Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

FACTORS FOR THE FORMATION OF THE LEGAL CULTURE OF THE EMPLOYEES OF THE INTERNAL AFFAIRS BODIES

Kanunnikov R.I. 1 Savich I.I. 2
1 Ural Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia
2 Ural Institute of the State Fire Service of the Ministry of Emergency Situations of Russia
The article is devoted to the study of factors influencing the formation of legal culture among employees of internal affairs bodies.The relevance of the research lies in the fact that the external study of legal culture, the analysis of its interaction with other legal manifestations in the life of society is one of the priority tasks facing the state. Especially important in this case is the study of the legal culture of law enforcement officers. The purpose of the article is to determine the factors of formation of legal culture among law enforcement officers. The hypothesis of the study: the study of the factors of formation of legal culture among law enforcement officers will contribute to more effective performance of official activities. It is important to understand that the study of the essence of legal culture, knowledge of the factors of its formation allows us to develop an approach to this process in more detail, contribute to the improvement of methods of influencing the personality of a police officer, timely.
legal culture
legal awareness
moral qualities
factors of formation of legal culture
legal competence
employees of internal affairs bodies

Правовая культура является одной из основ духовной жизни современного общества. Правовая культура неотделима от таких понятий, как право, правосознание, правотворчество, юридическая деятельность. Правовая культура является регулятором взаимоотношений в обществе, ее состояние – это критерий зрелости общества.

Уровень правовой культуры оказывает непосредственное влияние на соблюдение законов, норм, правил, тем самым поддерживая стабильность общественной жизни. Без постоянного совершенствования правовой культуры невозможно построение правового государства в Российской Федерации.

Вопрос формирования правовой культуры в современном обществе стоит достаточно остро. Повышенные требования к правовой культуре предъявляются к сотрудникам органов внутренних дел. По сути, их правовая культура выступает неким мерилом состояния правовых взаимоотношений в обществе.

К органам внутренних дел всегда было приковано особое внимание общества. Оценка деятельности правоохранительных органов является своеобразным маркером состояния правовой культуры, так как профессиональная деятельность сотрудников полиции затрагивает все сферы жизни общества. Вместе с тем важно понимать, что состояние правовой культуры в правоохранительных органах влияет на состояние правовой культуры всего общества.

Цель исследования – определить факторы формирования правовой культуры у сотрудников правоохранительных органов.

Материалы и методы исследования

В данном научном исследовании были использованы: анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования, контент-анализ, синтез, индукция.

Результаты исследования и их обсуждение

В обществе существенно изменились условия профессиональной социализации, произошли социокультурные изменения, повлиявшие на статус сотрудников правоохранительных органов, социальные ценности, нормативную систему, смену моделей профессионального поведения, правовую культуру всего населения и сотрудников органов внутренних дел. Подобная ситуация требует изменений в кадровом обеспечении, разработки и применения новых подходов и методов профессионального отбора, подготовки персонала, психологического сопровождения оперативно-служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел.

Само понятие правовой культуры не является однозначным. В.А. Брутян считает, что правовая культура – это уровень правосознания, совершенство законодательства и юридическая практика [1].

В исследованиях А.Ю. Калинина правовая культура понимается как состояние правосознания и правовых взаимоотношений в обществе [2]. Хотя понятия «правосознание» и «правовая культура» имеют некоторые отличия. Уровень сформированности правовой культуры в обществе позволяет оптимизировать выполнение служебной деятельности сотрудниками полиции, значительно снизить нагрузку, наладить взаимодействие между группами населения.

Традиционно правовую культуру рассматривают в двух аспектах:

1) это система взаимоотношений между людьми;

2) это юридические знания, накопленные обществом.

Соблюдение гражданами законов, норм прямо влияет на состояние законности в обществе, оказывая непосредственное воздействие на разработку законов и их реализацию в правоприменительной деятельности. Поэтому традиционно правовую культуру рассматривают как оценочную и содержательную категории. Оценочная категория позволяет понять состояние правовой культуры в обществе, а содержательная – определяет смысл и состояние нормативно-правовой базы.

Владение правовой культурой позволяет наиболее эффективно решать возникающие юридические конфликты и коллизии, переводить их в правовое русло. Умение решать юридические конфликты в правовом поле и характеризует состояние правовой культуры в обществе. Без учета этих категорий невозможно совершенствование правовой сферы жизни общества. Уровень сформированности правовой культуры в обществе позволяет оптимизировать выполнение служебной деятельности сотрудниками полиции, значительно снизить нагрузку, наладить взаимодействие между группами населения.

И.И. Беседина считает, что правовая культура сотрудников полиции – это уровень профессионального развития, ориентированный на пропаганду общественных ценностей, защиту прав граждан [3].

