В настоящее время добровольчество становится значимой тенденцией социальной реальности современной России. Этот тезис подтверждается тем, что в основополагающих стратегических документах: Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, указе Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2020 года» (Указ № 204, май 2018 г.), Стратегии развития молодежи Российской Федерации на период до 2025 года – данному вопросу уделено значительное внимание. Посредством добровольчества происходит трансформация концепции общественного устройства и уход от «общества потребления» к «обществу всеобщего деятельностного участия». Примерно 20 % взрослого населения в мире являются волонтерами. В последние годы предприняты ряд последовательных шагов по поддержке волонтерской деятельности со стороны государства, в том числе: в 2014 г. основана Ассоциация волонтерских центров России (АВЦ); в 2016 г. учрежден Экспертный совет по развитию добровольчества; в декабре 2016 г. Агентством стратегических инициатив разработан стандарт поддержки волонтерства в регионах; в декабре 2016 г. Президент России В.В. Путин в Послании Федеральному собранию РФ заявил о необходимости «снять все барьеры для развития волонтерства». По поручению главы государства Общественной палатой РФ и Агентством стратегических инициатив был разработан План мероприятий по развитию волонтерского движения в Российской Федерации; в 2017 г. учрежден День добровольца (волонтера), а 2018 г. был объявлен Годом добровольца (волонтера); в 2018 г. в отношении основных базовых понятий в сфере волонтерства внесены изменения в федеральный закон «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)»; в 2018 г. утверждена Концепция развития добровольчества (волонтерства) в Российской Федерации до 2025 года, в которой содействие развитию и распространению волонтерской деятельности отнесено к числу приоритетных направлений социальной и молодежной политики; создан единый информационный ресурс «Добро.ру»; сформированы региональные ресурсные центры, являющиеся ключевыми звеньями в цепочке создания инфраструктуры добровольчества в регионах; активное вовлечение молодежи в волонтерскую деятельность отражено в планах Федерального агентства по делам молодежи (Росмолодежь); в марте 2020 г. создан проект #МыВместе, направленный на добровольческую деятельность в условиях пандемии коронавируса.
Материалы и методы исследования
В процессе исследования преимущественно применялись теоретические методы, такие как анализ, обобщение, синтез, а также эмпирические методы, к которым относятся наблюдение, качественное сравнение, эксперимент.
В современных условиях добровольчество является ресурсом развития социально-экономической сферы стран и регионов. Это подтверждают данные многих исследований. Вклад волонтеров в мировой ВВП оценивается в 2,4 %. В ряде зарубежных стран с долговременным опытом системной государственной поддержки развития добровольчества вклад волонтерской деятельности в валовой внутренний продукт (ВВП) составляет более 1,5–3 %, тогда как в России этот показатель по оценкам специалистов менее 0,1 % [1, 2]. Ресурс добровольческого труда сегодня привлекает особое внимание государства, а проблема измерения этого ресурса и его эффективности является актуальной в связи с необходимостью обоснования мер по государственной поддержке добровольчества и последующей оценки хода реализации принятых в этой области решений [3]. Волонтерская деятельность имеет существенный общественный интерес и резонанс.
Волонтерская деятельность (добровольчество) – это общественная работа, круг деятельности которой включает в себя предоставление услуг на официальном уровне. Она осуществляется обязательно на добровольной основе на благо общественности и без расчета на денежное вознаграждение.
Численность российских волонтеров оперативно и достоверно оценить сложно, так как волонтеры занимаются данной деятельностью неофициально и нигде не регистрируются [4].
В 2019 г. Росстат оценивал среднесписочную численность добровольцев, участвующих в деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций, более чем в 4 млн чел. По данным Агентства стратегических инициатив, стоимость ресурсов добровольного труда в некоммерческом секторе оценивается в 14,5 млрд руб., немногим более 15 % населения участвуют в волонтерском движении, 50 % населения готовы участвовать [5]. В Рязанской области в 2019 г. около 10 % населения были вовлечены в добровольческую деятельность, около 40 % населения были готовы принимать участие в деятельности такого рода.
Анализ социально-экономических условий волонтерской деятельности в регионах России экспертами Агентства стратегических инициатив выявил, что ключевыми барьерами развития волонтерства в регионах России до сих пор остаются: инфраструктурные барьеры, связанные с ограничением доступа к материально-техническим средствам для проведения мероприятий волонтерской деятельности; отсутствие льготного налогового режима операций по оплате проезда и питания волонтеров организаторами волонтерской деятельности; ограничения для участия волонтеров в конкурсах субсидий для социально ориентированных некоммерческих организаций; недостаточная информированность жителей регионов о возможностях участия в активностях такого рода.
