Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

MODERN APPROACHES TO THE MANAGEMENT OF ETHNO-ORIENTED ACTIVITIES OF AN EDUCATIONAL ORGANIZATION

Iksanova L.G. 1
1 Mari Republican College of Culture and Arts named after I.S. Palantay
The article considers modern approaches to the management of ethnooriented activities of an educational organization: systemic, process, activity, program-target, situational, self-organizing, reflexive-innovative, research, optimization, human-centered, behavioral, meaningful and integrative. The main and additional approaches are identified, as well as the managerial approach “by goals and results”, which is the basis of the developed structural and functional model of management of ethnooriented activities of an educational organization, is considered in detail. The model is a set of interrelated components: methodological, targeted, informational-analytical, substantive, organizational-activity and control-evaluation, each of which has a functional purpose and provides for the solution of specific tasks aimed at developing solutions, organization, control, regulation of ethno-oriented activities. The basic approach of “management by goals and results” means that in the developed management model, the director is engaged in the organizational activities of his subordinates in such a way as to implement the goals set to achieve maximum results through the impact of managerial functions. To achieve the set goals, the director reveals to all participants of educational relations the personal benefit from the achieved result with the help of simple and profitable solutions, which motivates the entire team. Taking into account the theoretical provisions considered in the article, the analysis of the use of modern approaches to the management of ethnooriented activities of an educational organization is carried out and examples from the experience of the teaching staff of the National Presidential Boarding School on the use of basic approaches to the management of ethnooriented activities are given. At each stage and in general, one or another approach to the management of ethno-oriented activities is applied, aimed at the final result associated with the full satisfaction of the language rights of students and their ethno-cultural needs. The change of the modern educational paradigm provides for the application of various approaches to the management of ethno-oriented activities of an educational organization both separately and comprehensively. The tested approaches have shown an increase in the quality of ethnocultural activities, which indicates the effectiveness of the applied approaches aimed at updating the content of ethno-cultural education.
educational organization
ethnooriented activity
management
modern approaches
structural and functional model

«К числу основополагающих принципов государственной политики в сфере образования относятся обеспечение единства образовательного пространства на территории страны, сохранение и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства» [1]. Выполняя государственный заказ, согласно ФЗ-273 «Закон об образовании в Российской Федерации», руководство образовательной организации в целях удовлетворения языковых прав и этнокультурных потребностей обучающихся проводит этноориентированную деятельность. Проблема ее управленческого обеспечения на современном этапе развития образования является одной из актуальных, поэтому конкретизация содержания этноориентированной деятельности в отношении анализа и обоснованного подтверждения эффективности применения современных подходов к ее управлению способствует упорядочению и обогащению терминологического аппарата современной педагогической науки. Учитывая, что управлением является процесс целенаправленного воздействия, в ходе которого происходит согласованная совместная деятельность всех участников образовательных отношений, то для эффективного результата следует выбрать наиболее правильный подход к управлению этноориентированной деятельностью образовательной организации. «В зависимости от того, насколько точно подобраны подходы, будет расти результативность» [2].

Сегодня в педагогической науке определены как эффективные следующие современные подходы к управлению образовательной организацией: системный, процессный, деятельностный, программно-целевой, ситуативный, самоорганизационный, рефлексивно-инновационный, исследовательский, оптимизационный, человекоцентрический, поведенческий, содержательный и интегративный. Использование выявленных подходов, совершенствование форм и методов управления, обоснование показателей эффективности системы управления этноориентированной деятельностью образовательной организации содействуют эффективному решению разрабатываемой проблемы. Эффективная и качественная этноориентированная деятельность возможна только в том случае, если выбраны какие-либо основополагающие методологические подходы. «Исторический анализ развития науки управления позволяет выявить три наиболее общих подхода в теории управления – процессный, системный и ситуативный» [3]. Несомненно, в основе управления этноориентированной деятельностью образовательной организации лежат общие концепции управления, в том числе раскрывающие основные подходы к управлению (Г. Ганта, Ф. и Л. Гильбрет, Ф. Тейлор, А. Файоля, А. Маслоу, Э. Мэйо, М.-П. Фоллет и др.). Такие отечественные ученые, как Ю.А. Конаржевский, М.М. Поташник, П.И. Третьякова, Т.И. Шамова, и другие исследователи в своих трудах указывают на эффективность тех или других управленческих подходов для достижения как целей образования, так и целей развития организации.