Правовая культура зависит от понимания сотрудником прав граждан, соблюдения законов, убежденности в правильности и справедливости принимаемых решений, веры в торжество закона и т.д. Поэтому исследуемая нами проблема должна соответствовать требованиям и ожиданиям общества, так как сотрудник органов внутренних дел является для граждан представителем власти, защитником их прав и свобод.

Необходимо помнить, что служебная деятельность сотрудников правоохранительных органов откладывает отпечаток на правовую культуру. Так, правовая культура сотрудников ГИБДД отличается от правовой культуры следователей и т.д.

Вместе с тем существует общая закономерность: уровень правовой культуры сотрудников органов внутренних дел, как правило, выше там, где чаще осуществляется правоприменительная практика.

Для оценки уровня правовой культуры сотрудника полиции необходимо изучить факторы, лежащие в основе ее формирования. По нашему мнению, в число наиболее важных факторов могут входить:

1) уровень правовой образованности;

2) правовой идеологии;

3) социального окружения;

4) уровень правосознания.

Огромное значение приобретает процесс формирования правовой культуры в образовательных организациях МВД России. Формирование правовой культуры в таких образовательных учреждениях зависит от целенаправленной политики в сфере формирования гражданско-патриотического, правового и нравственного воспитания.

Поступающие в образовательные организации системы МВД России абитуриенты имеют романтическое представление о предстоящей деятельности. Во время обучения в образовательных организациях МВД России курсанты сталкиваются не только с изучением специальной техники, законов и нормативно-правовых актов, но и с особенностями их применения в реальных условиях деятельности.

Несомненно, что большинство курсантов стремится к овладению азами будущей профессиональной деятельности, однако есть и те, кто профессионально деформируется и покидает ряды сотрудников органов внутренних дел [4].

Процесс формирования правовой культуры в органах внутренних дел является целенаправленным, предполагает наличие четкого плана и программы. В такой программе должно учитываться наличие нравственно-правового просвещения, формирование ценностных ориентаций, нравственно-правовых убеждений.

В условиях образовательной деятельности в системе МВД России особое значение придается новому знанию, акцент при этом делается на то, чтобы оно дополняло имеющийся опыт сотрудника органов внутренних дел. Учебный материал подбирается специально под изучаемые проблемы, с обязательным подкреплением представления о нравственных качествах в сочетании с изучением аспектов профессиональной деятельности.

В связи с этим образовательным организациям МВД России необходимо отказаться от выпуска дипломированных сотрудников, имеющих низкий уровень правовой культуры, несмотря на высокие показатели теоретических экзаменов. Оценка правовой культуры может быть дополнена учетом таких показателей, как дисциплинарная карточка, служебная характеристика, что, в свою очередь, позволяет определить его способность эффективно защищать права и свободы граждан в процессе служебной деятельности.

Для повышения уровня правовой культуры курсантов к процессу воспитания привлекаются и представители духовенства. Религиозные убеждения во многом определяют ценностные ориентации личности, в определенных ситуациях это служит источником мотивации для сотрудников правоохранительных органов, что позволяет ставить перед собой социально ожидаемые цели, решать задачи, соответствующие высоким моральным и нравственным принципам.

Правовая идеология является одним из системообразующих факторов формирования правовой культуры. Правовая идеология – это наличие взглядов, убеждений, сформированных у сотрудников органов внутренних дел в процессе реализации полученных знаний в правоприменительной деятельности [5].

Для принятия мер, позволяющих задействовать механизмы правовой идеологии в образовательных организациях, необходимы соответствующие указания, выработанные на государственном уровне. По своей сути – это система правовых основ жизни общества, целенаправленно формируемая у всех граждан, в том числе и у сотрудников органов внутренних дел. В наши дни такая работа проводится в рамках государственно-правового информирования, в котором осуществляется разъяснительная работа по соответствующей теме.

В процессе формирования правовой культуры нельзя все сводить к информированию о том, как нужно вести себя на службе, в общественных местах, во время отдыха и в других ситуациях. Для этого есть немало других педагогических форм: традиции, праздники, обычаи, обряды, церемонии, ритуалы. Они определяют характер жизнедеятельности и морально-психологическую атмосферу, индивидуально-психологическое состояние, формируют внутреннее убеждение в правильности своих действий и поступков.

По мнению Б.А. Татару, важным фактором формирования правовой культуры у сотрудников правоохранительных органов является социальное окружение. Характер взаимоотношений, степень коллективной сплоченности и взаимовыручки, традиции являются основой для формирования правовой культуры. Установлено, что они в значительной степени влияют на уровень правовой культуры сотрудника органов внутренних дел. Ведь всем известно, что именно социальное окружение определяет мировоззрение человека. В сложных же ситуациях сотрудник правоохранительных органов должен быстро ориентироваться, своевременно прийти на помощь пострадавшему, принять в сложной жизненной ситуации правильное и взвешенное решение [6].

