки или недочеты в речи или в том, как они выражают свою мысль, после старалась ликвидировать эти ошибки у себя, чтобы в дальнейшем моему собеседнику было комфортнее со мной общаться». Таким образом, опыт школьного периода жизни и семья, а также личность учителя играют ключевую роль в развитии личностных коммуникативных качеств; личность учителя, его коммуникативное поведение служат образцом для подражания, а чтение позволяет развивать речевые умения.
В период обучения в вузе, который сопровождается процессом профессиональной социализации, происходит усвоение обучающимися существующих в профессии коммуникативных норм, ценностей и форм коммуникативного поведения. Большинство студентов указывают, что для этого надо «…как можно больше взаимодействовать с людьми…», «находиться в новых условиях, когда надо проявить свои навыки общения – соревнования, вебинары, конференции, лагеря, летняя практика», «участвовать в конференциях и выступать с презентациями; завязывать контакты со своими будущими коллегами». Для студентов имеет значение общение с теми людьми, «у которых правильно поставлена речь», «хорошо владеющими навыками ораторского мастерства и умениями вести диалог»; «Общение с наставниками, осмысление их профессионального пути помогло мне лучше понять, что я должна делать в жизни». Неоднократно отмечалась важность знания терминологии и умения ее применять в коммуникации: «Ветеринарный врач должен знать терминологию и обладать профессиональной речью». Также были упомянуты организаторские навыки в работе и обучении: «Необходимо ставить цели и достигать их», «планировать свое время», «расставлять приоритеты»; «организовывать коллективную работу», «рационально организовывать свою работу». Кроме того, было отмечено, что важна форма организации учебного процесса в плане направленности на развитие коммуникативных способностей: «Практические занятия в форме взаимодействия и диалога помогают мне развивать мои коммуникативные умения, осваивать терминологию». Таким образом, на формирование учебно-коммуникативной идентичности студентов-ветеринаров оказывают влияние субъект-субъектное взаимодействие в учебном процессе, личность преподавателя – профессионала, организаторские способности и участие в профессионально ориентированных и научных мероприятиях.
На этапе становления профессионально-коммуникативной идентичности происходит осознание своей принадлежности к профессии ветеринара путем принятия системы ценностей, норм и поведения в общении, свойственных данной профессиональной среде. Это происходит в условиях профессиональной деятельности, например во время прохождения производственной практики или стажировки на рабочем месте, когда практикант или стажер приобретает опыт коммуникативного взаимодействия с работниками данной организации и клиентами. Студенты подчеркивают, что на этом этапе важным является «профессиональное взаимодействие с мотивированными работниками», «постоянная коммуникация с членами профессионального сообщества, обмен опытом и знаниями с единомышленниками, участие и посещение конференций, прохождение стажировок», «получение новых знаний в профессиональной деятельности», «чтение профессиональной литературы»; «просмотр телепередач, посвященных работе ветеринарных врачей», «подражание личному примеру наставника». Таким образом, на первый план выходит личность опытного, компетентного профессионала, общение с которым будет вдохновлять на дальнейшее развитие профессионально-коммуникативной идентичности, а также участие в профессионально ориентированных и научных мероприятиях с целью обмена опытом, получения новых знаний и налаживания контактов с коллегами.
Поскольку профессионально-коммуникативная идентичность проявляет себя в личностном и социальном планах, то можно говорить о двух группах факторов ее формирования: личностных и средовых [2]. К личностным факторам относятся индивидуальные характеристики когнитивной, мотивационно-ценностной и поведенческой сфер личности, а средовые факторы включают особенности социальной, образовательной и профессиональной среды, которые оказывают воздействие на формирование профессионально-коммуникативной идентичности. На основе анализа научной литературы и данных анкетирования мы определили факторы формирования профессионально-коммуникативной идентичности ветеринарного врача, представленные в таблице.
Факторы формирования профессионально-коммуникативной идентичности ветеринарного врача
Личностные факторы |
Средовые факторы |
- Наличие природной предрасположенности к ветеринарной профессии в виде определенных личностных качеств, таких как любовь к животным, эмпатия, эмоциональная устойчивость, отзывчивость, коммуникабельность, др. - Определенный уровень коммуникативной компетенции. - Определенный уровень терминологической компетенции. - Развитые навыки самоорганизации. - Установка на непрерывное профессиональное развитие |
- Личностное влияние преподавателя/наставника. - Организация субъект-субъектного взаимодействия в учебном процессе. - Включение в учебный план курсов/модулей, направленных на развитие компетенций профессиональной коммуникации. - Участие во внеаудиторных профессионально-ориентированных и научных мероприятиях. - Опыт практической профессиональной деятельности в период обучения |
Заключение
Работа посвящена исследованию проблемы профессионально-коммуникативной идентичности ветеринарного врача. На основе анализа научной литературы в области педагогики и психологии и результатов анкетирования студентов ветеринарной специальности было уточнено понятие «профессионально-коммуникативная идентичность ветеринарного врача», которое мы определяем как целостное динамическое личностное образование, включающее совокупность знаний профессионального ветеринарного языка, норм и этикета делового общения, коммуникативное поведение, характеризующееся эмоциональной устойчивостью, взаимосвязь коммуникативных личностных качеств (любовь к животным, эмпатия, отзывчивость, коммуникабельность), а также установок и ценностных ориентаций (направленность на сотрудничество, достижение взаимопонимания), принятых в ветеринарном сообществе, на основе которых субъект отождествляет себя с представителями профессиональной среды. В работе обозначены этапы формирования профессионально-коммуникативной идентичности в процессе профессиональной подготовки, включающие: этап сформированной личностной коммуникативной идентичности, этап формирования учебно-профессиональной коммуникативной идентичности студентов и этап становления профессионально-коммуникативной идентичности ветеринара.
На основе результатов анкетирования определены две группы факторов, способствующих формированию профессионально-коммуникативной идентичности ветеринарного врача: личностные и средовые. Среди личностных факторов выделены природная предрасположенность к ветеринарной профессии, развитые коммуникативная и терминологическая компетенции, навыки самоорганизации и установка на непрерывное профессионально развитие. К средовым факторам мы отнесли личностное влияние преподавателя/наставника, организацию субъект-субъектного взаимодействия в учебном процессе, включение в учебный план курсов/модулей, направленных на развитие компетенций профессиональной коммуникации, участие во внеаудиторных профессионально ориентированных и научных мероприятиях, опыт практической профессиональной деятельности в период обучения.
Формирование профессионально-коммуникативной идентичности – это длительный процесс, который охватывает практически всю жизнь человека, посвятившего себя этой профессии. В период профессионального обучения посредством профессиональной социализации личностная коммуникативная идентичность перерастает в профессионально-коммуникативную. Однако было бы заблуждением считать, что в момент окончания университета выпускник-ветеринар приобретает в полной мере профессионально-коммуникативную идентичность, она будет развиваться в дальнейшем в процессе профессиональной деятельности вместе с накоплением опыта профессиональной коммуникации и благодаря непрерывному образованию. Полученные результаты можно использовать в исследованиях, направленных на решение проблем организации процесса вузовской подготовки ветеринаров с учетом формирования профессионально-коммуникативной идентичности выпускников.