Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

FACTORS FOR THE FORMATION OF PROFESSIONAL AND COMMUNICATION IDENTITY OF VETERINARIANS DURING PROFESSIONAL TRAINING

Kulamikhina I.V. 1 Boyko M.G. 2
1 Omsk State Agrarian University named after P.A. Stolypin
2 Omsk Armored Engineering Institute
Abstract. The article is devoted to the problem of the formation of professional and communication identity of veterinarians in the process of their training at the university. Based on the analysis of scientific literature and the results of a survey of students majoring Veterinary Medicine, the concept of professional and communication identity of a veterinarian has been defined and the factors of its formation in the process of professional training have been established. The professional and communication identity of a veterinarian is a holistic dynamic personal characteristic, including a set of professionally important personal qualities belonging to cognitive, motivational and behavioral spheres of an individual, attitudes and value orientations adopted by the veterinary community, on the basis of which the veterinary student identifies themselves with representatives of the professional group. The stages of the formation of professional and communication identity through professional socialization have been described: the stage of personal communication identity, the stage of educational and professional communication identity and the stage of professional and communication identity. Two groups of factors influencing the formation of professional and communication identity have been identified: personal and environmental factors. Personal factors include a natural predisposition to the veterinary profession, communication and terminological competences, self-organization skills, and an attitude towards continuous professional development. Environmental factors include the influence of a teacher/mentor role model, the interaction-based type of teaching in the classroom, courses/modules in the curriculum aimed at developing professional communication competencies, participation in extracurricular professionally oriented and scientific events, professional experience gained in the internship and in-company practice. The results of the study can be used in the system of training of veterinarians while designing Specialist programs in Veterinary Medicine or discipline programs.
professional and communication identity
professional training
professionalization
professional socialization
communication competence

Проблема профессиональной идентичности активно изучается в современных психолого-педагогических исследованиях в связи с осмыслением процессов профессионального самоопределения, профессионализации, профессионального становления личности во время профессиональной подготовки. Предметом научного обсуждения становятся разные аспекты профессиональной идентичности: ее природа, сущность и структура, факторы формирования [1], связанные с ней профессионально-личностные характеристики специалиста [2]; влияние ценностных ориентаций субъекта, его мотивации, установок на становление профессиональной идентичности [3; 4]. Профессиональная идентичность изучается как критерий профессионального развития личности, показатель качества профессиональной подготовки, ведущая характеристика субъекта труда [5].

В нашем исследовании понятие профессионально-коммуникативной идентичности рассматривается как разновидность профессиональной идентичности и связана с осознанием личностью своей принадлежности к профессии ветеринара посредством коммуникации. С одной стороны, профессионально-коммуникативная идентичность это восприятие себя как профессионала с соответствующими коммуникативными характеристиками, способами коммуникативного поведения и взаимодействия с клиентами, коллегами и персоналом. С другой стороны, это осознание своей принадлежности к ветеринарному сообществу через принятие системы ценностей, норм и поведения в общении, свойственных данной профессиональной среде. В ряде исследований рассмотрены вопросы взаимосвязи развития коммуникативной компетенции студентов и становления их профессиональной идентичности [6], обозначена ведущая роль коммуникативной компетенции в формировании профессиональной компетентности специалиста XXI века в области ветеринарной медицины [7; 8]. В федеральных государственных образовательных стандартах третьего поколения (ФГОС ВО 3++) определен перечень компетенций выпускника по специальности «Ветеринария», в который входит коммуникация (УК-4). Можно констатировать, что в настоящее время накоплен достаточный исследовательский опыт в области изучения профессиональной идентичности и отдельных ее видов, однако мало изученной областью остается категория профессионально-коммуникативной идентичности личности профессионала, в том числе в контексте ветеринарной подготовки. Исследование вопросов, связанных с выявлением факторов, влияющих на формирование профессионально-коммуникативной идентичности ветеринарного врача, является актуальным направлением и в теоретическом и прикладном аспектах.

Цель исследования – выявить факторы формирования профессионально-коммуникативной идентичности будущих ветеринаров в процессе профессионального обучения в вузе. Для достижения цели необходимо было решить следующие задачи: 1) конкретизировать понятие профессионально-коммуникативной идентичности ветеринарного врача; 2) определить этапы формирования профессионально-коммуникативной идентичности будущих ветеринаров в процессе профессиональной подготовки; 3) выяснить, какие факторы оказывают влияние на формирование профессионально-коммуникативной идентичности обучающихся, на основе анкетирования и анализа научной литературы.