В 2020 г. группой исследователей проведен онлайн-соцопрос среди волонтеров из регионов ЦФО методом целевой выборки. Преимуществом выбранного метода в данном исследовании являлся наиболее эффективный способ рекрутирования респондентов, состоящих в волонтерских организациях (для прохождения онлайн-опроса рекрутирование респондентов производилось через волонтерские организации). Сами волонтеры из регионов ЦФО по итогам проведенного в 2020 г. соцопроса (n = 3000) к ключевым проблемам в организации волонтерской деятельности в регионах относят: слабый интерес и низкую мотивацию к волонтерской деятельности со стороны населения (60,36 % опрошенных); недостаточную поддержку со стороны органов власти (44,18 %); неразвитую инфраструктуру волонтерских организаций (24,96 %); проблемы организационно-технического характера в проведении волонтерских мероприятий (23,75 %); недостаточную доступность информации о региональной волонтерской деятельности (20,88 %) [6].
Оценка вклада добровольчества является важным компонентом в системном развитии волонтерства. Это представляется важным с целью обоснования мер по государственной поддержке добровольчества и последующей оценки хода реализации принятых в этой области решений. Однако в настоящее время стандартной методики оценки волонтерского труда не разработано. В действительности создание унифицированной системы – процесс сложный в связи с тем, что результат, созданный волонтерским трудом, соединяет в себе, как правило, и социальные, и экономические результаты.
Одним из показателей вклада добровольчества в социально-экономическую сферу является количество часов, которые волонтеры тратят на добровольческую деятельность. По данным Агентства стратегических инициатив в 2018 г. добровольцы в России тратили в среднем в месяц 7,8 ч, тогда как в 2021 г. этот показатель вырос уже до 42,7 ч.
Социально-экономические эффекты реализации стандарта поддержки добровольчества в регионах РФ имеют краткосрочную и долгосрочную перспективу. В краткосрочном периоде наблюдается консолидация имеющихся ресурсов поддержки общественных инициатив, снятие регламентов и барьеров при создании правовых и организационных условий поддержки добровольчества, а также взаимодействия волонтеров и власти, волонтеров, некоммерческих организаций, популяризация добровольчества, распространение информации о программах подготовки волонтеров, организаторов волонтерской деятельности. В долгосрочном периоде появляются условия для увеличения доли населения региона, вовлеченного в добровольчество, числа благополучателей, получающих помощь добровольцев, и (или) объема их услуг, равный доступ всех возрастов к возможностям добровольчества, объединение ресурсов бизнеса, некоммерческих и образовательных организаций в реализации совместных добровольческих программ на базе государственных и муниципальных учреждений и добровольческих центров, повышение доверия граждан к некоммерческому сектору, а также дополнительный ресурс для развития социально-ориентированных некоммерческих организаций, повышение эффективности организации добровольческой деятельности [7].
Внедрение стандарта АСИ в регионах РФ свидетельствует об эффективности вовлечения населения в добровольческую деятельность. Грамотные управленческие решения в Рязанской области дали положительный результат в развитии добровольчества. Рязанская область в рейтинге регионов ЦФО по числу волонтеров на 1000 чел. населения показала значительную динамику по показателю вовлеченности населения в добровольчество в ЦФО: с 11 места в 2016 г. до 1 места в 2019 г.
Согласно данным Росстата, имеет место территориальная дифференциация числа добровольцев в России в разрезе федеральных округов: например, уже в 2017 г. численность добровольцев в расчете на 1000 чел. населения достигала максимального значения в Центральном федеральном округе (ЦФО) – 30,2; в настоящий момент Центральный федеральный округ по-прежнему лидирует. При этом Рязанский регион в 2017 г. занимал 9 место, в 2019 г. – 1 место среди регионов ЦФО по числу волонтеров на 1000 чел. населения, что говорит о положительной динамике и высокой вовлеченности населения региона в добровольческую деятельность. На наш взгляд, значительный вклад в эффективность работы региональных центров добровольчества регионов вносит участие в этой деятельности образовательных организаций разного уровня (школы, СПО, вузы). Так, в Рязанском регионе, занимающем лидирующие позиции по развитию волонтерства в ЦФО, значительно развито волонтерское движение в образовательных организациях высшего образования, в частности в Рязанском государственном университете имени С.А. Есенина (23 волонтерских отряда, более 700 чел. – студенты и работники университета – принимают участие в добровольческой деятельности на регулярной основе ежегодно).