В исследованиях И.И. Семчук доказывается, что в процессе выполнения служебной деятельности межличностные отношения выстраиваются на основе формальных и неформальных связей. Складывающаяся психологическая атмосфера либо способствует усвоению норм права, либо приводит к нарушению формирования правовой культуры. Декларируемые служебным коллективом ценности во многом становятся определяющими для усвоения норм права и формирования правовой культуры [7].

Ценностные ориентации семьи, отношение каждого из членов семьи оказывают непосредственное воздействие на уровень правовой культуры. Не последнее место в формировании правовой культуры отводится и друзьям, знакомым, уровень правовой культуры которых влияет на уровень правовой культуры сотрудника правоохранительных органов.

Любые правоотношения, в которые вступает сотрудник полиции, преломляют полученные теоретические знания с конкретной ситуацией и приводят к формированию субъективного понимания правовой культуры. Особая роль при этом принадлежит эмоциональному подкреплению. В связи с этим необходимо учитывать и то, что различного рода эмоциональные состояния позволяют проявлять различные переживания по отношению применения тех или иных законов. Такие переживания проявляются в виде радости, удовлетворения в отношении справедливых законов и правомерного их применения, или же появляется чувство недовольства, беззащитности, беззакония.

Недостаточная подготовленность кадрового состава, напряженность и интенсивность служебной деятельности, низкий уровень моральной и нравственной устойчивости и ряд других причин являются основополагающей проблемой недостаточной работы по формированию правовой культуры у сотрудников правоохранительных органов.

Подкрепленная эмоциями правовая мораль у сотрудников полиции постепенно трансформируется в правовые убеждения. Правовые убеждения преломляются через взаимодействие с окружающими, через их нравственные представления о справедливости законов и норм общественной жизни. Индивидуальный опыт в сочетании с мнением социального окружения о нормах права позволяет сотруднику правоохранительных органов оценить эффективность действующих законов и стремление к их выполнению, что, в свою очередь, является основой формирования правовой культуры [8].

Правосознание сотрудника правоохранительных органов ориентировано на понимание сути служебной деятельности. Влияние норм права на служебную деятельность способствует изменению в правосознании, приводящему затем к смене системы ценностей [9].

По мнению О.А. Ветровой, особенности правосознания полицейских, как правило, формируются в ходе выполнения профессиональной деятельности. К ним чаще всего относят профессиональные знания, умения и навыки, правовые убеждения, эмоциональное отношение к нормам права, правовую культуру [10].

Необходимо понимать, что особенности правосознания не являются раз и навсегда сформированными. Очень часто под влиянием различных средовых факторов происходят незаметные для окружающих изменения в правосознании.

Деформационные изменения приводят к тому, что сотрудник полиции рассматривает свою служебную деятельность в русле возможности извлечения максимальной личной выгоды. Искажение правосознания в процессе выполнения профессиональной деятельности приводит к тому, что сотрудник полиции полностью погружается в формализм и перестает видеть смысл своей деятельности, возникает отсутствие веры в нормы закона [11]. Руководству образовательных учреждений МВД России и территориальных органов важно отслеживать смену ценностных ориентаций и мотивации сотрудника полиции. Важным моментом нарушения правовой культуры сотрудниками органов внутренних дел выступает такой фактор, как негативное воздействие продолжительного взаимодействия с гражданами, ведущими асоциальный образ жизни.

Довольно часто сотрудники правоохранительных органов могут перенимать у них представления о нормах права, что в последующем негативно сказывается на уровне правосознания сотрудников органов внутренних дел. Необходимо не допускать проявлений черствости, равнодушия, формализма со стороны сотрудников органов внутренних дел и в отношении граждан.

Вместе с тем в процессе формирования правовой культуры сотрудников органов внутренних дел нужно выявлять и искоренять те изъяны, которые создают одну из предпосылок совершения ею правонарушений. Контролирующие органы, которые занимаются данной проблемой, также могут быть подвержены нарушениям правосознания, тем самым создавая еще более тяжелые последствия для формирования правосознания и правовой культуры в целом у сотрудников полиции. Очень часто под влиянием различных средовых факторов происходят незаметные для окружающих изменения в правосознании, что в последующем отражается на состоянии правовой культуры в целом.

Таким образом, знание факторов формирования правовой культуры сотрудников полиции будет способствовать повышению эффективности учебного процесса образовательных организаций, успешности подготовки к служебной деятельности, станет гарантом дисциплинированности во внеслужебное (личное) время.

Создание в служебной деятельности и семейной жизни сотрудника органов внутренних дел социокультурного образовательного пространства позволит повысить уровень правовой культуры и обеспечит успешность в профессиональной деятельности.