Материалы и методы исследования

Исследование выполнено на основе личностно-деятельного подхода. Основными методами исследования являются анализ научной литературы, анкетирование обучающихся. Материалами исследования стали ответы студентов, полученные в ходе анкетирования. В анкетировании приняли участие 56 студентов 5 курса, обучающихся по программе специалитета «Ветеринария» Омского государственного аграрного университета.

Результаты исследования и их обсуждение

Изучение факторов формирования профессионально-коммуникативной идентичности будущих ветеринаров предполагает уточнение исходного понятия. На основе анализа современных концепций [1; 5; 9] мы пришли к выводу, что профессионально-коммуникативная идентичность профессионала – это целостное динамическое личностное образование, имеющее собственную структуру, представленную совокупностью когнитивного, мотивационно-ценностного и поведенческого компонентов. Именно они лежат в основе и определяют содержание данного понятия. В контексте профессии ветеринарного врача профессионально-коммуникативная идентичность включает систему знаний профессионального языка и норм делового общения, коммуникативное поведение, свойственное работникам ветеринарной профессии, взаимосвязь коммуникативных личностных качеств, мотивов и ценностных ориентаций, присущих ветеринарному сообществу, на основе которых будущий ветеринар отождествляет себя с представителями профессиональной среды. Владение профессионально-коммуникативной идентичностью обеспечивает построение отношений с клиентами, коллегами и другими представителями профессии в области ветеринарии на основе взаимопонимания, сотрудничества, уважения друг к другу.

Для полного понимания специфики профессионально-коммуникативной идентичности ветеринарного врача мы проанализировали ответы студентов на вопросы анкетирования: «Какое значение в работе ветеринара имеют коммуникативные способности?», «Какие личностно и профессионально важные коммуникативные характеристики составляют профессионально-коммуникативную идентичность ветеринарного врача?».

В ответах студентов подчеркнута значимость коммуникативной компетенции в будущей профессиональной деятельности: «…необходима способность точно и правильно выражать свои мысли, чтобы владельцы животных могли меня понять и стали помогать в моей работе, правильно объяснять проблемы с животным и выполнять мои рекомендации»; «ветеринарному врачу надо правильно преподносить информацию владельцу об их животном на доступном языке»; «ветеринарный врач должен быть готов к общению с нервными владельцами животных»; «уметь обращаться с животными и находить подход к их владельцам»; «важен коммуникативный навык для работы в коллективе». Студенты осознают, что коммуникативная компетенция является необходимой характеристикой ветеринарного врача, определяющей его способность вести профессиональную деятельность на основе коммуникации. Студентами выделены такие коммуникативных качества и умения, как языковые и речевые, умения работать с информацией, умения социального взаимодействия, толерантное отношение к владельцам животных, умения работать в команде.

Далее на основе ответов студентов мы смогли установить ключевые характеристики профессионально-коммуникативной идентичности ветеринара. Среди важных коммуникативных качеств чаще всего были указаны следующие: любовь к животным, эмпатия, сочувствие, сострадание, коммуникабельность, эмоциональная устойчивость и выдержка, вежливость, умение слушать, договариваться и находить компромиссы, доходчивость, внимательность и наблюдательность.

На основе анализа научной литературы мы пришли к выводу, что исследователи выделяют два плана формирования профессиональной идентичности: личностный и социальный [10; 11]. В личностном плане происходит развитие коммуникативных характеристик субъекта; в социальном плане через процессы профессиональной социализации субъект осваивает нормы профессиональной коммуникации, формы взаимодействия, профессиональные роли, свойственные определенной профессиональной группе. На этом основании можно выделить этапы формирования профессионально-коммуникативной идентичности: этап личностной коммуникативной идентичности, этап учебно-профессиональной коммуникативной идентичности студентов и этап становления профессионально-коммуникативной идентичности ветеринара. Профессиональная социализации выступает механизмом формирования профессионально-коммуникативной идентичности. Под профессиональной социализацией мы понимаем процесс усвоения студентами существующих в профессии коммуникативных норм, ценностей и форм коммуникативного поведения.