В целях оценки вклада добровольческой деятельности в социально-экономическое развитие региона в период с 10 по 20 февраля 2022 г. был проведён опрос в форме онлайн-анкетирования жителей Рязанской области. Опрос проводился в удаленном режиме с целью исключить непосредственный контакт с респондентом. В процессе сбора первичной социальной информации было получено 2367 анкет на основе опросника, размещенного на платформе Google Forms. В исследовании приняли участие учащиеся школ, студенты учреждений среднего профессионального и высшего образования, работающие граждане, пенсионеры, руководители и представители бизнес-компаний, некоммерческих организаций, государственные служащие – население в возрасте от 17 до 65 лет.
Результаты исследования и их обсуждение
Опрос показал, что у волонтерства в регионе «женское лицо». Так, 76,3 % опрошенных составляют женщины, 23,7 % – мужчины, 40,7 % принявших участие в исследовании – граждане в возрасте от 17 до 22 лет, 24,3 % – граждане в возрасте от 21 до 25 лет, 14,6 % – подростки до 17 лет, 10 % – граждане в возрасте от 26 до 35 лет, 10,4 % – граждане от 36 до 50 лет. 49,8 % опрошенных считают, что волонтерами чаще становятся студенты, а 41,2 %, считают, что школьники. Подавляющее большинство опрошенных, а именно 87,9 %, имеют друзей или знакомых, которые являются волонтерами, однако назвать себя волонтером могут только 40,1 %. При этом 85,8 % респондентов оказывают помощь людям, 65,4 % из них – не систематически. В среднем в течение недели 84,1 % опрошенных готовы тратить от 1 до 4 ч на волонтерскую работу, 12,1 % от 4 до 8 ч.
Приблизительно равное количество опрошенных принимает участие в разных видах волонтерства: помощь пожилым и ветеранам (48,8 %), помощь животным (40,1 %), экологические акции и благоустройство территорий (41,9 %), помощь в организации и проведении культурно-просветительских проектов и мероприятий (39,4 %). В среднем по 20 % занимаются оказанием помощи детям-сиротам, больным людям, людям в ЧС, донорством, помощью в восстановлении и сохранении культурного наследия, спортивным волонтерством, и всего 9,3 % не желают оказывать помощь.
Среди тех, кто принял участие в исследовании, 62,3 % положительно оценивают свою деятельность как волонтера. Условия для занятия волонтерской деятельностью в Рязани и Рязанской области также подавляющее большинство (78,2 %) оценили положительно, 37,4 % из них отметили хорошие условия. Что касается существующих проблем развития волонтерского движения, были отмечены такие, как слабый интерес и низкая мотивация со стороны населения (53,6 %), слабая информированность населения о волонтерской деятельности (42,9 %), недостаточная поддержка со стороны органов власти (29,8 %), проблемы организационно-технического характера при проведении волонтерских мероприятий (22,8 %), 17,6 % отмечает отсутствие проблем. Подавляющее большинство считает, что легче всего участвовать в волонтерской деятельности через волонтерские (69,9 %), благотворительные (50,9 %) организации и социально-ориентированные некоммерческие организации (22,5 %).
В исследовании использовалась также анкета для организаций. Приняли участие в опросе 26 организаций, представляющих государственный, коммерческий и некоммерческий сектор. Среди них учреждения культуры, образования, социальной защиты населения, бизнес-организации – участники Ассоциации молодых предпринимателей Рязанской области, социально-ориентированные некоммерческие организации региона. Труд волонтеров востребован в некоммерческих и государственных организациях. Привлекают добровольцев на системной основе некоммерческие организации – более 50 %, государственные организации – более 40 %.
Заключение
В данном анализе представлены результаты исследования проблемы вклада волонтерства в социально-экономическое развитие Рязанского региона. Авторы провели мониторинг на основе открытых данных о волонтерской деятельности России и Рязанского региона, что позволило оценить этот вклад как со стороны жителей региона, так и со стороны государственных и бизнес-организаций, некоммерческих организаций. Результаты проведенного исследования обосновывают положительное влияние внедрения стандарта поддержки добровольчества в Рязанском регионе на развитие и эффективность волонтерской деятельности. Кроме того, подтверждено, что вопрос инфраструктурной поддержки развития добровольчества является наиболее актуальным в повышении эффективности вклада волонтерства в социально-экономическое развитие региона.
Стоит заметить, что приведенные данные не являются точными, так как имеются барьеры для учета всей добровольческой деятельности, так как многие участники волонтерства не регистрируют оказываемые ими услуги и, соответственно, не фиксируют результаты проведенной работы.
Данное исследование носит поисковый характер, многие вопросы остались за его рамками. Однако уже сейчас можно сказать, что волонтерская деятельность является новым эффективным ресурсом развития как общества в целом, так и каждого человека в отдельности.