Нами в Национальной президентской школе-интернате была исследована проблема применения современных подходов к управлению в разработанной и апробированной «модели управления деятельностью ОО по УЯПиЭПО» [4, с. 80] (по удовлетворению языковых прав и этнокультурных потребностей обучающихся), которая представляет совокупность взаимосвязанных компонентов: методологического, целевого, информационно-аналитического, содержательного, организационно-деятельностного и контрольно-оценочного, каждый из которых имеет функциональное назначение и предусматривает решение конкретных задач, направленных на выработку решений, организацию, контроль, регулирование этноориентированной деятельности. На каждом этапе и в целом применяется тот или другой подход к управлению этноориентированной деятельностью, направляемый на конечный результат, связанный с полным удовлетворением языковых прав обучающихся и их этнокультурных потребностей. Смена современной образовательной парадигмы предусматривает применение различных подходов к управлению этноориентированной деятельностью образовательной организации как отдельно, так и комплексно.

Изучив основные характеристики современных подходов, мы выделили основные и дополнительные. Одним из основных является системный подход, так как лучшим образом позволяет достичь желаемых результатов. В образовательной организации строится единая система управления, состоящая из взаимосвязанных и взаимодействующих между собой отдельных ее компонентов. Учитывая, что образовательная организация является открытой системой, активно взаимодействующей с внешней средой, развивающейся и постоянно приобретающей новые свойства, управление на всех уровнях организации сосредотачивает своё внимание на процессе принятия решений. Свойства открытости и функциональности, целостности и целенаправленности системного подхода рассматривают в своих работах В.Г. Афанасьев, Ч. Барнард, В.П. Беспалько, Ю.А. Конаржевский, М.М. Поташник, П.И. Третьяков и др.

Деятельностный подход к управлению позволяет рассматривать управление особым видом деятельности, имеющим цель, средства, процесс, результат, и устанавливать уровень целостности системы ОО, помогая коллективу педагогов реализовать мотивационную основу деятельности. В.В. Давыдов, Н.П. Кузьмина, В.Д. Шадриков, Т.И. Шамова и другие отечественные ученые отмечают эффективность системно-деятельностного подхода.

Управление этноориентированной деятельностью, являясь целостным процессом руководства, планирования, организации и контроля, характеризуется процессным (функциональным) подходом. Управление направляется по заданным образцам не на конечный результат, потому что по отношению к субъекту, который развивается в данности, подобного стандарта быть не может, а направляется на этноориетированную деятельность, так как это основной процесс, а также на создание условий для раскрытия, реализации и развития личностного потенциала всех участников образовательных отношений. Процессный подход исследовался такими учеными, как М. Альберт, Э. Деминг, Д. Джуран, М. Мескоп, А. Файоль, А. Фейгенбаум, Ф. Хедоури, В. Шухарт, Г. Эмерсон.

Для достижения целей ОО с использованием конкретных приемов и концепции в определенных конкретных ситуациях помогает ситуативный подход при концентрации различных ситуаций внутри образовательной организации в ее взаимодействии с другими организациями. Ситуативный подход изучен Т. Бернсом, Н.В. Кухаревым, М.М. Поташником, В.С. Решетько, П.И. Третьяковым и др. Мы видим значимые ситуации и их влияние на эффективность этноориентированной деятельности в рамках разработанной структурно-функциональной модели управления, которая соответствует меняющимся условиям этнокультурной среды.

Принимаемые управленческие решения обосновываются исследовательским подходом, который требует объективности в оценке информации и доказательности выводов, принимаемых администрацией. Необходимость исследовательского подхода подтверждают Н.В. Кузьмин, М.М. Поташник, П.И. Третьяков и др.