Реализация следующей исследовательской задачи была связана с установлением факторов, способствующих поэтапному формированию профессионально-коммуникативной идентичности ветеринарного врача на основе изучения мнения студентов. В педагогике под фактором понимается существенное обстоятельство или условие, влияющее на процессы воспитания и развития личности. Анализ ответов студентов на вопросы анкетирования позволил нам определить ключевые факторы формирования профессионально-коммуникативной идентичности. На становление личностной коммуникативной идентичности большое влияние оказывает семья и социальное окружение (друзья, одноклассники, сверстники, школьные учителя): «Больше всего на меня повлияло воспитание родителей, мои друзья, учителя школы и преподаватели вуза». Другим воздействующим обстоятельством оказывается учеба в школе и внешкольные занятия: «Скорее всего, большее влияние обеспечило то, что меня отдавали во многие кружки, где нужно было общаться с другими детьми, преподавателями. Также меня часто ставили во главе разных групп»; «…необходимость участия в школьных мероприятиях»; «многочисленные внешкольные кружки, где приходилось общаться со сверстниками, участие в спортивных соревнованиях». Кроме того, студенты многократно отмечали значимость чтения книг в плане развития умения общаться. Обращает на себя внимание ответ студентки, в котором проявляется ценностное отношение к общению: «На развитие моих способностей повлияло то, что я видела в собеседниках ошибки или недочеты в речи или в том, как они выражают свою мысль, после старалась ликвидировать эти ошибки у себя, чтобы в дальнейшем моему собеседнику было комфортнее со мной общаться». Таким образом, опыт школьного периода жизни и семья, а также личность учителя играют ключевую роль в развитии личностных коммуникативных качеств; личность учителя, его коммуникативное поведение служат образцом для подражания, а чтение позволяет развивать речевые умения.

В период обучения в вузе, который сопровождается процессом профессиональной социализации, происходит усвоение обучающимися существующих в профессии коммуникативных норм, ценностей и форм коммуникативного поведения. Большинство студентов указывают, что для этого надо «…как можно больше взаимодействовать с людьми…», «находиться в новых условиях, когда надо проявить свои навыки общения – соревнования, вебинары, конференции, лагеря, летняя практика», «участвовать в конференциях и выступать с презентациями; завязывать контакты со своими будущими коллегами». Для студентов имеет значение общение с теми людьми, «у которых правильно поставлена речь», «хорошо владеющими навыками ораторского мастерства и умениями вести диалог»; «Общение с наставниками, осмысление их профессионального пути помогло мне лучше понять, что я должна делать в жизни». Неоднократно отмечалась важность знания терминологии и умения ее применять в коммуникации: «Ветеринарный врач должен знать терминологию и обладать профессиональной речью». Также были упомянуты организаторские навыки в работе и обучении: «Необходимо ставить цели и достигать их», «планировать свое время», «расставлять приоритеты»; «организовывать коллективную работу», «рационально организовывать свою работу». Кроме того, было отмечено, что важна форма организации учебного процесса в плане направленности на развитие коммуникативных способностей: «Практические занятия в форме взаимодействия и диалога помогают мне развивать мои коммуникативные умения, осваивать терминологию». Таким образом, на формирование учебно-коммуникативной идентичности студентов-ветеринаров оказывают влияние субъект-субъектное взаимодействие в учебном процессе, личность преподавателя – профессионала, организаторские способности и участие в профессионально ориентированных и научных мероприятиях.

На этапе становления профессионально-коммуникативной идентичности происходит осознание своей принадлежности к профессии ветеринара путем принятия системы ценностей, норм и поведения в общении, свойственных данной профессиональной среде. Это происходит в условиях профессиональной деятельности, например во время прохождения производственной практики или стажировки на рабочем месте, когда практикант или стажер приобретает опыт коммуникативного взаимодействия с работниками данной организации и клиентами. Студенты подчеркивают, что на этом этапе важным является «профессиональное взаимодействие с мотивированными работниками», «постоянная коммуникация с членами профессионального сообщества, обмен опытом и знаниями с единомышленниками, участие и посещение конференций, прохождение стажировок», «получение новых знаний в профессиональной деятельности», «чтение профессиональной литературы»; «просмотр телепередач, посвященных работе ветеринарных врачей», «подражание личному примеру наставника». Таким образом, на первый план выходит личность опытного, компетентного профессионала, общение с которым будет вдохновлять на дальнейшее развитие профессионально-коммуникативной идентичности, а также участие в профессионально ориентированных и научных мероприятиях с целью обмена опытом, получения новых знаний и налаживания контактов с коллегами.