В связи с большим объемом, разнородностью управленческого процесса, инновационностью достижение результатов требует рациональных управленческих временных затрат, что обеспечивается оптимизационным подходом. Системность, соотношение конкретности и меры, выполнение функций диагностирования, конструирования, прогнозирования рассмотрены Ю.А. Конаржевским, Р.Л. Кричевским, В.И. Симоновым, Т.И. Шамовой и др.

Оказывать уважение личности обучающегося каждой национальности, доверять и уделять внимание развитию этнокультурной личности, создавать ситуации ее успеха помогает человекоцентрический подход. Координирующая функция и мотивационная функция управления проявляются в коммуникативном взаимодействии, а также при принятии и реализации необходимых решений. Важно в рамках создания в ОО этнокультурной среды создать благоприятный социально-психологический климат и стимулировать этноориентированную деятельность всех субъектов образовательных отношений, что подтверждается исследованиями Ю.А. Конаржевского, В.С. Лазарева, П.И. Третьякова, И.К. Шалаева, Т.И. Шамовой и др.

Содержательный подход исходит из классификации направления деятельности директора (зависит от того, к какому виду относится ОО и какая у конкретной управленческой деятельности специфика): нормативно-правового, кадрового, организационно-методического, информационного и материально-технического обеспечения. М.И. Кондаков, С.В. Савинова, Е.П. Тонконогова и другие ученые в своих трудах исследовали данный подход. В этноориентированной деятельности ОО учитель выступает как субъект, реализующий намеченные цели и задачи, связанные воспроизводством и передачей обучающимся этнической культуры. Педагоги постоянно работают над своим профессиональным ростом, поэтому Программа повышения квалификации учителей, решающих задачи этнокультурного образования обучающихся, является центральным вопросом во внутришкольном процессе управления. Главная задача – создание условий для профессионального и личностного саморазвития педагога, носителя и транслятора этнокультурных знаний.

Современная форма управления по результатам обеспечивает согласованную этноориентированную деятельность всех членов организации, направленную на достижение ключевых результатов функционального характера (высокий уровень духовно-нравственного развития обучающихся, удовлетворенность реализацией языковых и этнокультурных потребностей, полное раскрытие их личностного потенциала, развитость стремления к непрерывному образованию, трудолюбие, активная жизненная позиция). Данный подход раскрыт в трудах К.К. Белой, Э. Водтилайнен, Т. Санталайнен, П.И. Третьякова и др.

Главный эффективный подход – «управление по целям и результатам», который означает, что в разработанной управленческой модели директор занимается организационной деятельностью своих подчиненных таким образом, чтобы осуществить поставленные цели на достижение максимальных результатов через воздействие управленческими функциями (для достижения поставленных целей директор раскрывает всем участникам образовательных отношений личную выгоду от достигнутого результата с помощью простых и выгодных решений). Поставленная цель по этноориентированной деятельности руководителем достигается способом влияния на участников следующими мерами: своевременной необходимой поддержкой, устранением помех и недостатков, направленным в нужное направление наставничеством, формированием потребности к достижению цели. Данный подход во взаимосвязи с управлением по результатам сегодня на практике является самым продуктивным и применяется многими руководителями образовательных организаций.

К дополнительным подходам к управлению этноориентированной деятельностью можно отнести интегративный, программно-целевой, самоорганизационный (синергетический), рефлексивный, рефлексивно-инновационный, поведенческий, применяемые в управлении ЭД ОО.

Цель исследования – на основе управления этноориентированной деятельностью Национальной президентской школы-интерната через разработанную модель управления обосновать необходимые подходы к управлению, обеспечивающие высокие результаты.

Материалы и методы исследования

Изучение литературы, педагогический и управленческий опыт автора статьи, анализ нормативно-правовых, в том числе локальных, актов и документов по образовательной деятельности.

Результаты исследования и их обсуждение

Так, опираясь на вышеизложенное, следует сделать вывод о том, что данная тема тесно связана с реализацией управленческой деятельности с использованием современных подходов к управлению образовательной организации в целом и её этноориентированной деятельности. Поликультурный состав субъектов образовательной деятельности «диктует» создание этнокультурной модели с гибкой образовательной системой, способной к развитию». Представленные в исследовании материалы внедрены в образовательный процесс Национальной президентской школы и могут служить основанием для поиска и апробации новых подходов к управлению ЭД. Разработанная модель управления ЭД ОО, фрагмент которой представлен на рис. 1, внедрена в управленческую деятельность Национальной президентской школы-интерната.

Национальная президентская школа-интернат по договору сетевого взаимодействия реализует образовательную программу с Национальной президентской школой искусств, т.е. образовательная деятельность является единой, данное взаимодействие представлено на рис. 2.

missing image file

Рис. 1. Фрагмент Модели управления этноориентированной деятельностью образовательной организации

missing image file

Рис. 2. Модель взаимодействия ГБОУ РМЭ «Национальная школа-интернат» и ГОУ ДО РМЭ «Национальная президентская школа искусств»

Взаимодействие школы-интерната со школой искусств помогает реализовать совместные образовательные программы, создавать благоприятную этнокультурную среду, раскрывающую потенциальные возможности каждого обучающегося (программы «Национальная музыка», «Национальные танцы», «Национальные виды декоративно-прикладного искусства», «Национальные мотивы в художественном творчестве» и др.). Привлечение родителей и социальных партнеров к совместному осуществлению проектов «Этноуголок», «Писатели и поэты Марий Эл», «Школьный краеведческий музей», «Этнопоход» и другим видам этноориентированной деятельности стало возможным благодаря использованию современных управленческих подходов. Результатом могут послужить выполнение совместного проекта с ГБОУ г. Москвы «Школа № 138» о всестороннем и эффективном сотрудничестве по использованию образовательного потенциала сторон и развитии системы образования (2017), участие в совместном выполнении научно-исследовательских работ с ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет»: «Разработка концепции и стратегии развития этнографического туризма как фактора гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи» (2016–2019) и «Русский язык» (2017–2018) и др.

Исследование проводилось в соответствии с Уставом ГБОУ РМЭ «Национальная президентская школа-интернат» (от 19 июня 2018 г. № 574), ООП НОО ГБОУ РМЭ «Национальная президентская школа-интернат» (от 30 августа 2019 г. № 87) и ООП ООО ГБОУ РМЭ «Национальная президентская школа-интернат» (от 25 августа 2015 г. № 101). Результаты исследования докладывались на заседаниях кафедры дошкольной и социальной педагогики ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет», обсуждались на учебно-методических семинарах и педагогических советах в ГБОУ Республики Марий Эл «Национальная президентская школа-интернат», на научно-практических конференциях международного, федерального и регионального уровней. Автором работы написаны статьи: «Опыт работы Национальной президентской школы по этнокультурному образованию детей» (2017), «Деятельность образовательной организации по обеспечению языковых прав и этнокультурных потребностей обучающихся: управленческий подход» (2017), «Система управления деятельностью образовательной организации по обеспечению языковых прав и этнокультурных потребностей: структурно-содержательные компоненты» (2018) и др.

Заключение

Таким образом, из представленных подходов к управлению в управлении этноориентированной деятельностью ОО возможно использование одного или нескольких современных подходов в комплексе или отдельно в соответствии с целями, поставленными перед коллективом. Это подтверждается проведенным нами анализом опыта работы Национальной президентской школы-интерната.

Эффективность управления этноориентированной деятельностью образовательной организации как сложного многогранного процесса четкого определения целей и задач этнокультурного развития обучающихся требует выбора оптимальных подходов к управлению для совершенствования данной деятельности и высоких результатов. В общем, «эффективное управление организацией неразрывно связано с пониманием ключевых понятий и представлений о подходах к управлению» [5].

Теоретическая и практическая значимость состоит в возможности использования научно-теоретических положений и выводов в практике образовательных организаций с поликультурным составом.