Поскольку профессионально-коммуникативная идентичность проявляет себя в личностном и социальном планах, то можно говорить о двух группах факторов ее формирования: личностных и средовых [2]. К личностным факторам относятся индивидуальные характеристики когнитивной, мотивационно-ценностной и поведенческой сфер личности, а средовые факторы включают особенности социальной, образовательной и профессиональной среды, которые оказывают воздействие на формирование профессионально-коммуникативной идентичности. На основе анализа научной литературы и данных анкетирования мы определили факторы формирования профессионально-коммуникативной идентичности ветеринарного врача, представленные в таблице.

Факторы формирования профессионально-коммуникативной идентичности ветеринарного врача

Личностные факторы

Средовые факторы

- Наличие природной предрасположенности к ветеринарной профессии в виде определенных личностных качеств, таких как любовь к животным, эмпатия, эмоциональная устойчивость, отзывчивость, коммуникабельность, др.

- Определенный уровень коммуникативной компетенции.

- Определенный уровень терминологической компетенции.

- Развитые навыки самоорганизации.

- Установка на непрерывное профессиональное развитие

- Личностное влияние преподавателя/наставника.

- Организация субъект-субъектного взаимодействия в учебном процессе.

- Включение в учебный план курсов/модулей, направленных на развитие компетенций профессиональной коммуникации.

- Участие во внеаудиторных профессионально-ориентированных и научных мероприятиях.

- Опыт практической профессиональной деятельности в период обучения

Заключение

Работа посвящена исследованию проблемы профессионально-коммуникативной идентичности ветеринарного врача. На основе анализа научной литературы в области педагогики и психологии и результатов анкетирования студентов ветеринарной специальности было уточнено понятие «профессионально-коммуникативная идентичность ветеринарного врача», которое мы определяем как целостное динамическое личностное образование, включающее совокупность знаний профессионального ветеринарного языка, норм и этикета делового общения, коммуникативное поведение, характеризующееся эмоциональной устойчивостью, взаимосвязь коммуникативных личностных качеств (любовь к животным, эмпатия, отзывчивость, коммуникабельность), а также установок и ценностных ориентаций (направленность на сотрудничество, достижение взаимопонимания), принятых в ветеринарном сообществе, на основе которых субъект отождествляет себя с представителями профессиональной среды. В работе обозначены этапы формирования профессионально-коммуникативной идентичности в процессе профессиональной подготовки, включающие: этап сформированной личностной коммуникативной идентичности, этап формирования учебно-профессиональной коммуникативной идентичности студентов и этап становления профессионально-коммуникативной идентичности ветеринара.

На основе результатов анкетирования определены две группы факторов, способствующих формированию профессионально-коммуникативной идентичности ветеринарного врача: личностные и средовые. Среди личностных факторов выделены природная предрасположенность к ветеринарной профессии, развитые коммуникативная и терминологическая компетенции, навыки самоорганизации и установка на непрерывное профессионально развитие. К средовым факторам мы отнесли личностное влияние преподавателя/наставника, организацию субъект-субъектного взаимодействия в учебном процессе, включение в учебный план курсов/модулей, направленных на развитие компетенций профессиональной коммуникации, участие во внеаудиторных профессионально ориентированных и научных мероприятиях, опыт практической профессиональной деятельности в период обучения.

Формирование профессионально-коммуникативной идентичности – это длительный процесс, который охватывает практически всю жизнь человека, посвятившего себя этой профессии. В период профессионального обучения посредством профессиональной социализации личностная коммуникативная идентичность перерастает в профессионально-коммуникативную. Однако было бы заблуждением считать, что в момент окончания университета выпускник-ветеринар приобретает в полной мере профессионально-коммуникативную идентичность, она будет развиваться в дальнейшем в процессе профессиональной деятельности вместе с накоплением опыта профессиональной коммуникации и благодаря непрерывному образованию. Полученные результаты можно использовать в исследованиях, направленных на решение проблем организации процесса вузовской подготовки ветеринаров с учетом формирования профессионально-коммуникативной идентичности выпускников.